Биография Анны Ахматовой — РИА Новости, 02.03.2020
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня (11 июня по старому стилю) 1889 года в селении Большой Фонтан под Одессой в семье отставного инженер-механика флота Андрея Горенко.
Со стороны матери Инны Стоговой Анна состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной — русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала впоследствии свой псевдоним.
Детство и юность провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве. В мае 1907 года окончила киевскую Фундуклеевскую гимназию. С 1908 года по 1909 год училась на юридическом факультете Киевских высших женских курсов.
В 1910 году Анна вышла замуж за поэта Николая Гумилева (1886-1921), в 1912 году у нее родился сын Лев Гумилев (1912-1992), ставший впоследствии известным историком и этнографом.
Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 году, с 1911 года она начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях.
В 1911 году вошла в творческую группировку «Цех поэтов», из которой весной 1912 года выделилась группа акмеистов, проповедующих возврат к естественности материального мира, к первозданным чувствам.
В 1912 году вышел ее первый сборник «Вечер», стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма. Одно из наиболее запоминающихся стихотворений сборника — «Сероглазый король» (1910).
Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут — основная тематика последующих сборников поэтессы — «Четки» (1914) и «Белая стая» (1917).
Февральскую революцию 1917 года Ахматова восприняла как великое потрясение, Октябрьскую революцию — как кровавую смуту и гибель культуры.
В августе 1918 года был официально оформлен развод поэтессы с Гумилевым, в декабре она вышла замуж за востоковеда, поэта и переводчика
Владимира Шилейко (1891-1930).
В 1920 году Ахматова стала членом петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, с 1921 года работала переводчицей в издательстве «Всемирная литература».
В конце 1921 года, когда были разрешены частные издательства, в «Алконосте» и «Петрополисе» вышли три книги Ахматовой: сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», поэма «У самого моря». В 1923 году пять книг стихотворений были изданы в виде трехтомника.
В 1924 году в первом номере журнала «Русский современник» были опубликованы стихотворения Ахматовой «И праведник шел за посланником Бога…» и «И месяц, скучая в облачной мгле…», послужившие одной из причин закрытия журнала. Книги поэтессы были изъяты из массовых библиотек, ее стихотворения почти перестали печатать. Не были изданы сборники стихов, подготовленные Ахматовой в 1924-1926 годах и в середине 1930-х годов.
В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.
В 1934 году не вступила в образованный Союз писателей СССР и оказалась за пределами официальной советской литературы. В 1924-1939 годах, когда ее стихи не печатали, Ахматова добывала средства к существованию продажей личного архива и переводами, занималась исследованием творчества Александра Пушкина. В 1933 году в ее переводе вышли «Письма» художника Питера Пауля Рубенса, ее имя значится в числе участников издания «Рукописи А. С. Пушкина» (1939).
В 1935 году были арестованы Лев Гумилев и третий муж Ахматовой — историк искусства, художественный критик Николай Пунин (1888-1953), освобожденные вскоре после ходатайства поэтессы к Иосифу Сталину.
В 1938 году Лев Гумилев вновь был арестован, а в 1939 году в ленинградском НКВД было заведено «Дело оперативной разработки на Анну Ахматову», где политическая позиция поэтессы характеризовалась как «скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения». В конце 1930-х годов Ахматова, опасаясь слежки и обысков, стихи не записывала и вела замкнутый образ жизни. В это же время создавалась поэма «Реквием», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 году.
К концу 1939 года отношение государственной власти к Ахматовой изменилось — ей предложили подготовить к публикации книги для двух издательств. В январе 1940 года поэтессу приняли в Союз писателей, в том же году журналы «Ленинград», «Звезда» и «Литературный современник» напечатали ее стихи, в издательстве «Советский писатель» вышел сборник ее стихотворений «Из шести книг», выдвинутый на Сталинскую премию. В сентябре 1940 года книга была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) на основании докладной записки управляющего делами ЦК об отсутствии в книге связи с советской действительностью и проповеди в ней религии. В дальнейшем все книги Ахматовой, публиковавшиеся в СССР, выходили с цензурными изъятиями и исправлениями, связанными с религиозными темами и образами.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Москву, в 1941-1944 годах вместе с семьей Лидии Чуковской жила в эвакуации в Ташкенте, где написала много патриотических стихов — «Мужество», «Вражье знамя…», «Клятва» и др.
В 1943 году в Ташкенте вышла книга Ахматовой «Избранное: Стихи». Стихи поэтессы печатались в журналах «Знамя», «Звезда», «Ленинград», «Красноармеец».
В августе 1946 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», направленное против Анны Ахматовой. Ее обвиняли в том, что поэзия, «пропитанная духом пессимизма и упадничества», «буржуазно-аристократическим эстетством» и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской литературе. Произведения Ахматовой перестали печатать, тиражи ее книг «Стихотворения (1909-1945)» и «Избранные стихи» были уничтожены.
В 1949 году были вновь арестованы Лев Гумилев и Пунин, с которым Ахматова рассталась перед войной. Чтобы смягчить участь близких, поэтесса в 1949-1952 годах написала несколько стихотворений, прославляющих Сталина и Советское государство.
Сын вышел на свободу в 1956 году, а Пунин умер в лагере.
С начала 1950-х годов она работала над переводами стихов Рабиндраната Тагора, Косты Хетагурова, Яна Райниса и других поэтов.
После смерти Сталина стихотворения Ахматовой стали появляться в печати. В 1958 году и в 1961 году вышли ее книги стихов, в 1965 году — сборник «Бег времени». За пределами СССР были изданы поэма «Реквием» (1963), «Сочинения» в трех томах (1965).
Итоговым произведением поэтессы стала «Поэма без героя», опубликованная в 1989 году.
В августе 1962 года Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую премию. В 1964 году поэтесса была удостоена итальянской премии «Этна-Таормина», в 1965 году — степени доктора Оксфордского университета. Ахматова также была награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943).
5 марта 1966 года Анна Ахматова скончалась в подмосковном санатории в Домодедове Московской области. Ее тело было отправлено в Ленинград (Санкт-Петербург), где 10 марта в Никольском Морском соборе после панихиды было совершено отпевание. Похоронена в поселке Комарово под Санкт-Петербургом.
В 1967 году на могиле Ахматовой был установлен памятник по проекту Александра Игнатьева и Всеволода Смирнова.
В 1989 году, к столетию со дня рождения поэтессы, в Санкт-Петербурге в Фонтанном доме в южном флигеле был открыт литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой.
Весной 2006 года в Санкт-Петербурге в саду Фонтанного дома был открыт памятник поэтессе. В декабре того же года в северной столице был установлен памятник Ахматовой на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий находился сын Ахматовой Лев Гумилев.
Памятники поэтессе были также сооружены во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и перед школой в саду на улице Восстания.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Анна Ахматова: трагичная судьба великой поэтессы
23 июня исполняется 130 лет со дня рождения Анны Ахматовой. «Газета.Ru» рассказывает о нелегкой судьбе великой русской поэтессы, жизнь которой была полна трагедий.
Не Горенко, но Ахматова
Ни для кого не секрет, что творчество Анны Ахматовой зачастую подвергалось цензуре, и, прежде всего, это было связано с непростыми отношениями между поэтессой и советскими властями. Первым цензором и критиком Анны, однако, были отнюдь не чиновники, а ее собственный отец. Андрей Горенко, отставной капитан военно-морского флота, известный в узких кругах ловелас и дамский угодник, без зазрения совести пользовался всеми финансовыми благами своего второго брака — потомственная дворянка и наследница огромного состояния Инна Строгова до беспамятства влюбилась в статного мужчину, вышла за него замуж и кротко позволила супругу как угодно распоряжаться внушительными семейными накоплениями (поговаривали даже, что часть денег уходила на революционную деятельность).
Счастье женщины, впрочем, оказалось недолговечным: прогуляв большую часть средств, Андрей окончательно разочаровался в суженной, которая родила ему шестерых детей, и оставил семью ради новой пассии.
Удивительно, но все это не мешало Горенко искренне переживать за репутацию фамилии, и одной из главных угроз чести своего рода он считал дочь Анну, а именно — ее поэтические начинания.
Не углубляясь в литературные опыты девочки, чей талант начал проявляться еще в раннем возрасте, он с пренебрежением называл ее «декадентской поэтессой», требуя оставить увлечение. С течением времени — осознав, что стихосложение из детской забавы превратилось для дочери в смысл жизни — отец пошел еще дальше и запретил ей писать и публиковаться без псевдонима. Так Анна и стала Ахматовой, взяв фамилию своей бабушки по материнской линии, которую поэтесса считала более звучной, запоминающейся и величественной.
Ахматова и власть
Первые книги Ахматовой увидели свет еще во времена Российской Империи. Так, в 1912-м был опубликован ее «Вечер», еще спустя два года вышел сборник «Четки», в 1917-м — «Белая стая». Все изменилось с приходом советской власти. Если до революции сочинения поэтессы публиковались в среднем примерно раз в два года, то за почти 50 лет ее жизни в СССР цензуру прошли менее десяти ее литературных трудов — даже с учетом того факта, что в своем творчестве Ахматова далеко не всегда затрагивала «идеологически неправильные» и политические вопросы.
Считается, что при коммунистах против автора было издано три (реальность одного из них под вопросом) постановления, непосредственным образом повлиявших на ее карьеру, — в 1924, 1940 и 1946 годах.
«Благодаря» первому указу Ахматову не печатали на протяжении более 15 лет — вплоть до 1940-го. Затем резко наступила «оттепель» — советская власть тогда, в частности, допустила к выпуску ее сборник «Из шести книг». Спустя всего полгода, однако, по Ахматовой был нанесен очередной удар — ЦК признал стихи поэтессы идеологически вредными и постановил изъять недавно изданную книгу. В то же время ей позволили вступить в Союз писателей и даже выдвинули на Сталинскую премию. С наступлением войны талант Ахматовой вновь оказался востребованным — теперь уже для патриотических стихов. В 1943-м в Ташкенте также издали сборник «Избранное». Еще через три года, впрочем, в 1946-м — после капитуляции стран «оси» и их союзников — вышло знаменитое постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором говорилось, что
«Ахматова является типичной представительницей чуждой советскому народу пустой безыдейной поэзии, а ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, наносят вред делу воспитания молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».
Через пять дней после выхода указа поэтесса была выведена из правления Ленинградского отделения Союза советских писателей, а затем и вовсе исключена из организации. Следующая книга Ахматовой выйдет в свет лишь спустя 12 лет — в 1958-м, после чего ее сочинения будут издаваться на куда более регулярной основе.
Жена и мать «врагов народа»
Очевидно, что свою роль советская власть сыграла и в личной жизни поэтессы, которая и без того сложилась крайне непросто. Ее первый муж Николай Гумилев долго и упорно добивался Ахматову, влюбившись в обаятельную и талантливую девушку с первого взгляда (чувства к ней едва не привели поэта к ранней погибели), но в итоге покорил ее, после чего взял в жены.
Знакомые пары изначально относились к браку с нескрываемым скепсисом, предсказывая его скорый распад, однако вместе они прожили без малого восемь лет и родили сына Льва. Согласно легенде, еще до развода с Гумилевым Ахматова полюбила Владимира Шилейко (справедливости ради, были отношения на стороне и у Николая), ученого-востоковеда и переводчика, работы которого она считала значимыми, а самим мужчиной восхищалась.
Окончательно расставшись с первым мужем, поэтесса вступила во второй брак, однако счастливым не стал и он: Владимир оказался невероятным ревнивцем, запрещал ей писать стихи, общаться с мужчинами и даже — временами — выходить на улицу. Подобной жизни поэтесса естественно не выдержала — уже в 1921-м они развелись.
Спустя еще год Ахматова встретилась с Николаем Пуниным, историком искусств и художественным критиком. Отношения получились самыми длительными в ее жизни (более 15 лет), однако опять же — несчастливыми. Поэтесса была вынуждена жить не только с самим Пуниным, который открыто завидовал таланту возлюбленной, но еще и с его первой супругой и их дочерью. В то же время родной сын писательницы был отдан на воспитание бабушке, которую называл «ангелом доброты», а с матерью виделся редко.
У всех этих мужчин, безусловно любивших Ахматову, как оказалось, была страшная судьба.
Николая Гумилева обвинили в причастности к государственному заговору и расстреляли в 1921 году, Пунин был арестован в середине 1930-х, позднее — репрессирован и погиб в заключении, Лев Гумилев, ставший знаменитым ученым и писателем, — провел значительную часть своей жизни в заточении. Ради спасения сына поэтесса шла на поводу у цензуры, регулярно носила ему передачи в «Кресты», писала письма чиновникам, в которых умоляла облегчить судьбу арестанта. Однако детские годы Льва Гумилева, в ходе которых Ахматова не уделяла должного времени ребенку, и «злые языки» затаили в его душе огромную обиду на мать: он считал, что она не только «бросила» его в юности, но и недостаточно хлопотала об освобождении.
В результате — уже после выхода мужчины на свободу — у Ахматовой и Гумилева-младшего сложились едва ли не враждебные отношения: даже когда поэтесса тяжело заболела, сын до последнего момента не хотел ее навещать, а когда-таки решился, было уже поздно.
Анна Ахматова | YourDictionary
Советская поэтесса Анна Ахматова (1889-1966) – самый известный представитель акмеистического движения. Для ее работ характерна тонкая недосказанность, осторожные вариации ритма и спонтанная запись повседневных эмоций.
Анна Ахматова, псевдоним Анны Андреевны Горенко, родилась 23 июня 1889 года близ Черноморского порта Одессы. Ее отец, отставной морской офицер, перевез семью в Санкт-Петербург, когда Анна была маленькой девочкой. Она посещала Царскосельскую женскую гимназию под Санкт-Петербургом, где познакомилась с Николаем Гумилевым, за которого вышла замуж в 1910. Он также был поэтом акмеистического движения, провозгласившего возврат к точному, прямому выражению поэтического чувства.
Анна Ахматова жила в основном в Петербурге и на соседней даче Комарово, но несколько раз выезжала за границу: в 1910-1911 гг. в Париж; в 1912 г. в северную Италию; а в 1965 году в Оксфорд, Англия, где ей была присуждена почетная степень. На протяжении всей ее жизни Санкт-Петербург играл важную тематическую роль в ее поэзии. Это был город таких великих писателей, как Федор Достоевский, Николай Гоголь и Александр Пушкин, и он олицетворял близость Анны Ахматовой к XIX веку.Русская прозаическая традиция X века.
Ее молодость была отмечена немедленным успехом в поэзии и мучительным крахом ее брака с Гумилевым, с которым она развелась в 1918 году. MCMXXI (1921 г.), свидетельствуют об испытаниях ее брака. Гумилев был расстрелян в 1921 году как контрреволюционер, и их единственная
сын, историк, провел большую часть лет с 1939 по 1956 год в советском лагере для военнопленных. Эти события усугубили несчастье Анны Ахматовой и привели к появлению сборника стихов 9.0009 Реквием (1963), являющийся свидетельством страданий не только поэта, но и всех россиян в страшные дни сталинских репрессий. В 1946 году Анна Ахматова подверглась преследованиям со стороны сталинского министра культуры Андрея Жаданова, названного «помесью монашки и блудницы», и исключена из Союза советских писателей. Ее заставляли молчать и раньше, с 1925 по 1940 год; она вышла из этого последнего упрека только после смерти Сталина. В конце 1950-х и 1960-х годах она посвятила себя переводам и собственной поэзии.
Поэтический слог Анны Ахматовой и ее преимущественно психологические темы заимствованы из гуманистической традиции русской прозы XIX века. Ее поэзия имитирует ритм и структуру разговорной речи. Ее творчество, как и творчество Бориса Пастернака, которым она восхищалась, было искренним ответом на бесчеловечные жестокости эпохи.
Анна Ахматова работала над своей книгой Смерть Пушкина, дань уважения гибели гения от рук бесчувственного общества, когда она умерла от сердечного приступа 6, 19 марта66.
Реклама
Дополнительная литература об Анне Ахматовой
Достоверной биографии Анны Ахматовой нет. Личные воспоминания о ней есть в подвижном отчете вдовы Осипа Мандельштама, Надежды Мандельштам, Надежда против надежды: мемуары (пер. 1970). Елена Мучник, «Русские писатели: заметки и очерки » (1971), содержит интересное обсуждение Анны Ахматовой и ее современников. Полная критическая книга о ее стихах на русском языке: Борис М. Эйхенбаум, 9.0009 Анна Ахматова (1923). Полезным исследованием является Леонид Страховский, Мастера слова: три поэта современной России (1949). Самый широкий выбор ее стихов на английском языке — это « сорок семь стихотворений о любви» , в переводе Натали Даддингтон (1927).
Дополнительные источники биографии
Анна Ахматова и ее окружение, Fayetteville, Ark.: University of Arkansas Press, 1994.
Davies, J. (Jessie), Анна всея Руси: жизнь Анны Ахматовой ( 1889 г.-1966 ), Ливерпуль: Линкольн Дэвис, 1988.
Хейт, Аманда., Анна Ахматова: поэтическое паломничество, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1976.
Ридер, Роберта., Анна Ахматова: поэт и пророк, Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1994.
Анна Ахматова | Encyclopedia.com
РОДИЛСЯ: 1889, Большой Фонтан, Россия
УМЕР: 1966, Домодедово, Россия
ГРАЖДАНСТВО: Русский
Жанр: Поэзия, проза, перевод
Основные работы:
Вечер (1912)
Реквием: Цикл стихов (1964)
Обзор
. годы советская поэтесса Анна Ахматова (Анна Андреевна Горенко) возглавила литературное движение, ее творчество было запрещено в ее собственной стране, она пережила политические и социальные волнения и стала символом творческого выживания в условиях огромных трудностей. Описанная как «трагическая королева» русской поэзии и считающаяся одним из самых значительных поэтов страны, она остается прекрасным и печальным символом потрясений двадцатого века.
Работы в биографическом и историческом контексте
Наставник и псевдоним Анна Андреевна Горенко родилась в Большом Фонтане в России 11 июня 1889 года, третья из шести детей в аристократической семье в богатой пригород Санкт-Петербурга. После образования в женских школах она поступила на юридический факультет Киевского училища в 1907 году, но ее интерес к литературе и писательству вскоре обогнал ее юридические занятия.
Подростком Горенко начал писать стихи, по совету поэта Николая Степановича Гумилева, которому
, с которым она познакомилась в 1903 году. Гумилев долгие годы ухаживал за Горенко, и хотя изначально она не была заинтересована в отношениях с ним, она все же позволяла ему читать свои стихи. Впоследствии он отредактировал ее первое стихотворение «На руке его множество сияющих колец», которое появилось в русском журнале в 1907 году под ее настоящим именем. Ее отец возражал против публикации ее стихов под его именем, поэтому Горенко взяла псевдоним Анна Ахматова.
Брак и богемная жизнь В конце концов Ахматова согласилась выйти замуж за Гумилева в 1910 году. Во время медового месяца с Гумилевым в Париже Ахматова познакомилась с художником, который оказал на нее большое влияние. Амедео Модильяни в то время был малоизвестным художником. Он стал ее корреспондентом и другом, сопровождал ее во время ее повторного визита в Париж в 1911 году и даже зарисовывал ее обнаженной.
Пока она открывала для себя Париж со своей новой подругой, муж Ахматовой завоевывает признание как лидер нового литературного течения — акмеизма. Группа, название которой произошло от греческого слова acme (вершина), выступал против символизма, литературного движения, характеризующегося верой в мистицизм и метафорическим языком. Акмеисты сосредоточились не на тайнах «божественного мира», а на материальном, или видимом, мире. Акмеисты (к которым относились Гумилев, Сергей Митрофанович Городецкий, Мандельштам, Владимир Иванович Нарбут, Михаил Александрович Зенкевич и, наконец, Ахматова) предпочитали выражать себя непосредственно через образы, а не через символы. Хотя Гумилев поначалу не воспринимал поэзию Ахматовой всерьез, в конце концов он обнаружил, что ее стихи хорошо соответствуют принципам акмеизма.
1911–1912 годы были плодотворны для Ахматовой во многих отношениях: 1911 год принес больше публикаций ее стихов в русских журналах; вышел ее сборник « Вечер » (1912), принесший ей немедленную известность; а единственного сына Льва Николаевича Гумилева она родила 18 сентября 1912 года. Не готовая отказаться от богемного образа жизни, Ахматова оставила сына со свекровью и вернулась в Петербург.
К 1914 году Ахматова стала ведущей фигурой петербургского литературного кружка. Известная своей необычайной красотой и харизмой, она очаровала и привлекла нескольких поклонников и создала красивый, но печальный образ, очаровавший город. Наряду с другими литературными деятелями она читала свои стихи в кабаре «Бродячая собака», прокуренном подвале, где она могла похвастаться своей красивой фигурой и безудержным обаянием. Там она встретила нескольких любовников, в том числе композитора Артура Сергеевича Лурье и поэта Владимира Казимировича Шилейко, который впоследствии стал ее вторым мужем. Хотя она не выказывала никаких внешних признаков сожаления о своих делах или о том, что бросила сына, ранние богемные стихи Ахматовой затрагивают темы вины, греха и раскаяния.
Война и революция Но Ахматова и ее друзья не могли игнорировать перемены, происходящие в российском обществе. В Россию пришла Первая мировая война, а с ней и закрытие «Бродячей собаки», ставшей символом свободных и веселых предвоенных лет. Ахматова переключила свое поэтическое внимание с любви на политику, предвещая грядущие тяжелые времена. После революции 1917 года, когда большевики захватили власть в России, пытаясь улучшить права рабочих, многие друзья Ахматовой бежали из России и посоветовали ей поехать с ними. Однако Ахматова осталась в России, развелась с мужем, вышла замуж за Шилейко и переехала в Шереметьевский («Фонтанный дом») дворец. Резиденция Ахматовой в Фонтанном доме продолжила давнюю литературную традицию размещения здесь поэтов и писателей, в том числе влиятельных деятелей девятнадцатого века, таких как Сергеевич Пушкин и Петр Андреевич Вяземский.
Хотя революция угрожала политическому будущему России, она создала временный период творческой свободы для русских художников и поэтов. Воодушевленная, Ахматова написала новые стихи, в которых сосредоточилась на своей приверженности своей российской родине и своем отказе эмигрировать вместе со своими друзьями. Но Ахматова пошла на настоящую жертву, оставшись в России после революции. Она жила в неотапливаемой квартире с Шилейко, который к тому времени отдалился и стал несчастен с Ахматовой, и начал сокрушаться о дореволюционных днях. Ее бывший муж Гумилев стал прямой жертвой нового режима: антикоммунист, он был арестован и расстрелян за свои «монархические» взгляды в 1920.
Запрещена Ахматова, чья поэзия жила в прошлом, которое она не могла вернуть, оказалась в оппозиции к большевистскому режиму. Критики начали описывать ее творчество как «анахронизм», а ее традиционный подход к поэзии оказался под угрозой, когда ее творчество было запрещено правительством в 1925 году. Ахматова никогда не зарабатывала на жизнь ничем, кроме писательства, и осталась без дохода. Тем не менее, она была принята литературным сообществом, которое продолжало восхищаться ее творчеством и поддерживало ее в трудные финансовые времена. Поклонники Ахматовой заказывали ей перевод стихов и написание литературных работ, в том числе ряд важных эссе о Пушкине.
Ахматова развелась с Шилейко в 1926 году и переехала к Николаю Николаевичу Пунину, поэту и искусствоведу-авангардисту, с которой познакомилась в 1914 году. Хотя она так и не вышла замуж за Пунина, она считала его своим третьим мужем и жила с его семьей в Фонтанный дом, тот самый дворец, где она жила в начале своего неудачного брака с Шилейко. На протяжении своего пребывания во дворце она жила с членами семьи Пуниных в тесных и ветхих помещениях, которые символизировали все более тесную и шумную общественную жизнь России.
Реквием Жизнь в Ленинграде (бывшем Санкт-Петербурге) была не просто тесной — ее преследовали неуверенность и страх. Ахматовой грозили арест и допрос за то, что она писала, что приходилось делать тайно. Однако она нашла способ продолжить работу. Сочиняя
Реквием: Цикл стихов (1964), свое длинное повествовательное стихотворение, она строчка за строчкой шептала слова своим друзьям, которые запоминали их до того, как она сожгла бумагу, на которой они были написаны. Это защитило ее и ее друзей, которые передавали длинное стихотворение друг другу под угрозой обыска и ареста.
Ахматова написала горький, трагический Реквием в ответ на заточение сына. Ее сын, ставший теперь историком, провел более двадцати лет в исправительно-трудовых лагерях из-за «контрреволюционной» деятельности отца и матери. Движимая коллективным опытом пыток и убийств во время советских чисток, Ахматова использовала народные песни и традиционные русские образы, чтобы выразить распад себя и общества.
Правительство наконец-то разрешило Ахматовой издать новый том стихов в 1940. Ахматова вернула себе место в общественном сознании во время ужасающей блокады Ленинграда, когда немецкие войска пытались уморить город голодом, что привело к гибели 1,5 миллиона мирных жителей. За это время Ахматова и другие представители интеллигенции участвовали в ряде радиопередач, посвященных искусству. Даже после ее эвакуации в Узбекистан в конце 1941 года стихи Ахматовой нашли слушателей в России, и она стала символом русского патриотизма, культуры прошлого и трагедии войны.
Трагедия и жертва Казалось, жизнь Ахматовой наладилась с ее возвращением в Ленинград и окончанием Второй мировой войны. Ей разрешили издать Избранное ( Избранные стихи ), а сына освободили из тюрьмы. Однако ей пришлось разорвать помолвку с Владимиром Георгиевичем Гаршиным, врачом, с которым она познакомилась перед войной, когда у нее снова возникли проблемы с правительством, на этот раз из-за ее визитов в 1946 году к влиятельному ссыльному философу Исайе Берлину. Андрей Жданов, отвечавший за культурную политику в правительстве Иосифа Сталина, раскритиковал ее работу и назвал ее «наполовину шлюхой, наполовину монахиней». Произведение Ахматовой тут же было повторно запрещено и уничтожено, а ее исключили из Союза советских писателей. Это было равносильно смертной казни от голода, поскольку только члены профсоюза могли получить продовольственные карточки. В качестве последнего удара ее сына снова арестовали и отправили обратно в тюрьму в 1919 году.49.
Поощряемая друзьями сотрудничать с правительством, Ахматова решила обменять свою литературную репутацию на свободу сына. Она написала двенадцать патриотических стихов, восхваляющих сталинизм, защищающих коммунизм и прославляющих свою «счастливую жизнь» в Советском Союзе. Однако эта отчаянная попытка не убедила даже Сталина, и ее жертва оказалась напрасной. Эти неискренние стихи, возможно, скомпрометировали ее репутацию, но не освободили ее сына.
Опустошенная, Ахматова с головой ушла в работу над своим шедевром, Поэма без героя (1960). Длинное повествовательное стихотворение, которое действует как похоронный плач, Поэма без Героя исследует прошлое, разоблачая коллективную вину России. Сложная по структуре и наполненная сложными аллюзиями и отсылками поэма до сих пор восхищает современных критиков.
Ахматова пережила «оттепель» в советской политике после смерти Сталина в 1953 году. Хотя ее работы все еще подвергались цензуре, ей разрешали публиковаться на протяжении 1950-х и 1960-х годов, а ее сын был освобожден из тюрьмы в 1956. В это время она покровительствовала молодым поэтам, в том числе Иосифу Бродскому, и в 1965 году ей разрешили покинуть страну для получения литературных премий за границей. Хотя она получила признание российского правительства как один из самых важных русских поэтов, она никогда не видела, чтобы Реквием был опубликован в России при жизни. Она умерла 5 марта 1966 года после сердечного приступа.
Произведения в литературном контексте
Ахматова находилась под влиянием русских писателей, таких как Сергеевич Пушкин и Борис Пастернак, а также художников других медиа, таких как Амедео Модильяни. Однако можно утверждать, что бурные события ее жизни оказали наибольшее влияние на ее трагическую и горькую работу.
Дореволюционная Россия В творчестве Ахматовой часто упоминается дореволюционная Россия ее детства. Для этой России характерны беззаботные нравы и достойные традиции. В таких стихах, как «Полуночные стихи», она с любовью вспоминает артистичное, благородное общество своей юности. Ахматова также противопоставляет Россию прошлого современному насилию в своих шедеврах « Реквием » и « Поэма без героя ».
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ
Среди известных современников Ахматовой:
Иосиф Сталин (1878–1953): советский диктатор, возглавлявший один из самых репрессивных режимов в современной истории.
Дороти Паркер (1893–1967): писательница и поэт эпохи джаза, известная своими остроумными замечаниями об американской городской жизни.
Борис Пастернак (1890–1960): русский поэт и писатель, которому было запрещено публиковать свои стихи и романы в России.
Александра Федоровна (1872–1918): Последняя царица Российской империи; умер при загадочных обстоятельствах после русской революции.
Роберт Фрост (1872–1963): американский поэт, известный своими стихами о сельской Новой Англии.
Женщины и любовь Все стихи Ахматовой были написаны с отчетливо женской точки зрения, показывая множество настроений женщины. Ее исследование любви и женственности произошло в основном в ее ранних работах, которые
опираются на виды и звуки авангардного Санкт-Петербурга, чтобы исследовать идею безответной любви и женской вины.
Городская среда Поэзия Ахматовой в первую очередь связана с городскими сюжетами, подробно исследуя ее любовь к Санкт-Петербургу прошлого и ее ненависть к сталинскому Ленинграду. Ее внимание к городской жизни хорошо вписывалось в движение акмеистов, которые предпочитали исследовать городские темы, а не сложные метафоры о природе и божественном.
Ссыльные и угнетенные современники Не одна Ахматова столкнулась с репрессиями и угрозами со стороны сталинского правительства. Фактически, строгие законы Советской России вынудили многих лучших писателей страны отправиться в ссылку или «подполье». Собственные произведения Ахматовой передавались по памяти, а оригинальные рукописи сжигались. Это ставит ее рядом с другими русскими писателями, такими как Борис Пастернак, чей шедевр, Доктор Живаго , чтобы найти публикацию, пришлось вывезти за границу контрабандой; Владимир Набоков, написавший свои величайшие произведения в эмиграции; и Марина Цветаева, которая не смогла опубликовать работу в России после возвращения из ссылки.
Меценатство и литературное влияние Позже Ахматова покровительствовала молодым поэтам, таким как Иосиф Бродский. Молодые поэты, гостившие у нее на даче в Комораво в последние годы ее жизни, продолжили ее литературное наследие и добивались публикации ее стихов за границей. Кроме того, Ахматова переписывалась и встречалась с зарубежными литераторами, такими как Роберт Фрост.
Работы в критическом контексте
Центральное место Ахматовой в русской поэзии признавалось на протяжении всей ее карьеры, за что она получила такие прозвища, как «Царица Невы» и «Душа Серебряного века». Однако ее критический прием был разным. Хотя ее первый сборник стихов принес ей известность и хорошие отзывы, ее переход к более серьезной поэзии, посвященной русскому патриотизму и прошлому, вызвал ее критику за то, что она «жила прошлым» и не восхваляла новое советское правительство. В результате ее работа была запрещена в России. Однако эти критики были мотивированы политическими причинами, и трудно составить точное представление о критическом восприятии ее работ при ее жизни. Ахматова действительно дожила до успеха и признания критиков еще при жизни; в 19В эссе 65 профессор Игорь Левицкий заявил: «Она мастерица, искусство которой состоит в безошибочном соединении слов таким образом, чтобы обеспечить их максимально возможное эмоциональное воздействие на читателя». Он добавляет: «Ее стихи — это прямое выражение, сама суть эмоций, а не просто их метафорическое воплощение». В более современные времена Ахматова заняла место в авангарде русской поэзии наряду с такими писателями, как Пушкин и Бродский.
Михаил Клименко резюмировал силу и страсть ее работы, когда заметил: «Все, что она написала, несет на себе печать тонко выточенного, самого интимного, эстетического и эмоционального опыта».
ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ
Тюрьма, ссылка и правительственные репрессии – общие темы стихов Анны Ахматовой. Вот несколько работ других авторов, отражающих сходные темы:
Баллада о тюрьме Рединг (1897 г.) Оскара Уайльда была написана после того, как Уайльд отсидел в британской тюрьме за гомосексуальность.
Жизнь прекрасна (1997), фильм режиссера Роберто Бениньи, рассказывает о тюремном заключении итальянского еврея и его сына во время Холокоста Второй мировой войны.
Дети человеческие (2006), фильм режиссера Альфонсо Куарона, рассказывает о репрессивном мире, в котором люди больше не могут размножаться.
Responses to Literature
- Ахматовой не разрешалось публиковаться на протяжении большей части ее жизни, потому что ее поэзия и образ жизни противостояли советскому правительству.
Существуют ли обстоятельства, при которых такая цензура может быть оправдана? А во время войны? Есть ли какие-либо ограничения, которые правительство вправе налагать на писателей, когда ему угрожают извне или изнутри его собственные граждане?
- Ряд американских и европейских писателей и художников стали коммунистами или симпатизировали Советскому Союзу в 1930-х и 1940-х годах. Учитывая репрессии, с которыми столкнулись Ахматова и ее товарищи, как вы можете объяснить это? Какие идеи или обстоятельства сделали коммунизм привлекательной идеологией для западных писателей и художников?
- В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Ахматова стала символом русского мужества и патриотизма. Какие еще исторические невоенные деятели стали символами своих стран в военное время или во времена национального стресса?
- Цензура и правительственные репрессии повлияли на судьбу поэзии Ахматовой в ее собственной стране. Какие еще литературные деятели пострадали от цензуры и репрессий? Используя библиотеку и Интернет, напишите статью о двух-трех литераторах, писавших в заключении за свои личные убеждения или в изгнании из своей страны.
- Надеясь спасти сына от второго срока заключения, Ахматова решила издавать просталинские стихи. Вы думаете, что это скомпрометировало литературную целостность Ахматовой? Почему или почему нет? Напишите личный рассказ о времени, когда вы чувствовали давление, чтобы сделать выбор между тем, чтобы пойти на компромисс со своими ценностями и помочь кому-то другому.
- Среди поэтов-наставников Ахматовой был Иосиф Бродский. Бродский был выслан из Советского Союза и провел последнюю часть своей жизни в Соединенных Штатах, где какое-то время был поэтом-лауреатом. Используя библиотеку или Интернет, изучите карьеру Бродского в Соединенных Штатах и напишите о нем и его значении для американской поэзии.
БИБЛИОГРАФИЯ
Книги
Ахматова Анна. Поэзия Критика . Эд. Робин В. Янг. Том. 2. Детройт: Gale Research, 19 лет.91, 1–22.
Водитель Сэм Н. Анна Ахматова . Нью-Йорк: Твейн, 1972.
Хейт, Аманда. Анна Ахматова. Поэтическое паломничество .