признаки, схемы различия, правила письма
Что такое твёрдые и мягкие согласные
Согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими, а также твёрдыми и мягкими.
Разница между твердыми и мягкими согласными в положении языка при их произнесении.
Когда человек произносит мягкий согласный, середина (спинка) языка приподнимается, щель, через которую проходит воздух, сужается. Передняя часть языка при этом придвигается к зубам. При произнесении твёрдого звука такого не происходит.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Как сказано выше, мягкие и твердые согласные отличаются положением языка при их произнесении. Есть и другие признаки, по которым можно провести их дифференциацию.
- Мягкость предыдущего согласного показывают гласные е, ё, и, ю, я: лес [л’эс], лён [л’он], Миша [М’иша], люстра [л’устра], мяч [м’ач’].
- Твердость предыдущего согласного показывают гласные а, о, у, ы, э: Маша [Маша], рост [рост], путь [пут’], сыр [сыр], мэр [мэр].
- Если в слове есть два согласных подряд, первый из них всегда будет твёрдым: рост [рост].
- Исключение: если второй из двух согласных это [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’] или [щ’], первый звук смягчается: хвостик [хвос’т’ик], банщик [бан’щ’ик].
- Если буква согласного звука стоит в конце слова, а после неё идёт мягкий знак, согласный звук будет мягким: соль [сол’].
- Некоторые буквы обозначают только мягкие или только твёрдые звуки. Об этом расскажем далее.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Почти все согласные звуки образуют пары по мягкости. Если звуки парные, они различаются только подъёмом середины языка и большим выдвижением вперёд кончика. Все остальные органы речи имеют одинаковое положение в момент произнесения звуков.
Таблица парных по твёрдости — мягкости согласных:
[б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
[б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [с’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
На письме пара звуков обозначается одной буквой.
Непарные твёрдые и мягкие согласные
Шесть согласных в русском языке не имеют пар по твёрдости:
- всегда твёрдые согласные это [ж], [ш], [ц];
- всегда мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Положение буквы в слове не влияет на произношение этих звуков.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Для определения твёрдости или мягкости согласных в первую очередь нужно учиться различению их на слух. Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу. Непарные согласные можно запомнить.
Если этого не достаточно, нужно обратить внимание на положение в слове. Об этом подробно было сказано выше, здесь перечислим основное.
Твёрдые согласные:
- [ж], [ш], [ц];
- стоят перед гласными а, о, у, ы, э;
- стоят перед согласным (кроме [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’], [щ’]).
Мягкие согласные:
- [й’], [ч’], [щ’];
- стоят перед гласными е, ё, и, ю, я;
- стоят перед согласными [з’], [с’], [н’], [т’], [л’], [ч’], [щ’];
- стоят перед мягким знаком в конце слова.
Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
Как вы уже знаете, при произнесении мягкого согласного середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Этот признак также может помочь отличить мягкий звук от твёрдого.
таблица, правило. Ребенок осваивает твердые и мягкие согласные звуки
Содержание
- Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
- Какой звук стоит после согласного:
- Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
- Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
- Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
- Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
- Твердый и мягкий знаки
- Ещё одна полезная таблица звуков и букв
- ✍ Угадай-ка
- ✍ Выбирай твердые!
- ✍ Найди пару
- Советы родителям
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Например:
Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
Запомните:
Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
Твердый и мягкий знаки
Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ | Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь | Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему. |
Ещё одна полезная таблица звуков и букв
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
Источники
- http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/
- https://vikiland.ru/articles/hard-and-soft-consonants/
- http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie/
- https://www. rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
- https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/rebenok-osvaivaet-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html
Слоги |   | Слоги могут быть разбиты на начало, ядро и коду. Ядро – это гласная часть. Каждый слог имеет ядро. Начала и коды необязательны:
О ядре и коде, как показано, часто говорят как о единица, называемая рифмой . Учитывая эту картину, силлабификация не является тривиальной. Какая слоговая форма правильно для крайний ?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классы звука |   |
Манеры сами по себе разделены на два основных класса: возмущающие и сонорные. Препятствующими являются смычные, фрикативные и аффрикаты. Соноранты — это гласные, жидкости, скольжения и носовые звуки. Внимание: в следующей таблице показаны только согласные поэтому он не включает ВСЕ соноранты.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонологические особенности |   | В нашей главе представлено большое количество особенностей и классифицирует все звуки английского языка по этим признакам (табл. Вот функции, которые я хочу, чтобы вы знали:
Внимание: Черта +/- согласная НЕ ТОЧНО значит, что ты думаешь.
Некоторые естественные классы
Другой пример:
В целом система признаков настроена таким образом, чтобы Спецификация классов звука NATURAL проста. Есть место особенности (которые мы не изучаем), которые делают выбор всех звуков в одном месте артикуляции легко. За например, можно было выбрать ТОЧНО набор звуков k,ng,g со следующей спецификацией (которая использует место особенности артикуляции спинной): - Непрерывный º СпиннойДовольно легко. Ограничив это дальше k,g, также легко: - сонорный - Непрерывный º Спинной Некоторые звуковые классы НЕ являются естественными. Например, ограничение первый набор для набора k, ng (исключая g) будет очень сложным. - Голос + Голос - Сонорант + Сонорант - Непрерывный ИЛИ - Непрерывный º Спинной º Спинной | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
  | Все языки, кроме языков жестов, используют последовательности телефонов. составлять слова. Никакие языки не позволяют звукам свободно сочетаться. То есть всегда есть ограничения на то, каким телефонам может предшествовать конкретный телефон и следуйте. Эти ограничения называются фонотактическими ограничениями . Синтаксические ограничения — это ограничения на расположение слов. Фонотактические ограничения — это ограничения о расположении телефонов. О каких ограничениях идет речь?
Обнуление по фонотактике:
Фонотактические ограничения сильно зависят от языка. У японцев НЕТ начальных кластеров. Это в основном имеет слоги с согласными и гласными (хотя он допускает носовые звуки в качестве кодов). Таким образом, все сложные начала, описанные выше, запрещены. Это очень распространено. Мы называем такой язык Язык резюме. С другой стороны, у нас есть польский:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонология Предсказуемость |   | Фонология — это изучение звуковых образов . языка. Фонотактика является частью фонология. Другая часть – изучение предсказуемые изменения звука. Теперь мы обсудим предсказуемые фонологических изменений В большинстве случаев телефоны непредсказуемы. Дело в том, что d является первым звук в английском слове собака не предсказуемо. Но иногда возникновение некоторых телефоны вполне предсказуемы. Способность овладеть этими предсказуемые модели являются частью мастерства носителя языка языка (и неспособность освоить их часть того, что придает неносителям языка акцент). Таким образом, это часть того, что лингвист называет грамматику языка. Подробнее об этом раздел грамматики ниже. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вставка Эпентез |   | Бывают случаи, когда звуки вставляются в язык для обеспечения фонотактики ограничения. Рассмотрим задачу 15, с. 107. Вывод. Такой процесс, при котором вставляется один звук предсказуемым образом называется эпентез . Таким образом, вставленные скольжения в тамильском языке являются эпентетическими. скользит. Для многих диалектов английского языка существуют эпентетические так же скользит. Рассмотрим транскрипции следующие слова:
Скольжение предсказуемо. Это часть образец на английском языке. Мы не хотим перечислить его в словаре произношения для каждого слова. Мы хотим, чтобы об этом позаботилось правило . Правило: Вставьте [w] после [o] и [j] после [e] ∅ -> ж/н _ ∅ -> j / e _ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила и грамматика |   | Грамматика — это формальная спецификация того, что говорит носитель языка. языка знает. Часть работы грамматики состоит в том, чтобы зафиксировать предсказуемые закономерности. Другая часть заключается в том, чтобы захватить то, что непредсказуемо. Таким образом, грамматика состоит из двух основных компонентов:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Английский Гласный Длина |   | Еще одна предсказуемая особенность английских слов — длина гласной . Рассмотрим Таблицу 3.32, с. 91. Это показывает, что английские гласные удлиняются перед определенными звуками. Какой шаблон отличает столбец A от столбца B?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минимум пар |   | Длина гласных не во всех языках предсказуема. Рассмотрим Таблицу 3.4, стр. 62, которая показывает, что длина гласных различается в японском и финском языках.
Пары слов в этих таблицах, такие как tuli и tu:li в Финскими называют минимальных пар . Они есть минимальными в том, что они отличаются минимальным образом, одним звук. Тот факт, что две формы отличаются в одной звучат и означают разные вещи в языке показывает, что звук может делать значимые различия в этом языке. Мы скажем, звуки отличительные . Длина гласных различается в финском и японском языках. Длина гласных НЕ является отличительной чертой английского языка. Следовательно не существует таких пар слов, как [t u l i] и [t u:l i] в английском языке, слова, которые означают разные вещи и различаются ТОЛЬКО долгота определенной гласной. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отличительность против Предсказуемость |   | Следующий принцип является наиболее важной концепцией главы. Самобытность и предсказуемость взаимно эксклюзив. Если функция фонетически предсказуема, например Длина английской гласной, то она не может функционировать проводить значимые различия. Появляется только в компании чего-то другого, что на самом деле делая значимое различие. Обратите внимание, что у вас НЕ может быть минимальных пар с Длина английских гласных: появляются долгие гласные только предшествующие звонкие помехи. Таким образом, любое слово с удлиненной гласной будет иметь минимум ДВА отличия от слова без один: длина гласного и звонкость последнее препятствие. Итак, мы можем иметь:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонемы Аллофоны |   | Назовем телефоны, указанные в лексиконе фонемы . Мы пишем эти формы через косую черту: /æ/. /æ/ указан в словаре. это следствие правила, которое мы только что сформулировали, что иногда он может реализоваться как [æ:]. Когда это произойдет, это полностью предсказуемый. Это также является следствием правила, согласно которому [æ] иногда может быть реализована так же, как старый добрый [æ]. Это тоже совершенно предсказуемый (/æ/ реализуется как [æ] всякий раз, когда за /æ/ не следует звонкий мешающий в том же слоге). Следующее дерево иллюстрирует ситуацию: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остановить Стремление |   | Рассмотрим Таблицу 3.30, с. 90, где показано распределение остановок без наддува и без наддува на английском языке.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минимум пар II |   | Глухие остановки с придыханием являются аллофонами глухие безнаддувные остановки в английском языке. Таким образом, стремление НЕ является отличительным в английском языке. Но есть языки, в которых стремление отличительный. Рассмотрим данные на кхмерском языке (Камбоджа) в табл. 3.14, с. 69.
В частности, оба встречаются в начальной позиции слога, среда, которая предсказывает стремление на английском языке. Слова слева НЕ являются возможными словами английского. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аллофония Проблемы: Дополнительные Распределение |   | Это следствие предсказуемости аллофонов, что они никогда не встречаются в одних и тех же средах. Если в начальном слоге когда-либо возникала пауза без придыхания положение наше правило было бы просто неправильно. Контрпример к правилу стремления: [штырь] Точно так же, если [p h ] стоит после [s]: [s p h In]это показало бы, что наше описание было неверным. Среды аллофонов должны быть взаимоисключающими. У нас есть общий термин для ситуации, которая возникает всякий раз, когда два звука возникают во взаимоисключающих средах. Мы говорим, что они находятся в дополнительном дистрибутиве . Аллофоны одной и той же фонемы всегда должны быть в дополнительном распределении. Находятся ли [æ] и [æ:] в дополнительном распределении? Да. [æ:] появляется всякий раз, когда за /æ/ следует звонкий мешающий в том же слоге. [æ] встречается везде. Всякий раз, когда вы утверждаете, что два телефона являются аллофонами той же фонеме вы должны обосновать это утверждение. Первый шаг к обоснованию этого утверждения состоит в том, чтобы показать, что они происходят во взаимоисключающих средах. Таким образом, когда вы указываете среды двух аллофоны быть уверены сделать это таким образом, чтобы они взаимоисключающие. Простое описание сделать это проще. Пример данных (k против x)
Примеры хороших телефонов в другом месте:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Канадский Повышение гласных |   | Рассмотрим данные табл. 3.9, с. 66. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Безмолвные жидкости |   | Рассмотрим данные таблицы 3.5, с. 62. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практика Аллофония Проблемы |   | Немного. Еще несколько. |
Что такое согласные звуки? Гласные и согласные буквы и звуки
Звук – наименьшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении слух человека воспринимает все звуки, которые он слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, уникальные для его родного языка, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме его можно обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ р], [т], [ы], [и], [ж], [в], [ж], [х], [ч], [б»], [ч»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [н»], [р»], [ж»], [г»], [х»].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык прижимается к нёбу сильнее, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Именно это отличает твердый и мягкий согласный друг от друга. Для того чтобы определить на письме мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные классифицируются как твердые в таких случаях:
- если после них следуют буквы а, о, у, э, с — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
- после них идет другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова — [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется через апостроф: моль — [моль’], мел — [м’эль], ворота — [кал’итка], пихта — [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [д’], [з’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ж], [ц], [ж].
Согласный звук станет мягким, если за ним следуют «б» и гласные: и, э, и, и, э. Например: гена — [г»эн], лен — [л»хэ], диск — [д»иск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие.Звонкими согласными могут быть звуки, образованные с участием голоса: [ц], [ч], [ж], [б], [ж], [д], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [этаж], [громкость], [сон], [шум], [у»ук], [хор], [король»], [ч»ан].
Парные звонкие и к глухим согласным относятся: [б] — [н], [г] — [ш], [г] — [х], [ч] — [с], [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — объем, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [з], [н], [ц] , [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] — [р»], [н] — [н»], [м] — [м»], [ц] — [ц»], [д ] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [ч] — [ч»], [б] — [б»], [ж] — [г» ], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: верно история — белый, высота — ветка, город — гепард, дача — бизнес, зонт — зебра, шкура — кедр, луна — лето, чудовище — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — хутор, хоромы — изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые — перед буквами А, О, У, С, Е Мягкие — перед буквами И, Е, Е, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б» | боевой | |
в | вой | в» | веко | |
Г | Гараж | Г» | герой | |
d | отверстие | d» | смола | |
ч | пепел | ч» | зевота | |
до | крестный отец | до» | кроссовки | |
л | лоза | л» | листва | |
м | март | м» | месяц | |
n | ножка | n» | нежность | |
P | паук | P» | песня | |
R | рост | R» | ревень | |
С | Соль | С» | Сено | |
т | облако | т» | терпение | |
f | фосфор | f» | фирма | |
X | тонкость | X» | химия | |
Непарный | и | жираф | ч | чудо |
w | экран | sch | ореховый | |
в | цель | й | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные звуки.
Парный | Звонкий | Глухой |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | До | |
Д | Т | |
И | Вт | |
Вт | ОТ | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, С, В, Ш |
Детские стихи для лучшего усвоения материала
Букв ровно 33 в русском алфавите,
Узнать сколько согласных —
Вычесть десять гласных
0 09 твердый —
Знаки Сразу станет понятно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если мы произносим с шумом, то они глухие.
Согласные звуки гордо говорят:
Звучат по-разному.
Жесткий и мягкий
На самом деле очень легкий.
Одно простое правило, которое нужно запомнить навсегда:
W, C, F — всегда твердые,
Но H, W, Y — только мягкие,
Как кошачьи лапы.
Остальные смягчим так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой умный знак!
А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Знаки-братья, мягкие, твердые,
Не произносим
Но изменить слово
Попросим у них помощи.
Всадник едет на лошади
Кон — использовать в игре.
- А и А
- Б б ба
- в ве
- Г Г Г Г
- Д д де
- Е е е
- Йо-йо-йо
- Скважина
- З з зе
- А и и
- -й и короткий
- К-ка
- Л л эл
- М м м
- Н н ан
- ООО
- П п п п
- Р р ер
- С
- Т т т е
- у у у
- ф ф
- х х га
- C c c tse
- ч ч ч
- Ш ш ша
- щ ща
- ъ сплошной знак
- с с с
- б мягкий знак
- э-э-э
- ю ю ю
- Я Я
42 звука | |||||
---|---|---|---|---|---|
6 гласных | 36 согласных | ||||
[a] [и] [o] [y] [s] [e] | Парный | Непарный | |||
Барабаны | Безударный | Звонкий | Глухой | Звонкий | Глухие |
[б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [и] [ч] [ч»] | [н] [н»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [ш] [с] [с»] | [й»] [л] [l»] [мм»] [n] [n»] [r] [r»] | [x] [x»] [c] [h»] [sch»] | ||
Парный | Непарный | ||||
Твердый | Мягкий | Твердый | Мягкий | ||
[б] [в] [Г] [э] [ч] [к] [л] [м] [н] [П] [р] [С] [t] [f] [X] | [b»] [in»] [G»] [d»] [h»] [to»] [l»] [м»] [н»] [П»] [Р»] [С»] [т»] [ф»] [Х»] | [и] [с] [ш] | [й»] [ч»] [сч»] |
Чем буквы отличаются от звуков?
Звук – упругие колебания в среде. Мы слышим звуки и можем создавать их, в том числе, с помощью речевого аппарата (губ, языка и др.).
Буква — это символ алфавита. Он имеет прописную (кроме ь и ъ) и строчную версии. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Мы видим и пишем письма. Чтобы особенности произношения не влияли на букву, были разработаны орфографические правила, определяющие, какие буквы следует употреблять в рассматриваемом слове. Точное произношение слова можно найти в фонетической транскрипции слова, которая в словарях приводится в квадратных скобках.
Гласные и звуки
Гласные звуки («голос» — старославянское «голос») — это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], в в создании которых участвуют голосовые связки, и на пути выдыхаемого воздуха не возникает препятствий. Эти звуки поются: [ааааааа], [ииииии]…
Гласные обозначаются буквами а, е, е, и, о, ю, ы, е, ю, и. Буквы е, е, ю, я называются йотизированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й»], когда
- стоят первыми в фонетическом слове е ле [у»е́л»э] (3 буквы, 4 звука) е ще [у» и щ «оʹ] (3 буквы, 4 звука) , 3 звука) ю ла [й «ул» а] (3 буквы, 4 звука) и блок [й» а блака] (6 букв, 7 звуков) и ичко [й» и ич»ка] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после гласных птица д [пт «итсы» е ́ т] (7 букв, 8 звуков) хер [ыы» о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай» у та] (5 букв, 6 звуков) синий [с «ин» й» а] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после б и ъ запись зд [вы»э ст] (5 букв, 5 звуков) подъем м [падение» о м] ( 6 букв, 6 звуков) lew [л» у ] (3 буквы, 3 звука ) крылья [крыл «й» а] (6 букв, 6 звуков)
Буква а также обозначает два звука, первый из которых [й»], когда
- следует за соловьями [салав «й» и ́] (7 букв, 7 звуков)
Одним словом, выделенные при произношении гласные называются ударными, а невыделенные — безударными. Ударные звуки чаще всего и слышимы, и пишутся. Чтобы проверить, какую букву нужно поставить в слове, следует выбрать однокоренное слово, в котором нужный безударный звук будет ударным.
Бег [б»игуш»й»] — бег г[б»е к] гора ра [гара] — горы [горы]
Два слова, объединенные одним ударением, составляют одно фонетическое слово.
В сад [фсат]
В слове столько слогов, сколько гласных. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.
э -йо (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ця (4 слога)
Согласные и звуки
Согласные звуки — это звуки, при образовании которых в пути выдыхаемого воздуха.
Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [н] — [б], при произнесении которых губы и язык находятся в одном положении.
Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и обозначаются в транскрипции апострофом » что бывает, когда согласные
- всегда мягкие [й»] , [ч»] , [у»] а [а»] (2 буквы, 2 звука) луч [луч»] (3 буквы, 3 звука) лещ [ л»ещ»] (3 буквы, 3 звука)
- следуют перед буквами е, е, и, ю, и, б (искл. , всегда твердые [г], [ц], [ж] и в заимствованных словах) мель [м»эль»] (4 буквы, 3 звука) тетя [т»от»а] (4 буквы, 4 звука) люди [л»оуд» и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ыз»н»] (5 букв, 4 звука) цирк [ ц ырк] (4 буквы, 4 звука) шея [шэя] (3 буквы, 4 звука) темп [т эмп] (4 буквы, 4 звука)
- с последующими мягкими согласными (в некоторых случаях) блин [бл «ин» ч»ик]
Остальные согласные в основном твердые.
К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ш], [ч»], [щ»]. Логопеды исправляют предпоследнее произношение: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у неба в форме чашечки. Вибрирующие [р] и [р»] всегда стоят последними в очереди.
Нужна ли фонетика школьникам?
Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция — явный перебор.
Логопеды обязаны знать фонетический разбор слов, возможно, это может быть полезно иностранцам.
Учащимся (с 1 класса!), еще не освоившим правила правописания, достаточно углубленное изучение фонетики только мешает, сбивает с толку и способствует неправильному запоминанию правописания слов. Именно «назад» у ребенка будет ассоциироваться с ярко выраженным «бегом».
Какие звуки называются согласными?
Из чего состоит согласная?
Что такое согласные звуки?
Сколько согласных букв и согласных звуков в русском алфавите?
Какие согласные всегда твердые, а какие всегда мягкие?
Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные делятся на звонкие и глухие . Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.
Звуки состоят только из шума: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [у]. Это глухие согласные.
Многие согласные образуют пар по голосу- глухота : [б] — [п], [ц] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [с] — [с], [ф] — [ш].
Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: « У ЛЬВА И ЖАБЫ МНОГО ДРУЗЕЙ ».
Посмотреть все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.
Глухие согласные легко запомнить по фразе: « СТЭПКА, ХОЧЕШЬ ЦЫПКУ? — Фу! ».
Согласительные звуки обозначены буквами:
B , на , G , D , и , W , Y , до ,
Всего в русском языке 21 согласная.
Согласные бывают твердыми и мягкими.
Твердые и мягкие звуки отличаются положением языка при произношении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднимается к твердому небу.
Большинство согласных образуют пары твердость-мягкость:
Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пары твердость-мягкость:
Твердый | [и] | [ж] | [с] |
---|---|---|---|
Мягкий | [ч❜] | [н❜] | [й❜] |
Таблица «Согласные: парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие» (1-4 классы)
Примечание: в начальной школе твердые согласные отмечены синим цветом, мягкие согласные — зеленым, а гласные — красным.
Твердость согласные обозначаются на письме гласными НО , О , В , С , Е .
Мягкость согласный звук обозначается на письме гласными Е, Ё, И, Ю, И , а также буквой б (мягкий знак).
Сравните: нос [нос] — нес [н❜ос], угол [угол] — уголь [угал❜].
Непарные звонкие звуки [д❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называются звонкими , которые означает «звонкий» на латыни.
Звуки [ж], [ж], [ч❜], [у❜] называются шипящими . Они получили такое название, потому что их произношение похоже на шипение.
Звуки [ш], [ш] — непарные сплошные шипящие звуки.
Звуки [h❜] и [u❜] — непарные мягкие шипящие звуки.
Звуки [ц], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .
Согласный не может быть ударным или безударным.
В русском языке больше согласных звуков (36), чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твердые и мягкие звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜ ].
Внимание! Согласная может образовать слог только с
Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако рекомендуется учить буквы, не называя их так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», надо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку было легче соединять буквы в слоги и слова.
Однако мир звуков этим не ограничивается. А когда малыш подрастет, ему предстоит освоить такие понятия, как гласные, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Я приглашаю вас поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы будем говорить об этом в сказочной форме, в форме, наиболее близкой к детскому восприятию. Я приглашаю вас в фонетическая сказка . Это расширенная версия сказки о звуках, представленная в.
Итак, дружеские письма живут в хлебосольном. И звуки создали великое Царство под названием Фонетика.
В царстве звуков русского языка Фонетика жила дружно — гласных и согласных звук. У каждого звука был свой дом. Дома гласных были окрашены в красный цвет, а согласные — в синий. Но крыши всех домов были белыми и менялись сами собой, когда звуки шли друг к другу в гости.
Всего в королевстве 42 жителя: 6 гласных [а], [е], [о], [у], [и], [с] и 36 согласных. Они жили вместе и часто навещали друг друга. И каждый раз, когда они ходили друг к другу в гости, происходило волшебство: стоило им взяться за руки, как получались новые звуки для новых слов.
Гласные любил петь. Поэтому в их домах всегда звучала музыка. А вот согласные звуки вообще не получались. Но они были очень податливы и всегда и во всем «согласовывались» с гласными. Однако они могли стать жесткими или мягкими. . Например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчал [р], а звук [с], наоборот, придавал ему твердость.
Так согласные, взявшись за руки с гласными, становятся мягкими или твердыми по их желанию.
Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в голубых домах и назывались согласными, они никак не хотели меняться. И случилось это в тот день, когда, праздно сидя на скамейках, они спорили, кто важнее: гласные или согласные. А звуки [и], [ш] и [с] решили стать самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения покрасили белые крыши своих домов в темно-синий цвет.
Но уступчивые и неконфликтные звуки [сч] , [й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве нарушится баланс соотношения звуков и решили остаться мягкий навсегда. А чтобы об этом знали все жители Фонетики, они красили крыши своих домов в зеленый цвет.
Однако вскоре в царстве Фонетики появилось еще 2 обитателя — мягкий и твердый знаки. Но они не нарушали единства звукового мира. Мягкий знак помог согласным стать мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые дома и жили все мирно и дружно.
Но жители Королевства Фонетики славились не только своим твердым и мягким характером. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Некоторым звукам нравился шум падающих листьев, другим — шум дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы, чтобы в одном — колокольчик всегда звенел громко, а в другом — словно под куполом — глухо и шумно… Так звонких и глухих согласных . Между кварталами протекает река.
Так звуки [р], [л], [м], [н], [д], [б], [ж], [ц], [д], [ж], [с] поселился в квартале со звонком. А в тихом квартале — [р], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц], [ч], [щ]. А некоторые письма так подружились, что соединили свои дома мостами. Так возникает мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. это парных согласных .
Так живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют. .. Им весело. И в этой забаве рождаются слова, из них предложения, составляющие нашу речь. Кстати, бывает… Но, кстати, об этом мы поговорим в другой раз.
Это сложные отношения между звуками. Чтобы сыну было легче рисовать фонетические схемы слов, мы с ним сделали очень удобные облака. По ним очень легко определить твердость или мягкость согласных звуков.
Читайте о том, как мы учили твердые и мягкие согласные с помощью облаков.
А еще очень простой прием помог нам облегчить ребенку различение звонких и глухих согласных. Назвав звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук приглушен, вибрации не будет.
Для тех же целей мы использовали картинку с домами и мостами через реку, которую вы видели выше.
Приятного знакомства с миром фонетики!
Всего наилучшего!
В русском языке указаны не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука — 6 гласных и 37 согласных, при этом количество букв равно 33. Количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков) также не совпадает. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной и той же буквой, но мягкие и твердые звуки считаются разными, поэтому согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Звонкие и глухие согласные
Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.
Звонкие согласные: [б] [б»] [в] [в»] [ж] [ж»] [д] [д»] [ч] [ч»] [г] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]
Глухие согласные: [н] [н»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш] [х] [х»] [ч»] [у»]
Парные и непарные согласные
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных:
Звонкий [б] [б»] [в] [в»] [ж] [ж»] [д] [д»] [с] [с»] [ф]
Глухой [н] [н» ] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ж]
Следующие звонкие и глухие согласные не образуют пары:
Звонкий [л ] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]
Глухой [х] [х»] [ч»] [щ»]
Мягкий и твердые согласные
Согласные также делятся на твердые и мягкие. Они различаются положением языка при произношении.При произнесении мягких согласных средняя спинка языка приподнята к твердому небу.
Большинство согласных образуют пары из твердых и мягких согласных:
Твердые [b] [c] [g] [d] [h] [k] [l] [m] [n] [p] [r] [s ] [т] [ф] [х]
Мягкий [б»] [в»] [г»] [д»] [ч»] [к»] [л»] [м»] [н»] [ п»] [р»] [с»] [т»] [ж»] [х»]
Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пары:
Твердые [ш] [ш] [с]
Мягкие [ч»] [у»] [й»]
Шипящие согласные
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
[ш] [ш] [ч»] [щ»]
Свистящие согласные
[с] [с»] [с] [с»] [ц]
Свистящие звуки с-с, с-з переднеязычный, щелевой. При артикуляции твердых с-з зубы обнажаются, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка искривлена, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середина. Воздух проходит через эту канавку, создавая фрикционный шум.