Значение детских рисунков в психологии: Детские рисунки: значение и интерпретация. Психология.

Психология детского рисунка: значение цвета, представление семьи

Детки не всегда могут рассказать родителям все, что происходит в их душе. И это не зависит от того насколько доверительные ваши отношения с малышом. Все переживания своего чада можно узнать, проанализировав его рисунок.

Вот ребёнок немного порисовал – работа готова. Как же понять, что она означает? Как раздобыть информацию скрытую в изображении? Для этого необходимо знать несколько важных деталей.

Анализ детского рисунка

Совет: Анализировать детские рисунки можно начинать, когда малышу уже исполнилось как минимум 4 года. К этому возрасту они обретают смысл.

Методика проведения самостоятельного анализа по шагам. Как расшифровать детский рисунок. Психология детского рисунка.

Особенности восприятия цветов

Важной составляющей выполненной работы являются цвета, которые он использует. Как правило, детишки в своих изображениях используют около пяти цветов. Если это число сильно превышено – значит, что малыш эмоционален и чувствителен. А использование малого количества цветов означает, что в данный момент он испытывает негативные эмоции.

Что касается каждого цвета в отдельности вот описание самых основных:

  • Фиолетовый — означает фантазию и интуицию;
  • Тёмно-синий — скорее всего, требуется покой, он сосредоточен на своих внутренних переживаниях;
  • Зелёный — это независимость и уравновешенность, надёжность;
  • Жёлтый — этот позитивный цвет символизирует положительные эмоции;
  • Чёрный — большое количество этого цвета указывает на подавленное состояние, желание перемен;
  • Серый — безразличие или желание уйти от окружающей реальности.

Огромную часть своей жизни дети проводят вне дома, рисунки на стенах в детском саду могут разнообразить его мир. Детишки могут выполнять яркие работы под контролем воспитателей: в спальне, игровой, столовой.

Психология детского рисунка дома

Помните, что в рисовании должны быть доступны разные цвета и как минимум альбомный лист. Попросите ребёнка нарисовать семью. Не нужно торопить его и оставлять свои комментарии. После того как семейный портрет будет закончен можно приступить к его расшифровке. Обратите внимание, кого из членов семьи он изобразил, чем заняты изображённые люди.

Детские рисунки очень разнообразны, чтобы понять их необходимо довериться своим чувствам. Обратите внимание на то, какие эмоции у вас вызывает эти работы? Может быть, на рисунке все члены семьи с грустными лицами, и разбросаны по листу бумаги. Или же, наоборот, все вместе занимаются общим делом. Не забывайте, что при анализе работы деталь имеет значение.

Обратите своё внимание на количество нарисованных членов семьи, совпадает ли оно с реальным? Как правило, самым большим детки рисуют самого значимого, по их мнению, члена семьи. Самым близким к себе на рисунке малыш изображает того к кому испытывает большую привязанность. Как можно дальше от себя дети обычно изображают того кто менее им симпатичен.

Если кто-то из членов семьи исключён из изображения

Это может говорить о том, что данного человека сейчас нет рядом, к примеру, папа сейчас на работе, а братик в школе. Но причины могут быть и другими. Ребёнок может быть обижен на члена семьи которого не внёс в рисунок, или малышу просто не хватает внимания со стороны взрослых.

Семья на рисунке занята общим делом

Это означает хорошие отношения. Когда члены семьи отдалены друг от друга в общении то они могут быть разбросаны по листу, или “дистанцирование” себя отдельно от всех. Это значит, что ребёнок изолирован. Если вы указали малышу, что он забыл, кого-то нарисовать, а он не желает этого исправить. Означает, что нужно серьёзно подумать о взаимоотношениях дома.

Когда ваше чадо делает много исправлений в работе или работа состоит из отдельных штрихов, а не линий, означает, что он чем-то встревожен. Если рисунок довольно небрежен, размашист и линии не доводятся до конца – это признак импульсивности. Когда все детали изображены мелкими и работа смещёна в сторону означает, что малыш не верит в себя. Возможно, к нему были предъявлены завышенные требования, которые он не смог оправдать.

Если в детских рисунках ребёнка часто фигурирует оружие, зубы, когти, кулаки – это явный признак агрессии.

Психология детского рисунка

     Психология детского рисунка изучает закономерности развития и динамики рисунков, изображаемых детьми и подростками. Значение детских рисунков в психологии достаточно велико: по детским рисункам можно сделать определенные выводы об умственном развитии ребенка, его эмоциональном состоянии (на данный момент или же выявить эмоциональные проблемы, существующие на протяжении некоторого времени), его привязанностях, симпатиях и антипатиях, взаимоотношениях с родными и близкими. Профессиональный психологический анализ рисунка ребенка может дать огромное количество информации детскому психологу.

     Однако даже знание некоторых особенностей психологии рисунка ребенка поможет внимательному родителю вовремя понять, что ребенка что-то беспокоит и ему нужна дополнительная помощь. Родитель также может понять, что, к примеру, его опека воспринимается ребенком как чрезмерная, или что ребенок чего-то очень сильно боится. В таких случаях будет полезно обратиться к детскому психологу за дополнительной консультацией и решить проблемы, если они действительно есть.

     Что же рисуют дети? Прежде всего, то, что для них является важным: значимых взрослых, животных, растения, дома. Также изображается то, что вспомнилось на момент рисования, то, что связано с сильными эмоциями. Интересная особенность: дети рисуют не то, что видят, а то, что знают об изображаемом предмете (делая акцент на его предназначении или характерных особенностях). То есть ребенок рисует то, что он знает, а не то, что видит. К примеру, может нарисовать никогда не виденных им животных или объекты, зная только что-то о них.


     Стадии развития детских рисунков универсальны. Все начинается с ранних попыток что-то изобразить, которые не имеют формы определенных объектов. Далее дети начинают рисовать круги, чуть позже изображает непропорциональные человеческие фигуры, делая огромную голову и тоненькие ножки, исходящие из нее. Затем появляются туловище и конечности человеческих фигур, которые со временем приобретают все более пропорциональные размеры. Затем начинаются попытки нарисовать профиль, потом профильные изображения получаются лучше и изображается движение.

     Теперь несколько слов об интерпретации некоторых элементов детского рисунка:

  • Если ребенок нарисовал маленькие фигурки, используя при этом незначительную часть листа (чаще всего нижнюю), то вероятно, он неуверен в себе, тревожен. Уверенные дети чаше всего рисуют большие фигуры и заполняют большую часть пространства. 
  • Если ребенок старше 6 лет пропускает изображение рук, то, скорее всего, такой ребенок застенчив, не агрессивен, пассивен.
    Также это может свидетельствовать о задержке умственного развития.
  • Акцентирование рук, пальцев на рисунке говорит об агрессии, присущей ребенку, если он рисует самого себя. Если выделены руки при изображении другого человека, значит, ребенок воспринимает его как агрессивного, властного, угрожающего.
  • Маленькие неустойчивые ноги на рисунке также говорят о неуверенности в себе.
  • О наличии более серьезных эмоциональных проблем свидетельствует сильная штриховка (а также заштрихованные облака, темное солнце), рисунки без людей, зачеркнутые изображения людей, совсем нелепые и разрозненные рисунки.

     В любом случае, важно обязательно побеседовать с ребенком, расспросить его о том, что он нарисовал и почему. Рисунки являются информативными сами по себе, однако рисунки на определенные темы особенно раскрывают некоторые аспекты личности и взаимоотношений ребенка. Наиболее популярные рисуночные методики для детей – это «Рисунок семьи», «Рисунок человека», «Несуществующее животное».

Изотерапия как метод диагностики и коррекции может применяться в различных учреждениям (изотерапия в детском саду, в школе, в специальных центрах психологической помощи).

     Изучение психологии детского рисунка – интереснейшее и увлекательнейшее путешествие, в котором Вы совершите множество удивительных открытий. Вы поймете, что значили Ваши детские рисунки, что и почему рисует Ваш ребенок и дети, с которыми Вы возможно работаете.

Как интерпретировать цвета в детских рисунках

3 минуты

Несчастье, застенчивость, сочувствие или подавленный гнев — вот некоторые из чувств, которые вы можете распознать в рисунках ваших детей. Узнайте, как интерпретировать цвета, которыми рисуют ваши дети.

Последнее обновление: 31 января 2019 г.

Вы умеете интерпретировать цвета в детских рисунках? В этой статье мы дадим вам некоторые подсказки, чтобы понять поведение и идеи ваших малышей.

Различные отрасли психологии давно изучают цвета и эмоции. Люди используют определенные цвета в зависимости от личных предпочтений, которые связаны с эмоциями.

Отложите концепции и традиционную иконологию того, что определенные цвета представляют для разных культур. Мы сосредоточимся на том, как различные оттенки могут выявить определенное поведение и предрасположенность.

В дополнение к формам интенсивность штрихов и история самого рисунка также могут указывать на то, о чем думают дети. Выбор цвета также ясно и убедительно говорит об эмоциональном состоянии детей.

Хотя цветов, безусловно, больше, потому что они есть во всех коробках с мелками, дети обычно смешивают цвета. В этом смысле хорошо знать, что смешивания светлых цветов показывают, что дети спокойны и связаны со своими эмоциями.

С другой стороны, использование более насыщенных цветов обычно означает активных и энергичных детей с сильными чувствами, в том числе агрессивными.

Синий

Этот цвет ассоциируется со спокойствием, благополучием и релаксацией. Обычно это любимец спокойных или робких детей. Кроме того, он пробуждает в детях чувство творчества и чувствительности.

По оценкам специалистов, у детей, использующих этот цвет, в более раннем возрасте развивается самоконтроль. Кроме того, у некоторых детей, использующих этот цвет, часто возникает состояние, называемое энурезом, расстройство, которое мы также называем «недержание мочи в постель».

Красный

Красный цвет привлекает внимание детей своей насыщенностью. Вы можете интерпретировать его использование двумя разными способами:

  • Если ребенок использует его часто, он может быть враждебно настроенным ребенком с чувствами  подавленный гнев.
  • Если ребенок использует его умеренно,  он может описывать жизненную силу и энергию.

Черный

Вопреки распространенному мнению, — это цвет, который не всегда связан с негативными или депрессивными чувствами. Это на самом деле описывает ребенка с хорошей самооценкой и уверенностью в себе.

Что касается использования этого цвета, вам также нужно обратить внимание на интенсивность штрихов. Если он очень темный, он может иметь и другие значения.

Коричневый

Этот цвет символизирует ответственность.  В этом смысле, когда дети выбирают его, они показывают, что они прилежны и предусмотрительны. Однако чрезмерное его использование показывает, что они перегружены повседневными делами.

Желтый

Желтый является синонимом энергии, динамизма, радости и общительности. Этот цвет изображает счастливых детей. Кроме того, вы видите все достоинства, связанные с детством. Однако частое его использование в рисунках указывает на проблемы с авторитетными фигурами.

Зеленый

Слишком частое использование этого цвета может выявить лень и определенный уровень застенчивости и замкнутости. С другой стороны, у зеленого цвета есть и универсальные значения: надежда, спокойствие и чувство гармонии.

Фиолетовый

Использование этого цвета показывает, что ребенок по какой-то причине чувствует себя меланхоличным, неудовлетворенным и беспокойным. При использовании с желтым цветом на рисунках это может означать, что ребенок перегружен каким-то давлением.

Наконец, мы хотим, чтобы вы знали, что эти анализы не всегда верны, когда речь идет об интерпретации или смешении цветов в детских рисунках.

В любом случае психоаналитик сможет оценить рисунки вашего ребенка, чтобы поставить более точный и окончательный диагноз.

Это может вас заинтересовать…

Детские рисунки: что мы можем по ним сделать?

21 февраля 2010 г., 11:00

Дети постоянно развиваются. Мы больше развиваемся в первые восемнадцать лет жизни, чем в следующие (надеюсь) пятьдесят или шестьдесят лет.
Детские рисунки — полезный метод наблюдения за развитием ребенка. Примерно в возрасте 12–18 месяцев средний ребенок способен делать пометки на бумаге (Cox, 1993; Thomas & Silk, 1990). Сначала ребенок может не намереваться изображать что-либо своими каракулями, но с возрастом это может измениться. По мере взросления ребенка эти отметки становятся более репрезентативными и часто более реалистичными. В этом посте мы рассмотрим закономерности развития рисования, а также объясним, что можно сделать из детского рисунка.

Люке разработал три набора этапов, которым дети следуют, развивая свои навыки рисования:

  1. Каракули (2-4 года)
  2. Предварительная схема (4-7 лет)
  3. Схема (7+ лет)

Сейчас мы рассмотрим их более подробно.

Этап рисования:

Рисунок 1.

Как видно на рисунке 1., на картинке нет реалистичности. Ничто видимое там не может сравниться с чем-то в реальном мире, что ребенок хотел бы изобразить. Каракули кажутся случайными и незапланированными. Однако ближе к концу этапа явление, описываемое как « случайный реализм », когда ребенок может на самом деле интерпретировать свои каракули как нечто иное, чем просто линии. Например, они могут увидеть машину, на которой нарисовали множество линий. На самом деле исследования пытались определить различные виды каракулей, которые кажутся универсальными для детей, но я решил опустить это, поскольку их множество. Если вы хотите прочитать о них подробнее, вот отличная ссылка: http://www.newhorizons.org/spneeds/inclusion/learning_window/4window.html 9Рис. “). Основное внимание, как правило, уделяется людям, растениям/деревьям и домам/зданиям. Характерные особенности предмета изображены, но не всегда могут быть точными (рис. 2). Очень распространенная ошибка, которую дети совершают в начале этой стадии, — это слияние головы и тела без признаков шеи; голова и тело составляют единое целое. Детали многих черт обычно отсутствуют, например пальцы, зрачки и реалистичные губы.

К концу этого этапа рисунки становятся немного более реалистичными, и могут быть добавлены некоторые черты, которые ранее отсутствовали. На этом этапе происходит « интеллектуальный реализм »; ребенок гораздо точнее изображает реальные предметы по своему знанию мира. Ребенок также не может рисовать с одного ракурса. Например: если нарисуют человека, держащего чашку, то будет нарисована полная рука и чашка, тогда как в реальности вы не будете воспринимать всю чашку, так как часть руки будет маскировать ее из поля зрения. Ближе к концу этого этапа может быть показана и одежда.

Стадия схемы:

Рисунок 3.

К настоящему времени имеется множество подробных характеристик объекта (Рисунок 3). В картине гораздо больше смысла, и доказательства схемы присутствуют. Это означает, что ребенок, рисующий море, может использовать рыбу, ракушки, песок и другие соответствующие изображения, чтобы соответствовать его «представлению» о том, что должно включать в себя море. Можно использовать умные замены изображений, например, формы «V» для чаек. Слова и символы также могут использоваться для придания дополнительного значения изображению. Изображения людей обычно содержат много деталей, таких как одежда, зрачки, веснушки, губы и т.

 д. Основным показателем того, что ребенок достиг схематического этапа, является то, что рисунок реалистично нарисован с одной точки зрения, без прозрачности, упомянутой на предыдущем этапе. . Часто присутствует глубина и ощущение пространственного восприятия — это известно как 9.0091 «визуальный реализм» ; изображение (в основном) реалистично.

Позже Виктор Ловенфельд добавил к трем упомянутым выше этапам еще несколько. Это:

  • Бандитская сцена
  • Псевдонатуралистическая сцена
  • Период принятия решения

Я не буду объяснять это более подробно, но вот фантастическая веб-страница с отличной информацией, если вам интересно:
http://www.learningdesign.com/Portfolio/DrawDev/kiddrawing.html

Итак, что мы можем узнать о ребенке из его рисунков?

Для понимания детских эмоций можно использовать метод, известный как проективное тестирование. Существует много споров о надежности метода, поскольку многие выводы не обязательно подкреплены убедительными доказательствами.

Тем не менее, я объясню некоторые из наиболее распространенных предположений об особенностях рисунков и связанных с ними эмоциях*.

Признаки импульсивности:

  • Плохая интеграция деталей
  • Выраженная асимметрия конечностей
  • Прозрачные пленки
  • Большая фигура
  • Без горлышка

Признаки неуверенности и чувства неполноценности:

  • Наклонная фигура
  • Крошечная голова
  • Руки отрезаны
  • Чудовищная или гротескная фигура
  • Без рук, ног и/или ступней

Признаки тревоги:

  • Затенение лица, тела, конечностей, рук или шеи (или их сочетание)
  • Ноги прижаты друг к другу
  • Без глаз
  • Облака, дождь или летящие птицы

Признаки застенчивости и робости:

  • Крошечная фигурка
  • Короткое оружие
  • Руки цепляются за тело
  • Без носа и/или рта

Признаки гнева:

  • Косоглазие
  • Зубья
  • Длинные руки
  • Большие руки
  • Обнаженные фигуры, обнаженные гениталии или материалы сексуального характера

*Они были определены Коппитцем (1968, 1984), и я использовал рабочую тетрадь Стаффордширского университета для получения этой информации.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *