Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева: Красный король и белая королева
У скандального «глашатая революции» Владимира Маяковского было много сердечных увлечений. Но только двум женщинам — Лиле Брик и Татьяне Яковлевой — он ещё и посвящал свои лучшие стихи. Если о первой известно более чем достаточно, то история трагических взаимоотношений со второй до сих пор полна тайн…
Текст: Наталья Туровская
В один из ничем не примечательных в октябре 1929 года в маленькой квартирке в Полуэктовом переулке, которую чета Бриков делила с Владимиром Маяковским на радость сплетникам, распускавшим слухи о «жизни втроём», произошёл инцидент, положивший начало цепи роковых событий. Лиля Брик получила очередное письмо из Парижа от своей сестры Эльзы Триоле.
— Нет, вы только послушайте, что пишет Эллочка! — неожиданно оживилась она и принялась громко читать вслух: «Нет никаких сомнений в том, что на днях Татьяна Яковлева выйдет замуж за виконта дю Плесси». Каково?!
— Ну что ж, отличная партия для неё, — отозвался из-за письменного стола Осип Брик.
И только Маяковский не проронил ни слова. Он помрачнел и выбежал курить в коридор, по пути натыкаясь на мебель, словно слепой…
На самом деле Лиля Брик тогда всё преувеличила: свадьба должна была состояться лишь через месяц. Но будучи обиженной на Маяковского (ещё бы, он посмел не просто влюбиться, но и посвятить даме сердца стихи, хотя раньше делал это только для неё), она не могла отказать себе в удовольствии посыпать соль на рану отвергнутого поэта. Позже, узнав об этом, Татьяна Яковлева никогда не простит Брик коварства. И лишь незадолго до своей смерти она неожиданно признается: «Я благодарна ей за это. В противном случае я вернулась бы в СССР за Маяковским, так сильно я его любила. И неминуемо сгинула бы в мясорубке 1937 года».
Рандеву в Париже
По иронии судьбы Владимира Маяковского с Татьяной Яковлевой познакомила всё та же Эльза Триоле. В своих мемуарах она объяснит это просто: чтобы он не заскучал вдали от родины. Возможно, таким образом она хотела избавить поэта от мучительной привязанности к своей сестре? Так или иначе, но доподлинно известно, что 25 октября 1928 года на шумной вечеринке у Эльзы Триоле и её супруга Луи Арагона они встретились впервые.
Поздно ночью поэт вызвался провожать Татьяну домой и буквально через пять минут пути… рухнул перед ней на колени на булыжную парижскую мостовую и стал бурно признаваться в любви. Более того — он настаивал, чтобы она стала его женой и вернулась с ним в Россию. Однако столь стремительное развитие событий если и несколько смутило девушку, то большой неожиданностью для неё не стало.Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему
Из воспоминаний художника В. И. Шухаева, современника В. Маяковского
К своим 22 годам Татьяна уже знала, что действует на мужчин как наркотик. Высокая, длинноногая, натуральная блондинка с выразительными глазами, она приковывала к себе взгляды везде, где появлялась. Яковлева родилась в дворянской семье, получила великолепное образование, чудом уцелела после революции 1917 года и в 1926 году уехала во Францию по вызову своего дяди, известного художника, жившего в Париже.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь? Оставайся и зимуй,
и это оскорбление
на общий счёт нанижем.
Я всё равно тебя
когда-нибудь возьму —
одну или вдвоём с Парижем.
Но Татьяна Яковлева не торопилась ответить неистовому Маяковскому «да». Они прекрасно проводили время вдвоём. Но одно дело — бурный роман с темпераментным поэтом, а другое — стать женой гражданина Советской России со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отказаться от мехов и драгоценностей? Вернуться в голодную Москву и поступить куда-нибудь на службу? Нет, на это Яковлева решиться не могла. Да к тому же Маяковский во время бесконечных прогулок нет-нет да и заводил её в магазинчики дамского белья или парфюмерии, чтобы «выбрать подарок для Лили». И Татьяна понимала: там, в Москве, она может потерять Маяковского, не выдержав соперничества с Брик.
Маяковский уехал один и с разбитым сердцем. 24 декабря 1928 года Яковлева напишет своей матери: «Он такой колоссальный, и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…»
Роман в письмах
Незадолго до отъезда из Парижа Маяковский оставит все деньги одной из парижских оранжерей, попросив владельца еженедельно посылать цветы на адрес Татьяны Яковлевой. Она будет неизменно получать красивые букеты из роз и орхидей целых два года.
И теперь —
то ли первый снег,
то ли дождь на стекле
полосками —
в дверь стучится к ней человек,
он с цветами
от Маяковского.
Первое время они активно переписывались. В одном из писем Маяковский откровенно признавался: «Нельзя пересказать и переписать всех грустностей, делающих меня молчаливее». Письма Татьяны Яковлевой к Маяковскому до нас, увы, не дошли — об этом позаботилась Лиля Брик, после гибели поэта распоряжавшаяся его архивом.
Последнее письмо, отправленное Маяковским Татьяне, было датировано 5 октября 1929 года. После чего он впал в жесточайшую депрессию. Близкий друг Маяковского Василий Каменский в письме к матери Яковлевой утверждал: «Одно ясно — Таня явилась одним из слагаемых общей суммы назревшей трагедии.
«С тобой мы в расчете…»
Из дневника близкой приятельницы Маяковского Натальи Брюханенко: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблён и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». В апреле 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой. Кто была эта таинственная женщина, которую поэт так хотел увидеть? И Лилю Брик, и свою последнюю музу — актрису Веронику Полонскую — он мог видеть, когда хотел. А вот за границу его больше не выпускали как неблагонадежного.
Как говорят,
«инцидент исперчен»,
Любовная лодка
разбилась о быт.
С тобой мы в расчете,
и не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.
Известие о гибели Владимира Маяковского застало Татьяну, когда она была уже замужем за виконтом Бертраном дю Плесси. Позже она говорила, что это было всего лишь «бегством от Володи».
В 1930 году у неё родилась дочь Фрэнсин. А спустя год Яковлева застанет мужа в постели с другой. Если до этого она просто не любила его, то теперь перестала уважать. И каждый из супругов зажил своей жизнью, не решаясь на развод лишь ради дочери. Спустя 7 лет Яковлева попадет в автомобильную аварию. Врачи буквально соберут её тело по частям после 30 пластических операций. В 1938 году она выйдет из больницы, чтобы отправиться отдохнуть к морю. Там Татьяна повстречает молодого художника Александра Либермана, на тот момент жениха дочери советского посла во Франции Любы Красиной. Несмотря на то, что Яковлева была намного старше, искра, вспыхнувшая между ними в первую встречу, зажгла костёр любви, который согревал обоих до конца жизни.Она употребила свою бурную энергию на то, чтобы создать самое себя, и в этом «самозодчестве» стала одним из самых ярких примеров того времени. Мы — те, кто так её любил — будем очарованы Татьяной до конца дней
Из воспоминаний Фрэнсин Дю Плесси, дочери Татьяны Яковлевой от первого брака.
Жизнь после выстрела
Дальнейшая судьба Татьяны Яковлевой сложилась на удивление счастливо. В 1941 году после гибели Бертрана дю Плесси (его самолет фашистские зенитчики сбили над Ла-Маншем) она вышла замуж за Либермана и переехала в США. В Нью-Йорке громкий титул первого мужа помог ей добиться успеха на новом поприще. Неожиданно для всех Яковлева стала дизайнером женских шляп и весьма преуспела в этом. Кокетливые головные уборы «от графини дю Плесси» носили Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Эсте Лаудер и другие светские львицы. Секрет её успеха был не столько в таланте шляпницы, сколько в интуиции и умении убеждать. Яковлева могла убедить любую стареющую богачку в том, что новая шляпка сделает её неотразимой. «Они уходят от меня, уверенные в себе, как призовые лошади», — хвасталась она перед дочерью. Супруги Либерман — Дю Плесси были одной из состоятельных семей в Нью-Йорке. Им принадлежала роскошная вилла в Коннектикуте, в которой они с удовольствием принимали русских эмигрантов-диссидентов: писателей, поэтов, музыкантов, художников.
В течение прожитых лет в общей сложности мы не были вместе пять дней. Но это были самые чёрные дни моей жизни
Из воспоминаний Александра Либермана, второго мужа Татьяны Яковлевой
…Татьяна Яковлева не дожила нескольких дней до своего 85-летия. И всё это время она трепетно хранила пожелтевшие от времени письма Маяковского. Часто перечитывала их и украдкой плакала, глядя в голубое небо Коннектикута. О чём она думала в эти минуты? Кто знает…
Чутьё на талант
Всю жизнь у Татьяны Яковлевой было потрясающее чутьё на талант. Это она познакомила в своё время Кристиана Диора с начинающим Ивом Сен-Лораном, которому в дальнейшем тот завещал свою империю. В 1974 году в Нью-Йорке с четой Либерман — Дю Плесси познакомился Иосиф Бродский. Алекс Либерман был первым, кто опубликовал Бродского на английском языке. Татьяна Яковлева, впервые услыхав его стихи, обронила пророческую фразу: «Помяните моё слово, этот мальчик получит Нобелевскую премию!» Что и случилось с Иосифом Бродским в 1987 году.
Загадочная телеграмма
Существует дневниковая запись М. Я. Презента, повествующая о том, что Владимир Маяковский ранним утром 14 апреля 1930 года, за три часа до рокового выстрела, поехал на телеграф и дал в Париж на имя Татьяны Яковлевой телеграмму: «Маяковский застрелился». Но других документальных подтверждений этой легенды нет…
Татьяна Яковлева. Последняя любовь Маяковского была подругой Марлен Дитрих и музой Диора
В июле 1941 года над Средиземным морем фашистами был сбит самолёт французского лейтенанта Бертрана дю Плесси. Орден из рук Шарля де Голля получила его вдова. Которой была легендарная Татьяна Яковлева, последняя любовь Маяковского, ближайшая подруга Марлен Дитрих и муза Кристиана Диора…
Она родилась в 1906 году в Петербурге, но детство провела в Пензе. Откуда и сумела выехать после революции за границу. Официальным поводом для поездки во Францию стала необходимость лечения от туберкулёза. Покинуть Россию Яковлевой удалось благодаря протекции господина Ситроена, того самого владельца автомобильнго концерна, чьим именем сегодня называются созданные им же машины. Ситроен дружил с дядей Татьяны, знаменитым художником Александром Яковлевым, который помогал ему создавать эскизы будущих автомобилей.
В Париж Татьяна приехала в 19 лет и тут же окунулась в бурную светскую жизнь французской столицы. Красота девушки помогла ей получить работу на подиуме, и очень скоро весь город был увешан рекламными постерами, с которых на французов смотрело её лицо.
Поначалу кругом общения Татьяны была русская эмиграция. Правда, какая! Она играла в четыре руки на рояле с Сергеем Прокофьевым, принимала ухаживания Фёдора Шаляпина, дружила с художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой.
Великая встреча, обессмертившая её имя, тоже случилась в доме русских. Эльза Триоле, родная сестра Лили Брик, занимавшей пост музы Маяковского, познакомила Татьяну с поэтом, который как раз находился в Париже. И вспыхнуло чувство — страстное и взаимное. Маяковский пробыл в Париже чуть больше месяца, но успел сделать своей новой знакомой предложение руки и сердца. И — невероятно — посвятить стихи. До этого подобной чести удостаивалась лишь Лиля Брик.
Татьяна и Владимир были красивой парой. Говорили, что, когда они, взявшись за руки, появлялись в парижских кафе, на лицах посетителей застывала улыбка.
История их любви закончилась трагично. Маяковский уехал в Россию и больше Татьяну так и не увидел. Ходили разговоры, что именно Брик сделала всё, чтобы поэт не получил возможности выехать за границу. А Маяковский прямо говорил: «Если я не увижу Татьяны, я застрелюсь». Именно так он и поступил в апреле 1930 года.
Яковлева пережила его больше чем на 60 лет. Она успела выйти замуж за виконта дю Плесси, родить от него дочь, овдоветь и выйти замуж повторно. Но Маяковский всё равно не уходил из её жизни. Накануне отъезда в Советскую Россию поэт оставил большую сумму денег в цветочном магазине и попросил, чтобы каждое воскресенье на адрес Татьяны приносили корзину цветов с его визитной карточкой. Оставленная сумма была весьма значительной, и подарки от пребывавшего уже в ином мире влюблённого поступали и годы спустя после его смерти.
Однажды к Татьяне в гости пришёл кто-то из русских. Разговор, как всегда, зашёл о Маяковском. Несмотря на то что в Советском Союзе о самом существовании Татьяны Яковлевой стали говорить лишь в конце 60-х, истинные почитатели Маяковского о ней, конечно же, знали. Тем, кто внушал доверие, Татьяна даже показывала письма Маяковского. Кстати, письма самой Татьяны к поэту были уничтожены Лилей Брик после смерти Маяковского. Сама Татьяна о Брик предпочитала не говорить. Хотя её отношение к этой женщине было весьма однозначным и легко прочитывалось в междометиях, которыми Яковлева сопровождала свои рассказы о поэте, обстоятельствах их встреч и расставаний.
С Кристианом Диором
Очередной гость, навестивший Яковлеву, попросил хозяйку развеять миф о том, что Маяковский продолжает присылать ей цветы.
«Вы не торопитесь?» — обратилась Татьяна к гостю. И услышав отрицательный ответ, пригласила к столу и предложила выпить чаю. Когда через час в дверь квартиры позвонили, Яковлева попросила именно гостя пойти и открыть её. На пороге стоял посыльный с корзиной цветов, в которой лежала визитная карточка: «Татьяне от Владимира».
После Второй мировой Татьяна вместе с дочерью перебралась в Америку. Второй муж Яковлевой (тоже эмигрант из России) Александр Либерман в течение многих лет возглавлял знаменитый журнал Vogue и был одним из руководителей крупнейшего издательства «Конде Наст». За Либерманом было последнее слово, какой будет обложка свежего номера журнала. Так, именно Алекс предложил в 1991 году поместить на первую полосу фотографию пребывающей на восьмом месяце беременности обнажённой Деми Мур. Это была настоящая сенсация! Потом про чету Яковлева — Либерман говорили: «Ну что вы хотите, они же из России. А потому не могут без революций».
С мужем Александром Либерманом
Сама Яковлева работала в магазине «Сакс на Пятой авеню». Но это скорее было хобби, нежели работа ради денег. Несмотря на то что клиентками её шляпной мастерской были самые известные женщины мира — от Коко Шанель до Эдит Пиаф, — в месяц Яковлева получала меньше тысячи долларов. И не смела владельца магазина попросить о прибавке.
Впрочем, заботиться о куске хлеба ей всё равно не приходилось. Либерман был не только авторитетным, но и весьма обеспеченным человеком. Зарабатывал в семье он. А Татьяна могла позволить себе роскошь просто заниматься любимым делом: вначале это были шляпки, а затем — друзья, приёмам которых она посвящала всё своё время.
Одной из её ближайших подруг была Марлен Дитрих. Когда кто-то начинал восхищаться красотой её ног, Марлен отвечала: «Да, они ничего. Но у Татьяны — лучше». А сама Яковлева, когда Дитрих приходила к ней в гости и забиралась на диван с сигаретой в руках, строго говорила: «Марлен, если ты прожжёшь мой диван — я тебя убью. Имей в виду».
Семья Яковлевой и Либермана жила в Нью-Йорке, где на Лексингтон-авеню у них был роскошный особняк. Не менее достойное имение было у них в Коннектикуте, которое Джордж Баланчин называл страной Либерманией.
С Валентиной Саниной
О Маяковском Татьяна помнила всегда. Но полюбила рассказывать о нём уже в 70-х, когда у неё в полной мере проявилась страсть к воспоминаниям. И к ней приезжали, приезжали, приезжали гости из России. Или же она сама привечала у себя тех, кто не пожелал возвращаться в СССР.
Всем своим гостям она читала Маяковского.
Известный историк моды и телеведущий Александр Васильев, гостивший зимой 1986 года в доме Яковлевой и Либермана, рассказывал мне о том визите: «Яковлева производила впечатление строгой женщины, её можно было испугаться. Прямая, величественная. И это можно было понять, ведь её муж Алекс занимал очень высокое положение.
Яковлева была знаменита своими афоризмами. „Норка — только для футбола, а для леди — соболя“, — как-то сказала она. Имелось в виду, что в норковой шубке можно ходить только на стадион, а в свет выходить позволительно в соболях.
Она дружила с музами других поэтов. Была лучшей подругой Валентины Саниной, музы Вертинского. Была близка с леди Абди, урождённой Ией Ге, племянницей художника. Одним словом, подруг она выбирала себе под стать.
К заслугам Татьяны Яковлевой относится восхождение Кристиана Диора и появление Ива Сен-Лорана. Талантом своим они обязаны, разумеется, не ей. Но пресса заговорила об этих кутюрье после того, как Яковлева сказала мужу, что гении — именно они».
Татьяна Яковлева прожила большую жизнь и накануне своего 85-летия как бы в шутку обратилась к мужу с просьбой: «Будь джентльменом, пропусти меня вперёд». Алекс, боготворивший жену, исполнил и эту её просьбу.
На её надгробном камне в Коннектикуте выбиты слова: «Татьяна дю Плесси-Либерман, урождённая Яковлева. 1906–1991».
Игорь Оболенский
Из: Наша версия
История любви Татьяны Яковлевой и Владимира Маяковского, который дарил ей цветы даже после смерти
Эта история любви никого не оставит равнодушным
Мадина Перцхелия
Теги:
Самое интересное
Истории из прошлого
Истории любви
Культура и искусство
Звездные истории
В жизни Маяковского были еще красивые истории любви, которые случались в перерывах отношений с Лилей. Такой историей стала и Татьяна Яковлева, русская эмигрантка, которая проживала в Париже. В 1929 году Лиля, строя из себя коварную невинность, вслух зачитывала Осипу и Владимиру письмо из Парижа от сестры Эльзы Триоле: «Нет никаких сомнений в том, что на днях Татьяна Яковлева выйдет замуж за виконта дю Плесси». Каково?!» Осип тогда отозвался, что это очень удачная партия для нее. Но в душе Маяковского что-то оборвалось — он выбежал, шатаясь, в коридор, чтобы закурить.
Лиля преувеличила: Яковлева выходила замуж только через месяц. Обиженная Брик, которая ревновала к красавице-эмигрантке из Парижа, не могла не сыпать соль на рану отвергнутому поэту. Татьяна Яковлева не простила Лиле этого коварства, но спустя какое-то время призналась: «Я благодарна ей за это. В противном случае я вернулась бы в СССР за Маяковским, так сильно я его любила. И неминуемо сгинула бы в мясорубке 1937 года».
Но как вообще Маяковский познакомился с красавицей-манекенщицей из Парижа? Интересно, что их свела та самая Эльза Триоле на одной из вечеринок осенью 1928 года. Тогда-то Маяковский и Яковлева встретились впервые. Эффектная красавица сразу произвела впечатление на поэта, и тот вызвался провожать ее домой, так как уже была поздняя ночь. Не успели они пройти вместе пяти минут, как Маяковский рухнул на колени перед Яковлевой и начал страстно признаваться ей в любви. Он уговаривал ее вернуться с ним в Советскую Россию, стать его женой. Но Татьяна не была готова у такому скорому развитию событий.
Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему
Из воспоминаний В.И. Шухаева, современника Маяковского
Но такая страстная любовь не удивила Яковлеву: она знала, какое впечатление производит на мужчин. Среди ее поклонников числились Прокофьев, Вертинский и Шаляпин. Она покорила французскую публику в роли манекенщицы для Кристиана Диора — ее «загадочное лицо русского сфинкса» никого не оставило равнодушным. На следующий день после знакомства с Маяковским они вместе обедали в ресторане Petite Chaumiere, и вдохновленный поэт зачитывал новые стихи, посвященные ей:
Я все равно тебя
когда-нибудь возьму —
одну или вдвоем с Парижем
Из «Письма к Татьяне Яковлевой»
Несмотря на стремительно развивавшийся роман, Татьяна не могла ответить Маяковскому на предложение «да». Дело было не в том, что Яковлева не любила Маяковского — она не могла позволить себе вернуться в Россию, где сейчас ей было жить попросту опасно. Да и Татьяна чувствовала, что сердце Владимира не свободно. Он то и дело заводил манекенщицу в магазины белья или парфюмерии, чтобы выбрать Лиле подарок. Татьяне было легко и тяжело с Маяковским: «Он такой колоссальный, и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…»
Незадолго до отъезда Маяковский оставил все свои парижские гонорары в одной оранжерее с просьбой присылать еженедельно букет цветов Татьяне Яковлевой. И на протяжении нескольких лет она получала эти цветы. Эта история стала самой романтичной в их отношениях. Парижская компания исправно выполняла требование клиента, отправляя самые красивые цветы в любую погоду со словами: «От Маяковского». В 1930 поэт умер, и манекенщица не знала, как ей быть: она уже настолько привыкла ко всеобъемлющей любви Маяковского, что ей сложно было представить, как жить без этого. Но даже смерть не стала препятствием к тому, чтобы Яковлева получала цветы.
Ей приносили цветы и в тридцатые годы, и в сороковые, даже когда грянула Вторая мировая. И эти букеты стали хорошим подспорьем для манекенщицы, которая оказалась в оккупированном немцами Париже. Она продавала цветы и зарабатывала на этом деньги. Слова любви в виде букетов помогли Яковлевой выжить. Неизвестно точно, какие детали этой истории — вымысел, а какие — правда. Но точно можно сказать, что ради любви Маяковский не скупился никогда. И Бенгт Янгфельдт об этом писал: «Это было в его стиле: не несколько цветов и не один букет, а устланная цветами кровать. Типичный пример гиперболизма Маяковского: ухаживая за женщиной, он посылал ей не одну корзину цветов, а несколько, не одну коробку конфет, а десять, покупал не один лотерейный билет, а весь тираж…»
Красота спасет мир
Муза Диора, модельер, прекрасная модель и Последняя любовь Владимира Маяковского Татьяна Яковлева (25 марта 1906 – 28 апреля 1991)
Последняя любовь Владимира Маяковского Татьяна Яковлева
Одна из самые трогательные истории жизни Маяковского случились с ним в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву. Между ними не могло быть ничего общего. Русский эмигрант, точеный и утонченный, воспитанный на Пушкине и Тютчеве, не брал ни слова из рубленых, жестких, рваных стихов модного советского поэта, «ледокола» из Страны Советов.
Она вообще не восприняла ни одного его слова, даже в реальной жизни. Свирепый, неистовый, идущий напролом, живущий на последнем издыхании, он пугал ее своей безудержной страстью. Ее не тронула ни его собачья преданность, ни его известность. Ее сердце оставалось равнодушным. И Маяковский уехал в Москву один.
От этой мгновенно вспыхнувшей и не состоявшейся любви, с ним осталась тайная скорбь, а с нами – волшебное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» со словами: «Возьму тебя на раз-два с Парижем!»
Фотомодель и последняя любовь Владимира Маяковского Татьяна Яковлева (25 марта 1906 г. – 28 апреля 1991 г.)
Тем временем у нее остались цветы. Вернее, Цветы. Весь свой гонорар за парижские спектакли Владимир Маяковский положил в банк знаменитой парижской цветочной компании с единственным условием. Так и было – несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой должны дарить букет самых красивых и необычных цветов. В частности, гортензии, пармские фиалки, черные тюльпаны, чайные розы из орхидей, астры и хризантемы. Парижская фирма с солидным именем четко следовала указаниям экстравагантного клиента. И с тех пор, несмотря на погоду и время года, из года в год Татьяне Яковлевой доставались букеты фантастической красоты. В дверь постучал посыльный с единственной фразой: «От Маяковского».
Уже привыкнув к тому, что он регулярно вторгается в ее жизнь, она знала, что он где-то рядом и посылает ей цветы. Они не виделись, но факт существования человека, который так сильно ее любит, повлиял на все, что с ней происходит. Таким образом, Луна влияет в той или иной степени на все живое на Земле только потому, что постоянно вращается рядом.
Он покончил жизнь самоубийством в 1930 году – это известие ошеломило ее, как удар неожиданной силы. Она уже не понимала, как будет жить дальше – без этой безумной любви, растворенной в цветах. Однако в распоряжении цветочной фирмы влюбленным поэтом не было ни слова о его смерти. А на следующий день на ее пороге появился гонец с неизменным букетом и неизменными словами: «От Маяковского».
Валентина Санина и Яковлева
Действительно, большая любовь сильнее смерти, но реализовать это утверждение в реальной жизни может далеко не каждый. Владимиру Маяковскому это удалось. Цветы привозили и в 1930-х, когда он умер, и в 1940-х… Между тем, во время Второй мировой войны, в оккупированном немцами Париже, она выжила только благодаря тому, что продавала эти роскошные букеты на бульваре. Если в каждом цветке было слово «любовь», то на несколько лет слова его любви спасли ее от голодной смерти.
Потом союзные войска освободили Париж, потом она плакала от всего своего счастья, когда русские вошли в Берлин. И она продолжала получать эти чудесные цветы любви. На ее глазах вырастали вестники, на смену прежним приходили новые, и эти новые уже знали, что становятся частью великой легенды. И уже как пароль, дающий им пропуск в вечность, сказали, улыбаясь улыбкой заговорщиков: «От Маяковского». Цветы от Маяковского теперь стали парижской историей.
Правдивая и красивая история, однажды, в конце 1970-х годов, советский инженер Аркадий Рывлин услышал эту историю в юности от матери и всегда мечтал попасть в Париж. Татьяна Яковлева была еще жива, и охотно приняла свою соотечественницу. Они долго говорили обо всем на свете.
В этом уютном доме цветы были повсюду – как дань легенде, и расспрашивать седовласую королевскую даму о любви ее юности было неудобно. Но в какой-то момент все-таки не выдержал, спросил, правда ли, что цветы от Маяковского спасли ее во время войны. Разве эта история не красивая сказка? Неужели столько лет подряд… Татьяна ответила – пей чай. Ты не торопишься, да?
И в этот момент раздался звонок в дверь… Он никогда в жизни не видел такого роскошного букета, за которым не было видно лица посланницы. Букет золотых японских хризантем, словно сгустки солнца. И из охапки этого сверкающего на солнце великолепия голос вестника сказал: «От Маяковского».
Родилась 105 лет назад в Санкт-Петербурге, детство провела в Пензе. Однако вскоре она переехала во Францию. Официальной причиной поездки в Париж была необходимость лечения туберкулеза. Яковлевой удалось покинуть Россию благодаря покровительству г-на Ситроена, самого владельца автоконцерна. Ситроен дружил с дядей Татьяны, известным художником Александром Яковлевым, который помогал ему создавать эскизы будущих автомобилей.
Кристиан Диор и Татьяна Яковлева, 1950
В Париже 19-летняя Татьяна сразу окунулась в бурную светскую жизнь французской столицы. Красота девушки помогла ей устроиться на подиум. И очень скоро весь город любовался рекламными постерами, украшенными лицом русской красавицы Татьяны Яковлевой.
К сожалению, история любви Владимира Маяковского и Татьяны Яковлевой закончилась трагически. Маяковский уехал в Россию и больше никогда не видел Татьяну. Ходили разговоры, что именно Брик сделал все, чтобы поэт не получил возможности уехать за границу. А Маяковский прямо сказал: «Если не увижу Татьяну, застрелюсь». Именно это он и сделал 19 апреля.30.
Яковлев пережил его более чем на 60 лет. Она успела выйти замуж за виконта дю Плесси, родить ему дочь, овдоветь и снова выйти замуж. Но Маяковский все равно не ушел из ее жизни.
В июле 1941 года сам Шарль де Голль отдал ей орден. Она была вдовой французского лейтенанта Бертрана дю Плесси, сбитого фашистами над Средиземным морем. Она была легендарной Татьяной Яковлевой, последней любовью Маяковского, ближайшей подругой Марлен Дитрих и музой Кристиана Диора…
1970s photo of Tatiana Yakovleva
Aged Tatiana Yakovleva
Beautiful Tatyana Yakovleva
Divinely beautiful Tatiana Yakovleva
Gorgeous model Tatyana Yakovleva
Last love of Mayakovsky, Tatyana Yakovleva
Lieberman and his wife Tatiana Yakovleva
Little girl Таня Яковлева
Муза поэта, Татьяна Яковлева
Поэт Владимир Маяковский
Русская красавица Татьяна Яковлева
Татьяна с дочерью Франсин в Коннектикуте
Юная модель Татьяна Яковлева
«Поэма Маяковского» Письмо Татьяне Яковлевой.
Стихотворение Б.В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» (Восприятие, интерпретация, оценка)Одна из самых трогательных историй жизни Маяковского произошла с ним в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву.
Между ними не могло быть ничего общего. Русский эмигрант, точеный и утонченный, воспитанный на Пушкине и Тютчеве, не воспринимал ни слова из рубленых, резких, рваных стихов модного советского поэта, «ледокола» из Страны Советов.
Она вообще не восприняла ни одного его слова — даже в реальной жизни. Яростный, неистовый, идущий напролом, живущий на последнем издыхании, он пугал ее своей необузданной страстью. Ее не тронула его собачья преданность, ее не подкупила его слава. Ее сердце оставалось равнодушным. И Маяковский уехал в Москву один.
От этой мигом вспыхнувшей и несостоявшейся любви у него осталась тайная грусть, а для нас — волшебное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» со словами: «Я тебя все равно когда-нибудь возьму — Наедине или вместе с Парижем!»
Она оставила цветы. Вернее, Цветы. Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил на банковский счет известной парижской цветочной компании с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов — гортензий, пармских фиалок, черных тюльпаны, чайные розы, орхидеи, астры или хризантемы. Парижская фирма с солидным названием четко выполняла указания экстравагантной клиентки — и с тех пор, независимо от погоды и времени года, из года в год к Татьяне стучали посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: «От Маяковского». Дверь Яковлевой. Он умер на тридцатом году — это известие ошеломило ее, как удар неожиданной силы. Она уже привыкла к тому, что он регулярно вторгается в ее жизнь, она уже привыкла знать, что он где-то есть и шлет ей цветы. Они не виделись, но факт существования человека, который так сильно ее любит, повлиял на все, что с ней произошло: так Луна в той или иной степени влияет на все живое на Земле только потому, что постоянно вращается рядом.
Она уже не понимала, как ей жить дальше — без этой безумной любви, растворенной в цветах. Но в заказе, оставленном цветочной фирме влюбленным поэтом, о его смерти не было ни слова. А на следующий день на ее пороге появился гонец с тем же букетом и теми же словами: «От Маяковского».
Говорят, что большая любовь сильнее смерти, но не всем удается воплотить это утверждение в реальной жизни. Владимиру Маяковскому это удалось. Цветы принесли в тридцатом, когда он умер, и в сороковом, когда его уже забыли. Во время Второй мировой войны в оккупированном немцами Париже она выжила только благодаря тому, что продавала эти роскошные букеты на бульваре. Если на каждом цветке было слово «любовь», то на несколько лет слова его любви спасли ее от голодной смерти. Потом союзные войска освобождали Париж, потом она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские вошли в Берлин — и все несли букеты. На ее глазах взрослели вестники, старые сменялись новыми, и эти новые уже знали, что становятся частью великой легенды — маленькой, но цельной. И уже, как пароль, дающий им пропуск в вечность, сказали, улыбаясь улыбкой заговорщиков: «От Маяковского». Цветы от Маяковского теперь стали парижской историей. Правда или красивая выдумка, когда-то, в конце семидесятых годов, советский инженер Аркадий Рывлин услышал эту историю в юности, от матери, и всегда мечтал побывать в Париже.
Татьяна Яковлева была еще жива, и охотно приняла своего соотечественника. Они долго говорили обо всем на свете за чаем с пирожными.
В этом уютном доме повсюду были цветы — как дань легенде, и расспрашивать седовласую царственную даму о романтике ее юности ему было неудобно: он считал это неприличным. Но в какой-то момент он все-таки не выдержал, спросил, правда ли, что цветы от Маяковского спасли ее во время войны? Разве это не красивая сказка? Неужели столько лет подряд… — Чай пей, — ответила Татьяна, — пей чай. Вы не торопитесь, не так ли?
И в этот момент раздался звонок в дверь… Он никогда в жизни не видел такого роскошного букета, за которым почти не было видно посланца, букета золотых японских хризантем, похожих на сгустки солнца. И из-за охапки этого сверкающего на солнце великолепия голос вестника сказал: «От Маяковского».
«Письмо Татьяне Яковлевой» Владимир Маяковский
В поцелуе рук
губ,
в дрожи тела
рядом со мной
красный
Цвет
мои республики
тоже
должны
полыхать.
Я не люблю
Парижская любовь:
Любая женщина
Украшать шелком
Потягиваться, дремать,
Говорить —
Тубо —
Собаки
Неистовая страсть.
Ты для меня единственная
прямой рост,
приблизиться
бровью,
подарить
об этом
важный вечер
рассказать
человечнее.
Пять часов,
и отныне
стих
человек
дремучий лес,
вымерший
населенный город,
слышу только
свисток спор
поезда в Барселону.
В черном небе
молниеносный шаг,
гром
безобразный
в небесной драме —
не гроза
а этот
просто
ревность двигает горы.
глупые слова
не верь сырью
не путайся
эта тряска,
взнуздываю
смирюсь
чувства
отродье благородное.
страсть корь
сойдёт струпом,
но радость
неисчерпаемая
буду долгой
буду просто
говорю стихами.
Ревность,
жен,
слез…
ну их! —
опухшие веки,
подходит Виу.
Я не сам
и я
завидую
Советской России.
Пила
на плечах пластыря,
их
потребление
лижет со вздохом.
Что,
мы не виноваты
сто миллионов
было плохо.
Нам
теперь
так нежно —
спорт
выпрями не много, —
ты и нам
нужен в москве
не хватает
длинноногий.
Не для тебя,
в снегу
и в тифе
ходить
с этими ногами
здесь
на ласки
раздавать их
на обедах
с нефтяниками.
Вам не кажется, что
просто косит
из-под выпрямленных дуг.
иди сюда,
иди на перекресток
моя большая
и корявые руки.
Не хотите?
Оставайся и зимуй
и эту
обиду
спустим на общий счет.
мне все равно
ты
когда-нибудь я возьму
один
или вместе с Пэрис.
/// Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»
Оригинальное творчество В. Маяковского было наполнено неординарными и очень захватывающими произведениями. Он был достаточно идейным человеком и верил в социализм. По его мнению, у человека не может быть личного счастья, если нет счастья в обществе. Он был отчаянным патриотом и никогда не предал бы свою родину из-за своей любви к женщинам.
Однажды, путешествуя по Парижу, Маяковский встретил там русскую женщину Татьяну Яковлеву. Побывав в таком романтическом городе, она не захотела возвращаться в Россию и осталась жить за границей. Владимир был безумно влюблен в женщину, он предлагал ей жениться, он просил ее вернуться на родину. Но, Татьяна отказала ему, намекнув, что будет его женой, только если они останутся в Париже. Разумеется, Маяковский не согласился на такие условия и уехал домой.
Уже на территории своей родины он пишет стихотворное произведение в виде острого письма и отправляет его Татьяне. В самом начале стихотворения автор говорит, что его чувства патриота гораздо сильнее любви. Он говорит, что вообще не верит в любовь француженок. Он не любит тех, кто скрывает свою истинную природу за косметикой и нарядами.
Повернувшись к Татьяне, Владимир просит ее встать рядом с ним, наравне с ним. Он уговаривает женщину вернуться, пишет и напоминает ей о реальной жизни, которую невозможно перечеркнуть в их жизни. Маяковский безумно ревнует Татьяну, ведь понимает, что у такой красавицы много поклонников и без него. Он также пишет, что его гложет всероссийская ревность к тому, что такие красивые женщины просто покидают родину.
Маяковскому абсолютно нечего предложить Яковлевой. У него нет ничего, кроме любви. Он понимает, что его отвергнут. И это вызывает гнев в его душе.
Последние строки стихотворения наполнены сарказмом и грубостью. Он называет Татьяну предательницей. И при всем этом, так или иначе, обещает добиться ее согласия. Но, этим двум людям уже не суждено было встретиться. Вскоре Маяковский покинул этот мир, покончив с собой.
Любовь играет важную роль в жизни каждого человека. Если кто-то не представляет жизни без любви, то другому она «подрезает крылья». Для кого-то она свет в окошке, а кто-то произносит это слово сквозь зубы, проклиная все на свете. И все же мир держится на любви. Пока в мире есть любовь, жизнь продолжается. Не случайно русский драматург начала ХХ века Евгений Шварц в своей пьесе «Обыкновенное чудо» вложил в уста Мастера-волшебника следующие слова: «Слава смельчакам, которые смеют любить, зная что всему этому придет конец».
Владимир Маяковский, современник Евгения Шварца, испытал такие же драматические испытания. Известная тогда актриса Татьяна Яковлева в 1925 году уехала в Париж к своему дяде, художнику А. Яковлеву. Маяковский познакомился с ней в 1928 году. Доподлинно неизвестно, почему, по свидетельству многих друзей поэта, взаимная любовь не могла принести влюбленным счастья. Ведь весной 1929 года поэт, еще раз оказавшись в Париже, строил планы на дальнейшую совместную жизнь. Правда, сама Татьяна согласилась выйти замуж за известного поэта при условии, что он уедет из советской России, находившейся тогда в тяжелом положении. Однако осенью 1929 января Владимиру Владимировичу впервые отказали в визе для поездки, которая должна была все решить, а позже пришло известие, что Татьяна Яковлева собирается выйти замуж.
Маяковский посвятил своим любовным переживаниям два произведения: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» . Оба стихотворения написаны в излюбленном жанре Маяковского — монологе, и каждое посвящено конкретному человеку. Первое «Письмо…» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой работал поэт, оказавшемуся в Париже, а второе — изначально не предназначенное для публикации — передано любимой женщине. Для Маяковского любовь — это чувство, которое меняет человека, воскрешает его, иногда воссоздает его заново, как птица Феникс из пепла.
В «Письме Татьяне Яковлевой», анализ которого будет представлен ниже, тема любви представлена с драматической стороны. Кроме того, поэт делает попытку придать вечным чувствам иной смысл. Сразу в начале стихотворения, в русле глубоко интимных чувств мужчины к женщине, идут слова иного, социального плана:
То ли в поцелуе рук, губ,
в трепете тела рядом со мной
красный цвет моих республик
тоже должен гореть.
Ассоциативное сближение в цвете губ возлюбленной и знамени не кажется кощунственным: такое сравнение вызвано желанием перевести разговор о чувстве, связывающем только влюбленных, в разговор о счастье миллионов. Такая неразрывность личного и общественного характерна для многих стихотворений Маяковского. Даже ревность приобретает более высокий смысл:
Я не я, но я завидую Советской России.
Два плана — личный и общественный — очень умело сочетаются у Маяковского: было бы несправедливо упрекать поэта в неискренности, ведь он действительно верил в великое будущее своего Отечества и не понимал, как променять его на «обедов» с нефтяниками» .
Напоминание о «Парижской любви» , вызывающее презрительное отношение героя к «самкам» , должно стать весомым аргументом для адресата письма (Татьяны Яковлевой) о необходимости вернуться в Москву. НО «Ужин с нефтяниками» воспринят как акт предательства по отношению к голодной и холодной Москве, где «недостаточно длинноногие» . Только такая героиня, которая «по снегу и тифу» ходила «те ножки» , может стать героем «бровь до брови» , а это значит, что только она с ним «ростового уровня» .
Предельная откровенность, присущая поэзии, подкрепляется словами о «псах звериной страсти» о ревности, которую «горы сворачивает» , про «корь страсти» — письмо словно наполнено силой интимной страсти. Но оно всегда переведено в социальную плоскость. Такая двухмерность определяет композиционный строй стихотворения: порыв страсти сдерживается, выносится в берега напоминанием об эпохе, о той реальности, полномочным представителем которой является поэт.
Поэтому, когда накал чувств заставляет героя в конце выкрикнуть:
Иди сюда,
Иди на перекресток
Мой большой
и неуклюжие руки
Слова о грядущих переменах со временем становятся окончательными. Герой ставит точку в их споре:
мне все равно
ты
когда-нибудь я возьму
один
или вместе с Пэрис.
- «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
- «Сидящие», анализ стихотворения Маяковского
- «Облако в штанах», анализ стихотворения Владимира Маяковского
Поэт-трибун, оратор, смело высказывающий свою точку зрения на любое общественное или политическое событие. Поэзия была для него рупором, позволявшим ему быть услышанным современниками и потомками. Но поэт мог быть не только «громаном-лидером», нередко в его произведениях звучал неподдельный лиризм, не «брызнувший в платки», а по-боевому направленный на службу времени.
Таково стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой». Это сложное, многогранное произведение, в котором поэт, идя от конкретной встречи с реальной героиней, переходит к широкому обобщению, раскрывая свой взгляд на сложнейший порядок вещей и окружающую среду.
Страсть коревая
Сойдет струпом
Но радость
неиссякаемая,
Долго буду я
Просто буду
Говорю стихами.
Эта встреча с соотечественником в Париже всколыхнула душу лирического героя, заставила задуматься о времени и о себе.
Ты для меня единственная
Уровень роста,
Приблизиться
С бровями бровями.
важный вечер
Скажи
Больше людей.
В этом стихотворении поэт использует синекдоху, столь часто встречающуюся в других его произведениях. Но здесь метафоры нанизаны на нить, как бусинки в жемчужном ожерелье. Это позволяет автору ярко и весомо говорить о своей духовной близости с героиней, без лишних слов и повторов создавать атмосферу задушевной беседы с любимым человеком. Героиня сейчас живет в Париже, едет в Испанию…
только слышу
свист спор
Поезда в Барселону.
Но поэт уверен, что Яковлева не потеряла связь с родиной, и ее отъезд — временное заблуждение.
Маяковский считает себя представителем страны, говорит от ее имени.
Для Советской России.
И постепенно выстраивается образ лирического героя — патриота огромной страны, гордящегося ею. Маяковский уверен, что героиня, пережившая непростые времена с родиной, обязательно вернется обратно.
Этими ногами
отдай их
С нефтяниками
Язык стихотворения свободный и раскованный, автор не боится самых смелых метафор и сравнений. Он пишет для думающего читателя — отсюда ассоциативность образов, неожиданные эпитеты и олицетворения. Поэт ищет новые формы. Ему наскучил традиционный метр. Ветер перемен ворвался в Россию и на страницы лирики Маяковского. Автор пленен грандиозностью свершений, он хочет быть участником «великого строительства» и призывает к тому же героиню. В такое судьбоносное время нельзя оставаться в стороне от событий.
Ты не думаешь
Прищурившись просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
Иди на перекресток
мой большой
И руки корявые.
Поэма написана не в традиционном эпистолярном жанре, хотя и называется «Письмо…». Скорее, это ассоциативное воспоминание о мимолетной встрече, положившей начало большой дружбе. Конец поэмы звучит достаточно оптимистично, мы вместе с автором уверены, что героиня вернется, будет жить на родине с близкими ей людьми.
Мне все равно
Когда-нибудь возьму
Или вместе с Пэрис.
Январские именины, Православные праздники в январе Календарь имен по святцам на каждый месяц
Январские именины, Православные праздники в январе Отличительные черты характера январских девушек
Кто принес цветы после смерти Маяковского. Татьяна Яковлева
Между ними не могло быть ничего общего. Русский эмигрант, точеный и утонченный, воспитанный на Пушкине и Тютчеве, не воспринимал ни слова из рубленых, резких, рваных стихов модного советского поэта, «ледокола» из Страны Советов.
Она вообще не восприняла ни одного его слова — даже в реальной жизни. Яростный, неистовый, идущий напролом, живущий на последнем издыхании, он пугал ее своей необузданной страстью. Ее не тронула его собачья преданность, ее не подкупила его слава. Ее сердце оставалось равнодушным. И Маяковский уехал в Москву один.
От этой мигом вспыхнувшей и несостоявшейся любви у него осталась тайная грусть, а для нас — волшебное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» со словами: «Я тебя все равно когда-нибудь возьму — одну или вместе с Парижем!»
Она оставила цветы. Вернее, Цветы. Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил на банковский счет известной парижской цветочной компании с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов — гортензий, пармских фиалок, черных тюльпаны, чайные розы, орхидеи, астры или хризантемы. Парижская фирма с солидным названием четко следовала указаниям экстравагантной клиентки — и с тех пор, независимо от погоды и времени года, из года в год стучали посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: «От Маяковского». Дверь Татьяны Яковлевой.
Он умер на тридцатом году — это известие ошеломило ее, как удар неожиданной силы. Она уже привыкла к тому, что он регулярно вторгается в ее жизнь, она уже привыкла знать, что он где-то есть и шлет ей цветы. Они не виделись, но факт существования человека, который так сильно ее любит, повлиял на все, что с ней произошло: так Луна в той или иной степени влияет на все живое на Земле только потому, что постоянно вращается рядом.
Она уже не понимала, как ей жить дальше — без этой безумной любви, растворенной в цветах. Но в заказе, оставленном цветочной фирме влюбленным поэтом, о его смерти не было ни слова. А на следующий день на ее пороге появился гонец с тем же букетом и теми же словами: «От Маяковского».
Говорят, что большая любовь сильнее смерти, но не всем удается воплотить это утверждение в реальной жизни. Владимиру Маяковскому это удалось. Цветы принесли в тридцатом, когда он умер, и в сороковом, когда его уже забыли. Во время Второй мировой войны в оккупированном немцами Париже она выжила только благодаря тому, что продавала эти роскошные букеты на бульваре. Если на каждом цветке было слово «любовь», то на несколько лет слова его любви спасли ее от голодной смерти. Потом союзные войска освобождали Париж, потом она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские вошли в Берлин — и все несли букеты. На ее глазах взрослели вестники, старые сменялись новыми, и эти новые уже знали, что становятся частью великой легенды — маленькой, но цельной. И уже, как пароль, дающий им пропуск в вечность, сказали, улыбаясь улыбкой заговорщиков: «От Маяковского».
Цветы от Маяковского теперь стали историей Парижа. Правда это или красивая выдумка, но однажды, в конце семидесятых годов, советский инженер Аркадий Рывлин, услышавший эту историю в юности от матери, оказался в Париже.
Татьяна Яковлева была еще жива, и охотно приняла своего соотечественника. Они долго говорили обо всем на свете за чаем с пирожными.
В этом уютном доме повсюду были цветы — как дань легенде, и расспрашивать седовласую царственную даму о романтике ее юности ему было неудобно: он считал это неприличным. Но в какой-то момент он все-таки не выдержал и спросил, правда ли, что цветы от Маяковского спасли ее во время войны? Разве это не красивая сказка? Неужели столько лет подряд…
Пей чай, — ответила Татьяна, — пей чай. Вы не торопитесь, не так ли?
И в этот момент раздался звонок в дверь… Он никогда в жизни не видел такого роскошного букета, за которым почти не было видно посланца, букета золотых японских хризантем, похожих на сгустки солнца. И из-за охапки этого сверкающего на солнце великолепия голос вестника сказал: «От Маяковского».
В мире много красивых женщин, они освещают своим нежным светом каждую эпоху и все страны. Они управляют своим внешним видом по-разному. Некоторые счастливы семейным счастьем и всю жизнь посвящают одному мужчине, которого любят и уважают, растят с ним детей и делят радости и печали до смертного часа. Другие, словно бабочки, порхают с одного «цветка» на другой. Иногда такой извилистый полет заканчивается благополучно, но не всегда. Татьяна Алексеевна Яковлева, нашедшая место своего упокоения в штате Коннектикут, США, не принадлежала ни к первым, ни ко вторым. Она превратила свою красоту в талант, став профессиональной музой.
Кто она?
«Кем была эта женщина и что в ней было такого выдающегося?» — спросит наш современник. И он будет прав в своих сомнениях. Ну да, она заводила знакомства среди знаменитостей, дружила, принимала знаки внимания от Шаляпина, с Прокофьевым, бывало, музицировала в четыре руки, шляпки, сделанные ею, носили Эсте Лаудер и Эдит Пиаф (но это потом , в Америке).
Вряд ли кто-нибудь в нашей стране знал бы о ней даже сегодня, если бы Татьяну Яковлеву и Маяковского не связывали отношения, выходящие за рамки дружеских. Обстоятельства жизни и смерти главного пролетарского поэта были исследованы самым тщательным образом, хотя далеко не все сведения подлежали широкому разглашению. В 1928-го года он посетил Париж, о котором даже писал, что хотел бы здесь жить и умереть, если бы. .. То, что происходило тогда в этом городе, теперь стало известно.
Роль Бриков
Их познакомила сестра Лили. Об отношениях поэта с семьей Бриков написано немало. Они были не просто странными, даже в наш век вседозволенности их, скорее всего, сочли бы извращенцами. Влияние Лили Брик на Маяковского многие считали чудовищным, он сам страдал и так и не смог освободиться. Оказавшись за границей, пролетарский рабочий увлекся американкой Элли Джонс, которая забеременела от него, а затем родила дочь. Слишком многие оказались заинтересованы в прекращении этой связи, от самой Брички (сестра действовала в ее интересах) до товарищей, занимавших высшие кремлевские кабинеты в Москве. Кроме того, у Эльзы были свои мотивы, чтобы отвлечь поэта от надоедливой миссис Джонс. Дело в том, что во время пребывания в Париже Владимир Владимирович щедро тратил свои гонорары, что значительно улучшило финансовое состояние его сестры Лили Брик, а заодно и Луи Арагон, ее друга.
видный дядя
Родилась в Санкт-Петербурге в 1906 году. Нам ничего не известно ни о графских титулах, ни о древнем боярском происхождении, из чего можно сделать вывод, что ни того, ни другого не существовало. Брат моего отца был художником. Интересно, что он стал одним из основоположников дизайна не только русского, но и вообще. Именно он помог месье Ситроену придать эстетичный вид автомобилям, которые только начали строиться во Франции. Собственно, именно дядя и смог вытащить племянницу из Советской России в Париж, для этого он использовал все влияние своего друга, французского короля легковых автомобилей.
Первое впечатление
Нельзя с уверенностью утверждать, что Маяковский сразу очень понравился Татьяне Яковлевой. Вокруг нее вились самые известные мужчины русской эмиграции, родовитые, талантливые, иногда очень богатые, кроме того, ее ослепительная внешность привлекала и тех, кого наши соотечественники в эмиграции по привычке называли иностранцами. Но Татьяне Яковлевой это просто не могло не понравиться. Более того, в нее невозможно было не влюбиться.
Несмотря на то, что ответной симпатии эмигрант не проявлял, Маяковский проявлял определенную настойчивость.
Письмо поэта
О самом первом впечатлении, произведенном юной красавицей на поэта, свидетельствует написанное уже после знакомства стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», из которого становится совершенно ясно, что, несмотря на общую пролетарскую направленность творчества, длинноногость, которой так не хватает в Москве, не ускользнула от его взгляда. . Он призвал Татьяну восполнить этот дефицит в ресторане Petite Chaumiere в Париже, это было через три недели, а именно 24 декабря, в канун нового года 1929. Отказ был максимально тактичным и выражался в недовольстве публичным прочтением «Письма…» в кругу русскоязычной общественности и нежелании его публиковать. Стих действительно мог испортить тонкий вкус ценителя художественной литературы своим ультимативно-агрессивным напором, угрозой взять избранницу хотя бы вместе с Парижем и пожеланием, в случае несогласия, «остаться и перезимовать». ”
Внешне поэт выглядел грубым, но в его сердце бушевала не страсть, а нежность. И написала матери, что только один человек, которого она встретила, мог оставить след в ее душе. Красавицу подкупила его непохожесть на людей обычного круга, физическая и моральная колоссальность.
После расставания Татьяны Яковлевой и Маяковского произошло нечто очень важное. В ее адрес ежедневно доставляли цветы, орхидеи, независимо от погоды и политической обстановки. Во время фашистской оккупации они даже служили средством выживания, их можно было продать или обменять на еду, настолько хороши были эти букеты. У каждого из них была карточка с надписью «От Маяковского».
Поэт и женщины
О Владимире Маяковском нельзя сказать, что он был влюбчивым человеком. Его романы известны и отличаются некоторой необычностью, как и многие другие факты биографии поэта. Женщины отвечали ему взаимностью, но проявляли некоторую настороженность, буйный нрав в сочетании с брутальным внешним видом, а также психическая неуравновешенность пугали их. Татьяна Яковлева не была исключением, ее влекло к Маяковскому и одновременно отталкивало от него, она чувствовала необузданность его характера и хрупкость отношений, и ей, как и всякой другой женщине, хотелось надежности.
Почему Маяковский застрелился
Поэта перестали выпускать за границу, и в начале 1929 года он в отчаянии заявил, что может застрелиться, если не увидит любимую женщину. Однако следует также отметить, что попытки самоубийства он предпринимал и раньше, и в подобных случаях, но дама фигурировала иначе — Лиля Брик. Скорее всего, он не собирался серьезно стрелять и не заряжал ружье. Связать успешное покушение с личностью Яковлевой также не представляется возможным; в то время другая женщина, Полонская, которая была замужем, уже была объектом вожделения Маяковского. Ради сомнительного счастья она не хотела становиться женой официально признанного поэта-гениальности, отказываться от актерской карьеры и мужа, которого она, по ее собственным словам, по-своему любила. Вполне вероятно, что роковой выстрел был случайным, на это указывает пустая обойма, причиной смерти стал оставшийся в стволе патрон, скорее всего забытый. Таким образом, версия, согласно которой Татьяна Яковлева последней спровоцировала самоубийство, имеет, конечно, право на существование, но скорее как один из элементов образа роковой женщины-вамп, из-за которой мужчины стреляют направо и налево.
Жизнь после Володи
Что же осталось от этой давней романтической истории? Сохранилось очень мало фотографий Татьяны Яковлевой и Маяковского, на которых они изображены вместе. Ее письма к поэту уничтожила соперница Лиля Брик. Его сообщения сохранились. Факт ежедневной доставки цветов на протяжении десятков лет от поэта также подтверждается многими свидетельствами. Вот, собственно, и все.
Биография Татьяны Яковлевой многим женщинам может показаться завидной. Она дважды выходила замуж и оба раза по-своему удачно. Виконт Бертран дю Плесси стал тем, кто спас ее от Володи (по ее собственному признанию). Он дал звучный титул, к тому же, что немаловажно, финансовую стабильность, ну и Франсин, дочь. Первый муж хоть и нелюбимый, но уважаемый, погиб во время войны.
Счастье с Либерманом
Вторым супругом был Александр Либерман, с которым она прожила всю оставшуюся жизнь, по-видимому, ее самый спокойный и счастливый период. До последних дней она считала себя русской, ела экзотические для Коннектикута кисели и гречневые каши, принимала гостей с родины. Татьяна Яковлева любила общаться с соотечественниками и вела светский образ жизни, с большим удовольствием устраивала вечеринки, балы и приемы. В общении со знаменитостями она проявляла приятную непосредственность, могла сказать Марлен Дитрих, устроившейся на ее диване, что, если она прожжет обивку сигаретой, она ее побьет. Кристиан Диор тоже был в восторге от ее шуток и афоризмов.
королева шляп
Яковлева считалась «королевой шляп». Денег это название не приносило, а дизайнерская работа была скорее хобби и одновременно отличной темой для разговоров со знаменитыми друзьями. Главное, что ей удалось сделать, — убедить их, что именно этот стиль делает их уникальными, после чего они ушли с покупками очень довольными и «как призовые лошади» (как она иронически заметила).
Ее муж Алексей охотно публиковал статьи о талантливых людях в журнале Vogue, что помогло им стать известными. В семье царили мир и согласие.
В этой благодатной атмосфере Татьяна дю Плесси-Либерман, урожденная Яковлева, в 1991 году покинула этот бренный мир, попросив мужа «уступить ей дорогу». Как истинный джентльмен, он подчинился. Ничего выдающегося в своей жизни она не создала, кроме элегантного образа. Она была просто музой.
Одна из самых удивительных и трогательных историй жизни Маяковского случилась с ним в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву.
Между ними не могло быть ничего общего. Русский эмигрант, точеный и утонченный, воспитанный на Пушкине и Тютчеве, не воспринимал ни слова из рубленых, резких, рваных стихов модного советского поэта, «ледокола» из Страны Советов.
Она вообще не восприняла ни одного его слова — даже в реальной жизни. Яростный, неистовый, идущий напролом, живущий на последнем издыхании, он пугал ее своей необузданной страстью. Ее не тронула его собачья преданность, ее не подкупила его слава. Ее сердце оставалось равнодушным. И Маяковский уехал в Москву один.
От этой мигом вспыхнувшей и несостоявшейся любви у него осталась тайная грусть, а для нас — волшебное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» со словами: «Я тебя все равно когда-нибудь возьму — Наедине или вместе с Парижем !”
Она оставила цветы. Вернее, Цветы. Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил на банковский счет известной парижской цветочной компании с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов — гортензий, пармских фиалок, черных тюльпаны, чайные розы, орхидеи, астры или хризантемы. Цветы в виде игрушек — очень оригинальный и красивый подарок. Если человек хочет по-настоящему удивить, лучшего подарка ему не найти. Парижская фирма с солидным названием четко выполняла указания экстравагантной клиентки — и с тех пор, независимо от погоды и времени года, из года в год к Татьяне стучали посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: «От Маяковского». Дверь Яковлевой. Он умер в 1930 — это известие ошеломило ее, как удар неожиданной силы. Она уже привыкла к тому, что он регулярно вторгается в ее жизнь, она уже привыкла знать, что он где-то есть и шлет ей цветы. Они не виделись, но факт существования человека, который так сильно ее любит, повлиял на все, что с ней произошло: так Луна в той или иной степени влияет на все живое на Земле только потому, что постоянно вращается рядом .
Она уже не понимала, как ей жить дальше — без этой безумной любви, растворенной в цветах. Но в заказе, оставленном цветочной фирме влюбленным поэтом, о его смерти не было ни слова. А на следующий день на ее пороге появился гонец с тем же букетом и теми же словами: «От Маяковского».
Говорят, что большая любовь сильнее смерти, но не всем удается воплотить это высказывание в жизнь. Владимиру Маяковскому это удалось. Цветы приносили и в 1930 году, когда он умер, и в 1940 году, когда его уже забыли. Во время Второй мировой войны в оккупированном немцами Париже она выжила только благодаря тому, что продавала эти роскошные букеты на бульваре. Если на каждом цветке было слово «любовь», то на несколько лет слова его любви спасли ее от голодной смерти. Потом союзные войска освободили Париж, потом она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские вошли в Берлин, и все несли букеты. На ее глазах взрослели вестники, старые сменялись новыми, и эти новые уже знали, что становятся частью великой легенды — маленькой, но цельной. И, уже как пароль, дающий им пропуск в вечность, сказали, заговорщицки улыбаясь: «От Маяковского». Цветы от теперь стали парижской историей. Правда или красивая выдумка, но однажды, в конце 70-х годов, юный Аркадий Рывлин, будущий советский инженер, услышал эту историю от своей матери и захотел поехать в Париж.
Татьяна Яковлева была еще жива и охотно приняла своего соотечественника. Они долго говорили обо всем на свете за чаем с пирожными.
В этом уютном доме повсюду были цветы — как дань легенде, и расспрашивать седовласую царственную даму о романтике ее юности ему было неудобно: он считал это неприличным. Но в какой-то момент он все-таки не выдержал, спросил, правда ли, что цветы от Маяковского спасли ее во время войны? Разве это не красивая сказка? Неужели столько лет подряд… — Чай пей, — ответила Татьяна, — пей чай. Вы не торопитесь, не так ли?»
И в этот момент раздался звонок в дверь… Он никогда в жизни не видел такого роскошного букета, за которым почти не было видно посланца, букета золотых японских хризантем, похожих на сгустки солнца. И из-за охапки этого сверкающего на солнце великолепия голос вестника сказал: «От Маяковского».
О любви Владимир Маяковский Лиля Брик запомнилась тем, что это была действительно большая любовь великого поэта и тем, что Лиля Брик со временем превратила статус любимой женщины Маяковского в профессию. И уже никому не давала забыть об их странных, а порой и безумных отношениях, о связке двух красных морковок в голодной Москве, о драгоценном автографе Блока на свежеотпечатанной тонкой книжке стихов…
Маяковский дарил чудеса не только ей одной, просто о них постепенно забыли. И, наверное, самая трогательная история в его жизни была в Париже, когда он был влюблен в Татьяну Яковлеву .
Татьяна Яковлева — иммигрантка из России. Она была утонченной женщиной, воспитанной на творчестве Пушкина и Тютчева. Татьяна не воспринимала ни слова из рубленых, резких, рваных стихов модного советского поэта, «ледокола» из Страны Советов. Она вообще не восприняла ни одного его слова. В реальной жизни тоже. Ее не тронула собачья преданность Владимира, ее не подкупила его слава. Ее сердце оставалось равнодушным. И Маяковский уехал в Москву один.
От этой мигом вспыхнувшей и несостоявшейся любви осталась тайная грусть, а для нас — волшебное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой». Она оставила цветы. Или Цветы .
Все мои гонорары за выступления в Париже Владимир Маяковский положить на банковский счет известной парижской цветочной компании с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов.
Парижская компания четко следовала указаниям экстравагантной клиентки — и с тех пор, независимо от погоды и времени года, из года в год в дверь Татьяны Яковлевой стучали посыльные с красивыми букетами и единственной фразой: «От Маяковского».
Он умер на тридцатом году. Это известие ошеломило ее, как сильный удар. Она уже привыкла к тому, что он регулярно вторгается в ее жизнь. Она уже привыкла знать, что он где-то есть и шлет ей цветы.
Они не виделись, но сам факт существования человека, который так сильно ее любит, повлиял на все, что с ней происходило, так же, как Луна в той или иной степени влияет на все живое на Земле, только потому, что она постоянно вращается рядом. Она уже не понимала, как будет жить дальше — без этой безумной любви, растворенной в цветах.
Но в заказе, оставленном цветочной компании влюбленным поэтом, не было ни слова на случай его смерти. А на следующий день у ее дверей появился посыльный с букетом и неизменной фразой: «От Маяковского».
Говорят, что любовь сильнее смерти, но не всем удается воплотить это в реальной жизни. Владимиру Маяковскому это удалось. Цветы принесли в тридцатом, когда он умер, и в сороковом, когда его уже забыли. Во время Второй мировой войны в оккупированном немцами Париже она выжила только благодаря тому, что продавала эти роскошные букеты на бульваре. Если в каждом цветке было слово «любовь», то на несколько лет слова его любви спасли ее от голодной смерти. Затем союзные войска освободили Париж. Она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские вошли в Берлин, и все несли букеты.
Посланники выросли у нее на глазах. На смену им пришли новые, и эти новые знали, что становятся частью великой истории любви. И уже как пароль, дающий пропуск в вечность, доложили: «От Маяковского».
Цветы Маяковского теперь стали Парижская история . Советский инженер Аркадий Рывлин услышал эту историю в юности, от матери, и всегда мечтал узнать ее продолжение. В семидесятых ему удалось попасть в Париж и познакомиться с Татьяной Яковлевой. Они долго говорили обо всем на свете за чаем с пирожными.
В этом уютном доме повсюду были цветы — как дань уважения легенда . Аркадию было неудобно расспрашивать седую царственную даму о романтике ее юности: он считал это неприличным. Но он не выдержал и спросил: правда ли, что цветы от Маяковского спасли ее во время войны:
— Разве не красиво? история ? Неужто столько лет подряд…
— Чай пей, — ответила Татьяна, — чай пей. Вы не торопитесь, не так ли?
Вскоре раздался звонок в дверь и…
Он никогда в жизни не видел такого роскошного букета, за которым посыльного было почти не видно. И из-за охапки этого сверкающего на солнце великолепия голос вестника сказал: «От Маяковского».
У посыльных обычная работа,
Идет ли снег, идет ли дождь над прилавками,
И идут его букеты
Со словами: «от Маяковского».
Без такого свечения
Без такого свечения
Насколько незавершена встреча
Все его сочинения.
(Аркадий Рывлин)
В «Русских тайнах Парижа» Бориса Носика эта история рассказана совсем иначе.
Татьяна Яковлева не чуралась любви великого поэта. Он настаивал на том, чтобы Танечка вышла за него замуж, но восемнадцатилетнюю девушку пугала далекая Россия, непонятные отношения Маяковского с Лилей, которая всегда незримо присутствовала рядом с ним….
Возможно, Татьяна вышла бы замуж за Маяковского: она действительно он нравился, был напорист, настойчив, честен и исключительно искренен. Однако по некоторым своим театральным делам ему приходилось ездить в Москву. Осенью поэт собирался вернуться, и тогда Таня решит… И он будет писать ей все это время. Вот тогда он зашел в цветочный магазин, заплатил за много недель вперед, чтобы Танечке каждый день приносили цветы. ..
А вот Лиля Брик уже знала о романе поэта — об этом позаботилась ее сестра Эльза, которая в это же время и в том же Париже крутила любовь со своим будущим мужем Арагоном. Брикс знакомит Маяковского с прекрасной актрисой Норой Полонской, и Маяковский очарован ею. Он не забывает Таню и регулярно шлет ей нежные письма.
Когда Маяковский осенью уехал в Париж, его не пустили. Он знал, что это значит — ему не доверяли. Никто из членов правительства не пришел на его выставку. Постановка спектакля провалилась, его освистали на спектакле. Ему казалось, что все рушится, что наступил полный крах…
И Таня решила, что он передумал жениться, и вышла замуж за виконта дю Плесси. Эльза написала Лили письмо, где подробно описала их свадьбу. Узнав о женитьбе любимой, Маяковский решил срочно жениться на Полонской, которая любила его, любила своего мужа-актера и безумно любила сцену. Поэт хотел, чтобы Нора ушла от мужа и ушла из театра. Они бесконечно разбирали вещи. 14 апреля, после их очередной ссоры, Маяковский умер.
Яковлева после смерти дю Плесси в 1941 году вышла замуж за Александра Либермана и прожила с ним в любви и согласии всю жизнь. Умерла в 1991 году.
Кстати, сразу после свадьбы Татьяна и Александр уехали в США и вернулись в Париж только после войны. Получается, что рассказ с «цветами от Маяковского» — всего лишь легенда. Очень красивая легенда .
Владимир Маяковский творил чудеса для женщин, в которых был влюблен! И, наверное, самая трогательная история в его жизни произошла с ним в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву. Между ними не могло быть ничего общего. Русский эмигрант, точеный и утонченный, воспитанный на Пушкине и Тютчеве, не воспринимал ни слова из рубленых, резких, рваных стихов модного советского поэта, «ледокола» из Страны Советов. Она вообще не восприняла ни одного его слова — даже в реальной жизни. Яростный, неистовый, идущий напролом, живущий на последнем издыхании, он пугал ее своей необузданной страстью. Ее не тронула его собачья преданность, ее не подкупила его слава. Сердце ее осталось холодным, Маяковский уехал в Москву один. От этой мигом вспыхнувшей и несостоявшейся любви у него осталась тайная грусть, а для нас — волшебное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» со словами:
Я тебя все равно возьму —
Раз или два с Пэрис!
Она оставила цветы. Вернее, Цветы. Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил на банковский счет известной парижской цветочной компании с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов — гортензий, пармских фиалок, черных тюльпаны, чайные розы, орхидеи, астры или хризантемы. Парижская фирма с солидным названием четко выполняла указания экстравагантной клиентки — и с тех пор, независимо от погоды и времени года, из года в год к Татьяне стучали посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: «От Маяковского». Дверь Яковлевой.
Он умер на тридцатом году — это известие ошеломило ее, как удар неожиданной силы. Она уже привыкла к тому, что он регулярно вторгается в ее жизнь, она уже привыкла знать, что он где-то есть и посылает ей цветы… Они не видели друг друга, но факт существования человека, который ее любит так сильно повлияло на все, что с ней произошло: так Луна в той или иной степени влияет на все живое на Земле только потому, что постоянно вращается рядом. Она уже не понимала, как будет жить дальше — без этой безумной любви, растворенной в цветах. Но в заказе, оставленном цветочной компании влюбленным поэтом, о его смерти не было ни слова. А на следующий день на ее пороге появился гонец с тем же букетом и теми же словами: «От Маяковского». Говорят, что большая любовь сильнее смерти, но не всем удается воплотить это утверждение в реальной жизни. Владимиру Маяковскому это удалось. Цветы принесли в тридцатом, когда он умер, и в сороковом, когда его уже забыли. Во время Второй мировой войны в оккупированном немцами Париже она выжила только благодаря тому, что продавала эти роскошные букеты на бульваре. Если на каждом цветке было слово «любовь», то на несколько лет слова его любви спасли ее от голодной смерти. Потом союзные войска освобождали Париж, потом она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские вошли в Берлин — и все несли букеты. Вестники взрослели на глазах, старые сменялись новыми, и эти новые уже знали, что становятся частью великой легенды — маленькой, но цельной истории любви. И уже, как пароль, дающий им пропуск в вечность, сказали, улыбаясь улыбкой заговорщиков: «От Маяковского».
Цветы от Маяковского теперь стали историей Парижа. Советский инженер Аркадий Рывлин услышал эту историю в юности, от матери, и всегда мечтал съездить в Париж, чтобы узнать, правда это или красивый вымысел. Татьяна Яковлева была еще жива и охотно приняла свою соотечественницу. Они долго говорили обо всем на свете за чаем с пирожными. В этом уютном доме повсюду были цветы — как дань легенде, и расспрашивать седовласую царственную даму о некогда романе ее юности ему было неудобно: он считал это неприличным.