Урок обучения грамоте в 1 классе «Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. » | План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему:
УМК «Гармония» Предмет: Литературное чтение (Букварь №1) Класс: 1 класс | ||||
Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД. Задачи урока:
2 Метапредметные регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
Личностные:
Предполагаемые результаты: Должны научиться По значкам-заданиям осознавать учебную задачу урока. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Соотносить изображения предметов, их названия и модели слов; группировать слова по их моделям. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщать сведения о звуках речи, строить деловой монолог на основе модели. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная. Оборудование: компьютерная презентация, учебник. | ||||
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность обучающихся | УУД | |
Организационный момент. Психологический настрой | ||||
Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 | Урок у нас сегодня очень важный, Как правильно сидеть | Эмоциональный настрой. Вспоминают правила посадки на уроке Надувают шарик. Произносят чистоговорку | Л 1 К 2 | |
Актуализация знаний и постановка проблемы | ||||
Слайд № 5 | . Повторение пройденного материала.
Работа по схеме (по вопросам) слова нашей речи состоят из звуков; звуки бывают гласные и согласные; среди гласных выделяют ударные и безударные. | По подсказке значков даётся общая характеристика звуков. Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу Дают оценку своим знаниям | К 2 П. – 8 Л-4 | |
Формулирование темы урока | ||||
Слайд №6 | Послушайте сказку Э. Мошковой. Ля-гуш-ка и Слон Жила-была Лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такая Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ–ГУШ–КА. И жил-был Слон! Большой-большой! И только из одного слога: СЛОН. И это все! И маленькая Лягушка дразнила большого Слона. Но пришла из болота ЦАП–ЛЯ из двух слогов. И проглотила она ЛЯ–ГУШ–КУ из трех слогов. Всю!
| Слушают сказку. Определяют количество слогов в словах Подбирают имя из трёх слогов Произнести слово с разным ударением: На 1 слог, на 2 слог, на 3 слог Определяют с помощью учителя учебные задачи | К – 2 Р-2 К – 1 | |
Работа по теме урока | ||||
Слайд №7 | 1. Задания для тренировочной работы серия рисунков на с. 42 букваря
Фонетическая работа
(Слоговыми дугами записываются слова: труба, бубен, скрипка, гитара, барабан, горн.) Работа по второй серии рисунков
ФИЗМИНУТКА Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем Слова ключик, карета) используются для обучения полному (в соответствии с имеющимися знаниями) звуковому анализу. План проведения Фонетического анализа слов
| Музыкальные инструменты. Работают в тетрадях произносят слова (с удивлением спрашиваем: эго…?) называют сказки
Выполнение движений вслед за учителем Называют звук и дают ему характеристику
. |
Л 2 Р. 3 К 2 П. 5 | |
Применение нового знания | ||||
Работа по букварю, с.43
Физминутка для глаз Слайды № 8,9,10,11 Работа в парах: Задание
Работа по четырем следующим рисункам (первая пара)
| Высказывают свои предположения Назвать рисунки, а потом собрать слова ,подходящие к каждой слоговой схеме Рассматривают картину Замок (ударение на 1слог) замок (ударение на 2слог) Работают у доски и в тетрадях | К-3 К-3 П-4 Л-4 К – 2 Р-2 К – 1 | ||
Итог урока. Рефлексия | ||||
Слайд №16 |
Работа по схеме «Звуки речи»
Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом: зелёным — всё понятно; жёлтым — не совсем понятно есть вопросы; красным — не понятно; — Украсим воздушными шарами наш класс. | Поводят итог урока Дружно (соедините руки) Дают эмоциональную оценку своей деятельно. | К – 2 П-4 П-1 |
Литература.
1.Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
3.Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011.
4.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.
Открытый урок обучения грамоте в 1-м классе МОУ начальной школы – детского сада «Гармония»
Цель.
- Формировать понятие об ударении, об ударных и безударных гласных, учить произносить слово с ударением на определенном гласном звуке.
- Закреплять умение определять в схеме твердые и мягкие согласные, гласные звуки.
- Развивать умение распространять предложение, составлять его схему.
- Учить размышлять, отвечать на поставленный вопрос, слушать ответы товарищей.
Оборудование урока.
- Учебник. Азбука. 1 кл. Авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец.
- Картинки различных животных.
- Кружки трёх цветов для составления схем, наборное полотно.
- Энциклопедия «Животные».
Ход урока
I. Оргмомент.
— Доброе утро, ребята!
— Доброе утро, Галина Васильевна!
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть доброе, хорошее настроение поможет нам справиться с трудностями сегодняшнего урока.
Мы пришли учиться в школу,
Поступили в 1 класс.
Поскорее все за парты,
Ведь урок у нас сейчас!
II. Звуковая разминка.
Учитель. А начнем мы урок со звуковой разминки.
(На доске картинки: петух, ослик, налим. На наборном полотне схемы первых двух слов). (Рисунок № 1).
Учитель. Назовите предметы. Что вы можете о них сказать?
Дети.
— Это животные.
— Это одушевленные предметы.
Учитель. Схема какого слова сверху? (Петух). Почему? Докажите.
(Ученик выходит к доске, «читает» слово, характеризует звуки соответственно цвету).
(Подобная работа происходит со вторым словом – ослик).
Учитель. Схемы какого слова не хватает? (Налим). Я думаю, к этому слову подойдет первая схема. (Ведет по схеме указкой). Налим – два гласных звука, три – согласных.
Дети. Нет, неверно. Первый звук в слове «налим» [н] – звонкий твердый; нужен синий кружок.
(Также выясняют, что вторая схема не подходит. Ученик составляет схему слова «налим»).
Учитель. Чем похожи все схемы?
Дети.
— В них по пять звуков.
— По два гласных звука, по три согласных.
— В каждом слове по одному мягкому согласному.
Учитель. Молодцы, разминка прошла чудесно!
III. Работа над новым материалом.
(Учитель открывает обратную сторону доски. Напечатано: тетрадь, букварь).
Учитель. Послушайте, как я прочитаю слова: тéтрадь, бýкварь. Почему вы смеетесь? Что не так?
Ученик. Вы неправильно прочитали. Надо: тетрáдь, буквáрь.
Учитель. Что я сделала не так? Какой звук надо произнести сильнее? [а]. Произнести сильнее – как бы ударить. Чем я ударила звук [а]? (Голосом). Кто знает, как этот прием называется?
Ученик. Ударить – ударение.
Учитель. Молодец, Илья! Такой звук называется ударным. Звук [а] – ударный. Как вы думаете, как можно назвать другие гласные звуки в этих словах?
Дети. Неударные.
Учитель (поправляет). Безударные. Звуки [е], [у] – безударные гласные звуки.
Физминутки.
|
|
|
|
IV. Различение ударных и безударных гласных звуков.
1. Учитель. Будем учиться различать ударные и безударные гласные звуки.
(На доске столбики слов со с.
мы |
|
ли |
|
ми |
мыл |
|
лил |
|
мил |
мыли |
|
лили |
|
Мила |
(Учащиеся читают слова по столбикам и по строчкам, называют ударные и безударные гласные).
Учитель. Что интересного заметили?
Дети.
— В столбиках букв больше, слова длиннее.
— Слово Мила лишнее, это имя, оно написано с большой буквы.
— Знак ударения не во всех словах.
(Учащиеся вместе с учителем выясняют и приходят к выводу: если в слове один гласный звук, он ударный, значок над ним не ставится).
2. Работа по учебнику на с. 24.
(Учитель обращает внимание на название темы, выделенное синим цветом «Ударение» и на рисунок справа – две девочки).
Учитель. Какое слово они произносят? Что оно обозначает? Чем похожи слова? Чем отличаются?
Мúла
милá
Так на что же влияет ударение?
Дети
— На смысл слова.
— От ударения зависит смысл слова.
3. Чтение предложения.
У мамы Мила мила.
(Второе предложение напечатано на доске под столбиками слов).
Мила у мамы мила.
Учитель. Как правильно произнести? (Ученик ставит ударение на доске, учащиеся — у себя в учебниках).
V. Игровая ситуация. Посещение зоопарка.
(Учитель предлагает отправиться в зоопарк на автобусе. Учащиеся встают у парт, изображают действия водителя и пассажиров).
Учитель. Приехали. Выходим из автобуса. Подходим к первой клетке. (Дети шагают на месте). Кто это? (Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций зверей в клетках).
Загадка 1. Мягкие лапки, а в лапках царапки.
(Дети отгадывают загадку – лев и изображают гриву льва).
Загадка 2.
Внизу четыре столба, вверху большая труба,
У трубы два клыка и не боится быка.
(Слон. Дети изображают покачивание хоботом из стороны в сторону).
Загадка 3.
В Африке живет злой зеленый пароход,
Кто навстречу ни проплыл, всех проглотит (крокодил).
(Дети «испугались», присели – спрятались, затем сели за парты).
Учитель. А вот и четвертая клетка, присядем у неё и послушаем, что это за невиданное животное живет в ней. (Иллюстрация ламы). Живут ламы в Южной Америке. Очень ценятся за то, что могут перевозить грузы и имеют мягкую шерсть, которую люди используют для одежды.
VI. Учитель. Про ламу есть стихотворение в нашей Азбуке. (Учащиеся читают стихотворение В. Маяковского, рассматривают рисунок).
Учитель. Кто на зеленой лужайке?
Дети. Детёныши животных.
Учитель. Такое место в зоопарке называется площадкой молодняка. Давайте назовем детёнышей и их мам.
Дети.
— Жеребенок, его маму зовут лошадь.
— Щенок – собака.
— Цыпленок – курица.
— Ягненок – овца.
Учитель. Кто здесь оказался по ошибке? Почему?
Дети. Малыш, он, наверно, отстал от мамы и потерялся.
Учитель. Мама его ищет, зовет. Как?
Дети. Сыночек.
Учитель. А как его зовет сестра? (Братик). А бабушка? (Внучек). Нашелся сыночек. Мама рада. «Солнышко мое, нашелся!».
VII. Составление предложения.
Учитель. Вот и побывали мы в зоопарке, возвращаемся в класс. Давайте придумаем предложение про наше путешествие и составим его схему на доске.
Мы побывали в зоопарке.
/________ _______ _______ _______.
VIII. Подведение итогов урока.
Что самое интересное было на уроке? А что самое главное? (Ударение – произношение гласного звука с особой силой).
pronunciation — Почему гласные в словах «гармония», «гармоничный» и «гармоничный» произносятся по-разному?
Точно так же, как существуют образцы ударения слов, оканчивающихся на суффиксы -ic и -ious (ударение регулярно падает на непосредственно предшествующий слог для любого суффикса), существуют образцы «длины» слова. одна гласная буква перед одной согласной буквой.
Образцы длины гласных имеют гораздо больше исключений, чем образцы ударения, однако неясно, в какой степени носители английского языка продуктивно применяют правила чередования длины гласных.
Понятие открытого и закрытого слогов не имеет значения: было бы круговым сказать, что гармоника имеет краткую гласную во втором слоге, потому что слог закрытый, поскольку единственная причина, по которой слог когда-либо будет анализироваться как закрытый, потому что там короткая гласная.
Правописание, вероятно, имеет значение, если только вы не сделаете несколько странных предположений (что делают некоторые лингвисты, но это не очевидный выбор!) о реальности двойных/длинных/близнецовых согласных в английской звуковой системе. Мы находим «долгую гласную» в proscenium, selenium , но не millennium : поскольку все эти слова обычно описываются как оканчивающиеся на одну и ту же последовательность звуков, [niəm], вы должны либо объяснить разницу в произношении ударных гласных с точки зрения орфографии, оставить его необъяснимым или сказать, что различие основано не на правописании, а на фонологическом контрасте между /n/ и /nn/ в английском языке, который совпадает с орфографическим контрастом и реализуется не как различие в написании. фонетическая длина самого согласного, но как разница в произношении предшествующей гласной (чтобы узнать больше об этом последнем подходе, найдите термин «виртуальный близнец»).
-ic
Слова, оканчивающиеся на -ic , обычно имеют краткую гласную в ударном слоге, если они написаны с одной гласной буквой, отличной от U, и за которой следует хотя бы одна согласная. Пост, в котором я описываю это немного подробнее и пытаюсь классифицировать множественные исключения: в каких словах есть долгая гласная перед суффиксом -ic?
Объяснение поведения -ic не очень понятно. The Sound Pattern of English, Хомского и Галле рассматривает его как основанный на поведении -ical, , состоящее из двух слогов. Гласные, написанные с одной гласной буквой и за которыми следует по крайней мере один согласный звук, часто бывают короткими в ударных слогах, когда за ними следуют два слога или более (Хомский и Галле рассматривают это как процесс сокращения или ослабления, «трехсложное ослабление», но я видел другие источники, которые вместо этого предпочитают анализировать это просто как отсутствие удлинения в этом контексте).
Есть некоторые другие суффиксы или просто окончания, написанные с гласной буквой I, которые также имеют тенденцию встречаться рядом с короткой гласной в ударном ударном слоге: -id, словесный -ish (как в закончить, лелеять ), возможно -it (как в депозит, кредит ).
-ious
Слова, оканчивающиеся на -ious , обычно имеют долгую гласную в ударном слоге, если они написаны с одной гласной буквой, отличной от I, и за которой следует только одна согласная буква. Это часть более общего правила, которое гласит, что A E O U долгие в ударном слоге, когда следующие буквы представляют собой одну согласную букву (кроме X), E или I (не представляющие ударную гласную), а затем еще одну гласную букву. (поэтому такие последовательности, как -eliu-, -olio-, -alea- , где e и a не являются орграфом, представляющим один гласный звук). Таким образом, суффиксы или окончания, такие как