Положительное и отрицательное влияние мультфильмов на поведение и развитие детей
Положительное и отрицательное влияние мультфильмов на поведение и развитие детей
Мультфильмы — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. С момента появления мультфильмов, более века назад, на этом выросло несколько поколений детей. Множество девочек фантазировали о том, чтобы быть принцессами, а мальчики воображали себя доблестными рыцарями после просмотра классических анимационных сказок, таких как Питер Пэн, Аладдин и Волшебная лампа, Золушка, Красавица и чудовище и т. д.
Однако мультфильмы могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на когнитивное развитие и поведение ребенка. В этой статье рассказывается о том, как мультфильмы влияют на детей, и даются советы, как бороться с их негативными последствиями.
Положительное влияние просмотра мультфильмов на детей
О важности мультфильмов для детей можно судить по различным положительным эффектам, которые мультфильмы оказывают на поведение и развитие детей. Вот несколько положительных эффектов, которые могут иметь мультфильмы:
1. Помогают детям рано начать обучение.
Мультфильмы могут помочь детям рано начать учиться. Положительное влияние мультфильмов на детей особенно заметно в случае образовательных мультфильмов, в которых учат формы, числа и цвета. Такие мультфильмы могут научить детей основным вещам в увлекательной и интерактивной форме, что сделает обучение приятным занятием. Движущиеся, говорящие картинки и красочные изображения делают обучение интересным для детей.
2. Помогают в когнитивном развитии.
Просмотр мультфильмов поможет развить познавательные навыки вашего ребенка. Это может помочь развить логику и способность рассуждать, визуальную и слуховую обработку, а также устойчивое и избирательное внимание ребенка.
3. Помогают в развитии языка.
Мультфильмы могут познакомить ваших детей с разными языками, тем самым помогая детям развивать их лингвистические способности. Например, если они будут смотреть мультфильмы на вашем родном языке, это поможет им лучше выучить его. Просматривая разные мультфильмы, дети также могут улучшить свое произношение и манеру говорить.
4. Повышают креативность.
Просмотр мультфильмов помогает развить детское воображение и творческие способности. Ваш ребенок сможет придумывать новые идеи, вдохновленные определенными мультфильмами, и создавать новые истории или произведения искусства на основе мультфильмов, которые он смотрит.
5. Способствуют смеху и снимают стресс.
Дети находят мультфильмы забавными и часто смеются над выходками героев. Смех помогает снять стресс и вселяет уверенность. Он также повышает иммунитет и вызывает выброс эндорфинов, которые способствуют положительным эмоциям.
6. Помогают детям узнавать разные вещи.
Просмотр мультфильмов — отличный способ рассказать вашим детям о местных обычаях, традициях, истории и мифологии. Например, просмотр анимационных версий Рамаяны или Махабхараты может научить детей индийской мифологии. Просмотр мультфильмов о баснях Эзопа или Крылова может научить детей доброте и состраданию.
Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей.
Хотя мультфильмы имеют много положительных эффектов, они также могут иметь отрицательное влияние на поведение и развитие ребенка. Вот различные негативные последствия, которые могут вызывать мультфильмы:
1. Поощряют насилие.
Просмотр мультфильмов, изображающих насилие, может побудить детей к насилию в реальной жизни. Кроме того, дети могут верить, что никто не пострадает и не почувствует боли, поскольку герои мультфильмов остаются невредимыми после того, как они пережили насилие или несчастный случай. Например, персонажи в мультфильмах «Том и Джерри» и «Дорожный бегун» часто бьют друг друга или падают с высоты, не ощущая при этом каких-либо реальных последствий.
2. Продвигают непослушное поведение и отсутствие сочувствия.
Есть несколько мультфильмов, в которых персонажи демонстрируют грубое или непослушное поведение по отношению к своим учителям и старшим. Дети могут имитировать такое поведение и бросать вызов своим родителям или учителям, когда их наказывают за плохое поведение.
3. Поощряют использование нецензурной лексики.
Мультфильмы часто включают язык, непригодный для детей. Дети впечатлительны и могут начать использовать ненормативную лексику, которую выучили из мультфильмов в реальной жизни.
4. Поощряют асоциальное поведение.
Есть несколько мультфильмов, которые поощряют антиобщественное поведение и дают детям неверные сообщения. Кроме того, есть несколько мультфильмов, которые содержат сексуальные намеки, поощряют агрессию и грубое поведение. Это может повлиять на поведение вашего ребенка и заставить его думать, что агрессивность, испорченность или насилие — это нормально.
5. Могут привести к проблемам со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни.
Слишком много времени, проводимого за сидением перед экраном и просмотром мультфильмов, может вызвать проблемы со здоровьем из-за бездействия и малоподвижного образа жизни. К ним относятся ожирение, проблемы со зрением и дефицит питательных веществ из-за неправильных пищевых привычек.
6. Продвигают плохие ролевые модели.
Дети часто боготворят своих любимых героев мультфильмов и подражают им или стремятся быть похожими на них. Часто объектом их восхищения может быть вводящий в заблуждение образец для подражания, поощряющий неправильные привычки или проявляющий бесчувственное поведение по отношению к другим людям. Такое влияние мультфильмов на психологию детей часто может вести к разрушительным последствиям и привести к тому, что дети будут замкнуты, необщительны, антисоциальны или непослушны.
Советы родителям, как бороться с побочными эффектами мультфильмов на ребенка.
Теперь, когда мы поговорили о различных преимуществах и недостатках мультфильмов, а также их влиянии на поведение детей, вот несколько советов для родителей, которые помогут справиться с отрицательными побочными эффектами мультфильмов:
1. Смотрите вместе с детьми.
Просмотр мультфильма с детьми позволит вам следить за тем, что они видят, а также наблюдать за их реакцией на различные события сюжетной линии. Это также помогает вам лучше общаться со своим ребенком. Знание его любимого персонажа из мультфильма и смех вместе с ним поможет вам понять образ мышления вашего ребенка и улучшить ваши отношения.
2. Ограничьте количество часов просмотра.
Установите правило, ограничивающее время просмотра телевизора или мультфильмов 1 часом в день, особенно для маленьких детей. Поощряйте их выходить на улицу и играть, а не сидеть и смотреть мультфильмы.
3. Выберите подходящие или обучающие мультфильмы.
Разрешайте ребенку смотреть только соответствующие возрасту или обучающие мультфильмы, которые не изображают и не поощряют негативное поведение.
4. Объясните разницу между мультфильмами и реальностью.
Расскажите ребенку, что вредно, что допустимо, а что нереально. Например, вы можете объяснить своему ребенку, что, хоть и кажется будто персонаж остается невредимым в результате насилия, в реальной жизни это не так.
5. Используйте приложения для фильтрации и мониторинга.
Используйте приложения родительского контроля, в которых есть программное обеспечение для мониторинга и фильтрации, чтобы отфильтровать неприемлемый контент и заблокировать тот, к которому вы не хотите, чтобы ваш ребенок имел доступ. Не оставляйте ребенка одного перед телевизором или планшетом на несколько часов, не наблюдая за тем, что он смотрит.
6. Изучите информационные каналы.
Изучите такие каналы, как Discovery, National Geographic и Animal Planet, чтобы получить информативный и образовательный контент, который поможет в общем развитии вашего ребенка. Вы также можете взять их с собой, чтобы увидеть то, что они видели по телевизору. Например, если они смотрят передачу о галактике или солнечной системе, вы можете пригласить их в планетарий и даже показать им созвездия и планеты на ночном небе.
7. Смотрите программы с языковыми пособиями.
Поощряйте своего ребенка смотреть программы с вспомогательными средствами, которые помогают ему выучить буквы алфавита, слова и рифмы.
8. Используйте аудиодиски.
Для рассказов и стишков вы можете использовать аудио-компакт-диски, а не мультфильмы, так как это побудит вашего ребенка лучше слушать.
9. Не позволяйте ребенку есть, сидя перед телевизором.
Прием пищи во время просмотра телевизора или планшета создает основу для целой цепочки вредных привычек в еде, таких как переедание и пристрастие к нездоровой пище. Дети часто склонны переедать, когда находятся перед экраном. Они также склонны выбирать нездоровую пищу. Ешьте вместе за обеденным столом всей семьей и не смотрите телевизор во время еды. Это поможет детям сосредоточиться на еде и побудит их есть питательную пищу, а также остановиться, когда они насытятся.
Мультфильмы могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на детей в зависимости от того, какой мультфильм они смотрят. Ограничивая время просмотра и поощряя их выходить на улицу и играть, вы можете сделать своих детей более здоровыми и счастливыми. Следование перечисленным советам, безусловно, поможет избежать негативного воздействия мультфильмов на развитие и поведение ребенка.
Мультики — это серьезно – Огонек № 48 (5643) от 07.12.2020
Почему современные дети все чаще нуждаются в психологической, а иногда и в психиатрической помощи? В чем причина того, что депрессии, тревожность и неврозы становятся спутниками не только подростков, но и дошкольников? Ученые уверены, что одна из причин скрыта в… современных мультфильмах. О том, почему мультики — это серьезно, «Огоньку» рассказали психолог Надежда Мазурова и патриарх российской мультипликации Юрий Норштейн.
Исследования показывают, что сильнее всего от сцен насилия и травматизма страдают мальчики
Фото: Е+ / Getty Images
Исследования показывают, что сильнее всего от сцен насилия и травматизма страдают мальчики
Фото: Е+ / Getty Images
Беседовала Елена Кудрявцева
Ученые всерьез взялись за изучение мультиков. На прошлой неделе в международном журнале Pain было опубликовано новое исследование университетов Бата (Великобритания) и Калгари (Канада). Оно посвящено боли, которую переживают персонажи мультфильмов и детских программ для дошколят. Итог: за час просмотра малыш видит девять эпизодов боли. При этом мальчики реагируют на телетравмы болезненнее, чем девочки — ученые анализировали и выражения лиц детей. Большая часть увечий на экране — не типичная (споткнулся, упал), а другие герои мультиков и программ не проявляют жалости к пострадавшим.
Как мультпродукция влияет на психику детей? Об этом «Огонек» поговорил с Надеждой Мазуровой, доктором психологических наук, профессором кафедры психологии семьи и детства Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
— Часто говорят о том, что современные дети стали более нервными и тревожными. Насколько это верно с точки зрения практикующего психолога?
Надежда Мазурова, психолог
— Это, безусловно, так: за последние 10 лет количество детей с неврозами разной степени выраженности выросло колоссально.
Причем все склонны обвинять в этом возросшую школьную нагрузку или существующие проблемы в семье, но лично я вижу огромное число детей из благополучных семей, где с привычной точки зрения не происходит ничего страшного. При этом первое, что бросается в глаза, когда ко мне приводят ребенка,— разного рода невротические проявления: навязчивые движения, плохой сон, страхи, тревожность. Второе — повышение реактивной агрессивности. Сегодня в детском саду никто из детей не собирается мириться с не очень удобной ситуацией, не пытается договариваться, все сразу готовят кулаки или ругаются, зацикливаются на обиде и так далее. Это нормальное поведение для ребенка 2–3 лет, когда у него особый период агрессивности, но мы видим сохранение этих паттернов поведения в течение всего дошкольного, школьного и подросткового возраста. При этом речь ведь идет не о единичных случаях. За год я смотрю около 600 детей, а за 10 лет таких случаев уже порядка 6–8 тысяч. Для психологов очевидно: современные дети транслируют и воспроизводят некие усвоенные нормы.— Почему вы думаете, что виноваты именно мультфильмы?
— Безусловно, нельзя все сводить только к ним, но сегодня мультфильмы играют большую роль в воспитании детей. Обычно на приеме мы с родителями проговариваем день ребенка минуту за минутой. И оказывается, что современные родители разрешают детям смотреть мультфильмы и компьютерные игры в возрасте до года. Например, включают мультфильм, чтобы он спокойно поел, спокойно посидел на горшке, просто спокойно посидел, пока мама занята своими делами. Это настоящая катастрофа, потому что есть рекомендации ВОЗ, где говорится: любой цифровой контент категорически противопоказан детям до 2,5 года, а некоторые специалисты увеличивают порог до 3 лет, потому что это принципиально важно с точки зрения развития мозга.
— Каким образом?
— Дело в том, что ребенок рождается с определенной генетической программой ожидания от окружающей среды. И все невротические нарушения по своей сути имеют одну-единственную причину: несоответствие среды ожиданиям ребенка.
Мозг маленького ребенка еще не сформирован, каждую минуту в течение 6 месяцев у него рождается порядка 20 тысяч глиальных клеток. Если рядом есть мама и вокруг спокойная обстановка, все пройдет замечательно. А вот если возникает какая-то травмирующая ситуация, это моментально сказывается и на физиологии центральной нервной системы. Есть исследования, которые показывают, что как только мама уходит, у ребенка вырабатывается кортизол — гормон стресса. Если же мама ушла и включила мультфильм, то значит, что его внимание переключается на яркую картинку, но при этом переживания, в том числе на уровне гормонов, никуда не деваются. Так что, когда мультфильмы включают для успокоения, это неверно.
— При этом часто можно услышать, что мультфильмы — это хорошо, потому что они нравятся детям.
— Вообще восприятие ребенка в раннем возрасте непосредственное, ему все равно, на что смотреть, если это что-то яркое и двигается. Но дело в том, что по заложенной генетической программе ожидания он должен смотреть на человеческое лицо. Это лицо должно с ним взаимодействовать, выражать в ответ эмоции, передавать звуки с определенным речевым укладом и так далее. Через выражения на лице взрослого ребенок может получать тепло, нежность, ласку, одобрение своим поступкам — базовую информацию о том, что вообще все хорошо. Ни один мультфильм ему этого не дает. Кроме того, ребенок в раннем возрасте должен познавать мир тактильно, если он не пощупал что-то руками, он не понимает, что происходит. Поэтому для развития так важны все эти старые бирюльки, кубики и пирамидки, а мультфильмы такую деятельность перекрывают.
И логопеды говорят о большой проблеме современного подрастающего поколения: сегодня у детей очень много нарушений произношения звуков, которые связны не с поражением центральной нервной системы, а с функциональными нарушениями. В течение первых двух лет жизни ребенок наблюдает за тем, как разговаривают с ним взрослые, отслеживает, как образуется каждый звук, какие мышцы работают и так далее. А теперь попробуйте повторить это же самое, если у вас в основном перед глазами мультипликационный речевой уклад? Попробуйте подставить звуки под мультяшную анимацию. Получится совершенная каша. И с этой кашей во рту дети и приходят к логопеду.
— А как же развивающие мультфильмы и программы? Иногда они предназначены для самого раннего возраста…
— Да, можно купить такой контент для детей от нуля, и разработчики уверяют, что если ребенок будет их смотреть, то он вырастет гением. Это, конечно, обман. Есть знаменитая работа Владимира Эфроимсона «Генетика гениальности», есть многочисленные исследования как российских, так и зарубежных авторов, описывающие факторы, которые стимулируют развитие ребенка, и о мультфильмах там речь не идет. Для раннего возраста важнее всего эмоциональное взаимодействие со взрослым, игра, тактильные ощущения. Если же ребенку постоянно включают мультфильм, все, что у него возникает — зависимость от видеоряда. Потому что любое яркое мелькание актуализирует у ребенка дофаминовую систему, происходит выброс дофамина — так называемого гормона удовольствия, ребенку это нравится, он уже не может без этого существовать и требует себе очередную порцию.
— У нас целые телевизионные мультканалы маркированы как 0+, то есть с рождения.
— Родители, к сожалению, склонны доверять таким вещам и уверены, что перед телевизором можно сажать годовалого малыша, что неправильно и абсолютно безграмотно.
— Даже если на экране паровозик из Ромашково?
— Конечно, качество мультфильмов в данном случае играет колоссальное значение. Если родителям кажется, что содержание мультфильма примитивно и подходит для годовалого ребенка, как, например, в мультфильме «Свинка Пеппа», то для раннего возраста содержание не является критерием оценки видеоряда. Мультфильмы, а тем более другие взрослые передачи, смотреть нельзя совсем. А в более позднем возрасте упомянутый мультфильм будет затормаживать развитие малыша своей примитивностью.
Нужно понимать, что если до 2,5 года мы руководствуется жестким запретом на любой видеоконтент, то после этого возраста у специалистов возникает много разногласий и споров. Понимаете, само слово мультфильм ассоциируется с чем-то безобидным и милым, с детством.
— А на что нужно обращать внимание?
— В первую очередь должны быть понятные, хорошо прорисованные персонажи, потому что абстракция в раннем возрасте ребенку совершенно не нужна. История должна хорошо заканчиваться и проходить в спокойном темпе, добро и зло не должны перемешиваться. Отдельный вопрос про художественные особенности, потому что именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются критерии красивого-некрасивого. Не случайно раньше в педагогических институтах столько внимания уделяли тому, как должен выглядеть будущий воспитатель в детском саду…
— Но в жизни добро и зло тоже перемешаны…
— Нужно понимать, что именно ребенок способен воспринять в конкретном возрасте. Мы знаем, что с самого начала ХХ века постепенно происходила эстетизация зла, которая маскировалась под нечто высокое, даже высоконравственное, могучее, судьбоносное. Вспомним знаменитую сцену из фильма Боба Фосса «Кабаре», когда хрустальный юный голос начинает петь «будущее принадлежит мне» и во что потом вырастает эта картинка. Взрослые понимают, насколько это страшно звучит. А у ребенка этих критериев нет. Вообще категорию зла трудно концептуализировать, потому что она расплывчатая, непонятная. Но в мультфильме это можно сделать — нужно поставить зло на свое место. Например, Баба-яга должна быть вредной и совершать плохие поступки, не должно быть противоречия, иначе у ребенка возникает внутренний конфликт. Сейчас же в мультфильмах персонажи с чудовищной внешностью и ужасающими выражениями лиц могут совершать что-то прекрасное и наоборот. Если взрослым кажется, что они так просвещают ребенка относительно того, что зло может выглядеть по-разному, они очень ошибаются. Эта категория понимания доступна только со школьного возраста.
— А можно привести какие-то конкретные примеры таких мультфильмов?
— Если говорить про интересное зло, это «Корпорация монстров» или «Гадкий я», где смешиваются категории злого, смешного и привлекательного, что для дошкольников делать категорически нельзя.
Если говорить о диснеевских мультфильмах, то особо отмечу «Холодное сердце», где воспроизведен очень долгий эпизод одиночества и тоски. Если такой мультфильм смотрит подросток, то в этом нет ничего страшного, потому что он в своей «оперативной» памяти удерживает весь фильм, а дошкольник погружается в каждый эпизод целиком, поэтому у него возникает ответная ипохондрическая реакция, стимулируется депрессия, суицидальные мысли. Неслучайно после выхода этого мультфильма появилось огромное количество дошкольников с депрессивными нарушениями.
— Всегда ли в мультфильмах добро должно побеждать зло?
— Для дошкольников — обязательно. Они должны воспринять базовое откровение о мире как о чем-то добром и хорошем, где добро и красота побеждают. Это чрезвычайно важно, потому что тревожность, недоверие к миру, склонность к депрессии, как ни странно, может передаваться из поколения к поколению — сегодня известны механизмы регуляции работы генов, когда под влиянием внешних обстоятельств изменения закрепляются в генетической памяти.
— Можно поподробнее рассказать про такие научные работы?
— Да, и они достаточно известны. Например, есть исследования голландских ученых, связанные со Второй мировой войной. Там в кольцо блокады попали беременные женщины, из-за плохих условий и недоедания они тяжело переживали саму беременность и, естественно, родили детей с малым весом. Но затем оказалось, что девочки, рожденные в блокаде и выросшие уже в нормальных условиях, тоже родили детей с малым весом. И следующее поколение тоже… О чем это говорит? В какой-то момент стресса к ДНК женщины присоединился особый белок, так называема метильная группа, которая не позволяла организму отдавать плоду большое количество питательных веществ. И это закрепилось на генетическом уровне. Потом похожие эксперименты повторяли уже на животных, которые этот отпечаток стресса в том или ином виде передавали своему потомству в виде особых моделей поведения.
— А почему новые комфортные условия не подавили эти возникшие особенности?
— Потому что процессы метилирования генома потенциально необратимы, и они могут только отчасти корректироваться. Поэтому когда мы целому поколению детей выдаем жесткие неоднозначные тревожные или депрессивные модели поведения, то мы в каком-то смысле эту информацию посылаем в века, и вот это уже страшно.
— А как же русские народные сказки, они тоже далеко не добрые. Веселого наивного колобка, например, съедают. А если уже вспомнить народные английские или французские сказки — там вообще караул. Неужели у всех народов генетически заложена программа тревожности?
— Давайте начнем с того, что исходно сказки создавались не для детей. Это вообще не детский продукт, это архетипические представления народа о мире. Если говорить о колобке, то это рассказ о самом младшем, последнем ребенке в семье, который вынужден уйти осваивать новую территорию. И лисичка его не съела, кстати, а проглотила, то есть они, фигурально выражаясь, поженились.
Сказки для детей начали писать только в эпоху Просвещения. И при этом сразу понадобился хороший финал, который бы порождал у ребенка доверие к миру. Такими интерпретациями занимался, в частности, Шарль Перро. В той же Красной шапочке в оригинале девочка и бабушка оказываются съеденными. И, кстати, никакой милой красной шапочки на девочке до Перро тоже не было.
— Если говорить о национальных архетипах, всегда удивляет плеяда ранних диснеевских мультфильмов, где у героев, как правило, нет родителей. Это сознательный ход или так получилось?
— Это как раз национальный код на уровне архетипа, ведь в Америку ехали, как правило, младшие дети, кому не нашлось места в Старом Свете, кто хотел делать свое дело, кто хотел быть сам по себе. В этом смысле первое поколение американцев — это поколение без семей. Интересно, что сейчас в США наоборот — уже много десятилетий культивируется программа поддержки семьи, но изначальные культурные коды все равно дают о себе знать.
— Вопрос про японскую культуру и японские мультфильмы, которые стоят особняком. Почему они настолько привлекают подростков?
— В истории культуры всегда было сильно влияние моды, сегодня активно эстетизируется Восток. Про Японию и среди взрослых ходит огромное количество мифов. Например, о том, что там детям до 3 лет ничего не запрещают. Но это просто невозможно в такой стране, как Япония. Когда ребенок в 3 года приходит в детский сад, он должен владеть тремя видами поклонов, и, если он неправильно поклонится воспитательнице, она ему не разрешит уйти. Еду дети приносят в ланч-боксах, и, если ты не умеешь есть палочками, ты останешься голодным — есть руками никто не разрешит… Поэтому дети в Японии построены с самого раннего возраста. Но для нас, как и для подростков, Япония интересна ее необыкновенной мифологией, красивыми яркими картинками, необычной стилистикой. Если этому увлечению в жизни ребенка есть свое место, то оно со времени пройдет.
— Почему при такой развитости культуры манга там прижился наш Чебурашка, который вообще не вписывается в подобную стилистику?
— Чебурашку действительно в Японии очень любят, потому что он трогательный, ранимый, он непонятно кто — не обезьянка, не медвежонок… У японцев это перекликается с их идентификацией самих себя, они ощущают себя непохожими ни на кого в этом мире. Отсюда ощущение внутреннего одиночества и хрупкости.
— Кстати, а вот про китайские мультфильмы нам почти ничего не известно.
— Они в основном крутят американские мультфильмы и много наших советских. Кстати, отдельно стоит сказать про «Машу и Медведя» — мультфильм, который очень популярен в Китае и во всем мире и который стал головной болью для психологов. Дело в том, что по своему содержанию он совершенно подростковый, как и, например, Том и Джерри. Перед нами хулиганка без роду и племени, которая активно издевается над ранимым и трепетным Медведем. На экране это вызывает смех, поэтому дети пробуют повторить подобное поведение в детском саду, но там почему-то никто не смеется. Забавные издевательства над лирическим героем могут быть понятны и смешны взрослым или подросткам, которые, общаясь друг с другом, постоянно проверяют границы дозволенного. А родители думают, что это мультфильм для дошкольников, и тем самым травмируют им психику. Это к вопросу о том, что нам необходимо психолого-педагогическое осмысление мультфильмов, которого пока нет.
— Что делать, если ребенок уже привык ко всем этим травмирующим супербыстрым ярким мультфильмам? Можно ли откатиться обратно в медленное восприятие?
— Это очень правильное слово — переключить ребенка на медленное восприятие. Потому что искусственно увеличенные скорости — это один из тяжелейших стрессовых факторов современного мира. Например, сейчас подача информации в новостных программах не соответствует человеческой экологии, она не только ускорена, но еще и подается под тревожную музыку и поэтому вызывает стресс, даже если ребенок не вслушивается в содержание.
То же самое мы зачастую видим в мультфильмах, когда сюжетные перемещения происходят с такой скоростью, что ребенок не успевает осмыслить происходящее, у него перегружается эмоциональная сфера, возрастает уровень адреналина, появляется ощущение опасности и так далее. Мультфильмы для детей должны быть медленные. И чем меньше ребенок — тем медленнее должна быть эта скорость. Если говорить о детях 3–4 лет, то самое большее, что малыш может воспринять одновременно,— три объекта, если же картинка постоянно сменяется, то остальное у него воспринимается как цветовые пятна, как объем, который его переполняет. Что можно сделать, если он уже привык? Не нужно запрещать что-то любимое революционными мерами. Нужно набраться терпения и переключать интерес в игровой форме. Самое правильное — выбрать спокойный мультфильм и проигрывать с ребенком какие-то его кусочки, делать персонажей-кукол на руку, сочинять свой сюжет и так далее. Если есть желание изменить ситуацию, то абсолютно все в ваших руках.
Влияние мультфильмов на детей
Сегодня дети проводят больше времени перед телевизором по разным причинам. Электроника прочно вошла в нашу жизнь. Когда ребенок рождается, он подобен пустой тетради. То, что мы там пишем, создает их будущее. Итак, мы, их родители, должны быть их учителями, а окружающая среда, в которой они живут, должна научить их становиться лучше. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет, которые слишком малы, очень важно подвергать их любящей и заботливой среде. Безопасная среда, которая предоставляет им достаточно возможностей для их эмоционального и социального развития, что поможет им стать стабильными личностями в будущем. В современном мире цифровые медиа неизбежны для каждой возрастной группы детей.
Среда, которая их окружает, должна быть счастливой, безопасной и любимой, поскольку она становится очень важной для образования наших детей. Глобальное исследование показывает, что 85% структур головного мозга детей сформированы уже в первые годы жизни. Так что это годы, когда нам нужно особенно заботиться о том, что мы показываем нашим детям, как мы ведем себя перед ними, давая им достаточно возможностей для ручного опыта.
Мальчик смотрит фильм, Freepik
Сначала мультфильмы были такими короткими, но теперь они очень длинные, и дети могут сидеть и смотреть их часами. Дети смотрят мультфильмы не только по телевизору, но и в Интернете, и они, как правило, могут содержать неприемлемый контент. На эти веб-сайты легко попасть, если ребенок захочет их увидеть.
Выбрали мультперсонажа
Больше всего девочки выбрали мультперсонажа Эльзу (Холодное сердце). Когда мы спросили их ответы в интервью, причина, по которой они выбрали этого персонажа, заключалась в ее внешности и способности делать лед. Превращение некоторых людей в лед означает, что они уничтожены. Это разрушение может восприниматься детьми как нормальное явление.
Девочки тоже хотят быть мультяшными персонажами, такими как девушки из Клуба Винкс, Белоснежка и Золушка. Причинами являются их внешний вид и красота. Серьезной проблемой на будущее является то, как девушки боготворят персонажей с точки зрения их внешности, модного поведения и красоты. Они могут даже испытывать неадекватность из-за своих высоких стандартов. Кроме того, у них может развиться привычка судить других по их внешнему виду.
Выбор любимых персонажей для мальчиков — это сверхъестественные способности и внешность. Заявления детей и описания их персонажей: они хотят летать или обладают сверхъестественными способностями, а иногда они страшные и плохие персонажи.
Герои мультфильмов, фото предоставлены Yun
Было проведено несколько исследований:
- Родители оставляют своих детей смотреть телевизор, чтобы закончить что-то или сделать перерыв.
- Настроить ребенка на просмотр телевизора — лучший способ для родителей заставить ребенка закончить трапезу.
[box] Мощный инструмент, такой как мультфильмы, телепередачи, рекламные ролики, может быть обоюдоострым оружием. [/box]
Теперь возникает вопрос, оказывает ли этот контент положительное или отрицательное воздействие на мозг детей?
Положительный эффект
Положительная сторона заключается в том, что с помощью мультфильма можно научить ребенка говорить прилично, контролировать свой темперамент, помогать пожилым, слушать родителей, помогать бедным, работать в группу, не испытывая ненависти или зависти к своим друзьям. Мультипликационный контент может научить ребенка некоторым положительным навыкам. Например; как быть лидером, думать о действиях, анализировать проблемы, управлять рисками и даже привить ребенку любовь к спорту. Хорошо продуманный мультипликационный сценарий может научить ребенка незащищенности, опасности электричества, перехода улицы, жары в духовке. Он также может научить их навыкам разведки, как вести себя в дикой природе, залечить рану, узнать направление ветра, построить компас, сделать маленькую лодку, установить палатку и правильно привязать веревку.
Мультипликационный герой может служить ребенку образцом для подражания на долгие годы. Мультипликационный персонаж создается иллюстратором так же, как и сценарий, и любые побочные эффекты могут возникнуть в реальной жизни, представленной этой ситуацией. Очень важно, чтобы ребенок получал чистое содержание хороших сообщений и правильно их перенимал.
Семья любит вместе смотреть телевизор, FreepikНегативный эффект
В то же время мультфильм может быть гораздо опаснее любого другого опыта, который ребенок мог видеть раньше. Он может содержать содержимое, которое может сбить его с толку. Может содержать инструкции, противоречащие обучению родителей. Неправильный мультфильм может вызвать у ребенка различные нежелательные взгляды на своих родителей, друзей и учителей.
Намеренно негативное содержание или бесхозяйственность могут привести к тому, что ребенок усомнится в своем образовании, навыках, мышлении, образе жизни, в котором он вырос, следуя своей религии. Персонаж с негативным отношением и поведением, который появляется на экране как герой, может иллюстрировать ребенка, который искажает его или ее понимание своей жизни и окружения. Он мог действовать агрессивно или принимать плохие решения в тех же ситуациях, в которых ранее действовал положительно.
Но под присмотром родителей, во многих разговорах дети со временем видят разницу между фильмом и реальностью.
Результат (опросное исследование):
- 78% детей испытывают психологические эффекты после просмотра мультфильмов, а другие меньше. Поэтому, когда дети больше внимания уделяют мультяшным героям, потому что это также влияет на их познавательный процесс и все равно приводит к различным мультяшным эффектам.
- 70% детей изменили свой язык после просмотра мультфильмов, а другой нет. Когда дети смотрят мультфильм, они также изучают свой язык, после чего используют язык в повседневной жизни, как в школе, с друзьями и семьей.
- 70% поведения детей изменилось после просмотра мультфильмов, а не у остальных. Когда дети уделяют больше внимания всей мультяшной истории или конкретному персонажу, сумасшествие влияет на их поведение, чтобы изменить его.
- 70% поведения детей меняется после просмотра мультфильмов. Большинство участников сошлись во мнении, что поведение детей изменилось после просмотра мультфильма. Они демонстрируют агрессивное поведение и используют те же приемы, что и в мультфильмах, во время драк друг с другом.
Дети находятся под сильным влиянием мультсериала. Потому что больше внимания и времени уделяют мультфильмам, а не другим активностям. Хотя на данном этапе также является решающим фактором то, что член семьи уделяет меньше времени детям, именно поэтому дети в основном смотрят мультсериалы. Когда дети воспитываются, большее внимание к мультфильмам означает, что они многому учатся из мультфильмов. Анализ показывает, что мультфильмы психологически воздействуют на большинство детей. Просмотр мультфильмов меняет поведение детей, которое превращается в агрессивное, а также может изменить язык, а язык является важнейшей частью любой культуры. Более поздние анализы больше используют мультфильмы как источник развлечения, чем другие физические действия. Эта вещь больше вредит физическому здоровью детей. В конце концов, благодаря анализу исследований становится очевидным, что мультфильмы влияют на детей не только физически, но и умственно.
Источник:
Мультик!!! И это влияние на социально-эмоциональное развитие дошкольников, Дипика Раджават1 1 (Департамент образования, Университет Махараджи Саяджирао в Бароде, Индия)
Влияние мультипликационных каналов на поведение детей, посещающих школу – обзорное исследование, Винод С. Корави
Персонажи мультфильмов, оказывающие наибольшее влияние на детей дошкольного возраста, и цифровые опасности, которым они могут подвергаться при идентификации с этими персонажами, Figen Akça1 Университет Улудаг, Нурай Коч Чилекчилер2 Университет Улудаг
Положительное и отрицательное влияние просмотра мультфильмов на поведение и развитие ребенка
Мультфильмы — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. С момента появления мультипликационных фильмов более века назад несколько поколений детей выросли на просмотре мультфильмов. Множество девочек мечтали стать принцессами, а мальчики представляли себя доблестными рыцарями после просмотра таких классических мультипликационных сказок, как «Питер Пэн», «Аладдин и волшебная лампа», «Золушка», «Красавица и чудовище» и т. д.
Однако мультфильмы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на когнитивное развитие и поведение ребенка. В этой статье рассказывается все о влиянии мультфильмов на детей и даются советы, как бороться с их негативным воздействием.
Положительное влияние просмотра мультфильмов на детей
О важности мультфильмов для детей можно судить по различным положительным эффектам, которые мультфильмы оказывают на поведение и развитие ребенка. Вот некоторые положительные эффекты, которые мультфильмы могут оказать на детей:
1. Помогает детям начать обучение в раннем возрасте
Мультфильмы могут помочь детям начать обучение в раннем возрасте. Положительное влияние мультфильмов на детей особенно заметно в случае обучающих мультфильмов, обучающих формам, числам и цветам. Такие мультфильмы могут научить детей основным вещам в веселой и интерактивной форме, что делает обучение приятным занятием. Движущиеся, говорящие картинки и красочные визуальные эффекты делают обучение интересным для детей.
2. Помогает в познавательном развитии
Просмотр мультфильмов может помочь развить познавательные способности вашего ребенка. Это может помочь развить логику и способность рассуждать, визуальную и слуховую обработку, а также устойчивое и избирательное внимание ребенка.
3. Помогает в развитии языка
Мультфильмы могут познакомить ваших детей с разными языками, тем самым помогая детям в развитии их языковых способностей. Например, если вы позволите им смотреть мультфильмы на вашем родном языке, это поможет им лучше выучить язык. Смотря разные мультфильмы, дети также могут улучшить свое произношение и манеру говорить.
4. Развивает творческие способности
Просмотр мультфильмов помогает развивать воображение и творческие способности детей. Ваш ребенок сможет придумывать новые идеи, вдохновленные определенными мультфильмами, и придумывать новые истории или рисунки на основе мультфильмов, которые он смотрит.
5. Способствует смеху и снимает стресс
Дети находят мультфильмы забавными и часто громко смеются над выходками героев мультфильмов. Смех хорошо снимает стресс и укрепляет уверенность. Это также повышает иммунитет и вызывает выброс эндорфинов, которые вызывают у нас положительные эмоции.
6. Помогает детям узнать о разных вещах
Просмотр мультфильмов — отличный способ рассказать детям о местных обычаях, традициях, истории и мифологии. Например, просмотр анимационных версий «Рамаяны» или «Махабхараты» может рассказать детям об индийской мифологии. Просмотр мультфильмов о баснях Эзопа или Панчатантре может научить детей хорошим нравам, доброте и состраданию.
Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей
Несмотря на то, что мультфильмы оказывают на детей положительное влияние, они также могут оказывать негативное влияние на их поведение и развитие. Вот различные негативные последствия, которые мультфильмы могут оказать на детей.
1. Поощряет насилие
Просмотр мультфильмов, изображающих насилие, может побудить детей к насилию в реальной жизни. Кроме того, дети могут полагать, что никто не пострадает и не почувствует боли, поскольку мультфильмы остаются невредимыми после насилия или несчастного случая. Например, персонажи «Тома и Джерри», «Дорожного бегуна» и «Огги и тараканов» часто бьют друг друга или заставляют друг друга падать с высоты, часто без каких-либо реальных последствий.
2
. Способствует непослушному поведению и отсутствию сочувствияЕсть несколько мультфильмов, в которых персонажи демонстрируют грубое или непослушное поведение по отношению к своим учителям и старшим. Дети могут подражать такому поведению и бросать вызов своим родителям или учителям, когда их наказывают за плохое поведение.
3. Пропагандирует нецензурную брань
Мультфильмы часто содержат язык, неприемлемый для детей. Дети впечатлительны, и они могут начать использовать ненормативную лексику, которую учат по мультфильмам, в реальной жизни.
4. Поощряет асоциальное поведение
Есть несколько мультфильмов, которые поощряют асоциальное поведение и дают детям неверный посыл. Кроме того, есть несколько мультфильмов, которые содержат сексуальные намеки, поощряют агрессию и поощряют дерзкое поведение. Это может повлиять на поведение вашего ребенка и заставить его думать, что быть агрессивным, избалованным или склонным к насилию – это нормально.
5. Может привести к проблемам со здоровьем из-за сидячего образа жизни
Слишком много часов сидения перед экраном за просмотром мультфильмов может вызвать ряд проблем со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни и малоподвижного образа жизни. К ним относятся ожирение, проблемы со зрением и дефицит питательных веществ из-за вредных пищевых привычек.
6. Продвигает плохие образцы для подражания
Дети часто боготворят своих любимых героев мультфильмов, подражают им или стремятся быть похожими на них. Часто объект их восхищения может быть вводящим в заблуждение образцом для подражания, который поощряет неправильные привычки или проявляет бесчувственное поведение по отношению к ближним. Такого рода воздействие мультфильмов на детскую психологию часто может привести к разрушительным последствиям и привести к тому, что дети станут замкнутыми, необщительными, асоциальными или непослушными.
Советы родителям, как справиться с побочным эффектом мультфильмов на ребенка
Теперь, когда мы поговорили о различных преимуществах и недостатках мультфильмов и о влиянии мультфильмов на поведение детей, вот несколько советов для родителей, как справиться с негативными побочными эффектами мультфильмов:
1.
Смотрите вместе с детьмиПросмотр мультфильма вместе с детьми позволит вам следить за тем, что они видят, а также наблюдать за их реакцией на различные события сюжетной линии. Это также поможет вам лучше сблизиться с вашим ребенком. Зная, какой у них любимый мультипликационный персонаж, и смеясь вместе с ними, вы сможете понять образ мышления вашего ребенка и улучшить свои отношения с ребенком.
2. Ограничить количество часов
Установите правило, ограничивающее время просмотра телевизора или мультфильмов на 1 час в день, особенно для маленьких детей. Поощряйте их выходить на улицу и играть, а не сидеть и смотреть мультфильмы.
3. Выберите подходящие или развивающие мультфильмы
Разрешайте ребенку смотреть только соответствующие возрасту или образовательные мультфильмы, которые не изображают и не поощряют негативное поведение.
4. Объясните разницу между мультфильмами и реальностью
Объясните ребенку разницу между мультфильмами и реальностью. Научите ребенка тому, что вредно, что приемлемо, а что нереально. Например, вы можете объяснить своему ребенку, что, хотя персонаж, кажется, остался невредимым после того, как подвергся насилию, в реальной жизни это не так.
5. Используйте приложения для фильтрации и мониторинга
Используйте приложения для родительского контроля, которые имеют программное обеспечение для мониторинга и фильтрации, чтобы отфильтровывать неприемлемый контент и блокировать контент, к которому вы не хотите, чтобы ваш ребенок имел доступ. Убедитесь, что вы не оставляете ребенка одного перед телевизором или iPad на несколько часов, не следя за тем, что он смотрит.
6. Исследуйте информационные каналы
Исследуйте такие каналы, как Discovery, National Geographic и Animal Planet, для получения информационного и образовательного контента, который поможет в общем развитии вашего ребенка. Вы также можете взять их с собой, чтобы испытать то, что они видели по телевизору. Например, если они смотрят передачу о галактике или Солнечной системе, вы можете пригласить их в планетарий и даже показать им созвездия и планеты в ночном небе.