Вариант №4
1. Укажите количество согласных звуков в каждом слове:
I) городская; 2) лунные; 3) большой; 4) смеюсь; 5) зеленеет.
2. Укажите слово(-а), в котором(-ых) количество букв и звуков совпадает:
I) яблочный, 2) шампиньон, 3) деньги, 4) съёжиться, 5) честная.
3. В каком слове(-ах) есть буква, которая обозначает два звука?
артель, 2) съездить, 3) отнять, 4) русский, 5) любимая.
4.В каком(-их) слове(-ах) произносится согласный звук [ц]?
I) заводской, 2) одеться, 3) циркуль, 4) купец, 5) умылся.
5. В каком(-их) слове(-ах) произносится гласный звук [о]?
I) жаргонизмы, 2) фонема, 3) домашний, 4) картофель, 5) слон.
I) гербарий, 2) плуг, 3) легче, 4) город, 5) гримаса.
7.Указать, сколько раз фонема [j] встречается в пословицах:
Не спеши языком, а торопись делом.
Учиться всегда пригодится.
Что посеешь, то и пожнёшь.
8.Установить, какими звуками отличаются слова:
I) врач — врать, 2) поешь- поёшь.
Укажите, какими артикуляционными признаками отличаются лшсные звуки [о] и [у]: 1 — рядом, 2 — подъёмом, 3 — наличием- отсутствием лабиализации?
В каких словах при произношении происходит ассимиляция по
глухости?
I) ходьба, 2) сломать, 3) водород, 4) варежка, 5) агент,
6) рассыльный, 7) сгорает, 8) Кавказ, 9) впустить, 10) робот.
Контрольные вопросы и задания
Что изучает наука фонетика?
Чем отличается звук речи от звука языка?
Чем отличается звук речи от других звуков в природе?
В чём состоит преимущество звукового языка по сравнению с другими возможными способами передачи мысли?
Назовите фонетические средства языка.
Что такое фонема и как она соотносится со своими вариантами (оттенками)?
Назовите основные функции фонемы. Приведите примеры.
Почему при изучении звуковой материи языка трудно обойтись термином «звук речи»? Зачем нужен термин «фонема»? Чем отличаются по содержанию эти два термина?
Что представляют собой сильная и слабая позиции фонем?
Укажите сильные и слабые позиции для гласных фонем. Приведите примеры.
Укажите сильные и слабые позиции для согласных фонем (по звонкости — глухости, твердости — мягкости). Приведите примеры.
Назовите позиционные изменения гласных и согласных фонем и приведите примеры.
В чем отличие позиционных чередований от исторических? Приведите примеры исторических чередований.
Определите понятия: «словесное ударение», «тактовое ударение», «фразовое ударение», «логическое ударение».
Докажите, что в русском языке словесное ударение разноместное. Покажите на примерах, что оно может быть фиксированным и подвижным.
Чем различаются понятия разноместности и подвижности словесного ударения?
Назовите функции словесного ударения в русском языке. Приведите примеры.
Какие функции выполняет в русском языке интонация? Перечислите ее компоненты.
Назовите фонетические единицы языка.
Соединительной скобкой обозначьте фонетические слова, укажите энклитики и проклитики:
сознательно наслаждаясь ее изобилием.
Что такое слог? Какие типы слогов в русском языке вы знаете?
Что представляет собой речевой аппарат и как образуются звуки речи?
Чем различается физиологическое и речевое дыхание?
Чем отличаются согласные и гласные звуки?
Что лежит в основе классификации гласных звуков? Приведите примеры.
По каким признакам классифицируются согласные звуки? Проиллюстрируйте примерами.
Что представляет собой дополнительная артикуляция, создающая палатальность?
Какие элементы речевой интонации, на ваш взгляд, несут наибольшую нагрузку в воздействии на наши эмоции?
Каковы основные требования к выразительности звучащей речи педагога школы и ДОУ? Выскажите свое мнение.
Почему педагогу школы и ДОУ необходимы знания о фонеме?
Правила по русскому языку по разделу «Фонетика».
ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Различие слов по количеству звуков | Отличие в наборе звуков | Полное несовпадение звуков | ||
различие в одном звуке | различие в двух и более звуках | |||
сыпь – осыпь ворона – воронка сор – сорт порт – спорт спор — спорт | лимон – лиман задор – забор тоска – доска поток – потёк | кошка – мышка урок – крот фасоль – пароль загар – затор | куст – стук нос – сон баржа – жабра | школа – ученик сом – белуга грач – щегол слива — крыжовник |
Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными. Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кон’] и кон [кон]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости/ мягкости.
Парные согласные по твёрдости/ мягкости | Непарные согласные по твёрдости / мягкости | ||||
твёрдые | мягкие | твёрдые | мягкие | только твёрдые | только мягкие |
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] | [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] | [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
| [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’]
| [ж], [ш], [ц] | [ч’], [щ’], [й’] |
Парные и непарные согласные по звонкости/глухости.
Парные согласные | Непарные согласные | ||
звонкие | глухие | только звонкие | только глухие |
[б], [б’] [в], [в’] [г], [г’] [д], [д’] [ж] [з], [з’] | [п], [п’] [ф], [ф’] [к], [к’] [т], [т’] [ш] [с], [с’] | [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] | [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] |
Чередование звуков.
Чередование звуков – это мена звуков в одной и той же части слова, например: забросить – забрасывать, пеку – печёт, сохнуть – засыхать – сухой.
На месте ударных гласных [а`], [о`], [э`] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [во`ды] – [вада`], [во`с] – [ваз’и`т’], [л’э`с] – [л’исо`к]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой парный согласный перед звонким согласным заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
Ударение.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Иногда только ударение различает слова, например: па`рить и пари`ть. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Ударение в слове может занимать всегда одно и то же место (ба`сня, ба`снями), но может переходить с одного слога на другой (вода` – во`ды).
Слог.
Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги), либо на согласный (это закрытые слоги).
Буквы русского письма.
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.
Русский алфавит и названия букв.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл
«а» «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «е» «ё» «жэ» «зэ» «и» «и краткое» «ка» «эль»
Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш
«эм» «эн» «о» «пэ» «эр» «эс» «э» «у» «эф» «ха» «цэ» «че» «ша»
Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя
«ща» «твёрдый знак» «ы» «мягкий знак» «э» «ю» «я»
Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков: [л] – звук, «эль» — буква. Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкий согласный [й’] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями.
На конце слова и перед другими согласными | Перед гласными в начале слова | После согласных перед гласными |
сарай, май й [й’] сарайчик майка | е – ель [й’э`] ё – ёлка [й’о`] ю – юла [й’у`] я – яблоко [й’а`] | ъе – съезд ье — ателье ъё – съёмка ьё — шьём ъю – адъютант ью — льют ъя – объявление ья – семья ьи — воробьи |
Фонетический разбор слова.
Образец разбора: е`ль-ник – 2 слога
е – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный — «е»
[э] – гласный, ударный
л – [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эль»
ь — [-] — «мягкий знак»
н — [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эн»
и — [и] – гласный, безударный — «и»
к — [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный — «ка»
6 букв, 6 звуков
При сокращении слов обязательно ставим точку: звон. парн., мягк. непарн., глух. непарн., тв. парн., согл., гласн..
а – [а] е – [й΄ ] я – [й ΄]
я – [а] [э] [а]
э – [э] ё – [й ΄] ю – [й΄ ]
е – [э] [о] [у]
о – [о] 1. в начале слова – якорь
ё – [о] 2. в середине слова после
у – [у] разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью
ю – [у] 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая, поём
и – [и]
ы – [ы]
10 – [6]
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж — [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел — [п΄эл];
[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:
· щавель — [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты — [щ΄оты]; сч [щ΄]
возчик — [вощ΄ик΄]; зч
мужчина — [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:
· цирк — [цырк]; ц
купаться — [купаца]; тьс [ц]
дерётся — [д΄ир΄оца]. тс
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб — [гр΄ип], сказка — [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить — [зб΄ит΄].
3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский — [с΄эл΄ск΄ий΄].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство — [ч΄уства], сердце — [с΄эрцэ], солнце — [сонцэ], властный — [власный΄].
5. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова (или морфемы).
Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например: море – моря – морю. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь — коня – коню.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный – подводный – водяной – водник – водянистый. Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один корень (водный) или два корня (сложные слова: водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище).
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: бежать – вбежать, выбежать, забежать, перебежать, сбежать, подбежать, отбежать, пробежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: вы-ход, без-вы-ходное (положение).
Способы образования слов.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Приставочно – суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
План разбора слова по составу.
1. Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.
2. Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить (например, ранним – ранний – раннего – раннему; утром – утро – утра – утру).
3. Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставка и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова.
4. Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).
5. Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова.
Разница между фонемой и графемой
Опубликовано Admin
Фонема против графемыДля тех, кто любит изучать языки, знание разницы между фонемой и графемой может быть большим подспорьем. Для большого числа изучающих язык изучение языков может скорее означать обучение тому, как общаться на этом конкретном языке. Тем не менее, есть еще одна группа изучающих языки, которые хотят выйти за пределы известного всем поверхностного смысла изучения языка и перейти на его более глубокий уровень; не просто изучение языков, но изучение языков, благодаря чему они узнают о механизме языков. Лингвистика: научное изучение языка, это дисциплина, конкретно определяющая этот вид изучения языка. Лингвисты пытаются изучать языки, их механизмы и структуры. Говоря о структурах, каждый язык состоит из предложений, состоящих из слов. Звуки и буквы составляют слова. В этой статье делается попытка исследовать два фундаментальных явления в лингвистике: фонему и графему.
Что такое фонема?
Фонема — это просто звук. Лингвисты довольно конкретно определяют его как «наименьшую контрастную единицу в звуковой системе языка». . Фонемы имеют значение, поскольку изменение фонемы может означать другое значение. Например, слово «мальчик» фонетически пишется как /bɔɪ/, и если вы замените фонему /b/ на /t/, оно обозначает слово «игрушка» (фонематическая транскрипция /tɔɪ/), имеющее совершенно другое значение. Таким образом отмечается значение фонем в звуковой системе языка. Каждый язык имеет фиксированное количество фонем, а в английском около 44 фонем, которые могут быть представлены большим количеством вариантов написания. В письменных форматах фонемы обычно пишутся между «/»: напр. /p/, /b/, /t/, /d/ и т. д. Символы фонем представлены IPA: Международный фонематический алфавит, включающий почти все фонемы, встречающиеся в языках мира.
Что такое графема?
Графема – это наименьшая основная единица письменного языка, которая может быть эквивалентна фонеме, являющейся наименьшей контрастной звуковой единицей (разговорной речи). Графемы просто означают буквы или символы любой системы письма в мире. Графемы могут иметь или не иметь значения в них. Графема относится к одной букве алфавита, но иногда две или три буквы алфавита можно рассматривать как одну графему; они называются соответственно орграфом и триграфом. Например, в слове «корабль» четыре буквы и три фонемы /ʃɪp/, но всего три графемы, так как «ш» считается орграфом. С другой стороны, одна графема может представлять более одной фонемы. Например, в слове «tux» две графемы и три фонемы /tʌks/. Таким образом, графемы не всегда представляют одинаковое количество фонем или букв алфавита.
В чем разница между фонемой и графемой?
• Фонема — это наименьшая звуковая единица языка, а графема — наименьшая фундаментальная единица письменного языка.
• Фонемы представляют звуки, а графемы включают буквы алфавита, символы, цифры и т. д.
• Изменение фонемы иногда может повлиять на значение слова, а изменение графемы всегда меняет значение.
• Фонемы обладают отличительными чертами.
• Графемы не всегда отражают одинаковое количество фонем. Иногда одна графема могла представлять две фонемы или две графемы вместе (диграф) могли представлять только одну фонему.
• Фонемы не видны, но графемы в большинстве случаев видны.
Принимая во внимание эти различия и специфические особенности, понятно, что фонемы и графемы — это два разных элемента языка, основное различие между которыми состоит в фонемах, представляющих звуки, и графемах, представляющих письменные буквы, числа или символы.
Изображения: Deepak D’Souza (CC BY-SA 3.0), Drdpw (CC BY-SA 3.0) спросил Изменено
6 месяцев назад Просмотрено
90 тысяч раз Кто-нибудь может сказать мне разницу между буквой и символом в английском языке? Что я нашел до сих пор: Можно подробное объяснение? Мне трудно понять нюансы того, что это значит. Когда что-то является символом, а не буквой, и наоборот? Есть ли совпадение между этими двумя терминами? 1 Вы просили «подробное» объяснение, поэтому я уточню. Символ является типографским символом. Например, любой из них может быть классифицирован как символы: Буква — это символ, соответствующий букве в алфавите, например М или Г . В одном словаре это определяется как: буква ( существительное ) символ, обозначающий один или несколько звуков, используемых в речи; любой из символов алфавита ( из NOAD ) Теперь немного забавных фактов: Английский язык состоит из двадцати шести букв, которые представляются с помощью пятидесяти двух символов (каждая буква имеет прописную и строчную версии). Одна и та же буква может быть представлена разными символами (также известными как шрифты ). То, что может быть буквой на некоторых языках, может считаться символом на других. Например, µ — это греческая буква, но английский символ. Кроме того, – — это буква в испанском языке, но в английском языке это можно было бы описать как «букву n с тильдой над ней». Эти два понятия не исключают друг друга — буква может функционировать как символ. Например, c в cat функционирует как буква, но c в E = mc 2 функционирует как символ константы (скорости света). Таким образом, все буквы могут быть символами, но не все символы могут функционировать как буквы. Из Википедии, под записью для Angstrom: Ангстрем или ангстрем — единица длины, равная 10 −10 м (одна десятимиллиардная часть метра) или 0,1 морской мили. Его символ — Å, буква скандинавского алфавита. ( курсив добавлен ) Итак, является ли Å буквой или символом определение — В чем разница между буквой и символом?
$ A m ; * 3 +
Развлекательное упражнение для учащихся
6
В общем, «знак» — это любая отметка или символ, который может появиться в письменной форме.
«Буква» — это символ, являющийся частью алфавита. По сути, символ, обозначающий звук в языке, который можно комбинировать с другими символами для образования слов.
Итак, в английском языке буквы A-Z как в прописной, так и в строчной версии. Символы включают в себя буквы, а также знаки препинания, такие как точка или запятая, и другие символы, включенные в письмо, такие как знак доллара.
Обратите внимание, что в компьютерном мире «символ» имеет несколько более конкретное техническое значение: это значение из «набора символов», представленное кодом, которое может быть сохранено в символьной или строковой переменной. Старый набор символов ASCII включает ряд «непечатаемых символов», управляющих кодов, которые пересылались между устройствами. Идея «непечатаемых символов» не имеет особого смысла в обычном письме и печати.
4
Согласно Оксфордскому словарю учащихся:
символ:
- буква, знак, отметка или символ, используемые в письме, печати или компьютерах -e. g) китайские иероглифы / строка длиной 30 символов
буква:
- письменный или печатный знак, обозначающий звук в речи -например,) «В» — вторая буква алфавита. Напишите свое имя заглавными буквами.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что буква является своего рода символом , обозначающим звук в речи.
Вы в значительной степени попали в точку, за исключением того, что символ может быть как буквой алфавита, так и символом.
Посмотрите на это так:
Представьте, что это ролевая видеоигра; Персонаж — это просто общее название главного игрока, а Письмо — его классовая/должностная роль.
1
Значение этих терминов зависит от контекста. Поскольку мы используем Интернет, давайте выберем цифровое представление текста и Unicode в качестве нашего контекста.
В Юникоде символ является идеей или абстракцией, а то, что мы в прошлом называли буквой (или глифом ), является визуальным представлением этого символа, его изображением.