Треугольник жертва преследователь спасатель: Что такое треугольник Карпмана и как выйти из него на работе

Содержание

Что такое треугольник Карпмана и как выйти из него на работе

Взаимоотношения с коллегами могут развиваться по тем же схемам, что и отношения с родственниками или партнером. Одна из таких схем — треугольник Карпмана. Разбираемся, что это такое и как из него выйти

Что такое треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана — это модель созависимых отношений, в которых участвуют трое: Преследователь, Жертва и Спасатель. Каждый из них играет определенную роль. Преследователь нападает на Жертву, контролирует ее и доминирует над ней; Жертва страдает и винит в своем состоянии обстоятельства и других людей; Спасатель защищает Жертву, тем самым убеждая ее, что она не может решить проблему своими силами. Из таких отношений очень сложно выйти, потому что участники сами непроизвольно воспроизводят эту модель и часто на самом деле не стремятся освободиться от нее.

Фото: Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»

Правила, по которым работает эта модель, сформулировал американский психиатр Стивен Карпман в 1968 году. Он назвал ее «Драматический треугольник». На его вершинах находятся Преследователь и Спасатель, нависая над Жертвой. При этом участники на самом деле не являются ни жертвами, ни преследователями, ни спасателями. Но однажды выбрав этот сценарий (сознательно или бессознательно), они продолжают играть выбранные роли, хотя могли бы решить конфликт и выйти из некомфортной ситуации.

Создавая модель, Карпман опирался на идеи своего учителя Эрика Берна — автора трансактного анализа в психотерапии. Этот подход предполагает, что в основе всех человеческих коммуникаций лежит игра. Драматический треугольник — одна из таких игр.

В чем опасность попадания в треугольник

Ловушка этой модели в том, что каждому участнику по-своему дорога его позиция. Действующие лица не работают над решением конфликта, потому что получают в ней выгоду, и не хотят покидать игру. Например, на первый взгляд сложно увидеть, какие бонусы получает Жертва. Но на самом деле эта роль позволяет человеку не нести ответственность за свою жизнь и к тому же всегда гарантирует поддержку Спасателя.

Другие роли в треугольнике тоже имеют преимущества. Преследователь с упоением наблюдает за подтверждением своей силы через абсолютный контроль и агрессию. Спасатель регулярно подпитывает уверенность в собственной ценности, инвестируя все больше сил в Жертву и сильнее привязывая его к себе.

Несложно заметить, что ни одна из этих ролей не стремится решить проблему, позволяя воронке конфликта раскручиваться дальше, затягивая его до бесконечности. В этом главная опасность драматического треугольника.

Где формируются драматические треугольники

Модель Карпмана может проявляться — а иногда жить годами — в любых типах отношений, от романтических до рабочих. В семьях часто можно наблюдать родителя-Преследователя, который воспитывает ребенка-Жертву в исключительной строгости и ругает его за любые проступки, и родителя-Спасателя, который всегда встает на сторону ребенка и критикует партнера. В парах три роли могут распределяться между двумя людьми, причем эта «игра» порой разворачивается в течение одного часа, например, в ссоре. Один партнер чувствует себя ущемленным и жалуется другому, но тот, после тяжелого дня, вместо утешения обвиняет первого в излишней чувствительности. Конфликт углубляется, Преследователь раскаивается, и перевоплощается в Спасателя — и так до бесконечности.

Роли в треугольнике Карпмана

Посмотрим подробнее на действующих лиц треугольника и их позиции в конфликте:

  • Жертва. Позиция — «бедный я!» Жертва видит себя угнетенной, бессильной и беспомощной. Она отрицает любую ответственность за негативные обстоятельства своей жизни и пассивно ждет спасателя — или даже активно ищет его, только бы не брать на себя принятие решений. Людям в этой роли свойственно думать, что другим везет больше, винить в своих проблемах обстоятельства и сетовать на непринятие себя другими.
  • Преследователь. Позиция — «это все твоя вина!» Преследователь критикует и обвиняет Жертву, заставляет ее чувствовать себя угнетенной угрозами и издевательствами. Преследователи цепляются за ощущение контроля и силы, доказывают свою важность себе и миру, на самом деле не решая никаких проблем.
  • Спасатель. Позиция — «позволь мне тебя спасти!» Спасатель упорно тратит собственные силы на «спасение» других людей, находя в этой деятельности отдушину. Каждому Спасателю нужна Жертва, которая примет его альтруизм. Движет им, в первую очередь, собственное эго, которое подпитывается чувством значимости и превосходства над Жертвой. Он заинтересован в том, чтобы Жертва оставалась беспомощной, ведь тогда можно будет вечно ее спасать и ощущать свою ценность. Спасательство нельзя путать с реальной помощью, которая оказывается точечно и по запросу.

Драматический треугольник не статичен, внутри него бурлит и развивается конфликт. Один и тот же человек в разные моменты может выступить во всех трех ипостасях. Решив отомстить, Жертва может стать Преследователем, а Спасатель может занять позицию Жертвы, когда ему покажется, что тот, кого он спасал, недостаточно ему благодарен. Сам Карпман утверждает, что «драма начинается, когда роли определены, и развивается до тех пор, пока происходит смена ролей».

Чтобы объяснить действие своей модели, Карпман приводил в пример сказку о Красной Шапочке. В ней героиня начинает в роли Спасателя: она отправляется в путь с миссией доставить еду больной бабушке. По ходу повествования она встречает Волка и решает «спасти» зверя от одиночества. В разговоре она случайно раскрывает, где живет бабушка. Далее Красная Шапочка становится Жертвой Волка, который перевоплощается в Преследователя. В этой роли он съедает бабушку, а потом и саму главную героиню. На этом, казалось бы, сказка (как и конфликт) должна закончиться. Но тут приходит новый Преследователь — Дровосек. Он распарывает волку живот и освобождает Красную Шапочку и бабушку. Волк превращается в Жертву. В финале выжившая Красная Шапочка оказывается Преследователем и мстит раненому Волку, набивая его живот камнями.

Как возникает треугольник Карпмана в рабочих отношениях

Рабочие отношения строятся вокруг совместных проектов.

Но это не значит, что рабочая коммуникация свободна от эмоций, проекций, обид и непонимания. По словам психолога и когнитивно-поведенческого психотерапевта Елизаветы Муратовой, «мы не можем приходить на работу с чистым функционалом и, так или иначе, носим туда собственную личность и личностные потребности». При отсутствии должного контроля, можно незаметно для себя оказаться в ситуации с типичными признаками драматического треугольника. Вот несколько примеров:

  • Начальник регулярно требует от своего подчиненного задерживаться на работе. Сотрудник от этого страдает и задумывается об увольнении. Его поддерживает коллега из бухгалтерии, который с готовностью выслушивает его жалобы и угощает чаем. Очевидный Преследователь здесь — начальник, угнетающий сотрудника-Жертву, когда тот не может выйти из неприятной ситуации и находит утешение в Спасателе. Но, возможно, все не так однозначно. Добрым словом коллега поощряет сотрудника принять ситуацию как данность, не давая ему сопротивляться начальнику.
    И заодно закрепляется в роли Спасателя. Начальнику же начинает казаться, что вечно недовольный сотрудник тратит слишком много времени на жалобы и чаепития. И он продолжает его «наказывать», заставляя работать дольше.
  • Кто-то из сотрудников разводится, приходит на работу поникший, работает без энтузиазма, выпивает после работы и опаздывает по утрам. Коллеги видят в нем Жертву, сочувствуют ему и перехватывают часть его рабочих обязанностей. В результате у него появляется еще больше времени погружаться в свое состояние. Такое поведение коллег — типичное спасательство. Оно скорее помогает Жертве утонуть, чем выйти из кризисного периода. Кроме того, коллеги, взвалившие на себя дополнительную работу, рискуют также начать выгорать.
  • У человека сложности за пределами офиса: например, возникают проблемы с жильем или приходится заботиться о заболевшем родственнике. Это эмоционально тяжело, и человеку хочется хотя бы в работе сбросить с себя ответственность и встать в позицию Жертвы.
    Начальник входит в положение и делает ему поблажки — становится Спасателем. Но сами задачи никуда не деваются, их приходится выполнять коллегам, которые не рады такому стечению обстоятельств. Они злятся Жертву, и возникает конфликт, где выполняют роль Преследователя.

Эти примеры показывают, как легко стать частью треугольника Карпмана. По мнению Елизаветы Муратовой, люди вступают в социальные игры, видя в этом «простейший способ взаимодействия». К таким играм прибегают, когда нет сил или желания искать эффективное решение.

Как выйти из треугольника Карпмана

Елизавета Муратова говорит, что если на работе вы вдруг чувствуете, что соответствуете одной из ролей драматического треугольника, то это сигнал провести

аудит своих задач — функциональных и эмоциональных.

  • Функциональные задачи — это дела, которые можно записать в ежедневник: подготовить отчет, встретиться с деловыми партнерами, сформулировать концепцию нового продукта.
  • Эмоциональные задачи — это попытки получить нематериальные ценности. Например, добиться одобрения руководителя или повысить свой статус в рабочей иерархии.

В драматическом треугольнике люди решают именно эмоциональные задачи. И если задержаться в нем надолго, есть риск потратить время на конфликт, а не на работу. Например, работник считает, что заслуживает повышения, но его пока не предвидится. Время от времени он срывается на критику в адрес руководства и решает работать вполсилы, думая, что посылает этим сигнал о своем недовольстве. Вместо этого он мог бы попросить о встрече со своим менеджером и обсудить карьерные перспективы. Другой пример: руководители конкурирующих отделов так много сил тратят в соперничестве за расположение CEO компании, что упускают из виду процессы внутри своих команд. Разумным решением было бы снизить накал борьбы и заняться улучшением реальных показателей отдела. Елизавета Муратова отмечает, что, в конечном счете, склоки в коллективе негативно отражаются на общей прибыли компании.

Помимо аудита задач, важно оценить уместность ожиданий, которые человек «несет» на работу. Например, роль Жертвы-трудоголика часто берут на себя люди, которым не хватает признания в других сферах жизни. Подсознательно они ждут от коллег похвалы, потому что видят в них «родителей». Здесь стоит задуматься, что, возможно, в рабочие процессы закрались задачи, более эффективно решаемые в личных отношениях, например, в дружеской поддержке. Большая удача и бонус для сотрудников, когда руководитель понимает, как работает психика людей, и дает своим сотрудникам положительный фидбек за результаты. Но степень эмпатии каждого руководителя индивидуальна, поэтому привязывать свою потребность в одобрении к регулярным похвалам босса просто небезопасно.

Ощущение собственной значимости — другая потребность, которая иногда не находит удовлетворения. Это случается, когда человек с такой потребностью вместо того, чтобы стать, например, медиком и лечить людей, как всегда мечтал, идет по иному карьерному пути. В итоге он ежедневно испытывает фрустрацию от того, что находится не на своем месте, втягивая коллег в водоворот своих переживаний. Здесь также стоит остановиться и понять, что можно изменить.

Кроме того, Елизавета Муратова советует:

  • Понять, какую роль в треугольнике драмы вы играете, и решить, хотите ли это делать. Выйти из треугольника реально с любой позиции, роль Жертвы в нем не равнозначна положению заложника — как и две другие. От навязанных ролей также можно отказываться: если Жертва приметила кандидата на роль своего Спасателя, он не обязан идти у нее на поводу.
  • Научиться нести ответственность за свои решения — будь то решение уволиться или продолжать работать в этой компании и с этими коллегами. Например, если у работника слабое здоровье, ответственность за медицинские последствия переработок несет он сам, а не его руководитель. У него есть право отказаться или сменить работу — действовать проактивно.
  • Проанализировать, нет ли перегруза в других сферах жизни, и не оттуда ли исходит желание побыть жертвой или агрессором.
  • На руководящей позиции — следить за равномерным распределением ответственности в команде
    и помнить, что проблемы решаются в диалоге, а недосказанности усугубляют конфликт.

Применимость треугольника Карпмана

Елизавета Муратова отмечает, что треугольник Карпмана — это концепция из популярной психологии, к которой клинические психологи относятся с некоторым скепсисом. По ее словам, драматический треугольник — это лишь одна из моделей в трансактном анализе, а не универсальная иллюстрация человеческих коммуникаций в кризисные моменты. Он может ярко проявиться в одном случае, и совсем не обнаружиться в другом. В треугольнике Карпмана из-за его динамического характера сложно зафиксировать роли и работать с этими данными в рамках профессиональной психологической помощи.

Но не стоит недооценивать пользу этой концепции. Для непрофессионалов он может стать упрощенной моделью, которая позволит обнаружить неконструктивное поведение и внести коррективы, улучшив качество жизни.

Треугольник Карпмана — что это? Роли спасатель, жертва, преследователь

«Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий»
Клод Штайнер, психолог, психотерапевт

  1. Треугольник Карпмана: общее описание уровней
  2. Роль №1 – Жертва
  3. Роль №2 – Спасатель
  4. Роль №3 – Преследователь
  5. Как понять, что вы оказались в треугольнике?
  6. Как выйти из треугольника Карпмана?

В 1968 году психолог в трансактном подходе Стивен Карпман опубликовал статью, в которой описывалась модель отношений между людьми, впоследствии названная треугольником Карпмана. Он включает в себя три роли: преследователь, жертва и спасатель. Субъекты этого треугольника образуют так называемые созависимые отношения. В чем же заключается их «игра» и каковы роли в ней? В этой статье мы опишем

поведение и типичные черты, приведем примеры, объясним, почему это созависимые отношения и в чем их особенности. А главное – дадим советы, как выбраться из треугольника.

Треугольник Карпмана: общее описание уровней

Отношения в рамках данного треугольника трансактные аналитики называют созависимыми. В психологии под этим термином понимается деструктивный тип отношений. В них за внешней коммуникацией на одном уровне (например, взрослый – взрослый) скрыто – то есть жестами, речью, интонацией – транслируется коммуникация на разных уровнях: взрослый – ребенок. Треугольник Карпмана – яркий пример такой модели.


Это замкнутая взаимовыгодная система зависимых друг от друга фигур:

  • у преследователя есть субъект, на которого он может изливать собственный негатив, на ком он может отыгрываться и заодно винить этого человека в своих бедах;
  • жертва избавляется от ответственности за свою жизнь, перекладывает решения на других, получает помощь, а еще – сочувствие и поддержку;
  • спасатель выглядит героем и своих глазах и глазах других людей и наслаждается ролью.

Игры заменяют искреннее общение, наполненное зрелыми эмоциями и реакциями. Все участники находятся в низкоресурсном состоянии, каждому из них не хватает базовой поддержки, доверия и любви к себе.

Погружаясь в какую-то из этих ролей, человек начинает растворяться в иллюзиях и игнорировать реальность. Фактически постепенно он теряет себя, энергию, личность и жизнь. Выбраться из таких отношений и сбросить взятую на себя роль бывает непросто, но возможно. Об этом мы поговорим ниже. А пока несколько важных моментов:

  • Роли треугольника Карпмана не знают пола. Любую из них могут отыгрывать и мужчины, и женщины.
  • Более того, в нем вовсе необязательно задействовано только три человека. Ту или иную роль может играть группа людей, в том числе очень большие группы – включая народ, население страны.
  • Участники треугольника могут периодически меняться ролями, а также менять роли в рамках других треугольников – осознанно или бессознательно. Иными словами, на работе человек может быть преследователем, в отношениях с супругом(-ой) – жертвой, с ребенком – спасателем.

Как ни трудно в это поверить, каждый из участников получает свою «выгоду» в таких деструктивных отношениях. Игра имеет свойство затягивать и затягиваться, разрушая жизни. Рассмотрим, как именно это происходит и какие «выгоды» ищут игроки.

Роль №1 – Жертва

  • Девиз: «Я не в порядке, Ты в порядке».
  • Чувства: страдание, беспомощность, стыд, зависть, страх.
  • Мотив: быть в позиции ребенка, не брать ответственность за свою жизнь.
  • Вытесняется: агрессия.
  • Цитаты: «так нечестно»; «я не виноват(-а), это они…», «из-за тебя у меня…»; «меня не ценят»; «ты не представляешь, как я страдал(-а)»; «меня никто не любит»; «бедный я, бедный».

Описание жертвы

Есть мнение, что треугольник начинается с жертвы. Именно она провоцирует реакцию окружающих, и они занимают один из двух полюсов – сторону жалости или гнева. Жертва не повзрослела внутри – это ребенок, который не готов к решениям, выбору, ответственности за них. За внешней беспомощностью постепенно накапливается скрытая агрессия, и жертва оборачивается преследователем: «помоги» – «ты плохо помогаешь», «все из-за тебя». Жертва занимает позицию «под», а следовательно, не обладает свободой и находится под контролем. «Выгода», которую вроде бы получает жертва: возможность жалеть себя, бездействовать и ничего не менять.

Посмотрите также статью «Синдром жертвы»

Примеры

Анна живет с Сергеем 3 года, надеется, что он выплатит кредиты и снимет жилье побольше, вот тогда их жизнь наладится, он перестанет быть грубым и унижать ее. Она подавлена, он грозится с ней порвать, в эти моменты она испытывает сильный страх и чувство одиночества, умоляет его вернуться.

Нина жалуется сыну на тиранящего ее мужа. Сыну 38, он встретил девушку и решил к ней переехать. Ежедневно он получает грустные звонки и смс об очередном скандале и плохом самочувствии мамы. Он срывается и едет на помощь каждый раз. Его отношения с девушкой накаляются.

Роль №2 – Спасатель

  • Девиз: «Я в порядке, Ты не в порядке» («Ты беспомощный и безнадежный, тем не менее я попытаюсь тебе помочь»).
  • Чувства: вина, жалость, гордыня.
  • Мотив: желание самоутвердиться, быть нужным, «хорошим».
  • Вытесняется: беспомощность.
  • Цитаты: «он/она не справится без меня»; «как я ее/его оставлю»; «я советую тебе…», «мне вас жалко».

Описание спасателя

Как бы парадоксально это ни звучало, но спасатель здесь стремится спасти вовсе не жертву, а себя. Бросаясь на помощь, он признает сам себя более сильным, способным, добрым, знающим. Он занимается жизнью другого, и это позволяет не думает о своей жизни, проблемах, планах и пр. Спасительство помогает возвыситься, самоутвердиться и занять место «над» в этих отношениях. Он хочет играть роль «хорошего мальчика/девочки», чтобы заслужить признание окружающих, а на самом деле – признание своих родителей, которое не удалось ощутить в детстве.

Запутанность мотивов не дает радости от оказанной помощи. Не получив должной благодарности, спасатель находится в низкоресурсном, усталом состоянии и, усилив контроль, может перейти в роль преследователя.

Примеры

Елена замужем за Сергеем, он алкоголик. Уже более 10 лет их не связывает ничего, кроме сына, общей квартиры и прошлого. Она боится, что без нее Сергей не справится и не выживет, поэтому сохраняет отношения в надежде на счастливый финал. Она чувствует усталость и разочарование.

Светлане 35 лет, у нее болеет мама, после инсульта, случившегося 2 года назад. У мамы постельный режим. Каждый день после работы Светлана спешит домой, ухаживать и помогать. Ей некогда начинать отношения с мужчинами. Иногда она проводит время с подругами или отдыхает, то есть находится не на работе или с мамой, и в эти краткие периоды она испытывает перед матерью чувство вины. Светлана в растерянности и унынии. Она устала, чувствует безвыходность ситуации.

Роль №3 – Преследователь

  • Девиз: «Я в порядке, Ты не в порядке» («Ты беспомощный и безнадежный, и это твоя вина»).
  • Чувства: злость, раздражение, страх.
  • Мотив: желание самоутвердиться, одержать верх.
  • Вытесняется: уязвимость.
  • Цитаты: «ты сам виноват», «не понимаешь по-хорошему»; «ты меня спровоцировала».

Описание преследователя

Часто преследователями становятся люди, которых в детстве обижали, ругали, сурово наказывали. Они получили этот импульс жестокости и передают его дальше, подсознательно пытаясь компенсировать чувство беспомощности и стыда. Обижая, преследуя, унижая, упрекая, они становятся в позицию «над», чувствуют себя выше жертвы.

«Радость» от такого самоутверждения носит болезненный и деструктивный характер, ведь глубоко внутри жестокость не помогает вылечить боль. Преследователь несчастен и ощущает себя жертвой.

Примеры

Андрей живет вместе с женой. С его точки зрения, она ни на что не способна, и весь дом, финансы и решения полностью на нем. Он не советуется с ней, считая это бессмысленным. При любом удобном случае старается зацепить и упрекнуть в глупости и медлительности. Периодически «выпускает пар» на нее за негатив, который накопился за день на работе.

Алла живет с сыном семи лет. Брак не сложился, муж оставил ее с ребенком на руках. Неосознанно она злится на сына и винит его в своей тяжелой жизни, наполненной бытом, хлопотами, нелюбимой работой. Ее раздражает шум и беспорядок, который он устраивает дома. Она кричит на него, упрекает, часто наказывает, отчего сын только больше не слушается и делает наоборот. Она чувствует себя в ловушке несправедливой жизненной ситуации.

Как понять, что вы оказались в треугольнике?

Последите за собой:

  • Как часто вы жалуетесь на жизнь, мужа, соседа, начальника, правительство?
  • Как часто вы обсуждаете в разговорах с друзьями и знакомыми плохие новости?
  • Как часто вы помогаете и советуете, даже если вас напрямую об этом не спрашивали и не просили?
  • Как часто вы обвиняете других людей (как близких, так и не очень, например, правительство) в собственных проблемах?
  • Как часто вы ловите себя на мысли, что другим повезло больше, чем вам?

Если хоть на один из вопросов вы ответили «Часто», скорее всего, вы в игре. И необязательно именно в отношениях с супругом(-ой) или членами семьи. Ходить по кругу этого треугольника можно бесконечно, а чтобы выйти – нужно психологически созреть. Как это сделать?

Как выйти из треугольника Карпмана?

I. Перевести фокус внимания с окружающих на себя, свои желания, рост и развитие личности. Это можно сделать самостоятельно с помощью ведения дневника и рефлексии (подробнее об этом расскажем чуть ниже). А можно – на приеме у психолога или посредством обучения по направлению «психология личности».

II. Многие знают три субличности по версии Э.Берна: что внутри нас существуют ребенок, родитель и взрослый.

  • Ребенок – это та часть Я, что сохранилась у нас внутри с детства, с 4-5-летнего возраста. Это живая, беззащитная и трепетная часть, которая отвечает за наши чувства, эмоции, желания.
  • Внутренний родитель – это часть, скопированная с ваших родителей или значимых взрослых.
  • Внутренний взрослый – это часть, которая анализирует реальность, выбирает адекватную реакцию, отвечает за волю, принятие решений.

Для личностного роста необходимо:

  1. Развить взрослую часть. Для этого нужно чаще рефлексировать, анализировать свое поведение. Делать упражнения на развитие концентрации. Задавать себе вопросы:
    • Что сейчас происходит?
    • Что я делаю?
    • Зачем я это делаю?
    • Это приносит мне пользу или вред?
    • Что я могу изменить, улучшить?
  2. Позаботиться о внутреннем ребенке. Нужно уделить ему внимание, подарить заботу и тепло. С помощью диалога с самим собой узнать, чего бы ему хотелось, и выполнить это. На эту тему есть эффективные подкасты, медитации. В психотерапии для того, чтобы услышать себя, используют метод «горячий стул», где рядом с собой мысленно представляют свою детскую часть в виду мальчика или девочки и ведут с ним диалог, обнимают его, обещают заботиться о нем. Если внутренний ребенок доволен и согрет, у вас будет ресурс жить свою жизнь, появится интерес к себе, планы, увлечения. Идея играть в игры станет блеклой и неинтересной, на нее будет жалко тратить свое время.
  3. Внутреннего родителя из критикующего трансформировать в поддерживающего. Каждый раз, когда вы слышите внутри себя критика («опять ты ошиблась», «ну и уродец», « тебя никто там не ждет», « твоя работа никому не понравится») вспомнит шутку:
    – Ты плохо рисуешь.
    – А ты плохо критикуешь.
    Заменяйте критику на похвалу и поддержку – сначала поправляйте себя в рамках упражнения, а затем это автоматически войдет в привычку.

III. Если игра не отпускает, значит, вторичные выгоды для вас привлекательнее, чем идея жить свою жизнь. Осознайте их, порефлексируйте: так ли они велики, чтобы тратить время, которое вам подарено судьбой на иллюзии и манипуляции. Когда ваши субличности придут к балансу, у внутренней взрослой части будет ресурс взять на себя ответственность за собственную жизнь, отпустить контроль и позволить другим быть взрослыми, самостоятельными и делать свой выбор. У вас будет интерес реализовываться, проявляться, жить, не мешая другим. В результате созависимые отношения станут для вас бессмысленными и непривлекательными.

Помните, если у вас не получается выйти из треугольника Карпмана самостоятельно, не пренебрегайте обращением к специалисту.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Психология на практике Созавимость Теория


Драматический треугольник Карпмана на Бермудских островах | Анастасия Серова

Всем известна такая психологическая и социальная модель взаимодействия, как треугольник Карпмана. Эта модель описана Стивеном Кармановым в статье «Сказки и анализ сценарной драмы» 1968 года.

В этой модели есть три компонента: жертва, спасатель и преследователь (агрессор). Кто-то думает, что спасатель — положительный персонаж в треугольнике Карпмана, но это неверно. Также жертва не так беспомощна, как кажется на первый взгляд, а у преследователя нет конкретных и обоснованных претензий. В чем суть каждой роли?

Каждый человек играет одну из трех ролей в определенной ситуации. Каждый игрок в ситуации через свою роль удовлетворяет свои скрытые потребности, очень часто это неосознанные потребности. Основной чертой поведения в этой модели является зависимость друг от друга. Жертва удовлетворяется потребностью в заботе, Спаситель счастлив, что он кому-то нужен и помогает, а Сталкер показывает свое господство над жертвой. Если хотя бы один компонент из этой схемы отсутствовал, то остальные автоматически исчезали. На самом деле удовлетворение потребностей каждого игрока не означает, что ситуация выгодна для людей, это наносит стратегический вред. Каждый игрок маскирует истинные интересы, это делает ситуацию еще более запутанной. Рассмотрим каждую роль отдельно.

Жертва.

Отличительной чертой потерпевшего является то, что он никогда не берет на себя ответственность за свои действия и за свою жизнь. Такие люди постоянно на все жалуются, считают свои проблемы неразрешимыми и ждут спасителя. Роль жертвы удобна человеку, потому что все сожалеют и хотят помочь. Однако для сохранения этой роли нужен спаситель, который будет окружать жертву постоянным негативом. В силу зависимости от спасателя и преследователя у потерпевшего возникают и другие зависимости: зависимость от алкоголя, наркотиков, пищи. Однако когда спасатель помогает пострадавшему и решает проблемы, пострадавший начинает требовать компенсацию и превращается в спасателя. Жертва отказывается вести полноценную жизнь и деградирует. Карпман в своем треугольнике отводит ключевую роль жертве, ведь ей легко может передаваться и роль спасителя, и роль преследователя.

Спасатель.

Спасатель не является синонимом Супермена. На первый взгляд кажется, что цель спасателя — решить проблему жертвы и победить преследователя. Это твоя ошибка. Спасателем обычно является человек, у которого есть внутренняя агрессия. Он должен выбросить его куда-нибудь. Спасатель самореализуется, проявляя агрессию к преследователю, а не решая проблемы жертвы. Люди не просят спасения в 90% случаев. Спасение жертвы очень часто связано с нарушением ее личных границ. Сам спасатель хочет помочь людям укрепить их самооценку и самооценку. Он помогает другим в ущерб себе, ожидая похвалы. Спасатель решает проблемы других людей, чтобы получить одобрение их Родителей или их внутреннего Родителя. Эту роль сложно осмыслить, ведь такой человек выглядит добрым, чутким и бескорыстным.

Преследователь.

Человек выбирает роль преследователя, потому что у него есть желание доминировать и доминировать над другим человеком (жертвой). Желание доминировать часто возникает из детства, когда кто-то доминировал над самим преследователем. Это роль разгневанного человека, искренне считающего, что жертва заслужила агрессию, запугивание и открытые конфликты. Сталкер иногда находится в цикле «спасатель-жертва-преследователь», он находит воображаемое логическое объяснение своим действиям. «Сначала я пытался помочь тебе (спасителю), но ты напал на меня (потерпевшего), я, конечно, защищался (преследователь)». Преследователь думает, что жертва не сможет добиться успеха и решить проблемы без тотального контроля и руководства. Поведение человека в этой роли разрушительно. Из роли преследователя человек может выйти легко, он может отработать свои детские травмы.

Вывод:

1. роли в треугольнике Карпмана зависят друг от друга

2. один человек может играть все роли сразу по отношению к разным людям

3. игрок не придет к стратегическому решению

Сейчас я расскажу историю своей жизни. Я был жертвой, преследователем и тираном.

Когда мне было 19 лет, я встретила своего будущего бывшего мужа. Я был студентом, а он военным с тяжелой жизненной ситуацией. Бывшая жена оставила его с двумя детьми, и ему нужна была помощь с детьми. Стоит отметить, что он не просил о помощи, а я сразу бросилась на помощь и «спасти» его. Первая стадия – преследователь. Мой бывший муж был жертвой в зависимости от места работы, от меня, от обстоятельств. Эта зависимость привела к пристрастию к алкоголю и видеоиграм. Я закончила университет, мы поженились, и я стала «нянькой» для обоих детей. Мы жили в военном городке, и у меня не было машины, чтобы ездить по магазинам или в гости к родителям. Дети были травмированы тем, что мать их бросила, отца они почти не видели, так как он все время был на работе, а бабушка болела и могла делать только минимум работы по дому: готовить и убирать квартиру. Теперь все обязанности лежали на мне, и я устал. Мне никто не помог. Я стала чувствовать себя жертвой обстоятельств, никто не мог мне помочь. Я думал, что выхода нет. Типичная жертва. Мои родители приехали в военный городок, чтобы сделать ремонт и сделать мою жизнь более комфортной. Они были преследователями для меня. Потом я стала преследователем, начала говорить бывшему мужу, что он сам сделал свою ситуацию и я не обязана ему помогать, мне тоже надо помогать. Я чувствовала, что доминирую, потому что мой бывший муж без меня не справился бы с детьми. Он был бы несчастлив. «Я пришел помочь вам и вашим детям, а вы не помогли мне без чувства стыда, вы пили алкоголь и играли в видеоигры, поэтому я перестал быть добрым и заботливым». Это твоя вина. После двух лет брака я вышла из этих токсичных отношений. Последней каплей стало физическое насилие.

Как выбраться из этого треугольника? Начать нужно с анализа себя и своих действий. Вам нужно найти причины, которые привели к выбору той или иной роли. Треугольник Карпмана — реальность для игроков, но не для думающих людей. Истоки выбора ролей скрыты в детстве. Если ваши родители не давали вам достаточно любви, значит, вы искали способы получить ее. Вы были жертвой, жаловались, что вам больно получать похвалу от родителей. Если бы какая-то стратегия сработала и привела к результатам, то вы бы играли эту роль в жизненных ситуациях.

Основная рекомендация по выходу из треугольника Карпмана — посмотреть на ситуацию со стороны автора. Вы должны понаблюдать за собой, выяснить, какие действия повторяются, и какую роль вы играете.

Центр предотвращения, информирования и ресурсов по преследованию

Центр предотвращения, информирования и ресурсов по преследованию | СПАРК

Перейти к содержимому

Пожертвовать

Страница Facebook открывается в новом окне Страница Twitter открывается в новом окне Страница Instagram открывается в новом окне Страница YouTube открывается в новом окне Страница Linkedin открывается в новом окне

Центр помощи жертвам

Если вы чувствуете, что находитесь в непосредственной опасности и/или вам угрожают, немедленно позвоните по номеру 911.

Ресурсы для жертв

Учебные модули

Обучите свое сообщество сталкингу с помощью наших готовых к обучению модулей. Мы предоставляем все необходимое, включая PowerPoint и руководства для докладчиков.

Подробнее

Запрос на обучение 

В настоящее время SPARC принимает запросы на обучение на 2022 и 2023 годы.

Узнать больше

Адвокат потерпевших, Служба помощи жертвам домашнего насилия

«Возможно, это был самый информативный и практический вебинар по преследованию, на котором я когда-либо был, и точка. Я оценил сочетание вводной и более подробной информации, а также реальных реальных способов помочь выжившим почувствовать себя в большей безопасности».

Консультант по вопросам сексуального насилия, социальная служба по месту жительства

«Ваш веб-сайт очень помог нам в обучении самих себя и наших клиентов, а также в обеспечении безопасности людей».

Адвокат, приют для жертв домашнего насилия/сексуального насилия

«Теперь, когда я знаю, что такое преследование, я слышу преследование почти в каждом случае домашнего насилия».

Сержант полиции, офис шерифа округа

«Я не могу выразить вам, как это обучение открыло глаза моему отделу, нашим общественным партнерам и другим правоохранительным органам в нашем районе. До участия в этом тренинге я вместе с другими офицерами не знал, насколько важно понимать преследование и какую роль оно играет в преступлениях против женщин…. Я бы рекомендовал КАЖДОМУ агентству, у которого есть возможность пройти обучение, организованное SPARC, в полной мере воспользоваться его преимуществами. ! Даже после обучения они продолжали оставаться неотъемлемым ресурсом для последующих вопросов и помощи, чтобы убедиться, что мы, как сотрудники правоохранительных органов, делаем все возможное, чтобы помогать жертвам и выжившим, с которыми мы работаем».

Офицер полиции, кампусный отдел

«Большинство наших офицеров присутствовали на обучении, и все ушли с хорошими отзывами о нем. Обучение было хорошо организовано и направлено на сотрудников правоохранительных органов и их расследования. Ведущий проделал потрясающую работу по общению с офицерами, чтобы они были вовлечены, и ответил на каждый заданный вопрос. Она обладает обширными знаниями по этому вопросу и открыла нашим офицерам глаза на новые подходы к расследованию преследования.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *