Двойная роль е, ё, ю, я
1
Фонетика
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Звуки произносятся в устной речи – на письме им соответствуют буквы.
Графика – раздел науки о языке, изучающий буквы и их звуковое значение.
Русский алфавит — 33 буквы: 10 обозначают гласные звуки, 21 – согласные, 2 знака, которые звуков не обозначают, – Ь и Ъ.
Один звук может быть передан на письме разными буквами.
Буква может передавать не один, а два звука.
Звуки бывают:
Гласные | Согласные | |||
Гласные звуки состоят из голоса. | Согласные звуки состоят из голоса и шума или только шума; воздух, проходя через ротовую полость, встречает препятствия | |||
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими и обычно образуют пары по твердости-мягкости | Согласные звуки бывают звонкими и глухими и обычно образуют пары по звонкости-глухости | |||
ТВЕРДЫЕ | МЯГКИЕ | ГЛУХИЕ (шум) | ЗВОНКИЕ (шум+голос) | |
[а] | [б] | [б’] | [п] | [б] |
[о] | [в] | [в’] | [ф] | [в] |
[э] | [г] | [г’] | [г] | |
[и] | [д] | [д’] | [т] | [д] |
[ы] | [п] | [п’] | [ш] | [ж] |
[у] | [ф] | [ф’] | [с] | [з] |
[к] | [к’] | [х] | — | |
[т] | [т’] | [ч] | — | |
[з] | [з’] | [щ] | ||
[с] | [с’] | [ц] | — | |
[х] | [х’] | — | [j‘] | |
[л] | [л’] | — | [м] | |
[м] | [м’] | — | [л] | |
[н] | [н’] | — | [н] | |
[р] | [р’] | — | [р] | |
— | ||||
— | [ч’] | |||
— | [щ’] | |||
[ж] | — | |||
[ш] | — | |||
[ц] | — |
Слог – часть слова, состоящая из сочетания гласных и согласных. По их сочетанию бывают открытые и закрытые слоги:
Открытый слог | Закрытый слог |
У-ро-ки, ма-ши-на, я-ма | Блок-нот, порт-фель, кот |
Ударные и безударные слоги:
Ударный слог | Безударный слог |
Ко—рó—ва, шкóль—ный | Ко—рó-ва, шкóль—ный |
Ударение всегда падает на гласный. Ударный гласный звук всегда находится в СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ, он четко произносится и слышится. Некоторые безударные гласные, которые находятся в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ, произносятся нечетко, ослабленно, с РЕДУКЦИЕЙ, и называются РЕДУЦИРОВАННЫМИ.
Подвергаются редукции ( произносятся нечетко в безударной позиции) | Не подвергаются редукции ( произносятся отчетливо в ударной и безударной позиции) |
[А], [О], [Э] арбуз — [Λрбýс], сторож— [стóръш], Москва— [мΛсквá], езда -[ j‘иэздá], | [И], [Ы], [У] пр[ý]тья, [у]тю´г, пл[ы]вéшь, с[ы´]н, л[ú]вень, п[и]лá, |
Фонетическая транскрипция — это способ передачи на письме устной звучащей речи со всеми ее особенностями при помощи специальных фонетических символов.
Транскрипция может быть полной:пройти-[прΛj‘т’ú]
частичной: устная——[ус]ная
Буква | Звуки | |
Е | [ Э ] [ j‘ +Э] | |
Ё | [ О ] [j‘ + О ] | |
Ю | [ У ] [ j‘ + У ] | |
Я | [ А ] [ j‘ + А] | |
Обозначают один звук | Обозначают два звука | |
пень — п[э]нь сёла — с[о]ла люди — л[у]ди мятый — м[а]тый |
ель — [ j‘э]ль ёлка — [j‘о]лка юла — [ j‘у]ла яма — [ j‘а]ма | |
подЪезд — подъ[ j‘э]зд подЪём — подъ[j‘о]м предЪюбилейный — предъ[j‘у]билейный обЪявление — объ[иэ]вление | ||
поехал — по[ j‘э]хал поёт — по[ j‘о]т союз — со[ j‘у]з пояс — по[ j‘ь]с |
Фонетический разбор слова
Порядок разбора
Разбить слово на слоги.
Записать слово в транскрипции.
Установить количество звуков в слове ( гласных и согласных).
Охарактеризовать гласные звуки.
Охарактеризовать согласные звуки.
Установить соответствие количества букв количеству звуков.
Образец разбора
Ёлка
В слове ёлка два слога: ёл-ка.
[j’óлкъ].
В слове 5 звуков: 2 гласных: [о], [ъ], 3 согласных: [j’], [л], [к].
Звук [о] ударный, звук [ъ] безударный, подвергается редукции в заударном слоге после твердого согласного.
Звук [j’] звонкий, мягкий, непарный, звук [л] сонорный, твердый, звук [к] глухой, твердый.
В слове ёлка 4 буквы. Буква Ё передает два звука [j’] и [ó], т.к. она употребляется в начале слова.
Тренировочные задания
1. Отметьте слово, в котором звуков больше, чем букв.
1. весь
2. есть
3. честный
4. юбилейный
2. Отметьте слово, в котором букв больше, чем звуков.
1. синица
2. подъём
3. поёт
4. прелесть
3. Отметьте слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1. всё
2. жизнь
3. приятель
4. верю
4. Отметьте слово, в котором все согласные звуки твердые.
1. поджигает
2. также
3. часы
4. поющая
5. Сделайте полную фонетическую транскрипцию слова ЧЕСТНЫЙ и запишите слово [ ].
6. Каким звуком различаются слова ЛЁД и ЛЬЁТ?
7. Какой звук обозначает буква О в словеОТЕЦ ? Напишите[ ]тец.
8. Какой гласный звук произносится в первом слоге в следующих словах:ЖАЛЕТЬ, ЖАРА, ЖАСМИН? Сделайте частичную фонетическую транскрипцию: ж[ ]леть, ж[ ]ра, ж[ ] смин.
9. Какому звуку в слове ЮБИЛЯР дана неверная характеристика?
1. [j‘] — гласный, безударный.
2. [у] — гласный, безударный.
3. [б’] — согласный, звонкий, мягкий.
4. [и] — гласный, безударный.
5. [л’] — согласный, звонкий, мягкий.
6. [а] — гласный, безударный.
7. [р] — согласный, звонкий, твердый.
10.Какому звуку в слове СЕГОДНЯ дана неверная характеристика?
1. [с’] – согласный, звонкий, мягкий.
2. [и] – гласный, безударный.
3. [в] – согласный, звонкий, твердый.
4. [ó] – гласный, ударный.
5. [д’] – согласный, звонкий, мягкий.
6. [н’] – согласный, звонкий, мягкий.
7. [ъ] – гласный, безударный.
11. В каком ряду во всех словах нет звука [ ж ]?
1. живот, южный
2. пичужка, пейзаж
3. важный, пожалеть
4. сжимать, вожжи
12.Не имеют парных мягких звуков твердые согласные. Запишите.
.
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает… Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений — деятельность метрологических служб, направленная на достижение… Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа… Интересное: Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом… Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья. .. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция | Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОПОРНЫЕ СХЕМЫ По русскому языку Учащихся 1-4 классов
(
Не путай звуки и буквы! Звонкие б в г д ж з л м н р й Глухие п ф к т ш с х ц ч парные согласные непарные согласные
Всегда твёрдыесогласные звуки: [ж] [ш] [ц] Всегдамягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’] Гласных звуковшесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э] Гласных буквдесять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. Буквы е, ё, ю, яв начале слова, после гласных букв, после ъ, ьобозначают двазвука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква ипосле гласных букв или после ъ, ьтоже обозначает двазвука: [й’и]– соловьи — [салав’й’и].
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор) Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово. Порядок фонетического разбора: · Сколько в слове слогов? · На какой слог падает ударение? · Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены. · Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены. · Количество звуков и букв в слове. Паль то – 2 слога, [пал´то] п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой а – [а] – гласный, безударный л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий ь – не обозначает звука т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой о –[о] – гласный, ударный 6 букв, 5 звуков Я ма – 2 слога, [й´ама] я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий [а] – гласный, ударный м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий а – [а] – гласный, безударный 3 буквы, 4 звука Состав слова Морфемика – разделнауки о языке, изучающий строение слова. Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы. · Приставка– часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова: за рас цветут от · Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик. · Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова: ок цвет очек ик · Окончание– изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге. Порядок морфемного разбора: · Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание). · Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть). · Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками). · Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами). Приставка, корень, суффикс – основа слова. п о д с н е ж н и к и Да Нет Пиши так, какслышишьПосмотри в словарь. под ударением.Запомни это слово. сады сад огурец садик собака Приставка и предлог
Учимся различать приставки и предлоги. Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка: 1. Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например большой. 2. Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно. Если нельзя – это приставка. Пишем слитно. От?бежать от?дома. 1. От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать. 2. От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома. Отбежать от дома. Суффиксы и их значения
Части речи в русском языке самостоятельные служебные междометия имена существительные союз имена прилагательные предлог глаголы наречия местоимения числительные
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
Имя существительное 1. Обозначает ПРЕДМЕТ. Отвечает на вопросы КТО? (одушевленное сущ.) ЧТО? (неодушевленное сущ.) 2. Бывает МУЖСКОГО ЖЕНСКОГО РОДА СРЕДНЕГО 3. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ. 4. В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ __________________ ДОПОЛНЕНИЕМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _
Имя прилагательное 1. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА. Отвечает на вопросы КАКОЙ? (молодой) КАКОЕ? (отличное) КАКАЯ? (хорошая) КАКИЕ? (здоровые) 2. Изменяется по Р – женский О Д – мужской в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ А М – средний 3. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ. 4. В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Местоимение
Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор) 1. Начальная форма (Им.п.) 2. Часть речи. 3. Лицо. 4. Число. 5. Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.) 6. Падеж. 7. Роль в предложении. Образец записи: Похвалялись ежи: — У нас шубы хороши! (У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение.
Глагол 1. Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др. 2. Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать? — что сделать?). Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь. Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-. 3. Изменяется по В – настоящее даю, даёт, даёшь Р по лицам Е и числам М – будущее дам, дашь, дадим Е Н А – прошедшее (по родам и числам) дал, дала, дали М 4. Бывают I и II спряжения. 5. В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============ Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор) 1. На какой вопрос отвечает. 2. Часть речи. 3. Неопределённая форма (начальная форма). 4. Изменяемые признаки: · число; · время; · лицо (наст. и будущ. время ) · род (прошед.время, ед.ч.) 5. Постоянные признаки: · спряжение; 6. Роль в предложении. Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов) Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое. Список литературы 1. Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 — 2002. 2. Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994. 4. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008. 5. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991. 6. Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000. 7. Клюхина Н.В. Правила по русскому языку. -М.: Вако, 2013. 8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008. 9. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012. 10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004. ОПОРНЫЕ СХЕМЫ По русскому языку Учащихся 1-4 классов
(
Не путай звуки и буквы! Звонкие б в г д ж з л м н р й Глухие п ф к т ш с х ц ч парные согласные непарные согласные
Всегда твёрдыесогласные звуки: [ж] [ш] [ц] Всегдамягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’] Гласных звуковшесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э] Гласных буквдесять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. Буквы е, ё, ю, яв начале слова, после гласных букв, после ъ, ьобозначают двазвука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква ипосле гласных букв или после ъ, ьтоже обозначает двазвука: [й’и]– соловьи — [салав’й’и].
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор) Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово. Порядок фонетического разбора: · Сколько в слове слогов? · На какой слог падает ударение? · Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены. · Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены. · Количество звуков и букв в слове. Паль то – 2 слога, [пал´то] п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой а – [а] – гласный, безударный л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий ь – не обозначает звука т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой о –[о] – гласный, ударный 6 букв, 5 звуков Я ма – 2 слога, [й´ама] я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий [а] – гласный, ударный м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий а – [а] – гласный, безударный 3 буквы, 4 звука Состав слова Морфемика – разделнауки о языке, изучающий строение слова. Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы. · Приставка– часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова: за рас цветут от · Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик. · Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова: ок цвет очек ик · Окончание– изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге. Порядок морфемного разбора: · Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание). · Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть). · Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками). · Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами). Приставка, корень, суффикс – основа слова. п о д с н е ж н и к и Правописание безударных гласных в корне Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным? Да Нет Пиши так, какслышишьПосмотри в словарь. под ударением.Запомни это слово. сады сад огурец садик собака 12Следующая ⇒ Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства… Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции… Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни… |
безударный — Англо-русский словарь на WordReference.com
| Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношенияВеликобритания и, возможно, другие произношения/ˈʌnˈstrest/US:USA произношение: respellingUSA произношение: respelling(un strest ′ ) ⓘ Одна или несколько тем на форуме точно совпадают с поисковым запросом на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | картинки Приложения WR: Android и iPhone Слово дня WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2022 un•stressed (un strest ′ ), произношение в США прил.
‘ безударный ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами): это было — -оголик — А, а — являюсь — амфибрахия — амфимацер — ан — анакрус — анапест — и — антибактический — ожидание — афезис — апостол — находятся — как — в — спортсмен — атонический — бакхий — бандана — быть — быть- — но — может — причина — хориамб — зажим — контрастное ударение — мог — дактиль — делать — женская цезура — женская рифма — Фер — флумадиддл — за — от — подлинный — получать — собираюсь — правительство — губернатор — имеет — имеют — он — он бы — ад — он — ад Найдите слово «без ударения» в Merriam-Webster На других языках: Испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | Русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | Арабский Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения |
|
Что такое безударные гласные? – studiodessuantbone.com
Безударные гласные – это гласные звуки, которые трудно услышать, когда мы произносим слово вслух. Поскольку мы не ударяем эти гласные, их легко пропустить при написании! Например: когда мы произносим слово словарь, мы часто произносим его больше как «словарь». «а» — безударная гласная.
Какая безударная гласная в библиотеке слов?
Изучите список слов: Безударные гласные
разные | В Великобритании некоторые варианты написания отличаются от написания в США. |
---|---|
библиотека | Эта библиотека была хорошо продумана. |
несчастный | Скверная погода не помешала им развлечься. * |
знакомый | В зале были знакомые лица. * |
украшения | Король носил много украшений. |
Что такое гласная без ударения?
Schwa проще всего определить как звук, который гласный издает в безударном слоге. На самом деле это самый распространенный звук в английском языке. Любая письменная гласная может иметь звук шва, или, другими словами, звук шва может быть написан с любой гласной. Звук шва короче, чем короткий гласный звук или ленивый гласный.
Что такое безударный согласный?
Безударные согласные (немые буквы) Беззвучные буквы не звучат, но все же необходимы для правильного написания. • Гласные – это буквы «а», «е», «и», «о», «у», все остальные буквы – согласные. • Слоги – это доли в слове: делать (1 доля), делать (2 доли), не делать (3 доли).
В чем разница между ударными и безударными гласными?
Гласные с ударением длиннее, громче и/или выше по высоте, чем гласные без ударения. В целом, ударные звуки «сильнее», чем безударные.
Какая безударная гласная в истории?
schwa
Безударная гласная, или schwa, также упоминается как бормочущая гласная, неопределенная гласная, нейтральная гласная, неясная гласная и естественная гласная.