Ударный и безударный: Ударные и безударные гласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

Содержание

2 класс. Русский язык. Ударный и безударный слог — Слоги и ударение

Комментарии преподавателя

У: — Внимание!  (учитель ударяет в бубен)

     — Что вы услышали?

Д: — Звук.

У: — Почему бубен зазвучал?

Д: — Был удар по нему.

У: — Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет  деревянными ложками сильнее – слабее)

Д: — Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

У: — А почему? От чего зависит сила звука?

Д: — От силы удара.

У: — Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?  (об ударении)

    — Сегодня на уроке мы  узнаем, почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения.

5. Работа над новым материалом.

У: — Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.

     — Как вы это понимаете?

Д: — Значит что-то выделить силой голоса.

У: — Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя   кружочками.

У: — Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?

Д: — Второй.

У: — Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр   Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.

        А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:

        Ударный слог, ударный слог!

        Он назван так недаром.

        Эй, невидимка – молоток –

        Отметь его ударом.

У: — А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт со свечой. Будьте внимательны и смотрите, сколько раз колыхнет пламя. (сворачиваю лист бумаги в трубку и произношу слова, дети наблюдают)

        /                       /                               /

   ЛЕС            ШКОЛА             МАШИНА

У: — Кто был внимательным, тот ответит на поставленный вопрос: Сколько раз колыхнулось пламя 1 раз, второй, при произношении третьего слова?

     — Почему пламя мигало по-разному?

Д: — Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.

У: — А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)

У: — Что случилось? Я не договорила слово, а пламя погасло. Почему? Какой вывод можно сделать?

Д:Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.

У: — Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.

           КОТ                       ПАРТА                   ЛИНЕЙКА

— Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение.   (записывают), (проверка)

 Работа с учебником.

У: — Ударение, ребята, заставляет не только пропеть слово, но и сыграть его. Это можно сделать при помощи музыкальных инструментов. Я сейчас сыграю а-а, или о-о (один раз по клавише легонько, второй сильно и больше длительность)

У: — Какой слог ударный, как догадались?

Д: — Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность.

У: — Давайте попробуем выполнить упражнение  упр.178,  определяя ударения с помощью этого инструмента и запишем эти слова.

 

ИСТОЧНИКИ

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/01/24/udarenie-udarnyy-i-bezudarnyy-slog-2-klass

Ударные и безударные гласные звуки

Урок 31. Русский язык 1 класс ФГОС

Видеовстреча Карандаша с ребятами начнётся с того, что они вспомнят, что такое ударение в словах, ударный гласный и ударный слог. И почти весь урок будут тренироваться находить ударные и безударные слоги в словах. А что для этого надо, Карандаш всё подробно объяснит и покажет. Карандаш надеется, что после этой встречи ребята научатся определять в словах ударный слог и ставить ударение. А если нет – потренируются, и обязательно всё получится.


Конспект урока «Ударные и безударные гласные звуки»

Здравствуйте, мальчики и девочки!

Прежде чем рассказать, с какой темой мы сегодня познакомимся, давайте прочтём вот такое предложение:

Рыжая л_иса-краса убежала в дремучие л_са.

Как вы думаете, какие буквы надо вставить в слова, которые одинаково звучат? Неужели они и пишутся одинаково? А вот и нет! Первое слово «лиса» называет лесного зверя. Кстати, у нашей лисы есть подружки. Как теперь мы назовём их всех одним словом? Это ли́сы.

Вы услышали, как отчётливо в слове «ли́сы» звучит гласный [и] в первом слоге? Это потому, что слог «ли» в слове «ли́сы» ударный, то есть он выделяется голосом. И мы понимаем, что в этом слоге пишется буква И. А вот в слове «лиса́» этот же слог голосом не выделяется, то есть он безударный. Но если в первом слоге слова «ли́сы» пишется буква И, значит и в слове «лиса́» тоже пишется буква И. Ведь это одно и то же слово, только обозначает оно одно или несколько животных.

Ну а теперь возьмём из предложения второе слово – «леса́». Что оно обозначает? Очень-очень много деревьев. В нашем предложении говорится не про один лес, а про несколько. Ой, вы услышали, какой гласный звучит в слове «лес»? Звук [э] после мягкого согласного [лˊ]. А это значит, что в слове «лес» пишется буква Е.  Получается, если мы говорим не про один, а про несколько лесов, то и в слове «леса́» тоже пишется буква Е. Ведь и здесь слово то же самое – «лес». Просто в предложении оно обозначает не один, а несколько предметов – леса.

Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока: Ударные и безударные гласные звуки.

Давайте вспомним, что такое ударение в словах.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным слогом. Ударение всегда падает на гласный звук. Он тоже называется ударным.

Остальные слоги в слове называются безударными. Безударными называются и гласные в безударных слогах.

А сейчас давайте потренируемся находить ударные и безударные слоги в словах

.

Для этого надо:

— Прочитать слово и определить, понятен ли его смысл. Если непонятен, прочитать его ещё раз и уточнить значение слова.

— Проговорить слово (не по слогам) с такой интонацией, как будто этим словом зовёте кого-то. Таким образом один из слогов звучит с особой силой. Этот-то слог и является ударным.

— Выделить в ударном слоге гласный звук и произнести его. Он и будет ударным гласным.

— В остальных слогах гласные будут безударными.

Ну что же, приступим. Рассмотрим слова «дом» и «торт».

В них всего только по одному гласному звуку и, соответственно, по одной букве, которые их обозначают. Значит эти слова состоят из одного слога. И конечно этот слог и, соответственно, гласный звук в них ударные. В обоих словах это звук [о]. В словах, состоящих из одного слога, даже знак ударения ставить не надо. И так всё понятно.

А теперь рассмотрим слова «роза» и «гроза».

Первое слово – «роза». Это название цветка. Проговорим слово с зовущей интонацией – «ро-о-оза». Тянется и звучит с большей силой первый слог «ро». Значит это ударный слог и в нём ударный гласный [о]. Ставим над буквой О знак ударения.

Второе слово – «гроза». Это явление природы, когда идёт дождь, сверкает молния и гремит гром. Зовём грозу: «Гроза-а-а!». В этом слове тянется и звучит с большей силой второй слог «за». Это ударный слог, а в нём ударный гласный [а]. Кстати, вы обратили внимание на то, что в слове «гроза» в первом безударном слоге тоже слышим звук [а], а пишем букву О? Как вы думаете, почему? Давайте изменим слово «гроза» так, чтобы оно обозначало множество этих природных явлений – «гро-о-озы». Вы слышите? В этом слове уже не второй, а первый слог ударный. И теперь мы явно слышим в нём звук [о].

Поэтому и в слове «гро́зы», и в слове «гроза́» в первом слоге пишем букву О.

А вот, например, слово «воробей». Я думаю, значение слова всем понятно. В этом слове три слога – во-ро-бей. А сейчас давайте «позовём» это слово: «Воробе-е-ей!» Какой слог тянется длиннее остальных и звучит с большей силой? Конечно, это третий слог. Он ударный. Гласный звук [э] после мягкого согласного [бˊ] обозначается буквой Е. Над ней и ставим ударение.

А теперь, мальчики и девочки, вы попробуйте сами определить в словах ударные слоги.

Вот эти слова: заяц, заря, урок, парта, ящик, машина, огород, карандаш.

А теперь проверьте, так ли у вас получилось.

За-аяц – первый слог ударный, ударение ставим над буквой А.

Заря-я – второй слог ударный, ударение ставим над буквой Я.

Уро-ок – второй слог ударный, ударение ставим над буквой О.

Па-арта – первый слог ударный, ударение ставим над буквой А.

Я-ящик – первый слог ударный, ударение ставим над буквой Я.

Маши-ина – второй слог ударный, ударение ставим над буквой И.

Огоро-од – третий слог ударный, ударение ставим над буквой О.

Каранда-аш – третий слог ударный, ударение ставим над буквой А.

Ну вот и подошла к концу наша встреча. Надеюсь, вы научились определять в словах ударный слог и ставить ударение. А если нет – потренируйтесь, и у вас обязательно всё получится.

Предыдущий урок 30 Слова с буквой Э

Следующий урок 32 Особенности проверяемых и проверочных слов


Получите полный комплект видеоуроков, тестов и презентаций Русский язык 1 класс ФГОС

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

percussive — Викисловарь

Содержание

  • 1 Английский
    • 1. 1 Этимология
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Прилагательное
      • 1.3.1 Производные термины
      • 1.3.2 Переводы
    • 1.4 Существительное
      • 1.4.1 Переводы
  • 2 итальянский
    • 2.1 Прилагательное

Английский[править]

Этимология[править]

percuss +‎ -ive

Произношение

  • Аудио (Великобритания) (файл)
  • (General American) IPA (ключ) : /pɚˈkʌsɪv/
  • Дефис: ударный
  • Прилагательноепревосходная степень

    самый ударный )

    1. Характеризуется перкуссией; вызванный или связанный с действием удара или удара по чему-либо.

      Он массировал ей плечи нежным ударным движением.

      • 1864 , Герберт Спенсер, «Прогресс: его закон и причина», в Иллюстрации универсального прогресса: серия дискуссий , Нью -Йорк: D. Appleton и компания, Страница 26:

        Как утверждал д-р Берни и как следует из обычаев все еще существующих варварских рас, первыми музыкальными инструментами, без сомнения, были ударные — палочки, калебасы, тамтамы — и использовались просто для обозначения время танца; и в этом постоянном повторении одного и того же звука мы видим музыку в ее наиболее однородной форме.

    2. (фонетика) Производится ударами органов друг о друга, например, причмокиванием губ или скрежетом зубов.
      • 2013 , Найджел Хьюлетт; Джанет Маккензи Бек, Введение в науку о фонетике , Routledge, → ISBN :

        Два дополнительных, и гораздо более редких, ударных сочленения представлены символами в диаграмме extIPA. Их исключение из основной диаграммы IPA указывает на то, что они не встречаются как типичные формы речи взрослых ни в одной части мира, хотя они могут иметь некоторую коммуникативную функцию. Символ [ʬ] используется для расшифровки двугубной перкуссионный звук, который можно описать непрофессионально как причмокивание губами.

    Производные термины[править]
    • неударные
    • ударное обслуживание
    • перкуссионно
    • ударность
    • ультраударный
    • unpercussive
    Переводы

    Существительное

    1. (фонетика) Ударный телефон.
    Переводы
    • Испанский: (прил.) percusivo

    Итальянский

    1. женский род, множественное число от percussivo

    unpercussive — Определение unpercussive

    Sponsored

    Поддержка:   Помощь в создании Word Game Dictionary Сайт без рекламы. Нажмите, чтобы принять слово безударный

    Нет,

    безударный отсутствует в словаре Scrabble

    …но будет стоить

    19 очков.

    найти больше слов, которые вы можете составить ниже