Театр теней у вас дома: фигурки руками, силуэтные книжки, экран из кальки и простыня
CHIPS journal
Театр теней — это одна из старейших форм зрелищного искусства. В Китае этот жанр особенно почитается, а для представлений используется полупрозрачный экран и специальные фигурки, выполненные из тонкой кожи. В какой-то момент из Азии театр теней завезли в Европу и здесь он тоже очаровал всех зрителей. Но это все история, а для нас с вами главное настоящее: этот вид театра очень нравится детям! Поэтому мы решили написать о четырех способах устроить магический теневой спектакль у себя дома или на даче.
© CHIPS journalПальчиковый театр
Видео дня
Вам понадобятся:
Стена светлого цвета (или некий большой объект, завещанный белой простыней)
Темнота в комнате
Источник света, направленный на стену или на белую простыню
Гибкость рук
Хотя в классической китайской версии театра теней используются марионетки, практика показала, что можно обойтись и без них. Для простой версии достаточно собственных рук. Например, пролистав книжку «Тени» 1942-ого года, вы узнаете, как складывать пальцы в форме коровы, лисы, кошки, лебедя, зайца и медвежонка. Есть, конечно, множество современных изданий и карточек, на которых представлены другие инструкции подобного плана — например, вот эти.
Вам нужно будет немножко поэкспериментировать: где лучше расположить источник света и где лучше сесть для того, чтобы животных было хорошо видно на стене, а ваших реальных рук ребенок бы при этом не замечал. Тогда театральная иллюзия будет сильнее. Чем ближе ваша рука к лампе, тем больше будет тень. Чем ближе рука к экрану, тем отчетливее становится силуэтное изображение. Вы можете придумать небольшую историю встречи разных зверей или же просто попросить малыша озвучивать животных, появляющихся на стене.
Если вам надоело использовать только руки, можете добавить в представление маленькие объекты, вырезанные из плотной бумаги: например, блюдце для кошки или конуру для собаки. Такие простые спектакли можно разыгрывать даже с трехлетними детьми. Главное, чтобы им было комфортно с приглушенным светом.
Силуэтные сказки «Театра Теней»
Книжное представление
Вам понадобятся:
Книга с вырезанными силуэтами
Фонарик (можно использовать функцию фонарика в мобильном телефоне)
Светлая стена для проекции
Этот вариант — один из самых простых в исполнении, но для него вам понадобятся специальные книги. Например, во Франции художница Клементин Сюрде создает книжки-гармошки с вырезанными в виде силуэтов сценками. При этом каждая страница только с одной стороны черная, а с другой стороны картинка цветная, то есть книжку можно и читать, и использовать для проекции. В России производством подобных силуэтных сказок занимается Наталья Андреева и выпускает их под брендом «Театр Теней». В ее книгах на каждой странице есть несколько сценок. Смотрите их в удобном для ребенка темпе и помните, что вовсе не обязательно за один раз рассмотреть всю историю целиком, удовольствие можно и растянуть.
Кадр из туторила на канале KiDstream
Небольшой домашний театр из коробки
Вам понадобятся:
Коробка
Калька или белая тонкая бумага
Линейка
Карандаш
Черная бумага для фигурок
Ножницы
Клей или скотч
Если вы хотите все-таки приблизиться к классической форме театра теней, то нужно будет оборудовать у себя дома маленькую сцену. Вы можете сконструировать свой театр из небольшой коробки. Одну из стенок коробки надо будет превратить в экран: с помощью линейки и карандаша сделайте разметку, оставьте только поля, рамку, к которой потом прикрепите прозрачный экран из кальки, а все остальное вырежьте; кальку или белую бумагу можно приклеить клеем, скотчем или даже скрепить степлером (посмотрите этот видео-тьюториал, чтобы стало понятнее). Следующим этапом будет изготовление фигурок из черной бумаги (вырезайте фигурки на длинной ручке, чтобы ими было легко управлять, как это показано здесь). Если не хотите рисовать сами, в интернете можно найти много шаблонов из разных сказок, распечатать их и обвести на черной бумаге. Если вам не хочется замарочиваться с вырезанием фигур, то можете купить уже готовые наборы — например, театр «Лампа» продает очень красивые резные фигурки из фанеры.
Кстати, совсем не обязательно, делать домашний театр теней из бумажных материалов или из дерева. Можно построить небольшую сцену из кубиков лего и разыгрывать спектакли из жизни лего-города (вот на этом видео подробно показано, как это сделать).
Кадр из «Золушки» 1922 г.
Летняя дачная дневная версия театра теней
Вам понадобятся:
Солнечный день
Простыня
Бельевая веревка
Прищепки
Сегодня театр теней — это совсем не обязательно марионетки или бумажные фигурки. Все больше танцоров открывают для себя этот жанр, превращаясь на экране в собственное двухмерное изображение. Этот принцип можем перенять и мы. Для этого нужно стратегически верно развесить белую простыню на веревке для сушки белья — так, чтобы с одной стороны на нее ярко светило солнце. Тогда один актер или группа актеров может встать за простыню и показывать для зрителей свой спектакль. Можно играть в угадайку: какого героя показывают сейчас? Что он задумал? И в кого превратится уже в следующую минуту? Как и со всеми другими вариантами театра теней, главное — чтобы такая игра была для ребенка в удовольствие. Тогда он не только классно проведет время, но и еще больше заинтересуется театром и будет с радостью ходить на детские спектакли.
Дополнительный экранный бонус: если вам и вашим детям нравится театр теней, то, возможно, вам понравятся силуэтные мультфильмы Лотты Райнигер — например, ее легендарная «Золушка» 1922 года. Это невероятная красота!
Другое, Наталья Андреева
Яңа технологияләр кертү
Социальный проект «Театр теней» — срок реализации май 2022 года — май 2023 года
В настоящее время в социально-реабилитационной деятельности, как и в других областях, идет активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого получателя социальных услуг, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. В нашем доме-интернате есть театральный кружок, но не все получатели социальных услуг, в силу своих возрастных и физиологических особенностей имеют возможность участвовать в постановках, спектаклях, и наши сотрудники приступили к апробированию новых принципов оказания помощи получателям социальных услуг с ограничениями здоровья. Теневой театр один из видов волшебного искусства. Он может перенести нас в прошлое или в будущее, отправить в путешествие из страны в страну, из реальности в сказку; он может заставить смеяться или горько плакать, любить действующих лиц пьесы или ненавидеть их, восхищаться ими или презирать.
Каждый человек с ограниченными возможностями здоровья нуждается в общении с искусством театра теней. Если получатели социальных услуг видят движения теней в представлении, то у них развивается мышление, воображение, совершенствуется восприятие. Теневой театр почти всегда побуждает заинтересованность. Вызывает яркие эмоции, чувства, фантазия и воображение подсказывает, во что превращается тень, и руки невольно сами стремятся испробовать создать волшебные тени. Наиболее важное, то, что в спектаклях теневого театра активное участие могут принимать и сами получатели социальных услуг. Игры с плоскими силуэтами кукол формирует слаженность движений персонажа с проговоренным текстом, игра руками — развивает ловкость рук, зрительную память, мышление.
Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы).
Чтобы использовать театр теней в работе с получателями социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать организацию работы с теневым театром.
1)Необходимо изготовить устойчивую и вместительную конструкцию теневого театра, т.к. получатели социальных услуг с ограниченными возможностями не всегда ловкие. Так же нельзя забывать, что теневой театр должен находиться на одном уровне с получателем социальных услуг.
2)Необходимо изготовить вырезанные силуэты для плоскостного — кукольного театра, лучше изготовить единую фигуру без дополнительных подвижных частей. При управлении фигурой важно учесть, что бы получатель социальных услуг располагал фигуру близко к экрану, для передачи четкого образа. Необходимо подготовить карточки с пальчиковым (ручным) театром теней, где изображены как, складывать пальцы рук в ту или иную фигуру. Изучение фигур нужно начинать с самых простых фигур, можно использовать прием «рука в руке».
3)Необходимо для лучшей гибкости пальцев рук перед началом игры с театром необходимо размять пальцы рук. Для этого можно использовать массажные шарики «су — джок», пальчиковую гимнастику, шнуровки.
Развитие гибкости пальцев дает возможность быстро, ловко складывать пальцы рук в фигуры.4) Необходимо создать особую атмосферу, нужно затемнить помещение шторами, что бы был полумрак. Источник света должен находиться между получателем социальных услуг и конструкцией теневого театра.
Цель проекта:
Разнообразить культурный досуг маломобильных получателей социальных услуг, проживающих в доме-интернате, посредством театра теней.
Задачи проекта:
- Развитие творческих способностей: воображения, фантазии, самостоятельного мышления.
- Развитие речевого аппарата подопечных, памяти, формирование знаний, умений и навыков по сценической речи.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Подготовка и постановка спектакля силами участников проекта.
- Ожидаемые результаты
— Продление активной жизни маломобильных получателей социальных услуг — участников проекта путем предоставления им возможностей для самовыражения, сохранения энергии и оптимизма благодаря театру теней.
— Преодоление психологической инертности, присущих возрасту, замкнутости, поддержание стремления к полноценной активной жизни и установление дружеских контактов обеспечиваемых.
— Для маломобильных получателей социальных услуг — это огромная возможность погрузиться в мир грез и иллюзий, забыть хотя бы на время о своих болезнях, позитивно воспринимая окружающий мир.
2. Программа «Мы активные, мы вместе!!» срок реализации сентябрь 2021 г. — сентябрь 2022 г.
В 2019 году в рамках национального проекта «Демография», началось создание системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми, которые не могут самостоятельно за собой ухаживать. Индивидуальный подход, профилактика заболеваний, организация правильного ухода стали основными направлениями социальной работы.
По данным демографического прогноза Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в России увеличится к 2025 году до 27,7% и составит 40,5 млн. человек. «В связи с этим вопросы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста занимают одно из ключевых мест в системе социальной защиты населения», — информация ТАСС в пресс-службе Минтруда.
«Система долговременного ухода, которая сейчас начинает выстраиваться в регионах, должна поддержать каждого человека, который или из-за болезни, или из-за возраста нуждается в долговременном уходе. Речь идет именно о полноценной жизни людей, возможности даже при наличии разных степеней зависимости от посторонней помощи максимально сохранять и реализовывать свои социальные функции. Принципиально важно, чтобы уход, реабилитация, социализация позволяли человеку оставаться полноценным членом общества, поддерживать качество жизни», — сказала ТАСС директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.
По ее словам, человек может жить в социальном учреждении — доме-интернате, психоневрологическом интернате, в отделениях сестринского ухода, может жить у себя дома или в сопровождаемом проживании. Это не должно приводить к разнице в условиях жизни.
Современные парадигмы качества жизни в корне меняют сложившуюся за предыдущие годы практику социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
Система долговременного ухода предоставляет людям, не способным себя обслуживать, множество вариантов поддержки активного долголетия, физического и душевного равновесия. Реабилитация остается при этом краеугольным камнем — медико-социальная, творческая, трудовая. Не только хороший бытовой и медицинский уход, но и сохранение личности, высокого уровня жизни человека во всех ее проявлениях — вот вкратце суть новой аббревиатуры, СДУ.
Наши специалисты и раньше все правильно делали. Ухаживали
за подопечными, относились к ним как к своим бабушкам и дедушкам, ухаживали, лечили их. Идеология, которая пришла на смену простому уходу, изменила и проживающих, и специалистов, и мир вокруг нас.
В социальном стационаре по возможности изменили окружающую среду- сделали ее приближенной к домашней (обои в цветочек, коврик на стене, фотографии), изменили обращение и отношение (нет клиентов, больных, палат), меняется содержание услуг и мероприятий, которые обязательно должны приводить к тому, что у каждого проживающего есть интерес к окружающему, дело, увлечение с учетом здоровья и духовных потребностей.
Сегодня необходимо создать современную модель, в которой на первом месте — достоинство человека, его умения и возможности, и радость от каждого дня отпущенной жизни, в том числе, для людей с неизлечимыми диагнозами, со значительными нарушениями жизнедеятельности. Конечно нет иллюзий по поводу их полного восстановления, но включившаяся моторика, работа мозга, интерес к тому, что происходит вокруг, серьезно повышают качество жизни.
Представления о том, каким должен быть уход за пожилыми гражданами
и инвалидами, изменились концептуально. Раньше исполняли стандарты социальных и медицинских услуг. В СДУ при их сохранении акцент сместился на личные потребности человека. Это новое понимание сути работы. Необходимо изменить мышление коллег, ориентировать их на индивидуальный подход к человеку.
Конечно, это непросто. Необходимо менять технологии, формы, методы работы, менять всю годами сложившуюся философию отношения к социальным услугам. Но награда за это — счастливые глаза тех, кто нуждается в помощи. Человек расцветает от чуткого отношения, уюта, теплой заботы и внимания к нему как к личности. У него улучшаются самочувствие и настроение, и жизнь, несмотря на диагнозы, он видит в ярких красках.
Цель программы —создание благоприятных условий для сохранения физической и социальной активности граждан пожилого возраста и инвалидов и улучшения качества жизни.
Задачи программы:
— обеспечение сохранения и укрепления здоровья пожилых граждан, проживающих в интернате;
— профилактика вторичных двигательных и когнитивных нарушений, старческой астении и деменции;
— формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
— развитие внутреннего волонтерства среди проживающих, обеспечение активного участия внутренних волонтеров в проведении реабилитационных мероприятий.
Искусство силуэта в мире театра теней
КультураМексиканец
5 мин
Откройте для себя искусство «театра теней», традиционной формы исполнительского искусства, в которой используются силуэты на освещенном прозрачном экране. Это простое, но сложное искусство демонстрирует магию света и теней.
Театр теней: воплощение магии света и теней в жизнь. Изображения DALL·EТеатр теней — это старинный вид искусства, в котором фигуры создаются путем отражения движения рук или марионеток на экране из прозрачной ткани, освещенном сзади. Это создает очень интересный оптический эффект. Это искусство зародилось в Азии в результате религиозных обрядов и духовного поклонения предков; благодаря этому он приобрел популярность, а позже стал частью спектаклей теней.
Сегодня такие страны, как Тайвань и Китай, продолжают разрабатывать представления на основе темы, в то время как в Индии они проводятся в сельской местности как часть религиозной традиции. Молодые люди в этих странах часто используют эту ветвь драмы в современных шоу, хотя в Китае уровень участия среди молодежных групп ниже.
Силуэты в центре внимания
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет театр теней как традиционную художественную дисциплину, в которой художники используют марионеток, помещенных в центр внимания, закрытый полупрозрачной занавеской или экраном. Кукловоды управляют куклами, удерживая их неподвижно или перемещая их по сцене. Это создает забавные силуэты в затемненной комнате.
Изображения передают различные формы или грани, где мы можем наблюдать, например, как смеются, ходят, дерутся и танцуют куклы. Этот вид искусства разделяет разнообразное содержание традиционных театральных произведений, но тематика меняется в зависимости от страны, где оно исполняется. Как правило, художники этого жанра ориентируются на культурные истории, которые рождаются из устных высказываний людей (или их легенд), а также на юмористическую социальную критику.
Театр теней — это традиционная форма искусства, имеющая долгую историю во многих культурах мира.От пещерного человека до истории любви императора Ву
История этого вида театра восходит к временам пещерного человека, который создавал тени своим телом и руками перед огнем. Но только во время правления китайского императора Ву (156–87 до н.э.) возник китайский театр теней, основанный на его истории любви, которая породила это художественное проявление.
Согласно рассказу, Ву, опечаленный смертью своей жены Ли, не имел никакого желания править; Обеспокоенные министры обратились за помощью к старому мудрецу, который создал фигуру молодой женщины из дерева. После этого старик заткнул картину тонкой тканью и передвинул ее так, что перед занавеской появился силуэт женщины.
К вдовцу вернулась радость, потому что он поверил, что дух его возлюбленной находится в его тени. Затем театр теней распространился на другие части Азии и остальной мир, сохраняя тот же стиль, но добавляя новые декорации, соответствующие сюжету.
Обычно тени проецируются на плоскую поверхность, например стену или специальный полупрозрачный экран.Простое, но сложное искусство света и теней
Создание театра теней не требует больших сценографических усилий, поскольку главные действующие лица представления — куклы. Это театральный жанр, характеризующийся своей простотой. Куклы изготавливаются из картона, тонкого дерева, твердого картона, ослиной, конской или коровьей кожи.
Театр теней использует точный язык, составленный из конкретных персонажей. В этом смысле, чтобы углубиться в тему, мы создали список типов фигур, которые используются, и общие характеристики этого удивительного искусства:
Существует четыре типа плоских фигур : движущиеся фигуры, черные силуэты, прозрачные силуэты и силуэты с отверстиями.
Фигурки, которые могут двигаться : Поскольку они сделаны из гибких материалов, они могут двигаться разными способами, что делает куклы более выразительными.
Черный силуэт : рисунки представлены в полном виде, без перфорации.
Прозрачные силуэты : те, которые пропускают свет, но объекты не видны, несмотря на то, что они очень светящиеся фигуры.
Силуэты с перфорацией : перфорированные изображения, добавляющие свет и цвет внутрь. В них нет никакой выразительности.
Фигуры тела или тени : тени, созданные телом и руками, проецируются на стену или экран.
Типы силуэтов : кукловоды создают изображения, представляющие людей, богов, животных, растения или другие объекты.
Экран : Размер экрана зависит от количества актеров, участвующих в спектакле. Если фигурки включены, рекомендуется, чтобы они были большими и имели высоту 2,5 метра.
Прожектор : Освещение создается по типу тени. Например, если тени резкие, художник использует концентрированный свет и размещает фигуры, прикрепленные к экрану.
С другой стороны, если свет рассеянный, марионетки располагаются далеко от экрана. Это делает тени с размытыми краями, что идеально подходит для создания тумана.
Персонажи : Эти мобильные элементы проецируются на экран, ткань или стену? В эту модальность фигур включены антропоморфные объекты, т. е. столы, мебель и двери, которым дана собственная жизнь.
Есть два вида персонажей: главные и второстепенные. У главных героев больше действия, а второстепенные персонажи дополняют историю.
Язык : он основан на выражениях теней, таким образом создавая коммуникативный язык о конкретной истории. Также применяется повествование.
Есть также такие вещи, как звуковые эффекты, объекты, используемые в качестве декораций, пространство, где работают художники, и то, насколько они видны публике.
Театр теней — это форма повествования, в которой тени, отбрасываемые марионетками или предметами, создают иллюзию движущихся изображений на экране.Когда марионетки выходят на сцену с фальцетом
Техника театра теней подпитывается некоторыми дополнениями, которые привносят динамизм, креативность и воображение в презентации. Итак, они используют фальцет, способ пения с более высокими нотами голоса, чтобы получить звук, близкий к женскому.
Аналогичным образом, при постановке театра теней применяется импровизированное пение и использование музыкальных инструментов. Кроме того, во время спектакля артисты одновременно манипулируют куклами, которые имеют большое количество суставов, придающих им движение.
Китайский вклад в театр теней
Китайские тени имеют прямое отношение к театру теней, происхождение которого восходит к уже упомянутой в статье истории любви императора Ву. Со временем китайцы создали «китайские тени», как их еще называют, с помощью различных ручных техник, создавая фантастические двухмерные силуэты. ЮНЕСКО заявила, что Китай внес культурный вклад в этот вид искусства, подняв его на более высокий уровень с точки зрения внешнего вида.
С другой стороны, в настоящее время в театре теней по всему миру появляются новые темы, в том числе социальные, образовательные, политические и развлекательные темы, без особого внимания к религиозному содержанию. Несмотря на то, что технологии совершенствуются, кукловоды старой школы хотят, чтобы молодые люди продолжали развивать художественное движение, которое началось с фантазии, мистики и преданности оккультизму. Это многое добавило бы в мировую культуру.
Кукольный театр теней ВаянгКукольный театр | Определение, история, характеристики, типы и факты
Guignol
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Пинг Чонг Ян Шванкмайер Джим Хенсон Роберт Клампетт Сергей Владимирович Образцов
- Похожие темы:
- Бунраку марионетка игра теней плоская фигура ручная марионетка
Просмотреть весь связанный контент →
кукольное искусство изготовление марионеток и манипулирование ими для использования в каком-либо театральном представлении. Кукла — это фигура человека, животного или абстрактной формы, которая двигается с помощью человека, а не механической помощи.
Эти определения достаточно широки, чтобы включать в себя огромное разнообразие спектаклей и огромное разнообразие типов кукол, но они исключают определенные связанные действия и фигурки. Кукла, например, не марионетка, и девочка, играющая со своей куклой, как с живым младенцем, не дает кукольного представления; но если перед аудиторией своих матери и отца она заставляет куклу ходить по столешнице и играть роль младенца, то она представляет примитивный кукольный спектакль. Точно так же фигурки автоматов, приводимые в движение часовым механизмом, которые появляются, когда часы бьют, не являются марионетками, и такие тщательно продуманные изображения автоматов, как те, что работают на часах собора в Страсбурге, Франция, или на часах ратуши в Мюнхене, Германия, должны быть исключены из рассмотрение.
Кукольные спектакли существовали почти во всех цивилизациях и почти во все периоды. В Европе письменные упоминания о них восходят к V веку до нашей эры (например, Symposium греческого историка Ксенофонта). Письменные записи в других цивилизациях менее древние, но в Китае, Индии, Яве и других странах Азии существуют древние традиции кукольного театра, происхождение которых сейчас невозможно определить. У американских индейцев существуют традиции использования кукольных фигурок в ритуальной магии. В Африке сведения о марионетках скудны, но маска является важным элементом почти всех африканских магических церемоний, и, как мы увидим, грань между марионеткой и актером в маске не всегда легко провести. Можно с уверенностью сказать, что кукольный театр повсюду предшествовал письменной драме и вообще любому письму. Он представляет собой один из самых примитивных инстинктов человеческого рода.
В этой статье обсуждаются различные типы кукол, а также исторические и современные стили кукольного театра во всем мире. Некоторые специфические национальные стили кукольного искусства рассматриваются в статьях «Искусство Восточной Азии» и «Искусство Юго-Восточной Азии».
Можно задаться вопросом, почему такая искусственная и часто сложная форма драматического искусства должна обладать всеобщей привлекательностью. Действительно, утверждалось, что кукольный театр есть древнейшая форма театра, источник самой драмы. Заявления такого рода не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты; маловероятно, чтобы все человеческие драматические формы были непосредственно вдохновлены куклами, но кажется несомненным, что с самого раннего периода развития человека кукольный театр и человеческий театр росли бок о бок, возможно, влияя друг на друга. И то, и другое берет свое начало в симпатической магии, в ритуалах плодородия, в человеческом инстинкте воплощать в жизнь то, что хочется. По мере своего развития эти волшебные истоки кукольного театра были забыты, уступив место простому детскому чувству чуда или более изощренным теориям искусства и драмы, но привлекательность кукол даже для современной публики лежит ближе к примитивному. чувство волшебства, чем большинство зрителей понимает.
Учитывая общее происхождение человеческого и кукольного театра, все еще можно задаться вопросом об особенностях кукольного театра, которые придали ему особую привлекательность и обеспечили его существование на протяжении стольких веков. Его, например, не проще исполнить, чем человеческий театр; это сложнее, менее прямолинейно и требует больше времени и труда для создания. Однако после того, как шоу было создано, оно может обеспечить преимущество экономии на персонале и мобильности; один человек может нести на спине целый театр (некоторых типов кукол), а состав кукольных актеров будет существовать почти бесконечно. Это явные преимущества, но было бы ошибкой думать, что ими можно объяснить всю популярность кукольного театра. Они не применимы ко всем видам марионеток — некоторым марионеткам требуется два или даже три манипулятора для каждой фигурки, а многим марионеткам нужен один манипулятор для каждой фигурки. Труппа крупного кукольного театра, будь то традиционный кукольный театр из Японии или современный из Восточной Европы, будет не меньше, чем в эквивалентном человеческом театре. Привлекательность марионетки следует искать на более глубоком уровне.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться
Суть марионетки в ее безличности. Это тип, а не человек. Он разделяет эту характеристику с актерами в масках или с актерами, чей грим настолько тяжелый, что представляет собой маску. Таким образом, куклы сходны со стандартными персонажами древнегреческой и римской драмы, с персонажами в масках комедии дель арте эпохи Возрождения, с цирковым клоуном, балериной, ряжеными, знахарем и колдуном. священник.
В безличном театре, где отсутствует проекция личности актера, существенный контакт между актером и его аудиторией должен устанавливаться другими средствами. Зрители должны больше работать. Зрители не должны больше быть просто зрителями; они должны включить свое сочувствующее воображение и спроецировать на безличную маску игрока эмоции драмы. Зрители на кукольном представлении часто клянутся, что видели, как изменилось выражение лица марионетки. Ничего подобного они не видели; но они были так поглощены страстью пьесы, что их воображение одолжило куклам их собственные страхи, смех и слезы. Союз актера и публики есть самое сердце и душа театра, и этот союз возможен по-особому, даже по-особому возвышенно, когда актер — марионетка.
Безличность марионетки имеет и другие характеристики. Есть ощущение нереальности. Например, в традиционных английских кукольных спектаклях «Панч и Джуди» никто не возражает, когда Панч выбрасывает Малышку из окна или бьет Джуди до тех пор, пока она не умрет; все знают, что это нереально, и смеются над вещами, которые ужасали бы, если бы их разыгрывали актеры-люди. Психологи сходятся во мнении, что эффект является катарсическим: через эти маленькие неодушевленные фигурки высвобождаются врожденные агрессивные инстинкты.
Кукла также несет в себе ощущение универсальности. Это тоже вытекает из его безличности. Марионетка Карл Великий в сицилийском кукольном театре — это не просто франкский король 8-го века, но символ королевской знати; и командир его арьергарда, погибающий на перевале Ронсевальес, — это не просто мелкий рыцарь, попавший в засаду в стычке, но тип, олицетворяющий героизм и рыцарство. Точно так же в яванском кукольном театре гротескный гигант является олицетворением разрушительного начала, а изящно вытянутое местное божество — олицетворением созидательного начала. Здесь кукольный театр раскрывает свою тесную связь со всем духом фольклора и легенды.
Кукла достигает своих стихийных качеств безличности, нереальности и универсальности посредством стилизации, навязанной ей ее собственными ограничениями. Ошибочно думать, что чем более реалистичной или естественной может быть кукла, тем она эффективнее. На самом деле часто бывает наоборот. Кукла, которая просто подражает природе, неизбежно не соответствует природе; кукла оправдывает себя только тогда, когда она что-то добавляет к природе — отбором, устранением или карикатурой. Некоторые из самых эффектных марионеток самые грубые: например, в Льеже, Бельгия, существует традиция марионеток, чьи движения рук и ног не контролируются, а являются чисто случайными. У раджастханских марионеток Индии вообще нет ног. Еще менее натуралистичны горбатые гротески европейской традиции, птичьи профили индонезийских теневых фигур, причудливые вырезы из кожи Таиланда, но именно среди этих наиболее высоко стилизованных типов кукол искусство достигает своих высших проявлений.
Хотя этими марионетками, которые существуют вдали от природы, можно восхищаться, нельзя отрицать, что в миниатюризации жизни есть очарование и очарование. Большая часть привлекательности кукольного театра связана с тем, что зрители получают удовольствие от созерцания мира в миниатюре. Лучше всего это можно оценить в игрушечном театре, где крохотная сцена на столе в гостиной может быть заполнена хором крестьян, войсками бандитов или сражающимися армиями, а декорации за ними изображают далекие перспективы жуков. скалы или извилистые реки.
И к оценке, часто инстинктивной, этих характеристик, которые отличают кукольный театр, должно быть добавлено восхищение чистым человеческим мастерством, вложенным в создание и манипулирование фигурами. Манипулятор обычно невидим; его искусство заключается в сокрытии своего искусства, но зрители знают об этом, и это знание добавляет элемент к драматическому целому. В некоторых видах презентации — например, в популярном в середине XX века шоу в стиле кабаре — манипулятор работает на виду у публики, которая при желании может изучить его методы манипулирования.