Страна СОЛНЦА: Русский язык
Урок 6. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
Почему русский язык считают таким богатым? Эту тайну мы постараемся раскрыть в нашем видеоуроке. Мы выясним, сколько в русском языке слов, и вспомним о таких явлениях языка, как многозначность слов, синонимия, эмоционально-оценочная лексика.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки. Буквы я, ё, ю, е— йотированные.
o Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук: я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э].
Если эти буквы стоят в начале
слова, после гласных и разделительных Ъ
и Ь знаков, то они дают два звука: я – [й’а], ё – [й’о], ю- [й’у], е – [й’э]: лён – 3 буквы, 3 звука, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, поёт –
4 буквы, 5 звуков.
При произнесении гласных воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград.
В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И и 10 гласных букв: А-Я,
О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е:
· А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’],[щ’] – всегда мягкие: сон [сон], чаща [ч’ащ’а] .
· Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают согласному команду: «Читайся мягко!», но звуки [ж], [ш],[ц] – всегда твердые: лес [л’ес], ширь [шир’], цифра [цыфра].
o
o [й’] – согласный, всегда звонкий, мягкий звук .
Согласные звуки.
При произнесении согласных воздух встречает преграды. Преградами являются губы, зубы и язык.
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
· Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (сонорные).
· Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С – парные согласные по звонкости-глухости.
· X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
· Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
· Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
1. Запишите слово.
2. Поставьте ударение.
3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
6. Опишите звуки:
o Гласный, ударный или безударный.
o Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
Примеры :
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. | ||
К | [к] | согл., глух., парн., тв., парн. |
О | [а] | глас, безудар. |
Л | [л’] | согл., звон., непар., мягк., пар. |
Е | [э] | глас, удар. |
Ч | [ч’] | согл., глух., непар., мягк., непар. |
К | [к] | согл., глух. , парн., тв., парн. |
О | [а] | глас, безудар. |
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв. | ||
Е | [й’] | согл., звон., непарн., мягк., непарн. |
| [э] | глас, удар. |
Л | [л’] | согл., звон., непарн., мягк., парн. |
Ь | [-] | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
Обратите внимание.
1. Буквы я, ё, ю, е— йотированные.
o
Если эти буквы стоят после согласных, то они дают
один звук:
§ Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
o Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
§ Я – [й’а], Ё – [й’о], Ю – [й’у], Е – [й’э]: Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
2. Безударная гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
§ котик – [ кот ‘ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
3. безударная гласная Е, под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
§ лес [л’э с], весна [в’ исна];
4. в некоторых словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
§ кафе [кафэ];
5. буква И после согласных Ж, Ш, Цдаёт звук [ы]:
§ зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
6. безударная гласная Япод ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
§ мяч – [м’а ч’], рябина – [р’ э б’ и н а], пятно – [ п ‘ и т н о];
7. парные согласные в слабой позиции (в конце слова, перед глухой согласной) произносятся глухо:
§ гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];
8. иногда на месте буквы Гперед глухой согласной произносятся звуки [к] [х]:
§ когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
9. иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
§ сделал – [з’ д’ э л а л].
10. между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
§ зонтик – [з о н’ т ‘и к];
11. иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
§ стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’ э н’ щ’ и к];
12. Запомните, что удвоенные согласные дают длинный звук:
§ группа — [ група] .
13. Запомните, что сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
§ бриться – [бр’ ица] .
14. Запомните, что сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН— [зн]:
§ звёздный – [з в’ о з н ы й’], лестница – [л’ эс ‘н’и ц а].
15. Запомните, что иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:
§ конечно – [ кан ‘ эшна ] , что — [ш т о].
16. Запомните, что в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
§ белого – [б е л а в а].
Звуко-буквенный анализ слова
Один из самых трудных разделов русского языка — фонетика. В период обучения грамоте, казалось, все учащиеся поняли эту тему, а сейчас в учебнике русского языка появились задания, где ребята должны сами выполнить звуко-буквенный анализ слов. На уроках русского языка разборам мы уделяем много времени, но для того чтобы было легче не только ребятам, но и их родителям я решила выложить дополнительно несколько памяток.
Цветные памятки взяты из интернета, где можно найти много интересной и полезной информации.
Порядок звуко — буквенного анализа слова
(фонетический разбор).
- Запиши слово, раздели на слоги, поставь ударение, сделай транскрипцию слова.
- Запиши, сколько букв, сколько звуков, сколько согласных, сколькогласных, сколько
слогов.
- 3. Запиши, какой буквой на письме обозначается этот звук.
- 4. Дай характеристику каждому звуку в слове по порядку.
Если звук гласный (гласн.), то он ударный (уд.) или безударный (безуд.).
Если звук согласный (согл.), то он:
звонкий (зв.) или глухой (гл.)/ парный (парн.) или непарный (непарн. ) по глухости-звонкости;
твёрдый (тв.)или мягкий (мягк.) / парный или непарный по твёрдости-мягкости.
Оформляй запись так:
Ёл/ка — [й ’ о л к а ]- 4 б., 5 зв., 2 слога
[й ’] – согл., зв./ непарн, мягк./ непарн.
ё [о ] – гл., уд.
л [л ] – согл., зв./ непарн., тв./ парн., [ л`]
к [к ] – согл., глух./ парн.[ г ], тв./ парн.[ к`]
а [а ] – гл., безуд.
Ре/ка — [р’ и к а] – 4б., 4зв., 2 слога.
р [р’] – согл., зв./ непарн., мягк./ парн.[р]
е [и ] – гл/, безуд.
к [к ] – согл., глух./ парн.[ г], тв./ парн.[ к`]
а [а ] – гл/, уд.
Не дают звука: ъ ь
Когда йотированные гласные (е,ё, ю, я) в транскрипции обозначают два звука?
- Если слово начинается с йотированной гласной:
Ель – [ й’э л’], ёлка – [й’о лка], яшма – [й’а шма], юла – [ й’ула]
- Если йотированной гласная стоит после обычной гласной:
Шествие – [шэств’ий’э], гиена – [ г’ий’э на].
- Если йотированная гласная стоит после разделительного мягкого и твердого знаков:
Семья – [ c’им’й’а], веселье – [ в’ис’э л’й’э].
ПАМЯТКА КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
(ПОМНИ! Работу над ошибками выполняют каждый день!)
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.
Например: Москва – столица нашей Родины.
3.Слог.
Раздели слова на слоги. Делай так: У/чи/тель
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на
5. Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: окунь, рысь, уголь
.
6. Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: мальчик, школьник, коньки.
7. Гласные после шипящих.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
8. Сочетания чк-чн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: девочка, ночка.
9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень. Делай так: волна , волны
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
Запомни, как оно пишется: ребята, ребята, ребята.
11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово. Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Таня, Саша, Андрей.
13. Большая буква в кличках животных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.
14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.
15. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
16. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса: группа, рассказ, коллектив
груп-па, рас-сказ, кол-лектив
17. Разбор предложения по членам.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так: Утренняя роса покрывала траву.
роса (какая?) утренняя
покрывала (что?) траву
18. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так: поездка, походка
19. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
звёздный (звезда, звёздочка)
20. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, подержали.
21. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, приехал, переехал.
22. Правописание суффиксов.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
23. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.
24. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление
25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Луч, товарищ, шалаш (муж. род)
Ночь, речь, печь (жен. Род)
26. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. не был, не выучил, не знал
27. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
предл. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
Например: машина, малыши, карандаши.
28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные.Прилепили – при-ле-пи-ли.
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Например: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., П.п.
31. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
32. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
(что делать?) улыбаться
33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)
ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)
34. Звукобуквенный разбор.
Выполни правильно, без ошибок.
Правила переноса
Правило | Примеры |
Слова переносятся только по слогам! | Мо-ло-ко, кор-зи-на |
Одну букву переносить и оставлять на строке нельзя. | Оля, юла |
В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку. | Ан – на, сум – ма. |
Буквы й, ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы. | Конь – ки, объ – езд, зай – ка. |
ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу. О-ттечь, да-нный. НО, при переносе слов с двойными согласными, одну букву оставляйте на строке, а другую переносите: ван-на, длин-ный, искус-ство.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
Поэтому: 1. Масло (ма-сло) 2. Бездна (бе-здна) 3. Мольба (моль-ба) 4. Волна (вол-на) 5. Ра-скра-ска. 6. Майка (май-ка).
Пособия:
- Тренажёр «Безударные гласные, проверяемые ударением (2-4 класс)» Полуянова О.Д. Смотрим.
- 75 упражнений на все правила русского языка (О.Д.Ушакова). Смотрим.
- Русский язык 2 класс. «15 уроков» за 15 минут». Смотрим.
- Тренажеры по русскому языку «Словарные слова». Смотрим.
- «Русский язык для наших детей» (тренировочные задания, тесты).Смотрим.
Правила русского языка
Правила русского языка.
1. Предложение и слово
2. Гласные и согласные звуки и буквы.
3. Слог, слов, ударение
4. Мягкие и твёрдые согласные звуки
5. Звонкие и глухие согласные звуки
6. Однокоренные слова
7. Алфавит
8. Правила ОРФОГРАФИИ
Предложение — это наименьшая единица общения. Оно характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Слова в предложении связаны грамматически, т. е. с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу. Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого или одного из них. |
Виды предложений по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии: В саду расцвели яблони и груши. Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа: Который час? Побудительные предложения побуждают собеседника к действию, Не шумите, пожалуйста. |
Предложения могут различаться не только по цели высказывания, но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией, называются восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак: Какое прекрасное утро! |
Морфологический разбор слова «утренний»
Часть речи: Прилагательное
УТРЕННИЙ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.
Начальная форма слова: «УТРЕННИЙ»
Слово | Морфологические признаки |
---|---|
УТРЕННИЙ |
|
УТРЕННИЙ |
|
Все формы слова УТРЕННИЙ
УТРЕННИЙ, УТРЕННЕГО, УТРЕННЕМУ, УТРЕННИМ, УТРЕННЕМ, УТРЕННЯЯ, УТРЕННЕЙ, УТРЕННЮЮ, УТРЕННЕЮ, УТРЕННЕЕ, УТРЕННИЕ, УТРЕННИХ, УТРЕННИМИ, УТРЕННЯ, УТРЕННЕ, УТРЕННИ, ПОУТРЕННЕЕ, ПОУТРЕННЕЙ
Разбор слова по составу утренний
утренн
ий
Основа слова | утренн |
---|---|
Корень | утр |
Суффикс | енн |
Окончание | ий |
Разобрать другие слова
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «УТРЕННИЙ» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Найти синонимы к слову «утренний»
Примеры предложений со словом «утренний»
1
Постройка нервно принимала утренний слой краски, как утренний туалет светская дама, опаздывающая на светский раут.
Продаются роли!, Роман Шабанов, 2012г.
2
У кассира был сиплый утренний голос и утренний несколько помятый вид, при том что корпоративная форма на нем была чиста и выглажена.
Отдел, Алексей Сальников, 2018г.
3
На брусчатке дороги роса ещё не имела времени высохнуть, хотя длинные лучи утреннего солнца втискивались кое-где, разрезая утренний полумрак.
Из жизни авантюриста. Эмиссар (сборник), Юзеф Игнаций Крашевский, 1872, 1869г.
4
После омовения совершаем утренний намаз, ёжась на утреннем ветру.
Страна А., или Автостопом по Афганистану, Антон Кротов
5
Дул легкий утренний ветерок, навевая в открытое настежь окно утреннюю свежесть.
Вкус полыни. Сборник рассказов, Андрей Юрьевич Ротнов
Найти еще примеры предложений со словом УТРЕННИЙ
Reveille Определение и значение — Merriam-Webster
rev·eil·le ˈre-və-lē
британский ri-va-lē,
или -ve-
1
: сигнал к утреннему подъему
2
: сигнал горна около восхода солнца, сигнализирующий о первом воинском строю дня
также : формация подала такой сигнал
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Двухминутное молчание по всей Великобритании ознаменовало окончание службы вместе с reveille , национальный гимн и королевский волынщик, играющий плач. Время , 19 сентября 2022 г. Директор музея Форт-Сэм-Хьюстон Жаклин Дэвис отметила, что еще в 1840-х годах вооруженные силы использовали барабанную дробь с подъемом после восхода солнца и отступлением на закате, чтобы собрать войска для переклички. Рене А. Гусман, ExpressNews.com , 5 февраля 2020 г. Заключенных в Терезиенштадте заставляют стоять на морозе ноябрьского утра 9 сентября.0027 подъем : Комендант лагеря хочет проверить разработанную им небольшую теорию о воздействии переохлаждения. Тоби Лихтиг, WSJ , 21 февраля 2020 г. Двести сорок один морской пехотинец, большинство из которых спали, потому что подъем был еще в восьми минутах ходьбы, были убиты. Робин Райт, The New Yorker , 23 октября 2019 г. Ее команда также reveille , тем не менее, вызывая вековую трудовую этику Диснея. Энтони Лейн, The New Yorker , 19 июля 2019 г. Эти репетиции были в полном разгаре к 7:30 утра. Стив Хендрикс, Washington Post , 11 июня 2018 г. Коди Уильямс был горнистом в казармах, единственном посту морской пехоты в стране, который до сих пор трубит в рожок на ежедневные звонки 9 человек.0027 пробуждение , церковь, столовая и т. д. Стив Хендрикс, Washington Post , 11 июня 2018 г. 23 апреля — пойман спящим после пробуждения и поставлен на учет. Фиби Уолл Ховард, Detroit Free Press , 28 мая 2018 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «побудка». Взгляды, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
модификация французского réveillez , повелительное наклонение множественного числа от réveiller пробуждать, от среднефранцузского reveiller , от re- + eveiller пробуждать, от вульгарной латыни *exvigilare , от латинского ex- + vigilare бодрствовать, больше бодрствовать бдительный
Первое известное использование
1644, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование reveille было в 1644 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
reveilleраскрывать
пробуждение
подъемный пистолет
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Подъем».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/reveille. По состоянию на 17 ноября 2022 г.rev·eil·le ˈrev-ə-lē
1
: сигнал к утреннему подъему
2
: сигнал горна около восхода солнца, сигнализирующий о первом военном построении дня
Английский: перевод reveille для говорящих на испанском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Часть 1: Аудирование для тренировки произношения
Вы здесь
Главная » Модуль 1: Лучшее слушание » Часть 1: Аудирование для тренировки произношения
Введение
В этом первом модуле этого модуля аудирование, мы проиллюстрируем несколько упражнений, которые вы можете использовать в своем классе, чтобы улучшить понимание ваших учеников на слух, помогая им понять различия в произношении. Как учитель английского языка, вы, возможно, уже знакомы с фонетическими символами для звуков в английском языке. Если нет, вы можете обратиться к любому хорошему словарю английского языка (например, Oxford/Cambridge/Longman’s Advanced Learners’ Dictionary), в котором есть ключи произношения. Это поможет вам ознакомиться с фонологической информацией об английских звуках, что, в свою очередь, позволит вам разработать классные занятия для развития навыков слушания ваших учащихся. Как вы, наверное, знаете, произношение английских слов различается в зависимости от того, на какую часть слова падает ударение, какая гласная долгая или краткая, какие слова в предложении произносятся в слабой форме и так далее. Чтобы иметь возможность понимать и правильно реагировать на разговорный английский язык, учащиеся JSS должны знать о таких различиях, когда они слышат разговорный английский. Занятия в этом разделе будут сосредоточены на том, чтобы дать учащимся возможность услышать различия в произношении в соответствующих контекстах, чтобы они могли использовать эти навыки для прослушивания в реальной жизни. На этом уровне мы настоятельно рекомендуем вам не обучайте своих студентов фонологическим символам, потому что такого рода технические знания не помогут им в реальных коммуникативных ситуациях. Вместо этого вы можете использовать свои технические знания для разработки заданий на произношение для занятий в классе.
Результаты модуля
По завершении этого модуля вы сможете:
Результаты |
|
Терминология
Терминология | L1 (первый язык): | Язык, приобретенный при рождении, обычно неформально. |
Фонетические символы: | Символы, разработанные Международной фонетической ассоциацией для обозначения каждого отдельного звука человеческого языка, например, гласных и согласных звуков. | |
Фонологический: | Отношение к звукам определенного языка (например, к гласным и согласным звукам английского языка). | |
Слабые формы: | Безударные формы структурных/служебных слов, таких как вспомогательные глаголы, местоимения и артикли в английском высказывании. |
Информация для поддержки учителей
Возможно, вы знаете учителей, которые не считают необходимым обучать навыкам слушания. Это печально, потому что люди на самом деле больше слушают, чем читают с целью извлечения, понимания и оценки информации. Навыки аудирования будут развиваться только тогда, когда учащиеся будут иметь возможность слышать английскую речь в естественном контексте. Поскольку домашняя среда ребенка может не предлагать такой контекст, важно включать занятия в классе, где учащиеся могут слушать образцы устной речи, которые представляют или воссоздают использование английского языка в реальной жизни. В разделах «Ресурсы» представлены отрывки для прослушивания, которые вы можете прочитать в обычном разговорном стиле или воспроизвести на аудио- или видеоплеере.
Тематическое исследование
Практический пример | Г-н Ауду работает учителем английского языка в JSS в Нигерии. Когда в прошлом году он начал вести новую группу, он понял, что его ученики не понимают английский язык, на котором говорят по радио. Они настраивались только на музыкальные каналы и пропускали другие программы по радио. Он также заметил, что студенты смотрели только картинки по телевизору и не могли понять, о чем идет речь. Он решил, что должен что-то сделать, чтобы помочь своему классу развить интерес к прослушиванию новостей и других программ как по радио, так и по телевидению. Он также решил, что ему необходимо развивать у своих учеников интерес к аудированию, поскольку он хотел улучшить их способности к чтению. Он понял, что нет доступных материалов. Были отрывки из учебников для обучения пониманию прочитанного, но не было отрывков для обучения пониманию на слух. Он решил попробовать свои собственные стратегии. Г-н Ауду, который не был уверен в своих навыках разговорной речи, решил попрактиковаться в устной речи дома и попытался добиться того, чтобы:
Он также выбрал несколько записанных материалов из Центра ресурсов для учителей. Однако сначала ему пришлось:
Убедившись, что эти проблемы решены, он сделал упражнения для своих учеников, чтобы выполнить , в то время как и после прослушивания записей. Студенты сочли этот новый учебный ресурс интересным, и примерно через месяц практики их учитель обнаружил, что они проводят больше времени, слушая радио- и телепередачи и развлекательные программы на английском языке. |
Вопросы для размышления |
|
Упражнения
Упражнение 1: Различение звуковых различий
Деятельность 1 | Носители английского языка, говорящие на втором языке, часто путают произношение долгих и кратких гласных английского языка. Некоторые из этих различий обнаружены в корабль и овца , полный и дурак , чайка и девочка и так далее. Студенты обычно могут распознавать или произносить эти слова правильно, когда они произносятся изолированно. Однако, когда они слышат одни и те же слова в определенном контексте, они часто не могут различить разницу в произношении. Это иногда приводит к плохому пониманию разговорного английского языка. В этом упражнении вы можете помочь учащимся осознать разницу между словами, в которых есть долгие и короткие гласные между одними и теми же согласными звуками. Прежде чем учащиеся выполнят задание, воспроизведите текст на Ресурс 1 один раз (или прочитайте стенограмму) и проведите общее обсуждение истории. Затем дайте им лист, подобный приведенному ниже, и попросите их обвести слово, которое они услышат, слушая текст во второй раз. Например, первое слово они услышат сон , а второе проскользнуло .
Чтобы дать вашим учащимся больше практики в различении звуковых различий, вы можете выполнить аналогичные действия с другими сопоставимыми наборами слов. Некоторые примеры: длинные звуки /u:/ и короткие звуки /u/ ( 9звуки / и /a:/ ( булочка и сарай ) и т.д. это напоминает контексты реальной жизни. Это упражнение поможет им распознавать звуки, когда они слышат их вне класса, и улучшит их понимание разговорного английского языка. |
Упражнение 2: Определение различий в словесном ударении
Деятельность 2 | Как и в других языках, в английском есть фиксированное ударение для слов, содержащих более одного слога. Это означает, что определенный слог в слове произносится с большей силой, чем другие. Например, слово пример всегда произносится с ударением на втором слоге (иг-зам-пл), а слово произношение имеет ударение на четвертом слоге (про-нант-си-эй-шун). Иногда одно и то же слово имеет разное произношение в зависимости от того, используется ли оно как существительное, прилагательное или глагол. Например, слово настоящее произносится с ударением на первый слог, когда используется как существительное (PRE-zent), и на второй слог, когда используется как глагол (pri-ZENT). Это упражнение должно помочь учащимся заметить эти различия в ударении, когда слова используются в определенном контексте. Прежде чем приступить к упражнению, проведите учащихся по приведенному ниже списку слов, повесив их на доску и каждый раз произнося с правильным ударением. Для выполнения задания попросите учащихся прослушать отрывок на Ресурс 2 (вы можете произнести их вслух или воспользоваться аудиозаписью) и подчеркнуть ударную часть каждого выделенного слова (т. е. слог). Вот слова для доски. PRE-SENT (существительное) pre-SENT (глагол) RE-CORD (существительное) re-CORD (глагол) OB-ject (существительное) ob-JECT (глагол) PRO-duce (существительное) pro-DUCE (глагол) AB-sent (прилагательное) ab-SENT (глагол) RÉ-sumé (существительное) re-SUME (глагол) CON-DUCT (существительное) CON-DUCT (глагол) |
Упражнение 3: Распознавание использования слабых форм
Деятельность 3 | Как вы, без сомнения, знаете, английский — это язык с временным ударением, то есть в предложении ударение падает через равные промежутки времени. Это придает разговорному английскому свой определенный ритм, и иногда этот ритм создает проблему для слушателей, у которых нет подобного ритма в их родном языке. Одной из особенностей английского ритма, которая обычно вызывает проблемы с пониманием, является использование слабые формы . Например, при произнесении изолированно вспомогательные глаголы или артикли, такие как would, have или a , произносятся с гласными в их сильных (нормальных) формах — /wud/, /hæv/, /ei/. Но в высказываниях они произносятся в своих безударных, слабых формах — /d/, /v/, /ǝ/, как в следующих предложениях:
В классах учителя обычно говорят с учениками медленно, тщательно произнося каждое слово для облегчения понимания. Хотя это хорошая стратегия при объяснении концепции, она не дает учащимся возможности познакомиться с «настоящим» английским языком, с которым они столкнутся за пределами класса. В этом упражнении вы сможете дать учащимся возможность попрактиковаться в понимании английского языка с нормальной скоростью разговора, когда используются слабые формы. Прежде чем приступить к работе, обсудите в классе сокращенные формы глаголов. (Вы также можете обратиться к Занятие 2 из Раздел 2 в Модуль 6 — Коммуникативная грамматика для обсуждения сокращенных форм.) Это обсуждение предназначено для того, чтобы освежить знания ваших учащихся об использовании сокращенных форм в неформальном английском языке. Например, вы можете предложить учащимся выполнить следующее упражнение в парах. Вы также можете попросить их добавить в список похожие слова. В колонке 2 запишите полную форму сокращения в колонке 1.
Обсудите в классе, как эти сокращенные формы являются письменными версиями слабых форм глаголов, и как люди используют эти слабые формы в неформальной беседе. Если учащиеся хотят легко понимать, что люди говорят в разговоре, они должны ознакомиться с этой особенностью разговорного английского языка. Для выполнения задания скажите учащимся, что они дважды прослушают разговор ( Ресурс 3a ). Первое время их просто придется внимательно слушать. Во второй раз им придется заполнить пропуски в отрывке ( Ресурс 3b ) полными формами слов, которые они слышат. Чтобы дать вашим ученикам больше практики, вы можете объединить их в группы по четыре человека (т. е. сделать две пары). Первая пара подготовит диалог, аналогичный диалогу в Ресурс 3a и пообщайтесь. Другая пара должна будет записать слова, которые произносятся в их слабой форме. Затем пары повторяют действие; вторая пара пишет свой диалог, а первая пара выполняет задание. |
Обзор блока
Сводка | В этом разделе мы рассмотрели несколько важных аспектов разговорного английского языка, с которыми должны быть знакомы студенты JSS. Навык аудирования улучшается только тогда, когда учащиеся регулярно знакомятся с разговорной формой языка. Кроме того, практика произношения слов по отдельности не очень помогает, так как в разговорах люди склонны говорить быстрее и использовать определенные условности, такие как, например, слабые формы. Чтобы учащиеся могли понимать разговорный английский, вы должны использовать задания, включающие предоставление ответов как на в то время как и после прослушивания . |
Отражения
Отражение |
|
Ресурсы
Ресурс 1: Пэт и
Овца на корабле НояРесурс 1 | Эта стенограмма рассказа показывает разницу в произношении между кратким /i/ и долгим /i:/ звуками английского языка. Вы можете воспроизвести аудиоверсию или прочитать ее в классе с обычной скоростью разговора для выполнения задания. Текст должен быть прочитан дважды, при этом учащимся предлагается только прослушать в первый раз. Прежде чем читать текст во второй раз, объявите, что они должны выполнить задание 9.0027, а они слушают. |
Стенограмма
«Мама, мама, проснись!» — закричала Патрисия.
Салли зевнула и потянулась. «Сможет ли этот ребенок когда-нибудь уснуть?» она думала. Внезапно она услышала стук. «О, нет!» — подумала Салли. — Пэт, должно быть, снова поскользнулся! «Мумия!» она услышала детский крик. Ее глаза распахнулись и увидели разлитое по всей кровати молоко. Ее дочь пыталась наполнить пролитое молоко обратно в бутылочку. Салли прикусила язык, чтобы не закричать. — Думаю, я сейчас ее побью! пробормотала Салли про себя. Но прежде чем она успела что-то сказать, Пэт бросилась прямо в объятия Салли. Салли заметила, что у дочери порез над верхней губой. Салли быстро спрыгнула с кровати и побежала в ванную за антисептиком. Она вернулась и обнаружила Пэт, стоящую рядом с ее кроватью и смотрящую на нее. В одной руке она держала разбитую молочную бутылку, а в другой — сборник сказок. Салли вдруг поняла, почему ее дочь пришла к ней. Было 7 часов утра. «Мама, расскажи, пожалуйста, мне историю о паршивой овце на корабле Ноя!» — умоляла она. Салли рассмеялась. Как легко ребенок забыл о своем падении и своем голоде! Салли быстро очистила банан, скормила его Пэт и запихнула себе в рот таблетку от головной боли. «Она действительно милый и умный ребенок», — подумала Салли. Она должна не забыть рассказать мужу о событиях сегодняшнего утра!
Аудио | Файл ресурсов
Эту аудиозапись также можно найти на DVD по следующему адресу: |
Ресурс 2a: Объявление Аллена (стенограмма)
Ресурс 2а | Аллен: Всем доброе утро! Пожалуйста, обратите внимание на это объявление. Амина: Минуточку! Я не думаю, что все здесь — Рикки отсутствует, как и Шейла. Аллен: Ну, я не могу держать объявление только потому, что они решили пропустить работу! Для нас есть хорошие новости — для вас есть подарок, если вы точно представите отчет о деятельности за последнюю неделю. На видео ребята запишут лучшую презентацию! И босс хочет, чтобы лучший докладчик отправил свое резюме на мой стол, чтобы ваше продвижение могло быть обработано! Амина: Я не возражаю против повышения по службе, но какой смысл в таком повышении? Аллен: Мы вернемся к этому через некоторое время. Ладно, ребята! Кто будет вести сегодняшнюю сессию? Помните, что за хорошее поведение тоже будут оценки! Амина: Не будем забывать, что в конце дня мы должны подготовить хороший отчет. Аллен: Верно. И после этого всем приказано возобновить работу — никакого праздника, ребята! |
Аудио | Файл ресурсов
Эту аудиозапись также можно найти на DVD по следующему адресу: |
Ресурс 2b: Объявление Аллена (рабочий лист)
Ресурс 2b | Подчеркните часть слова (слог), на которую падает ударение в каждом слове, которое вы слышите.
|
Ресурс 3a: Практика слабых форм (расшифровка)
Ресурс 3а | Учитель: Кенни, почему ты не был в классе всю неделю? Кенни: Извините, Учитель. Мне нездоровилось. Учитель: Хорошо, я должен отметить тебя как отсутствующего на весь период. Почему не получить справку от врача? Кенни: Она сейчас вне страны, Учитель. Я попрошу ее написать, когда она вернется на следующей неделе. Учитель: Мы закончили три главы за последние несколько дней, так что вам придется закончить домашнее задание по всем из них. Кенни: Я хотел бы встретиться с вами после занятий, Учитель, если вам бесплатно. Учитель: Я уверен, что мы можем что-нибудь устроить, Кенни. Встретимся сегодня после занятий в четыре. Кенни: Спасибо, сэр. Я возьму с собой отца. Он хотел встретиться с вами, чтобы обсудить это. |
Аудио | Файл ресурсов
Эту аудиозапись также можно найти на DVD в следующем месте: |
Ресурс 3b: Отработка слабых форм (рабочий лист)
Ресурс 3b | Учитель: Кенни, почему ______ ты был в классе всю неделю? Кенни: Извините, Учитель. Я ______ был нездоров. Учитель: Что ж, я ______ должен отметить ваше отсутствие на весь период. Почему ________ вы _______ получаете справку от своего врача? Кенни: Она ______ сейчас за границей, Учитель. Я ______ попрошу ее написать, когда она вернется на следующей неделе. Учитель: Мы ______ закончили три главы за последние несколько дней, так что вам ______ нужно выполнить домашнюю работу по всем из них. Кенни: Я ______ хотел бы встретиться с вами после занятий, Учитель, если вы ______ свободны. Учитель: Я ______ уверен, что мы можем что-нибудь устроить, Кенни. Встретимся сегодня после занятий в четыре. Кенни: Спасибо, сэр. Я ______ беру с собой отца. Он ______ хотел встретиться с вами, чтобы обсудить это. |
Вопрос и ответ учителя
Обратная связь | Вопрос: В классе мы читаем уроки английского вслух ученикам, прежде чем заставить их читать их самим. Разве этого недостаточно, чтобы помочь им научиться хорошему произношению? Ответ: Прослушивание того, как учитель читает урок на английском языке, является эффективным средством обучения учащихся хорошему произношению. Однако в учебнике английского языка может не хватить экземпляров языка, на котором говорят в реальной жизни, как в форме разговоров. Учащимся необходимо знакомство с неформальным английским языком, на котором говорят в реальном мире, а не только с языком рассказов и стихов. |