В связи с чем запятая: «В связи с чем» выделяется запятыми или нет?

Запятая перед союзом «ИЛИ»: разбор с примерами

Sign in

Password recovery

Восстановите свой пароль

Ваш адрес электронной почты

RusskiyPro.ru Правила русского языка Запятая перед союзом «или»

  • Пунктуация с союзом «или» в простых предложениях
  • Пунктуация с союзом «или» в сложных предложениях

«Или» — это сочинительный разделительный союз, который может употребляться как с однородными членами предложения, так и в качестве связующего звена в сложносочиненном предложении.

Перед союзом «или» запятая ставится в зависимости от контекста.

В этой теме разберем, когда перед «или» ставится запятая, а когда — нет.

 Пунктуация с союзом «или» в простых предложениях 

1. В предложении с однородными членами перед одиночным союзом «или» запятая не ставится.

Например:

  • Кошка или собака съели мой завтрак.

2. Запятая ставится перед второй частью повторяющегося союза «или» (…или…, или)

Например:

  • На её красивом личике было выражение или страха, или радости.

3. Запятая ставится перед первой и второй частью повторяющегося союза, если в предложении имеется три однородных члена.

Например:

  • Весной страшным бедствием для волков, или лис, или бурундуков является половодье.

4. Запятая перед «или» ставится, если союз присоединяет пояснительную конструкцию.

Например:

  • Мы подошли к деревянному домику, или избушке, светлой вверху и темной внизу.

 Пунктуация с союзом «или» в сложных предложениях 

Запятая перед «или» ставится:

В сложносочиненном предложении перед союзом «или» ставится запятая.

Например:

  • С наступлением утра туман прятался в глубину реки, или его можно было увидеть где-то на дне оврага.

Запятая перед «или» не ставится

1. Запятая перед «или» не ставится в сложносочиненном предложении, где имеется общий член предложения, вводное слово или частица.

Например:

  • Мне всегда мерещатся причудливые тени или слышится шум шагов.

2. Запятая перед «или» не ставится в сложносочиненных вопросительных, побудительных, восклицательных и назывных предложениях.

Например:

  • Послать сообщение или лучше набрать по телефону?

3. Запятая не ставится в сложноподчиненном предложении с однородным подчинением.

Например:

  • Я очень переживаю, справится она с этой проблемой или мне нужно будет ей помочь.

4. Запятая перед «или» не ставится в сложном предложении с общей придаточной частью и разными видами связи (сочинением и подчинением).

Например:

  • Когда пошел ливень, ребята разошлись по домам или самые смелые спрятались под навес магазина.

Журнал — Интернет-журнал «Филолог» — 1669990487

Главная > Выпуск № 21 > Об одной пунктуационной ошибке

 Лариса Фоминых

 

Об одной пунктуационной ошибке

 

Эта заметка посвящена одному устойчивому заблуждению: многие школьники непоколебимо убеждены: перед словом что непременно должна стоять запятая. Убеждение это они выносят из начальной школы и уже не меняют никогда. Услышав однажды: перед словами

что и который ставится запятая, дети следуют этому правилу неукоснительно. Так, Г.И. Блинов1 приводит экспериментальные данные о том, что в предложении «А начальник станции что в это время что делал?» 46,4 процента учащихся допустили именно такую ошибку.

 

Слово что в русском языке может выступать в разных значениях. Если это союз или союзное слово, соединяющее части сложного предложения, перед ним действительно необходимо ставить запятую.

 

Например:

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем

В глухом бору, среди песков. (И.Бунин)

Перед нами сложноподчиненное предложение, в котором союз

что присоединяет придаточное изъяснительное.

 

Но этот же союз может быть средством присоединения и других придаточных предложений:

Безветренный, сухой, морозный воздух

Так каждый звук лелеял и хранил,

Что мнилось мне: молчанья не бывает. (А.Ахматова)

В приведенном примере это придаточное обстоятельства образа действия.

 

В конструкциях разговорного типа союз что может выражать причинные отношения, заменяя собой союз потому что:

Я совету удивилась

И на друга рассердилась,

Что глаза его нежны. (А.Ахматова)

 

Слово что может заменять какой-либо член в главном предложении, тогда перед нами относительное местоимение, выступающее как союзное слово:

А я уже на подступах к чему-то,

Что достается всем, но разною ценой. (А.Ахматова)

 

Здесь будет все: пережитое

В предвиденьи и наяву,

И те, которых я не стою,

И то, за что средь них слыву. (Б.Пастернак)

 

В перечисленных случаях ученики запятую обычно ставят, и разная роль, в которой выступает слово что, не влияет на пунктуацию.

 

Сложнее ситуация, когда в рамках простого предложения союз что присоединяет именное составное сказуемое и при этом имеет одновременно оттенок сравнения (= как). Именно в этих конструкциях чаще всего и ошибаются.

 

Незрелый умок что вешний ледок.

Невоспитанный сын что незакрученный ус.

Неученая голова что фонарь без огня.

Солдат без командира что бочка без обруча.

Ум и смекалка что брат с сестрой.

Быль что смола, а небыль что вода.

Мир что огород, все в нем растет.

Лук что царь, стрелы что посланнички.

 

Аналогичные значения могут быть и в предложениях, где главные члены выражены инфинитивом. В таких случаях запятая может отсутствовать или же ставится тире:

 

Ошибся что ушибся: вперед наука.

С ним водиться что в крапиву садиться.

С умным разговаривать – что меду напиться.

Дурака учить – что мертвого лечить.

 

Как видим, такие предложения обычно встречаются в пословицах, афоризмах, а также в поэтических текстах. Например:

 

Октябрь, а солнце что твой август,

И снег, ожегший первый холм,

Усугубляет тугоплавкость

Катившихся, как вафли, волн. (Б.Пастернак)

 

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться. (Н.Рыленков)

 

Слово что может быть частью составных союзов благодаря тому что, ввиду того что, из-за того что, в связи с тем что, несмотря на то что, даром что, потому что, так что, мало того что и др.2

 

Когда придаточное предложение стоит после главного, запятая ставится один раз – перед союзом. Такие союзы не разделяются на части запятой и в том случае, когда придаточное стоит перед главным.

Будешь, милый, к маме в гости

В воскресенье прибегать –

Через речку и по горке,

Так что взрослым не догнать.

(А.Ахматова)

Работа кипела, несмотря на то что наступила ночь. (И.Гончаров)

Мать нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер. (А.Гайдар)

Благодаря тому что лето было очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. (А.Чехов)

Он весь был ясно виден до заплаты на плече, даром что ехал в тени. (И.Тургенев)

Со Швабриным я встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нем скрытую к себе неприязнь. (А.Пушкин)

Мало того что стебель кололся со всех сторон, он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять. (Л.Толсой)

Да, настоящим людям жить намного труднее, чем тем, ненастоящим, потому что настоящие создают, ищут, думают. (А.Андреев)

  

Однако, в зависимости от смысла и интонации, составной союз может распадаться на две части.

Первая войдет в состав главного предложения, а вторая будет выполнять роль союза. При этом запятая ставится только перед второй частью.

 

Оборона этой крепости прекратилась потому, что некому было больше ее защищать. (А.Пушкин)

А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу. (А.Гончаров)3

  

В сложноподчиненных предложениях при однородных придаточных с союзом или союзным словом что знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и при однородных членах: перед одиночным союзом И (ИЛИ) запятая не ставится; при повторяющемся сочинительном союзе ставится4.

Знай вперед, что толку мало от родимого угла,

Что война и тут ступала, впереди тебя прошла. (А.Твардовский)

Вернувшись, отец сказал, что приехали пожарные части, пожар заливают, опасности уже нет и можно идти домой. (В.Ходасевич)

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий. (В.Арсеньев)

 

Если перед нами местоимение что, оно не требует выделения.

 

У ленивого что на дворе, то и на столе.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Меня одну не едят, а без меня мало что едят. (Загадка; соль.)

И что ему померещилось, до сих пор не могу понять! (М. Булгаков)

Что-то еще жгуче беспокоило фининспектора, но что именно, он не мог понять, как ни напрягал воспаленный мозг, как ни всматривался в Варенуху. (М.Булгаков)

А там было что разглядывать (Б.Акунин)

И что ж от долгого мученья, как пепл, сберечь ей удалось? (Ф.Тютчев)

Голова у нее точно была на месте, и что ей можно делать, а что нельзя, она знала твердо. (А.Берсенева)

 

Слово что может употребляться в составе устойчивых выражений типа: что попало (безразлично что), почти что (= почти), глядеть не на что (невзрачный), что надо (очень хороший), мало ли что (не имеет значения; неважно), ни во что ни ставить, ни за что считать (не считаться, не уважать), только что (совсем недавно), ни за что (ни в каком случае), ни за что ни про что (напрасно), что есть силы (сильно, быстро), хоть бы что (безразлично), только что (совсем недавно, сейчас), только что не (чуть ли не), во что бы то ни стало (непременно), не то что, будь что будет и др. Запятая перед что в этих случаях не ставится.

 

Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало. (О.Хайям)

В то время я только что получил место и ехал с товарищем на прииск. (В.Короленко)

Наташа вступила со своей хозяйкой в разговор и стала рассказывать бог знает что. (М.Булгаков)

Здесь дом был почти что белый. (А.Ахматова)

«Мне хижин ни за что не надо», — сказал Паук. (И.Крылов)

Вел он себя не то что скромно, но тихо. (И.Тургенев)

 

Задание 1. Объясните постановку запятой перед что или ее отсутствие в приведенных предложениях.

1. Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

2. Дом без хозяина все равно что ребенок без матери.

3. В прошлое пути давно закрыты,

И на что мне прошлое теперь? (А. Ахматова)

4. Бывало, я с утра молчу

О том, что сон мне пел. (А.Ахматова)

5. И тут же неизвестно что померещилось Пелагее Антоновне. (М.Булгаков)

6. Что тебе на память оставить?

Тень мою? На что тебе тень? (А.Ахматова)

7. А всё ведь только что сейчас

Лазурно было здесь. (И.Анненский)

8. Я не думал, что месяц так мал

И что тучи так дымно далеки… (И.Анненский)

9. Лучше уж я не знаю что, чем такое видеть! (М.Булгаков)

10. Увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. (М.Булгаков)

11. Он подумал, что, вероятно, пришел некстати, что, быть может, она ждет кого-нибудь и что с ним ей тягостно. (В.Набоков)

12. Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды. (А.Ахматова)

13. Ему есть что рассказать; и даже очень есть. (Ф.Достоевский)

14. Ехал слепой со своею судьбой,

Даром что слеп, а доволен собой. (А.Тарковский)

15. Но знающие постулаты эти не пишут что попало в Интернете.

 

Задание 2. Укажите номера предложений, в которых перед словом что нужна запятая.

1. Шепчет: «Я не пожалею даже то что так люблю». (А.Ахматова)

2. А вот поглубже – ясная тревога, и привез ее Тальберг с собою только что. (М.Булгаков)

3. Письмо меня чрезвычайно заинтересовало, тем более что никаких писем я вообще тогда не получал. (М.Булгаков)

4. Кормили дети пестрых жадных уток

Что кувыркались в проруби чернильной. (А.Ахматова)

5. Дитя что тесто: как замесил, так и выросло.

6. А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе что оконца. (И.Бунин)

7. На деле лестница все равно что отсутствовала, так как обветшала.

8. Дети сидели вокруг стола и рассказывали, кто что хотел.

9. Все что сбыться могло,

Мне, как лист пятипалый,

Прямо в руки легло.

Только этого мало. (А.Тарковский)

10. Ощущение было такое: тут может случиться что угодно.

11. Капельдинеры рассказывали бог знает что. (М.Булгаков)

12. И что бы я ни начинала делать, вечно меня преследуют неудачи.

13. О, есть ли что на свете мне знакомей,

Чем шпилей блеск и отблеск этих вод! (А.Ахматова)

14. Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах. (А.Чехов)

15. В связи с тем что началась эпидемия гриппа в школах был объявлен карантин.

  

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свое решение.

1.Тихо вокруг разве что изредка сова ребенком заплачет да филин ухнет в бору.

2. Эта встреча оказалась мало того что неожиданной так еще и приятной.

3. И ту дверь что он приоткрыл

Мне захлопнуть не хватит сил. (А.Ахматова)

4. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою березой. (И.Тургенев)

5. Она готова была делать что попало лишь бы скрыть свое смущение.

6. Благодаря тому что мы заранее сложили вещи на вокзал мы приехали вовремя.

7. Ему и беда что с гуся вода.

8. Дочь обняла ее раньше чем та успела не то что с места сойти но хотя бы слово сказать.

9. За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке крутой и обрывистый так что в глине там и сям обнажились громадные камни. (А.Чехов)

10. Я только одно знаю что женщина эта совершенно невинна и последняя надежда спасти ее от незаслуженного наказания потеряна. (Л.Толстой)

11. Мальчишка оттолкнул меня что есть силы и пустился наутек.

12. А есть и такие (стихи) средь белого дня

Как будто почти что не видя меня

Струятся по белой бумаге

Как чистый источник в овраге. (А.Ахматова)

13. Ему кочевнику было вероятно совершенно все равно что через час надобно ехать на вокзал и что в углу торчит еще не заколоченный ящик с книгами. (В.Набоков)

14. Придет пора польет что из ведра.

15. Чувствовали они себя друг с другом легко несмотря на то что молчали.

 

Предлагаемая заметка может послужить справочным пособием для учащихся. Возможно также выполнение небольших исследований на затронутую тему при организации научной работы в профильных классах.

 

Ключ к заданию 2: 1, 4, 6, 9, 14 (здесь возможны варианты).

 

_______

1. Блинов Г.И. Сопоставления при обучении пунктуации / Г.И.Блинов. – М.: изд. АПН РСФСР, 1959.

2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2. Морфология. Синтаксис/ [ В.В. Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.]; под ред. Е.И.Дибровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб. пособие/Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 1994.

4. Правила русской орфографии и пунктуации. М.: Учпедгиз, 1956.

Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

Когда использовать запятую перед какой

Правила использования запятых могут сбивать с толку, особенно когда они используются с местоимениями и прилагательными. Слово, которое является одним из таких примеров, которое, хотя и не часто используется, может вызвать некоторые вопросы относительно правильной пунктуации.

Нужна ли запятая? Это зависит от того, как вы его используете.

Я считаю, что лучший способ ввести использование запятых по отношению к слову, это объяснить своим ученикам, когда и как использовать слово в первую очередь при письме. Давайте рассмотрим, как следует использовать слово which и когда, а когда нет, ставить с ним запятую.

Как использовать слово Which

Слово, которое служит либо относительным, либо вопросительным местоимением и всегда относится к животному или предмету. Он также может служить прилагательным в предложении. Знание этого использования является подходящей информацией для писателей, когда вы хотите убедиться, что ваша аудитория вас понимает.

Относительное местоимение — это любое слово, используемое для введения зависимого предложения и соединения его с независимым предложением.

Например:

  • Карлос взял свою собаку в бассейн, который был открыт для специального заплыва с собачками

Вопросительное местоимение используется для введения прямого вопроса, который, конечно же, всегда заканчивается вопросительным знаком.

Например:

  • С какого вокзала вы отправитесь в следующую субботу?

При использовании в качестве прилагательного слово , которое  служит в качестве прилагательного предложения, чтобы идентифицировать или предоставить дополнительную информацию о предмете связанного независимого предложения.

Например:

  • Она тщательно записывала, какие материалы ей нужно изучить.

Запятая перед которым ставится?

Только в одном случае вы ставите запятую перед словом which (видите, что я там сделал?).

Если вы применяете следующие правила, вы всегда сможете распознать, когда использовать запятую перед какой.

Правило №1: ВСЕГДА используйте запятую перед which, когда она вводит неограничительное предложение.

Неограничительная фраза добавляет детали к предложению, но считается несущественной информацией и ненужной для общего понимания предложения.

Когда неограничительная фраза начинается со слова which, использование запятой необходимо, чтобы обозначить, что фраза не требуется.

Например, рассмотрим следующее предложение:

  • У нового велосипеда Ксавьера уже спустило колесо.

Он становится с добавлением неограничительной фразы:

  • У нового велосипеда Ксавьера, на котором он ездил в школу, уже спустило колесо.

Добавление неограничительной фразы добавляет читателю подробности о велосипеде, но если ее удалить, это не меняет общего смысла предложения: у нового велосипеда спустило колесо.

Если предложение носит ограничительный характер, его нельзя удалить из предложения без изменения смысла предложения. Ограничительные предложения не требуют запятых и необходимы для понимания предложения.

Например:

  • Велосипед — единственная поездка Ксавьера в школу.

Фраза «ездить только в школу» меняет тот факт, что велосипед принадлежит Ксавьеру. Без фразы теряется общий смысл предложения.

Правило № 2: НИКОГДА не используйте запятую перед which, если она является частью фразы с предлогом.

Предложная фраза — это предлог, за которым следует одно или несколько существительных или местоимений, которые служат объектом предлога. Предлоги показывают направление, место, время, местоположение и отношения или служат для представления объекта. К ним относятся такие слова, как at, in, of, an и to.

Если слово , которое является частью предложной фразы, запятая не нужна. Это распространенная ошибка при расстановке запятых, которую опытные писатели стараются избегать.

Например:

  • Нет ни одного случая, когда вам понадобится сотовый телефон в классе.
  • У театральной труппы, в которой я состою, в ближайшую субботу будет урок актерского мастерства.

Можно ли использовать точку с запятой вместо запятой?

Короче говоря, никогда не используйте точку с запятой. Точка с запятой используется для замены соединения между связанными независимыми предложениями. Точки с запятой не заменяют запятые и не следуют правилам, изложенным выше.

Можно ли поставить запятую после какой?

Запятая ставится только перед словом which, а не после. При использовании с неограничительным предложением, начинающимся с which, вы будете использовать пару запятых как до, так и после конца предложения, но никогда после самого слова which.

Например:

  • Команда «Детройт Тайгерс», у которой уже несколько лет не было побед в сезоне, похоже, начинает этот сезон уверенно!

Использование запятых, перед которыми в предложениях

Вот еще несколько примеров предложений, в которых используется запятая перед каким. Они также подчеркивают расстановку запятых в неограничительных фразах.

  • Моя бывшая ученица получила главную роль в школьном спектакле, где она впервые попробовала петь на сцене.
  • У меня осталось пол литра клубники, этого достаточно, чтобы приготовить сегодня вечером десерт.
  • Бордер-колли, которые обычно используются для выпаса овец, всегда имеют хвост с белым кончиком, поэтому их легко заметить в поле.
  • Микеланджело создал одни из самых красивых статуй в мире, что делает его одним из лучших художников, когда-либо живших.
  • Наша футбольная команда, которую тренирует учитель истории, в этом году побеждает.

Давайте рассмотрим

Существует только одна страховка, когда вы ставите запятую перед словом which, и это когда which используется для введения неограничительной фразы. Неограничительная фраза — это фраза, которая не является необходимой для общего понимания предложения. Он работает, чтобы просто предоставить дополнительную информацию о предмете.

Который может служить как местоимением, так и прилагательным в предложении, но запятая используется только тогда, когда она функционирует как относительное местоимение, используемое для введения зависимого предложения.

Используйте Shift+Tab, чтобы вернуться назад

Как использовать запятую: Краткое руководство

 Энтони Р. Гарсия 

Запятая — это швейцарский армейский нож для расстановки знаков препинания. Его универсальность пригодится при составлении предложений, но сначала вы должны понять его различные функции.

Вот 11 распространенных вариантов использования:

1. Используйте запятую, чтобы соединить два независимых предложения с помощью сочинительного союза

Пример:  Джонни бросился на вершину холма , , но он опоздал, чтобы увидеть фейерверк.

Пример:  Вышла луна , и койоты искали пищу.

2. Используйте запятую после вводной фразы или пункта

Пример:   В конце игры , два тренера обменялись рукопожатием.

Пример:   По дороге на работу , Грег увидел заброшенный дом, которого раньше не замечал.

Если вводная фраза короткая (как правило, не более четырех слов), запятая может не понадобиться.

Пример:  Из своей комнаты я видел, как она приближалась к моему дому.

Но в некоторых случаях даже после короткой вводной фразы следует ставить запятую, чтобы не ошибиться.

Пример:  После того, как я проснусь, мы с Габриэлем идем в парк.

На мгновение кажется, что субъект планирует разбудить Габриэля, но это не так:

Исправлено:  После того, как я проснусь , Габриэль и я идем в парк.

Вставка запятой предотвращает истолкование Gabriel как прямого объекта, когда он фактически является частью составного подлежащего.

3. Используйте запятую после вводных и союзных наречий

Пример:  К счастью , у нас больше времени, чем мы думали.

Пример: Вопреки распространенному мнению , Томас Эдисон не изобретал лампочку.

Пример:   Мы живем в странные времена; однако , Я верю, что мы найдем дорогу.

4. Используйте запятую, чтобы выделить несущественные фразы и предложения

Пример:    Иногда я сижу и думаю , в отрезвляющие моменты , о временах, когда мы не делились.

Пример:  Грэг поехал на своей новой машине , , которую только что купил ему отец , , прямо в кусты.

В этих примерах запятые выделяют информацию, не являющуюся существенной для смысла предложения.

5. Используйте запятую для разделения элементов в серии

Пример:  Мои любимые цвета: розовый , фиолетовый , и синий.

Пример:  Кривые деревья , тихий ветер , и желтоватый лунный свет заставили меня чувствовать себя неловко во время того, что должно было быть романтическим вечером.

6. Используйте запятую между прилагательными, изменяющими существительное, когда между ними может стоять «и», и их порядок может быть изменен без изменения смысла предложения.

Пример: Он схватил меня за запястье своей холодной , потной рукой.

Запятая уместна в приведенном выше предложении, потому что вы можете поставить «и» между прилагательными (…его холодная и потная рука) и изменить порядок, не затрагивая значения (…его потная, холодная рука. )

Пример:  Я живу в самой старой , самой уродливой , самой шумной части города.

7. Используйте запятую, чтобы выделить диалог.

Пример:  После фильма она повернулась ко мне и сказала , «Сегодня был замечательный , », хотя бормотание толпы мешало ей расслышать.

Пример:  «Мне не очень нравится пшеница , », — сказала мама, когда я поставила ее тарелку на стол.

8. Используйте запятую для разделения полных дат и адресов

Пример:  Я родился 25 января , 1972.0137 Пример:  Я больше не живу по адресу 5555 N 125th Ave. , Phoenix , AZ 85001

, 000 лет.

Пример:  Мой бонус в этом году составил ровно $10 , 141.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *