Треугольник жертва тиран спасатель: «Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель

«Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель

Распределение ответственности между участниками коммуникации – один из ключевых пунктов человеческих взаимоотношений.

«Треугольник Карпмана» – это модель коммуникации, которая наглядно и раскрывает наиболее распространенные роли во взаимоотношениях: консультант-клиент, партнер–партнер,начальник–подчиненный и т.д.

Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту.

Роли: «Жертва», «Преследователь» и «Спаситель».

Суть такая: изначально есть тиран, преследующий жертву.  Потом появляется спасатель, который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но»…

Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. Практически всегда после прихода спасателя роли меняются. Причём спасатель обязательно станет жертвой по одному из сценариев:

1. Тиран переключает свою агрессию на спасателя (неприятно, но терпимо)

2. Жертва становится тираном и преследует спасателя (да-да, именно так)

Как ни парадоксально это звучит, но чаще всего спасатель получает по заслугам не от тирана, а от жертвы (второй сценарий). Более того, для образования треугольника тиран изначально не нужен. Нужна только жертва и спасатель.

Проследите конфликтные ситуации в своей жизни — и станет понятно, что многие неприятности образуются именно по этому принципу.

Как же сделать так, чтобы избежать формирования такой модели? Это хорошо известно и чаще всего используется в бизнесе.

Заключается контракт или договор в различных формах, где распределяется ответственность. Если вы продаете товар и не предупреждаете покупателя о его качествах, есть опасность попасть в треугольник Карпмана. Клиент не доволен вашим товаром и может сообщить всем своим знакомым о том, что у вас плохой товар, лишив вас новых клиентов. Подумайте, насколько эффективнее, собирая информацию о том, что необходимо клиенту, и описывая преимущества и недостатки товара, оставлять выбор покупки за клиентом.

Еще один способ попасть в треугольник – дать человеку совет: поступай так-то так (это другой путь взять на себя чужую ответственность).

Техника выхода за пределы треугольника

Контекст

Подумайте о взаимоотношениях, которые вас не устраивают. Это могут быть даже просто некие внутренние противоречия или внутренние представления о противоречиях.

Ваша Роль

Определите, какую роль вы чаще всего играете в этой ситуации. Возможно, вы постоянно пытаетесь играть роль Жертвы, или постоянно вращаетесь в треугольнике – тогда просто попробуйте определить, кем вы бываете чаще всего.

Какие чувства и убеждения наиболее характерны для вас в этой ситуации? Составьте их список.

Выйти за пределы

А теперь выйдите за пределы треугольника и попробуйте найти место, чувства и убеждения, в котором, по вашему мнению, наиболее подходящие для этих ранее проблемных взаимоотношений.

Это можно сделать вполне физически – мысленно обозначьте область на полу, которая для вас является треугольником. Попробуйте там вспомнить все основные чувства и переживания, соответствующие вашим отношениям. А потом просто физически шагните за его пределы и походите по комнате, в поисках более подходящего места.

Переход

Отойдите в сторону и сравните ваши чувства в первом и втором случае. Определите, что вам нравится больше. Примите решение выйти за пределы треугольника (если хотите).

Проверка результата и привязка к будущему.

Подумайте, а как повлияет это изменение на вас и вашу жизнь. Не повредит ли это вам.


Источник:
Академия Арткоучинга

Треугольник Карпмана: тиран, жертва, спасатель

Нейропсихология — чудаки и причины их странностей

Каждый из нас не раз видел на улице, мягко говоря, странного человека, который вызывает к себе интерес. А вот мысли о том, почему он себя так ведет, почти ни у кого не возникает. И очень хорошо, что в мире есть такие замечательные люди, как Оливер Сакс. Талантливый нейропсихолог и писатель занимался изучением «чудаков» десятилетиями и оказывал им квалифицированную помощь. Если сравнивать мозг человека с чем-то еще, то единственное, что подходит для такого сравнения, это современный компьютер. Но даже самый мощный процессор со всеми микросхемами по сложности не может стать на одну ступень с человеческим мозгом. В работе организма, формировании мыслей и сознания принимают участие два полушария, пять различных отделов и до сотни миллиардов нейронов, которые с помощью импульсов передают информационные сигналы. Самое интересное заключается в том, что достаточно небольшого повреждения того или иного участка любого отдела мозга, чтобы вся его работа нарушилась. В итоге полностью меняется личность и, как следствие, жизнь этого человека. Описывать анатомические особенности, структуру головного мозга мы не будем.

Но есть смысл остановиться на конкретных жизненных примерах, когда человек вынужден учиться жить с появившимися способностями или продолжать свой путь в образе «чудака» после того, как его старые навыки были утрачены, а им на смену пришли странности, выдаваемые мозговым веществом. Оливер Сакс и его нейропсихология В качестве примеров ряда отклонений в функционировании мозга выступают реальные ситуации, описанные американским неврологом и нейропсихологом Оливером Саксом. В его арсенале десятки книг научно-популярного жанра, где автор описывает много интересных случаев из медицинской практики. Работы О. Сакса — истории из жизни некоторых людей, осмелившихся бросить вызов серьезным недугам. Они вызывают у читателя искреннее сочувствие и легко читаются, несмотря на то, что в текстах встречается множество медицинских терминов. Одни не чувствуют собственное тело, и им, чтобы сделать хоть какое-то движение, требуется приложить огромнейшие умственные усилия… Кто-то жил искусством и зарабатывал на свое существование написанием картин, а теперь ему приходится научиться жить с монохромным зрением… У кого-то с детства были постоянные тики, но он делает успешную карьеру в области, где необходимы концентрация, особое внимание и точность действий и движений — речь идет о хирургии.
.. И это только часть примеров, с которыми Оливер Сакс столкнулся в своей медицинской практике. И если вы сейчас читаете этот материал, тогда обязательно возьмите в руки любую из книг автора. Вы точно не пожалеете о своем решении. Прозопагнозия Для того, кто никак не связан с медициной, термин кажется сложным и абсолютно непонятным. Означает же он невозможность распознавать лица. Такие пациенты не понимают, где лицо человека или, например, морда собаки. Более того, люди с этой патологией не способны отличить живой субъект от геометрического плоского объекта. Именно об этих пациентах книга О. Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». В одной из глав описан случай, где пациент, который на прием к врачу пришел с женой, пытается ее взять и поместить себе на голову. Он в этот момент не видел женщину, а воспринимал ее, как шляпу. Патология может быть вызвана сосудистыми изменениями, опухолью, полученной травмой головы. Жить людям с этим диагнозом очень сложно. Это не только неприятные моменты при общении с окружающими.
Использование некоторых предметов обихода не по назначению может быть крайне опасным для них же. «Я заглушил свою (и, возможно, его) озабоченность успокоительной процедурой неврологического осмотра — мускульная сила, координация движений, рефлексы, тонус… И вот во время проверки рефлексов (слабые отклонения от нормы с левой стороны) случилась первая странность. Я снял ботинок с левой ноги П. и поскреб ему ступню ключом — обычная, хоть с виду и шутливая, проверка рефлекса, — после чего извинился и стал собирать офтальмоскоп, предоставив профессору обуваться самому. К моему удивлению, через минуту он еще не закончил. — Нужна помощь? — спросил я его. — В чем? — удивился он. — Кому? — Вам. Надеть ботинок. — А-а, – сказал он, — я и забыл про него. — И себе под нос пробормотал: — Ботинок? Какой ботинок? Казалось, он был озадачен. — Ваш ботинок, — повторил я. — Наверно, вам все же стоит его надеть. П. продолжал смотреть вниз, очень напряженно, но мимо цели. Наконец взгляд его остановился на собственной ноге: — Вот мой ботинок, да? Может, я ослышался? Или он недосмотрел? — Глаза, — объяснил П.
и дотронулся до ноги. — Вот мой ботинок? — Нет, — сказал я, — это не ботинок. Это нога. Ботинок — вот. — Ага! Я так и думал, что это нога. Шутник? Безумец? Слепец? Если это была одна из его странных ошибок, то с такими странностями мне встречаться еще не приходилось.» «Человек, который принял жену за шляпу» Оливер Сакс. Больному необходимо замечать малейшие детали и элементы гардероба, запоминать особенности голоса, походку, движения, характерные для его знакомых. Если задуматься, то мы не замечаем каждую черту, характерную для того или иного человека. Иногда мы не можем вспомнить даже то, во что был одет друг, несмотря на многочасовое совместное времяпрепровождение. Вы видите перед собой человека, всматривающегося в вас с особой пристальностью и не способного узнать? Не надо над ним смеяться. Возможно, это тот случай, когда человеку приходится каждый день прикладывать нереальные усилия, чтобы быть, хотя бы визуально, как все и вписываться в жизнь общества. Синдром Туретта Огромное количество ненужных, судорожных, не имеющих смысла и мешающих нормальной работе движений, гримас, слов и жестов.
Используются они тогда, когда человек кривляется или находится в стрессовой ситуации. Продолжается это сравнительно недолго. Проходит стресс, а вместе с ним и лишние действия. Что касается кривляний, то их можно убрать в любую минуту. Представьте себе, что у вас нет возможности прекратить все движения, кривляния, тики, не поддающиеся контролю жесты или потоки слов и фраз. Если среди ваших знакомых есть такой человек, вероятнее всего, у него синдром Туретта. Развивается он из-за нарушения метаболических процессов в головном мозге и практически не поддается лечению. Исключением выступает медикаментозная терапия, сопровождающаяся большим числом побочных реакций. Кроме того, что человеку и так тяжело приспосабливаться, ему еще и приходится выдерживать нападки, издевательства, оскорбления и насмешки от окружающих. Патология не обращает внимания на то, какие жесты заставляет человека делать и какие слова произносить. Для болезни характерны разные формы, и это не только непроизвольность движений, но и подражание.
В один из дней Оливер Сакс случайно на улице Нью-Йорка стал свидетелем неординарной ситуации. Переполох вызвала женщина в возрасте около шестидесяти лет. Приблизившись к толпе, в центре которой она стояла, Сакс сразу понял, что происходит. Женщина копировала повадки, движения, мимику каждого прохожего. Естественно, реакция людей была предсказуемой — гнев и негодование буквально наполняли воздух. Женщина же резонировала на все, поэтому картина повторялась до бесконечности. Она стала отражением огромного количества образов, скопившихся в ней, и прекратить это было не в ее силах. На этом примере мы можем понять, насколько синдром Туретта разрушителен для личности больного. Туреттик каждый день воспроизводит множество лишних движений и действий, разрушающих его изнутри. Прекратить так поступать он не может, как и контролировать речь, мимику, жестикуляцию. В итоге он теряет массу жизненной энергии и сил. «После этого эпизода я провёл с туреттиками сотни часов, разговаривая, наблюдая, записывая на пленку — изучая их и обучаясь сам. Но ничто, я думаю, не дало мне такого непосредственного и пронзительного знания, как эти две фантастические минуты на нью-йоркской улице» — Оливер Сакс. Шестое чувство Каждый среднестатистический человек осведомлен о наличии у себя пяти чувств, подаренных нам матушкой природой и помогающих нам познавать окружающий мир, нормально в нем жить, ориентироваться. Когда речь заходит о шестом чувстве, все мы ассоциируем его с чем-то мистическим и сверхъестественным, например, чтением мыслей или предсказанием будущего. На самом деле пресловутое шестое чувство есть, хотя оно и не имеет отношения к ничему выше описанному. Его еще называют мышечным чувством. Достаточно вспомнить осмотр у невролога или невропатолога: «Закройте глаза и дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа!». Если тест был пройден успешно, значит, у вас нет проблем с проприоцепцией. То есть, вы прекрасно чувствуете собственное тело и способны контролировать его. К сожалению, есть и те, у кого подобное чувство отсутствует. Такие люди не ощущают, в каком положении их тело находится в пространстве. Происходит это из-за отказа от работы рецепторов, передающих сигнал в головной мозг о местонахождении и поведении конечностей и туловища. В связи с этим сбоем человеку приходится приспосабливаться к происходящему ежесекундно 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Ему необходимо находить способы овладения телом и осуществления контроля над производимыми движениями. «С Макгрегором мы познакомились в неврологической клинике для престарелых имени Св. Дунстана, где я одно время работал. С тех пор прошло девять лет, но я помню все так отчетливо, словно это случилось вчера. — В чем проблема? — осведомился я, когда в дверь моего кабинета по диагонали вписалась его наклонная фигура. — Проблема? — переспросил он. — Лично я никакой проблемы не вижу… Но все вокруг убеждают меня, что я кренюсь набок. «Ты как Пизанская башня, — говорят, — еще немного — и рухнешь». — Но сами вы перекоса не чувствуете? — Какой перекос! И что это всем в голову взбрело! Как могу я быть перекошен и не знать об этом? — Дело темное, — согласился я. — Надо все как следует проверить. Встаньте-ка со стула и пройдитесь по кабинету. Отсюда до стены и обратно. Я и сам хочу взглянуть, и чтобы вы увидели. Мы снимем вас на видеокамеру и посмотрим, что получится. — Идет, док, — сказал он, углом вставая со стула. Какой крепкий старикан, подумал я. Девяносто три года, а не дашь и семидесяти. Собран, подтянут, ухо востро. До ста доживет. И силен, как портовый грузчик, даже со своим Паркинсоном. Он уже шел к стене, уверенно и быстро, но с невозможным, градусов под двадцать, наклоном в сторону. Центр тяжести был у него сильно смещен влево, и он лишь каким-то чудом удерживал равновесие. — Видали?! — вопросил он с торжествующей улыбкой. — Никаких проблем — прям, как стрела. — Как стрела? Давайте все же посмотрим запись и убедимся. Я перемотал пленку, и мы стали смотреть. Увидев себя со стороны, Макгрегор был потрясен; глаза его выпучились, челюсть отвисла. — Черти волосатые! — пробормотал он. — Правда ваша, есть крен. Тут и слепой разглядит. Но ведь сам-то я ничего не замечаю! Не чувствую. — В том-то и дело, — откликнулся я. — Именно здесь зарыта собака.» «Человек, который принял жену за шляпу» Оливер Сакс. Впоследствии Макгрегору придумали специальный аппарат, напоминающий очки. Благодаря этому он смог видеть, в каком положении находится в пространстве его тело, и ходить прямо, контролируя туловище и угол его наклона. Но все это требовало колоссального внимания и регулярного наблюдения за собственным телом. Для здорового человека проприоцепция — данность, воспринимающаяся, как само собой разумеющееся. Людям с нарушениями требуется приложить огромнейшие усилия, чтобы привести тело в порядок. Понимание и сопереживание В статье были упомянуты отдельные случаи, сопровождающиеся трудностями и странностями, которые вызываются дисбалансом в работе головного мозга. Цель, преследуемая при сборе этого материала, одна. Мы, здоровые люди, должны понимать, что не все те, кто на первый взгляд ведет себя неадекватно, являются психически ненормальными. Есть ряд патологий, которые проявляются подобным образом, но никак не связаны с психическими отклонениями. Причиной развития болезни может стать все, что угодно, даже незначительная травма, о которой мы сразу же забыли. Последствия же ее могут полностью изменить всю жизнь. И если вдруг на улице, в транспорте, в магазине вы встретите чудаковатого прохожего, не торопитесь смеяться или брезгливо отворачиваться от него. Только представьте, сколько мук ему приходится терпеть и сколько сил потратить для того, чтобы не выделяться на общем фоне здоровых людей. Автор: Инесса Борцова

Объяснение драматического треугольника — Племя лидеров США

Драматический треугольник был впервые описан Стивеном Карпманом в 1960-х годах. Это модель дисфункциональных социальных взаимодействий, иллюстрирующая силовую игру, в которой участвуют три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь, каждая роль представляет собой обычный и неэффективный ответ на конфликт.

Путешествие по треугольнику можно совершать как с собой, так и с кем-то другим, например с супругом, ребенком, коллегой и т. д. Большинство из нас неврологически запрограммировано играть эти три роли, и мы сознательно или бессознательно выбираем одну роль в конкретном контексте.

От обучения Agile до обучения Scrum, организационного коучинга и коучинга лидерства. Узнайте, как Leadership Tribe может работать с вашей командой.

Объяснение трех ролей  

В драматическом треугольнике каждый игрок в определенной игре разума начинает с того, что берет на себя одну из трех типичных ролей:

  • Жертва – «Бедняжка».

Жертвы часто чувствуют себя жертвами, пойманными в ловушку, беспомощными и безнадежными. Они думают, что находятся во власти жизни. Они не желают брать на себя ответственность за свои нежелательные обстоятельства и не думают, что в их силах изменить свою жизнь.

Жертвы считают себя бессильными или некомпетентными и обвиняют Преследователей (это могут быть другие люди или конкретная ситуация). Они всегда ищут Спасателей, которые решат проблему за них. Если Жертвы будут продолжать оставаться в «удрученном» состоянии, это помешает им принимать решения, решать проблемы, изменять текущее состояние или ощущать какое-либо удовлетворение или достижение.

  • Спасатель – «Позвольте мне помочь вам».  

Спасатели постоянно вмешиваются от имени Жертв и пытаются спасти Жертв от предполагаемого вреда. Они чувствуют вину за то, что стоят в стороне и «наблюдают, как люди тонут».

Спасатели могут иметь все благие намерения и стремиться «помочь» другим людям, если они считают это необходимым. Они не понимают, что, предлагая Жертвам краткосрочные решения, они делают Жертв зависимыми и пренебрегают своими собственными потребностями. Вот почему Спасатели часто испытывают давление, усталость и могут не иметь времени для завершения своих собственных задач, поскольку они заняты тушением пожаров для Жертв, когда они возникают!

  • Преследователь – «Это ты во всем виноват».  

Преследователи подобны «Критически настроенным родителям», которые строги и тверды и устанавливают границы. Они склонны думать, что должны победить любой ценой.

Преследователи обвиняют Жертв и критикуют поведение Спасателей, не предоставляя соответствующих указаний, помощи или решения проблемы. Они критичны и умеют придираться, контролируют с порядком и жесткостью. Они угнетают Жертв и иногда могут быть хулиганами.

Вы жертва, спасатель или преследователь?

Теперь вы знаете о драматическом треугольнике и ролях в треугольной обстановке. Так вы жертва, спаситель или преследователь?

Если вы человек, есть вероятность, что вы можете видеть себя или других, как все три в разных сценариях.

Важно отметить, что игроки в драматическом треугольнике могут меняться ролями во время интеллектуальной игры, и если кто-либо в этом треугольнике меняет роли, две другие роли также меняются.

Пример  

Ниже приведен вымышленный пример, демонстрирующий драматический треугольник в движении и то, как игроки переходят от одной роли треугольника к другой.

Оценка:  Алекс, отчет о статусе программы должен быть готов сегодня в полдень. Не могли бы вы отправить его мне как можно скорее? (P) 

Алекс:  Дох! Я еще не делал этого, я не был уверен, что требуется, и я был перегружен другими приоритетами моей программы. (V) 

Оценка:  Запрос и шаблон отчета были отправлены вам на прошлой неделе. Если вы не были уверены в требовании, то почему не спросили? (П) 

Алекс:  Я был перегружен, и у меня не было сил. (V) 

Оценка:  Сейчас уже 10 утра, не могли бы вы быстро что-нибудь сделать для своей программы? (P) 

Кейт:  Марк, какая информация вам нужна от нашей программы? (R) 

Оценка:  Стандарт – статус RAG программы, основные моменты программы, основные риски и проблемы, вехи и зависимости. (R)

Кейт:  Мы уже подготовили несколько программных отчетов для портфолио. Разве вы не можете просто настроить информацию, чтобы получить то, что вам нужно? (П)

Оценка:  Знаете ли вы, сколько обновлений программы мне нужно собрать для обновлений портфолио? (V) 

Алекс:  Честно говоря, я думаю, что отчет о состоянии — это излишество! (P) 

Кейт:  Неважно, дайте мне полчаса. Я обновлю отчет о состоянии и отправлю его. (R)  

И разговор может продолжаться до бесконечности, таковы и шансы ролей.

Побег из драматического треугольника  

Как видно из вышеприведенного примера, хотя треугольная ролевая игра не так уж и плоха, она может привести к трениям и конфликтам и нанести ущерб вовлеченным людям. В своем следующем блоге я собираюсь кратко обсудить, как мы можем избежать драматического треугольника.

Узнайте больше о самосознании, эмоциональном интеллекте, создании психологической безопасности, задавании важных вопросов и профессиональных навыках коучинга в нашем онлайн-курсе ICAgile Certified Agile Coaching.

Драматический треугольник. Часть 2

В первой части я представил 3 роли: Спасатель, Преследователь и Жертва.

ЧАСТЬ 2
  • Почему мы играем?
  • Как это начинается?
  • Различные ситуации

ПОЧЕМУ МЫ ИГРАЕМ?

В Треугольнике мы удовлетворяем некоторые потребности, такие как признание или видимость, стимулирование обмена и получение подтверждения того, кто мы есть. В то же время взаимодействие структурирует наше время: какое-то время мы заняты деятельностью, полной «изюминок».

Тогда мы что-то выиграем, хотя выплаты в конечном итоге будут отрицательными. То есть мы устанавливаем контакт, что лучше, чем его отсутствие. Но взаимодействие не приносит удовлетворения, так как результат будет проявляться в виде конфликтов, недомогания, гнева, вины и обиды, что скажется на нашем благополучии.

Когда мы в Треугольнике, ничего не меняется. Внутри себя мы чувствуем себя в безопасности, потому что следуем сценарию, где все знают ходы игры. Мы принимаем ту роль, которую осваиваем, и сюрпризов почти не бывает.

Но такой способ взаимодействия создает дистанцию ​​между людьми, так как он недостоверный. Искреннего общения, которое решило бы проблемы, быть не может. В результате мы можем избежать близости, ответственности и аутентичности. Более того, это подтверждает убеждения, которые у нас есть относительно самих себя («Со мной всегда происходит то же самое»).

КАК ЭТО НАЧИНАЕТСЯ?

Семья — это место, где дети учатся играть три роли Треугольника. Оба родителя, которые взаимодействуют в своей любимой части, являются моделями. Их обучали в их собственной семье и передавали их следующему поколению, создавая неаутентичные отношения.

Каждый член семьи выбрал одну из 3-х ролей и обычно «специализируется» на этой роли. Они перенимают его много раз, пока он не станет частью их личности. В конце концов, вся семья бессознательно взаимодействует в Треугольнике.

Какие роли исполняли или принимали ваши родители, ваши братья и сестры и вы сами?

Когда вы узнаете, кто берет на себя или взял на себя роль Спасителя, Преследователя и Жертвы, вы сможете наблюдать, как Треугольник развивается в вашей семье.

Стать сознательным — это первый необходимый шаг, чтобы иметь возможность изменить динамику.

РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ СО СПАСАТЕЛЬОМ, ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ И ЖЕРТВОЙ

Преамбула: Я использую термины отец/мать/сын/дочь/мужчина/женщина случайно. Я не упоминаю систематически все гендеры, чтобы сохранить плавность чтения.

Семья

Многие родители хотят, чтобы их дети не попадали в неприятные ситуации, потому что они боятся за них. Они не хотят, чтобы они страдали. Не доверяя способности детей найти свой собственный путь, они говорят им, что и как делать. При этом они лишают их возможности потерпеть неудачу и учиться на своих ошибках. Желание контролировать свое потомство порождает конфликты и споры, поскольку каждый человек выступает в своей роли Спасателя, Преследователя или Жертвы.

С другой стороны, по той причине, что некоторым родителям нужно , чтобы чувствовать себя «хорошими родителями», они делают все для своих детей, не устанавливая границ. Такое отношение создает детей, которые становятся Жертвами («Бедный я») или Преследователями («Маленькие тираны или диктаторы»). Следовательно, дети не знают, как принимать решения или как устанавливать границы. Затем они обвиняют других в собственных ошибках, открывая дверь в будущую роль взрослой Жертвы или Преследователя.

Примером игры в семье может быть сын, который не показывает свои плохие оценки (по Спасателю), потому что не хочет разочаровывать родителей и попасть в беду. Когда отец осознает обман, он наказывает его (преследователя) за то, что тот не сказал правды. Сын заканчивает в Victim. В то же время мать пытается «спасти» сына, споря с отцом, чтобы он оставил сына в покое. В результате у троих накапливаются неприятные эмоции, каждый из которых подтверждает свои негативные убеждения.

Пара

Еще одна игровая площадка — романтические отношения, в которых каждый партнер играет роль Спасателя, Преследователя или Жертвы.

Интенсивность, с которой мы играем в Треугольник, можно разделить на 3 категории. Каждая категория влечет за собой более или менее серьезные последствия. Новостные сообщения в газете обычно относятся к третьей степени.

Фемицид в Великобритании: 76% женщин, убитых мужчинами в 2017 году, знали своего убийцу

Давайте рассмотрим три примера, иллюстрирующих эти категории:

  • Первая степень:  Энн и ее муж идут на вечеринку. Там Энн открыто флиртует с мужчиной. Когда она приходит домой, она отказывается от ухаживаний своего мужа, который теперь чувствует себя разочарованным.
  • Вторая степень:  У Анны есть любовник, и она следит за тем, чтобы ее муж узнал об этом. Она утверждает, что внебрачные отношения для нее не важны. Муж и жена спорят и ссорятся.
  • Третья степень: Муж находит Энн и ее любовника в постели. В шоковом состоянии муж так или иначе реагирует: подает на развод, убивает ее, кончает жизнь самоубийством или прибегает к алкоголю, …
1. Первая степень  

Первая степень социально приемлема и раскрывается вербально. Это происходит в повседневной жизни.

Следующий пример относится к первой степени. Такой стереотипный диалог позволяет паре не браться за настоящую проблему, а выплескивать сдерживаемые эмоции.

В разговоре этой пары очень важен тон, который не проявляется в письме:

– Дорогая, я не могу найти ключи от машины. (Жертва, не пытаясь их найти и не спрашивая четко, что нужно человеку)

— Почему ты всегда винишь меня? (в «Жертве» слово «всегда» предполагает, что этот тип разговора повторяется) А, теперь я вспомнил, что несколько месяцев назад вы обещали купить еще один комплект ключей. (ответ без прямого отношения к теме взаимодействия)  Всегда одно и то же. Я не могу доверять тебе, и я должен позаботиться обо всем! (Переходит к Преследователю, ищет, в чем обвинить партнера, и в итоге к Спасителю)

Последствия первой степени:   неприятные эмоции (разочарование, гнев, ярость, печаль, вина,  …)

2. Вторая степень

Неприятные эмоции и страдания более интенсивны. Счастье затронуто. В некоторых песнях о любви приводятся примеры роли Спасителя, Преследователя или Жертвы:
— «Все мужчины, которые мне нужны»
— «Это неправильно, но это нормально»
— «Куда деваются разбитые сердца»
— «Мы вместе»
— «Без тебя»
— «Слава Богу, я нашла ты».

Многие конфликты или проблемы в отношениях являются выражением Треугольника Драмы. Драма — это не любовь.

Последствия второй степени:   ссоры, драки, конфликты, …

3. Третья степень

Последствия вредны для физической, психологической, эмоциональной или финансовой неприкосновенности человека. Оскорбительные отношения следуют той же схеме с тремя ролями, за исключением того, что последствия теперь серьезные.

Роли обычно бессознательны, и мы играем по бессознательным причинам. С другой стороны, человек, который сознательно играет и умело «обманывает» словами для получения выгоды за счет другого человека, называется манипулятором.

Манипуляторы могут начать как Спасатели, соблазняющие манипулируемых. Они говорят им то, что они хотят услышать, заставляя их поверить, что оба думают одинаково и что их отношения «особенные».

Затем манипуляторы постоянно жалуются на свои обстоятельства («Бедный я» в «Жертва»), так что манипулятор переключается на Спасателя, беря на себя ответственность за манипулятора.

Наконец, манипуляторы переключаются на Преследователя, обвиняя манипулируемых («Это потому, что ты… что я…», «Это твоя вина, если….») и запугивая их. Они используют возмездие и плохое настроение, чтобы подтолкнуть манипулируемого к роли Жертвы. Поскольку Жертвы не умеют устанавливать никаких границ, они остаются без денег, изолированными от друзей и семьи, ими пользуются, чувствуют тревогу и растерянность….

Последствия третьей степени:   деструктивное поведение, причинение вреда себе или другим, попадание людей в больницу, психиатрическое отделение, тюрьму или морг.

Сказки и фильмы

Сказки и фильмы основаны на динамике Треугольника. Стивен Карпман (создатель Драматического Треугольника) использует пример Красной Шапочки:

Героиня начинает как Спасатель своей больной бабушки, когда она идет , чтобы принести ей корзину с едой. Она также спасает волка, давая ему указания найти дом ее бабушки. Бабушка и Красная Шапочка становятся жертвами волка-преследователя, когда волк съедает их обоих. Волк становится жертвой дровосека, когда тот вспарывает себе брюхо. Помимо Преследователя волка, дровосек является Красной Шапочкой и Спасителем бабушки, освобождая их из волчьего чрева.

Профессиональная среда

Три одинаковые роли можно найти в профессиональном мире, в любом офисе или компании.

Как преподаватель, дающий частные уроки, я иногда входил в роль Спасателя, когда прилагал больше усилий, чем ученик. Всегда готовя больше материала, посвящая больше времени и энергии, чем этот конкретный студент, я бессознательно поощрял студента оставаться пассивным и соответствовать своей роли Жертвы. Когда я увидел пассивность и отсутствие мотивации ученика, я внутренне разозлился и сказал ему или ей не становиться Преследователем.

Можете ли вы назвать ситуацию на своем рабочем месте, соответствующую драматическому треугольнику?

В уме

Мы постоянно и каждый день играем в уме, даже не замечая этого. Наш внутренний диалог переходит от одной роли к другой: «Глупый я! Как глупо с моей стороны!» (Преследователь), поскольку мы совершили ошибку, мы чувствуем себя виноватыми или некомпетентными (Жертва), и мы ищем оправдания или игнорируем последствия (Спасатель), чтобы избежать неприятных эмоций.

Зависимости

Роли Спасателя, Преследователя или Жертвы в равной степени применимы к зависимостям.

Алкоголики могут начать как Жертвы, нуждающиеся в алкоголе, чтобы справиться с нерешенными проблемами или травмами. Партнеры обычно играют роль Спасателей, беря на себя ответственность за других, убирая, организуя, заботясь, контролируя или даже предлагая напитки. После того, как алкоголик снова напился, устроил беспорядок, плохо себя вел или проявил насилие (выступая в роли Преследователя), Спасатели становятся Жертвами. Их гнев в результате Спасения заставляет их переключиться на Преследователей, которые обвиняют алкоголика.

Наградой или вознаграждением для Спасателей является чувство невиновности и праведности, позволяющее им чувствовать моральное превосходство («Я все делаю правильно, ты виноват») и получение признания от других за то, что они мирятся с ситуацией.

Наградой для Жертв является то, что они заняты выпивкой (структурируя свое время), избегая реальной проблемы, привлекая внимание и заботясь о них.

Кроме того, вещество (наркотики, алкоголь, пища…) или вызывающее привыкание поведение (секс, покупки, азартные игры…) спасают Жертву от собственного недомогания (скуки, одиночества, страха, беспокойства, стресса, проблем, травмы) . В то же время вещество или поведение преследуют наркоманов (виня себя, чувствуя стыд и вину, создавая финансовые и социальные проблемы или проблемы со здоровьем).

Внутренняя игра с самим собой удерживает человека в Треугольнике. Такой Треугольник распространяется также на отношения и на семью.
Наркоманы играют на двух уровнях: внутреннем и внешнем.
То, что внутри, можно найти и снаружи.

Христианская религия

Христианство основано на вере в первородный грех.

Верующие рождаются несовершенными, грешными и виновными по своей природе (Жертвы). Поэтому они всегда зависят от одобрения церкви, которая может их контролировать. Верующие должны исповедовать свои грехи и покаяться, чтобы получить прощение от Церкви (Спасатель). Вера спасет их от вечного проклятия и предлагает в награду Небеса.

Иисус (первая Жертва) умер от рук римлян (Преследователей), чтобы искупить верующих от их грехов и, в конце концов, выступил в роли Спасителя.

Церковь манипулирует и преследует людей с помощью представления об аде, с ловушкой совершенства (невозможная задача поступать как Иисус), обвиняя людей в их грехах, обладая властью определять, что такое грехи и кто чего стоит, осуждая личные вопросы (аборты, контрацепция, сексуальные предпочтения, эвтаназия), исключение людей (еретиков, женщин) и, в конечном счете, узаконивание применения насилия, изнасилования, сексуального насилия и геноцида.

В то же время Церковь манипулирует и спасает людей с помощью концепции Неба и спасения, обладая силой прощать грехи, определять истину и добро, а также предлагая принадлежность.

Святая Инквизиция

Святая Инквизиция, начавшаяся в 12 -м веке, является примером гигантского Драматического Треугольника.

Трибунал был орудием репрессий, орудием власти (Преследователь), чтобы отделить зёрна (христиане – стадо – внутри) от плевел (еретики – угроза общественному порядку – снаружи).

С одной стороны, трибунал (Преследователь) наказывал христиан (Жертв), спонтанно исповедавшихся в своих грехах, штрафами, бичеванием или епитимиями. Но тогда их можно было бы выкупить (спасти).

С другой стороны, трибунал использовал давление или пытки для получения признания (Преследователь), чтобы найти еретиков. Затем они были отлучены от церкви, заключены в тюрьму или приговорены к смертной казни (жертвы).

Смена ролей?

Ситуаций, в которых мы можем действовать в драматическом треугольнике, великое множество.
Как только мы осознаем роли, мы часто пытаемся выйти из них, приняв другую роль.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *