Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 4 лет: Возрастные особенности детей 3-4 лет: консультация для родителей | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, младшая группа) на тему:

Содержание

Возрастные особенности детей 3-4 лет: консультация для родителей | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, младшая группа) на тему:

Возрастные особенности детей 3-4 лет: консультация для родителей

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.

Возрастные особенности детей 3–4 лет: в детском саду

Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх.

Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.

Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его физиологии и психики. Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер.

Особенности развития

Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.

Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например посуда, одежда, мебель).

Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.

Задачи развития

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Основные задачи развития малышей:

  • освоение навыков личной гигиены;
  • воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
  • развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
  • обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
  • развитие способности к сопереживанию.

Педагогическая тактика

Педагогическая тактика взрослого (воспитателя, родителя) заключается в помощи ребенку. Она необходима для освоения гигиенических, трудовых умений. Дети младшего возраста с удовольствием повторяют действия взрослого – моют посуду, протирают пыль, чистят зубы, моют руки.

Обязательно поощрение взрослого во время самостоятельной игры ребенка – это может быть индивидуальная, парная или коллективная игровая деятельность. Поэтому следует создать благоприятные условия для творчества (игрушки, конструкторы, раскраски, пластилин).

Взрослый обязательно должен помогать в приобретении игрового опыта ребенком. Показать элементы новой игры, расширять детский кругозор с помощью малоизвестных предметов.

Знания и умения по ФГОС

Образовательный стандарт подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) заключаются в том, что появляется гендерное осознание своей роли (девочка, мальчик). В соответствии с этим может меняться игровая направленность ребенка. Девочек больше интересует посуда, куклы. Мальчиков – конструкторы, оружие, машины.

Становление личностных качеств

Социально-личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–4 лет. По программе «От рождения до школы» становление личностных качеств ребенка происходит с помощью игровой, познавательной, физической деятельности. Взрослые помогают детям не только осознать свои чувства, мысли, но и внятно доносить их до окружающих.

Важно помочь разобраться ребенку в переживаниях, эмоциях. Дать им название и характеристику. Это знание будет служить основой, эталоном для дальнейшего самостоятельного изучения эмоциональной сферы самим ребенком.

Обязательным является знание и выполнение элементарных норм поведения. Возрастные особенности детей 3–4 лет по программе «От рождения до школы» подразумевают индивидуальную оценку действий ребенка. Следует вызвать позитивный настрой детей, дать положительную оценку правильному поведению. Это послужит стимулом для дальнейших доброжелательных взаимоотношений с окружающим миром.

Игровая деятельность

В играх, действиях детей появляется целенаправленность. Ребенок может во время рисования, конструирования поставить цель и постепенно добиваться ее. Но нестабильность внимания, неустойчивость произвольного поведения постоянно отвлекает малыша от целенаправленных действий. Ребенок быстро переключается с одного предмета на другой.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

Во время игры дети закрепляют свои знания о предметном и социальном мире. Необходимо заложить основы культуры поведения во время игровой деятельности ребенка.

Консультация для родителей

Младшие дошкольники постепенно начинают отделять себя от родителей. Появляется непреодолимое желание все делать по-своему. Дети начинают противиться контролю взрослого. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Как понять ребенка? Как научить его вежливости и доброжелательности?

Это возраст, когда дети начинают отстаивать свое мнение, противясь предложениям родителей. Не стоит давить на ребенка, пытаться заставить его делать что-либо против воли. Так появится инфантильность, которую гораздо сложнее преодолеть.

Следует предоставить ребенку возможность выбора, поощрять его самостоятельность. Малыш должен понять правила взаимодействия с людьми, научиться договариваться с ними. Возрастной кризис является рубежом, который отделяет младенчество от детства – в этом заключаются основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Консультация для родителей должна объяснить, как вести себя с ребенком во время его капризов, слез.

Не стоит подавлять волю ребенка – это приведет к апатии, равнодушию. С терпением, пониманием стоит относиться к негативным проявлениям у своего малыша. Следует беречь чувства ребенка. Не унижать его резкими командами, жестким контролем, требованием беспрекословного подчинения.

Потребность в уважении, признании – основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Консультация для родителей должна призывать к терпеливому сотрудничеству с ребенком. Важно дать понять малышу, что родители признают его самостоятельность, готовы общаться с ним наравне. Ребенок учитывает реакцию на его поведение, поступки. Необходимо хвалить малыша, показывая правильность его действий.

Возрастные особенности детей 3–4 лет: советы родителям

1.Упрямство ребенка – желание высказать свое мнение. Недостаток словарного, чувственного запаса провоцирует капризы. Ребенок не всегда может объяснить свои переживания. Родителям стоит пояснить малышу, что он чувствует. Обязательно в разговоре, в ситуации учитывать мнение ребенка.

2.Необходимо предоставлять выбор малышу. По какой дороге пойти, какую одежду надеть – такие простые задачи будут способствовать самостоятельности. Следует договориться с ребенком – когда он слушается родителей, а когда может что-либо выбрать сам.

3.Бережно относиться к чувственным проявлениям ребенка – сопереживать его печали и горю. Учить говорить словами о том, что его расстроило. Дать название чувствам, эмоциям ребенка (горе, усталость, радость, злость, восхищение).

Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в ДОУ

Педагог – психолог: Вихрова Т.В.

Дети от 1.5 до 3 лет.

Ранний возраст — уникальный период в развитии ребёнка, отличающийся рядом особенностей. Для этого возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела ребёнка, интенсивного развития речи, движений, интеллекта.

Ребёнку этого возраста характерно наглядно — действенное мышление благодаря предметной деятельности. Ребёнок знает, что такое мебель, одежда, посуда. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и её функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, речь становится основным средством общения. Формируется фонетический слух.

Для этого возраста характерно ситуативно — деловое общение ребёнка и взрослого. На втором году жизни ребёнок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка).

Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Дети по двое-трое самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Завершается ранний возраст кризисом 3 лет.

Дети от 3 до 4 лет.

Во время кризиса 3 лет наблюдаются трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими. Он становится упрям, конфликтен, строптив. В результате кризиса 3 лет ребёнок отделяет себя от взрослого и у него формируется образ Я.

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования).

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.

Дети 3 — 4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами, могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения.

У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания.

Интенсивно идёт познавательное развитие. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление наглядно — действенное. В 3 года мышление только начинает развиваться и прежде всего это происходит в игре. В этот период накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о самом себе. Совершенствуется звукоразличение, слух.

В этом возрасте ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.

В 3 — 4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив.

Музыкально — художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер.

Дети от 4 до 5 лет.

К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое. Дети 4 — 5 лет социальные нормы и правила всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поведение ребёнка этого возраста не столь импульсивно и непосредственно, как в 3 — 4 года.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья.

В познавательном развитии наблюдаются следующие изменения. К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок шёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Речь становится более связанной и последовательной.

В том возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета.

Именно в этом возрасте дети начинают интенсивно играть в игры с правилами.

В возрасте 4 — 5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Цепкая память позволяет ребёнку 4 — 5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно — ориентировочные действия на базе основных трудовых процессов.

В музыкально — художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства.

Важным показателем развития ребёнка — дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности.

Дети от 5 до 6 лет.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослым.

Ребёнок 5 — 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте происходят изменения в представлениях ребёнка о себе.

Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются.

Большие изменения происходят в развитии познавательных процессов. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Объём памяти изменяется несущественно. Улучшается её устойчивость. В этом возрасте ведущее значение приобретает наглядно — образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 — 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое пространство.

Более совершенной становится крупная моторика.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самопланирование трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда).

Круг чтения ребёнка 5 — 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, с историей страны.

В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей.

Творческие проявления становятся более осознанными и направленными.

Дети от 6 до 7 лет.

В целом ребёнок 6 — 7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере.

К 6 — 7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.

Идёт интенсивное развитие познавательных процессов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6 — 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. В этом возрасте продолжается развитие наглядно — образного мышления. У детей происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (Со взрослыми и сверстниками. Знакомыми и незнакомыми).  В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.

Сложнее и богаче становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость приобретает общение между собой.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель.

Музыкально — художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально — выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизни творчество композиторов и исполнителей). Художественно — эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально — художественной деятельности.

Индивидуальные особенности детей.

 

Высокая двигательная активность:

Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо и т.д.) Ерзает на месте

Находится в постоянном движении

Очень говорлив

Спит намного меньше, даже в младенчестве

Дефицит активного внимания

Непоследователен в поведении

Имеет трудности в организации

Имеет много незаконченных проектов

НЕ слышит, когда к нему обращаются

С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его

Теряет вещи

Избегает задач, которые требуют умственных усилий, и скучных заданий

Часто бывает забывчив

Импульсивность

Не может регулировать свои действия

Не умеет подчиняться правилам

Отвечает до того, как его спросят

Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего

Плохо сосредотачивает внимание

Не может отложить вознаграждение

Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)

А. Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:

  • беспокойные движения в кистях и стопах;
  • неумение сидеть на одном месте;
  • лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • нетерпеливость;
  • неумение доводить начатое дело до конца;
  • очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
  • болтливость;
  • неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
  • отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
  • спонтанность и необдуманность действий;
  • суетливость;
  • несформированность мелкой моторики;
  • малая продолжительность сна и трудности при засыпании.

Более или менее отчётливыми проявления СДВГ становятся к 3 — 4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и раздражительностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребёнок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

Гиперактивный ребёнок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него всё «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.

Из – за якобы эмоциональной чёрствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем – либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребёнок с СДВГ ежеминутно что – то трогает, хватает, задаёт массу вопросов. Из – за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Тем не менее, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.

Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5 – 15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3 – 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребёнок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работать в общегрупповом режиме.

Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.

Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.

Аутичный ребёнок — основным проявлением которого является выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с другими людьми. Кроме того, к типичным проявлениям детского аутизма относят:

  • категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
  • необоснованный страх перед любыми изменениями или чем – то новым;
  • отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;
  • стереотипизация действий;
  • патологическое фантазирование;
  • манипулирование руками;
  • погруженность в мир собственных переживаний;
  • эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

Дети с РДА стремятся оградить своё одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.

д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому – либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).

Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:

  • нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное – неадекватная смыслу речи;
  • своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
  • создание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи;
  • отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребёнок говорит во втором и третьем лице;

речь для себя (ребёнок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.

У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во многом стремятся соблюдать определённо установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.

В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.

Мутизм – нарушение речевого общения (молчание). Мутизм носит временный преходящий характер и относится к группе невротических реакций на непосильное требование, конфликт, обиду. Поэтому мутизм чаще всего возникает у застенчивых, робких, не уверенных в себе детей. Мутизм может быть абсолютным (полное молчание) или элективным (избирательным) – ребенок не отвечает на занятиях и нормально разговаривает в семье.

Тревожный ребенок — ребенок, подверженный подобному состоянию, постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Этот мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен ни на какие серьезные жизненные достижения, и как следствие социально дезадаптивен. Детская тревожность часто повышается в условиях неизвестности. Тревожные дети напряжены и зажаты. Ребенку крайне трудно управлять напряженными мышцами. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Тревожность является динамическим центром неврозов.

Признаки тревожности у детей:

  • Не может долго работать не уставая
  • Ему трудно сосредоточится на чем-то
  • Любое задание взывает излишнее беспокойство
  • Во время выполнения заданий скован, напряжен
  • Смущается чаще других
  • Часто говорит о возможных неприятностях
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  • Жалуется, что снятся страшные сны
  • Руки обычно холодные, влажные
  • Нередко бывает расстройство стула
  • Сильно потеет когда волнуется
  • Не обладает хорошим аппетитом
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом
  • Пуглив, многое вызывает у него страх
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается
  • Часто не может сдержать слез
  • Плохо переносит ожидание
  • Не любит браться за новое дело
  • Не уверен в себе, своих силах
  • Боится сталкиваться с трудностями

Застенчивый ребёнок это ребёнок, который испытывает страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Они очень чувствительны к негативной оценке со стороны окружающих. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт. Такие дети предпочитают оставаться в тени.

Признаки застенчивости у детей:

  • Неуверенность и даже отказ от общения со сверстниками;
  • Очень сильная робость;
  • Не отвечают на вопросы, даже если знают ответ;
  • Краснеют, когда к ним обращаются;
  • Избегают социальных контактов;
  • Самоизоляция;
  • Могут сильно заикаться, растеряться и не знать, что сказать или сделать в данной ситуации;
  • Боязнь подойти к другому и попросить игрушку, договориться о совместной игре;
  • Внешне бесчувственны, слабо проявляют эмоции;
  • Не проявляют инициативу в общении и деятельности;
  • Ведут себя тихо, незаметно, не делают лишних движений;
  • Могут развиваться аутоагрессивные и невротические проявления (тики, пощипывания, навязчивые движения;

Причинами застенчивости у детей являются:

  • Неадекватный стиль воспитания в семье;
  • Несформированность навыков общения, родители не умеют собственным примером научить их быть общительными и успешно контактировать с другими людьми;
  • Неблагоприятный микроклимат в группе;
  • Тревожность;
  • Страхи;
  • Низкая самооценка;

Агрессивный ребёнок — основным проявлением которого является особое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, с целью устранить его как своё препятствие и своего конкурента.

Признаки агрессивности ребёнка:

  • Наблюдаются необычные частые для своего возраста вспышки гнева, мрачной раздражительности;
  • легко ссорится, кусается, щипается, дерётся;
  • Не считается со сверстниками, не уступает им, не делится, может без причины напасть на них;
  • Часто активно отказывается выполнять требования взрослых;
  • При разговоре повышает голос, кричит, спорит со взрослыми, употребляет оскорбительные слова;
  • Постоянно ябедничает, конфликтные ситуации всегда разрешает с помощью агрессивных действий, приписывая их другим;
  • Преднамеренно портит чужие вещи, ломает игрушки;
  • Считает себя самостоятельным, решительным, командует, подчиняет себе других;
  • Неудачи вызывают раздражение, негодование;
  • Мстит за неудачу, ищет виновного;
  • Обидчив;
  • Склонен к депрессии;
  • Общается с младшими по возрасту сверстниками и физически слабыми;
  • Проявляет физическую жестокость по отношению к животным и другим людям;

Эмоциональный мир агрессивных детей не достаточно богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. Оценивает себя всегда адекватно.

Ребёнок с задержкой ожидаемого развития (ЗОР).

В русле специальной дошкольной педагогики и психологии задержкой ожидаемого развития определяют наиболее распространённое отклонение в психофизическом развитии. Задержка ожидаемого развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой — мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗОР определяется также глубиной повреждений и /или различной степени незрелости мозговых структур. Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка ожидаемого развития»

 «… отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности».

Н. А. Цыпина и др., занимающиеся изучением особенностей развития детей с ЗОР, выявили их специфические особенности:

  • Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗОР узок и ограничен.
  • Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов.
  • Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность.
  • Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения.
  • Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно — действенного мышления по сравнению со словесно — логическим.
  • Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗОР не умеют использовать какие — либо дополнительные вспомогательные средства запоминания.
  • При выполнении задания ребёнок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗОР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос.
  • Они слабо ориентируются в нравственно — эстетических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «тёплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.
  • Дети с ЗОР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т. д.
  • Нарушение мелкой моторики и зрительно — моторной координации.
  • Мотивация учебной деятельности у них формируется трудно, в связи с чем не успехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учёбе в частности и к любой деятельности, требующих определённых усилий, в общем.
  • Дети с ЗОР выражено склонны к стереотипным действиям и способам решения задач.

Когнитивные, языковые и моторные навыки

Автор: Hedy Marks

В этой статье

  • Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: основные этапы развития речи
  • Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы когнитивного развития
  • 0 Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: основные этапы движения
  • Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: навыки рук и пальцев
  • Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы эмоционального и социального развития
  • 3–4 — Годовое развитие: как помочь ребенку
  • Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка
  • Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: когда следует беспокоиться

Поздравляем, вы пережили «ужасные двойки»! Надеюсь, у вас еще остались силы, чтобы наслаждаться тем, что ждет вас и вашего дошкольника впереди. Они называют следующие несколько лет «волшебными годами» — отчасти потому, что кажется волшебным то, что ваш ребенок, наконец, слушает вас, а отчасти потому, что для вашего ребенка это время, когда его воображение дает волю своему воображению.

Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет продолжит расти и развиваться во многих отношениях в следующем году. Хотя дети достигают вех развития в разное время, ваш ребенок, скорее всего, достигнет следующих вех развития до того, как ему исполнится 5 лет.

Развитие от 3 до 4 лет: языковые вехи меняй скоро. В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:

  • Произносить свое имя и возраст 9 лет0008
  • Говорить от 250 до 500 слов
  • Отвечать на простые вопросы
  • Говорить предложениями из пяти-шести слов и говорить полными предложениями к 4 годам
  • Говорить четко, хотя до 4 лет они могут быть непонятны полностью
  • Рассказывать истории

 

Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы познания

Ваш ребенок начнет задавать много вопросов. «Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?» Вопросы, вопросы и еще раз вопросы! Хотя иногда это может раздражать, задавать вопросы — нормальный этап развития. В дополнение к вопросу «почему?» все время ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

  • Правильно называть знакомые цвета
  • Понять понятие одинакового и разного, начать сравнивать размеры
  • Более творчески притворяться и фантазировать
  • Выполнять команды, состоящие из трех частей
  • Запоминать части истории
  • Лучше понимать время (например, утро, день, ночь)
  • Считать и понимать принципы счета
  • Сортировать предметы по форме и цвету
  • Решать соответствующие возрасту головоломки
  • Узнавать и определять обычные предметы и изображения

 

Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: вехи движения

Ваш занятой дошкольник продолжает двигаться. В возрасте от 3 до 4 лет или в возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:

  • ходить вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги — один фут на шаг
  • пинать, бросать и ловить мяч
  • хорошо лазать
  • бегать больше уверенно кататься на трехколесном велосипеде
  • Подпрыгивать и стоять на одной ноге до пяти секунд
  • Легко ходить вперед и назад
  • Наклоняться, не падая
  • Помощь надевать и снимать одежду

 

Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: навыки рук и пальцев

Ваш ребенок становится намного более ловким. На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:

  • Более легко обращаться с мелкими предметами и переворачивать страницу в книге
  • Использовать ножницы, соответствующие возрасту
  • Копировать круги (3) и квадраты (4)
  • Нарисуйте человека с двумя-четырьмя частями тела
  • Напишите несколько заглавных букв
  • Постройте башню из четырех и более блоков
  • Одевайтесь и раздевайтесь без вашей помощи
  • Завинчивайте и отвинчивайте крышки банок
  • Поворачивайте вращающиеся ручки

 

— Старое Развитие : Эмоциональные и социальные вехи

Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет становится более независимым не только физически, но и эмоционально. Вы можете начать замечать меньше истерик, когда оставляете ребенка с няней или в дошкольном учреждении.

Кроме того, ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет становится более общительным. Теперь ваш ребенок может сотрудничать со своими друзьями, ходить по очереди и может начать демонстрировать некоторые навыки решения проблем.

На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:

  • Подражать родителям и друзьям
  • Проявлять привязанность к знакомым членам семьи и друзьям
  • Понимать понятия «мое» и «его/ее»
  • Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, злость, радость или скука

Кроме того, вы можете заметить, что у вашего ребенка разыгралось воображение. Это может быть хорошо и плохо. Фантазии и притворная игра становятся более интересными и увлекательными, но у вашего ребенка также могут начать развиваться нереалистичные страхи, например, он может поверить, что в шкафу прячется монстр.

Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как помочь своему ребенку

Каждый день вы можете делать массу вещей, чтобы помочь своему ребенку учиться и расти, например:

  • Позвольте ребенку делать простые выборы, например что надеть или во что поиграть.
  • Дайте вашему ребенку достаточно времени, чтобы он был активным, и вместе играли в игры, например в пятнашки.
  • Позвольте ребенку самому позаботиться о себе, например, одеться, сходить в туалет и почистить зубы.
  • Потренируйтесь считать и петь простые песенки, например, азбуку.
  • Читайте своему ребенку каждый день.
  • Назначьте время для игр с другими детьми — пусть они сами решают конфликты, но вмешиваются, когда это необходимо.
  • Предлагайте такие занятия, как рисование и создание произведений искусства с помощью бумаги, ножниц и клея.
  • Поговорите со своим ребенком — терпеливо отвечайте на вопросы и помогайте ему выражать свои чувства.
  • Научите своего ребенка, как помириться после того, как он задел чьи-то чувства.

Что касается телевизоров, смартфонов, компьютеров и планшетов, врачи советуют вам:

  • Держите технику подальше от спален.
  • Ограничить экранное время до 1 часа в день для просмотра высококачественных программ.
  • Поговорите о том, что вы смотрите вместе, и как это применимо к миру.

 

Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка

Все эти новые навыки очень интересны. Вы должны позволить своему ребенку исследовать, но вам также нужен бдительный глаз, особенно когда речь идет об обычных опасностях, таких как падения, ожоги, яды и незнакомцы.

Вот несколько советов, о которых следует помнить:

  • Всегда надевайте шлемы на велосипеды, трехколесные велосипеды и другие игрушки для верховой езды.
  • Проверьте ограничения по высоте и весу детского автокресла. Когда ребенок вырастет, используйте дополнительное сиденье.
  • Не держите дома оружие. Если у вас есть пистолет, держите его незаряженным, запертым и отдельно от пуль. И убедитесь, что дети не могут получить ключ.
  • Позвольте ребенку исследовать, но берегитесь падений, особенно возле игровых площадок, дверей, окон и лестниц.
  • Будьте осторожны, играя вблизи улиц и подъездных путей.
  • Соблюдайте осторожность на кухне: пролитая жидкость, брызги и горячие поверхности могут вызвать серьезные ожоги.
  • Постоянно следите за своим ребенком, когда он находится в воде или рядом с ней, и подумайте о том, чтобы записать своего ребенка на уроки плавания.
  • Обсудите осторожность с незнакомцами.

Вы также обнаружите, что ваш ребенок может дотянуться до ящиков, шкафов и столешниц, которые раньше считались безопасными. Убедитесь, что лекарства, чистящие средства и даже небольшие предметы домашнего обихода, которые можно проглотить, например магниты и батарейки, нельзя увидеть или достать.

В этом возрасте необходимо убедиться, что ваш ребенок знает, что делать с незнакомцами. Научите ребенка его полному имени, адресу и номеру телефона. Кроме того, сообщите ребенку, что ему следует обращаться за помощью только к определенным взрослым, например к людям в униформе или бейджам с именами. И скажите ребенку:

  • Никто не может попросить вас хранить секреты от родителей.
  • Никто не может попросить вас посмотреть или прикоснуться к вашим интимным частям — частям тела, которые прикрывает купальный костюм.
  • Никто не может попросить вас посмотреть, потрогать или помочь с его интимными частями.

 

Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: когда следует беспокоиться

Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок еще не достиг всех этих этапов. Но вы должны заметить постепенную прогрессию в росте и развитии по мере того, как ваш ребенок становится старше. Если вы этого не сделаете или если у вашего ребенка есть признаки возможной задержки развития, как указано ниже, поговорите с врачом вашего ребенка.

Признаки задержки развития у детей 3–4 лет включают:

  • Неспособность бросать мяч сверху, прыгать на месте или кататься на трехколесном велосипеде
  • Частые падения и трудности при ходьбе по лестнице
  • Неспособность удерживать мелок между большим и указательным пальцами; с трудом пишет и не может скопировать круг
  • Не может использовать предложение, состоящее более чем из трех слов, и неуместно использует «я» и «ты»
  • Постоянное слюнотечение и проблемы с речью
  • Не может складывать четыре кубика и испытывает трудности с обращением с мелкими предметами
  • Продолжает испытывать сильную тревогу разлуки
  • Не проявляет интереса к интерактивным играм и не участвует в фантазийных играх
  • Не играет с другими детьми и не реагирует на -члены семьи
  • Самоконтроль не улучшается, когда он злится или расстроен
  • Не понимает простых команд или повторяет команды
  • Избегает зрительного контакта
  • Сопротивляется одеванию, сну и походу в туалет

Кроме того, если вы заметите, что ваш ребенок сопротивляется или с трудом выполняет то, что когда-то мог делать, сообщите об этом врачу вашего ребенка. Это может быть признаком нарушения развития. Если у вашего ребенка действительно есть задержка развития, существует множество методов лечения, которые могут помочь вашему ребенку.

 

 

Руководство по охране здоровья и воспитанию детей

  1. Вехи развития ребенка
  2. Развитие ребенка
  3. Поведение и дисциплина
  4. Безопасность детей
  5. Здоровые привычки
  6. Все темы справочника

Вехи развития: дети в возрасте от 3 до 4 лет

Каких вех в развитии должен достичь мой ребенок к трем-четырем годам?


С трехлетием вашего ребенка «ужасные двойки» официально заканчиваются и начинаются «волшебные годы» трех и четырех лет — время, когда в мире вашего ребенка будут доминировать фантазии и живое воображение. В течение следующих двух лет он созреет во многих областях.

Вот несколько вех, на которые стоит обратить внимание.

Движение вехни. времени

  • Проворно двигается вперед и назад

  • Вехи в навыках рук и пальцев

    • копии квадратных форм

    • Притягивает человека с двумя -четырьмя частями тела

    • Использование ножниц

    • Притягивает круги и квадраты

    • . вехи

      • Понимает понятия «одинаковый» и «различный»

      • Усвоил некоторые основные правила грамматики

      • Говорит предложениями из пяти-шести слов

      • Говорят достаточно ясно, что незнакомцы, чтобы понять

      • Рассказывает истории

      Когнитивные вехи

      • Правильно называют некоторые цвета

      • Понимает концепцию подсчета и может знать несколько номеров

      • Подходит к проблемам с единой точки зрения

      • Начинает лучше чувствовать время

      • Выполняет команды, состоящие из трех частей

      • Recalls parts of a story

      • Understands the concept of same/different

      • Engages in fantasy play

      Social and emotional milestones

      • Interested in new experiences

      • Cooperates with другие дети

      • Игры «Мама» или «Папа»

      • Все более изобретательный в фантазийной игре

      • Одевается и раздевается

      • Survighates Solutions для конфликтов

      • больше независимых

      • Представляет, что многие незнакомые изображения могут быть «монстрами»

      • . не может отличить фантазию от реальности

      Часы развития здоровья

      Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

      • Невозможно выбросить мяч над ними

      • Нельзя прыгнуть на место

      • Невозможно ездить на трицикле

      • Невозможно схватить каплей между большом и пальцами

      • четыре кубика

      • Все еще цепляется или плачет, когда его покидают родители

      • Не проявляет интереса к интерактивным играм

      • Игнорирует других детей

      • Не реагирует на людей вне семьи

      • Не участвует в фантазиях контролировать себя, когда злится или расстроен

      • Не может скопировать круг

      • Не использует предложения из более чем трех слов

      • Не использует «я» и «ты» надлежащим образом

      Последнее обновление
      02.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *