Сколько звуков? На каком месте? | Консультация по логопедии:
Сколько звуков? На каком месте?
И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова, сходные по своему звуковому составу.
Но это еще не значит, что ваш ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова — это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Что это значит? Если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово «кот», а он отвечает вам: «В слове «кот» есть звук «о», звук «к» и звук «т»» — это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ — основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Новый этап обучения — новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении звуковому анализу слов этого недостаточно.
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.
Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», — старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д».
В качестве фишек можно использовать любой материал; нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся.
Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом», в которой первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый «д» — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним: «До-о-ом».
Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «до-о-ом». «Какой же второй звук в этом слове? — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку. «Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово «дом» так, чтобы я услышала в нем последний звук».
И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове «дом-м-м»?» — «М-м», — отвечает малыш и ставит на схему последнюю, третью фишку.
Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук д…»
Сделайте несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, сыр, кот, шар, жук, лук, лес, рак. Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.
Какой первый звук в слове «лес»? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: ль-ль-льес — первый звук «ль». А второй? Льэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове «э». А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове лес — «е».
Когда мы предлагаем детям игру «Кто назовет больше слов, начинающихся с того звука, который первый в слове «лес»», то мы должны следить за тем, чтобы называть только слова, начинающиеся с мягкого согласного звука «ль». Мы еще не говорим ребенку о существовании твердых и мягких согласных звуков, но просим его прислушаться к слову. Например, кто-то из детей говорит слово «лошадь». Взрослый приостанавливает игру: «Лошадь»? Давай послушаем первый звук в этом слове: л-л-лошадь. А в слове «лес» — ль-ль-льес. Разве это одинаковые звуки?»
Не думайте, что ребенку это будет трудно. Он слушает слово и слышит его правильно. Мы предупреждаем об этих ошибках именно потому, что гораздо чаще они бывают у взрослого, играющего с ребенком.
На каждом занятии можно разбирать вначале не больше двух слов. Но анализировать эти слова нужно несколькими способами.
Сначала детям просто предлагается разобрать новое слово. Затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками. При этом звукилучше называть не в той последовательности, в какой они стоят в слове, а вразбивку: такого рода задания побуждают детей еще раз обследовать звуковой состав слова по схеме. Например: проведем звуковой анализ слова «лук». Перед ребенком схема, заполненная одинаковыми фишками. Вы просите ребенка: «Убери, пожалуйста, звук «у»». Как это сделать? Ребенок берет указку и, ведя ею по заполненной схеме, произносит: «лу-у-ук». Он нашел на схеме второй звук — «у» — и снимает соответствующую фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.
Очень помогает такая игра. После того как провели звуковой анализ слова, раздайте фишки детям и скажите: «Ты будешь звук «д», ты — звук «о», а ты — звук «м»». Затем взрослый подзывает к себе «звуки»: «Подойди ко мне звук «д», теперь подойди звук «м», а теперь — звук «о»». Дети при этом должны сами встать в том порядке, в каком стоят звуки в слове, чтобы слово можно было «прочесть».
Фишки у всех одинаковые, скажем белые квадратики, и ничто не подсказывает детям, какие звуки они обозначают, но стоит кому-то ошибиться, поставить фишку не в ту клеточку, как все остальные бурно протестуют. Интересно, что ребенок никогда не передвинет фишку-квадратик из одной клеточки в другую: он уберет одну фишку и поставит вместо нее другую. Для нас, взрослых, — точно такую же! Для детей — совсем другую: то был звук «о», а это «д».
Постепенно игру можно усложнить: взрослый раздает детям звуки по номерам: ты — первый звук в слове, ты — второй… А вызывает к себе по названиям звуков: «Подойди ко мне звук «л»». Для того чтобы выполнить такое задание, ребенок, получивший лишь номер звука в слове, должен произнести слово, выделив интонационно этот звук по схеме, — он узнает, какой же именно он звук. Вы увидите: в начале обучения дети каждый раз произносят слово, старательно ищут в нем «свой» звук, но через некоторое время ребенку достаточно бросить беглый взгляд на схему слова, чтобы понять, роль какого звука он исполняет…
Проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать различные задания, развивающие у детей важнейшие мыслительные операции — сравнение, сопоставление, анализ. Например: найти одинаковые звуки в словах «дом» и «мак»; найти разные звуки в словах «дом» и «дым».
Задания могут быть самыми разнообразными, но, давая их, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для хорошо подготовленного, легко справляющегося е вашими заданиями ребенка задания должны быть более сложными (скажем, искать в словах разные звуки труднее, чем одинаковые) — даже такими, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах «дом» и «рак»). Робкого ребенка сложное задание может отпугнуть, вселить в него неуверенность в своих силах. Поэтому задания для таких детей должны усложняться очень медленно и постепенно. Каждый, даже самый маленький, успех такого ребенка нужно отмечать. Нужно хвалить малыша, радоваться его победам.
Характеристики слуха человека – пороги и диапазоны слуха
Порог слуха
Порогом слуха человека называют минимальный уровень звука, который человек может воспринять. Эта характеристика является одной из основных.
От порога слуха зависит слуховая чувствительность: чем ниже порог слуха, тем выше слуховая чувствительность, и наоборот. Диапазон наибольшей чувствительности звука – от 1000 до 4000 Гц. Именно в этом промежутке находится информация о речевых сигналах. Пороги слуха на частоте 200 Гц выше на 35 дБ, а на 100 Гц — на 60 дБ, чем пороги слуха на частоте 1000 Гц.
Нормой считается порог слуха от -10 дБ до +10 дБ. В случаях нарушения слуха пороги могут быть разными – от 20 до 120 дБ.
Источник: введение в аудиологию и слухопротезирование И.В. Королева
Порог дискомфорта
Порогом дискомфорта называется уровень звука, вызывающий у человека неприятные ощущения.
Болевой порог
Болевые ощущения в органе слуха, как правило, вызывает звук, составляющий 130-140 дБ. Кроме того, следует различать порог осязания и болевой порог – в первом случае человек чувствует только давление на барабанную перепонку (130 дБ), во втором – уже болевые ощущения (140 дБ). Порог дискомфорта людей с нарушениями слуха может отличаться от нормы, но болевой порог у всех всегда одинаковый.
Частотный диапазон слуха
Нормой для человека считается способность воспринимать звуки в частотном диапазоне от 20 до 20000 Гц.
Звуки, частота которых выше 20000 Гц, называются ультразвуки, ниже 20 Гц – инфразвуки. Человек может воспринять ультразвук только если его источник приложить к костям черепа – это свойство иногда используется при диагностике нарушений слуха.
Источник: введение в аудиологию и слухопротезирование И.В. Королева
Подходя к исследованию слуха, звуковой частотный диапазон принято условно делить:
на низкие частоты — до 500 Гц;
на средние частоты — 500—3000 Гц;
на высокие частоты — 3000–8000 Гц;
на сверхвысокие частоты — выше 8000 Гц
Динамический диапазон слуха
Динамическим диапазоном слуха называется совокупность уровней звука, которые человек способен воспринимать, в норме это 130 дБ. Разница между самым тихим и самым громким звуком, воспринимаемым человеческим ухом (до осязаемых или болевых порогов), велика – последний выше примерно в 10
В аудиологии динамическим диапазоном слуха именуют диапазон от порога слуха человека до порога его дискомфорта.
Как динамический, так и частотный диапазон у людей с нарушениями слуха может отличаться от нормы.
Дифференциальный порог слуха
Минимальные различия по частоте, интенсивности или длительности звука, воспринимаемые человеческим слухом, называются дифференциальным порогом слуха.
Именно способность обнаруживать минимальные различия между звуками позволяет нам воспринимать речь. Интенсивность и частота дифференциального порога слуха зависит от длительности, уровня и частоты звука. Нормой для человека считается 1–1,5 дБ по интенсивности на частотах 500–4000 Гц при уровне звука 40 дБ.
Причина плохого восприятия речи людьми с нарушениями слуха кроется в увеличении у них дифференциального порога слуха – они просто перестают воспринимать мелкие различия между речевыми звуками.
Бинауральный слух
Способность человека воспринимать звук двумя ушами и обрабатывать поступившие сигналы в соответствующих симметричных слуховых центрах мозга называется бинауральным слухом. Данное свойство обеспечивает так называемый процесс бинаурального слияния – это когда различные по своим характеристикам звуки, поступающие в правое и левое уши человека, воспринимаются слуховой системой человека как единый и цельный слуховой образ. Кроме того, благодаря сравнению звуков, поступающих в правое и левое ухо, слуховая система определяет, где находится источник звука.
Именно бинауральный слух позволяет нам воспринимать речь в шумных условиях – происходит так называемый эффект «бинаурального освобождения от маскировки».
Статья о бинауральном протезировании.
Источник: введение в аудиологию и слухопротезирование И.В. Королева
Слуховая адаптация
Как и остальные сенсорные системы организма человека, слуховая система способна адаптироваться ко внешним условиям. Это проявляется во временном понижении чувствительности за счёт повышения порогов слуха в случаях излишнего звукового воздействия. Благодаря этой способности слуховая система защищает себя от повреждений.
Порог слуха повышается от любого воздействия звука, превышающего этот порог на 10-20 дБ. В случаях кратковременного воздействия звука не выше 80-90 дБ и повышение порога будет кратковременным. При более интенсивном воздействии и повышение порогов слуха будет длиться дольше – до нескольких минут. После прекращения звукового воздействия пороги слуха постепенно возвращаются в исходное состояние.
«День» или «Они»: Учебное пособие по произношению звука «й»
Опубликовано в 02:07 в Без рубрики by1 Нравится
Произнесите вслух «день» и «они»… Слова звучат по-разному? Если нет, то у вас есть особенность английского языка с акцентом, которая характерна для людей с разным языковым фоном.
У каждого языка свой набор звуков. Вы можете обнаружить, что, хотя между звуками вашего родного языка и звуками американского английского языка есть много общего, в американском английском также есть некоторые звуки, которых нет в вашем родном языке. Это одна из основных причин, по которой мы слышим акцент, когда кто-то говорит на английском как на втором языке. Естественно, вы можете вставить ближайший звук из вашего родного языка, чтобы заменить целевой звук в американском английском. Носители испанского и индийского языков часто заменяют звук «т» звуком «д» или «т» в английском языке, в результате чего «они» звучит как «день», а «бедро» — как «галстук». Носители китайского языка могут заменить «s» на «th», в результате чего «something» будет звучать как «some sing».
Что с этим делать? Первый шаг — узнать, чем звук, который вы производите, отличается от звука, который вы пытаетесь воспроизвести. Давайте сравним и противопоставим «д» и «й». Между этими звуками есть два важных различия: расположение языка и воздушный поток. Произнося звук «д», вы кладете кончик языка на выпуклость или гребень за верхними передними зубами. Для звука «th» вы помещаете кончик языка между верхними и нижними зубами. Звук «д» — это хлопающий звук. Воздушное давление нарастает за языком, и вы быстро выпускаете его быстрым выбросом воздуха. Звук «й» — это шипящий или жужжащий звук. Воздух непрерывно проходит мимо языка; вы должны быть в состоянии продержать звук «th» в течение нескольких секунд, в отличие от звука «d».
Теперь вы готовы попробовать произнести звук «й». Сначала поместите кончик языка между верхними и нижними зубами, затем позвольте воздуху непрерывно проходить мимо языка. Вы можете использовать зеркало, чтобы убедиться, что ваш язык расположен правильно. Если вы обнаружите, что не можете произнести звук «й», значит, вы не используете непрерывный поток воздуха. Продолжайте пытаться, пока не сможете удержать звук. Отработайте пары слов, такие как «галстук/бедро», «день/они» и «вздох/бедро», убедившись, что слова в каждой паре звучат по-разному. Вы можете записать себя и воспроизвести запись, чтобы увидеть, как вы это сделали.
После того, как вы усовершенствуете звук «th» в словарных парах, потренируйтесь составлять списки слов с «th».
Удачи с новым звуком! Самое замечательное в звуке «й» то, что его относительно легко выучить. Другие звуки, которые беспокоят говорящих с иностранным акцентом, такие как гласные и страшный звук «р», часто требуют непосредственного и интенсивного обучения от обученного профессионала. Я надеюсь, что этот урок был вам полезен, и вы смогли внести небольшие, но существенные изменения в свою речь.
48. Самый сложный звук в английском языке «th» — Избавьтесь от акцента
Автор: Ольга Смит, 28 апреля 2020 г.
В английском языке есть два звука «th»:
1. Звонкий, как в «that»
2. Незвонкий, как в «thanks».
Чтобы воспроизвести звук, поместите кончик языка между верхними и нижними зубами, чтобы воздух мог пройти. Звучит очень просто. Почему тогда так много людей не могут правильно произнести звук «й». Основная причина в том, что звук «й» не существует во многих языках , и поэтому многие люди борются с ним. Ниже приведены основные трудности со звуком «й» у разных национальностей:
1. Русские, французы и немцы, например, заменяют «th» звуками «s» или «z». Вместо «I th ink» говорили «I s ink», а вместо «то есть» говорили «зет есть». В чем разница между звуками «й» и «с» и «з»? Для «с» и «з» язык за
2. Индийцы и пакистанцы, например, заменяют звук «й» звуками «т» или «д», вместо «что» они сказали бы « д ат», вместо «думаю» говорят «я т чернил». Чем отличается звук «т» от звуков «т» и «д»?
«т» и «т» звуки д» являются взрывными согласными и для их образования необходимо два положения:
и создать небольшой взрыв, поэтому звуки «т» и «д» называются взрывчатые вещества. Звук короткий.
Звук «й», с другой стороны, немного длиннее ( это фрикативный согласный). Чтобы произвести его, вы должны помнить , чтобы выдохнуть и иметь крошечный зазор между зубами и языком, чтобы воздух мог проходить мимо. Многие ошибаются и прикусывают язык, и вместо «й» мы слышим звуки «т» или «д».
Чтобы освоить звук «й», мы рекомендуем вам:
1. Очень медленно прочитайте список слов, начинающихся со звука «й», глядя на свой рот в зеркало . Вот несколько примеров для вас: -й анкс, -й ree, -й ird, -й должен, -й umb, -й ing, 9002 9-й в
Ты видишь свой язык между зубы»? Есть ли крошечная щель для воздуха, чтобы протиснуться мимо?
2.