Задачи гендерного воспитания: 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников

Содержание

4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников

Задачи воспитания мальчиков и девочек:

1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками;

2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пола;

3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Основные направления полового воспитания дошкольников:

— полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности;

— сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;

— подготовка будущих семьянинов.

5. Роль семьи в гендерном воспитании детей

Семья – первый по времени и наиболее близкий ребенку воспитатель. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт социального поведения, учиться социальным ролям отца, матери, мужа, жены. Именно тут в первую очередь формируются качества женственности и мужественности. Успех воспитания мальчиков и девочек в семье определяется психологическим климатом семьи, системой отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку.

Тема Воспитание НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА У ДОШКОЛЬНИКОВ

План

1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста.

2. Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника.

3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления.

4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения.

5. Воспитание скромности у детей.

6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.

1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста

Характер – индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных психических качеств человека, обусловливающих образ его поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Нравственно-волевые качества характера – это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

В структуре характера выделяют две группы качеств.

К первой группе относятся качества, в которых выражается система отношений человека к действительности: отношение к обществу, коллективу, другим людям, отношение к труду, отношение к самому себе.

Соответственно этому классифицируются и качества характера.

Ко второй группе качеств характера относятся волевые качества, определяющие умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей и препятствий, направлять свое поведение в соответствии с определенными принципами.

Решающее влияние на формирование характера ребенка оказывает воспитание. Характер начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием игры, общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье, начинает формироваться индивидуально-своеобразное поведение ребенка.

Консультация для родителей: Задачи гендерного воспитания. | Консультация на тему:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №80 «СВЕТЛЯЧОК»

Консультация для родителей:

Задачи гендерного воспитания.

Воспитатель: Муллаянова А.Р.

г. Нижневартовск

Задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3 — 4 лет): 

формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; развитие умений адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и собственное; создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в реальных и игровых взаимоотношениях со сверстниками; формирование гендерной дифференциации; воспитание потребности заботиться о своем организме, внешнем виде.

Задачи гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет):

формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, эталонах мужественности и женственности; развитие понимания партнерского характера жизни в семье и детском саду; формирование гендерной идентичности и элементарных знаний о своем организме, физических особенностях; воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье (на доступном возрасту уровне), внешнем виде, чистоте; формирование основ гуманного отношения к людям.

 Задачи полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет): 

формирование гендерной идентичности как единства переживаний и поведения; познание ребенком самого себя; развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние уважительные отношения со сверстниками; формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; развитие навыков к выполнению гендерного репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности; формирование представлений о правилах поведения и установления безопасных взаимоотношений с незнакомыми людьми.

Итак, под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. 

Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки — дочери, жены, матери.

Проблема гендерной идентификации является одной из важнейших проблем в психологии, ведь без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ мужественности и женственности.

 Психологические портреты мальчиков и девочек


Портрет девочки


Портрет мальчика


В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.


Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью к преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, а потому в бытовой жизни он беспомощен.

Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.


Девочка больше склонна к попечительской деятельности — ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.


У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности сестер и вообще — девочек.


Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.


Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы.

Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажают ее в качестве пассажира в тележку или машину, верхом на игрушечных животных и т. д. — и вскоре бросает ее. Лишь в исключительных случаях в игре


Девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу, т.е. опять-таки выраженная направленность ее интересов на человека.


У мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.


Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию.


Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Мальчики могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.


В конструктивных играх девочки действуют чаще по образцу и подобию: строят не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением их творчества; подойти как можно ближе к образцу кажется вполне удовлетворяющей целью.


В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.


Нравственный облик мальчиков и девочек в целом одинаков, хотя сами нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше.

Девочка более конформна, лучше приспосабливается к обстоятельствам, быстрее находит себе место при различных переменах, легче вписывается в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы.

Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики. У девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми. В связи с этим у них чаще наблюдаются и различные ложные идеи о своей физической недостаточности.


Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем, и это важно, не из сознательного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. Многие нарушения ими распорядка связаны с характером их деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения.


Девочки склонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются на мальчиков. Жалующаяся сторона невольно воспринимается как сторона потерпевшая.


Мальчики реже апеллируют к старшим, реже жалуются.


Девочки вообще склонны верить авторитетам и опираются на авторитет в затруднительных случаях. Девочки более исполнительны, часто им достаточно внушить, что «так надо».


Это менее характерно для мальчиков. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий.


Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагог видит это по обращенным к ним глазам и все основные способы действий объясняются, как правило, педагогом сразу.

На занятиях девочки поднимают руку реже, хотя и отвечают правильно, т.е. знают не хуже мальчиков.

Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у них в глазах подтверждения правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

Девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым (Например, «А вы к нам еще придете?»), т.е. больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.


Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. В то время, как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а потому мальчики начинают задавать вопросы и воспитателю, и детям, самое важное они пропустили и не поняли.

Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе.

Отвечая, мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно.

Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации (Например, «А что мы сейчас будем делать?»), т.е. больше ориентированы на информацию. В словарном запасе мальчиков больше слов, обозначающих отдаленные предметы и общие понятия. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, т.е. глаголы и междометия.


Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако, вследствие разной направленности интересов и склонностей, они проявляются по-разному.

У девочек больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской цели задания велики. Они, как правило, менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделять объективное течение событий от собственных переживаний в этот момент. Девочки больше обращают внимание на личностную сторону дела.


У мальчиков раньше развивается способность видеть существенное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, но часто менее конкретен.

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность оформления нередко не соответствует требованиям педагога, за что ребенок в результате может получить низкую оценку педагога.


За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке.


Мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованы.

Значение гендера в политике в области образования детей младшего возраста

Международное сообщество по вопросам развития поставило девочек-подростков и среднее образование в центр политики образования девочек и уделяло меньше внимания гендерным реалиям девочек и мальчиков в раннем детстве. Это упущение вызывает следующий вопрос: можно ли решать проблемы пола и образования на начальном, среднем и высшем уровнях и за их пределами, не обращая внимания на вмешательства в первые годы? Мой проект в Brookings освещает пробелы и возможности учета гендерной проблематики в политике в отношении учителей дошкольного образования, особенно в контексте Китая, где я много лет работаю в области образования девочек и развития детей младшего возраста.

Всемирный стипендиат Ехидны, 2018 г. — Институт Брукингса

Программный специалист — Международный научно-исследовательский и учебный центр ЮНЕСКО по сельскому образованию (INRULED)

Адъюнкт-профессор — Центр исследований в области педагогического образования, KIS, MO, Пекинский педагогический университет

Разработчики политики и педагоги во всем мире не должны недооценивать важность образования детей младшего возраста для развития глубоко укоренившихся гендерных норм. Важно учитывать когнитивное и аффективное формирование гендерной идентичности, которое развивается в раннем детстве. Типы навыков, личностные качества и карьерные устремления, усвоенные в ходе взаимодействия учителя и ребенка и детских игр, могут формировать стереотипное мужское и женское отношение к гендерным ролям, которое развивается до подросткового возраста.

Факты показывают, что преподаватели должны быть осведомлены о гендерных проблемах, чтобы быть открытыми для выбора девочек и мальчиков в обучении и развитии, помогать детям узнавать, кто они есть, и устанавливать связи с окружающими их людьми, а также обрести уверенность в себе, а также Бытие, признание сверстников и социальная поддержка.

Проведенные в Азии и Африке исследования отношения и ожиданий учителей к успеваемости девочек по математике и естественным наукам показали, что подготовка учителей с учетом гендерного подхода может улучшить равноправное участие всех детей в учебной среде. Несмотря на это, фактическая политика и практика включения гендерной проблематики в подготовку учителей дошкольного образования не учитываются.

Образование и гендерное равенство в Китае основаны на поощрении обязательного образования девочек. Несмотря на достижение гендерного паритета и, в некоторых случаях, на то, что девочки превосходят мальчиков в начальном и среднем образовании, гендерный разрыв в Китае сохраняется. Кроме того, предпочтение мальчиков, например, привело к самому несбалансированному соотношению полов в мире. Это способствовало тому, что Китай занял последнее место по показателю здоровья и выживания в Глобальном индексе гендерного разрыва, который измеряет участие в экономической жизни, уровень образования, здоровье и выживание, а также политические возможности.

Подобные результаты тесно связаны с гендерным неравенством, которое коренится в глубоко укоренившихся гендерных нормах, требующих учета гендерной проблематики в преподавании и обучении в первые годы жизни.

Для того чтобы Китай смог выполнить свой план в области образования и достичь Целей ООН в области устойчивого развития, установленных глобальными программами в области образования, ему необходимо не только поддерживать развитие основных компетенций девочек и мальчиков, но и их долгосрочные когнитивные и социальные навыки. -эмоциональное развитие – свободное от гендерных ограничений. Поскольку Китай добивается быстрого прогресса в области дошкольного образования и разрабатывает политику по наращиванию штата учителей, важно иметь пути для включения гендерного равенства в политику в отношении учителей.

Основываясь на обзоре китайской политики в области воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) и мировых примерах, мой дискуссионный документ завершается описанием направлений политики на уровне системы и обучения в Китае. Эти пути включают создание местного подхода к подготовке учителей ВОДМВ в бедных сельских районах и создание сильной сети поддержки учителей, ориентированной на обмен технологическими учебными ресурсами, знаниями по содержанию и педагогической практикой для обеспечения гендерного учета в преподавании и обучении ВОДМ.

Вопросы гендерного равенства, качественного образования, обучения в раннем возрасте и сокращения бедности находятся в центре внимания многих международных организаций. Добавление внимания к гендеру в ВОДМ, особенно в роли учителей, может представлять интерес для международных инициатив девочек-подростков по изменению гендерных стереотипов и культурных норм посредством раннего вмешательства. Это также могло бы помочь сделать гендерные вопросы более заметными на международной арене.

Таким образом, учет гендерной проблематики в обучении детей младшего возраста раскрывает потенциал детей в самой основе их развития, и ценность политики выходит далеко за рамки самой политики учителей. Это может создать устойчивый подход к гендерному равенству и качественному образованию, а также способствовать развитию человеческих ресурсов для всего общества. С небольшим усилием воздействие может иметь большое значение.

В этом видео Джин Чи, глобальный исследователь Ехидны 2018 года, описывает важность гендерных аспектов в политике дошкольного образования во всем мире, особенно в Китае.

Получайте ежедневные обновления от Brookings

Введите адрес электронной почты

Мероприятия по борьбе с гендером и гендерным насилием среди молодежи

О Марии

Сложность: Уровень 3 | Время: 90 минут | Размер группы: от 6 до 30 человек

Это мероприятие посвящено проблеме принудительной стерилизации женщин-инвалидов в недавней истории. Используя реальную историю, участники исследуют, как гендерное насилие может повлиять на людей. Затем они размышляют о том, чему история насилия может научить нас в отношении предотвращения и борьбы с ним сегодня.

Прочитайте больше

Удар цифровых медиа

Сложность: Уровень 1 | Время: 120 минут | Размер группы: от 10 до 30 человек

В этом упражнении используются исследовательские методы для изучения присутствия и использования насилия в цифровых медиа.

Прочитайте больше

Гендерная путаница

Сложность: Уровень 3 | Время: 120 минут | Размер группы: от 10 до 30 человек

Это задание сочетает в себе аналитическое исследование понятий (терминов), используемых в работе по вопросам гендерного равенства, и того, как они понимаются/используются молодыми людьми или представлены в СМИ и органами образования. Это позволяет участникам задуматься о роли языка в

Прочитайте больше

Пол в коробке

Сложность: Уровень 3 | Время: от 60 до 90 минут | Размер группы: от 6 до 30 человек

Это мероприятие повышает осведомленность о гендере и решает проблемы, связанные с жестко определенными гендерными ролями. Он основан на анализе образов мужчин и женщин в СМИ.

Прочитайте больше

Хороший лучше наилучший

Сложность: Уровень 2 | Время: от 60 до 90 минут | Размер группы: от 8 до 20 человек

В этом упражнении рассматривается, как гендерные стереотипы влияют на жизнь молодых людей, и какое значение общество придает «женским» и «мужским» качествам. Участники используют наборы карточек, чтобы обсудить, какие качества чаще считаются мужскими или женскими.

Прочитайте больше

Большие ожидания?

Сложность: Уровень 1 | Время: 90 минут | Размер группы: от 15 до 30 человек

В этом упражнении используется мозговой штурм, чтобы помочь участникам понять различные ожидания и требования к девочкам/девушкам и мальчикам/молодым мужчинам в современном обществе. Это позволяет участникам глубже изучить концепции гендерного равенства.

Прочитайте больше

История Кати

Сложность: Уровень 4 | Время: 60 минут | Размер группы: от 10 до 20 человек

Это короткое симуляционное задание помогает развить сочувствие к жертвам межличностного насилия или насилия в отношениях и демонстрирует, что выход из насильственных отношений обычно происходит поэтапно. Участники слушают историю и используют одеяла, чтобы символизировать различные этапы входа и…

Прочитайте больше

N против Швеции

Сложность: Уровень 4 | Время: 190 минут | Размер группы: Любой

В этом симуляционном задании рассматриваются проблемы, связанные с женщинами, ищущими убежища, на примере дела, поданного в Европейский суд по правам человека.

Прочитайте больше

Здесь нет насилия

Сложность: Уровень 4 | Время: 120 минут | Размер группы: от 10 до 30 человек

Это симуляционное занятие, в ходе которого участники разрабатывают политику предотвращения гендерного насилия и противодействия ему в своей школе.

Прочитайте больше

Наш ежедневный сексизм

Сложность: Уровень 2 | Время: 45 минут (Часть 1) 120 минут (Часть 2) | Размер группы: от 6 до 20 человек

В этом упражнении участники должны решить, как они будут реагировать на различные примеры сексистских высказываний ненависти в Интернете. Затем они разрабатывают онлайн-акцию, которую они могли бы реализовать, чтобы бороться с примерами гендерного насилия.

Прочитайте больше

Безопасность в моей жизни

Сложность: Уровень 2 | Время: 60 минут | Размер группы: от 8 до 20 человек

В этом упражнении используется мозговой штурм, чтобы подумать о том, что люди делают, чтобы избежать насилия, и определить общие угрозы безопасности в зависимости от пола. В нем подчеркиваются гендерные различия в отношении к насилию и рассматривается вопрос об отсутствии надлежащей информации для молодежи о характере…

Прочитайте больше

Секс продает?

Сложность: Уровень 2 | Время: от 60 до 75 минут | Размер группы: от 10 до 30 человек

Это мероприятие затрагивает несколько вопросов, касающихся общественного восприятия гендера, пола и сексуальности. Участники анализируют, как представители разных полов изображены в рекламе в газетах и ​​журналах, используя специальный инструмент для анализа.

Прочитайте больше

Пространства и места

Сложность: Уровень 2 | Время: от 40 до 60 минут | Размер группы: от 10 до 30 человек

В этом упражнении рассматривается безопасность молодых людей из числа ЛГБТ+ в различных повседневных условиях. Участники располагаются вдоль стены в зависимости от того, насколько безопасно или небезопасно, по их мнению, находиться «вне дома» для ЛГБТ+ в определенных условиях.

Прочитайте больше

Стелла

Сложность: Уровень 2 | Время: 120 минут | Размер группы: от 5 до 30 человек

В этом упражнении используются методы ранжирования, чтобы выявить различия в моральных ценностях участников и открыть обсуждение вопросов гендерного неравенства и социализации в гендерных стереотипах.

Прочитайте больше

Воздействие гендерного насилия

Сложность: Уровень 2 | Время: 60 минут | Размер группы: от 8 до 30 человек

Участники рассматривают различные примеры гендерного насилия и обсуждают последствия для соответствующих лиц и для общества в целом.

Прочитайте больше

Рыцарь в сияющих доспехах

Сложность: Уровень 3 | Время: 60 минут | Размер группы: от 10 до 20 человек

В этой короткой ролевой игре рассказывается о трудностях распознавания жестокого обращения и рассматриваются ранние предупреждающие признаки для выявления потенциальных обидчиков. Это обеспечивает хорошую основу для обсуждения того, как общество романтизирует отношения, которые могут включать насилие и угнетение.

Прочитайте больше

Слишком сложно ответить

Сложность: Уровень 3 | Время: 60 минут | Размер группы: от 6 до 30 человек

В этом упражнении используется мозговой штурм и ролевые игры для поиска способов реагирования на нежелательные сексуальные домогательства, сексуальные издевательства и домогательства.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *