Упражнения фонетический разбор: Фонетика. Фонетический разбор слова (упражнения и тест)

Упражнения по теме «Фонетика» 8 класс | Тренажёр по русскому языку (8 класс):

Фонетический анализ слова.

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь

б) отдых

в) посадка

г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь

б) рыдать

в) приют

г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь

б) нежное

в) каюта

г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться

б) алюминиевый

в) раскрепоститься

г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы

б) колесо

в) поход

г) редкий

6. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный

б) лошадь

в) мягкость

г) снег.

7. В каком слове произносится звук [п’]?

а) используется

б) голубь

в) продавец

г) попадья

8. В каком слове произносится звук [с]?

а) мороз

б) сдоба

в) сбить

г) ошибиться

9. В каком слове произносится звук [ф]?

а) эффект

б) завтрак

в) бенефис

г) дефект

10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

а) свекровь

б) рассердиться

в) вьюжная

г) въедливый.

Фонетический анализ слова.

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь

б) отдых

в) посадка

г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь

б) рыдать

в) приют

г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь

б) нежное

в) каюта

г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться

б) алюминиевый

в) раскрепоститься

г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы

б) колесо

в) поход

г) редкий

6. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный

б) лошадь

в) мягкость

г) снег.

7. В каком слове произносится звук [п’]?

а) используется

б) голубь

в) продавец

г) попадья

8. В каком слове произносится звук [с]?

а) мороз

б) сдоба

в) сбить

г) ошибиться

9. В каком слове произносится звук [ф]?

а) эффект

б) завтрак

в) бенефис

г) дефект

10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

а) свекровь

б) рассердиться

в) вьюжная

г) въедливый.

 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)

1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)

1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей.  (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)

1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла.  (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)

Ключ к тесту: 1) в; 2) а; 3) а; 4) б; 5) в; 6) а; 7) б; 8) а; 9) б; 10) г.

Упражнение 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть

в) премировать б) знамение г) ходатайствовать в) столяр в) мЕльком в) разогнутый

– Докажите на примерах, что русское ударение бывает разноместным. (Торты – ударение падает на первый слог, звонит – на второй, баловать – на третий.)

– Приведите примеры, когда ударение бывает подвижным. (Тво́рог – творо́г.)

Цитата из аналитического отчёта ФИПИ: «…Наибольшие затруднения вызвали задания, в которых необходимо было указать слово, имеющее в своём составе только звонкие или только глухие согласные звуки… Неразличение звуков и букв – главная причина ошибок экзаменуемых в данном случае…».

Сегодня мы постараемся систематизировать ваши знания по фонетике, активизировать умение различать звуки и буквы.

– Что такое буква? (Это графическое изображение звука.)

– Давайте же вспомним основные понятия.

– Что изучает фонетика? (Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

– Как знание фонетики может помочь освоить орфографию?

Орфография (от греч. orthos прямой,  правильный  +  grapho  пишу)  (правописание). Исторически сложившаяся система правил написаний, которая используется в письменной речи. Орфографические правила – обобщающие предписания, например: 1) о написании слов и значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую.

Образец фонетического разбора.

Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

с –

и [и́] – гласный, ударный.

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

    [а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков

– Перед нами образец письменного фонетического разбора. Вспомним сведения, необходимые для его выполнения.

– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные. )

– На какие группы делятся согласные? (Звонкие – глухие, мягкие – твёрдые.)

– Какие согласные звуки всегда твёрдые? ( [ж], [ш], [ц].)

– Какие согласные звуки всегда мягкие? ( [й’], [щ’], [ч’].)

– Какие согласные звуки всегда звонкие? ( [л], [м], [н], [р], [й’].)

– Какие согласные звуки всегда глухие? ( [щ’], [х], [ц], [ч’].)

Кстати, глухие согласные легко запомнить:  «Стёпка,  хочешь  щец?»  – «фи!»

– Какие буквы могут обозначать разное количество звуков? (Е, ё, ю, я.)

– В каких случаях возникает звук й? (В начале слова, после разделительных ъ и ь, после гласных.)

– Какие буквы звука не обозначают? (ъ и ь.)

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Дополните высказывания.

а) Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов, называется … (фонемой).

б) Редукция характерна для … (гласных) звуков.

в) Замена звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным парным ему глухим называется … (оглушением).

г) Безударное слово, которое примыкает к следующему за ним слову, имеющему ударение, называется … (проклитикой).

д) Все гласные под ударением находятся в … (сильной) позиции.

– Ответьте на вопрос: какие фонетические процессы можно охарактеризовать в записанных словах?

дуб, садовод,                         Процессы оглушения

просьба,                         озвончения

ясный, льёт, маяк                        обозначение буквами я, ё двух звуков

                        в начале слова, после ь и после гласной

группа, колонна,                         удлинение согласного

ненастная, окрест-                непроизносимые согласные

ность.

Практическая работа

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его

Учить  -> учитель  ->  …   -> учительствовать

  • учительский              
  • учительница
  • учение
  • учительство

Новый ->  обновить  -> …  ->   возобновление

  • обновитель
  • обновка
  • возобновить
  • новизна

Общий ->  обобщить  -> …  ->  обобщенно

  • обобщенный
  • общество
  • приобщение
  • обобщение

Пар  ->  парить -> …  ->  испарение

  • парной
  • испарить
  • парильня
  • парник
  • Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет  -> светить  -> …  ->  освещение

  • осветитель
  • светлый
  • осветить
  • просвет

Сказать -> предсказать  ->  … -> предсказательница

  • сказание
  • рассказывать
  • предсказывать
  • предсказатель

Ходить -> походить ->  поход  -> … -> по-походному

  • походка
  • похождение
  • походный
  • выход

Живой -> живить -> оживить  ->… -> оживленность

  • оживление
  • оживленно
  • живительный
  • оживленный

Тьма -> темный -> темнеть -> …  -> потемнение

  • темнота
  • затемнение
  • потемнеть
  • темноватый

Задание 3.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • зачеркнув
  • возвращение
  • полосатый
  • отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • безопасный, безотрывный
  • безоглядный, безотказный
  • безоружный, безобидный
  • безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, расположенные суффиксальным способом?

  • сапожок, зубной, землянка
  • вбежать, красавец, глупыш
  • дипломник, циркач, предыстория
  • вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочным способом?

  • разбить, нерадостный, предгрозовой
  • перепрыгнуть, внеклассный, чернослив
  • навсегда, подземный, пылесос
  • побольше, хлебозавод, внучок

В каком ряду расположены слова, расположенные приставочно-суффиксальным способом?

  • разрыдаться, привокзальный, наибольший
  • по-зимнему, сослуживец, наручник
  • наконечник, досрочный, премилый
  • закавказский, нахлебник, просмотреть
  • Задание 4.

Создать таблицу 2х2. Сгруппировать слова по значению корня МИР в разные столбцы. Дать названия столбцам таблицы. Миропонимание, мировоззрение, всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мирно, умиротворенный, мировосприятие, мир, мировидение, миролюбие, миросозерцание, миротворец, мироощущение, мирской.

Задание 5.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

Задание 6.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

1) однокоренные слова

2) формы одного и того же слова

Осень – пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями – всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

    А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 7.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу.

¬∩□

¬∩∧□

∩∧О∩∧□

Всхлип, безопасный, единовластный, взрыв, безотрывный, златотканый, вспять, безоглядный, черноморский, стекловидный, вход, вскачь, встарь, безотказный, основоположник, всплеск, любознательный, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, метростроитель, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос, конноспортивный, безотрадный, вскользь, железнодорожный, жетончик, приоткрыть.

Занимательные упражнения на уроках русского языка в 5-м классе «Фонетика»

Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить [1]:

Из слова лен — цифру

Из слова лей — название дерева

Из слова люк — большой мешок

Из слова ток — домашнее животное

Из слова шей — просьбу есть что-нибудь

Из слова куб — связку, охапку чего-нибудь

Из слова лед — материал для крыши

Приведите слова с непроизносимым согласными, являющимися синонимами или антонимами слов: письменный, добросовестный, веселый, отдельный.

Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары слов. Произвести фонетический разбор нескольких пар слов (на выбор): Рад — ряд, сел — съел, везти — вести, курится — курица, Марья — Мария, полоскала - поласкала, подождем — под дождем, подержал - поддержал.

Одинаково ли количество звуков в словах: южная — нужная, её — меня, няня — яма, местность - лесник.

В данных отрывках из стихотворений укажите слова с буквой О, которые произносятся как А [4]:

Зла не помнит Россия, побитым не мстит.
Может хлебом и песней с тобой поделиться.
Добрым гостем придешь — от души угостит.
Спрячешь камень за пазухой — горе случиться.

Посмотри в её глаза. Не придаст. Не солжет.
Кто слабее её — никогда не обидит.
И всегда она слово свое сбережет.
И за черною тучею солнце увидит.

Прочитайте вслух данные слова. Какой звук произноситься на месте Я? [4]

Рябина, лягушка, плясать, вязать, пятно, прямой, яма, ряды, льняной, яйцо, язык, янтарь, в грязи, ряска.

Измените слова так, что бы конечные согласные звуки произносились мягко. Прочитайте их вслух и объясните значения: Ел, стал, угол, нов, ряб, кров, тол, шест, пар, мол, кон.

Поставьте правильно ударение в словах: атлет, ворота, диалог, диагноз, единство, закупорить, инструмент, камбала, каталог, километр, мельком, намерение, обеспечение, облегчить, петля, премировать, ремень, сироты, средства, статуя, углубить, умеренный, щавель

Разберите по смыслу и поставьте ударения в одинаковых по написанию словах.

Я под синим пологом на холме пологом.

На кустах уселись сорок пестрых скачущих сорок.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Семена гвоздики были похожи на гвоздики.

Дорога на родину дорога.

Огородное пугало всех пугало.

Сорваться в пропасть — значит, пропасть.

Дыра уже стала значительно уже.

Потом он, обливаясь от жары потом, снова застучал молотом.

В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского «Между прочим» есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:

Говорил он, между прочим,
«КрасивЕе», «Мы так хочим»
«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билитень»
«ПОверх плана выполняем»
«Агент звОнит цельный день».

Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке.

В каких из этих слов можно поставить два ударения: межконтинентальный, чересполосица, сверхъестественный, антирелигиозный, глубокоуважаемый, обороноспособный, стопятидесятиколометровый.

Поставьте слова по алфавиту: груша, помидор, огурец, слива, сирень, одуванчик, ограда, ромашка, гвоздика, грушевый, повидло, редиска, салат, магазин, салют [3].

Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков; и слова в которых звуков больше, чем букв [3].

Укажите сколько раз звук [т] встречается в предложении: Документ подписан директором. [3]

Загадки-шутки

Чем кончается день и ночь?

Что стоит посредине земли?

Чем кончается лето и начинается осень?

Что находится в начале книги?

Что мы слышим в начале урока?

Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?

За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?

Как из сорной травы сделать лебедя?

Во что превратятся глаголы берет, запрет, мёл, шлём, если букву Ё заменить в них буквой Ё?

В названии какого европейского государства стоит три я ?

Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо?

Ответы: 1) Ь знаком, 2) Буква М, 3) Буква О, 4) Буква К, 5) Звук У, 6) Буква О, 7) За- Л, 8) В слове лебеда заменить А на Ь, 10) Авс-три-я, 11) Буква Ь.

Упражнения по фонологии

Фонология — это наука о том, как звуки человеческой речи комбинируются и используются в языках. Двумя основными компонентами фонологии, которые рассматриваются в Linguisticsnetwork, являются классификация фонем в соответствии с отличительными признаками и анализ данных, чтобы наблюдать, как они взаимодействуют друг с другом.

Чтобы получить достоверные результаты, анализ набора данных необходимо проводить очень систематически.

Вот самые основные шаги:

  • Ищите звуковые сегменты, которые повторяются в определенных фонологических средах или выделяются в наборе данных.
  • Определите, встречаются ли эти сегменты в минимальных парах (изменение значения слов при обнаружении в одной и той же среде) или в дополнительном распределении (эти сегменты всегда появляются в отличной друг от друга среде).
  • Если они находятся в дополнительном распространении, следующим шагом является определение среды, в которой встречается каждый сегмент (аллофоны).
  • Затем решите, какая форма аллофонов является основной формой или основным представлением (UR). Обычно этот аллофон встречается чаще, чем другие, и находится в «сильной» позиции, то есть в начале слогов или рядом с гласными.
  • Последним шагом является написание правил, показывающих, как происходят изменения и чередования.

Фонологические правила описывают, какой тип преобразования имеет место, давая:

  1. Лежащее в основе представление
  2. Как это меняется
  3. Среда, в которой происходит изменение

Правила обычно выглядят следующим образом: 

/X/ → [Y] / ____

Фонема /X/ становится аллофонической вариацией [Y] в окружении (описание окружения).

Вот общие символы, используемые для написания правил.

  • В: гласная
  • C: согласная
  • C 0:   любое количество согласных
  • V 0:   любое количество гласных
  • (  ): любой необязательный элемент
  • #: граница слова
  • $: граница слога (также может быть отмечена точкой)
  • +: граница морфемы
  • /  /: широкая транскрипция; то, что в голове у говорящего
  • [  ​​]: узкая транскрипция; то, что сочленено

Существует несколько часто обсуждаемых типов правил (эти термины определены в глоссарии): ассимиляция, диссимиляция, удаление, эпентезис, метатезис, нейтрализация и изменение признаков.

Чтобы узнать больше о правилах написания, вы можете прочитать наш учебник  Введение в фонологию.

Ознакомьтесь с нашими руководствами для получения дополнительной поддержки и не забудьте найти термины, с которыми вы не знакомы, в нашем глоссарии!

Фонологические упражнения для членов

Помните, что уровень 1.1 предназначен для новичков, а уровень 2.1 — для лингвистов среднего уровня.

Чтобы получить доступ к упражнениям по самокоррекции, присоединяйтесь к нашему растущему числу участников.
Стать участником




         

        Вернуться на страницу с упражнениями

        Упражнения на фонематическую транскрипцию | Фонетика

        Перейти к содержимому

        Упражнение 1

        Сделайте фонематическую (широкую) транскрипцию HCE следующих слов. Обратите внимание, что кнопка ответа находится прямо там, в пределах досягаемости, но ценность этого упражнения заключается в том, чтобы сначала сделать это самостоятельно — так происходит обучение.

        Так что возьмите ручку и бумагу и сделайте свои собственные транскрипции, а затем вернитесь, чтобы перепроверить свою работу с ответами, представленными здесь.

        1     далеко

        ф.:

        2     мясо

        Ми:т

        3     получить

        получить

        4     полюс

        номер телефона

        5     нужно

        нет

        6     найти

        конец

        7     грубый

        RF

        8     чирикать

        ТП

        9     звук

        второй

        10     баш

        бæʃ

        11     овца

        ИП

        12     бедро

        hɪp

        13     вс

        сэн

        14    смех

        lɐ:f

        15     чипсы

        tʃɪps

        16    дым

        sməʉk

        17     их

        Эм

        18     цинк

        номер

        19     пренебрежение

        флэт

        20     когда

        >вэнь

        21     налог

        тэкс

        22     боль

        æɪks

        23     кипятить

        боул

        24     мелодия

        тʃʉːн

        25     бомба

        бм

        Упражнение 2

        1) Каждая из следующих транскрипций содержит ошибку, так что ни один человек, говорящий на австралийском английском, никогда не произнесет это слово в транскрибированном виде.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *