Всегда звонкие согласные звуки в русском языке таблица: Всегда звонкие согласные звуки в русском. Парные глухие согласные

Содержание

Звонкие звуки в русском языке таблица. Глухие согласные

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные — образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные — образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласныеГлухие согласные
непарныепарныепарныенепарные
й → [й»]б → [б], [б»]п → [п], [п»]ч → [ч»]
л → [л], [л»]в → [в], [в»]ф → [ф], [ф»]щ → [щ»]
м → [м], [м»]г → [г], [г»]к → [к], [к»]ц → [ц]
н → [н], [н»]д → [д], [д»]т → [т], [т»]х → [х], [х»]
р → [р], [р»]ж → [ж]ш → [ш]
з → [з], [з»]с → [с], [с»]
9 непарных11 парных11 парных5 непарных
20 звонких звуков16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласныеМягкие согласные
непарныепарныепарныенепарные
[ж][б][б»][ч»]
[ш][в][в»][щ»]
[ц][г][г»][й»]
[д][д»]
[з][з»]
[к][к»]
[л][л»]
[м][м»]
[н][н»]
[п][п»]
[р][р»]
[с][с»]
[т][т»]
[ф][ф»]
[х][х»]
3 непарных15 парных15 непарных3 парных
18 твёрдых звуков18 мягких звуков
  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э]ПарныеНепарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б»]
[в] [в»]
[г] [г»]
[д] [д»]
[ж]
[з] [з»]
[п] [п»]
[ф] [ф»]
[к] [к»]
[т] [т»]
[ш]
[с] [с»]
[й»]
[л] [л»]
[м] [м»]
[н] [н»]
[р] [р»]
[х] [х»]
[ц]
[ч»]
[щ»]
ПарныеНепарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б»]
[в»]
[г»]
[д»]
[з»]
[к»]
[л»]
[м»]
[н»]
[п»]
[р»]
[с»]
[т»]
[ф»]
[х»]
[ж]
[ц]
[ш]
[й»]
[ч»]
[щ»]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» — это старославянское «голос») — это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й»] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й» э ́л»э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й» и щ»о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й» о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й» у ́л»а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й» а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й» и и́ч»ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт»ицый» э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий» о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай» у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с»и́н»ий» а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй» э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй» о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л»й» у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л»й» а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й»] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав»й» и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные — безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б»игу́ щ»ий»] — бе г [б»э́ к] го ра [гара́ ] — го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки — это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] — [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом » , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й»] , [ч»] , [щ»] ай [а́й» ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч» ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л»э́щ» ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл. , всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м» э́л» ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т» о́т» а] (4 буквы, 4 звука) люди [л» у́д» и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з»н»] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл»и́н» ч»ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч»] , [щ»] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р»] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция — это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме — обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б»], [з»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [п»], [р»], [ф»], [г»], [х»].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова — [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль — [мол’], мел — [м’эл], калитка — [кал’итка], пир — [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген — [г»эн], лён — [л»он], диск — [д»ыск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ»ука], [хор], [цар»], [ч»ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р»], [п] — [п»], [м] — [м»], [в] — [в»], [д] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [з] — [з»], [б] — [б»], [г] — [г»], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
ббалб»битва
ввойв»веко
ггаражг»герой
ддырад»дёготь
ззолаз»зевок
ккумк»кеды
ллозал»листва
ммартм»месяц
нноган»нежность
ппаукп»песня
рростр»ревень
ссольс»сено
ттучат»терпение
ффосфорф»фирма
ххудобах»химия
Непарныежжирафччудо
шширмащлещина
ццельйвойлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
ПарныеЗвонкиеГлухие
БП
ВФ
ГК
ДТ
ЖШ
ЗС
НепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных —

Десять гласных отнимите,

Знаки — твердый, мягкий —

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж — тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й — только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон — используем в игре.

Глухие согласные

Согласные звуки, образуемые при помощи одного шума, без участия голоса: (к), (к’), (п), (п’), (с), (с’), (т), (т’), (ф), (ф’1, (х), (х’), (ц), (ч), (ш), (ш’) (щ).

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое «глухие согласные» в других словарях:

    ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Звуки, состоящие акустически из одного шума, производимого органами речи (см. Шумные согласные), без участия голоса; голосовые связки приэтом или раскрыты или, хотя и сближены, но не натянуты, отчего выдыхаемый воздух, проходя… … Литературная энциклопедия

    Глухие согласные — ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Звуки, состоящие акустически из одного шума, производимого органами речи (см. Шумные согласные), без участия голоса; голосовые связки приэтом или раскрыты или, хотя и сближены, но не натянуты, отчего выдыхаемый воздух,… … Словарь литературных терминов

    Основная статья: Согласные Глухие согласные тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота тип фонации, наряду с звонкостью и состоянием гортани. В Международном фонетическом алфавите имеются различные буквы для звонких и глухих… … Википедия

    Согласные, произносимые без участия голоса, т. е. при раздвинутых и ненапряжённых голосовых связках, например русские «п», «т», «к», «ф», «с». См. Согласные …

    глухие согласные — Звуки, состоящие акустически из одного шума, производимого органами речи (см. шумные согласные), без участия голоса; голосовые связки приэтом или раскрыты или, хотя и сближены, но не натянуты, отчего выдыхаемый воздух, проходя через них,… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    Звонкие и глухие согласные

    Звонкие и глухие согласные — 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба –… … Справочник по правописанию и стилистике

    Согласные — Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь

    Запрос «Согласный» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Согласные звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные,… … Википедия

    Звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь четкой формантной (см. Форманта) структуры.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Глухие согласные , Варламов Игорь Валерьевич. Москва и Магнитогорск — два города, определивших творческую судьбу Игори Варламова. О литературно-художественной среде двух городов, в каждом из которых был свой официоз и своя контркультура,…

Звонкие согласные звуки — Стоматология в Химках

Звонкие звуки в русском языке

Звонкие согласные — это звуки, которые состоят из голоса и шума.

Выясним, что такое звонкие согласные звуки в русском языке.

Рассмотрим, как образуются звонкие согласные звуки, какими они бывают и чем отличаются от глухих согласных.

Что такое звонкие согласные звуки?

Наша речь состоит из законченных по смыслу и интонационно отрезков, которые называются предложениями. Каждое предложение строится из отдельных слов, а слова в свою очередь состоят из звуков. Звук является минимальной единицей речи, как слово и предложение.

Звуки по своему качеству бывают разные. Те звуки, в образовании которых участвует только голос, так и называются — Гласные. Это звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы], которые произносятся открытым голосом. Остальные звуки нашей речи являются Шумными. Но шумят они по-разному. Те звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, являются звонкими. При их образовании воздух проходит через голосовые связки на выдохе и заставляет их дрожать, вибрировать. Эту вибрацию голосовых связок можно ощутить, если положить руки на горло. Если заткнуть уши, то при произношении звонких согласных возникает звон в ушах. При произношении глухих согласных, которые состоят только из шума, такого колебания голосовых связок и звона в ушах не ощущается.

В фонетике русского языка насчитывается 20 звонких звуков, которые в письменной речи обозначаются 11 буквами:

    буква «б» — это звуки [б] или [б’] «в» — [в] или [в’] «г» — [г] или [г’] «д» — [д] или [д’] «ж» — [ж] «з» — [з] или [з’] «й» — [й’] «л» — [л] или [л’] «м» — [м] или [м’] «н» — [н] или [н’] «р» — [р] или [р’].

Большинство букв, обозначающих звонкие согласные, находятся в начале алфавита. Как видим, многие звонкие согласные образуют пары по признаку мягкости/твёрдости.

Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки

Все звонкие согласные различаются по признаку мягкости/твердости, кроме всегда твёрдого звонкого согласного [ж] и всегда мягкого (палатального) звука [й’].

Произношение мягкого и твёрдого согласного различается положением языка. При образовании мягкого согласного средняя спинка языка выгибается к нёбу говорящего.

Мягкость и твёрдость звонких согласных зависит от их фонетической позиции в слове. Если после них находятся гласные [а], [о], [у], [э], [ы], то согласные произносятся твёрдо.

    булка [б у л к а] во́рот [в о р а т] гул [г у л] дар [д а р] з а р я [з а р’ а].

Если же после согласных пишутся буквы «е», «ё», «и» ,»ю», «я», «ь», то при произношении слов звонкие согласные звучат мягко:

    би́рка [б’ и р к а] голубь [г о л у б ‘] ве́чер [в’ э ч’ и р] геро́й [г’ и р о й’] дя́тел [д’ а т’ и л] зима́ [з’ и м а]

У перечисленных звонких согласных имеются парные глухие согласные. Глухие согласные образуют пару с подобными им звонкими согласными. Только в их образовании почти нет голоса, а преобладает шум.

Непарные звонкие согласные

В русском языке, кроме рассмотренных парных согласных, существуют непарные звонкие согласные, которые произносятся с большей долей голоса, чем шума. Их называют термином «сонорные», который восходит к греческому слову sonorus, что значит «звучный». Как становится ясно из их названия, сонорные согласные в силу своей природы не имеют пары по признаку звонкости/глухости. Эту группу согласных составляют 9 звуков, обозначенных в письменной речи буквами:

    буква «й» — это звук [й’] буква «л» — это звуки [л] или [л’] буква «м » — это [м] или [м’] буква «н» — это [н] или [н’] буква «р» — это [р] или [р’].

Сонорные звуки, кроме [й’], составляют пары между собой по признаку твёрдости/мягкости.

Понаблюдаем:

    ласка [л] — лира [л’] молоко [м] — метла [м’] норка [н] — нерпа [н’] рысь [р] — ряска [р’].

Они не меняют своего качества звучания и не зависят от фонетической позиции в слове. Остальные звонкие согласные подвержены влиянию глухих согласных. Их качество меняется в зависимости от местонахождения в слове. Рассмотрим эти фонетические процессы подробнее.

Оглушение звонких согласных

Звонкие согласные, если стоят в конце слова, находятся в слабой фонетической позиции и подвергаются оглушению. При произношении они заменяются парными им глухими согласными:

    ко́ро б [ко р а п] но́ро в [н о р а ф] поро́ г [п а р о к] пара́ д [п а р а т] сто́ро ж [с т о р а ш] моро́ з [м а р о с].

Если звонкий согласный находится перед глухим, то аналогично для него это слабая фонетическая позиция. Звонкий подвергается воздействию глухого согласного и уподобляется ему, то есть меняет свое качество и звучит приглушённо. Происходит ассимиляция звонкого согласного звука (лат. assimilatio — «уподобление», «сопоставление») по признаку глухости/звонкости.

Понаблюдаем:

    о б стрел [а п с т р’ э л] бало в ство́ [б а л а ф с т в о] заво д ско́й [з а в а т с к о й’] ука́ з ка [у к а с к а] бродя́ ж ка [б р а д’ а ш к а].

Согласные звуки самостоятельно не образуют фонетический слог, а только в паре с гласными звуками.

Поро́ г п а р о к.

Russkiiyazyk. ru

25.11.2018 5:11:30

2018-11-25 05:11:30

Источники:

Https://russkiiyazyk. ru/fonetika/zvonkie-soglasnye-zvuki. html

Звонкие согласные звуки в русском языке (3 класс) – таблица » /> » /> .keyword { color: red; }

Звонкие звуки в русском языке

Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие и на глухие и звонкие. Чем же отличаются звонкие согласные звуки? На этот вопрос отвечает наша статья.

Как образуются звонкие звуки

В процессе образования согласного звука участвует не только голос, но и различные шумы. Они возникают из-за того, что во рту образуются различные преграды, преодолеваемые затем потоком воздуха. Например, при произнесении звука [б] мы смыкаем губы, а выдыхаемый воздух с силой разрывает эту преграду.

От соотношения голоса и шума в согласном мы делим звуки на звонкие (голоса больше, чем шума) и глухие (шума больше, чем голоса).

Ребята, изучающие в третьем классе русский язык, различают звуки по глухости-звонкости только указанным способом. Но иногда школьники в 5 – 6 классах выделяют еще сонорные (очень звучные) и шипящие. В последних вообще нет голоса – только шум (за исключением Ж).

Например, звонкий согласный звук в начале слова «рысь» сонорный, а глухой в начале слова «щука» — шипящий.

Сонорные согласные «л» и «р» могут даже брать на себя некоторые функции гласного и образовывать слог. Это происходит, например, в слове «смысл» (поэтому его иногда ошибочно пишут «смысол»).

Как отличить звонкий звук

Существует несколько признаков, по которым можно отличить звонкий согласный.

Можно вслух произнести звук, положив руку на горло в районе голосовых связок; если ощущается вибрация, звук звонкий.

Можно просто заучить глухие и звонкие согласные звуки. Или запомнить, опираясь на пары по глухости-звонкости.

Есть мнемотехнические формулы, позволяющие запомнить глухие и звонкие. Это фраза или слово, где все звуки либо глухие, либо звонкие. Приведем примеры таких формул.

    Глухие: Степка, хочешь щец? – Фи. (В этой фразе все звуки глухие) Звонкие: Нормальный (только сонорные)

Парные и непарные звонкие согласные

Большинство звонких согласных образуют пары по глухости-звонкости. В помещенной ниже таблице в верхнем ряду приведены все звонкие звуки, а в нижнем — парные им глухие. Если в том или другом ряду стоит прочерк, значит звук непарный.

Звонкие согласные звуки.

Obrazovaka. ru

20.02.2017 1:40:10

2017-02-20 01:40:10

Источники:

Https://obrazovaka. ru/russkiy-yazyk/zvonkie-soglasnye-zvuki-3-klass. html

Звонкие согласные буквы и звуки в русском языке (таблица для 1-2 классов) » /> » /> .keyword { color: red; }

Звонкие звуки в русском языке

Мы постоянно окружены разными звуками: жужжит шмель, шумит ветер, гудит машина. А есть звуки, из которых складываются слова. Это звуки речи. В 1 классе ты научился писать слова, для этого используются буквы. А когда читаешь книгу, ты произносишь звуки. Звуки в языке бывают согласные и гласные. Согласные бывают звонкими и глухими.

Звуки и буквы

Все слова в языке, с помощью которых мы общаемся, состоят из звуков и букв. А как понять, когда перед нами звук, а когда буква? Звук — это то, что мы произносим и слышим, а буква — то, что пишем и читаем. То есть буква — это обозначение звука на письме.

Как образуется согласный звук

Попробуем произнести звук [а]. Он образуется с помощью голоса. Это гласный звук: когда мы его произносим, воздух, проходя через голосовые связки, не встречает препятствий. А теперь произнесём звук [б].

Что мешает воздуху? Мы препятствуем ему проходить губами, и получается звук. Другие согласные образуются, когда на пути воздуха появляются зубы — [з], а может, и зубы, и язык одновременно — [р]. Теперь мы можем сказать, что такое согласные звуки. Они образуются, когда на пути воздуха в полости рта возникает какая-то преграда.

Чтобы на письме показать, что записан звук, а не буква, его берут в квадратные скобочки: [Л]. Если слово написано в таких скобках, значит, написали его так, как мы произносим. Написание слова не всегда совпадает с произношением.

Парные звонкие согласные

Произнесём вслух фразу: «Звонко звенит звонок». Слышишь? Как будто действительно при этих словах звенит что-то. Это происходит, потому что мы произнесли подряд несколько звонких звуков. Звонкие согласные буквы в русском языке и в других языках состоят из шума и голоса. А глухие — только из шума. У некоторых согласных есть пары: [б] — [п], [г] — [к].

Например, в конце слова «гриб» мы напишем Б, потому что по правилам русского языка нужно подобрать проверочное слово: «грибы». А теперь давай произнесём это слово: [грип]. Слышим мы не [б], а [п]. Есть слова, где буква при произношении не меняется: «бак» — [бак]. То есть одна буква может обозначать разные звуки: то [б], то [п].

В русском языке в начале слова перед звонкими согласными тоже будет произноситься звонкий звук. «Сбить» — [збит’]. Букву С в начале слова мы произносим [з], потому что следующий согласный тоже звонкий. Такой процесс называется озвончение.

Непарные звонкие согласные

Есть и такие согласные, которые пары не имеют. Они всегда пишутся так, как произносятся. Их в нашем языке пять: [л], [м], [н], [р], [й].

Звуки и буквы

Все слова в языке, с помощью которых мы общаемся, состоят из звуков и букв. А как понять, когда перед нами звук, а когда буква? Звук — это то, что мы произносим и слышим, а буква — то, что пишем и читаем. То есть буква — это обозначение звука на письме.

Попробуем произнести звук [а]. Он образуется с помощью голоса. Это гласный звук: когда мы его произносим, воздух, проходя через голосовые связки, не встречает препятствий. А теперь произнесём звук [б].

Что мешает воздуху? Мы препятствуем ему проходить губами, и получается звук. Другие согласные образуются, когда на пути воздуха появляются зубы — [з], а может, и зубы, и язык одновременно — [р]. Теперь мы можем сказать, что такое согласные звуки. Они образуются, когда на пути воздуха в полости рта возникает какая-то преграда.

Чтобы на письме показать, что записан звук, а не буква, его берут в квадратные скобочки: [Л]. Если слово написано в таких скобках, значит, написали его так, как мы произносим. Написание слова не всегда совпадает с произношением.

Звук это то, что мы произносим и слышим, а буква то, что пишем и читаем.

Obrazovaka. ru

28.11.2017 12:37:23

2017-11-28 12:37:23

Источники:

Https://obrazovaka. ru/russkiy-yazyk/zvonkie-soglasnye-bukvy-v-russkom-yazyke. html

Страница не найдена | CSEEES и SEELRC

Перейти к основному содержанию
  • О
    • Люди
  • Языки (AM)
    • албанский
    • Армянский
    • боснийский
    • болгарский
    • чеченский
    • хорватский
    • чешский язык
    • грузинский
    • хинди
    • казахский
    • македонский
    • Черногорский
  • Языки (новозеландский)
    • цыгане
    • румынский
    • Русский
    • сербский
    • словенский
    • уйгурский
    • украинец
    • узбекский
    • Ваймисорис
    • польский
  • Проекты
    • Справочная грамматика
    • «ПОСМЕРТНЫЙ ОБРАЗ» Литературный анализ
    • Чтения для продвинутых русских студентов
      • Чтения II для продвинутых русских студентов
      • Переход на русский язык
    • Русский грамматический словарь
    • Русский язык и культура через кино
    • Албанско-английский словарь
    • Глоссос Журнал
      • Редакционная коллегия
      • Авторы
      • Рекомендации по отправке
      • Информация об авторских правах
    • DukeSEELRC YouTube
    • Виртуальный Петербург
      • Альбом 1
      • Альбом 2
      • Альбом 3
      • Альбом 4
      • Альбом 5
      • Альбом 6
      • Альбом 7
      • Альбом 8
      • Классы
      • День Победы
      • Эрмитаж
      • Статуи Лошадей
      • метро
      • Нарва, Эстония
      • Люди
      • Петропавловская крепость
      • Быстрая виртуальная реальность
      • Смольный
      • Пригород
      • Таллинн, Эстония
      • Блокадный музей
      • Чайка
    • Продвинутый хинди
    • Польская культура и язык через кино
    • ScribeZone
    • Украинские модули оценивания и чтения
  • Программы
    • Бакалавриат по славистике и евразийству
    • Высшее славистическое и евразийское образование
    • Сертификат по славистике, евразийским и восточноевропейским исследованиям
    • Программа российских юридических исследований
    • Летний институт
      • Летний институт 2021
      • Летний институт 2020
      • Летний институт 2019
      • Летний институт 2018
      • Летний институт 2016
      • Летний институт 2015
      • Летний институт 2012
        • Энтони Дж. Ванчу
    • Славянско-Евразийский Зимний Форум
    • Спектакли
      • Спектакль «Петровский зал»
      • Для любителей голоса
      • Гала-концерт в честь 10-летия
      • 26 января 2014 г.
        • 26 января — аудио
    • Серия веб-лекций доктора Рональда Фельдштейна по славянскому языкознанию
      • Ударение русского глагола
      • Основные принципы ударения существительных в русском языке
      • Замечания Якобсона об эволюции русского и славянских языков
      • Загадка польской формы król
      • Толкование форм czyta и czytaj
    • Посол Джек Ф. Мэтлок
      • О посол Джеке Ф. Мэтлоке
    • Марина Трегубович
    • Языки мира
  • Веблиография
    • албанский
    • Армянский
    • Азербайджанский
    • белорусский
    • боснийский / хорватский / сербский
    • болгарский
    • чеченский
    • чешский язык
    • эстонский
    • грузинский
    • греческий
    • хинди
    • венгерский язык
    • казахский
    • кыргызский
    • Латышский
    • Литовский
    • македонский
    • персидский
    • польский
    • румынский
    • Русский
    • словацкий
    • словенский
    • таджикский
    • турецкий
    • туркменский
    • украинец
    • узбекский

глухих согласных в русском языке.

Звонкие и глухие согласные

Много мороки с буквами, вот такие они люди.

Звуки меняются без спроса и притворяются другими.

Сколько хлопот доставляют детям эти буквы и звуки! Выучите буквы, а потом еще и запомните, когда и какой звук они обозначают! И звуков этих о-о-о, сколько. Как запомнить все звонких и глухих согласных?

Все, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

О, я уже написал. Но согласные бывают не только твердыми и мягкими, но и звонкими — глухими. А детям они приносят столько неприятностей в виде ошибок! Как научить ребенка правильно определять?

Просто заучивать звонкие и глухие согласные — дело проигрышное. Даже если ребенок запомнит, применить эти знания ему будет очень сложно. Но если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, то запоминать ему будет легко.

Посмотрим на себя сначала звонких и глухих согласных .

В русском языке согласные делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите один согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухо. Сверьтесь с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Заметили?

Звонкость или глухота могут определяться по-разному. Закройте уши ладонями и произнесите согласный звук. Вы слышали голос или шум? Если слышен голос, то звук звонкий, если шум глухой.

А так можно легко и просто определить звонкий или глухой согласный . Во-первых, этот метод очень хорош. Но если ребенок будет продолжать в том же духе, то это займет много времени. Ребёнок не успеет выполнить работу на уроке. Поэтому необходимо, чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нужно помнить, что мозг может воспринимать информацию по-разному — через слух, зрение или ощущения. Это означает, что для того, чтобы ребенок запомнил информацию, необходимо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили в работу слух. Приложив руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь нам нужно подключить и зрение. Для этого нужно сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные некоторыми символами.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Итак, при составлении такой схемы или таблички необходимо расположить парные согласные рядом. Можно использовать любые символы, напоминающие ребенку о том, что звук звонкий или глухой. Так вот в этой схеме звонкие согласные обозначаются колокольчиком, а глухие — наушниками.

Нарисуйте с ребенком такой же знак. Пусть он самостоятельно расставляет буквы возле нужного символа, а вы только контролируете и направляете действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что он сделал самостоятельно.

Сыграйте несколько раз в расселение букв по этажам или домам с нужным символом и ребенок отлично запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте этот знак на видное место и периодически возвращайтесь к нему, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Итак, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, вы поможете своему ребенку без труда освоить азы русского языка, запомнить звонкие и глухие согласные .

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

А пока получайте порцию позитива и смотрите замечательный мультик. Мы научимся у этой выносливой обезьяны находить хорошее во всем.

Некоторые согласные звуки в русском языке называются глухими, так как они состоят из одного шума, т.е. образуются без участия голоса. Таких согласных десять: к, р, с, т, ж, х, в, ч, ш, у.
Другие согласные называются звонкими, так как состоят из голоса и шума (шум преобладает над шумом). Их тоже десять: b, C, D, D, F, 3, l, m, n, r.
Среди звонких согласных выделяются особенно звонкие, в которых голос явно преобладает над шумом. Таких согласных четыре: л, м, н, р. Их называют сонорантами.
Звуки ш, ч, ш, у называют также шипящими.
Звонкие согласные б, в, д, е, г, з имеют парные глухие р, ж, к, т, ш, з. Остальные соответствующие пары не имеют (см. таблицу).
Глухие согласные: р, ж, к, т, с, ш
Звонкие согласные: б, в, г, э, з, г, л, м, н, р
Звонкие согласные б, в, д, э, г , з в конце слова или в середине слова перед глухим согласным оглушаются. Например: столбы — столб (р), тазы — таз (ы), годы — год (т), друг — друг (ш), ловкий — ловкий (ф), горка — скользкий (с) и т. д.
Звонкий сонорант согласные л, м, н, р не оглушаются.
Глухие согласные к, р, с, т, ф, ш произносятся звонкими перед звонкими согласными. Например: сбор (з), обмолот (г).
Звонкость и оглушение согласных, как правило, при написании не указывают.
Упражнение 56. Укажите количество звуков в приведенных ниже словах и назовите каждый из них.
Мозг, работа, стол, люди, вьюн, яма, дрожжи, учение, массаж, шахта, веяние.
Упражнение 57. Объясните разницу между произношением и написанием приведенных ниже слов.
Делать, трудиться, просить, сладко, закупоривать, подходить, выбивать, качать, отходить, дроздить, давать.
Упражнение 58. Укажите падежи звонкости и оглушения согласных.
Горб, съезд, делать, отбивать, острый, сжимать, редкий, возить, дубовый, покос, низкий.
Упражнение 59
Ra.amp; шить, ломать, о.Гбег, распределять, вычислять, объем.
Задание 60
Хотя двор и сад были еще в тени, ранние лучи ярко и холодно золотили розовые, желтые и голубые тыквы, разложенные на тростниковой крыше избы, где жили сторожа (Кат.).

Еще по теме § 21. Глухие и звонкие согласные:

  1. § 3. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ (проверенных и непроверенных, звонких, глухих и непроизносимых согласных; двойных согласных; сочетаний согласных)

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные и обозначать их на письме согласными. Выясним, какие согласные называются парными и непарными по звонкости — глухими, звонкими и шипящими.

Звонкие и глухие согласные

Вспомните, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, он выдыхает воздух из легких. Она проходит по дыхательному горлу в узкую гортань, где находятся специальные мышцы — голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то он закрывает (хотя бы немного) рот, из-за этого получается шум. Но согласные шумят по-разному.

Проведем опыт: закрываем уши и произносим звук [р], а затем звук [б]. Когда мы произносили звук [б], связки растягивались и начинали дрожать. Эта дрожь превратилась в голос. В ушах немного звенело.

Можно провести аналогичный эксперимент, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится значительно громче, звонче. Ученые называют эти звуки звонкий , а звуки, состоящие только из шума — глухой.

Парные согласные в звонкости-глухости

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого дома:

Эти согласные называются парными по звучности — глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные ()

Они очень похожи между собой — настоящие «близнецы», произносятся почти одинаково: губы складываются одинаково, язык двигается одинаково. Но у них есть пары и мягкость — твердость. Давайте добавим их в дом.

Звуки [ж] и [ж] не имеют парных мягких звуков, они всегда твердые . А еще их называют шипящие звуков.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Непарные звонкие согласные

Но не все согласные и буквы образуют пары. Те согласные, которые не имеют пар, называются непарными. Поселим в своих домах непарные согласные звуки.

Во втором доме — непарных звонких согласных звуков:

Напомним, что звук [й’] всегда мягкий. Поэтому в нашем доме он будет жить один. Эти звуки обозначаются письменно буквами:

Звуки второго дома еще называют звонкими , так как образуются с помощью голоса и почти без шума, очень звонкие. Слово «sonor» на латыни «sonorus» означает звонкий.

Непарные глухие согласные

В третьем доме поселим непарных глухих согласных звуков:

Напомним, что звук [ц] всегда твердый , а [ч’] и [щ’] — всегда мягкий . Непарные глухие согласные на письме обозначаются буквами:

Звуки [ч’], [щ’] — шипящие звуков.

Вот и населили мы наш город согласными звуками и буквами. Теперь сразу понятно, почему согласных 21, а звуков 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотри картинки и преврати одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: запомните пары согласных.

д точка — точка

б очка — почка

ш ар — тепло

удочка — утка

2. Есть загадки, смысл которых заключается в знании согласных звуков, они называются шарадами. Попробуйте их угадать:

1) С глухим согласным лью ​​в поле,
Со звонким — Я сам звоню в раздолье . (Спайк — голос )

2) С глухим — траву косит,
Со звонким — листья ест. (Коса — козья)

3) С «em» — приятный, золотистый, очень сладкий и ароматный.
С буквой «эль» бывает зимой, а весной исчезает . (Мед-лед)

С целью развития умения произносить некоторые звуки, особенно шипящие, обучают скороговоркам. Скороговорка сначала рассказывается медленно, а затем ускоряет темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышей шуршат в камышах.
  2. У ежа ежик, у ужа суженый.
  3. Два щенка грызлись щека к щеке на щетке в углу.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные бывают звонкими и глухими и как эти звуки обозначаются на письме.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Учебная книга / Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 38, пр. 2; стр. 39, упр. 6; стр. 43, упр. 4.
  2. Подсчитайте, сколько звонких и глухих согласных в слове неудовлетворительно ? ( Звонких согласных — 9 — Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Ы, различных -6, глухих согласных — 2 — Т, Т, различных — 1.) .
  3. Прочтите пословицу: « Уметь вовремя говорить, вовремя молчать. Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные. (Звонкие согласные обозначают буквы М, Ы, В, Р, З, Л в пословице.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных».

В русском языке есть звонкие и глухие согласные. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук глухой, а какой звонкий.

Для чего это?

Дело в том, что в русском языке необязательно, чтобы буквы, обозначающие звонкие согласные, во всех случаях читались громко. Бывают также случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются громко. Правильное соотношение букв и звуков очень поможет в изучении правил написания слов.

Разберемся подробнее, что означают понятия глухота и звонкость. Образование звонких согласных происходит за счет шума и голоса: воздушная струя не только преодолевает препятствие в ротовой полости, но и вызывает вибрацию голосовых связок.

  • К звонким звукам относятся следующие звуки: б, в, д, д, ф, с, л, м, н, р, д.
  • Однако в фонетике из этого ряда звуков выделяют и так называемые соноранты, максимально близкие по своим характеристикам к гласным звукам: они могут быть пропеваемыми, протяжными в речи. К таким звукам относятся т, р, л, н, м.

Глухие согласные произносятся без участия голоса, только с помощью шума, при этом голосовые связки расслаблены.

  • Эти буквы и звуки включают следующие: k, p, s, t, f, x, c, h, w, u. Для того чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, нужно выучить фразу: «Степка, капусту хочешь?» — «Фи!» Все согласные в нем глухие.

Пары звонких и глухих согласных

Звонкие и глухие звуки и буквы, их обозначающие, в русском языке противопоставлены и образуют пары:

  1. б-р,
  2. ш-ф,
  3. г-к,
  4. дт,
  5. с-ш,
  6. ф.

Если учесть, что согласные в этих парах тоже могут быть мягкими (кроме ш-ш), то всего будет 11 противопоставленных пар глухость-звонкость. Эти звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, в, ч, ю. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными

Каким образом буквы русского алфавита могут обозначать несколько звуков?

Произношение звука часто предопределено его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая звуковая позиция называется «слабой». Оглушение может возникать и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Звонкие согласные пишем, а произносим: род, но ка.

И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если за ним следует звонкий звук: молотьба, но мы произносим малад ба. Зная эту особенность русской фонетики, проверяем правописание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молоток — молотить, пруд-пруды, будка — будка. Подбираем проверочное слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный.

Для того, чтобы вспомнить, что такое звук по своим характеристикам, необходимо связать звук в сознании с каким-либо предметом, событием или природным звуком. Например, звук ш подобен шелесту листьев, а звук дж подобен жужжанию пчел. Ассоциация поможет вам вовремя сориентироваться. Другой способ — создать фразу с определенным набором звуков.

Таким образом, знание соотношения между буквой и звуком чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучать и правильно воспринимать мелодию языка.

Видеоурок про звонкие и глухие согласные:

Тралик и Валик про звонкие и глухие согласные

Очередной видеоурок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные

Обычно дети не испытывают серьезных затруднений в понимании разницы между гласными и согласными. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные

Самое первое, чему нужно научить ребенка, это то, что согласные могут быть твердыми и мягкими, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помните, что звук — это звук, а буква — это значок, она пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда дети легко учатся различать мягкие и твердые звуки на слух.
Но бывает, что это трудно, и в этом случае на помощь придут признаки, по которым можно отличить твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного стоит гласный а, о, у, э, с, то согласный твердый.
  • Если после согласной стоит гласная и, е, ю, я, то согласная мягкая.

Работа с примерами:
В словах «мама», «нора» — твердые согласные, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «муха», «няня» — согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласной звучит другая согласная, то первая согласная будет твердой.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышен и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки — ш, ш, в.
Всегда мягкая — й, ч, ю.
Распространенным способом изучения этих звуков является простой прием: мы пишем буквы, которые передают эти звуки, в строчку и подчеркиваем «й, х, у». Подчеркивание символизирует подушку, на которой сидят мягкие звуки. Пэд мягкий, поэтому звуки мягкие.

Мягкий и твердый знак

  • Если согласная стоит в конце слова, а после нее буква «б», то согласная мягкая.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движения языка при произнесении мягких и твердых звуков

При произнесении мягких звуков язык несколько выдвигается вперед, приближаясь к небу (или касаясь его) своей серединой.
При произнесении твердых звуков язык не выдвигается вперед.

Таблица знаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а, о, у, э, с.
  2. В конце слова перед согласной.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *