Вопросы синтаксического разбора предложения: Памятка «Синтаксический разбор предложения»

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

 

 

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

 

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

 
 
План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

 

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя. .. ветром.

 

Образцы разбора простых предложений

 

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

  • Назад
  • Вперед

Золотая полка

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Грамматические разборы
  • Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема 1: Повторение изученного в 8 классе

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

“Знание — сила”

Фрэнсис Бэкон

Тема сегодняшнего урока :»Синтаксический разбор предложения. «

План действий:

  1. Найти грамматическую основу предложения.

    Грамматическая основа — подлежащее (Кто? Что?) + сказуемое (Что делает предмет? Что с ним происходит? Что он такое? Кто он таков? Каков он?)

  1. Дать предложению характеристику.

    1. Какое это предложение  по цели высказывания: повествовательное,   побудительное или вопросительное?  

      Повествовательное предложение — сообщение, вопросительное — вопрос, побудительное — просьба или приказ.

    2. Какое предложение по интонации: восклицательное или невосклицательное? 

      Восклицательные предложения произносятся с чувствами, в конце такого предложения ставится “!”. Невосклицательное предложение произносится без эмоций, в конце ставится “. ” или “?”.

    3. Какое предложение по количеству грамматических основ: простое (одна основа) или сложное (несколько основ)?

      НО простое предложение может быть осложнённым. Осложнённое предложения содержит знаки препинания.

    4. Какое предложение по количеству главных членов: односоставное (либо  подлежащее, либо сказуемое) или двусоставное (и подлежащее, и сказуемое)?

      Односоставные предложения с подлежащим — назывные. Односоставные предложения со сказуемым — определённо-личные, неопределённо личные, обобщённо-личные или безличные.

    5. Какое предложение по наличию второстепенных членов: нераспространённое (только грамматическая основа) или распространённое (есть второстепенные члены)?

  1. Определить второстепенные члены предложения:

    1. относящиеся к подлежащему

    2. относящиеся к сказуемому

    Определение отвечает на вопросы Какой? Чей?

    Дополнение — на вопросы косвенных падежей.

    Обстоятельство — на вопросы Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Заметили ошибку?

Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.

python — Генерация предложений с использованием синтаксического анализатора Stanford

Задавать вопрос

спросил

Изменено 5 лет, 7 месяцев назад

Просмотрено 287 раз

Я пытаюсь сгенерировать похожие предложения, используя синтаксический анализатор Stanford. Шаги :

1.Проанализируйте входное предложение, используя Стэнфордскую библиотеку.

2. Генерировать продукционные правила из проанализированных предложений

3. Заменять некоторые терминальные значения

4. Регенерировать предложения с помощью функции generate() из nltk.parse.generate

У меня есть три сомнения:

1. Всегда ли работает StanfordParser генерировать конечные продукционные правила?

2. При использовании функции генерации для нескольких предложений я получаю следующую ошибку.

«RuntimeError: превышена максимальная глубина рекурсии при вызове объекта Python»

Когда я установил лимит рекурсии с помощью sys.setrecursionlimit(0x10000000), я получил сообщение об ошибке: «Ошибка сегментации: 11»

2.1 Можно ли увеличить лимит рекурсии?

2.2 Как решить эту проблему?

3 Правильный ли это подход? Как я могу улучшить его?

  • Python
  • разбор
  • nlp
  • nltk
  • stanford-nlp
1

Функция nltk.parse.generate.generate() предназначен для генерации всех произведений грамматики. Это означает, что даже одно рекурсивное правило, такое как NP внутри NP (что происходит постоянно), даст вам бесконечную рекурсию. Как указано в документации, вы можете управлять им, ограничивая глубину рекурсии (например, depth=20 ). При желании вы также можете указать количество деревьев, которые хотите сгенерировать ( n=100 ).

Ограничения решат проблему бесконечной рекурсии, но они не гарантируют, что вам понравятся результаты. generate() вставляет все возможные расширения по порядку, поэтому, если первое правило является рекурсивным, оно будет использоваться снова и снова. Вы, вероятно, получите лучшие результаты, если выберете, например, 50-е сгенерированное дерево; но вы, безусловно, получите наилучшие результаты, если изучите структуру сгенерированной вами грамматики и запрограммируете свой собственный генератор, который делает случайный выбор среди возможных расширений.

2

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания и подтверждаете, что прочитали и поняли нашу политику конфиденциальности и кодекс поведения.

parsing — Обработка информации из парсера предложений пролога

DCG ниже приводит к следующему поведению:

 ?- s(Sem,[a,young,boy,loves,a,manual,problem],[]).
Sem = [существительное (мальчик), глагол (любит), существительное (проблема)]
 

У вас проблемы с грамматикой. Ваше третье предложение np вызывает себя напрямую (не потребляя ввод между ними), что означает бесконечный цикл. Опубликованная вами грамматика, похоже, не может дать ваш результат (очень молодой). Во всяком случае, вот DCG:

 s(Sem) -->
  np(Sem1), vp(Sem2), { добавить(Sem1,Sem2,Sem)}.
np(Сэм) -->
  [W], {det(W)},
  np2(Сэм).
np(Сэм) -->
  np2(Сэм).
np(Сэм) -->
  np2(Sem1),
  pp(Sem2), { добавить(Sem1,Sem2,Sem)}.
np2([существительное(W)]) -->
  [W], {существительное(W)}.
np2(Сэм) -->
  [W], {прил(W)},
  np2(Сэм).
пп(сэм) -->
  [W], { преп(W)},
  нп(сэм).
vp([глагол(W)]) -->
  [W], {глагол(W)}.
vp(Sem) -->
  [W], {глагол(W)},
  np(Sem0), {Sem = [глагол(W)|Sem0] }. 
vp(Sem) -->
  [W], {глагол(W)},
  pp(Sem0), {Sem = [глагол(W)|Sem0] }.
 

Дополнение: если вы хотите обрабатывать изменения (например, прилагательные), то есть простые очевидные решения, которые быстро становятся непрактичными, а затем есть более общие методы, такие как добавление логической переменной к np .

 нп(Х,Сэм) -->
  [W], {det(W)},
  np2(X,Sem).
np(X,Sem) -->
  np2(X,Sem).
np(X,Sem) -->
  np2(X,Sem1),
  pp(Sem2), { добавить(Sem1,Sem2,Sem)}.
np2(X,[существительное(X,W)]) -->
  [W], {существительное(W)}.
np2(X,[прил(X,W)|Сэм]) -->
  [W], {прил(W)},
  np2(X,Sem).
 

Эта переменная ( X ) никогда не конкретизируется, она служит только для связи частей значения именной группы вместе.

 ?- s(Сэм,[а,молодой,мальчик,любит,а,руководство,проблема],[]).
Sem = [прил (_A, молодой), существительное (_A, мальчик), глагол (любит), прил (_B, руководство), существительное (_B, проблема)]
 

Существуют различные дополнительные возможности.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *