Видишь морфемный разбор: Словарь синонимов sinonim.org

Морфологический разбор глагола

Четырнадцатое декабря. Классная работа.

Морфологический разбор глагола

ГЛАГОЛ

Самостоятельная часть речи

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

ОБОЗНАЧАЕТ

ДЕЙСТВИЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ПРЕДМЕТА

РИСОВАТЬ

НАРИСОВАТЬ

КАТАТЬСЯ

ПОКАТАТЬСЯ

Глаголы называют различные действия:

  • Трудовые процессы :

рубить, копать, вязать.

2.Процессы речи и мысли :

наблюдать, решать, воображать.

3.Состояние природы :

морозит, светит, моросит

4.Состояние человека :

грустить, болеть, спать.

5. Движение :

проехать, лететь, ползти

6 .Проявление цвета :

белеть, зеленеть,

Подберите свой пример к каждой группе глаголов

ГЛАГОЛ

начальная

неопределённая

форма

форма ( инфинитив)

=

дремать

что делать?

задремать

что сделать?

Что делать? Что сделать?

К глаголу подставите –

В начальную форму Глагол вы поставите.

Поставьте глаголы в инфинитив. Выполните их морфемный разбор.

Сжечь

Сжёг

Удивляться

Удивляюсь

Найтись

Нашлась

Выглянуть

Выглянешь

Собраться

Принести

Соберёшься

Принесут

Беречь

Бережёт

ГЛАГОЛ

несовершенный вид

совершенный вид

что делать?

что сделать?

читать

прочитать

петь

спеть

складывать

сложить

Законченное

действие

Незаконченное

действие

Определите вид глагола, запишите его видовую пару:

Понимать

Зайти

Понять

Заходить

Взять

Брать

Решать

Решить

Прочитать

Читать

Выскак ива ть

Выскочить

Отрезать

Отрезать

Сов. вид

Несов.вид

Несов.вид

Сов.вид

Несов.вид

Сов.вид

Сов.вид

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

I спр.

Ударные личные окончания

II спр.

ешь, -ет, -ем, -ете, — ут , — ют

Безударные личные окончания

ишь, -ит, -им, -ите, — ат , — ят

по неопределенной форме(что делать? что сделать?)

остальные + исключения

-еть брить

-ить + 11 исключений:

-оть стелить

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть,

-ать

-ять

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

-ыть

их на Е спрягать нельзя!

-уть

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

окончания и 1, и 2 спряжения

Ед. число

Ед.число

1 лицо

1 лицо

2 лицо

Мн.число

Мн.число

хоч у

бег у

2 лицо

хоч ешь

беж ишь

хот им

беж им

3 лицо

3 лицо

беж ите

беж ит

хоч ет

хот ите

хот ят

бег ут

ОСОБО СПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

окончания особенные, устаревшие, архаичные

1 лицо

Ед.число

е м

2 лицо

Мн.число

ед им

3 лицо

е шь

ед ите

е ст

ед ят

1 лицо

Ед.число

Мн.число

да м

2 лицо

дад им

3 лицо

да шь

да ст

дад ите

дад ут

ЗАПОМНИТЬ!!! Хотеть, бежать – разноспрягаемые.

Дать, есть – особо спрягаемые

2спр.

1спр.

ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные буквы и укажите спряжение.

шь

т

м

те

Е

шь

т

м

те

И

-АТ, -ЯТ

-УТ, -ЮТ

1 спр.

2 спр.

Е

Ты развод.…шь, вы слуша….те, это надоеда.…т, давайте поед….м, они не хот….т, вы наде….тесь, ты постел….шь постель, р…стения колыш….тся, ему не терп….тся, ты мне дашь списать?

И

ос.спр.

1 спр.

Е

И

1 спр.

1 спр. И

раз.спр

Я

Е

Е

1 спр.

А

У

1 спр.

ос.спр.

2 спр.И

И

В.п.

В.п.

ГЛАГОЛ

переходный

непереходный

Не может сочетаться

с существительным

или местоимением

винительного падежа

без предлога

Сочетается или может

сочетаться с существительным

или местоимением

винительного падежа

без предлога

Читать (газету, роман)

Красить (скамейку, забор)

Гулять

Улететь

Спишите, определите, переходными или непереходными являются глаголы:

Кого? Что?

Кого? Что?

Кого? Что?

Кого? Что?

непереходный

переходный

участвовал

переходный

увидела

непереходный

построили

переходный

прекратиться

непереходный

чувствовать

веришь

переходный

переходный

требуют

непереходный

обнаружили

живётся

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

имеют –СЯ (-СЬ)

Действие возвратных глаголов направлено на самого говорящего

КУПАЕТ СЯ

ГОТОВЬТЕ СЬ

Запомни!

Все возвратные

глаголы

непереходные

Глаголы, не имеющие постфикса –СЯ, – СЬ – невозвратные

Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.

Лебедь, Щука и Рак Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись ; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там.

Лебедь, Щука и Рак Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там.

НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

условное

повелительное

изъявительное

Обозначает действие реальное, которое происходит, происходило, будет происходить.

Учусь, учился, буду учиться

Обозначает действие желаемое, которое будет выполнено при определённых условиях

Обозначает действие, которое требуют или просят выполнить

учился БЫ

Учись!

Учитесь!

ГЛАГОЛ

изменяется по временам только в изъявительном наклонении !

Неопределенная форма

что делать?

=

Настоящее время

развлекаться

что делает?

что сделать?

начальная форма

развлекается

развлечься

что делал?

Прошедшее время

что

развлекался

Будущее

что сделал? развлекался

будет делать?

что сделает? развлечётся

время

будет развлекаться

НЕТ

Определите наклонение у глаголов:

1. Повелительное

2. Условное

1. Не обрежься.

2. Не болел бы.

3. Изъяв., прош.время

4. Повелительное

3. Зачем покупала?

4. Нарежьте хлеб.

5. Изъяв., наст.время

6. Условное

5. Ей кажется.

7. Изъяв., прош.время

6. Хотя б не врал.

8. Повелительное

7. Зажала в руке.

9. Изъяв., будущ.время

8. Забудь обиды.

10 Повелительное

9. Она не испугается.

10. Не плачьте снова.

ГЛАГОЛ

изменяется по числам и лицам

ЧИСЛО

1- е лицо

ед. ч.

Я

МЫ

ТЫ

2- е лицо

мн. ч.

говорю

3- е лицо

ОН, ОНА, ОНО

ВЫ

говорит

ОНИ

говоришь

говорим

говорите

говорят

Определите лицо и число у глаголов:

1. 2 лицо, ед.ч.

2. 2 лицо, мн.ч.

3. ед.ч., жен.род

4. 3 лицо, мн.ч.

5. 1 лицо, ед.ч.

6. 1 лицо, мн.ч.

7. мн.ч.

8. 2 лицо, мн.ч.

9. 1 лицо, ед.ч.

10 3 лицо, ед.ч.

1. Видишь

2. Не болейте

3. Пропала

4. Пропадают

5. Волнуюсь

6. Разберёмся

7. Застыли

8. Думаете

9. Заберусь

10. Разваливается

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Запишем в справочник!

I. Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (неопределённая форма)

II. Морфологические признаки.

Постоянные признаки:

— вид

— спряжение

— переходность

— возвратность

Непостоянные признаки:

— Наклонение

— Время (если изъяв. накл.)

— Лицо (если наст. и будущ.вр.)

— Число

— Род (в прошедшем времени)

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора глагола

Андрей с нетерпением ждал³ Нового Года.

I. Ждал – глагол, так как обозначает действие (состояние человека), что делал?

Н.ф. (что делать?) ждать

II. Пост.пр.: несов.вид, 1 спр., переход., невозвр.

Непост.пр.: изъяв.накл., прош.вр., ед.ч., м.р.

III. Андрей (что делал?) ждал (сказуемое)

Тренируемся выполнять морфологический разбор глагола

Так хотелось³ бы оказаться³ на море!

I. Хотелось бы – глагол, так как обозначает действие (состояние человека), что делалось?

Н.ф. (что делаться?) хотеться бы

разноспр.,

непереход.,

II. Пост.пр.:

Несов.вид,

возврат.

сред. род

ед.ч.,

Услов.накл.,

Непост.пр.:

III. (что делалось?) хотелось бы (сказуемое)

Тренируемся выполнять морфологический разбор глагола

Так хотелось³ бы оказаться³ на море!

I. Оказаться – глагол, так как обозначает действие (движение), что сделать?

Н.ф. (что сделать?) оказаться

1 спр.,

непереход.,

II. Пост.пр.:

Сов.вид,

возврат.

НЕТ

Непост.пр.:

III. Хотелось бы (что сделать?) оказаться (сказуемое)

Домашнее задание

Выполните морфологический разбор глаголов, указанных в предложениях:

  • В   в..сеннем   л..су   ты   услышишь³   ч..десную    музыку.
  • Вам нравят?ся³ новогодние игрушки?
  • Подготов?тесь³ к концу четверти!

Подборка итоговых контрольных работ по русскому языку 5-9 классы

Итоговый диктант

Июльский день

5 класс

Был прекрасный июльский день. Утренняя заря разливается румянцем. Солнце всплывает под узкой тучкой, просияет и погрузится в лиловый туман. Тонкий край растянутого облачка блистает змейкой. Но вот выглянул солнечный луч, осветил бесконечные облака. Они собираются и сдвигаются к небосклону, теснятся. И вот ты их уже не видишь. Цвет небосклона не изменяется, не темнеет, но сеется едва заметный дождь. К вечеру облака ложатся розовыми клубами и потом исчезают. В чистом воздухе пахнет полынь, сжатая рожь. В отдалении видишь много чащ и рощ.

Объём слов: 81

Грамматическое задание

  1. Выполнить морфемный разбор: бесконечные, разливается, прекрасный.

  2. Выполнить морфологический разбор: змейкой, лиловый (туман), просияет.

  3. Выполнить синтаксический разбор: Цвет небосклона…

Итоговый диктант

Июль – макушка лета

6 класс

Ненастье — редкое явление этой чудесной летней поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется недолгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебряные капли на листьях и сразу просохнут. Последние небольшие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается необъятная синева величественного небосвода. Только ярче блестит листва, жарче воздух.

Июльское солнце на вершине своего престола. В безветренный день не ступишь босой ногой на песчаный берег речонки. В тени высоких деревьев прячутся неподвижные камышовые заросли. Не слышишь птичьих голосов. Все примолкло. Только одна горлинка стонет, да весь день преследует вас пчелиное жужжание.

В лесу из-под нежно-зеленой травы смотрят на вас черные грибы, в хвойной тени желтеют лисички.

Объём слов: 111

Грамматическое задание

  1. Выполнить морфемный разбор: засверкают, безветренный, лисички.

  2. Выполнить морфологический разбор: над головой, в хвойной (тени), прольется (дождь), всё (примолкло), одна (горлинка).

Итоговый диктант

7 класс

Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.

Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь.

(115 слов)
(По Е. Носову)

Грамматическое задание

  1. Выполнить морфологический разбор: прицепившись, с нарубленным (хворостом), свежо.

  2. Выполнить синтаксический разбор: Прицепившись к растрепанной…

Итоговый диктант

8 класс

Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.

Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчётам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор 1 предложения 1 абзаца или 1 предложения 4 абзаца.

Итоговый диктант

9 класс

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды.

Сначала, в либеральные девяностые, их ставили, где попало, или игнорировали вовсе. Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

(183 слова)

(По Д. Быкову)

Word Grabber For Morpheme — Vocabulary List

Изучение слов с помощью карточек и другие занятия

Другие учебные занятия

Практика Ответьте на несколько вопросов по каждому слову. Используйте это, чтобы подготовиться к следующему тесту! Vocabulary JamСоревнуйтесь с другими командами в режиме реального времени, чтобы увидеть, кто правильно ответит на большинство вопросов! Проверка орфографии Проверьте свою орфографическую хватку. Прочитайте определение, послушайте слово и попробуйте написать его!

Инструменты для обучения

Викторина Создавайте и назначайте тесты своим ученикам, чтобы проверить их словарный запас. Назначайте занятия Назначайте учебные задания, включая практику, Vocabulary Jams и Spelling Bees, своим ученикам, и следите за их прогрессом в режиме реального времени.

  1. связанная морфема

    морфема, встречающаяся только как часть более крупной конструкции

    пример на английском языке:

    Слово «нерушимый» состоит из трех морфем: «не-», «а». связанная морфема ; «перерыв», свободная морфема; и «-able», связанная морфема. «un-» — это тоже префикс, «-able» — суффикс.

  2. свободная морфема

    морфема, которая может встречаться отдельно

    Морфема является свободной, если она может стоять отдельно (например, «один», «возможно»), или связана, если она используется исключительно рядом с свободная морфема (например: «im» в невозможном).

  3. алломорф

    любая из нескольких различных кристаллических форм одного и того же химического соединения

    Его фактическое фонетическое представление — это морф, с различными морфами («in-«, «im-«), представляющими одну и ту же морфему, сгруппированную как ее алломорфов .

  4. графема

    письменный символ, используемый для представления речи

    Морфема состоит из фонемы (фонем) (наименьших лингвистически отличительных звуковых единиц) в разговорной речи и из графема (ы) (мельчайшие единицы письменной речи) в письменной речи.

  5. морфема

    наименьшая значимая языковая единица

    Морфемы несут значение.

  6. языковая единица

    одна из естественных единиц, на которые можно анализировать языковые сообщения

    В лингвистике морфема — это наименьший компонент слова или другого языковая единица , имеющая семантическое значение.

  7. лингвистика

    научное изучение языка

    В лингвистика , морфема — это наименьший компонент слова или другой языковой единицы, имеющий семантическое значение.

  8. превращаться

    заставить изменить форму в компьютерной анимации

    Фактическое фонетическое представление — это morph , с различными морфами («in-», «im-»), представляющими одну и ту же морфему, сгруппированную как ее алломорфы.

  9. фонема

    отчетливый звук речи на определенном языке

    Морфема состоит из фонема (ы) (наименьшие лингвистически отличительные единицы звука) в разговорной речи и графема (ы) (наименьшие единицы письменной речи) в письменной речи.

  10. лингвистически

    относительно языка

    Морфема состоит из фонемы (фонем) (наименьшая лингвистически отличительных звуковых единиц) в разговорной речи и графемами (наименьшими единицами письменной речи) в письменной речи.

  11. письменный язык

    связь посредством письменных символов

    Морфема состоит из фонемы (наименьших лингвистически отличительных единиц звука) в разговорной речи и графемы (наименьших единиц письменный язык ) на письменном языке.

  12. 72″> семантический

    или относящиеся к смыслу или изучению значения

    В лингвистике морфема — это наименьший компонент слова или другой языковой единицы, который семантическое значение.

  13. разговорный язык

    (язык) общение устно

    Морфема состоит из фонемы (фонем) (наименьших лингвистически различимых звуковых единиц) в разговорный язык , а также графемами (наименьшими единицами письменной речи) в письменной речи.

  14. морфология

    изучение строения животных и растений

    Термин используется как часть отрасли лингвистики, известной как морфология (лингвистика).

  15. Кэт

    листья кустарника Catha edulis, которые жуют как табак или используют для приготовления чая; обладает эффектом эйфорического стимулятора

    У морфемы множественного числа-s есть морф «-s», /s/, в кошках (/ kæts /), но «-es», /ɨz/ в блюдах (/dɪʃɨz/) и даже звонкий «-s», /z/ в собаках (/dɒɡz/). «-с».

  16. суффикс

    лингвистический элемент, добавляемый в конце слова

    пример на английском языке:

    Слово «нерушимый» имеет три морфемы: «не-», связанная морфема; «перерыв», свободная морфема; и «-able», связанная морфема. «un-» тоже префикс, «-able» суффикс .

  17. фонетический

    использование символов для представления каждого звука речи

    Это актуально фонетическое представление — это морф, при этом различные морфы («in-», «im-»), представляющие одну и ту же морфему, сгруппированы как ее алломорфы.

  18. лингвистический

    , состоящий из языка

    или связанный с ним

    В лингвистике морфема — это наименьший компонент слова или другого лингвистический единица, имеющая смысловое значение.

  19. префикс

    аффикс, который добавляется перед словом

    .

    пример на английском языке:

    Слово «нерушимый» имеет три морфемы: «не-», связанная морфема; «перерыв», свободная морфема; и «-able», связанная морфема. «не-» тоже префикс , «-able» является суффиксом.

  20. прикреплять

    прикрепить к

    И «не-«, и «-способный» аффиксы .

  21. компонент

    одна из отдельных частей, составляющих более крупный объект

    В языкознании морфема – наименьшая Компонент слова или другой языковой единицы, имеющей семантическое значение.

  22. граница

    скован узами

    Морфема свободна, если она может стоять отдельно (например: «один», «возможно») или связан с , если он используется исключительно вместе со свободной морфемой (например, «im» в невозможном).

Создано 11 февраля 2011 г.

The Word / Изучение языка / Планирование потребностей моих учащихся / Английский онлайн / Английский язык — ESOL — веб-сайт Literacy Online — английский язык — ESOL

Слово — основной строительный блок языка: традиционные грамматики английского языка использовали слова как наименьшая единица их анализа. Современная лингвистика признает, что слова можно разделить на более мелкие единицы, называемые морфемами .

  • Два вида слов
    Если мы посмотрим на форму английских слов, то увидим, что есть два вида слов.
    Есть слова, которые как бы существуют как единое целое: слон, помидор, мел, лягушка, повиноваться, мармелад.
    Есть слова, которые можно разбить на более мелкие части, некоторые из которых являются общими с другими словами: прекрасный, нерушимый, исчезновение.
  • Lovely имеет базовую часть, любовь, с добавлением -ly.
    Это окончание -ly есть и у других слов: быстро, холодно, весело, тупо.
    Unbreakable можно разбить на три части. База ломается. Мы будем называть это корнем слова. 9К передней части основы был добавлен префикс 0019 un-, а к концу основы был добавлен суффикс -able.
не- перерыв — способный
(префикс) (стержень) (суффикс)

Слова, которые могут стоять отдельно без каких-либо вложений (например, break), называются свободными морфемами .

Вложения, которые не могут стоять отдельно (например, не-), называются связанными морфем .

  • Различные виды крепления

Существует два вида связанных морфем.

  • Словоизменительные морфемы

Альберт работал дома и иллюстрировал книги.

В приведенном выше предложении слова «работал», «иллюстрировал» и «книги» показывают процесс перегиба . Вложения -ed и -s называются словоизменениями или словоизменениями морфемами . Они добавляют дополнительную информацию к слову, не изменяя его принципиально.

В случае -ed на работе и иллюстрации склонение говорит нам о том, что действие происходит в прошедшем времени. В случае -s в книгах это говорит нам о количестве книг, то есть о том, что книг больше одной.

  • Словообразовательные морфемы

Маргарет была недовольна исчезновением Уголька.

В приведенном выше предложении слова «несчастный» и «исчезновение» иллюстрируют процесс получения . Вложения un-, dis- и -ance являются производными морфемами.

Словообразовательные морфемы могут изменить значение слова. счастливый -> несчастный появляется -> исчезает
Словообразовательные морфемы могут изменять классы слов. исчезнуть (глагол) -> исчезнуть (существительное)

Обычно довольно легко отличить флексию от производной.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *