Твердые звонкие согласные: Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

Твердые согласные звуки: определение, список, классификация, примеры

Звук — это самая маленькая, нераздельная единица речи, которая возникает благодаря артикуляционной деятельности человека и не несет никакого смыслового значения. На письме звук обозначают буквой. В русском алфавите буквы и звуки делятся на гласные и согласные. Те, в свою очередь, бывают глухими, звонкими, твердыми и мягкими. Поговорим о твердых.

Содержание

  • 1 Определение и обозначение твердых звуков
  • 2 Как определить твердость
  • 3 Классификация
    • 3.1 Парные твердые
    • 3.2 Всегда твердые
  • 4 Заключение
  • 5 Полезное видео

Определение и обозначение твердых звуков

Определение твердости лучше рассматривать наряду с понятием мягкости. Таким образом мы выявим особенности звучания и написания более наглядно.

Главным признаком, отличающим согласные звуки от гласных, является присутствие шума во время их образования. В некоторых случаях к производимому шуму добавляется еще и голос. Это касается как твердых, так и мягких согласных. Но при произнесении мягких согласных применяется дополнительная артикуляция. Она выражается в подъеме средней спинки языка к небу. Такое движение позволяет придать звуку мягкость.

Важно! Твердыми согласными называют звуки, не требующие добавочной артикуляции при произношении. При их образовании воздух выходит из ротовой полости более широкой струей.

В русском языке и мягкие, и твердые согласных обозначаются на письме одними и теми же графическими символами, то есть буквами. Звуки, соответствующие буквам, принято заключать в квадратные скобки. Для выделения мягких звуков дополнительно применяется апостроф – верхняя запятая. Такое обозначение называется транскрипцией.
Например:

  • р — [р] — [р’];
  • п — [п] — [п’];
  • б — [б] — [б’].

Может быть интересно: Что такое ударный слог

Как определить твердость

В письменном виде каждая буква всегда выглядит одинаково. А вот звучание у нее в разных ситуациях может быть разным. Как же тут разобраться? Нам помогут правила.

Внимание! Чтобы понять, является ли звук твердым, его рассматривают с двух позиций: написания и звучания.

На письме мы смотрим, какое место в слове занимает нужная нам буква и что следует за ней. Согласный является твердым, если:

  1. Впереди него находится еще один согласный.
    • храм[х] – после х идет согласная р;
    • плуг[п] – после п идет согласная л.
  2. Впереди стоит один из пяти гласных: а, о, у, ы, э. Все остальные служат для смягчения.
    • рот[р] – после р идет одна из отверждающих гласных о;
    • план[л] – после л идет отверждающая а;
    • это же правило действует в словах рука, дым, мэр.
  3. Перед ним располагается твердый знак – ъ. Даже по его названию мы понимаем, что он отвечает за твердость в слове.
    • подъем, съежился, объедки.
  4. Занимает последнее место в слове.
    • чан_, брат_, прок_.

При произношении твердого звука есть два отличительных признака:

  1. Отсутствие дополнительной артикуляции (патализации), которая смягчает звучанье. По этой причине твердые согласные называют непатализованными.
  2. Особый тембр. Он чуть ниже, чем при произнесении мягкого.

Давайте в качестве примера сравним слова кит — кот. Если произнести их по очереди несколько раз, то сразу станет заметна разница в звучании начальной к:

  • Когда говорим [к’ит], язык немного выдвигается вперед и средней своей частью поднимается к нёбу. Тембр относительно высокий. Гласный и, идущий после к, смягчает его.
  • При произношении [кот]  все наоборот: язык остается на своем прежнем месте, тембр понижается. Это указывает на твердость звучания к во втором слове. Также об этом нам говорит буква о, которая находится после к.

То же самое, например, происходит в паре плен — план. Здесь в первом слове следом за л идет смягчающая е, а во втором — отверждающая а: [плен], [план].

Полезно почитать: Что такое грамматическая основа

Классификация

Справка! Всего в русском алфавите 21 согласная буква. А соответствующих им парных звуков – 36.

Куда же делись еще шесть? А вот тут есть исключение. Существуют звуки, которые не имеют пары.
К твердым согласным звукам относятся: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ж], [ш], [ц].
Все они подразделяются на две группы: парные твердые и непарные или только твердые.

Парные твердые

Парными считаются согласные, которые соотносятся по признаку твердости и мягкости. К ним принадлежат:
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
А вот список их мягких пар:
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’].

Разное звучание позволяет нам отличить слова, которые несут различное лексическое значение.

Пример:

  • мол – моль;
  • нос – нёс;
  • лук – люк;
  • кола – коля;
  • клык – клик.

Всегда твердые

Важно! Есть твердые согласные звуки, не имеющие своих мягких напарников. Тут уже неважно, какую позицию в слове они занимают, так как это не отражается на произношении.

Звуки [ж], [ш] и [ц] всегда произносятся одинаково и являются только твердыми и, соответственно, непарными.
Рассмотрим на примерах каждый из них:

  • В слове жюри после шипящего ж стоит ю, но произносится она как [у]. Транскрипция будет выглядеть так: [жур’и].
  • В слове Цюрих после ц стоит ю, но также мы слышим [у][цур’их].
  • Широкий звучит как [шырок’ий’].

Чтобы это понять, достаточно просто произнести слово. Например, мы никогда не скажем «цирк» через «и», потому что такого слова просто не существует.

При написании слов, в которых есть согласные из данной группы, следует руководствоваться не звучанием, а общепринятыми орфографическими правилами. Так, «жи» и «ши» всегда пишется через «и».

Может быть интересно: Что такое подлежащее и сказуемое

Заключение

Итак, вы узнали, как можно отличить твердый согласный от мягкого. Как оказалось, в этом нет больших сложностей. Вам обязательно помогут наши правила. Удачи в дальнейшем изучении русского языка!

Полезное видео

/d/ (day, drive) — Звуки американского английского

Произношение:
Звук /d/ — звонкий, альвеолярный, смычный согласный.

  • Кончиком языка коснитесь альвеолярного гребня (твердого пространства за верхними зубами).
  • Резко двигайте языком вниз и коротким рывком выпускайте воздух.
  • Ваши голосовые связки должны вибрировать.

Звук /d/ может находиться в следующих группах согласных:

d_initial_clusters.mp3
Скачать файл


/dr/  — dr чернила
/dw/  — dw ell

d_final_clusters.
mp3
Скачать файл


/рд/ («рд» / «красный») — га рд , внв красный
/лд/ («лд» / «лед» / «лед’) — до лд , PI LED , FI LLED
/ ND / («ND» / «NED» «NNDEN») — LA ND , RAI NED , PLA NND
/ MD / ( «med» / «mmed» / «mbed») — clai med , hu mmed , co mbed
/lmd/ («lmed») — ca lmed
/rmd/ («med») — har med
/bd/ («кровать» / «bed») — cu кровать , ro кровать

/gd/  («gged») — hu gged
/vd/  («ved») — lo ved
/zd/  («zed» / «sed») — ama zed , rai sed
/ðd/

 (‘thed») — brea thed
/dʒd/  («ged» / «9ged») — ra0003 GED , JU DGED
/DZ / («DS» /«DES») — ROA DS , GRA DES
/RDZ / («RDS») — CO RDS
/RDZ / («RDS») — CO RDS
4 /RDZ / («RDS») — CO RDS
/RDZ / («RDS») /ldz/ («lds») — буй lds
/ndz/  («nds») — frie​ nds

Переписание:

  • «D» — HA D , AVOI D
  • «DE» — MA DE , RESI
  • «DE» — MA DE , RESI
  • «DE» — MA DE , RESI
  • «DE»0003 DE
  • «DD» — SU DD EN, A DD RESS
  • «ED» — LOV ED , ED

ГРИНГА Окончание «-ed» используется для обозначения большинства глаголов прошедшего времени, некоторых причастий прошедшего времени и некоторых причастных прилагательных. Окончание «-ed» произносится /d/ после гласной или звонких согласных .

грамматика_-d-_1.mp3
Скачать файл


  • любовь изд
  • звонок изд
  • амаз изд
  • три изд  ​
9


​Окончание «-ed» произносится  /əd/  после звуков /t/ или /d/.

грамматика_-d-_2.mp3
Скачать файл


  • ​hande d
  • хочу d
  • интерес d
  • loade d

Учебный уголок

Буквы «M» и «N» немного уникальны в английском произношении, поскольку они являются двумя из трех фонем английского языка, которые классифицируются как носовые согласные. И / m /, и / n / являются звонкими согласными, они различаются расположением рта. На следующем уроке фонетики мы подробно рассмотрим, как произносить эти две важные согласные.

Если вам нужна дополнительная помощь с гласными и согласными, посетите нашу домашнюю страницу о гласных и согласных, где есть уроки, карточки и статьи.

Носовые согласные

Носовые согласные — это согласные, которые образуются при выходе воздуха через нос, а не через рот. Два носовых согласных, которые мы здесь выучим, это /m/ и /n/. Третий носовой согласный обозначается как ŋ в IPA и обычно пишется как «ng». О третьем носовом согласном мы узнаем чуть позже.

Как произносится М

В букве «М» мы знакомимся с одним из немногих носовых согласных в английском языке. В носовом согласном воздух исходит из носа, а не изо рта. Звук /m/ получается, когда мы держим рот закрытым, пока мы вибрируем голосовыми связками, чтобы издать звонкий звук. /m/ — двугубный согласный, поэтому мы должны активировать обе губы, соединив их вместе.

Совет учителя: Дети обычно добиваются успехов в фонетике, когда вы можете связать звук, который мы изучаем, со звуками, которые они уже знают. Звук /м/ часто преподается на уроках фонетики как звук, который мы произносим, ​​когда видим что-то, что хотим съесть, «ммм».

Символ IPA для /m/ — это m.

Common words with /m/:

  1. M ail
  2. M ouse
  3. M onkey
  4. M ore
  5. So m e

How to Pronounce N

«N» — второй из трех носовых согласных в английском произношении, очень похожий на звук /m/. Подобно /m/, /n/ — звонкий согласный, начинающийся с ваших голосовых связок и выходящий через нос. Основное отличие состоит в том, что /m/ — двугубный согласный (звук, произносимый двумя губами), а /n/ — альвеолярный звук. Это означает, что ваш язык должен располагаться на твердом гребне за верхними зубами. В /n/ ваши губы должны быть приоткрыты, а ваш язык должен находиться на этом твердом гребне за вашими верхними зубами, образуя уплотнение во рту, чтобы вытолкнуть воздух из носа. Это звонкий звук, и если все сделано правильно, вы должны отчетливо услышать и почувствовать эти вибрации в звуке /n/.

Совет учителя: дети любят говорить нет. Попросите их попрактиковаться в этом звуке, делая акцент на звуке /n/ и крича «нет» на глупые вопросы.

Символ IPA для /n/ — n.

Обычные слова с /n /:

  1. N O
  2. N OSE
  3. DO N E
  4. N OT
  5. LI N 9007 E
  6. 64
  7. LI N 9007 E
  8. 649913
  9. LI N 9007 E

  10. 6499913
  11. LI N E

  12. 6499913
  13. LI . Уроки, которые могут вам понравиться

    Краткие гласные: A, E, I, O и U

    Согласные: G, K и C

    Согласные: M и N

    Согласные: B и P

    Согласные: V и F

    Согласные: W, Y, R и L

    Согласные: th, ch , sh и ng

    Как научить ребенка произносить гласные и согласные
    1. Распечатайте наши карточки или сделайте свои собственные. Убедитесь, что на одной стороне карточки есть буква, а на другой — картинка, чтобы ребенок мог ассоциировать ее со звуком.
    2. Научите ребенка называть эту букву и звук, который она произносит. Если вы не уверены в правильном воспроизведении звука самостоятельно, вы можете использовать видеоролики, которые мы предоставили в нашем разделе для участников.
    3. Научите ребенка слову, которое ассоциируется с этой буквой (A означает яблоко, /a/ /a/ яблоко). Если возможно, попросите их нарисовать слово, с которым оно связано.
    4. Если ваш ребенок достаточно взрослый, научите его писать буквы (как маленькие, так и большие). Не забудьте подчеркнуть имя и звук, который издает буква, пока ваш ребенок пишет.
    5. Уточните у учителя или носителя английского языка, правильно ли ваш ребенок произносит звук

    После того, как ваш ребенок выучит этот звук

    Как только вы поймете, что ваш ребенок произносит звуки правильно, вам следует как можно больше практиковать фонетику. Базовая фонетика невероятно важна, и если вы освоите ее прямо сейчас, это поможет вашему ребенку в будущем. Помните, что чем больше времени один на один вы дадите своим детям, тем лучше у них будет английское произношение. Это также не обязательно должно быть заучивание по учебникам и карточкам, вот список забавных занятий, которые вы можете делать, чтобы попрактиковаться со своими детьми. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Сделайте изучение английского более увлекательным, объединив его с занятиями, которые ему нравятся. Все, от раскрашивания, чтения или более активных игр, будет полезно, если они будут практиковаться и думать о звуках и буквах.

    Практика должна продолжаться некоторое время, но когда вы хотите научить чему-то новому, вы можете начать смотреть другой урок фонетики. Ссылки на все это можно найти выше. Кроме того, вы можете проверить их прогресс в произношении английского языка с помощью некоторых из наших оценочных тестов в нашем разделе для участников.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *