Ударение гласные звуки ударные и безударные 1 класс гармония: УМК «Гармония». Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с элементами букв JJ.Письмо слов и предложений с указанием в словах схемах ударных и безударных гласных. Презентация

Урок обучения грамоте в 1 классе «Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. » | План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему:

УМК «Гармония»                                                                                    

 Предмет: Литературное чтение (Букварь №1)

  Класс: 1 класс      

Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. 

Тип урока:  урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  • 1.Предметные:
  • закрепить умение делить слова на слоги,  определять количество слогов в слове, понятие «ударение», «ударный слог»;
  • развивать фонематический слух, память, внимание;
  • содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

2 Метапредметные

регулятивные:

  • по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
  • осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;                                                  

познавательные:

  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;      
  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;  

Предполагаемые результаты:

Должны научиться

По значкам-заданиям осознавать учебную задачу урока.

Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику.

Соотносить изображения предметов, их названия и модели слов; группировать слова по их моделям.

Сравнивать слова, отличающиеся ударением.

 Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения.

Обобщать сведения о звуках речи, строить деловой монолог на основе модели.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент. Психологический настрой

Слайд №2

Слайд №3

 Слайд №4

Урок у нас сегодня очень  важный,
Начать его мы поспешим,
Но вначале мы проверим,
Как к уроку вы готовы.
Все на парты посмотрите,
И скорей на них найдите:
Дневник, учебник и тетрадку,
А в учебнике закладку.
Ручку и карандаши.
Все нашли вы?
Молодцы.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …внимательным.
2. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
3. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.

Как правильно сидеть    

Эмоциональный настрой.

Вспоминают правила посадки на уроке

Надувают шарик. Произносят чистоговорку

Л 1

К 2

Актуализация знаний и постановка проблемы

Слайд № 5

. Повторение пройденного материала.

  • Из чего состоит речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • На что делятся слова?
  • На какие 2 группы делятся звуки речи?
  • Как произносится гласный звук?
  • Чем отличается гласный звук от согласного?

Работа по схеме  (по вопросам)

слова нашей речи состоят из звуков; звуки бывают гласные и согласные; среди гласных выделяют ударные и безударные.

По подсказке значков  даётся общая характеристика звуков.

Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу

Дают оценку своим знаниям

К 2

П. – 8

Л-4

Формулирование темы урока

Слайд №6

Послушайте сказку Э. Мошковой.  Ля-гуш-ка и Слон

Жила-была Лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такая Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ–ГУШ–КА.

И жил-был Слон! Большой-большой! И только из одного слога: СЛОН. И это все!

И маленькая Лягушка дразнила большого Слона.

Но пришла из болота ЦАП–ЛЯ из двух слогов. И проглотила она ЛЯ–ГУШ–КУ из трех слогов. Всю!

  • Почему слон не защитил лягушку? (Она дразнила слона.)
  • Сколько слогов в слове «слон»? «Лягушка»?
  • Посоветуйте, что можно было сделать слону, чтобы его не дразнила лягушка. (Подобрать себе имя из трех слогов.) То-тош-ка
  • Скажите это слово по – разному
  • Как это можно сделать?
  • Кто догадался чему будем учится на уроке?

Слушают сказку. Определяют количество слогов в словах

Подбирают имя из трёх слогов

Произнести слово с разным ударением:

На 1 слог, на 2 слог, на 3 слог

Определяют с помощью учителя учебные задачи

К – 2

Р-2

К – 1

Работа по теме урока

Слайд №7

1. Задания для тренировочной работы

серия рисунков на с. 42 букваря

  • назовите нарисованные предметы
  • подберите общее название ко всем картинкам, а для этого кратко ответьте на вопрос: что нарисовано?

Фонетическая работа 

  • произнесите каждое слова так, как надо для выяснения количества слогов («как на стадионе»),
  • запишите слова в тетради для печатания слоговыми дугами.
  • определите ударные и безударные слоги и гласные звуки
  • над соответствующей слоговой дугой поставьте знак ударения, а под другой (или другими) — точку как условное обозначение безударности.

(Слоговыми дугами записываются слова: труба, бубен, скрипка, гитара, барабан, горн.)

Работа по второй серии рисунков 

  • как зовут персонажей, нарисованных в букваре?
  • Из каких сказок они «пришли»?
  • Имена Золушка, Емеля, Буратино в тетрадях для печатания и на доске запишите сначала чёрточками (с обозначением большой буквы), а затем — слоговыми дугами. Захотите — впишите в них значки гласных звуков
  • Как определить сколько в слове слогов?
  • покажите ударные и безударные слоги.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Слова ключик, карета) используются для обучения полному (в соответствии с имеющимися знаниями) звуковому анализу.

План проведения Фонетического анализа слов

  1. Скажи слово и послушай себя. Если надо, уточни значение слова.
  2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов; обозначь их дугами.
  3. С удивлением спроси: Это…? Узнай и отметь ударный и безударные слоги.
  4. Произнеси слово, выделяя первый звук; охарактеризуй его и обозначь. Потом так же выдели, охарактеризуй и обозначь второй (третий. ..) звук. Каждый раз договаривай слово до конца.
  5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово; покажи дугами слоги.

Музыкальные инструменты.

Работают в тетрадях

произносят слова (с удивлением спрашиваем: эго…?)

называют сказки

  • слоги мы определяем по гласным звукам; сколько гласных — столько слогов.

Выполнение движений вслед за учителем

Называют звук и дают ему характеристику

 

.

 

 Л 2

Р. 3

К 2

П. 5

Применение нового знания

Работа по букварю, с.43

  • рассмотрите картинки и схемы, в которых спрятаны задания авторов, попробуйте сами догадаться об этих заданиях.
  • Чем будут похожи слова, а чем – различны?

Физминутка для глаз  Слайды № 8,9,10,11

Работа в парах: 

Задание

  • искать слова к одной из схем
  • что нарисовано или кто нарисован?

Работа по четырем следующим рисункам (первая пара)

  • Что нарисовано на первой картинке?
  • проверьте, подходит ли к слову предлагаемая ниже схема,
  • отметьте в ней ударный и безударный гласные звуки и покажите слоги.
  • Что нарисовано на второй картинке?
  • проверьте, подходит ли к слову предлагаемая ниже схема,
  • отметьте в ней ударный и безударный гласные звуки и покажите слоги.
  • сравните схемы
  • Что заметили? (схемы одинаковые)
  • Один-два раза с удивлением произнесите слова
  • Чем различаются слова? (они различаются только ударением)
  • доказать, что сравнивались разные слова. (Они разное называют, т.е. имеют разное значение.)
  • Какой же секрет слов удалось открыть на уроке. (Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения. Скажешь замок — назовёшь особый дом; скажешь замок — назовёшь то, на что закрывают дверь.)

Высказывают свои предположения

Назвать рисунки, а потом собрать слова ,подходящие к каждой слоговой схеме

Рассматривают картину

Замок (ударение на 1слог)

замок (ударение на 2слог)

Работают у доски и в тетрадях

К-3

К-3

П-4

Л-4

К – 2

Р-2

К – 1

Итог урока.

Рефлексия

Слайд №16

  • Чему учились на уроке?

Работа по схеме «Звуки речи»

  • Как  учёные  расскажите всё, что вам известно о звуках речи.
  •  Что было для вас сегодня самым трудным?
  • Что было самым интересным?
  • Как работали сегодня на уроке?
  • Кто доволен собой, товарищем?
  • Кто чувствовал помощь друга?

Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность

Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом:  

зелёным — всё понятно;

жёлтым — не совсем понятно есть вопросы;

красным — не понятно;

— Украсим воздушными шарами наш класс.

Поводят итог урока

Дружно (соедините руки)

Дают эмоциональную оценку своей деятельно.

К – 2

П-4

П-1

Литература.

1.Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

2. Соловейчик М.С.,  Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. —  Смоленск: Ассоциация XXI век,  2010.

3.Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011.

4.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.

 

Открытый урок обучения грамоте в 1-м классе МОУ начальной школы – детского сада «Гармония»

Цель.

  1. Формировать понятие об ударении, об ударных и безударных гласных, учить произносить слово с ударением на определенном гласном звуке.
  2. Закреплять умение определять в схеме твердые и мягкие согласные, гласные звуки.
  3. Развивать умение распространять предложение, составлять его схему.
  4. Учить размышлять, отвечать на поставленный вопрос, слушать ответы товарищей.

Оборудование урока.

  1. Учебник. Азбука. 1 кл. Авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец.
  2. Картинки различных животных.
  3. Кружки трёх цветов для составления схем, наборное полотно.
  4. Энциклопедия «Животные».

Ход урока

I. Оргмомент.

— Доброе утро, ребята!

— Доброе утро, Галина Васильевна!

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть доброе, хорошее настроение поможет нам справиться с трудностями сегодняшнего урока.

Мы пришли учиться в школу,
Поступили в 1 класс.
Поскорее все за парты,
Ведь урок у нас сейчас!

II. Звуковая разминка.

Учитель. А начнем мы урок со звуковой разминки.

(На доске картинки: петух, ослик, налим. На наборном полотне схемы первых двух слов). (Рисунок № 1).

Учитель. Назовите предметы. Что вы можете о них сказать?

Дети.

— Это животные.

— Это одушевленные предметы.

Учитель. Схема какого слова сверху? (Петух). Почему? Докажите.

(Ученик выходит к доске, «читает» слово, характеризует звуки соответственно цвету).

(Подобная работа происходит со вторым словом – ослик).

Учитель. Схемы какого слова не хватает? (Налим). Я думаю, к этому слову подойдет первая схема. (Ведет по схеме указкой). Налим – два гласных звука, три – согласных.

Дети. Нет, неверно. Первый звук в слове «налим» [н] – звонкий твердый; нужен синий кружок.

(Также выясняют, что вторая схема не подходит. Ученик составляет схему слова «налим»).

Учитель. Чем похожи все схемы?

Дети.

— В них по пять звуков.

— По два гласных звука, по три согласных.

— В каждом слове по одному мягкому согласному.

Учитель. Молодцы, разминка прошла чудесно!

III. Работа над новым материалом.

(Учитель открывает обратную сторону доски. Напечатано: тетрадь, букварь).

Учитель. Послушайте, как я прочитаю слова: тéтрадь, бýкварь. Почему вы смеетесь? Что не так?

Ученик. Вы неправильно прочитали. Надо: тетрáдь, буквáрь.

Учитель. Что я сделала не так? Какой звук надо произнести сильнее? [а]. Произнести сильнее – как бы ударить. Чем я ударила звук [а]? (Голосом). Кто знает, как этот прием называется?

Ученик. Ударить – ударение.

Учитель. Молодец, Илья! Такой звук называется ударным. Звук [а] – ударный. Как вы думаете, как можно назвать другие гласные звуки в этих словах?

Дети. Неударные.

Учитель (поправляет). Безударные. Звуки [е], [у] – безударные гласные звуки.

Физминутки.

  1. В огороде, возле грядки,
    Где растет большой лопух,
    Гимнастической зарядке
    Обучал цыплят петух.

 

 

  1. Мы трудились очень много,
    Отправляемся в дорогу.
    Побываем тут и там,
    Поглядим по сторонам.
    Нам навстречу скачет зайка,
    В небе кружат птицы.
    Но пора вернуться в школу,
    Нам надо учиться.

IV. Различение ударных и безударных гласных звуков.

1. Учитель. Будем учиться различать ударные и безударные гласные звуки.

(На доске столбики слов со с.

24 Азбуки.) (Рисунок № 2).

мы

 

ли

 

ми

мыл

 

лил

 

мил

мыли

 

лили

 

Мила

(Учащиеся читают слова по столбикам и по строчкам, называют ударные и безударные гласные).

Учитель. Что интересного заметили?

Дети.

— В столбиках букв больше, слова длиннее.

— Слово Мила лишнее, это имя, оно написано с большой буквы.

— Знак ударения не во всех словах.

(Учащиеся вместе с учителем выясняют и приходят к выводу: если в слове один гласный звук, он ударный, значок над ним не ставится).

2. Работа по учебнику на с. 24.

(Учитель обращает внимание на название темы, выделенное синим цветом «Ударение» и на рисунок справа – две девочки).

Учитель. Какое слово они произносят? Что оно обозначает? Чем похожи слова? Чем отличаются?

Мúла

милá

Так на что же влияет ударение?

Дети

.

— На смысл слова.

— От ударения зависит смысл слова.

3. Чтение предложения.

У мамы Мила мила.

(Второе предложение напечатано на доске под столбиками слов).

Мила у мамы мила.

Учитель. Как правильно произнести? (Ученик ставит ударение на доске, учащиеся — у себя в учебниках).

V. Игровая ситуация. Посещение зоопарка.

(Учитель предлагает отправиться в зоопарк на автобусе. Учащиеся встают у парт, изображают действия водителя и пассажиров).

Учитель. Приехали. Выходим из автобуса. Подходим к первой клетке. (Дети шагают на месте). Кто это? (Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций зверей в клетках).

Загадка 1. Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(Дети отгадывают загадку – лев и изображают гриву льва).

Загадка 2.

Внизу четыре столба, вверху большая труба,
У трубы два клыка и не боится быка.

(Слон. Дети изображают покачивание хоботом из стороны в сторону).

Загадка 3.

В Африке живет злой зеленый пароход,
Кто навстречу ни проплыл, всех проглотит (крокодил).

(Дети «испугались», присели – спрятались, затем сели за парты).

Учитель. А вот и четвертая клетка, присядем у неё и послушаем, что это за невиданное животное живет в ней. (Иллюстрация ламы). Живут ламы в Южной Америке. Очень ценятся за то, что могут перевозить грузы и имеют мягкую шерсть, которую люди используют для одежды.

VI. Учитель. Про ламу есть стихотворение в нашей Азбуке. (Учащиеся читают стихотворение В. Маяковского, рассматривают рисунок).

Учитель. Кто на зеленой лужайке?

Дети. Детёныши животных.

Учитель. Такое место в зоопарке называется площадкой молодняка. Давайте назовем детёнышей и их мам.

Дети.

— Жеребенок, его маму зовут лошадь.

— Щенок – собака.

— Цыпленок – курица.

— Ягненок – овца.

Учитель. Кто здесь оказался по ошибке? Почему?

Дети. Малыш, он, наверно, отстал от мамы и потерялся.

Учитель. Мама его ищет, зовет. Как?

Дети. Сыночек.

Учитель. А как его зовет сестра? (Братик). А бабушка? (Внучек). Нашелся сыночек. Мама рада. «Солнышко мое, нашелся!».

VII. Составление предложения.

Учитель. Вот и побывали мы в зоопарке, возвращаемся в класс. Давайте придумаем предложение про наше путешествие и составим его схему на доске.

Мы побывали в зоопарке.

/________ _______ _______ _______.

VIII. Подведение итогов урока.

Что самое интересное было на уроке? А что самое главное? (Ударение – произношение гласного звука с особой силой).

pronunciation — Почему гласные в словах «гармония», «гармоничный» и «гармоничный» произносятся по-разному?

Точно так же, как существуют образцы ударения слов, оканчивающихся на суффиксы -ic и -ious (ударение регулярно падает на непосредственно предшествующий слог для любого суффикса), существуют образцы «длины» слова. одна гласная буква перед одной согласной буквой.

Образцы длины гласных имеют гораздо больше исключений, чем образцы ударения, однако неясно, в какой степени носители английского языка продуктивно применяют правила чередования длины гласных.

Понятие открытого и закрытого слогов не имеет значения: было бы круговым сказать, что гармоника имеет краткую гласную во втором слоге, потому что слог закрытый, поскольку единственная причина, по которой слог когда-либо будет анализироваться как закрытый, потому что там короткая гласная.

Правописание, вероятно, имеет значение, если только вы не сделаете несколько странных предположений (что делают некоторые лингвисты, но это не очевидный выбор!) о реальности двойных/длинных/близнецовых согласных в английской звуковой системе. Мы находим «долгую гласную» в proscenium, selenium , но не millennium : поскольку все эти слова обычно описываются как оканчивающиеся на одну и ту же последовательность звуков, [niəm], вы должны либо объяснить разницу в произношении ударных гласных с точки зрения орфографии, оставить его необъяснимым или сказать, что различие основано не на правописании, а на фонологическом контрасте между /n/ и /nn/ в английском языке, который совпадает с орфографическим контрастом и реализуется не как различие в написании. фонетическая длина самого согласного, но как разница в произношении предшествующей гласной (чтобы узнать больше об этом последнем подходе, найдите термин «виртуальный близнец»).

-ic

Слова, оканчивающиеся на -ic , обычно имеют краткую гласную в ударном слоге, если они написаны с одной гласной буквой, отличной от U, и за которой следует хотя бы одна согласная. Пост, в котором я описываю это немного подробнее и пытаюсь классифицировать множественные исключения: в каких словах есть долгая гласная перед суффиксом -ic?

Объяснение поведения -ic не очень понятно. The Sound Pattern of English, Хомского и Галле рассматривает его как основанный на поведении -ical, , состоящее из двух слогов. Гласные, написанные с одной гласной буквой и за которыми следует по крайней мере один согласный звук, часто бывают короткими в ударных слогах, когда за ними следуют два слога или более (Хомский и Галле рассматривают это как процесс сокращения или ослабления, «трехсложное ослабление», но я видел другие источники, которые вместо этого предпочитают анализировать это просто как отсутствие удлинения в этом контексте).

Есть некоторые другие суффиксы или просто окончания, написанные с гласной буквой I, которые также имеют тенденцию встречаться рядом с короткой гласной в ударном ударном слоге: -id, словесный -ish (как в закончить, лелеять ), возможно -it (как в депозит, кредит ).

-ious

Слова, оканчивающиеся на -ious , обычно имеют долгую гласную в ударном слоге, если они написаны с одной гласной буквой, отличной от I, и за которой следует только одна согласная буква. Это часть более общего правила, которое гласит, что A E O U долгие в ударном слоге, когда следующие буквы представляют собой одну согласную букву (кроме X), E или I (не представляющие ударную гласную), а затем еще одну гласную букву. (поэтому такие последовательности, как -eliu-, -olio-, -alea- , где e и a не являются орграфом, представляющим один гласный звук). Таким образом, суффиксы или окончания, такие как

-ial, -ian, -eous, -ean , показывают один и тот же образец долгих гласных в ударном слоге ( гениальный, вашингтонский, ошибочный, подземный ).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *