В слове фара сколько звуков и букв: Фонетический разбор слова фара — звуки и буквы, транскрипция

Содержание

Урок русской грамоты в 1-м классе по теме «Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

Цель:

  • Создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Фф. Формировать навыки плавного слогового чтения. Расширять кругозор детей об окружающем мире.
  • Развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык каллиграфически правильного письма.
  • Воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать oтвeты друг друга.

Ход урока

Мотивационный этап:

I. Психологический настрой.

— Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.

— Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

II. Ситуация успеха.

— При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.

1) Повторение изученного о буквах и звуках.

— Назовите буквы, записанные на снежинках.

р л а м н б п в к д з с

— Найдите лишнюю букву? (Буква а.)

— По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы)

— Работая в парах, скажите чем отличаются согласные от гласных звуков?

— Проверим. (При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные — нет).

— На какие гpуппы можно разделить эти согласные?

(р, л, м, н, в, б, д, з — звонкие; п, к, с- глухие,

б-п, з-с, д, в, к- парные; р, л, м, н — непарные.)

— Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это?

а) Послушайте и отгaдайте загадку:

Днём он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (филин)

— А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?

б) Работа по карточкам.

— Возьмите карточку №1. Найдите на ней рисунок филина.

— Обведите и раскрасьте его. (самопроверка)

— Сравните, верно ли вы выбрали?

Вывешиваю на доску картинку с изображением филина.

— Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.

— А как вы думаете с какой?

в) Выделение нового звука из слова филин.

— Произнесите это слово и поставьте ударение.

— Сколько слогов в слове филин? (Два.)

— Назовите первый слог. (Фи.)

— Назовите второй слог. (лин)

— Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф’].)

-Произнесите его.

г) Характеристика звука.

— Дайте характеристику этому звуку.

(Звук [ф’]-согласный, потому что его нельзя петь; глухой — потому что произносится только с шумом; в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твёрдым.)

— Молодцы! Определите, чем мы будем сегодня заниматься.

— Опираясь на слова — помощники сформулируйте цели нашего урока:

  • познакомимся:..
  • учиться отличать:.
  • учиться читать:..

(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’], буквой, которая их обозначает.

Будем учиться отличать звуки [ф], [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)

д) Составление схемы слова.

— Составьте из карточек схему к слову филин. (1 ученик у доски).

— Сравните свою схему со схемой на доске. (Самопpoверка.)

3) Игра «Узнай звук».

— Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф’].

Филин серый, филин cтapый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Два фонарика горят.

— Кто такой филинёнок? (Детёныш филина.)

Вывешиваю на доску картинку с изображением филинёнка.

— С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами.)

— Почему? (Они, как фары светятся в темноте.)

— Как называется такой литературный приём? (сравнение)

— Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова.)

— Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твёрдо.)

— Составьте схемы к этим словам. (по рядам: фары, флажок, фонарики). (взаимопроверка)

4) Обобщение.

— С какими новыми звуками мы познакомились? (Звук [ф], [ф’].)

5) Введение буквы Ф (эф).

— У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком.

Работая в парах,

оформите паспорта для звуков, используя памятку.
Фамилия: Согласный
Имя: [Ф]
Отчество: Глухой
Характер: Твердый
Родители: шум
Фамилия: Согласный
Имя: [Ф’]
Отчество: Глухой
Характер: Мягкий
Родители: шум

— Молодцы, ребята, а теперь пора познакомится с буквой, которая их обозначает.

— Вы хотите научиться писать букву, которая обозначает эти звуки?

Но сначала давайте отдохнём и поиграем в игру вместе с филином и филинёнком.

6) Физминутка. Игра «Совушка-сова»..

III. Конкретизация.

1) Знакомство с новой буквой.

— Звуки [ф], [ф] обозначаются буквой «ЭФ».

Показ печатной буквы.

— На что похожа буква «ЭФ»?

— А сейчас ребята вам расскажут, где ещё они увидели букву Ф.

1.

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

2.

Я — футбольный судья.
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками.

3.

Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

2) Корректурная проба

— Ребята, маленький филинёнок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак её найти. Поможем ему?

— Ваша задача — найти буквы Ф и зачеркнуть.

(у каждого карточка № 2, работают самостоятельно, взаимопроверка)

а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к

п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф

р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н

т н т а в ф с б т и м а ф б о л д п а в

3) Показ образцов печатных и письменных букв.

— Рассмотрите и сравните печатные и письменные буквы.

— Сравните, что заметили?

Показываю на доске как печатать букву Фф

— Сравните, что заметили? (Они одинаковые, отличаются лишь размером)

— Из каких элементов состоит буква Ф? (Из палочки и двух полуовалов)

— Печатаем в Прописи буквы Фф (самостоятельно)

4) Местонахождение буквы Ф на ленте букв.

— Определите место буквы Ф на ленте букв.

— Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.)

5) Посмотрите на строчную букву ф. Из каких элементов состоит эта буква? (Из двух овалов и прямой палочки.)

6) Письмо строчной буквы в Прописи, после показа и объяснения уч-лем.

— Пропишите в воздухе строчную букву «ф».

-Обведите по точкам буквы и продолжите их написание до конца строки.

— Подчеркните самую красивую букву.

— Ребята, а какой скоро приближается праздник. (Новый год). Филин с филинёнком решили украсить дерево, в котором они живут флажками и фонарики, но они не простые на них написаны слоги. Помогите им прочитать их.

7) Чтение слогов с доски:

ФА ФИ ФУ ФЫ ФЕ ФЁ ФО.

АФ ИФ УФ ЫФ ЕФ ЁФ ОФ.

8) Отработка навыка чтения слогов с новой буквой.

— Прочитайте слоги на доске:

  • шепотом
  • громко
  • вопросительно
  • торжественно

— На какие группы их можно разделить?

— По какому признаку? — Какие гласные обозначают мягкий звук?

9) Запись слогов.

— А сейчас мы запишем только некоторые из этих слогов: фа фе фо.

(Обратить внимание на соединение буквы Ф с другими буквами.)

— Дополните слоги до целого слова.

10) Физминутка Игра «ТОМ и ТИМ».

— Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья ТИМА (девочки), а если твёрдый-то друзья ТОМА (мальчики).

Слова: фабрика, флажок, шофёр, форма, Федя, филин, факел, фиалка, светофор, конфета, буфет, кофта.

11) Работа над столбиками слов.

— Прочитайте слова. Назовите непонятные слова. Что заметили? (по 2 слога)

— Выберите слова с ударением на 2 слог.

— Найдите слово, где букв больше, чем звуков. (фонарь)

— Выберите одушевлённые предметы. (фазан, филин) Что они обозначают?

Со словом филин составьте предложение по данной схеме.

.

12) Работа над текстом «Филин» по Букварю.

Чтение текста подготовленным учеником.

а) читает текст без назвaния до слов: » : желтых фонарика».

— Что за фонарики зажглись на дереве в лесу?

б) Чтение учеником рассказа до конца.

— Почему мышка должна сидеть тихо?

в) Выборочное чтение.

— На что похожи глаза филина?

— Почему филина называют хищной птицей?

— Почему филина называют ночной птицей?

— Какой слух у филина? Почему?

— Кем питается филин?

13) Работа в парах.

— Как вы думаете: пользу или вред приносит филин?

14) Проверка.

Заслушиваются ответы учащихся.

— А Саша приготовил сообщение. (энциклопедические сведения о филине.)

В лесу, в дупле дерева, живёт филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полёвками и другими мелкими грызунами. Нападает филин и на мелких животных. Терпеливо дежурит филин на своём посту. Часами он ожидает своей добычи.

— Что ещё нового вы узнали о филине?

IV. Контроль.

Работа по Букварю

— Вставьте буквы В или Ф в слова.

V. Рефлексия.

— Что нового узнали для себя на уроке?

— Что понравилось на уроке?

— В чём испытывали затруднения?

— О чем еще хотели узнать?

— Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать заглавную букву «В» на следующем уроке.

— Напоследок — сюрприз — снежинки от Матушки - Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.

  • Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.
  • Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием — сиреневые снежинки.
  • Кому было трудно успевать и выполнять задания - белые.

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

ОТкрытый урок по обучению грамоте с презентацией «Звук и буква Ф».

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [Ф], [Ф’]. БУКВЫ Фф.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Фф. Формировать навыки плавного слогового чтения. Расширять кругозор детей об окружающем мире.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух навык каллиграфически правильного письма.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука.

Познавательные: формирование необходимого уровня читательской компетентности и овладение техникой чтения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: формировать собственное мнение.

ЛИЧНОСТНЫЕ: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ: сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения мягкости и твердости согласного, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать характеристику.

ТИП УРОКА: знакомство с новой буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: * проектор,

  • Интерактивная доска,

  • Компьютер,

  • Карточки для детей.

ХОД УРОКА:

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП:

  1. Психологический настрой.

Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.

— Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

II. Ситуация успеха.

— При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.

  1. Повторение изученного о буквах и звуках.

— Назовите буквы, записанные на снежинках.

Р Л А М Н Б П В К Д З С (слайд 1)

— Найдите лишнюю букву? (буква а)

— По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?

(согласные буквы).

Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?

— Проверим (ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто). Гласные можно петь, а согласные – нет).

— На какие группы можно разделить эти согласные?

( Р, Л, Б, М, Н, В, Д, З – звонкие, П, К, С – глухие,

Б – П, З – С, Д -, В-, К- — парные, Р, Л, М, Н – непарные). (Слайд 2)

— Молодцы ребята. Вот в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это?

Послушайте и отгадайте загадку:

Днем он молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает. Филин (Слайд 3)

— А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?

— В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи. (Слайд 4)

— Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.

— А как вы думаете с какой?

Б) Выделение нового звука из слова филин.

— Произнесите это слово и поставьте ударение?

— Сколько слогов в слове филин? ( два)

— Назовите первый слог? ( фи)

— Назовите второй слог? (лин).

— Какой первый звук слышится в этом слове? ( Звук [ф’].)

— Произнесите его.

В) Дайте характеристику этому звуку.

( Звук [ф’] – согласный, потому что его нельзя петь: глухой – потому что произносится только с шумом, в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твердым).

— Молодцы! Определите, чем мы будем сегодня заниматься.

— Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока:

Познакомимся –

Учиться отличать –

Учиться читать — (слайд 5)

ДЕТИ: Мы познакомимся со звуками [ф]. {ф’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [ф]. [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. (слайд 6).

Г) Составьте схему к слову филин. Один ученик у доски.

Сравните свою схему со схемой на доске.

Д) Игра «Узнай звук».

— Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф’].

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин прыг, филин скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад,

Два фонарика горят.

— Кто такой филиненок? (Детеныш филина). (слайд 7).

— С чем сравнивает автор глаза филина? ( с фарами).

— Почему? (они, как фары светятся в темноте).

— Как называется такой литературный прием? (сравнение).

— Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова).

— Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо).

— Составьте схемы к этим словам ( по рядам: фары, флажок, фонарики).

ОБОБЩЕНИЕ:

С какими новыми звуками мы познакомились? Звук [ф], [ф’]. (слайд 8)

Введение буквы Ф (эф).

— У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком.

— Работая в парах, оформите паспорта для звуков, используя памятку.

Фамилия: Согласный

Имя: [ф]

Отчество: глухой

Характер: твердый

Родители: шум

Фамилия: согласный

Имя: [ф’]

Отчество глухой

Характер: мягкий

Родители: шум (слайд 9)

— Молодцы, ребята, а теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает.

— Вы хотите научиться писать букву, которая обозначает эти звуки?

— Но сначала давайте отдохнем.

Физминутка.

  1. Знакомство с новой буквой.

— Звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой «ЭФ».

Показ печатной буквы (слайд 10)

На что похожа буква «ЭФ»?.

— С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

— Федя ходит руки в боки.

Значит выучил уроки.

— Ножницы я в руки взял –

Буква Ф я в них узнал

— Буква Эф так нарядилась

В пышный бантик превратилась. (слайд 11)

  1. КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА.

— Ребята, маленький филиненок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак ее найти. Поможем ему?

Ваша задача – найти буквы Ф и зачеркнуть ( у каждого карточка, работают самостоятельно)

А П Л Т Н Г П Ц У Е В Д Ы Ф Ч Т Х Н К

П Б Ф П Н Е В Ы Д Э Ж Т Е К У М И С Я Ф

Р Ф В Ы Ч С Б Н П В У Т Ф Э Т Ь К Н

Т Н А В Ф С Б Т И М А Ф Б О Л Д П А В

  1. Откройте прописи стр. 52

Показ образцов печатных и письменных букв.

— Рассмотрите и сравните печатные и письменные буквы.

— Сравните, что заметили?

Показываю на доске как печатать букву Фф

— Сравните, что заметили? (Они одинаковые, отличаются лишь размером)

— Из каких элементов состоит буква Ф (Из палочки и двух овалов)

— Печатаем в прописи буквы ФФ ( самостоятельно).

4) Местонахождение буквы Ф на ленте букв.

— Определите место буквы Ф на ленте букв.

— Почему ее место под буквой в? (Они образуют пары).

  1. Посмотрите на строчную букву в прописи (стр. 52), после показа и объЯснения учителем.

— Строчная буква Ф пишется безотрывно. Начинаем писать чуть ниже верхней рабочей строки, ведем вверх влево, делаем закругление, касаясь верхней линии, ведем вниз. Не доходя до нижней линии начинаем делать закругление вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, ведем вверх до верхней линии рабочей строки, пишем прямую вниз до середины широкой линии. Возвращаемся по написанному. Чуть не доводя до верхней линии, закругляем вправо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки ведем вниз и не доводя до нижней линии, делаем закругление влево, касаясь нижней рабочей строки, закругляем вверх влево.

— Пропишите вторую и третью строку.

— Подчеркните самую красивую букву. Закрываем тетради.

  1. — Ребята, Филин и филиненок решили украсить дерево, в котором они живут

Слогами. Помогите их прочитать.

фа фя

фу фю

фо фё

фэ фе

фы фи

— На какие признаки их можно разделить? По какому признаку? Какие мягкие обозначают мягкий звук? (слайд 12).

6) — Дополни каждый слог до слова.

Фа кус

Фо ра

Фу то

Фи нтик (слайд 13, 14)

ФИЗМИНУТКА. Игра «Том и Тим».

Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья Тима (девочки) а если твердый – то друзья Тома (мальчики).

СЛОВА: фабрика, флажок, шофер, форма, Федя, филин, факел, фиалка, светофор, конфета, буфет, кофта.

  1. Прочитайте слова.(слайд 15)

Фара филин

Туфли жираф

Фонтан Форма

Фонарь шофёр

Фокус фазан

— Что интересного заметили? (все слова по 2 слога)

— Найдите слова, где букв больше, чем звуков? (фонарь)

— Выберите одушевленные предметы ( филин, жираф, фазан). Что они обозначают?

7) работа с Азбукой (стр. 57).

Чтение текстов хорошо читающими детьми.

— Где живет фазан?

— Чей это родственник?

— Почему филина называют пернатой кошкой?

— Кого поедает щегол?

— Какая песня у щегла?

IY. Контроль.

Расскажите о звуке [ф], [ф’].

Y. Рефлексия.

— Что нового узнали для себя на уроке?

— Что понравилось на уроке?

— В чем испытывали затруднения?

— Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать заглавную букву Ф на следующем уроке.

— Напоследок сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.

* Кому было все понятно, интересно и легко работать, тот возьмет голубые снежинки.

* Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.

* Кому было трудно успевать и выполнять задания – белые.

Спасибо за урок.

Учитель Мудрик Е.В.

Тема: «Звуки [Ф-Ф’]. Буква Ф.

                              Тема: «Звуки [Ф-Ф’]. Буква Ф.

     Цель: продолжать  формирование фонетико-фонематических процессов; закреплять умение давать характеристику звукам; выделять заданный звук среди других звуков, в словах; развивать память, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук.  Расширять активный и пассивный словарь детей; формировать навык уверенного послогового чтения. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

                                                Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Сядут те дети, чьё имя начинается с согласного звука.

— Сядут те дети, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.

— Сядут те дети, чьё имя начинается с согласного глухого звука.

2. Новый материал.

 Работа над звуком.

—  Сегодня мы будем изучать звук и букву «Ф».

— Звуки мы?..  (Ответы детей: слышим и произносим).

Артикуляция. Губы в лёгкой улыбке, верхние зубы немного закусывают нижнюю губу. В этом положении следует делать выдох. Мы можем ощутить на подставленной ладони тёплый ветерок.

 (Пробы детей).

Характеристика.

—   Расскажите о нём.  (Звук «Ф» согласный, глухой, твёрдый). Почему звук  «Ф»  согласный? Глухой?  Каким цветом мы его обозначим? (Синим).

Выделение звука среди других звуков. Дидактическое  упражнение «Хлопни…».    (К,  Т,  Ф,  П,  Ф,  Д,  Х,  Ф,  М,  Ф,  Б,  Ф…).

 Проговаривание звука «Ф» в слогах:  ФА – ФО – ФУ – ФЫ – ФЭ,

                                                                   АФ – ОФ – УФ – ЫФ – ЭФ.

Фонетическая зарядка.

—   Повтори за мной:   ФА – ФУ – ФИ – ФО;

                                      ФУ – ФЫ – ФЭ – ФА  и  т.д.

Выделение звука «Ф» в словах.

— Наши рыбки помогут нам определить, где находится звук «Ф» в словах :  фартук,  кофта, фара, шарф, фрукты,  флаг, туфли, жираф, конфеты, телефон, фонтан.

Работа с пособием «Рыбки».                                                                               

3. Физкультминутка.        Рыбки весело резвятся

                                            В чистой тёпленькой воде,                

                                            То сожмутся, разожмутся,

                                            То зароются в песке.

Очень трудно так стоять                     Всем известно без подсказки,

Ножку на пол не спускать.                  Буква Ф, как ключ от сказки.

И не падать, не качаться,                     Никогда его у нас

За соседа не держаться.                       Не отнимет Карабас.

4. Знакомство с буквой Ф.

Дидактическое упражнение «На что похожа буква?».

Чтение слогов и слов.

— Ребята, как вы думаете, чьи это атрибуты? Да. Это принадлежит фокуснику. Он передал мне волшебную палочку. Следите за палочкой и читайте:    АФ        ФА        ФАРА

                      ОФ        ФО        ШАРФ

                      УФ        ФУ        КОФТА
                     ИФ        ФИ        ФИЛИН

 Образование слова.

     — Фокусник предлагает  отправиться  на прогулку, а свежий ветерок поможет перенестись нам на лесную полянку.

                         Ой, ты, вольный ветерок,

                         Мчись скорее на восток,

                         В дальний лес лети, лети,

                         Нас с собою захвати.

На доске появляется изображение поляны из цветов.

 — Сколько красивых цветов на этой волшебной поляне. А какие это цветы, мы сейчас узнаем из букв, которые написаны на этих цветах.

Работа с кассой.

    Чтение стихотворения  Берестова о фокуснике и чуде:

                         Фокусник во фрак одет,

                         Факел превратил в букет.

                         Фея выскочит от туда.

                         Фокус это или чудо?

— Так это был фокус или чудо? Хотите стать фокусниками? Открываем кассы и выкладываем слово «бантик». Превратите слово «бантик»  в слово «фантик».  Что для этого надо сделать? (Ответы детей).

                                                             

Работа в тетради.

Дидактическое упражнение «Фонтан». Обведение буквы Ф по контуру.

Письмо буквы Ф.

5. Итог занятия.

    — Спрячьте  руки под стол, на колени, закройте глазки. Я иду и поглажу только того, у кого получились самые красивые буквы.

     — Откройте глаза. Поднимите руки, у кого получились самые красивые буквы. Вы все отлично сегодня справились с заданиями. Занятие закончилось.

         

Разработка занятия логопеда «Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах» — Для занятий — Логопеду

Павлютина Надежда Николаевна

Учитель-логопед

МБОУ СОШ№3 с.Арзгир

Тема : « Дифференциация звуков и букв В-Ф в слогах, словах.»

Цели: — познакомить детей с правильной артикуляцией звуков В и Ф;

— учить дифференцировать звуки В и Ф в слогах, словах;

— развивать слуховую дифференциацию звуков В и Ф;

— развивать умение соотносить звуки В и Ф с буквами В и Ф;

— развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание, самоконтроль;

Оборудование: стилизованные буквы В и Ф, картинки-схемы для характеристики звука, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, слова для прочтения в конвертах, слоговые таблицы.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

— Посмотрите внимательно на картинки(морковь, картофель, лук, помидор, огурец, виноград). Какая картинка лишняя?

2. Работа по теме.

Введение в тему.

— Назовите 1-й звук в слове фрукты.

— Назовите 2-й звук в слове овощи.

— Кто догадался, как называется тема нашего занятия?

— Какие звуки и буквы мы сегодня будем учиться различать на занятии?

1)Уточнение и сравнение артикуляции звуков.

-Произнесите звук В. Какой это звук: 1.согласный или гласный? 2.Звонкий или глухой?(звонкий, т.к. в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладошку к горлышку, то можно почувствовать вибрацию). 3. Может быть твердым и мягким.

— Значит, звук В какой? (согласный, звонкий, твердый, мягкий)

— Произнесите звук Ф. Какой это звук: 1.согласный или гласный? 2.Звонкий или глухой?(глухой, т.к. в его образовании голос не участвует, голосовые связки не вибрируют. Если приложить ладошку к горлышку, то вибрации не слышим). 3. Может быть твердым и мягким.

— Значит, звук Ф какой? (согласный, глухой, твердый, мягкий)

— Чем похожи звуки? (согласные, твердые, мягкие).

— Чем отличаются звуки? (В — звонкий, Ф глухой).

2) Соотнесение звука с буквой.

— Если я произнесу звук В, какую букву вы напишите?

— Если я произнесу звук Ф, какую букву вы напишите?

— Напишите в воздухе строчную (прописную) букву В (Ф).

3) Работа с буквами В и Ф.

— Как думаете, сколько здесь букв В(14) и Ф(8)?

— Подчеркните букву В в ряду букв, зачеркните букву Ф.

Р О В С Ч З В Е В Н Р П ФФ И К Ы Л Ф

А В Л Т М Ф Д В В Щ Ж В Ф Ю Ц Х Э

К В Н В Е Х Р В Ф Т У Ц В О Я Ф Б Г В

я и в ш о ф р ф к в н ф в д э в е ф г й ф й т

4) Чтение слоговых таблиц (хором, индивидуально)

1 2 3

ВА – ФА ФЯ – ВЯ ВЕ – ФЕ

ФО – ВО ФЁ – ВЁ ВЮ – ФЮ

ФУ – ВУ ФЕ – ВЕ ВИ – ФИ

ФЫ – ВЫ ФЮ – ВЮ ВЁ – ФЁ

— Назовите номер столбика, где произносимые звуки В и Ф звучали твердо.

5) Прослушать звуковые сочетания. Записать только согласную букву В или Ф.

— Афа, ава, ова, офа, ыва, ува, ифа, ева, ефа, ефа, уфо,уво.

6) Зашифровать слова.

— Вместо слова со звуком В рисуете треугольник, вместо слова со звуком Ф рисуете круг.

— Какой значок вы нарисуете вместо слова со звуком В (Ф)? Слушайте внимательно.

В= Ф=

— Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, арбуз, кофта, авария, внучка, футбол.

— Сколько слов со звуком В вы зашифровали?

— Сколько слов с глухой согласной вы зашифровали?

— Вспомните слова, которые я называла.

Физминутка.

Две руки хлопают.

Две ноги топают.

Два локтя вращаются.

Два глаза закрываются.

(- Назовите слова со звуком В)

7) Вставить пропущенную букву (на доске).

— Запишите получившиеся слова в тетрадь. Подчеркните букву В желтым карандашом, а букву Ф коричневым.

— Цифра, провод, сверток, кефир, первый, сарафан, ковер, слива, соловей, салфетка, вагон, фигура. (Проводится словарная работа).

8) Ответить на вопрос одним словом. Записать слово-ответ в тетрадь.

— Яблоки, лимоны, груши – это……..

Капуста, огурцы, свекла, морковь – это………

Второй месяц зимы — ……….

Последний месяц зимы — ……

Добрая волшебница – это ……

— Простым карандашом обведите букву В в треугольник, а букву Ф в круг.

9) Игра « Кто больше?»

— Необходимо придумать как можно больше слов имеющих в своем составе буквы В , Ф.

10) Прочитать слова с буквой В, а затем с буквой Ф.

( У каждого ребенка индивидуальная карточка со словами. Читают слова по цепочке.) Например:

Иван, фара, остров, шкаф, фанфары, фарш, клюв, слива, готовить, ловить, ветви, жираф,

Варенье, фотограф, вертолет, фонтан, фантазия,

Вечер, футбол, выбор, велосипед, кафе, фантастика

3. Итог занятия.

С какими звуками мы работали на занятии?

— Чем похожи (отличаются) звуки?

— Если я произнесу звук В, какую букву вы напишите?

— Если я произнесу звук Ф, какую букву вы напишите?

( В конце занятия дети получают оценку 5, но разного размера.)

Литература.

  1. И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос,1995.

  2. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С.Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И допол. – М.: ИКЦ, МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

  4. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005.

VІI. Работа над новым материалом

1. Упр. 63. (с. 45).

— Составьте предложения с каждой группой слов (устно).

— Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Почему?

2. Правило (с. 46).

3. Упр. 64 (с. 46).

— Подчеркните слово, в котором больше звуков, чем букв.

Физкультминутка

 

4. Самостоятельная работа.

Вариант І – упр. 65 (с. 46).

Вариант ІІ – упр. 66 (с. 47).

 

VIІI. Закрепление изученного

1 Работа в группах.

Учитель диктует слова. Ученики І группы записывают слова, состоящие из одного слога, ІІ группа – из двух слогов, ІІІ группы – трёхсложные слова. Затем каждая группа готовит звуко – буквенный анализ 2-3 слов (на выбор).

Ворона, крот, заяц, язык, воробей, флот, март, дружба, зарядка, хорошо, щенок, крем.

 

2. Письмо с комментированием.

Сегодня Таня дежурная. Она вымыла доску, полила цветы.

— Сверху цифрами укажите количество слогов в каждом слове. Подчеркните слово, в котором не совпадает количество звуков и букв.

 

3. Уберите слог так, чтобы получилось новое слово. Запишите его.

 

Радуга, машина, волки, лесник, дорога, баранка, смородина, буквари, бабочка, стрекоза, огород, платочки, олень, забор, беседа.

 

IX.Подведение итогов.

— Как определить количество слогов в слове?

— Всё ли у вас получилось на уроке? Что вызвало затруднения?

 

X.Рефлексия.

XI.Домашнее задание

Упр. 67 (с. 48), правило (с. 46).


 

 

Урок 13. Тема: Перенос слов с одной строки на другую.(с. 48-51).

Цель: познакомить с правилами переноса слов; формировать умение переносить слова в соответствии с правилами переноса; развивать речь; отрабатывать каллиграфию письма; учить дорожить дружбой.

 

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

1. Игра «Кто быстрее».

На доске нарисована лестница. Учащиеся І-й команды по очереди записывают на ней двухсложные слова, а учащиеся ІІ-й команды – трёхсложные слова.

 

 

2. Игра «Собери слово».

 

Спал цветок и вдруг проснулся – Бабочка в траве проснулась,

Больше спать не захотел, Улыбнулась, потянулась,

Шевельнулся, встрепенулся, В зеркало росы взглянула,

Взвился вверх и улетел. Удивилась и вспорхнула.

А. Рожденственский Н. Новоторцева

 

— Отыщите на рисунке буквы,

Составьте из них слова. Определите

Количество слогов в каждом слове.

(Лора, фара, мел, зов, ров, Маша,

Кора, нора, Саша, шар, лом, сом,

Сова, тара, софа, соха.)

 

ІІІ.Сообщение темы и цели урока

IV. Чистописание

я яг яб Яя

ягода яблоко помидор

— Составьте со словами предложения (устно).

— Определите количество букв и звуков в словах. Сверху цифрами укажите количество слогов в слове.

Ягод множество в лесу!

Я их маме отнесу…

Б. Тимофеев

— Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

 

V. Объяснение нового материала

— При переносе слов следует помнить правило:

 

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

 

VI. Работа над новым материалом

Работа с учебником.

1. Правило (с. 49).

— Как следует переносить слова?

!!! ЗАПОМНИТЕ

 

Ты видишь слово в строке, Не запутаемся в слове.

Разбитое на слоги, Мы его перенесём,

Как будто поезд вдалеке По строке опять пойдём.

Мчит по стальной дороге. Зная правила все переноса,

Если знать мы будем слоги Не останемся мы с носом!

В. Волина

 

2. Рассмотрите таблицу «Правила переноса слов» на доске и запишите ещё несколько слов.

 

ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

ли-ния ли-ни-я

мол-ния мол-ни-я

паль-то пал-ьто

подъ-езд под-ъезд

чай-ник ча-йник

зай-ка за-йка

груп-па гру-ппа

суб-бо-та су-ббо-та

 

3. Упр. 68 (с.49).

— Почему важно употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов?

Запись в тетради:

Фрукты: гру-ши, сли-вы, яб-ло-ки.

Овощи: по-ми-до-ры, огур-цы.

 

VII. Закрепление изученного

1. Письмо по памяти.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

А. Яким

— Понравился ли вам поступок мальчика? Чему учит нас это стихотворение?

— Разделите для переноса слова из трёх слогов.

 

Конспект к уроку русского языка «Звук [в] буква В» | Уроки по Русскому языку

Конспект к уроку русского языка «Звук [в] буква В»