Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи | ЕГЭ по русскому языку
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Зарегистрироваться
Русский язык Математика (профильная) Математика (базовая) Обществознание Физика История Биология Химия Английский язык Литература Информатика География
Задания Варианты Теория
Список терминов Морфологические нормы Лексические нормы (паронимы) Орфоэпические нормы Синтаксические нормы Написание н/нн в суффиксах Пунктуация в простом и сложносочиненном предложении Пунктуация при обособленных членах предложения Пунктуация при вводных словах и обращениях Пунктуация в сложноподчиненном предложении Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи Пунктуационный анализ текста Лексическое значение слова (задание 2) Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм Написание не и ни с разными частями речи Слитное, дефисное, раздельное написание слов Функционально-смысловые типы речи Лексическое значение слова Средства связи предложений в тексте Языковые средства выразительности
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Посмотреть
Знаки препинания в сложном предложении
Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:Сложные предложения:
1. Союзные(сложносочинённые и сложно подчинённые)
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.
Давайте разбираться по порядку.
Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:
Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.
Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение:
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую:
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
- при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
- между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.
Не ставим запятую:
- между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
- если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
- если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
- перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
- перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!
Запятую ставим
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
- второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
- второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:
- при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
- если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
- при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
- если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово
Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:
Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.
Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
Подведём итоги
Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.
Практика: решай 20 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку
Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ
Пунктуация при вводных словах и обращениях — что это, определение и ответ
Вводные слова — это слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к сообщаемому.
Вводные слова можно изъять из предложения без изменения его основной мысли.
Вводные слова всегда выделяются запятыми:
К счастью, учиться можно всегда.
Вводные слова выражают | Слова, входящие в группу | Примеры |
---|---|---|
Степень уверенности | Конечно, несомненно, безусловно, разумеется, бесспорно, без сомнения, наверное, возможно, может быть, по-видимому, пожалуй, кажется. | Пожалуй, не стоит излишне волноваться. Вы, конечно, о нем слышали. |
Чувства | К счастью, к несчастью, к сожалению, на удивление, на радость, на беду. | К счастью, у нас все получилось. |
Источник информации | По сообщению, по словам, по мнению (кого-либо), по-моему, на мой взгляд. | Ты, по-моему, прав. |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, прежде всего, кроме того, наконец, итак, таким образом, например, с одной стороны, с другой стороны. | Итак, сделаем выводы. |
Способ оформления мыслей | Одним словом, иначе говоря, другими словами, лучше сказать. | Одним словом, у нас все получилось. |
Призыв к собеседнику | Видишь (ли), поверьте, извините, пожалуйста. | Поверьте, вам все будут рады. |
Степень обычности | Бывает, случается, как правило | Как правило, с этим заданием легко справиться. |
Запомните слова, которые никогда не являются вводными:
Авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, в конечном счете, вдруг, ведь, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, едва ли, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы, исключительно, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно.
Трудные слова, которые могут являться то вводными, то не вводными:
Является вводным, выделяется запятыми | Не является вводным, не выделяется запятыми | |
---|---|---|
Однако | Если стоит в середине предложения, нельзя заменить на НО. Я, однако, опоздал. | Стоит в начале простого предложения, в начале второго простого в составе сложного, можно заменить союзом НО. Я вышел заранее, однако (=но) опоздал. |
Значит | Можно заменить словом следовательно. Красный закат, значит, (=следовательно) завтра будет ветрено. | Близко по смыслу слову означает. Творить — значит (=означает) жить. |
Наконец | Замыкает ряд перечисления, имеет значение и еще или дает оценку факта. В каникулы можно спать, гулять, ходить в кино и, наконец, попутешествовать. Поведение ученика становится, наконец, нетерпимым. | Имеет значение после всего, в результате всего. Можно заменить на наконец-то. Наконец (=наконец-то) он приехал. Давал три бала ежегодно и промотался наконец (=в результате всего). |
Обращения
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращена речь:
Друзья, вы простите меня.
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Обращение всегда стоит в именительном падеже и может находиться в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.
1. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется
запятой:
Ребята, не спешите. [О, …].
2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон
выделяется запятыми:
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? […,О, …]?
3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением
ставится запятая:
Простите за опоздание, Марья Андреевна. […, О].
Здравствуй, Русь моя! […, О]!
Правила использования запятых
Если у вас есть быстрое подключение к Интернету — линия T1 (доступна в большинстве компьютерных лабораторий), кабельный модем или DSL — щелкните ЗДЕСЬ , чтобы получить более подробную версию этой страницы. . (Не рекомендуется для подключений к телефонным линиям на 28 или 56 тыс. линий.) |
Если на вашем компьютере установлена программа PowerPoint, щелкните значок PowerPoint справа, чтобы просмотреть краткую презентацию PowerPoint об использовании запятых. Нажмите ЗДЕСЬ для помощи с Powerpoint. |
Используйте запятую для разделения элементов ряда (три или более элементов), включая последние два. «Он ударил по мячу, бросил биту и побежал на первую базу». Возможно, вы уже знаете, что запятая перед «и» не нужна, и это нормально, если вы контролируете ситуацию. Однако бывают ситуации, в которых, если вы не используете эту запятую (особенно если список сложный или длинный), последние два элемента в списке будут пытаться слиться вместе (например, макароны и сыр). Использование запятой между
Используйте запятую + небольшой союз (и, но, для, ни, еще, или так) для соединения двух независимых предложений , как в «Он хорошо ударил по мячу, но побежал к третьей базе».
Утверждая, что сочинительный союз является адекватным разделением, некоторые авторы опускают запятую в предложениях с короткими, уравновешенными независимыми предложениями (как мы видим в только что приведенном примере). Однако, если есть какие-либо сомнения, используйте запятую, так как в этой ситуации это всегда уместно.
Одной из наиболее частых ошибок при использовании запятых является размещение запятой после в качестве сочинительного союза. Мы не можем сказать, что запятая всегда будет стоять перед союзом и никогда не будет после него, но действительно было бы редким случаем, когда нам нужно следовать сочинительному союзу с запятой. Когда мы говорим, мы иногда делаем паузу после небольшого союза, но редко бывает веская причина ставить там запятую.
Для получения дополнительной информации о сочинительных союзах нажмите ЗДЕСЬ . См. примечание НИЖЕ относительно использования запятой между двумя независимыми предложениями, когда второе независимое предложение начинается с элемента в скобках или наречного предложения. |
Используйте запятую , чтобы выделить вводные элементы , как в « Подбегая к третьей базе , он вдруг понял, как глупо он выглядит».
Допускается опускать запятую после краткого вступительного элемента, если пропуск не приводит к путанице или неуверенности при чтении. Если есть какие-либо сомнения, используйте запятую, так как это всегда правильно. Если вам нужны дополнительные рекомендации по использованию запятой после вводных элементов, нажмите ЗДЕСЬ .
Используйте запятую , чтобы выделить элементы в скобках, как в «Мост Основателей, , который пересекает реку Коннектикут, падает». Под «вводным элементом» мы подразумеваем часть предложения, которую можно удалить без изменения основного значения этого предложения. Элемент в скобках иногда называют «дополнительной информацией». Это самое сложное правило пунктуации, потому что иногда неясно, что «добавлено» или «в скобках» и что существенно для смысла предложения.
Прилагательные элементы почти всегда рассматриваются как элементы в скобках.
- Стремление Кэлхуна, стать вратарем в профессиональном футболе , находится в пределах его досягаемости.
- Элеонора, его тридцатилетняя жена , внезапно решила открыть свое дело.
Иногда прилагательное и определяемое им слово настолько тесно связаны, что запятую можно опустить, например, «Его жена Элеонора внезапно решила открыть свое дело». Мы могли бы возразить, что имя «Элеонора» не имеет существенного значения для смысла предложения (если предположить, что у него только одна жена), и это предполагает, что мы можем ставить запятые как до, так и после имени (и это действительно было бы правильный). Но «его жена» и «Элеонора» настолько близки, что мы можем рассматривать всю фразу как одно целое и опускать запятые. Однако с перевернутой фразой у нас есть более определенный вводной элемент, и запятые необходимы: «Элеонора, его жена, внезапно решила открыть свое дело». Подумайте также о разнице между «Президент колледжа Айра Рубензаль проголосовал за отмену политики ухода» (в которой нам нужно имя «Айра Рубензаль», иначе предложение не имеет смысла) и «Айра Рубензаль, президент колледжа, проголосовал за отменить политику отмены» (в котором предложение имеет смысл без его заголовка, аппозитив, и мы рассматриваем аппозитив как вводной элемент с парой запятых).
Как указано выше (Правило № 3), придаточное предложение, с которого начинается предложение, выделяется запятой:
Однако, когда наречное предложение появляется позже в предложении, автор должен определить, является ли оно существенным для значения предложения или нет. Условие «потому что» может быть особенно проблематичным в этом отношении. В большинстве предложений предложение «потому что» имеет важное значение для смысла предложения, и оно не выделяется запятой:
Иногда, тем не менее, предложение «потому что» необходимо отделить запятой, чтобы избежать неправильного толкования:
Без этой запятой в предложении говорится, что отставка Никсона произошла по вине моей невестки. Никсон не ушел в отставку , потому что моя невестка работала в Белом доме, поэтому мы выделили этот пункт, чтобы значение было ясно в скобках. |
Когда вводной элемент междометие, обстоятельство или даже придаточное предложение следует за сочинительным союзом, используемым для соединения двух независимых предложений, мы делаем , а не , ставим запятую перед вводным элементом.
- «Ред Сокс» лидировали в лиге в конце мая, но, конечно же, весной они всегда преуспевают. [без запятой после «но»]
- «Янкиз» поначалу не очень хорошо выступили, но, честно говоря, все ждут от них победы в этом сезоне. [без запятой после «но»]
- «Тигры» провели большую часть сезона в нижней части лиги, и хотя они приобрели несколько многообещающих новичков, в следующем году они рассчитывают снова оказаться там. [без запятой после «и»]
(Этот последний совет опирается на авторитетную книгу Уильяма Странка « Элементы стиля ». Примеры наши собственные.)
Когда и название города, и название штата или страны этого города упоминаются вместе, название штата или страны рассматривается как элемент в скобках.
- Прошлым летом мы были в Хартфорде, штат Коннектикут.
- Париж, Франция, иногда называют «Городом огней».
Когда государство становится притяжательной формой, это правило больше не соблюдается:
- Хартфорд, Коннектикут Инвестиции в страховую отрасль хорошо известны.
Кроме того, когда название штата или страны становится частью составной структуры, вторая запятая опускается:
- Heublein, компания из Хартфорда, штат Коннектикут, переезжает в другой штат.
Абсолютная фраза всегда рассматривается как элемент в скобках, как и междометие . Имя человека с адресом также всегда указывается в скобках. Однако убедитесь, что это имя человека, с которым на самом деле разговаривают. Также доступен отдельный раздел, посвященный звательным падежам , различным формам, которые может принимать элемент в скобках, относящийся к имени адресата.
- Их годы обучения теперь забыты , солдаты разошлись.
- Да , это всегда вопрос, конечно , подготовки и отношения.
- Говорю вам, Хуанита , я не мог быть более удивлен. (Я сказал Хуаните, что не могу быть более удивлен. [без запятых])
Используйте запятую , чтобы отделить координатные прилагательные . Вы можете думать об этом как о правиле «этот высокий, знатный, красивый парень» (в отличие от «маленькой старушки»). Если можно поставить и или , но между прилагательными, запятая, вероятно, будет стоять там. Например, можно сказать: «Он высокий и знатный парень» или «Я живу в очень старом и ветхом доме». Так что вы бы написали: «Он высокий, знатный человек» и «Я живу в очень старом, ветхом доме». Но вы, вероятно, не сказали бы: «Она маленькая старушка» или «Я живу в маленьком фиолетовом домике», поэтому запятые не стояли бы между маленькая и старая или между маленький и фиолетовый .
И что делает запятая, запятая не делает ничего, кроме облегчения того, что если
вам это нравится достаточно просто без запятой. Длинное сложное предложение должно навязаться вам, заставить вас познать себя.
зная это и запятую, ну в лучшем случае запятая это плохая точка
который позволяет вам остановиться и перевести дух, но если вы хотите сделать вдох, вы
Вы должны знать сами, что хотите перевести дух. это не похоже
полная остановка имеет какое-то отношение к продолжению, но
хорошо дышите, вы всегда делаете вдох, и зачем подчеркивать один
дыхание, а не другое дыхание. Во всяком случае, так я себя чувствовал по этому поводу
и я чувствовал, что об этом очень, очень сильно. И поэтому я почти никогда не использовал
запятая. Чем длиннее и сложнее предложение, тем больше
количество однотипных слов, которые у меня шли одно за другим,
чем больше, чем больше их было у меня, тем больше я чувствовал страстного
потребность в том, чтобы они сами о себе заботились, а не помогали
их и тем самым ослабить их, поставив запятую. Вот как я относился к пунктуации в прозе, в поэзии это немного отличается, но больше Гертруда Стайн |
Используйте запятую для выделения цитируемых элементов . Поскольку мы не используем цитируемый материал все время, даже когда пишем, это, вероятно, самое сложное правило, которое нужно помнить при использовании запятых. Будет хорошей идеей найти страницу из статьи, в которой используется несколько цитат, сделать фотокопию этой страницы и держать ее перед собой в качестве образца, когда вы будете писать. Как правило, используйте запятую, чтобы отделить цитируемый материал от остальной части предложения, которая объясняет или вводит цитату:
- Подводя итог этому аргументу, Питер Ковени пишет: «Целью и силой романтического образа ребенка было прежде всего установление связи между детским и взрослым сознанием».
Если атрибуция цитируемого элемента находится в середине цитаты, потребуются две запятые. Но будьте осторожны, чтобы не создать при этом запятую.
- «Вопрос в том,» сказала Алиса, «можете ли вы заставить слова означать так много вещей.»
- «Я бы хотела купить яйцо, пожалуйста,» робко сказала она. — Как вы их продаете?
Будьте осторожны , а не , чтобы использовать запятые для выделения элементов в кавычках, введенных словом и , или элементов в кавычках, которые встроены в более крупную структуру:
- Питер Ковени пишет, что «цель и сила …»
- Мы часто говорим «извините», когда на самом деле не имеем в виду.
И вместо запятой используйте двоеточие, чтобы отделить пояснительную или вводную часть от элемента в кавычках, который либо очень формальный, либо длинный (особенно если он длиннее одного предложения):
- Вот что сказал Питер Ковени об использовании детей
в художественной литературе в девятнадцатом веке: «Цель и сила…»
Используйте запятые, чтобы выделить фразы, выражающие контраст.
- Некоторые говорят, что конец света будет во льду, а не в огне.
- В первую очередь его привлекли ее деньги, а не ее обаяние или личность.
- Щенки милые, но очень неряшливые.
(Некоторые авторы опускают запятую, которая выделяет контрастную фразу, начинающуюся с , но .)
Используйте запятую , чтобы избежать путаницы . Часто это вопрос последовательного применения правила № 3.
- Для большинства год уже закончился.
- Для большинства год уже закончился.
- Снаружи газон был завален сотнями сломанных веток.
- Снаружи газон был завален сотнями сломанных веток.
Я провел большую часть дня, ставя запятую и
остаток дня вынимаю. Оскар Уайльд |
Грамматика Знаменитое правило пунктуации английского языка: Никогда не используйте только одну запятую между подлежащим и его глаголом. «Полная и позитивная вера в себя необходима для успеха». [Хотя читатели могут сделать паузу после слова «себя», нет причин ставить здесь запятую.]
Типографские причины: Между городом и штатом [Хартфорд, Коннектикут], дата и год [15 июня , 1997], имя и титул, когда титул идет после имени [Боб Дауни, профессор английского языка], в длинных числах [5 456 783 и $14 682] и т. д. Хотя часто можно увидеть запятую между именем и суффиксом Боб Дауни-младший, Ричард Харрисон-III — эта запятая больше не считается необходимой большинством редакторов, а некоторые люди — например, Мартин Лютер Кинг-младший — вообще никогда не ставили здесь запятую.
Обратите внимание, что мы используем запятую или набор запятых, чтобы указать год в скобках, если указана дата месяца:
- 4 июля 1776 года считается датой рождения американской свободы.
Однако без самой даты запятая исчезает:
- Июль 1776 года был одним из самых богатых событиями месяцев в нашей истории.
В международном или военном формате запятые не используются:
- Декларация независимости была подписана 4 июля 1776 года.
Используйте запятые с осторожностью
Как видите, есть много причин для использования запятых, и мы не перечислили их все. Тем не менее, самая большая проблема с запятыми, с которой сталкивается большинство студентов, заключается в их чрезмерном использовании . Некоторые сочинения выглядят так, как будто студент зарядил дробовик с запятыми и выстрелил. Помните также, что пауза при чтении не всегда является надежной причиной для использования запятой. Старайтесь не использовать запятую, если вы не можете применить для этого определенное правило с этой страницы.
Концентрация внимания на правильном использовании запятых — это не просто форма ради формы. Действительно, это заставляет писателей пересматривать свое понимание структуры и тщательно обдумывать, как создаются их предложения.
Попробуйте этот эксперимент: Дайте своему преподавателю пять долларов за каждую запятую, которую вы используете в сочинении. Ваш инструктор вернет пять долларов за каждую правильно поставленную запятую. Вы должны выйти даже. Этот метод сокращения ненужных запятых был одобрен всеми преподавателями английского языка, которые пробовали его. 9Запятые и вводные элементы и вам может быть полезно просмотреть эти оценки, прежде чем их брать. Нажмите ЗДЕСЬ , чтобы сделать это. Пунктуация: заполнение пробеловТест на пунктуациюВторой тест на пунктуациюЕще одно упражнение на пунктуациюЕще одно упражнение на пунктуацию
ЗапятыеИспользование запятых
|