Урок математики в 1-м классе по программе «Школа-2100» на тему: «Таблица сложения»
Цели:
- систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 9; навыки счёта в пределах 9;
- устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действия сложения и вычитания;
- развивать математическую речь, логическое мышление, мыслительные операции, творческие способности;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- карточки с цифрами от 1 до 9;
- рисунки мячей синего, жёлтого и зелёного цвета;
- рисунки 6 горящих свечей;
ХОД УРОКА
I. Организационное начало
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.Пора! Тишина! К нам наука идёт…
II. Актуализация опорных знаний
1. Счёт:
- счёт до 20 (прямой и обратный);
- хлопки на каждые 2 до 20 (1; 2 – хлопок; 3; 4 – хлопок; и т. д.);
– Назови числа, на которые хлопали;
- ориентирование по числовому лучу.
– Какое число стоит между 5 и 7? 12и 14?
– Назови соседей числа 8, 15.
– Какое число стоит слева от числа 6, 17?
– Какое число стоит справа от числа 8, 18?
– Назови числа, которые больше 3, но меньше 9.
2. Написание цифр.
- Игра “Живые цифры” (карточки с цифрами от 1 до 9 раздаются детям. К доске выходит ученик, чья цифра является ответом на задание учителя).
– Какое число на 4 больше трёх? (7)
– На сколько 5 больше 2? (3)
– Если к задуманному числу прибавить 2, то
получиться 7. Какое число задумано? (5)
– Задумали число, отняли от него 3, получили 6.
Какое число задумали? (9)
– Одна часть 4, другая 2. Найди целое. (6) Как
по-другому назвать числа 4 и 2?
– Целое 9, часть 5. Найди часть. (4) Как
по-другому назвать числа 9и 5?
– К 2 прибавить 2, затем вычесть 2. Сколько
получилось? (2)
– К 3 прибавить 3, и прибавить 2.Сколько стало? (8)
– Из 8 вычесть 4, и вычесть 3. Сколько останется?
(1)
3. Работа в тетради.
– Запиши числа в порядке возрастания.
– Найди закономерность и продолжи:
112 |
1113 |
11114 |
|||
95 | 59 | 95 | 59 |
За правильное и красивое написание цифр учитель приклеивает в тетрадь корону, вырезанную из жёлтой бумаги. Победа в “Конкурсе красавиц”.
III. Постановка проблемы. Открытие нового
1. Сообщение темы и цели урока.
–3 + 5. Найди значение выражения.
– Какой известный нам способ помогает выполнять
вычисления? (Вычисление по числовому отрезку)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним
способом вычислений, который позволит нам быстро
и удобно считать, устанавливать взаимосвязь
между компонентами и результатами действия
сложения и вычитания.
2. Заполнение таблицы сложения.
– Перед вами треугольная таблица сложения.
– Почему её так назвали? Попробуйте объяснить.
(Форма напоминает треугольник)
– Где записываются слагаемые? (Для этого есть
строки и столбцы)
– О каком свойстве сложения необходимо помнить? (Переместительное
свойство сложения)
– Объясните, как с помощью этой таблицы находить
значения сумм?
Заполнение таблицы. Наблюдение над одним из слагаемых. Вывод: если одно из слагаемых увеличивается на единицу, то и значение суммы увеличивается на единицу.
– Как вы думаете, что показано синим цветом?
– Какие равенства, с помощью этого, можно
составить? (3 + 4 = 7; 7 – 3 = 4; 7 – 4 = 3)
– Итак, для чего нужна таблица сложения? (Вывод:
таблица позволяет ещё быстрее и удобнее решать
различные примеры. Можно решать примеры не
только на сложение, но и на вычитание)
3. Состав чисел от 2 до 9 (отработка вычислений по таблице сложения ).
Работа по учебнику-тетради (с. 20, № 1)
– Рассмотри машинки-фургончики. Что будем
делать? (Вспоминать состав чисел от 2 до 9)
– Как расположены слагаемые в строчках? (В
первой строке в порядке возрастания, во второй
строке в порядке убывания)
– Какой вывод можно сделать? (Если сумма
одинаковая и одно слагаемое увеличивается на
несколько единиц, то другое слагаемое
уменьшается на столько же единиц)
IV. Физкультминутка
Посмотри-ка! Посмотри-ка!
Вот какая земляника!
(Наклоны вперёд, руки в стороны.)
Мы по ягоды пойдём,
Много ягод соберём.
(Ходьба на месте.)
Ниже, ниже приседай,
(Приседание.)
А теперь скорей вставай!
За парту тихо ты садись
И математике учись.
V. Повторение и закрепление пройденного
1. Примеры на сложение и вычитание.
Работа в тетрадях. Ребёнок самостоятельно выбирает для себя степень сложности примеров.
5 + 2 = 2 + 5 = 3 + 6 = 6 + 3 = |
3 + 4 = 4 + 4 = 5 – 2 = 5 – 3 = | 4 + 4 + 1 = 8 – 3 – 3 = |
2 + 3 + 2 – 4 = 9 – 5 + 2 – 3 = |
Проверка осуществляется учителем. За правильное решение столбика примеров выдаётся соответствующее количество сюрпризов-картинок.
– Чем вы пользовались при решении примеров? (Таблицей сложения, числовым отрезком на линейке)
2. Неравенства.
Логические концовки:
– Если стул ниже стола, то стол …(…выше
стула).
– Если синяя лента длиннее красной на 5 см, то
красная лента … (…короче синей на 5 см).
– Если в первой корзине лежит на 3 яблока больше,
чем во второй, то во второй … (…на 3 яблока
меньше, чем в первой).
Сравни.
Запись на доске:
5 * 8 9 * 4 7 * 7 |
6 – 2 * 4 5 * 7 – 4 2 + 3 * 9 – 3 |
A + 5 * А + 3 8 – В * 9 – В 6 + К * К + 6 |
Учащиеся показывают знаки “>”, “<”, “=” на пальцах.
– На что достаточно обратить внимания в третьем столбике? (Под одинаковыми буквами стоят одинаковые числа. Достаточно в первом неравенстве сравнить 5 и 3. Вывод: чем больше число, которое прибавляем, тем в ответе больше. Во втором – сравнить 8 и 9. Вывод: чем больше число, от которого отнимаем, тем в ответе больше. В третьем – воспользоваться переместительным свойством сложения.)
3. Самостоятельная работа. Самопроверка.
– Реши примеры и расшифруй слово (с. 20, № 3)
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
Два – согнуться, разогнуться,
(Наклоны вперёд.)
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
4. Подбор неизвестного слагаемого.
– Составь выражения и сделай рисунки (с. 21, №
6)
– С составом какого числа будем работать? (9)
– Обрати внимание, как соотносится первое
слагаемое 7 и одна из ломаных. (7 – красная
ломаная, неизвестное слагаемое – синяя ломаная.)
Выполнение задания с комментированием.
5. Творческая работа.
– Где спрятались цифры? Придумай свои рисунки. (с. 21. № 5)
6. Нестандартные задачи.
1) У Андрея, Алексея и Ивана были мячи синего, зелёного и жёлтого цвета. У Андрея не синий и не жёлтый мяч, а у Ивана не синий. Какого цвета мячи у мальчиков? (Если у Андрея не синий и не жёлтый мяч, значит остаётся зелёный. У Ивана не синий, значит остаётся жёлтый. У Алексея оставшийся – синий.)
2) В комнате горело 6 свечей. 2 свечи потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, которые потушили, осталось, остальные сгорели.)
VI. Итог.
– Что узнали нового?
– Чему научились на уроке?
– Что понравилось больше всего?
Сложение в пределах 20 — Подготовка к школе и развивающие задания для детей Мама7я
Освоив сложение чисел от 1 до 10 настало время посчитать от 1 до 20.
Данные материалы помогут закрепить счет от 1 до 20. Разные варианты счета от 1 до 20 не будут надоедать ребенку в процессе изучения цифр, так как для закрепления материала требуется изучать с ребенком счет ежедневно до тех пор пока ребёнку не станет понятно и он сможет безошибочно выполнять счёт от 1 до 20, чтобы перейти для дальнейшего изучения цифр.
Перед вами представлена таблица сложения до 20. С помощью которой можно разобрать и понять принцип сложения чисел до 20.
9 + 2 = 11
8 + 3 = 11
7 + 4 = 11
6 + 5 = 11
9 + 3 = 12
8 + 4 = 12
7 + 5 = 12
6 + 6 = 12
9 + 4 = 13
8 + 5 = 13
7 + 6 = 13
9 + 5 = 14
8 + 6 = 14
7 + 7 = 14
9 + 6 = 15
8 + 7 = 15
9 + 7 = 16
8 + 8 = 16
9 + 8 = 17
9 + 9 = 18
Тренажер на сложение в пределах 20 поможет освоить быстро счет до 20. После каждого раза тренировки сложения в пределах 20 время на счет должнл сокращаться. Фиксируйте время тренажера счета в пределах 20 и сравнивайте результат. Оценивайте соотновшение времени и ошибок при заполнении тренажера сложения в пределах 20. К тренажеру сложения в пределах 20 стоит приступать когда счет от 1 до 20 изучен и ребенок уверенно считает. Приступим к тренажеру сложения в пределах 20.
20
0 + 20 =
20 + 0 =
19 + 1 =
1 + 19 =
2 + 18 =
18 + 2 =
17 + 3 =
3 + 17 =
16 + 4 =
4 + 16 =
15 + 5 =
5 + 15 =
14 + 6 =
6 + 14 =
13 + 7 =
7 + 13 =
12 + 8 =
8 + 12 =
11 + 9 =
9 + 11 =
10 + 10 =
19
19 + 0 =
0 + 19 =
18 + 1 =
1 + 18 =
17 + 2 =
2 + 17 =
16 + 3 =
3 + 16 =
15 + 4 =
4 + 15 =
14 + 5 =
5 + 14 =
13 + 6 =
6 + 13 =
12 + 7 =
7 + 12 =
11 + 8 =
8 + 11 =
10 + 9 =
9 + 10 =
18
18 + 0 =
0 + 18 =
17 + 1 =
1 + 17 =
16 + 2 =
2 + 16 =
15 + 3 =
3 + 15 =
14 + 4 =
4 + 14 =
13 + 5 =
5 + 13 =
12 + 6 =
6 + 12 =
11 + 7 =
7 + 11 =
10 + 8 =
8 + 10 =
9 + 9 =
17
17 + 0 =
0 + 17 =
16 + 1 =
1 + 16 =
2 + 15 =
15 + 2 =
14 + 3 =
3 + 14 =
13 + 4 =
4 + 13 =
12 + 5 =
5 + 12 =
11 + 6 =
6 + 11 =
10 + 7 =
7 + 10 =
9 + 8 =
8 + 9 =
16
16 + 0 =
0 + 16 =
15 + 1 =
1 + 15 =
14 + 2 =
2 + 14 =
13 + 3 =
3 + 13 =
12 + 4 =
4 + 12 =
11 + 5 =
5 + 11 =
10 + 6 =
6 + 10 =
9 + 7 =
7 + 9 =
8 + 8 =
15
15 + 0 =
0 + 15 =
14 + 1 =
1 + 14 =
13 + 2 =
2 + 13 =
12 + 3 =
3 + 12 =
11 + 4 =
4 + 11 =
10 + 5 =
5 + 10 =
9 + 6 =
6 + 9 =
8 + 7 =
7 + 8 =
14
14 + 0 =
0 + 14 =
13 + 1 =
1 + 13 =
12 + 2 =
2 + 12 =
11 + 3 =
3 + 11 =
10 + 4 =
4 + 10 =
9 + 5 =
5 + 9 =
8 + 6 =
6 + 8 =
7 + 7 =
13
13 + 0 =
0 + 13 =
12 + 1 =
1 + 12 =
11 + 2 =
2 + 11 =
10 + 3 =
3 + 10 =
9 + 4 =
4 + 9 =
8 + 5 =
5 + 8 =
7 + 6 =
6 + 7 =
12
12 + 0 =
0 + 12 =
1 + 11 =
11 + 1 =
10 + 2 =
2 + 10 =
9 + 3 =
3 + 9 =
8 + 4 =
4 + 8 =
7 + 5 =
5 + 7 =
6 + 6 =
11
11 + 0 =
0 + 11 =
10 + 1 =
1 + 10 =
9 + 2 =
2 + 9 =
8 + 3 =
3 + 8 =
7 + 4 =
4 + 7 =
6 + 5 =
5 + 6 =
10
10 + 0 =
0 + 10 =
9 + 1 =
1 + 9 =
8 + 2 =
2 + 8 =
7 + 3 =
3 + 7 =
6 + 4 =
4 + 6 =
5 + 5 =
9
9 + 0 =
0 + 9 =
8 + 1 =
1 + 8 =
7 + 2 =
2 + 7 =
6 + 3 =
3 + 6 =
5 + 4 =
4 + 5 =
8
8 + 0 =
0 + 8 =
7 + 1 =
1 + 7 =
6 + 2 =
2 + 6 =
5 + 3 =
3 + 5 =
4 + 4 =
7
7 + 0 =
0 + 7 =
6 + 1 =
1 + 6 =
5 + 2 =
2 + 5 =
4 + 3 =
3 + 4 =
6
6 + 0 =
0 + 6 =
5 + 1 =
1 + 5 =
4 + 2 =
2 + 4 =
3 + 3 =
5
5 + 0 =
0 + 5 =
4 + 1 =
1 + 4 =
3 + 2 =
2 + 3 =
4
4 + 0 =
0 + 4 =
3 + 1 =
1 + 3 =
2 + 2 =
3
3 + 0 =
0 + 3 =
2 + 1 =
1 + 2 =
2
2 + 0 =
0 + 2 =
1 + 1 =
1
1 + 0 =
0 + 1 =
| ||
Счет с помощью манипуляций для обучения сложению
Многим учащимся трудно понять, что они могут объединить два отдельных числа, чтобы получить большее количество. Счет с манипуляторами — отличный способ помочь учащимся научиться складывать числа. С помощью этой стратегии вы будете использовать подробные инструкции, чтобы помочь учащимся в детском саду научиться складывать, используя свои навыки счета. Два метода, которые вы будете использовать, называются «подсчет всех» и «подсчет на».
При использовании стратегии «подсчет всех» учащиеся будут считать объекты двумя наборами манипулятивных действий, а затем объединять наборы и считать все манипуляции вместе как один набор.
Затем учащиеся перейдут к более эффективной стратегии «рассчитывать на». В нем используется комбинация подсчета и подсчета (быстро называя количество объектов в наборе без необходимости подсчета). Они начнут с подсчета или определения с первого взгляда, сколько элементов в одном наборе, а затем рассчитывают на следующий набор, чтобы достичь общего количества. Это важный шаг на пути к идентификации двух чисел и их объединению без счета. Считать все и считать на есть два способа интерпретации сложения. Обе интерпретации важны, и учащиеся будут использовать их в разных классах.
Прочтите: Как использовать эту стратегию подсчета
Цель: Учащиеся будут использовать манипулятивные приемы, чтобы продемонстрировать подсчет всего и подсчет как стратегии объединения двух слагаемых.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Поддержка школы
Стратегии и советы
Математика
Уровни обучения (со стандартами):
- K (Common Core K. CC.A.2: начало прямого счета от заданного числа в пределах известной последовательности, вместо того, чтобы начинать с 1.)
- K (Common Core K.CC.B.4.A: при подсчете предметов произносите числовые имена в стандартном порядке, соединяя каждый предмет с одним и только одним числовым именем, и каждый числовое имя с одним и только одним объектом.)
- K (Общее ядро K.CC.B.4.B: Поймите, что последнее названное число говорит о количестве подсчитанных объектов. Количество объектов одинаково, независимо от их расположения или порядка, в котором они были подсчитаны. )
- 1 (Common Core 1.OA.C.5 Связать счет со сложением и вычитанием (например, считая от 2, чтобы прибавить 2).
- K–1 (Common Core Math Practice MP7: Ищите и используйте структура.)
Лучше всего использовать для обучения с:
- Малые группы
- Индивидуальные
Как подготовиться:
Собрать материалы. Каждому учащемуся потребуется до 10 манипуляторов для счета двух разных цветов. Математические «счетчики» или счетные фишки хорошо работают, потому что их легко устанавливать и перемещать. Они бывают двусторонними, как красный и желтый или красный и белый. Другой вариант — использовать укладывающиеся кубики или цветные плитки.
Как учить:
1. Модель с учетом всех. Скажите учащимся, что сегодня они будут практиковаться в сложении чисел, используя свои навыки счета. Объясните, что наборы различных цветовых манипуляций будут представлять каждое «сложение» или число, добавляемое к другому.
Начните с моделирования того, как использовать манипуляторы для представления чисел одним цветом. Например, чтобы использовать счетные фишки, чтобы показать цифру 3, положите перед собой три красные фишки и сосчитайте их. «Один два три. Есть три красные фишки». Затем, используя дополнительные фишки, покажите учащимся, как использовать другую сторону для подсчета числа 2 другого цвета. Отсчитайте кусочки. «Один два. Есть две желтые фишки».
Затем скажите: «Давайте добавим наборы, переместив все фишки вместе». Выровняйте два набора фишек в ряд. Сосчитайте все части. «Один два три четыре пять. Всего пять фишек. Три плюс два равно пяти». Объясните, что это стратегия «подсчета всех» для добавления. — А теперь посмотрим, как ты попробуешь.
2. Упражнения под руководством со счетом всех. Положите перед каждым учеником по четыре красных и три желтых фишки. Попросите одного ученика сосчитать красные фишки. Предложите другим учащимся следовать за вами, нажимая на каждую красную фишку или сдвигая их в ряд. Затем попросите другого учащегося посчитать желтые фишки, пока другие учащиеся следуют за ним. Затем попросите каждого ученика сложить и сосчитать их все. «Сколько фишек всего? Семь. Всего фишек семь. Четыре плюс три равно семи».
Продолжайте практиковаться в дополнительных раундах, каждый раз меняя дополнения. Учащиеся должны посчитать каждое слагаемое отдельно, переместить манипуляции в один набор, а затем подсчитать сумму про себя. Наблюдайте за учащимися и поддерживайте их по мере необходимости. Затем попросите группу сказать вам, сколько всего фишек. Когда учащиеся демонстрируют повторный успех, убирайте фишки и переходите к следующей стратегии подсчета, «рассчитывая на».
3. Просмотрите наборы номеров. Положите на стол три красные фишки, чтобы все ученики могли их видеть. Попросите добровольца сказать вам, сколько фишек на столе, не считая их по одной. Когда ученик даст ответ, попросите его доказать это счетом. Повторите с несколькими разными номерами, чтобы дать другим учащимся возможность попробовать. Цель состоит в том, чтобы напомнить учащимся, что они могут распознавать количество предметов в наборе, не считая их (субитирование).
Совет преподавателю: Если учащийся испытывает трудности с субитированием, поместите фишки в десятичную рамку, чтобы помочь ему визуализировать число. Повторная практика с десятью фреймами поможет укрепить уверенность в распознавании чисел по сравнению с группой из 10.
4. Расчет модели. Положите на стол в ряд пять красных и три желтых фишки. Спрячьте рукой или листом бумаги желтые фишки и скажите «пять», указывая на красные фишки. Тогда открывайте желтые фишки и рассчитывайте дальше. Укажите на каждую желтую фишку, чтобы подчеркнуть счет каждой из них: «Шесть, семь, восемь. Всего восемь фишек. Пять плюс три равно восьми». Объясните, что с этой стратегией вы не считаете все фишки. Вместо этого вы называете количество в первом наборе и рассчитываете от этого числа. Обязательно подчеркните расчет на.
Затем скажите: «Попробуем еще раз». Положите на стол две красные фишки и четыре желтые фишки. На этот раз попросите учащегося определить количество красных фишек, не считая. Когда ученик скажет «два», повторите это вслух, а затем посчитайте. «Три, четыре, пять, шесть. Всего шесть фишек. Два плюс четыре равняется шести».
5. Обеспечьте управляемую практику с расчетом на. Положите перед каждым учеником по три красных и четыре желтых фишки. Попросите каждого ученика назвать количество красных фишек, а затем потренируйтесь считать, чтобы получить общее количество. Сверьтесь с каждым учеником. Для большей практики измените дополнения и повторите.
Ученикам, показавшим неоднократные успехи, попросите их сначала определить большее сложение. Например, если есть две красные фишки и четыре желтые фишки, учащиеся должны начать со слов «четыре», а затем подсчитать красные. «Пять шесть. Всего шесть фишек. Четыре плюс два равно шести». Некоторые студенты могут быть достаточно уверены, чтобы продемонстрировать это в обоих направлениях.
Поймите: почему эта стратегия работает
Когда учащиеся учатся складывать, они используют комбинацию стратегий счета и субитизации. Практика подсчета всего и расчетов с манипуляторами помогает учащимся развивать эти навыки.
Эти методы основаны на таких важных навыках, как называние и представление чисел, а также механический счет и прямое соответствие. Все эти навыки помогают детсадовцам начать понимать числовой ряд и изучать сложение.
Начав с повторения подсчета всего, учащиеся обретают уверенность в сложении при использовании манипулятивных действий. Затем, путем моделирования и управляемой практики, они переходят к более эффективной стратегии расчета. Рассчитывать на — это объединенная интерпретация сложения. Это помогает им продолжать развивать свое понимание принципов счета, необходимых для сложения.
Эта стратегия также помогает учащимся понять концепцию сложения с помощью подхода «конкретно-репрезентативный-абстрактный» (CRA), основанного на фактах учебного подхода. CRA использует визуальные представления, чтобы помочь учащимся понять абстрактные математические понятия. Эти представления могут быть особенно полезны для студентов, которые учатся и думают по-другому, а также для изучающих английский язык. Используя манипуляции, такие как подсчет фишек, учащиеся развивают свое чувство числа на конкретном этапе. Позже учащиеся перейдут к использованию изображений для выполнения аналогичных задач. Это поможет им научиться свободно использовать абстрактные письменные числа и символы, например 2 + 4 = 6.