Загадка по литературе 5 класс: Загадки для 5 класса для детей с ответами

Конспект урока по родной русской литературе «Метафоричность русской загадки»

Конспект урока по родной русской литературе

5 класс

Тема «Метафоричность русской загадки»

Цели:

1. Дать понятие о метафоре. Раскрыть существенные признаки метафоры.

2. Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, объяснять значение слов, употребляемых в переносном значении. Устанавливать образную и изобразительно-выразительную функции слов. Развивать способность соотносить произведения устного народного творчества с историей своей страны. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать любовь к Родине через язык.

Ход урока

I. Организационный этап (слайд 1)

— Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нас ждет интересное путешествие в историю.

II. Актуализация знаний. 

— Ребята, обратите внимание на экран. Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока? К какому жанру можно отнести эти небольшие произведения? (ответы детей)

— Правильно! Это загадки. С загадками мы знакомились на уроках литературы, и вы помните, что это один из жанров фольклора.

Как вы думаете, от какого слова произошло слово «загадка»? (ответы детей). В древнерусском языке слово «гадать обозначало «думать, «размышлять». Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, их восприятие природы и отношение к окружающей действительности.

Примеры загадок с пояснением (слайд 2).

Как вы думаете для чего мы изучаем загадки? Что интересного мы можем сегодня узнать? чему можем научиться? (ответы детей)

— Мы с вами уже знаем, что загадки могут относится к различным сферам жизни. Давайте вспомним, какие тематические группы загадок нам знакомы Давайте разделимся на три группы! Первая группа ищет все загадки на тему «Природа», вторая «Быт», третья «Грамота»

На экране загадки (отгадываем, называет тематическую группу)

III. Первичное усвоение новых знаний.

1. Объяснение нового материала

-Вы молодцы, отгадали все загадки, вспомнили много тематических групп загадок. Давайте немного окунемся в историю. Загадки происходят из глубокой древности. Учёные предполагают, происхождение этого жанра устного народного творчества связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, чтобы не давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды. Избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи и др. Сибирские крестьяне, чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, называли его «дедушка», «зверь», «хозяин». Такой особый иносказательный язык и стал основой для русских загадок.

В древности загадки служили средством испытания мудрости. Люди, умевшие загадывать загадки, пользовались особым уважением. Постепенно загадки приобрели игровой, развлекательный характер. Их любят и взрослые и дети. Вы когда-нибудь задумывались, как устроена загадка? Как мы понимаем, что это загадка и ее нужно отгадывать?

Посмотрите на экран (слайд 3)

1. Новая метла по-новому метет.

2. Бытовой предмет для уборки мусора на длинной палке.

3. Скручена, связана на нож посажена.

— Какое из этих предложений является загадкой? Почему? По каким признакам вы это определили? (ребята без труда находят загадку и пробуют объяснить свой выбор). Загадка – это иносказательное описание предмета, основанное на уподоблении по каким-либо признакам. Такое уподобление называется метафорой (слайд 4).

Запись в тетрадь «Метафора — это перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними. Уподобление может создаваться по различным признакам: цвету, форме, функции»

2. Работа с раздаточным материалом

У вас на партах карточки с загадками, давайте их разгадаем! И попробуем назвать признак на основе которого построена метафора

НАД БАБУШКИНОЙ ИЗБУШКОЙ

ВИСИТ ХЛЕБА КРАЮШКА (МЕСЯЦ)

Метафора построена на сходстве по форме.

ЧЕРНЫЙ КОНЬ

СКАЧЕТ В ОГОНЬ(КОЧЕРГА)

Сходство по цвету.

НЕ КУСТ, А СЛИСТОЧКАМИ,

НЕ РУБАШКА, А СШИТА.

НЕ ЧЕЛОВЕК, А РАССКАЗЫВАЕТ(КНИГА)

В этой загадке несколько метафор по внешним признакам и по функции.

Первые три загадки комментирует учитель, далее дети по цепочке работают с карточками по этой же схеме.

IV. Первичное закрепление

— Для того, чтобы разгадывать загадки, нужно иметь цепкий ум, хорошую эрудицию. Я знаю, что вы все творческие ребята. Попробуем сами сочинить загадку, используя метафору. На Руси люди очень точно подмечали схожесть предметов по каким-либо признакам, и поэтому загадки сочиняли интересные сложные. Как же сочинить загадку? (слайд 5)

1. Выбрать предмет, который вы хотите загадать.

2. Определить характерные особенности, сходные с особенностями другого предмета.

3. Составить загадку в виде небольшого рассказа.

4. Сократить, оставить самое значимое.

5. Зарифмовать.

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Чтение придуманных загадок, коррекция, обсуждение метафор.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия. (слайд 6,7).

 1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Базовый уровень: найти и выписать 3 русские загадки о грамоте и книгах или о домашнем хозяйстве.

Уровень повышенной сложности: найти и выписать 3 русские загадки о грамоте и книгах или о домашнем хозяйстве, определить на каком сходном признаке построена метафора.

Высокий: придумать рифмованную загадку  о грамоте и книжной мудрости, нарисовать к ней иллюстрацию, уметь объяснить, что такое метафора.

2. Рефлексия (подведение итогов занятия) (слайд 7)

Сегодня на уроке все работали активно, молодцы!

Оценки за работу на уроке…

О чем мы сегодня говорили?

Что вспомнили?

Что нового узнали?

Чему научились?

Все ли было понятно?

Урок был интересным?

Урок литературы в 5-м классе «Загадки»

Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Беседа о загадках.
  5. Как сделана загадка.
  6. Творческая работа.
  7. Итог урока.

Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора.

Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок.

II. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним,

Какие виды сказок вы знаете?

Кто автор сказок?

Как сказки дошли до нас?

Какие средства передвижения используют сказочные герои?

Молодцы!

III. Сообщение темы и целей урока. На доске: «ЗАГАДКИ».

А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.

IV. Сообщение учителя.

Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Ответ: Человек.

Почему вы так думаете?

Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Как создаются загадки?

– Кто создает загадки?

А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть «красного петушка, что по жердочке бежит», или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

«Сидит девица в темнице,

А коса на улице».

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она «без лица в личине». Настоящее лицо загадки скрывается под «личиной», и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

V. Как “сделана” загадка.

«Стоит девица в избе,
А коса – на дворе».

Кого надо нам разоблачить?

Девицу с косой.

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Печь.

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

«Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно.

Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

«Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон». (Гора.)

Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,

Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,

Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).

Загадки бывают различных типов.

1. Где перечисляются различные признаки:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

2. Краткая характеристика предмета:

Голубая простыня весь свет одевает. (

Небо.)

(Здесь признак предмета и сравнение. )

3. Сравнение. Отрицательное сравнение.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер.)

4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:

ЗАГАДКА Краткость, конкретность

Иносказательное описание

Предмета (метафора)

+ ритмичность и рифмованность, форма вопроса

VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.

Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.

– Из рассыпанных слов составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)

Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане.)

– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.

1) Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнцею)

2) Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –

Возьми золото. (Яйцо.)

3) Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза.)

VII. Подведение итога урока.

Д/з: приготовить «рассыпную» загадку, попробуйте сочинить свою.

Что такое загадка? Определение, примеры загадок в литературе

Определение загадки: Загадка – это вопрос или утверждение, которое предлагает решить головоломку.

Что такое загадка?

Загадки — это вопросы или утверждения, которые предлагают решить головоломку. Они часто требуют критического мышления со стороны читателя, чтобы найти ответ, и это предлагает интересное развлечение.

Примеры загадок

Популярная детская загадка: «Что такое черное, белое и красное повсюду?»

  • Общие ответы на эту загадку = «смущенная зебра» или «газета».

Другой пример загадки: «Накорми меня, и я буду жить, но напои меня, и я умру».

  • Ответ = огонь

Третий пример: «Что такое большое и желтое, что приходит утром, чтобы скрасить мамин день?»

  • Ответ = школьный автобус

Типы загадок

Вот некоторые типы загадок, которые могут создавать люди:

Enigma : Загадки — это типы загадок, в которых используются аллегорические или метафорические приемы. Эти загадки требуют критического мышления и изобретательности от имени решателя, чтобы найти решение.

Пример:

  • У меня есть хвост и тело, но я не змея. Что я?
    • Ответ = Монета

Головоломка : Головоломка — это загадка, в которой для достижения желаемого эффекта используются каламбуры.

Пример:

  • Какое дерево можно носить в руке?
    • Ответ = Пальма

Функция загадок

Хотя загадки часто служат для развлечения аудитории, предлагая решить сложные вопросы, они также служат и другим целям. Например, они могут способствовать более глубокому осмыслению проблемы или возникновению других вопросов. Использование загадок в этих ситуациях требует от читателя критического обдумывания нескольких возможностей, а не поверхностного чтения.

Примеры загадок в литературе

Софокл намекает на известную загадку в пьесе Царь Эдип . В этой пьесе он намекает на загадку Сфинкса. Хотя загадка не была прямо указана в тексте, его аудитория должна была быть знакома с вопросом; поэтому они бы поняли отсылку.

Загадка звучит так:

  • «Что ходит на четырех ногах утром, на двух ногах в полдень и на трех ногах вечером?»
    • Ответ = Мужчина. Он ползает на четырех ногах в младенчестве, на двух во взрослом возрасте и, наконец, на трех в старости с тростью.

В книге Дж. Р. Р. Толкеина « Хоббит, » персонажи Голлум и Бильбо обмениваются друг с другом несколькими загадками в войне загадок.

Вот несколько примеров загадок, которые разделяют эти двое:

  • «Безмолвное оно плачет, / Бескрылое трепещет, / Беззубик кусается, / Безмолвно бормочет».
    • Ответ = ветер
  • «Шкатулка без петель, ключа и крышки, / но внутри спрятано золотое сокровище».
    • Ответ = яйцо

Краткое содержание: что такое загадка?

Определение загадки: Подводя итог, загадки дают аудитории сложный вопрос или утверждение, требующее критического мышления для решения. Это может позволить создать юмор для аудитории или продемонстрировать остроумие персонажа за счет способности создавать или точно решать такие сложные вопросы.

Последний пример:

В романе Джейн Остин « Эмма » мистер Элтон задает Эмме следующую загадку:

«Мое первое проявление богатства и великолепия королей,

Повелители земли! их роскошь и легкость.

Другой взгляд на человека, мой второй приносит,

Вот он там, владыка морей!

Ответ = ухаживание

Содержание

  • 1 Что такое загадка?
  • 2 Примеры загадок
  • 3 Типы загадок
  • 4 Назначение загадок
  • 5 Примеры загадок в литературе
  • 6 Резюме: Что такое загадка?

10 лучших литературных загадок – Квест-комната из Квин-Сити

Здесь, в Квин-Сити-Квест , мы любим запирать вещи и оставлять подсказки и загадки для вас, искателей приключений, которые вы должны найти! Вот почему мы решили составить список, в который вошли десять наших самых любимых загадок в литературе.

Посмотрите наш список ниже, а затем расскажите нам, какая ваша любимая загадка из книги в комментариях ниже!


10) Улисс  Загадка (автор Джеймс Джойс)

Начиная с нашего списка 10 лучших, эта загадка Джеймса Джойса. Вы спросите, почему Ulysses #10 в нашем списке? Потому что в «Улисс » Стивен Дедал загадывает своим ученикам загадку, которую они (и мы) не совсем понимаем… и нам это нравится. Прочитайте загадку ниже, и вы поймете, что мы имеем в виду.

Q :

Команда петухов,

Небо было голубым:

Колокола на небесах

Били одиннадцать.

Пришло время этой бедняжке

Отправится на небеса.

A : Лиса хоронит свою бабушку под остролистом.

9) У кого есть рыба? Загадка (от Альберта Эйнштейна)

Под номером 9 в этом списке находится загадка от самого умного человека, когда-либо жившего… Альберта Эйнштейна. Предположительно, он придумал эту загадку, когда был ребенком, и хотя некоторые могут не считать ее настоящей загадкой, она очень похожа на нее, проверяя ваш интеллект в полной мере.

Q : Есть 5 домов, в которых живут 5 человек. Дом каждого жителя разного цвета. В домах также есть различный выбор напитков, разные марки сигарет и уникальный питомец. Кому из жильцов принадлежит рыба?

  1. Англичанин живет в красном доме.
  2. Швед держит собак.
  3. Датчанин пьет чай.
  4. Зеленый дом находится слева от белого.
  5. Хозяин зелени пьет кофе.
  6. Курильщик Pall Mall держит птиц.
  7. Хозяин желтого дома курит Dunhills.
  8. Мужчина в центре дома пьет молоко.
  9. Норвежец живет в первом доме.
  10. У курильщика Blend есть сосед, который держит кошек.
  11. Мужчина, который курит Blue Masters, пьет пиво.
  12. Мужчина, который держит лошадей, живет рядом с курильщиком Данхилла.
  13. Немец курит Принц.
  14. Норвежец живет рядом с синим домом.
  15. У курильщика Blend есть сосед, который пьет воду.

A : Немецкий

8) Загадка Самсона (из Библии)

Помимо религиозной принадлежности, Библия содержит огромное количество историй, многие из которых содержат умные пословицы и загадки. предназначен для обучения уроки или вдохновлять людей. Следующая загадка в нашем списке исходит от Самсона. Он сказал тому, что внизу, до тридцати человек во время пира.

Q : Из едока что-нибудь поесть; из сильного, что-то сладкое. (Судей 14:14)

A : Пчелы делают соты внутри трупа льва (Самсон убил льва)

7) Эмма  Риддл (Джейн Остин)

9 0005

Английская писательница Джейн Остин, возможно, лучше всех знает ее книга Гордость и предубеждение , тоже не чужда загадкам. Ее роман 1815 года под названием Эмма содержит особенно остроумную загадку: вопрос, заданный Эмме мистером Элтоном.

Q :

Моя первая демонстрация богатства и великолепия королей,

Повелители земли! их роскошь и легкость.

Другой взгляд на человека, мой второй приносит,

Вот он там, повелитель морей!

A : Ухаживание

6) Венецианский купец Загадка (Уильям Шекспир)

Загадывать или не избавляться Дл? Вот в чем вопрос. В пьесе Шекспира « Венецианский купец » отец Порции загадывает загадку, которую должны разгадать ее женихи, чтобы завоевать ее руку в браке. Он расставляет три шкатулки — золотую шкатулку, серебряную шкатулку и свинцовую шкатулку — и затем просит их выбрать шкатулку по своему вкусу. Ниже приведены подробности о каждой шкатулке.

Q : На золотой шкатулке написано: «Кто выберет меня, получит то, чего желают многие люди». На серебре написано: «Кто выберет меня, тот получит столько, сколько заслуживает». Свинцовая надпись гласит: «Кто выберет меня, тот должен отдать и рискнуть всем, что у него есть».

A : Золотая шкатулка содержит череп и записку, предупреждающую не судить о книге по ее обложке, а серебряная шкатулка символизирует погоню за неуловимыми целями. Но в свинцовом ларце есть записка, которая гласит: «Ты, кто выбирает не по внешнему виду, выбирай как истину». Благоговение…

5) Загадка рая и ада (автор Raymond Smullyan)

Также известный как «Два стражника» или «Развилка на дороге». сделал там?

Q : Ты умираешь, а потом оказываешься в подвешенном состоянии и видишь две двери. Один из них ведет вас в ад, а другой ведет вас в рай. Двое охранников охраняют обе двери. Страж, охраняющий дверь в рай, всегда говорит правду, а страж, охраняющий дверь в ад, всегда лжет. Что такое один вопрос, который вы можете задать любому из стражей, чтобы узнать, какая дверь приведет вас на небеса?

A : Спросите: «Если бы я спросил другого стража, какая дверь ведет в рай, что бы он мне ответил?»

4) Загадка о доверии (Стивен Кинг)

Немногие авторы достигли такого количества людей, как Стивен Кинг, благодаря его обширному репертуару романов ужасов, сверхъестественной фантастики, саспенса и фэнтези. Наша следующая загадка исходит от его 9Серия 0073 «Темная башня » (которая скоро получит собственную пленку).

Q : Сейчас обсуждается не сундук или коробка. В нем можно хранить деньги, но как только мы проверяем его металл, внутри него появляется ржавчина.

A : Доверие

3) Дом шумерской загадки (из древнего шумера) известные как загадки. Говорят, что загадка ниже была написана более 4000 лет назад!

Q : «Есть дом. В него входят слепые, а выходят зрячими. Что это такое?»

A : Школа

2) Загадка Сфинкса (Софокла)

Взято из Софокла Eedipus Rex на латыни), загадка Сфинкса, иногда называемая к комплексной проблеме Эдипа, без сомнения, является одной из самых известных загадок в западной литературе. Сфинкс задает Эдипу вопрос ниже, за пределами Фив.

Q : «Что это за существо, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?»

A : Человек (который ползает на четырех ногах в младенчестве, ходит на двух ногах во взрослом возрасте и ходит с тростью в пожилом возрасте)

1) Enigma (Эдгар Аллан По)

Эдгар Аллан По, один из самых известных писателей и поэтов в истории, также был большим любителем загадок. Одно приписываемое ему стихотворение под названием «Энигма» содержит не одну, а одиннадцать загадок (строки в стихотворении — это загадки, описывающие разных известных писателей). Разговор о сверхуспешном! Стихотворение ниже.

ПОЭМА :

Благороднейшее имя на странице Аллегории,

Рука, начертавшая неумолимую ярость;

Приятный моралист, чья страница очищена,

Отображает глубочайшее знание разума;

Нежный поэт иностранного языка,

(Указано на языке, который он пел.)

Бард блестящего, но нелицензионного пажа

Одновременно позор и слава нашего века,

Князь гармонии и чувство стирлинга,

Выдающийся древний драматург,

Бард, рисующий силой воображения,

И тот, чья песня оживляет ушедшие часы,

Еще раз древнее трагическое воспоминание барда,

Смелостью замысла превосходящего все.

Эти имена, если их правильно прочитать, имя [сделать] известным

Которое собирает всю их славу в себе.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *