«Треугольник Карпмана»: что это такое и как из него выйти
«Треугольник Карпмана» в психологии — это модель взаимоотношений между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя. О «треугольнике Карпмана» в личных отношениях и на работе, чем это опасно и как из него выйти — в материале Forbes Life
Эта психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми была впервые описана американским психотерапевтом, доктором медицины и учеником Эрика Берна (основателя транзактного анализа) Стивеном Карпманом в 1968 году. Несмотря на то, что изначально Карпман назвал эту схему «драматическим треугольником», за ней закрепилось имя ее основателя. Что из себя представляет «треугольник Карпмана» и чем плоха такая модель взаимоотношений людей?
Закончили чтение тут
Что это такое — «треугольник Карпмана»
Стивен Карпман родился в Вашингтоне, его отец был психоаналитиком, работавшим в психиатрическом тюремном госпитале, а мать была соцработником в психиатрическом отделении госпиталя. После медицинской школы при Дьюкском университете Карпман обнаружил в себе страсть к диаграммам и теориям, что впоследствии привело его к транзактному анализу (психологическая модель, описывающая и анализирующая поведение человека. — Forbes Life). Он заинтересовался психиатрией и когда познакомился с создателем транзактного анализа Эриком Берном, стал у него учиться. В процессе обучения Карпман пришел к идее треугольника отношений, в основу которого легли позиции спортсменов (например, футболистов или баскетболистов) на поле, то есть игровые схемы, в которых есть нападающие и защитники. Карпман успешно применил эту диаграмму в работе с клиентами и когда рассказал о ней Берну, тот ответил: «Опиши ее, и люди будут тебя цитировать последующие 200 лет».
«Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры, взаимоотношений между людьми, в которой задействованы три персонажа: Спасатель, Преследователь (или Тиран, Агрессор), Жертва, — рассказывает психолог-сексолог и гипнотерапевт Ольга Пантюшина. — Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, и вместе все три участника составляют единый деструктивный механизм, в котором их детские травмы, тревоги и психологические установки совпадают, как зубчатые колеса. Колесики крутятся, музыка играет, каждый участник выполняет свою роль».
Согласно теории Карпмана, во взаимодействии люди могут быть вовлечены в одну из ролей треугольника, причем роли и сама схема знакомы человечеству давно.
«Схема взаимоотношений, которую мы знаем как «треугольник Карпмана», появилась вместе с человечеством. Ну или чуть позже, — говорит Екатерина Брост, психолог и гештальттерапевт. — Сейчас уже никто точно не скажет, когда люди начали играть в эту драматическую игру, которая точно не добавляет счастья в жизни и заставляет людей играть по одной и той же схеме».
Ольга Пантюшина объясняет поведение в треугольнике полученным в детстве опытом. «Например, ребенка делали постоянной жертвой через гиперопеку, то есть обесценивание его возможностей и его силы: «Давай я сама за тебя сделаю!» или «Давай помогу!», когда, в общем-то, никто о помощи и не просил. И ребенок усваивает это поведение», — говорит эксперт. В этом примере, ребенок — Жертва, а мама — Спасатель. При этом у Спасателя не всегда достаточно ресурсов, сил, и когда их мало, а как раз самое время спасать, мама может переключиться в Преследователя. «К примеру, утром ребенок собирается в сад и, так как за него обычно все делают, у него нет четкой организованности, он инфантилен и идет на поводу своих желаний. Вместо того чтобы одеваться, он играет. Мама приходит, начинает его одевать (спасает), тот крутится, и вот она уже на него повышает голос (преследует), ребенок плачет (еще больше уходит в Жертву), а может даже ее ударить или кинуть игрушку (сам становится Преследователем, а мама переходит в Жертву). Далее происходит угрызение совести, маму охватывает чувство стыда, и она снова включает Спасателя: «Прости, извини, ты моя деточка, давай помогу тебе одеться», — говорит Пантюшина.
Материал по теме
Три роли: Жертва, Спасатель, Агрессор
Жертва — главная фигура в «треугольнике Карпмана», потому что именно она запускает эту схему: провоцирует Агрессора и ищет Защитника.
Один из характерных признаков поведения Жертвы заключается в том, что она большую часть времени жалуется на жизненные трудности и непреодолимые препятствия, но не ищет решений и возможностей, рассказывает Пантюшина.
Жертва своими действиями «приглашает» Тирана ее наказать или обвинить, а Спасателя — защитить, отмечает гештальттерапевт Брост. При этом Жертва не такая беспомощная, как может показаться вначале, особенно, если вспомнить, как быстро она может перейти в любую другую роль: Агрессора или Защитника.
«Роль страдальца нужна человеку для того, чтобы вытеснить агрессию, которую он не может в себе принять и которой он наполнен, — говорит Брост. — Жертва не признает, отрицает то, что обладает достаточными ресурсами, чтобы самой справиться с вызовами, которые ей кидает жизнь». У человека, который в большинстве своем выбирает по жизни роль Жертвы, всегда много жалоб, претензий, недовольства. Он стремится принижать свои достоинства и способности, критикует себя и обвиняет в собственных проблемах всех вокруг. «Часто Жертва просит совета, но не пользуется им. К примеру, она будет говорить, что испытывает проблемы на работе из-за того, что начальник самодур. На полученный со стороны совет уйти с работы, человек с легкостью найдет отговорку, мол, кому он нужен на новой работе или что он не может сменить место в силу каких-то других причин (кредиты, ответственность перед семьей и т. д.)».У человека, включающегося в драматический треугольник Агрессором (Тираном, Преследователем), тоже есть чувство, которое он не может признать и вытесняет, — уязвимость. Ее он переносит на Жертву и таким образом становится Агрессором, говорит Брост: «Я не признаю свою слабость, слабым быть нельзя, поэтому нападаю на слабого». Тиран очень уязвим внутри, добавляет она.
«Преследователь путает вербальное насилие с силой, — говорит Ольга Пантюшина. — Для него характерны такие высказывания, как «Ты никогда не сможешь!», «Тебе не дано». Своим поведением, открытой агрессией и нападением он подкрепляет собственные убеждения, что без словесного принуждения и насилия нельзя обойтись. Так, например, объясняя насилие в семье, муж-абьюзер может искренне верить в то, что его «обязанность» — преподать жене урок».
Тот, кто чаще всего выбирает роль Спасателя, вытесняет собственное бессилие и обесценивает Жертву и ее способности, чтобы справиться с ситуацией. Для Спасателя его роль — это возможность почувствовать и проявить свою значимость и ценность. «Спасатель говорит Жертве: «Я знаю, что тебе нужно! Тебе точно это поможет!», — рассказывает Брост. Одновременно с этим Спасатель осуждает Тирана за его агрессию.
Еще одним из характерных признаков Спасателя является его самоотдача процессу, максимальная включенность, добавляет Пантюшина. «Больше половины всей работы Спасатели делают за других, даже если об этом их не просят», — говорит она.
Материал по теме
Где играют эти роли
«Треугольник Карпмана» можно встретить абсолютно везде, но, как отмечают психологи, чаще всего он проявляется в так называемых неблагополучных семьях, например, где один из родителей (или оба) страдают алкоголизмом. Драматический треугольник превосходно проявляется в созависимых отношениях, когда один из партнеров патологически включен в другого и не видит без него жизни, а тот, в свою очередь, может страдать какой-либо зависимостью (например, наркомания или игромания).
Чаще всего люди стремятся занять позицию Жертвы или Спасателя, тогда как Тиран — наименее популярная роль. Зачастую человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях уже в раннем детстве. У каждого есть свой триггер — крючок, на который он попадается. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Иными словами, «треугольник Карпмана» — это долгая, если не бесконечная, игра.
Если у играющего роль Жертвы человека в окружении отсутствуют люди, которые готовы его спасать или преследовать, он обязательно сменит обстановку с целью найти других «игроков».
Драматический треугольник встречается и в рабочих коллективах, и даже в очереди на кассу в магазине, уверяют психологи. Проявление этой схемы можно найти в любых человеческих отношениях, в любой коммуникации и даже внутри одного человека. «Чтобы пройти по всем ролям, не обязательно присутствие другого человека. В каждом из нас есть субличности и переход от одной роли к другой может быть в рамках этих субличностей», — отмечает Брост. Переход из роли в роль может осуществляться очень быстро, но можно и застрять на одной из позиций. «Пример: сейчас я себя ругаю последними словами (проявляю Тирана), например, за то, что наелась на ночь жареной картошки, — объясняет гештальттерапевт. — Через минуту чувствую себя слабой и несчастной, потому что не могу удержаться от соблазнов и набираю лишний вес (проваливаюсь в Жертву). И тогда я думаю, что же делать? Как себя «спасать» в этой ситуации (Спасатель): купить каких-нибудь волшебных таблеток от аппетита или для сжигания жира, поклясться на кулинарной книге, что это объедание на ночь было в последний раз?»
Еще один вариант проявления Спасателя — объяснить самому себе, что проявление такого рода силы воли — это доводить себя до стресса, то есть, если захотелось на ночь наесться картошки, то себе в этом лучше не отказывать. Таким образом человек оправдывает свою слабость и признает собственную неспособность проявить волю и справиться с ситуацией. Это объясняется тем, что Спасатель, даже если это наша субличность, всегда считает Жертву безвольной и слабой, отмечает эксперт.
Материал по теме
Как выйти из «треугольника Карпмана»
Драматический треугольник не встретить там, где люди обладают достаточно высоким уровнем осознанности, готовы к прямому диалогу и избегают манипуляций: как в свой адрес, так и в отношении других людей, отмечает гештальттерапевт. При этом выход из «треугольника Карпмана» — длительный процесс.
Чтобы выйти из драматического треугольника самостоятельно, нужно понять, что ты в нем находишься и какую роль выбрал. «Дверь на выход из игры — осознание, что она есть, — говорит Ольга Пантюшина. — Это не так банально, как кажется, потому что чаще всего эта игра проходит неосознанно. Далее могут быть специальные техники. Когда все осознали — применяем принципы «треугольника победителя» австралийского психотерапевта Эйси Чой. Это концепция–антитезис карпмановской диаграмме, которая замещает каждую роль: Преследователь становится Уверенным, Защитник — Заботливым, а Жертва переходит в Беззащитного. Благодаря описанным Чой механизмам человек справляется с собственными невыраженными чувствами и не ведет себя согласно известной схеме».
Екатерина Брост также отмечает важность понимания, что человека вовлекают в драматический треугольник. «Отследите этот момент, когда вас туда «приглашают». Это можно делать через собственные чувства, — говорит она. — Например, вы можете захотеть унизить человека в роли Жертвы. У вас может возникнуть желание начать обвинять и критиковать («Сам дурак, что потерял эту работу», «Головой надо было думать, прежде чем отдавать деньги в этот банк»). Тогда вы становитесь в позицию Агрессора. Если чувствуете, что это происходит, просто отойдите, не вовлекаетесь. Скажите себе, что вы не вправе никого судить и обвинять и каждый имеет право на ошибку».
Спасателя в себе можно распознать по желанию все решать за человека, напоминает гештальттерапевт. Например, товарищ потерял работу и жалуется на сложную финансовую ситуацию, а вы, как настоящий друг, начинаете помогать ему с поиском: кидаете ссылки на вакансии, обзваниваете знакомых руководителей, которые помогли бы ему устроиться, объясняет Брост. А затем вы можете заметить странную вещь: все ваши предложения друг начнет отвергать, объясняя это разными причинами, а вы чувствуете, что включены в его ситуацию чуть ли не больше, что он сам. Дальше классическая схема — вы почувствуете злость и раздражение на друга (перейдете в роль Тирана) или обидитесь за то, что он не оценил ваших стараний (войдете в роль Жертвы).
Материал по теме
«Если чувствуете, что входите в состояние Спасателя, напомните себе, что другой человек — достаточно взрослый, чтобы справляться с трудностями, — советует Брост. — Вы можете помогать, когда вас об этом попросят и в той мере, в какой необходимо и в какой вы сами посчитаете нужным. Спросите у человека: «Чем я тебе могу помочь?» или «Тебе нужна моя помощь? Какая?». Он может ответить, что не нуждается в помощи или не знает, какая помощь ему нужна. Это его право, и когда понадобится, он к вам обратится».
С Жертвой дела обстоят сложнее, говорят психологи, потому что в этом состоянии для нее очень много вторичных выгод. Человек их, как правило, не осознает, но на него они влияют очень сильно. Одна из таких выгод — получить внимание, заботу, любовь и восхищение («Как ты только с этим справляешься!?»). И перестать быть Жертвой для такого человека — страшно: а вдруг окажется, что такой, какой есть, он никому не будет интересен. Для Жертвы с такой вторичной выгодой страшный сон — лишиться внимания и участия других в его жизни.
При этом с состоянием Жертвы можно разбираться самостоятельно — для этого нужен достаточно высокий уровень осознанности и внутренней смелости, которая позволит двигаться сквозь страх и усваивать новые формы взаимодействия с людьми и с собой, отмечает Екатерина Брост. Но лучше делать это в сопровождении специалиста, который бережно проведет по этому пути, отмечает она.
«Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель
Распределение ответственности между участниками коммуникации – один из ключевых пунктов человеческих взаимоотношений.
«Треугольник Карпмана» – это модель коммуникации, которая наглядно и раскрывает наиболее распространенные роли во взаимоотношениях: консультант-клиент, партнер–партнер,начальник–подчиненный и т.д.
Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту.
Роли: «Жертва», «Преследователь» и «Спаситель».
Суть такая: изначально есть тиран, преследующий жертву. Потом появляется спасатель, который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но»…
Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. Практически всегда после прихода спасателя роли меняются. Причём спасатель обязательно станет жертвой по одному из сценариев:
1. Тиран переключает свою агрессию на спасателя (неприятно, но терпимо)
2. Жертва становится тираном и преследует спасателя (да-да, именно так)
Как ни парадоксально это звучит, но чаще всего спасатель получает по заслугам не от тирана, а от жертвы (второй сценарий). Более того, для образования треугольника тиран изначально не нужен. Нужна только жертва и спасатель.
Проследите конфликтные ситуации в своей жизни — и станет понятно, что многие неприятности образуются именно по этому принципу.
Как же сделать так, чтобы избежать формирования такой модели? Это хорошо известно и чаще всего используется в бизнесе.
Заключается контракт или договор в различных формах, где распределяется ответственность. Если вы продаете товар и не предупреждаете покупателя о его качествах, есть опасность попасть в треугольник Карпмана. Клиент не доволен вашим товаром и может сообщить всем своим знакомым о том, что у вас плохой товар, лишив вас новых клиентов. Подумайте, насколько эффективнее, собирая информацию о том, что необходимо клиенту, и описывая преимущества и недостатки товара, оставлять выбор покупки за клиентом.
Еще один способ попасть в треугольник – дать человеку совет: поступай так-то так (это другой путь взять на себя чужую ответственность).
Техника выхода за пределы треугольникаКонтекст
Подумайте о взаимоотношениях, которые вас не устраивают. Это могут быть даже просто некие внутренние противоречия или внутренние представления о противоречиях.
Ваша Роль
Определите, какую роль вы чаще всего играете в этой ситуации. Возможно, вы постоянно пытаетесь играть роль Жертвы, или постоянно вращаетесь в треугольнике – тогда просто попробуйте определить, кем вы бываете чаще всего.
Какие чувства и убеждения наиболее характерны для вас в этой ситуации? Составьте их список.
Выйти за пределы
А теперь выйдите за пределы треугольника и попробуйте найти место, чувства и убеждения, в котором, по вашему мнению, наиболее подходящие для этих ранее проблемных взаимоотношений.
Это можно сделать вполне физически – мысленно обозначьте область на полу, которая для вас является треугольником. Попробуйте там вспомнить все основные чувства и переживания, соответствующие вашим отношениям. А потом просто физически шагните за его пределы и походите по комнате, в поисках более подходящего места.
Переход
Отойдите в сторону и сравните ваши чувства в первом и втором случае. Определите, что вам нравится больше. Примите решение выйти за пределы треугольника (если хотите).
Проверка результата и привязка к будущему.
Подумайте, а как повлияет это изменение на вас и вашу жизнь. Не повредит ли это вам.
Источник:
Академия Арткоучинга
В двух словах: как избежать драматического треугольника
Когда конфликт возникает втроем, пора обратиться к драматическому треугольнику в наших взаимодействиях на рабочем месте.
В 1964 году д-р Эрик Берн, отец транзактного анализа, опубликовал книгу « игр, в которые играют люди: психология человеческих отношений».
Описанный писателем Куртом Воннегутом как «блестящий, забавный и ясный каталог психологических спектаклей, которые люди разыгрывают снова и снова», он представил концепцию «игр» Берна: повторяющиеся паттерны взаимодействия, основанные на правдоподобных легендах для прикрытия. скрывают скрытые, часто неосознанные мотивы.
Чтобы привести пример, первоначальным стимулом для концепции «игр» было признание Берна «Почему бы вам не — да, но», в котором игрок ворчит о проблеме и предлагает другим найти решения — отвергая каждое один по очереди. Как объяснил Берн, истинная цель состоит в том, чтобы «продемонстрировать, что никто не может дать им приемлемое предложение».
Ролевые силовые игры
Одной из коварных «игр», в которые обычно играют на рабочем месте, хотя и бессознательно, является «Треугольник драмы», описанный доктором Стивеном Карпманом, учеником Берна. Эта динамическая модель социального взаимодействия включает в себя три архетипических (дисфункциональных) персонажа — жертву, преследователя и спасателя — пойманных в непрекращающийся цикл конфликта и переключения между ролями без разрешения.
Их характеристики следующие:
- Преследователь: «Это все твоя вина!» Злодей произведения: контролирующий, угнетающий, критический и превосходящий, чья сила выражается в агрессии.
- Жертва: «Бедный я!» Пассивный и преследуемый аутсайдер , который чувствует себя безнадежным и бессильным, неспособным принимать решения, решать проблемы или получать удовольствие от жизни. Жертвы подсознательно ищут преследователей и спасателей, чтобы снять с себя ответственность за неудачи. Последние спасают положение, но увековечивают чувство беспомощности жертв.
- Спасатель: «Позвольте мне помочь вам!» Классический герой: пособник, который чувствует себя виноватым, если не идет на помощь. Спасатели находят ценность в том, чтобы быть нужными другим, но на самом деле их действия — это избегание собственных проблем, а их вмешательство скорее наклеивает пластыри, чем устойчивые решения.
Преследователь перекликается с эго-состоянием «Критикующего Родителя» в транзакционном анализе Берна, в то время как Жертва напоминает «Адаптивного Ребенка». Динамика также может показаться знакомой, потому что сюжеты большинства романов, фильмов и телепрограмм основаны на драматическом треугольнике (классический вариант — «хороший полицейский, плохой полицейский»).
Пройди небольшой тест, чтобы узнать, какие роли ты обычно играешь в драматических треугольниках.
Перевоплощение через разные роли
Возникает дисфункциональный треугольник, когда один человек берет на себя роль жертвы или преследователя, побуждая других принимать симбиотические роли. У каждого из нас есть свои стартовые ворота (или привычная роль), в которые мы склонны впадать, инициируя конфликтную ситуацию или присоединяясь к ней, хотя ни одна из этих ролей на самом деле не является подлинной. Наш выбор по умолчанию восходит к идеям и убеждениям, которые мы сформировали о себе в раннем детстве; Драматический треугольник представляет собой ролевую игру, а не настоящее взаимодействие.
Роли не статичны: участники могут очень легко переключаться между преследователем, жертвой и спасателем, при этом изменение роли одного игрока провоцирует эволюцию всех трех.
Примером для офиса может быть:
Недовольный менеджер (стучит часами): «Спасибо, что снова опоздали, Крис. У нас сжатые сроки и нехватка персонала. Это довольно эгоистично». (Преследователь)
Покойный коллега: «Мне очень жаль! Это была не моя вина сегодня; поезда задерживаются, и моя поездка на работу превращается в кошмар». (Жертва)
Недовольный менеджер: «Ага, я смотрю, вы успели попить кофе по дороге?» (Преследователь)
Коллега: «Честно говоря, поезда сегодня утром были ужасными, и я могу помочь с дополнительной работой». (Спасатель) «В любом случае, для вас все в порядке, вы можете заехать – в отличие от большинства из нас». (переходит к Преследователю)
Недовольный менеджер: «Да, хорошо, я выделил парковку, но у меня болит спина, поэтому я не могу далеко ходить; Я знаю, что другие люди возмущены этим». (переходит к Жертве)
Покойный коллега: «Никто не держит это против вас! В любом случае, ты проработал здесь дольше всех. (переходит к Спасателю)
Коллега: «Ну, у меня тоже болит спина; Я бы хотел, чтобы кто-нибудь занялся выделенной парковкой для большего числа из нас, я ненавижу садиться на поезд». (переходит к Жертве)
Здесь спасатель превращается в преследователя, меняя динамику, которая потом меняется и снова меняется.
Обратите внимание, что это также может быть короткий переход от жертвы к преследователю — роли — это две стороны одной медали. Литературный пример можно найти в пьесе Артура Миллера «Горнило », действие которой происходит во время Салемского суда над ведьмами в 1692 году, в результате которого 19 человек были повешены, а многие другие заключены в тюрьму.
Инсценировка Миллера показывает, как молодая женщина, Эбигейл Уильямс (пойманная за участием в суеверных обрядах), отклоняет обвинения в колдовстве, обвиняя окружающих, быстро превращаясь из жертвы в безжалостного угнетателя. На протяжении всей пьесы мы видим, как меняется динамика, поскольку другие обвиняются и следуют примеру Эбигейл, ложно обвиняя своих сверстников, чтобы спасти свою собственную шкуру.
Схема нарушается только тогда, когда меньшинство жертв полностью выходит из драматического треугольника, отказываясь лгать, признавая свою вину или указывая пальцем на других. Например, восьмидесятилетний Джайлс Кори, которого пытают под тяжелыми камнями, призывает «больше веса», а не брать на себя роль гонителя.
Опасности жертвы
Хотя преследование других явно негативно, действия из состояния жертвы могут быть столь же разрушительными. Жертвы, как правило, имеют внешний локус контроля (как правило, полагая, что их успехи или неудачи являются результатом факторов, находящихся вне их контроля, таких как удача, судьба, обстоятельства, несправедливость или предвзятость), и фиксированное мышление, а не рост. Те, кто играет роль жертвы, могут избегать сложных ситуаций, идти на риск и нововведения любого рода, занимать оборонительную позицию, когда оспаривают их собственное поведение.
Вместо того чтобы размышлять, учиться и развиваться, жертвы часто бесполезно размышляют о своих мыслях, чувствах и статусе; однако, чтобы помочь, а не навредить, размышление должно принести «понимание», которое связано с большим чувством автономии, мастерства, цели и самопринятия.
Принятие «мышления жертвы» может также привести к «черно-белому мышлению». Это снижает наше сопереживание чужой боли и страданиям, ведет к моральному элитаризму («я всегда прав»), огульной характеристике «преследователей» как «злых грешников» и оправданию преследования других. Легитимация агрессии по отношению к преследователям. превращает жертв в преследователей, продолжая описанный выше цикл9.0005
Это стоит иметь в виду в эпоху онлайн-позора и дебатов вокруг нашей предполагаемой «культуры отмены».
От драмы к расширению возможностей
Выход из драматического треугольника включает переворачивание его с ног на голову путем создания положительного варианта и работы из состояния «присутствия» в качестве лидера.
В 1990 году Эйси Чой создал Треугольник победителя , основанный на взрослых характеристиках , которые мы все можем развить, чтобы бросить вызов классическим ролям Драматического треугольника. В модели Чоя:
Преследователи используют свою напористость , чтобы предложить конструктивный вызов, чтобы помочь другим развиваться.
Спасатели показывают свою заботливую сторону, слушая других и помогая им найти свой собственный путь.
Жертвы принимают свою уязвимость и понимают, что у них тоже есть свобода действий. Они берут на себя ответственность и решают проблемы.
Сила Треугольника расширения прав и возможностей TED определяет новые взрослые роли на основе схожих характеристик:
Преследователь становится Претендентом .
Спасатель становится тренером .
Жертва становится Создателем .
Борьба с драматическим треугольником предполагает принятие ответственности за свое положение без утверждения власти над другими; ведут себя, с точки зрения транзакционного анализа, как «Взрослые».
На практике это означает стать более самосознательными, выявлять закономерности во взаимодействиях и менять свою собственную роль в них, побуждая других делать то же самое; как и в дисфункциональных треугольниках, изменение роли одного игрока может спровоцировать изменение всех трех.
Претендент Треугольника Силы превращается из жесткого и критичного преследователя в «твердого, но справедливого». В этой роли они конструктивно решают проблемы, проявляя напористость, а не агрессию, и излагают последствия негативного поведения. Это позволяет другой стороне сохранять самоуважение и ответственность за свои действия.
Сдвиг ставит жертву в новую роль решателя и создателя проблем, активно и позитивно реагируя на проблемы. В этом их поддерживает спасатель, который делает шаг назад, чтобы стать учителем или тренером, вооружая «творца» для самостоятельного решения проблем. Это дает спасателю время подумать о любых собственных проблемах, которых он, возможно, избегает.
Превратив драму в возможность расширения прав и возможностей, тот же разговор в офисе может вестись примерно так:
Разочарованный менеджер (хочет изменить поведение): «Крис, нам нужно поговорить о том, что ты часто опаздывает на работу. Вы знаете, что мы заняты, и это просто несправедливо по отношению ко всем остальным». (Челленджер)
Покойный коллега: «Мне очень жаль. У меня были некоторые проблемы дома, и мне трудно выходить из дома вовремя, но я думаю о том, как внести изменения». (Создатель)
Разочарованный менеджер: «Хорошо, давайте забронируем через некоторое время, чтобы обсудить некоторые возможные решения.» (Челленджер)
Коллега: «Крис, может быть, стоит поискать выделенную парковку? Тогда вы могли бы подъехать, а не делать конкретный поезд? (Тренер)
«А разве мы не говорили о потенциальном введении основных часов, с гибким временем начала и окончания и случайной домашней работой? Что случилось с этой идеей?» (переходит на Челленджер)
Разочарованный менеджер: «Да, я признаю, что увяз в других вещах, но я снова подниму этот вопрос перед советом директоров на нашей следующей встрече». (переходит к Создателю)
Покойный коллега: «Я обязательно проверю ситуацию с парковкой. Я мог бы помочь вам организовать опрос об основных часах, если это поможет доказать это? (Создатель переходит на Coach)
Коллега: «Хорошая идея. Я наименее технарь, так что нам не помешало бы ваше мнение по этому поводу». (переходит к Создателю)
Пресекать драматические треугольники в зародыше — непростая задача, особенно там, где их инициируют другие. Однако, научившись менять свои собственные роли и реакции, мы можем влиять на действия наших коллег, поощряя более продуктивные паттерны во всех отношениях.
Как отмечает профессор Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер: «Лидеры являются более сильными образцами для подражания, когда они учатся, чем когда они учат».
Проверьте свое понимание
- Опишите драматический треугольник Карпмана и различные роли, которые играют в нем люди.
- Опишите, как мы можем превратить это в модель расширения возможностей, адаптировав роли.
Что это значит для вас?
- Пройдите викторину «Треугольник драмы», чтобы узнать свою роль по умолчанию.
- Подумайте о драматических треугольниках на работе и о том, как вы можете адаптировать свою роль в них, чтобы сделать взаимодействие более конструктивным.
Загрузите викторину «Драматический треугольник» здесь и в оттенках серого здесь.
Зарегистрируйтесь для получения информации и обновлений или реализуйте одну из наших программ лидерства, финансируемых за счет налогов, нажав на кнопки ниже.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить информацию
Откройте для себя нашу программу трансформационного лидерства
как разорвать порочный круг токсичных отношений
- Образ жизни
Опубликовано 7 лет назад
Автор Sarah Berry
, зарегистрируйтесь или подпишитесь, чтобы сохранять статьи на потом.
Реклама
Мой лучший друг называет их колдовскими часами.
Она имеет в виду моменты, когда кто-то или что-то вызывает у нас болевую точку.
Герой? Несмотря на добрые намерения, спасатель может и не помочь.
Мы переходим от рационального взрослого человека с эмоциональным дерьмом вместе к измученному малышу, впадающему в истерику, набрасывающемуся на нас, молчаливому обращению или притворяющемуся безупречным.
Это токсичное поведение и составляет драматический треугольник. Они могут разыгрываться тонко или театрально, но одинаково нездоровы.
Психолог доктор Стивен Карпман придумал этот термин в 60-х годах для описания взаимодействия трех дисфункциональных ролей: жертвы (девица в беде), преследователя (злодей) и спасателя (герой).
Возможно, это старая идея, но она до сих пор актуальна.
В недавнем сообщении в блоге Ешь, молись, люби 9Автор 0308 Элизабет Гилберт говорила о роли спасателя.
«Каждый из нас обычно играет одну из этих трех ролей. (Всем приятно познакомиться! Меня зовут Лиз Гилберт, и я профессиональный спасатель!),» говорит она.
Помимо того, что они склонны играть определенную роль, они также часто мечутся между тремя; переход от раненой, уязвимой жертвы к манипулирующему, агрессивному преследователю (который боится стать жертвой и поэтому нападает) к мученику.
Advertisement
«Это полный бардак, — говорит Гилберт.
«Я читал на эту тему весь день и узнавал столько драм из моей собственной истории в этом поведении. Я вижу так много раз, когда я усугублял проблему и даже изобретал (или искал) драму из-за мою неразрешимую эмоциональную боль
«Повторение здесь настоящая проблема»
Гилберт продолжает:
«Для хронических Спасателей, какими бы искренними ни были наши намерения (мы просто хотим помочь!) ужасный.
«Для обычных Жертв, независимо от того, насколько глубоко мы можем чувствовать себя совершенно беспомощными, уверенными, что мы отчаянно нуждаемся в спасении, это не работает. (Нас никогда не может спасти посторонний — потому что истинное спасение может прийти только изнутри .)
«Конечно, для серийных Преследователей жизнь всегда отстой, потому что вы, по сути, эмоциональный вампир — охотитесь на слабости других, что является самым токсичным образом жизни, который только можно себе представить.»
Играть роль в драма не только токсична, но и болезненна для всех участников9.0005
Драматический треугольник также имеет тенденцию к нисходящей спирали, если только кому-то не удается извлечь себя и остановить повторение той же старой сцены.
«Со знанием дела, когда чувствуешь приглашение к началу новой драмы, можно сказать «нет» драме», — объясняет Карпман.
Сказать «нет» — это одно, а изучить новые и лучшие инструменты — совсем другое.
Исполнительный тренер и писатель Дэвид Эмеральд создал то, что, по его мнению, является здоровой альтернативой драматическому треугольнику.
В «Треугольнике возможностей» (TED) Изумруд предлагает противоядия для каждой роли и поведения по умолчанию.
Вместо Жертвы — Творец
«Ответы Творца основаны на вдумчивой оценке ситуации и последующем выборе подходящих шагов к результату, а не на реакции, ориентированной на проблему», — пишет он, отмечая, что всякий раз, когда мы жалуемся, мы играем в жертву.
«При этом Творец работает над достижением желаемых результатов вместо того, чтобы реагировать на избегание/решение проблем…
«В жизни и на работе всякое случается», — добавляет Эмеральд. «Как Творец, у человека всегда есть выбор, как реагировать (хотя временами диапазон выбора невелик)».
Претендент — это выгодная обратная сторона Преследователя
«Челленджер ориентирован на обучение и рост, возлагая ответственность на Создателя, поощряя обучение, действия и следующие шаги», — объясняет Эмеральд. «Челленджер сознательно возвышает других в качестве положительной альтернативы унижению путем критики, обвинения или контроля. ..
«Претенденты спрашивают себя: «Каково мое намерение: хорошо выглядеть или продолжать учиться и расти?» Претендент подходит к жизни и отношениям с намерением учиться и «созидает», а не «опускает».
Спасатель может направить свое желание быть полезным, став Тренером
«Тренер использует сострадание и вопросы, чтобы помочь Создателю разработать видение и план действий», — говорит Эмеральд.
«Тренер поощряет и поддерживает вместо «спасательных» действий…
«Несмотря на намерения помочь, Спасатель как личность укрепляет самоидентификацию Жертвы как «бедный я» и усиливает чувство бессилия Жертвы. выкован стыдом Жертвы из-за необходимости быть спасенным и закреплен собственным страхом Спасателя перед брошенностью или потерей цели.
«Тренер поддерживает, но сохраняет «силу» другого и поощряет независимость и взаимозависимость от тех, кому он служит.»
Использование методов TED не означает, что мы не столкнемся с трудностями или не будем иметь дело с другими людьми, стремящимися остаться в треугольнике. Но Карпман назвал TED «лучшим выходом из драматического треугольника, который он видел».
Он предоставляет инструменты, чтобы остановить наши деструктивные модели ролевых игр, свести к минимуму колдовские часы и укротить нашего собственного внутреннего измученного малыша.
Со своей стороны, Гилберт говорит, что теперь она тренируется сдерживать свое стремление спасать других за счет себя.
«Моя жизнь — это поиск вверх, упрямое движение к свету, и ты можешь пойти со мной, или увидимся позже», — говорит она.
«Я всегда буду заботиться о себе, потому что я осознаю, что если я не позабочусь о себе, то я никогда не смогу предложить свою полезную услугу или свою искреннюю любовь кому-либо.
«Я всегда буду работать, чтобы заполнить свою душу с изяществом и энтузиазмом. Какая бы энергия ни переполняла меня, я с радостью и щедро поделюсь ею. Но я поделюсь только переполнением, потому что остальное мне нужно. Я больше ни для кого не осушу свой источник до дна и ошибочно называю это любовью.