Все звонкие согласные звуки в русском языке: Звонкие согласные

Звонкие И Глухие Согласные: Как Правильно Определить?

В русском языке существует разделение звуков на звонкие и глухие. Это особенно ярко проявляется во время разговора, на письме и в различных текстах. Наличие звонких согласных звуков необходимо для различения схожих по звучанию или смыслу слов. 

Начнём с теории. Что же такое звонкие буквы (звуки)? Буква — это одна из основных единиц языка, которая составляет слово слово или предложение. Каждая буква имеет звук (кроме твердого и мягкого знаков). Звуки сформировывают слова на уровне фонетики, что позволяет нам безошибочно отличать одно от другого. Благодаря звонким и глухим согласным мы можем отличить слова, схожие по звучанию, друг от друга.

Пример
  • вклад — клад;
  • кот — гот; 
  • трава — дрова; 
  • гроза — лоза.

Созвучные слова с добавлением какого-либо глухого или звонкого согласного преобразуются и принимают новое значение. Чтобы не путаться в теории, рекомендуется тщательно подойти к изучению фонетического строя русского языка.  

В русском языке выделяют ровно сорок два звука. Их делят на две обширные группы — гласные и согласные. Те, в свою очередь, делятся на ударные и безударные, глухие и звонкие. 

Все гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] полностью состоят из голоса, поэтому их можно легко растянуть, напеть или отрывисто повторять. Согласные звуки, в отличие от гласных, образуются либо с участием звука (или тона) или только с шумом. Первые принято называть звонкими, а вторые — глухими. 

Глухой согласный звук образуется из шума, возникающего при произношении, поэтому его очень легко отличить от звонкого, который сопровождается ярким и продолжительным дрожанием в области горла. Если возникают затруднения с определением типа согласного — достаточно использовать этот нехитрый приём.

Согласные звуки: как отличать 

Согласные звуки — это звуки, в образовании которых губы, зубы и язык создают препятствие. Они, как правило, отличаются несколькими параметрами: 

  • глухостью или звонкостью; 
  • парностью или непарностью; 
  • мягкостью или твёрдостью.

Все согласные звуки условно делятся на: 

сонорныешумные

Мягкость и твёрдость глухих и звонких согласных букв появляется благодаря последующему гласному или согласному звуку. Определённые группы гласных могут давать только твёрдость или мягкость. Если после звонкого или глухого согласного идёт другой согласный звук, то он с большой долей вероятности будет твёрдым. 

Твердость и мягкость меняет звучание слова и делает его более выразительным. 

Понятие парных согласных связано с созвучностью звонких и глухих звуков. Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им, но только с меньшим количеством голоса и большим шумом.

Пример

Например, парные по глухости и звонкости согласные буквы: 

  • Б — П; 
  • Д — Т; 
  • Г — К; 
  • Б — П; 
  • Ж — Ш.

И так далее. 

Глухие и звонкие согласные можно распределить следующим образом: 

  • Пять непарных глухих согласных: х, ц, ч, щ.
  • Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] — шипящие.
  • Звуки [ж], [ш] — твердые шипящие звуки.
  • Звуки [ч] и [щ] — мягкие шипящие звуки.
  • Звуки [c], [с], [з], [з], [ц] — свистящие. 
  • Звуки [л], [м], [н], [р] — сонорные. Они всегда звонкие и не имеют пары. 

Запоминаем глухие и звонкие согласные звуки с помощью простой проверки: приложите пальцы к горлу и произнесите слово. Если чувствуете дрожание, то звук звонкий. Если оно отсутствует — глухой. 

Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. Подобная разница в значениях обусловлена тем, что некоторые звуки имеют пару (звонкую или глухую). 


Запоминаем звонкие буквы: 

бвгджзйлмнр

Запоминаем глухие буквы: 

пфктшхцчщ

Глухие и звонкие согласные звуки образуют весь русский алфавит.  Всего звуков в русском языке 36. 

Для упрощения задачи запомним, что все звуки в русском языке либо являются парными, либо непарными. В рус­ском язы­ке их значительно меньше, чем парных, но они тоже имеют немаловажное значение и позволяют создавать интересные звучания в стихотворениях или текстах. Непарных согласных не так много. Большинство из них представлены сонорными звуками и очень быстро запоминаются. 

Непарные согласные можно запомнить с помощью фразы: «У льва и жабы много друзей». Подобная нехитрая уловка значительно упростит процесс запоминания столь непростой темы. 

Пример

К примеру: 

  • Звонкие звуки:[б], [в], [г], [д], [ж], [з].
  • Непарные звонкие согласные звуки: [л], [м], [н], [р], [й]. 
  • Глухие звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
  • Непарные глухие согласные звуки: [х], [ц], [ч], [щ]. 

Как знание подобной информации поможет упростить процесс обучения? Благодаря знанию различий между звонкими и глухими согласными можно быстро делать фонетические разборы слов (такой разбор отмечается цифрой 1 и является одним из стандартных заданий на ВПР или ЕГЭ) без лишних затруднений. Различая звонкие согласные звуки и глухие согласные звуки, можно избавиться от ошибок в повседневной речи и показать уровень собственной образованности. 

Для лучшего усвоения темы обратитесь к таблице глухих и звонких согласных: 

ТвёрдыеМягкие
Звонкие[б] [в] [г] [д] [ж] [з][б’] [в’] [г’] [д’] [з’]
Глухие[п] [ф] [к] [т] [ж] [с][п’] [ф’] [к’] [т’] [с’]

Усвоение разницы между согласными звуками по уровню глухости, твердости, мягкости или звонкости позволит совершенствовать и оттачивать собственные знания по теме. 

Глухие и звонкие согласные: что стоит запомнить 

Русский язык довольно сложен и коварен. Случается так, что определить положение согласного в слове практически невозможно. Усвоенные знания могут не помочь быстро справиться с этой проблемой и отыскать верное решение, поэтому мы рекомендуем попробовать потренироваться разбивать слова на звуки.  

Существует большая вероятность того, что в которых словах согласные при произношении могут оглушаться. 

Поэтому запомним, что звук ц всегда остаётся глухим и непарным, даже если кажется иначе, а звук ж — всегда является твёрдым, даже если пишется с мягким звуком. 

Рассмотрим примеры подобных изменений в звучании слов: 

  • ко́роб [ко р а п];
  • поро́г [п а р о к];
  • сто́рож [с т о р а ш];
  • но́ров [н о р а ф]; 
  • пара́д [п а р а т];
  • моро́з [м а р о с].

В данном случае наблюдается замена парных согласных. Разбирая слова по аналогии, легко будет научиться распознавать подобные моменты в тексте. Выполнение заданий станет значительно быстрее и проще. 

Попробуйте самостоятельно определить морфологический состав слов: 

  • Жизнь; 
  • Берег; 
  • Цветок; 
  • Кошка. 

5.Звуки русского языка. Классификация согласных звуков.

Звуки речи — это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах: с акустической, артикуляционной и функциональной (смыслоразличительной) стороны.

 Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота.

По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и  сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.

По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные.  Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные.

По высоте звуки делятся на высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.

Так, например, звук [о] — вокальный, неконсонантный, сильный, низкий,  а звук [д] – невокальный, консонантный, слабый, высокий.

 Артикуляционная классификация рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляция – это работа органов речи: легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.

Артикуляция состоит их трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.

Экскурсия – это начальный момент,  когда органы речи готовятся к произношению.

Выдержка, или центральный момент, — это момент произношения звука, его звучания.

Рекурсия

– заключительный момент, когда органы речи завершают произношение.

При артикуляции гласных звуков активную роль играют язык и губы. В артикуляции согласных звуков участвуют не только язык и губы, но и небо. Например, звук [у] образуется посредством губ (они округлены), а звук [р] – вибрацией кончика языка.

Функциональная (смыслоразличительная) классификация заключается в том, что звук может различать звуковые оболочки слов и их форм. Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слова, называются фонемами. Например, звуковые оболочки слов лом, сом, ром, дом различаются фонемами <л>, <с>, <р>, <д>, а слова вол, вал фонемами <о>, <а>.

Все звуки традиционно делятся на два основных разряда: гласные и согласные.

Деление на гласные и согласные напрямую связано с особенностями произношения и причисление звука к той или иной группе зависит от того, какие произносительные органы и как участвуют в его образовании.

Гласные и согласные звуки отличаются рядом особенностей:

1) акустикой: гласные образуются только голосом; согласные – либо сочетанием голоса и шума; либо только шумом;

2) артикуляцией: при образовании гласных органы речи не создают преграды, поэтому воздух свободно проходит в полость рта; при образовании согласных органами речи создается преграда;

3) со смыслоразличительной стороны согласные обладают бо́льшими различительными особенностями, нежели гласные; например, если в слове рукав при произношении опустим сначала согласные (р, к, в), а потом гласные (у, а), то очевидно, что по согласным можно угадать слово, а по гласным – нельзя.

В.А.Богородицкий называл гласные «рто-раскрывателями», а согласные – «рто-смыкателями».

 Согласные звуки русского языка

Звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, называются согласными.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц, каждая из которых в определенной позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию:

1) [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’];

2) [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];

3) [х], [х’], [ж], [ш], [ц];

4) [ч’], [ j ];

5) [ш̅’], [ж̅’].

Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):

1) по участию голоса и шума;

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации («смягчения», от лат. palatum – небо).

По акустическим признакам  согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus – звучные) и шумные.

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ j ].

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются шумные глухие и шумные звонкие.

Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [ ж̅’ ].

Шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х], [ц], [ч’], [ш], [ ш̅’ ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш], [г] – [к], [г’] – [к’]; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш̅’ ], [ц], [х], [х’], [ч’].

          

По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования.

       1. По месту образования шума

, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]) и губно-зубные ([в], [в’], [ф], [ф’]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным – или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

В русском языке к ­переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д’], [т’], [н’], [з’], [с’], [л’], а также [ц], [ч’], [ш], [ ш̅’ ], [ ж̅’ ].

В составе переднеязычных выделяются:

1) зубные­: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’];

2) небно-зубные: [ш], [ ш̅’ ], [ж], [ ж̅’ ], [р], [р’], [ч’].

Разделение переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или верхние зубы, или основание верхних зубов.

Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный – при участии средней части спинки языка; заднеязычные – при участии задней части спинки языка.

К среднеязычному звуку относится только [j].

Заднеязычные звуки – это [г], [к], [х], [г’], [к’], [х’].

 

2. По способу образования шума согласные делятся на:

А) Взрывные (смычные), при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б’], [п’], [д’], [т’], [г’], [к’].

Б) Щелевые (фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русском языке это – [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ ж̅’ ], [ш], [ ш̅’ ], [х].

В) Аффрикаты при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч’] и [ц]. При произношении звуков [ч’] и [ц] необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч’]), затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч’] – из слитых вместе мягких звуков [т’] и [ ш̅’ ].

Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р’].

Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]. Так, при образовании звуков [л] и [л’] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л’] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м’] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н’] язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м’], [н], [н’] называются ­носовыми.

 

   3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости: [б] – [б’], [п] – [п’], [в] – [в’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [т] – [т’], [л] —  [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [с] – [с’], [г] – [г’], [х] – [х’], [к] – [к’]: [но́с] – [н’о́с]   –   нос – нёс; [во́с] – [в’о́с]   –   воз – вёз; [ра́т] – [р’ат] –  рад – ряд; [ста́л] – [ста́л’]   –  стал – сталь; [да́л] – [да́л’]  –   дал – даль; [бра́т] – [бра́т’]  –  брат – брать.

При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью. Не имеют пар и являются только твердыми: [ж], [ш], [ц], только мягкими: [ ж̅’ ], [ ш̅’ ], [ч’], [j].

РУССКАЯ ФОНЕТИКА: Звонкие и глухие согласные

Перейти к основному содержанию
  • О
    • Связаться с нами
    • Школа
    • Команда
    • Интернатура
    • Методология
    • Аккредитации
    • Bildungsurlaub
    • Наша деятельность
    • Вопросы-Ответы
  • ЯЗЫКОВЫЕ КУРСЫ
    • Изучать русский язык
      • Изучайте русский язык в Киеве
      • Изучайте русский язык в Одессе
      • Изучайте русский язык в Кишиневе
      • Подготовка к российским тестам
    • Учить украинский
  • ОНЛАЙН КУРСЫ
    • русский онлайн
      • Регулярные курсы
      • Курсы по обзору грамматики
    • Материалы для самостоятельного изучения
  • ОБЛАСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • Идентичность и конфликт на постсоветском пространстве
  • Блог
  • русский тест
  • Цены

Информация

Продолжительность

Предмет

Грамматика

* Продолжительность — приблизительное время, необходимое для прохождения урока, включая упражнения и видео.

Начинать

Об этом тренинге

В этом видео «Русский язык за 7 минут», одном из циклов на YouTube-канале Новамовой, Людмила объясняет произношение звонких и глухих согласных. Она логически вводит предмет, объясняя, как согласные можно сгруппировать в пары. Положение согласного в слове диктует, следует ли выбрать звонкий или глухой произношение. Учащиеся могут попрактиковаться, используя примеры из видео, прежде чем переходить к упражнениям с множественным выбором.

Старт

Давайте узнаем немного больше об английском языке с русским влиянием

 

Фонология :

В русском языке нет фонем /w, ŋ, dʒ, θ или ð. В частности, ELL с трудом различают такие фонемы, как /w/ и /m/. Поэтому замены, искажения или пропуски этих звуков не следует ошибочно диагностировать как фонологическое или артикуляционное нарушение, поскольку в фонематическом инвентаре русского и английского языков эти звуки не пересекаются. Кроме того, конечные согласные в русском языке всегда озвучены. Зная это, девоирование в конце слов не следует рассматривать как неупорядоченный фонологический процесс в русских ELL.

Вокальная система русского языка меньше и менее сложна, чем английская вокальная система. Гласные, отсутствующие в русском языке (дифтонги), могут быть искажены у русско-английских билингвов и не должны быть ошибочно идентифицированы как нарушение артикуляции, а скорее как различие, присутствующее у типичных англо-русскоязычных.

Тем не менее, как в английском, так и в русском языках все препятствия имеют озвученные и глухие аналоги. Таким образом, процессы озвучивания и озвучивания (т. е. /læv/ вместо /læf/, /sɪp/ вместо /zɪp/) в русских ELL, скорее всего, не являются проблемой усвоения второго языка, а являются возможным признаком нарушения фонологической обработки. Кроме того, русский язык представляет собой множество кластеров и может содержать до 4 согласных, сгруппированных в одном слове. Таким образом, кластерная редукция английских слов после достижения нормы развития может быть интерпретирована как аномальный фонологический процесс у русско-английских билингвов (Беляков, 2008).

 

Морфология :

Прилагательные в русском языке согласованы по роду, падежу и числу с существительными, которые они описывают. Поэтому русская структура более сложная и конкретная, по сравнению со структурой разработки прилагательное-существительное в английском языке. Ошибки в разработке существительных и прилагательных могут присутствовать у русско-английских билингвов из-за этой четкой разницы между двумя языками (т. Е. «У них два дома» не будет считаться неупорядоченной синтаксической ошибкой) (Grosman, 2014).

В русском языке нет неопределенных или определенных артиклей, поэтому правильное использование «the», «an» и т. д. может быть проблематичным даже для типичных англоговорящих людей с русским влиянием. Русским ELL необходимо будет специально обучать концептуализации статей из-за отсутствия статей на русском языке.

В русском языке род обозначается по флексии, в то время как в английском языке для обозначения рода используются другие лексические записи. Например, «он», «она» и «оно» различны в английском языке, но более неоднозначны в русском (в русском языке все эти три слова различаются на одну букву, демонстрируя связь по смыслу в русском лексиконе) ( Гросман, 2014). Ошибки «он», «она» и «оно» могут присутствовать в английском языке с влиянием русского языка и не должны быть истолкованы как неупорядоченные из-за отсутствия межъязыкового переноса в обоих языках, поскольку каждый по-разному отмечает пол.

 

Синтаксис :

В целом порядок слов в русском языке соответствует последовательности подлежащее-глагол-дополнение. Однако в этой общей структуре существует гибкость (Chakraborty et al, A Clinician’s Guide to Russia — см. ссылку). Например, «безличные, неопределенно-безличные, возвратные и пассивные конструкции» — все это грамматически допустимые синтаксические конструкции в русском языке. Конечное положение существительных и прилагательных «всегда меняется в зависимости от их функции и положения в предложении» (Сумерсет, 2016). Следовательно, при работе с русскими ELL будет необходимо явное указание обязательной конструкции подлежащее-глагол-дополнение в английском языке для соблюдения этого порядка слов.

Автор: Taylor Viggers, MS, CF-SLP

Ресурсы:

Sumerset, L. (2016). Английский и русский: сходства и различия. Получено 19 апреля 2016 г. с http://www.languagesoftware.net/blog/english-and-russian-similarities-and-differences/

 

Grosman, JD (2014). Языковое развитие двуязычных русско-англоговорящих детей

Жизнь в США: обзор литературы. OpenSIUC . Получено 19 апреля

2016 г. с сайта h p://opensiuc.lib.siu.edu/uhp_theses.

 

Беляков, Ирина (2008). «Из России с /лав/: ​​переход в новую культуру и фонологию

». АША. 18 апр. 2016. Лекция.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *