Загадки иносказания для 5 класса: «. Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Конспект урока на тему «Загадки, их своеобразие», 5 класс

Загадки

(Урок литературы. 5 класс)

2 слайд

Цели:

— выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;

— развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;

— воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания (Беседа по статье учебника «Загадки»).

Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

— Что такое фольклор? (ответы учеников).

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но будем помнить, что даже словесный фольклор всегда мелодичен.

— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?

— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?

Тема нашего урока – загадки. А что такое загадка? (Ответы учеников). Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам, действиям и подобию.

3 слайд

Работа с таблицей. (В презентации заполнена левая часть таблицы. Совместно с учителем заполняется правая часть).

Антитеза (противопоставление) («Из живого – мертвое, из мертвого – живое»).

Отрицание («Не вода, а жидкое, не снег, а белое»).

Виды загадок

Загадки-иносказания

Загадки-описания

Загадки-вопросы

Загадки-шутки

Загадки с числами

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки. Внимание на экран.

4- 9 слайды

Вы хорошо отгадывали загадки. Дома вам нужно было подобрать загадки. Кто хочет загадать выбранные загадки своим одноклассникам? (Желающие загадывают загадки, весь класс отгадывает).

Когда вы дома подбирали загадки, думаю, вы заметили, что тематика загадок очень разнообразна. Обратимся к таблице.

10 слайд

Синенькая шубёнка весь мир накрыла (Небо).

Вода, реки, ручьи

Что вверх корнем растет? (Сосулька).

Кругом вода, а с питьём беда (Море).

Насекомые

Маленький мужичок, а острый топорок (Пчела).

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов (Муравейник).

Птицы

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица).

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает (Петух).

Животные

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца).

Маленький шарик под лавкой лежит (Мышь).

Человек

Не часы, а тикает (Сердце).

Без чего не может жить человек? (Без имени).

Пашня, обработка хлеба

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг).

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку (Коса).

Лес, деревья, кусты

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (Лиственный лес).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голов (Берёза).

Овощи, ягоды

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (Кочан капусты).

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).

Ребята, вы увидели, какое многообразие тем использовано в загадках. Конечно, эту таблицу можно продолжать еще очень долго. Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек.

Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.

11 слайд

Загадки бывают рифмованными:

Черный Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш).

Работа в группах

12 слайд

Задание 1 группе

Существуют прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Например:

1. «Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?» (Замок).

2. «Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Поезд)

Выберите тему и составьте прямую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

13 слайд

Задание 2 группе

Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле за игрой слов или другим обманным приемом кроется совсем другое. Например: «Кто грызет на ветку шишку? Ну, конечно, это …» (белка).

Выберите тему и составьте загадку-обманку. Лучшую загадку загадайте классу.

14 слайд

Задание 3 группе

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко, то есть включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Например: «Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (Уроки).

Выберите тему и составьте загадку на образное мышление. Лучшую загадку загадайте классу.

15 слайд

Задание 4 группе

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. Например: «В пустой комнате в каждом углу сидело по одной кошке. Напротив каждой кошки было по одной кошке. Сколько всего кошек было в комнате?» (4 кошки).

Выберите тему и составьте математическую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

Индивидуальные сообщения учащихся.

«Загадка в русских сказках», «Загадка в наше время».

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека.

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда е была изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другому, он может немного забыть первоначальный вариант, изменить его и добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же произведения устного народного творчества могут звучать по-разному.

В современном мире загадка перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако, осталась культурная, образовательная и развлекательные функции загадки. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: «Загадка, разгадка да семь верст правды».

16 слайд

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Половицы, поговорки». Записать 5 известных пословиц и поговорок.

Список литературы

  1. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Пособие для студентов пед.институтов / Сост. Ю.Г.Круглов. – 3-е изд. – СПб.: отделение издательства «Просвещение», 1993. – 639с.

  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.

  3. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – 3 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 320с.

  4. О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320с.

  5. Учебник «Литература. 5 класс» автор-составитель Г.С.Меркин. – М., 2011

Урок литературы в 5-м классе «Загадки»

Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Беседа о загадках.
  5. Как сделана загадка.
  6. Творческая работа.
  7. Итог урока.

Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора.

Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок.

II. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним,

Какие виды сказок вы знаете?

Кто автор сказок?

Как сказки дошли до нас?

Какие средства передвижения используют сказочные герои?

Молодцы!

III. Сообщение темы и целей урока. На доске: «ЗАГАДКИ».

А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.

IV. Сообщение учителя.

Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Ответ: Человек.

Почему вы так думаете?

Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Как создаются загадки?

– Кто создает загадки?

А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть «красного петушка, что по жердочке бежит», или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

«Сидит девица в темнице,

А коса на улице».

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она «без лица в личине». Настоящее лицо загадки скрывается под «личиной», и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

V. Как “сделана” загадка.

«Стоит девица в избе,
А коса – на дворе».

Кого надо нам разоблачить?

Девицу с косой.

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Печь.

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

«Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

«Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон». (Гора.)

Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,

Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,

Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).

Загадки бывают различных типов.

1. Где перечисляются различные признаки:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

2. Краткая характеристика предмета:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

(Здесь признак предмета и сравнение.)

3. Сравнение. Отрицательное сравнение.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер.)

4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:

ЗАГАДКА Краткость, конкретность

Иносказательное описание

Предмета (метафора)

+ ритмичность и рифмованность, форма вопроса

VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.

Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.

– Из рассыпанных слов составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)

Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане.)

– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.

1) Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнцею)

2) Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –
Возьми золото. (Яйцо.)

3) Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза.)

VII. Подведение итога урока.

Д/з: приготовить «рассыпную» загадку, попробуйте сочинить свою.

Урок 4. загадки как малый жанр фольклора — Литература — 6 класс

Литература

6 класс

Урок № 4

Загадки как малый жанр фольклора

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с загадками, их особенностями и разновидностями;
  • развитие представлений обучающихся о малом жанре фольклора;
  • углубление представление о структуре и происхождении загадок.

Тезаурус

Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.

Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79

Открытые электронные ресурсы:

  1. Информационно-образовательный портал Загадки для детей. Deti-Online.com URL https://deti-online.com/zagadki/ (Дата обращения: 18.06.2019)
  2. Портал «Загадки». Загадки, головоломки, фокусы URL http://zagadki.pp.ru/ (Дата обращения: 18.06.2019)
  3. Загадки для сообразительных URL http://allriddles.ru/ (Дата обращения: 18.06.2019)
  4. Электронная энциклопедия «Загадка». Википедия URL https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0 (Дата обращения: 18.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Загадка – это малый фольклорный жанр.

Давайте вспомним, что такое фольклор?

В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.

В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.

Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.

А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.

Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.

Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.

А что же полезного в загадках?

Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.

А какие же загадки бывают?

Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.

Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.

Помурлыкала немножко

И в клубок свернулась…

Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.

Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.

У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?

Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.

Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.

Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём.

И это крот.

Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.

Например,

Скатерть бела – весь свет одела.

Как вы догадались – это снег.

Или же

Золотое решето чёрных домиков полно.

И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?

Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.

В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.

Самые частые постоянные эпитеты в загадках:

«красна девица»,

«добрый молодец»,

«чистое поле».

Например, красна девица, а сердце каменное.

И это – вишня.

Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):

Суну, посуну, делаю посуду;

Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).

Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:

Поле не мерено,

Овцы не считаны,

Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).

Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.

Прямое сравнение:

Бел как снег, в чести у всех (сахар).

Отрицательное сравнение:

Красна, да не девка,

Зелена, да не дубрава (морковь).

В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.

Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.

А про что у нас бывают загадки?

Да загадать можно все, что угодно.

Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.

Загадки придумывались не только в стародавние времена.

Загадки сочиняются и теперь. Их придумывали и известные детские писатели, такие как С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. Зачем? Ровно с той же целью, чтобы маленькие читатели с помощью небольших заданий могли развивать мышление и воображение.

Теоретический материал для углублённого изучения

Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.

Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.

Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.

В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»

Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.

Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».

Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.

Виды загадок

Загадки-складки

Загадки-шутки

Загадки-сравнения

Загадки-описания

Грива – ветер, сам – огонь,

Счастлив в беге

резвый…

На одной берёзе растёт пять шишек, а на другой – шесть. Сколько шишек растёт на двух берёзах?

Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом – ушки торчком.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Шевелились у цветка

все четыре ___________.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и ________.

Из этого урока вы узнали, что загадки бывают очень разными. Предложенная загадка рифмованная. Эти загадки легко разгадываются, так как нужно найти рифму к слову.

Шевелились у цветка

Все четыре______

Что же может шевелиться у цветка? Лист, стебель? Нет, их четыре! Лепестки!

Шевелились у цветка

все четыре лепестка.

Теперь к глаголу хотел нужно подобрать глагольную рифму: пел, смотрел, зеленел… Еще раз внимательно прочтем строку:

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и ________.

Конечно же, улетел, та как есть подсказка: вспорхнул.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Итак, правильный ответ:

Шевелились у цветка

все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Отгадайте загадку и выберите, к какому виду она относится. Зачеркните неверное.

Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.

Загадки-складки

Загадки-сравнения

Загадки-описания

Нужно вспомнить изученный материал и выбрать один правильный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. В загадке-складке ответ напрашивается сам собой в рифму, например, «всем зверюшкам и зверятам шепчет ветер: «Берегись!» / С дерева недобрым взглядом, притаившись, смотрит… рысь». В загадках-сравнениях используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их:

Золотое решето чёрных домиков полно.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

В загадках-описаниях описывается предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.

Можно начать с отгадки: это картофель. Картофель растёт под землёй. При чём тут птица? По форме картофель напоминает яйца, кроме того, выросший картофель называют гнездом, так как он похож на гнездо с кладкой яиц. Значит, это загадка-описание.

Верный ответ: «загадка-описание». Выбор осуществляется зачёркиванием неправильного ответа.

Загадки-складки

Загадки-сравнения

Загадки-описания (картофель)

Конспект урока по Литературе «Русские народные загадки» 5 класс

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №843

Черномазова Елена Николаевна

Русские народные загадки .

Цели и задачи: продолжить знакомство с устным народным творчеством , дать определение загадок, рассмотреть особенности построения, соотношение загадки и отгадки , раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе , познакомить с типами и циклами загадок , дать понятие о художественных средствах ( метафоре , сравнении , антитезе , гиперболе ) , закрепить понятие об эпитете , обучать говорить образно .

Словарная работа : загадка , иносказание, прямое и отрицательное сравнение , антитеза , гипербола , метафора .

Эпиграф урока : Начало искусства слова — в фольклоре . М. Горький

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания .

Дети зачитывают пословицы и поговорки . Определить тему .

Нет друга — так ищи , а нашёл- так беги . ( о дружбе)

2. Отгадывание кроссворда « Жанры и виды устного народного творчества ».

1.« В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь » . (сказка)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать
и выколпаковать. ( скороговорка )

З.В трёх соснах заблудился, (поговорка)

4. Ох, милка моя, Семечко рассадно… До сих пор неграмотна , Разве не досадно? (частушка)

5. Федя-бредя Съел медведя, Упал в яму, Кричал маму!(дразнилка)

6. « Ладушки, ладушки! Где были?- У бабушки. Что ели?- Кашку. Что пили?- Бражку » ( потешка )

7. На чужой сторонушке

Рад родной воронушке . ( пословица )

Ключевое слово — тема нашего урока. Загадка.

3. Запись темы. Постановка задач урока .

Что же такое загадка ? Запись определения загадок .

Загадки — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание , которое предлагается разгадать . Загадка состоит из вопроса и ответа .

4.Сообщение учащегося об истории возникновения загадок

5. Типы загадок

По форме

1. Загадки-вопросы.

Что на свете слаще всего ? (сон)

Кто бежит без провода? (река )

2. Загадки-задачи.

Летела стая гусей, навстречу им один гусь . « Здравствуйте , — говорит ,-сто гусей! » — « Нет, нас не сто гусей . Кабы было ещё столько , да полстолька, да четверть столька, да ты ,гусь, так нас было бы сто » Сколько гусей летело ? ( 36 гусей)

3. Загадки-иносказания.

( переносный смысл )

За тёмными лесами двое лебедей плясали . (серьги)

4. Загадки-описания.

Сам с вершок , голова с горшок . (самовар)

По теме

1. Человек

2. Изба

3. Двор

4. Огород

5. Сад

6. Пасека

7. Поле

8. Луг

9.Лес

10.Явления природы

11.Профессии

12.Герои сказок

13.Птицы

14.Домашние животные

15.Небо

Загадка : Краткость Ритмичность

Конкретность Рифмованность

Иносказательное описание предмета вопроса

Форма вопроса

6. Как « сделана» загадка .

Познакомим учащихся с основными художественными

особенностями загадки .

В основу загадки может быть положены:

1. Метафора- употребление слов в переносном смысле на основе сходства , сравнения .

Голубое поле серебром усыпано . (небо и звёзды )

Меж двух светил Я в середине один . ( нос )

Белые хоромы, Красные подпоры, (гусь)

2. Антитеза — противопоставление .

Маленькая птичка , а громко поёт . (сверчок)

3. Гипербола- преувеличение .

Рассыпался горох по сту дорог, Никто его не соберёт . (звёзды)

4. Эпитет

Красная девица в зеркало глядится, (заря)

5. Сравнение.

Бела , как снег, зелена , как лук, черна, как жук. ( сорока )

Образование метафоры- загадки можно представить через сравнение :

поле как в серёжках ( сравнение ) Небо как шатёр ( сравнение ) небо = шатёр Шатёр неба , небесный шатёр ( метафора )

Голубой шатёр весь мир покрыл ( небо ) загадка

Поле в серёжках (метафора )

Всё поле в серёжках стоит ( овёс ) загадка

Загадываемый предмет чаще всего не называется , а полностью заменяется уподоблением.

Уподобление может происходить по нескольким качествам или характеристикам.

Среди двора стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади метла ( корова )

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный . (арбуз)

В любой загадке должны быть названы качества , присущие загаданному предмету , — иначе загадка теряет смысл

7.Знакомство с литературными загадками.

Многие детские поэты сочиняют загадки , следуя народным образцам . Авторские загадки легче отгадываются . Явления и предметы в них знакомы детям , взяты из современной жизни . Это паровоз , велосипед , очки , фонтан , мяч и т. д. В то же время авторские загадки по- новому обыгрывают предметы , излюбленные народной поэзией . Например народная загадка о печке , огне и дыме :

Мать толста, Дочь красна, Сын — бес, Долетел до небес —

Пересказана Е.Благининой так:

Наша толстая Федора Наедается не скоро, Но зато , когда сыта, От Федоры — теплота !

С.Маршак загадка о часах .

За стеклянной дверцей Бьётся чьё-то сердце…

По правилам народной загадки тут нужно поставить точку , но у авторской поэзии свои правила . Поэт не может вынести мучений ребёнка над отгадкой , поэтому и подсказывает :

…Бьётся чьё-то сердце-

Тихо так,

Тихо так.

Одна из любимых форм подсказки- рифма . Последнее слово в стихе- загадке — это отгадка . Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой , ребёнок легко находит ответ . Например

Мимо рощи , мимо яра .Мчит без дыма , мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая?

(электричка )

8. Чтение статьи из учебника М. Снежневской .

9. Итог урока .

С чем вы сегодня познакомились на уроке ? Из чего состоит загадка ? Назовите типы загадок .

10. Домашнее задание .

Сочинить загадку .

Подготовить рассказ о загадке .

Составить кроссворд из загадок ( по желанию )

Конспект урока по Литературе «Загадки.

Происхождение и функции загадок» 5 класс

Загадки. Происхождение и функции загадок.

Цель:

  • познакомить учащихся с происхождением и природой загадок;

  • развивать мыслительную деятельность, умение отгадывать и сочинять загадки;

  • пробудить интерес к устному народному творчеству.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Конкурс на лучший рассказ, написанный на основе пословицы (домашнее задание).

2. Игра «Угадай-ка»

Учащиеся по двум словам должны отгадать пословицу:

Лес, дрова (Чем дальше в лес – тем больше дров.)

Язык, дело (Не спеши языком, торопись делом.)

Труд, лень (Труд человека кормит, а лень портит.)

3. Рабочая тетрадь, задание 12. Объясните смысл поговорок:

«И нашим и вашим»

«Шито-крыто»

«Не все коту масленица»

Объясните значение пословиц:

«Красна птица пером, а человек умом».

«Счастье без ума – дырявая сума»,

«Корень учения горек, да плод его сладок».

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

— Сегодня на уроке мы поговорим о загадках. Итак, загадка. Как же она появилась? Ученые считают, что загадка имеет самое прямое отношение к иносказательной речи древних охотников, воинов, землепашцев. Когда люди боялись разбудить злые силы, они придумывали им другие названия, которые определяют признаки, свойства предмета, явления, животного. Например, охотники называли ворона – верховым, потому что летает, змею – худой, понятно почему, кошку – запечницей, потому что кошка любит тепло. А где теплее всего в избе? Конечно, за печкой. Видите, появляется меткий художественный образ. По этому же принципу построены и загадки. Вспомним какую-нибудь загадку и посмотрим, так ли это. Но загадку, как известно, загадывают для того, чтобы ее отгадывали. Попробуйте отгадать мои загадки:

Летом пышен их наряд,

Зимою голые стоят (деревья).

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку народ сам говорил: «Без лица в личине», т.е. лицо загаданного предмета скрыто под маской, «личиной», иносказанием.

Загадка – фольклорный жанр, в котором предлагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.

Быстрое и точное разгадывание загадки свидетельствует об остром уме и наличии обширных знаний у человека. Вот почему в сказках разгадывание загадок предлагается как испытание.

В загадках отразилось образное мышление и наблюдательность народа.

Многие из загадок имеют рифмованные окончания.

По своим художественным особенностям загадка близка к пословице. Загадка изображает предмет, пословица содержит суждение. Как и пословица, загадка отличается краткостью, их сближает метафорический принцип построения образов. Различие заключается в том, что пословица тут же раскрывает смысл метафоры, содержит в самом тексте толкование, разгадку. Загадка в тексте их не имеет.

Загаданные предметы описываются посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается, или на загаданный предмет только намекают, указав его признак: «Висит сито, не руками свито», загаданный предмет только сравнивают с ситом: ведь всякое сито сделано человеком, а это что-то другое. Не руками свитое сито – это паутина. Загадками не только испытывается сообразительность человека, они открывают мир захватывающей поэзии. Мир знакомый, обыденный увиден зоркими глазами народных поэтов.

Как «сделана» загадка?

Загадка, как правило, состоит из одного предложения. Загадки бывают трёх основных типов.

Первый тип — простое перечисление признаков загаданного предмета.

Второй тип — последовательное сравнение загаданного предмета с разными предметами по одному признаку, потом загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, но уже по другому признаку. Сравнение бывает открытое с помощью слова «как». Бывает и отрицательное сравнение с помощью слов «не …, а …».

Третий тип — “скрытое” сравнение (метафора), которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину.

Класс делится на группы или пары (в зависимости от оставшегося времени). Группа (пара) получает карточку с загадкой и определяет, к какому типу относится загадка.

2. Работа с учебником. Чтение статьи «Художественное своеобразие загадок» (стр. 22-23).

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 14. Какой вид устного народного творчества называют загадкой? Отметьте правильный ответ.

А. Краткое изречение с назидательным содержанием.

Б. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой.

В. Вопрос или задание, которое требует разгадки.

2. Рабочая тетрадь, задание 16. Отгадайте загадки и определите, какие загадки строятся на олицетворении, а какие на различных формах сравнения?

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

_____________________

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

И улетает в лес.

___________________

Громко стучит, звонко кричит,

А что говорит – никому не понять

И мудрецам не узнать

___________________

Отгадки: сорока, роса, берега, очки, березы, гром.

3. Рабочая тетрадь, задание 15. Отгадайте загадки и нарисуйте к ним отгадки.

Весь из золота отлит

На соломинке стоит.

__________________

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит

__________________

Птичка-невеличка,

Носик стальной,

А хвостик льняной.

__________________

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

______________________

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 19-23.

2. Рабочая тетрадь, задание 18. Придумайте загадку.

I вариант

О солнце, ветре, радуге.

II вариант

О дожде, снеге, молнии.

VI. Этап рефлексии

Заря-заряница, красная девица по полю ходила, слезу уронила; месяц видел – не сказал, солнце увидало – подняло.

___________________

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

___________________

Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает.

____________________

Устное народное творчество . Загадки | Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме:

Слайд 2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Цели: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умением складывать загадку.

Слайд 3

Правила общения С уважением относиться друг к другу. Любое мнение заслушивать внимательно. Пока один говорит, все слушают. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки. Удачи вам!

Слайд 4

Вступительное слово учителя. Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)

Слайд 5

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее.

Слайд 6

Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

Слайд 7

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

Слайд 8

Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве. Беседа по вопросам: 1. Что такое «фольклор»?

Слайд 9

2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид ) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)

Слайд 10

. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке. «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов).

Слайд 11

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Слайд 12

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Слайд 14

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все.

Слайд 15

Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом – «Без имени» – согласятся все.

Слайд 16

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Слайд 18

Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность.

Слайд 19

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Сходство всех четырех видов загадок – в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ.

Слайд 20

Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

Слайд 21

Обучение составлению своей загадки. 1. Загадка-иносказание. Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба-мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб – старожил леса, или «старичок».

Слайд 23

Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась: Стоит в лесу старичок, Надел красный колпачок.

Слайд 25

2. Загадка-описание. Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит , катится , шумит , несется . Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Слайд 26

Бежит – бежит, шумит – шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

Слайд 27

Рефлексия учащихся Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…

Слайд 28

Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки».

Урок 3 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | Поурочные планы по русской литературе 5 класс

Урок 3 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО