Таблица твердых и мягких глухих и звонких согласных: Таблица гласных и согласных звуков русского языка. Звонкие и глухие согласные звуки

Содержание

Буквы дающие мягкость согласных звуков. Согласные звуки в русском языке

Фонетика — дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть — именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык — в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые — буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама — мячик, лоза — лёд, вышка — вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные — таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит

а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными:

шомпол — шелест — шик, жуткий — жидкий — жестяной, цена — цирк — царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка — чащоба — чистка, щёки — щуриться — щебень, йот — йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно — слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки — всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой — с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию — кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами — красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки — таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр — беленький, вьюга — вратарь, город — гелий, подъезд — дьяк, жираф, зима — зубы, кит-кот, лошадь — лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, фильм-фотография, халва — схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов:

соленье — лакей — ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, — короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править — воля — лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат — роль — топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь — соня — сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики — и всё обязательно получится.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к»], [п], [п»], [с], [с»], [т], [т»], [ф], [ф»], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й»олка], Яна [й»ана], енот [й»инот];
  2. после гласного: заяц [зай»иц], баян [бай»ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч»й»и], подъём [падй»ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й»и], е → [й»и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Какие звуки называют согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Какими бывают согласные звуки?
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?
Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости- глухости : [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б , В , Г , Д , Ж , З , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Т , Ф , Х , Ц , Ч , Ш , Щ .

Всего в русском языке есть 21 согласная буква .

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж][ш][ц]
Мягкие [ч❜][щ❜][й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е , Ё , И , Ю , Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Сравни: нос [нос] — нёс [н❜ос], угол [у́гол] — уголь [у́гал❜].

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными , что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с

Поддержка успеха детей с потерей слуха

Восприятие речи — это набор навыков слушания, необходимых для общения посредством разговорной речи. Навыки восприятия речи можно разделить на четыре категории: осознание, различение, идентификация и понимание. Каждый набор навыков описан на веб-страницах в разделе «Развитие аудирования (слуховых навыков)».

Эти навыки слушания не развиваются последовательно от одной категории к другой. Скорее ребенок может одновременно развивать навыки в двух, трех или даже во всех четырех категориях, но на разных уровнях сложности.

Обучение восприятию речи также требует внимания к сложности задачи прослушивания или количеству акустической информации в сообщении. Как правило, уровни сложности описываются как уровень звука/фонемы, уровень слова, уровень фразы/предложения и уровень дискурса/связной речи.

В задании на слуховую идентификацию учащемуся предлагается назвать то, что он услышал – повторив, написав или указав на текст или картинку. Ежедневная проверка прослушивания ССЫЛКА — это задание на определение, в котором учащемуся предлагается повторить, какой из шести звуков (или тишины) он услышал. Предоставление другой информации о произнесенном высказывании также может быть заданием на слуховую идентификацию: назвать количество слогов или слов, ударный слог, первый звук, последнее слово и т. д.

Слуховая идентификация и учащиеся с потерей слуха

Слуховая идентификация требует, чтобы учащийся различал гласные и согласные, а иногда и ударение в речи.

Примеры стандартных задач на определение

Первоклассницу, смотрящую на слова кадка, трубочка, детёныш и кубик , просят указать на слово, которое она слышит. Эта задача декодирования также требует, чтобы она услышала и определила начальные согласные и гласные звуки стимулирующего слова.

Люди обсуждают разные мнения

Учитель средней школы просит учеников объяснить некоторые культурные различия в северо-восточной и западной Африке. Чтобы ответить правильно, учащийся должен услышать и определить начальные сочетания согласных и гласных двух ключевых слов: норвег стерн (не южнее стерн или южнее стерн) и мы стерн (не еа стерн) .

Во время проверки на слух взрослый говорит «оо», а ученик отвечает «м». Можно заключить, что учащийся уловил или услышал голос взрослого, но неправильно воспринял звук и, следовательно, сделал ошибку в определении фонемы.

 

Оценка акустического сходства фонем и слов

Специалист, работающий с глухими или слабослышащими учащимися, особенно с теми, кто использует аудирование и разговорную речь, должен уметь оценивать акустические свойства произнесенного высказывания и определить, как лучше всего помочь учащемуся успешно справиться с данным заданием на аудирование. Вот несколько рекомендаций.

Гласные

  • Гласные образуются в основном в одной и той же области голосового тракта (передние или задние, высокие, средние или низкие) более акустически похожи друг на друга, чем на другие гласные .
  • Дифтонг — это гласный, который скользит от одного звука к другому и его легче отличить от недифтонговых гласных, чем недифтонговые гласные друг от друга.
    • Long i (укус) скользит от -o- (бот) до ee (свекла)
    • Long a (приманка) скользит от -e- (ставка) до ee
    • ou (bout) скользит от -o- (бот) к -oo- (книга)
    • oi (мальчик) скользит от aw (купленный) к ee (свекла)

     

Согласные

Согласные, похожие по манере (встречающиеся в одной и той же строке в таблице согласных), больше похожи на согласные в другой строке таблицы согласных.

Ошибки идентификации чаще встречаются, когда учащиеся с нарушением слуха слушают исключительно фрикативы и аффрикаты. (Эрбер, 1982)

Слова, которые содержат несколько носовых и скользящих (m, n, r, l, w, y), могут быть трудно различимы только на слух.

Таблица согласных английского языка Аризонского университета .  Согласные, образованные сходным образом, например фрикативные, труднее отличить друг от друга, но их легче отличить от согласных, образованных другим способом, например носовых.

Неформальная оценка слуховых навыков распознавания фонем и слов

Формальная оценка навыков восприятия речи должна проводиться квалифицированным аудиологом с использованием «батареи тестов… для всесторонней оценки способностей ребенка». Преподаватель, беспокоящийся о восприятии учащимся фонем и слов, может получить информацию о его способности различать гласные и согласные с помощью теста на минимальные пары Университета Индианы. Эта информация может быть полезна профессионалу при определении того, какие слуховые цели можно выбрать для практики.

Речевая продукция учащегося также может дать нам информацию о его восприятии речи, поэтому одним из методов неформальной оценки является прослушивание того, что говорит учащийся. Он заменяет /ch/ на /j/? Его гласные трудно различить? Запишите эти ошибки и используйте их для оценки. Для неформальной оценки напишите каждую фонему, которую хотите проверить (например, /d/ и /j/), на карточке. С помощью слухового обруча несколько раз предъявляйте каждую фонему и попросите ученика повторить то, что он слышит, и указать на соответствующую букву. Если он и повторяет неправильно, и указывает на неправильную букву, он неправильно расслышал звук — слуховая ошибка. Если он указывает на правильную букву, но произносит неправильную фонему, его ошибка заключается в воспроизведении речи, а не в слуховой идентификации. Если он произносит правильную фонему, но указывает на неправильную букву, это может быть фонетическая ошибка, а не слуховая.

Улучшение слуховой идентификации фонем и слов

Для подготовки к практике со слуховой идентификацией учитель выберет стимулы, которые будут использоваться, и задание на реакцию учащихся. Во время урока учитель будет реагировать на ошибки и корректировать сложность задания, чтобы ученик успешно овладел навыком. Размер набора можно увеличить, если задание было легко освоено, или уменьшить, если оно оказалось слишком сложным. Сложность также может быть уменьшена при выборе фонем и слов для каждого набора. Фонемы, которые более похожи друг на друга (и слова, содержащие похожие фонемы), затруднят идентификацию.  

Улучшение слуховой идентификации фонем и слов – выбор стимулов

Многие программы развития слуха, такие как CID SPICE или CAST, строят уроки, начиная с наборов двух стимулов, которые сильно отличаются друг от друга акустически. По мере развития навыков размер набора увеличивается, а стимулы становятся более похожими (и, возможно, более сложными). Когда учащийся успешно справляется с довольно большим набором очень разных слов, можно выбрать слова, которые более акустически похожи. Возможно, потребуется вернуться к небольшому размеру набора, когда слуховая задача станет более сложной.

Обратитесь к приведенным выше таблицам согласных и гласных, чтобы пояснить следующий пример.

Пример Проверка сходства акустического содержания слов

Набор из 2 слов с очень разным акустическим содержанием.

Стимулы: Comb против Желание

Согласованные

COMCS / K / БИЛЕСНЫ0002 Желание /W /озвученное скольжение, /SH /безмолвное фрикативное (высокая частота)

гласные

COMCK /OA /Back

WILE1

111

119292
9

1

/  front

Улучшение слуховой идентификации предложений и дискурса

Тот же принцип адаптации размера набора и акустического сходства стимулов применяется при отработке слуховой идентификации более длинных стимулов. Для этих заданий учитель будет учитывать эти акустические свойства раздражителей.

Длина высказывания (количество слогов) — Идентификация может быть более сложной, если все варианты имеют одинаковое количество слогов.

Сходство ключевых слов (гласные, согласные и количество слогов) — Как объяснялось выше, сходство между фонемами может затруднить идентификацию.

Количество ключевых слов. Плохая слуховая память может привести к тому, что стимулы с большим количеством ключевых слов будет труднее идентифицировать.

Положение ключевых слов – (первое слово, среднее или последнее слово в высказывании) Ключевые слова легче идентифицировать, когда они встречаются в начале или конце предложения, а не в его середине.

Количество контекстуальной или визуальной поддержки (например, выбор из предложений, представленных в печатном виде, обсуждение изображения, обсуждение конкретной темы или вопросы по разным темам) Идентификация упрощается при наличии контекстных подсказок, таких как печатные выбор, или изображение, или одна известная тема для разговора.

Прослушивание слов в предложениях – выбор стимулов

При прослушивании слов в более длинных высказываниях лингвистический контекст, в котором встречается слово, способствует идентификации. Например, если учащегося попросить повторить слово «врачи», он может неправильно сказать «шкафчики». Однако если то же самое слово появляется в обсуждении общественных работников, студент, который думал, что услышал фразу «Локеры годами учатся в колледже, чтобы получить медицинскую степень», вероятно, сделает вывод, что говорящий на самом деле сказал 9.0020 врачей, , а не шкафчиков. (Предполагается, что учащийся обладает базовыми знаниями, необходимыми докторам для получения медицинских степеней.)

Содержание предложения также может усложнять определение конкретного слова в предложении. Если целевое слово встроено в фразу-носитель, например «Покажи мне ____», его будет легче идентифицировать, чем если бы оно встречалось в уникальном предложении. Рассмотрим эти примеры.

Пример A. Учитель говорит: «Покажи мне слона». Студент указывает на слона.

Пример B. Учитель говорит: «Циркаст ездил на слоне», а затем спрашивает: «На чем циркач ездил?»

Пример C. Учитель говорит: «На слоне ездил циркач», затем спрашивает: «На чем катался циркач?»

Пример A — задание с множественным выбором, наименее сложное из примеров. Учащийся смотрит на набор картинок или предметов и выбирает картинку, которая соответствует сказанному слову. Ключевое слово также попадает в предсказуемое место в предложении. Ключевые слова в конце предложения легче идентифицируются из-за отсутствия слова, следующего за ним. Рекомендуется, чтобы в дополнение к показу, ученик должен был повторить слово. Это способствует самоконтролю учащегося за собственным речевым производством. Однако ошибка в речеобразовании не должна считаться ошибкой слухового восприятия.

Пример B сложнее, чем пример A, потому что учащийся не знает о позиции ключевого слова до тех пор, пока предложение не будет произнесено и не задан вопрос. Учитель мог бы спросить: «Кто ездил на слоне?»

Пример C — самый сложный из трех примеров. Ключевое слово неизвестно слушателю до тех пор, пока не будет задан вопрос, и оно встречается в середине предложения, где на него влияет коартикуляция с окружающими словами. Кроме того, предложение находится в пассивном залоге, что является сложной задачей для студентов, которые изучают разговорный язык.

Идентификация предложения – выбор задания для ответа учащегося

Задания на определение предложения могут потребовать различных ответов. Примеры ответов, от простого к более сложному:

  1. выберите услышанное предложение из набора письменных предложений
  2. закончить неполное предложение
  3. повторить предложение слово в слово («отслеживание»)
  4. написать предложение

Написание предложения является самой сложной из этих задач, потому что в дополнение к памяти, орфографии и мелкой моторики, что увеличивает когнитивную сложность задачи.

Когда учащегося просят повторить предложение слово в слово, слуховая и рабочая память учащегося повлияют на его успешное выполнение задания. Некоторые учителя сообщают, например, что учащиеся, которых просили вспомнить и повторить список произнесенных слов, смогли повторить меньше слов, если в этих словах было более одного слога

Повторение предложения также может способствовать улучшению речи, поскольку требует внимания к «маленькие» слова (например, the, to, in и т. д.), которые часто едва слышны в разговорной речи и часто опускаются в речи некоторых учащихся с нарушением слуха. Практика непрерывного отслеживания дискурса может способствовать осознанию этих маленьких слов.

Непрерывное отслеживание дискурса обеспечивает практику слуховой идентификации на уровне фразы или предложения. Этот процесс был рекомендован DeFilippo et al (1978).

  1. Учитель, используя слуховой обруч, чтобы предотвратить реплики при чтении речи, читает вслух текст в пределах языкового уровня учащегося. Продолжительность каждого разговорного сегмента также определяется учителем на основе языкового уровня ученика, навыков слуховой памяти и внимания.
  2. Ученик дословно повторяет услышанное. Когда учащийся делает ошибку, учитель повторяет ту часть сегмента, которая содержит ошибку, до тех пор, пока учащийся не повторит правильно.
  3. Эта процедура выполняется с временным интервалом от трех до пяти минут. В конце интервала количество правильно повторенных слов делится на количество минут, чтобы получить количество слов в минуту. Графически отображая этот балл для каждого занятия, ученик и учитель могут увидеть улучшение восприятия речи с течением времени.

ДеФилиппо предлагает ограничить количество повторений тремя, чтобы избежать разочарования. Любые слова, которые не были повторены студентом, помечаются как ошибка и не включаются в подсчет повторенных слов.

Требуя от учащегося повторять каждое слово и морфему (например, -ed, -s), учащийся должен внимательно следить за этими важными лингвистическими маркерами. Это может способствовать улучшению навыков разговорной речи учащегося.

Практика слуховой идентификации – структурирование урока

Преподавание и изучение слов, написанных на двух кусочках головоломки

После установления потребности в практике, выбора стимулов и выбора задачи (при необходимости) большинство уроков слуховой идентификации следуют этим шагам, за исключением непрерывного отслеживания дискурса ранее описано.

Учитель объясняет цель урока и описывает любые стратегии, которые помогут ученику добиться успеха.

(При использовании изображений или текста для просмотра учащимся) Учитель кладет стимулы перед учащимся. Ученик называет или читает каждый элемент. Учитель уточняет ошибки. Если уточнение не может быть сделано, этот пункт удаляется. (При использовании изображений текста для просмотра учащимся).

Учитель следит за тем, чтобы ученик обратил на нее внимание, затем указывает на каждый предмет и называет его или читает. В это время учащемуся разрешается использовать реплики для чтения речи.

Учитель поднимает слуховой обруч, закрывая все лицо, и произносит фонему, слово, фразу или предложение. Учащийся отвечает, указывая на предмет и/или повторяя его. Даже когда его просят указать на правильный предмет, учащийся также должен повторить его, чтобы попрактиковаться в самоконтроле, воспроизведении речи и развитии речи.

Если ученик отвечает правильно, учитель хвалит его. Если он неверный, учитель повторяет стимул. Если ответ по-прежнему неправильный, учитель может повторить стимул с адаптацией, например:

  • Говорите медленнее
  • Преувеличение заметной особенности стимула
  • Разрешить чтение речи (не использовать слуховое кольцо)

Если ответ по-прежнему неверен после третьего повторения, то укажите на правильный элемент, повторяя слово. Если учащийся продолжает испытывать затруднения в последующих испытаниях, уменьшите размер набора или измените задание на различение (такое же или другое?) или задание на обнаружение, чтобы позволить учащемуся добиться успеха.

Независимо от уровня успеваемости учащегося дайте положительный отзыв и обсудите стратегии.

Практика слуховой идентификации — адаптация сложности задачи

Во время практики самая последняя реакция учащегося может привести к адаптации следующей задачи. Если учащийся без усилий ответил на предыдущее задание, учитель может решить немного усложнить следующее задание, чтобы позволить учащемуся оставаться успешным, в то время как перед ним стоит задача улучшить слуховые навыки.

Увеличение сложности

Эрбер описывает способы усложнить задачу.

Выберите слова или фонемы, которые более похожи акустически.

Говорите быстрее и естественнее.

Отойдите подальше от ребенка.

Добавить фоновый шум.

Увеличить размер набора.

Дайте два стимула одновременно, студент должен повторить и указать на оба.

Встраивание слов или фонем во фразу-носитель, например, «Покажи мне ____».

Снижение сложности

Когда целью является улучшение слухового восприятия речи, важно обеспечить обратную связь и поддержку, чтобы помочь ученику добиться успеха. Если учащийся борется, сделайте паузу в упражнении, чтобы оказать ему поддержку. Укажите особенности слов или фонем, которые могут облегчить их идентификацию. Используйте визуальные и тактильные подсказки, чтобы сделать различия между звуками более заметными. Похвалите усилия ученика и поставьте цель на конец урока.

 Пример оказания поддержки учащимся, пытающимся определить /ch/ и /sh/

«Чувствуете ли вы, как язык толкает нёбо, когда вы произносите /ch/? Попытайся. [Ученик произносит /ch/] Теперь скажите /sh/. Язык остается опущенным [Ученик произносит /ш/]. Вы это почувствовали? …Хорошо, мы сделаем еще два. Не забудьте прислушаться к этому движению языка».

Рекомендуется заканчивать каждый урок успешным заданием. Адаптация задания может помочь учащемуся быть более успешным, менее разочарованным и более готовым участвовать в следующем слуховом испытании. Вот несколько способов уменьшить сложность задачи.

Повторите стимул, более четко и медленно.

Выделите отличительные признаки раздражителей.

Разрешить чтение речи.

Уменьшить размер набора.

Выберите менее похожие слова или фонемы.

Цель состоит в том, чтобы учащийся определял слова или фонемы с точностью 80 % в открытом наборе независимо от акустического содержания. Однако эта цель не может быть достигнута всеми учащимися в силу множества факторов. Если задача заключалась в определении фонем или слов, спросите себя, В какой реальной жизненной ситуации учащемуся потребуется правильно определить это слово изолированно, без каких-либо контекстуальных подсказок? Если сложной задачей было определение или отслеживание предложений или дискурса, возможно, учащемуся было бы полезно попрактиковаться в применении стратегий восстановления коммуникации. ССЫЛКА

Всегда помните два ключевых принципа: это обучение, а не тестирование  и заканчиваются на высокой ноте правильным ответом. .

Дополнительные ресурсы для слуховой идентификации

Бесплатные вебинары от CID – Центральный институт глухих

Аудиальный обруч развивать осведомленность о сенсорной информации, контекстуальных доказательствах и улучшать слуховые навыки слушания. … (A) история читается клиницистом построчно, требуя, чтобы клиент повторил ее дословно». Предоставляет обширные данные. Бесплатная загрузка, финансируется за счет субсидий федерального правительства. .

Ссылки

De Filippo et al 1978) CL, Scott BL. Метод обучения и оценки приема текущей речи. J Acoust Soc Am. 1978;63(4):1186–1192.

Эрбер, Н. 1982 Слуховой тренинг. Ассоциация глухих AG Bell. Вашингтон, округ Колумбия

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Карточки развития слуховых навыков для аудирования в классе (карточки для обработки слуховых навыков без гламура)

Набор для обучения прослушиванию звуков

Игра «Смотри, кто слушает»

CAST — Контрасты для обучения слуху и речи

SPICE — Учебная программа по восприятию речи и оценка

SPICE to Life Учебная программа по обучению слуху

Опубликовано в августе 2019 г. / слабослышащий, более 20 лет обучающий слабослышащих учеников в частных и государственных школах. Она является соавтором учебной программы CID SPICE for Life слухового обучения 9.0021 и авторы разделов «Слушание» и «Самоадвокация» электронного журнала «Инструменты учителя».

 

 

Таблица звонких и глухих согласных. Звонкие и глухие согласные

Таблица звонких и глухих согласных. Звонкие и глухие согласные

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные и обозначать их на письме согласными. Выясним, какие согласные называются парными и непарными по звонкости — глухими, звонкими и шипящими.

Звонкие и глухие согласные

Вспомните, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, он выдыхает воздух из легких. Она проходит по дыхательному горлу в узкую гортань, где находятся специальные мышцы — голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то он закрывает (хотя бы немного) рот, из-за этого получается шум. Но согласные шумят по-разному.

Проведем опыт: закроем уши и произнесем звук [р], а затем звук [б]. Когда мы произносили звук [б], связки растягивались и начинали дрожать. Эта дрожь превратилась в голос. В ушах немного звенело.

Вы можете провести аналогичный эксперимент, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится значительно громче, звонче. Ученые называют эти звуки звонкими , а звуки, состоящие только из шума — глухими.

Парные согласные в звонкости-глухости

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого дома:

Эти согласные называются парными по звучности — глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные ()

Они очень похожи между собой — настоящие «близнецы», произносятся почти одинаково: губы складываются одинаково, язык двигается одинаково. Но у них есть пары и мягкость — твердость. Давайте добавим их в дом.

Звуки [ж] и [ж] не имеют парных мягких звуков, они всегда твердые . А еще их называют шипящий звуков.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Непарные звонкие согласные

Но не все согласные и буквы образуют пары. Те согласные, которые не имеют пар, называются непарными. Поселим в своих домах непарные согласные звуки.

Во втором доме — непарных звонких согласных звуков:

Напомним, что звук [й’] всегда мягкий. Поэтому в нашем доме он будет жить один. Эти звуки обозначаются на письме буквами:

Звуки второго дома еще называют звонкие , так как образуются с помощью голоса и почти без шума, очень звонкие. Слово «sonor» в переводе с латинского «sonorus» означает звонкий.

Непарные глухие согласные

В третьем доме поселим непарных глухих согласных звуков:

Напомним, что звук [ц] всегда твердый , а [ч’] и [щ’] — всегда мягкий . Непарные глухие согласные на письме обозначаются буквами:

Звуки [ч’], [у’] — шипящие звуков.

Вот и населили мы наш город согласными звуками и буквами. Теперь сразу понятно, почему согласных 21, а звуков 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотри картинки и преврати одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: запомните пары согласных.

д точка — точка

б очка — почка

ш ар — тепло

удочка — утка

2. Есть загадки, смысл которых заключается в знании согласных звуков, они называются шарадами. Попробуйте их угадать:

1) С глухим согласным лью ​​в поле,
Со звонким — Я сам звоню в раздолье . (Спайк — голос )

2) С глухим — траву косит,
Со звонким — листья ест. (Коса — козья)

3) С «em» — приятный, золотистый, очень сладкий и ароматный.
С буквой «эль» бывает зимой, а весной исчезает . (Мед-лед)

С целью развития умения произносить некоторые звуки, особенно шипящие, обучают скороговоркам. Скороговорка сначала рассказывается медленно, а затем ускоряет темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышей шуршат в камышах.
  2. У ежа ежик, у ужа суженый.
  3. Два щенка грызлись щека к щеке о щетку в углу.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные бывают звонкими и глухими и как эти звуки обозначаются на письме.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Учебная книга / Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 38, пр. 2; стр. 39, упр. 6; стр. 43, упр. четыре.
  2. Подсчитайте, сколько звонких и глухих согласных в слове неудовлетворительно ? ( Звонких согласных — 9 — Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Ы, различных -6, глухих согласных — 2 — Т, Т, различных — 1.) .
  3. Прочтите пословицу: « Уметь вовремя говорить, вовремя молчать. Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные. (Звонкие согласные обозначают буквы М, Ы, В, Р, З, Л в пословице.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных».

В русском языке есть звонкие и глухие согласные. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук глухой, а какой звонкий.

Для чего это?

Дело в том, что в русском языке не обязательно, чтобы буквы, обозначающие звонкие согласные, во всех случаях читались громко. Бывают также случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются громко. Правильное соотношение букв и звуков очень поможет в изучении правил написания слов.

Разберемся подробнее, что означают понятия глухота и звонкость. Образование звонких согласных происходит за счет шума и голоса: воздушная струя не только преодолевает препятствие в ротовой полости, но и вызывает вибрацию голосовых связок.

  • К звонким звукам относятся следующие звуки: б, в, д, д, ф, с, л, м, н, р, д.
  • Однако в фонетике звуки этого ряда выделяют и так называемые соноранты, которые по своим характеристикам максимально близки к гласным звукам: они могут быть пропевными, протяжными в речи. К таким звукам относятся т, р, л, н, м.

Глухие согласные произносятся без участия голоса, только с помощью шума, при этом голосовые связки расслаблены.

  • Эти буквы и звуки включают следующие: k, p, s, t, f, x, c, h, w, u. Для того чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, нужно выучить фразу: «Степка, капусту хочешь?» — «Фи!» Все согласные в нем глухие.

Пары звонких и глухих согласных

Звонкие и глухие звуки и буквы, их обозначающие, в русском языке противопоставлены и образуют пары:

  1. б-р,
  2. ш-ф,
  3. г-к,
  4. дт,
  5. с-ш,
  6. ф.

Если учесть, что согласные в этих парах тоже могут быть мягкими (кроме ж-ж), то всего будет 11 противопоставленных пар глухость-звонкость. Эти звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, в, ч, ю. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными

Каким образом буквы русского алфавита могут обозначать несколько звуков?

Произношение звука часто предопределено его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая звуковая позиция называется «слабой». Оглушение может возникать и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Звонкие согласные пишем, а произносим: род, но ка.

И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если за ним следует звонкий звук: молотьба, а мы произносим малад ба. Зная эту особенность русской фонетики, проверяем правописание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молоток — молотить, пруд-пруды, будка — будка. Подбираем проверочное слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный.

Чтобы вспомнить, что такое звук по своим характеристикам, необходимо связать звук в сознании с каким-либо предметом, событием или природным звуком. Например, звук ш подобен шелесту листьев, а звук дж подобен жужжанию пчел. Ассоциация поможет вам вовремя сориентироваться. Другой способ — создать фразу с определенным набором звуков.

Таким образом, знание соотношения между буквой и звуком чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучать и правильно воспринимать мелодию языка.

Видеоурок про звонкие и глухие согласные:

Тралик и Валик про звонкие и глухие согласные

Очередной видеоурок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные

В русском языке 21 согласная и 36 согласных. Согласные и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], д — [ж], д — [д], ж — [ж], д — [д], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], н — [н], р — [р], ы — [с], т — [т], ж — [ж], х — [ х], с — [с], ч — [ч], ш — [ш], и — [и].

Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Они бывают парными и непарными. Различных сочетаний согласных по парности-распарности твердых и мягких, глухих и звонких насчитывается 36: глухих — 16 (8 мягких и 8 твердых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твердых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные. Они делятся на парные и непарные. Парные твердые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания поясним «на пальцах». Если согласный в разных словах означает либо мягкий, либо твердый звук, то этот звук относится к парным. Например, в слове кошка буква к обозначает твердый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к] — [к’] образуют пару твердость-мягкость. Звуки для разных согласных нельзя отнести к паре, например [в] и [к’] не составляют пару по твердости-мягкости, а составляют пару [в] — [в’]. Если согласный всегда твердый или всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [г] всегда твердый. В русском языке нет слов, где было бы мягкое [ж’]. Так как пары [ш] — [ш’] нет, то она относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: мяч – тепло, кол – гол, дом – объем. Глухие согласные произносятся с почти закрытым ртом; при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют сходное звучание по произношению, но произносятся с разной тональностью — глухой или звонкий. Такие звуки объединяются попарно и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара глухих и звонких согласных.

  • парные согласные: б-р, в-ф, г-к, д-т, с-с, ф-ш.
  • непарных согласных: л, м, н, р, д, в, х, ч, ю.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные (16): [к], [к»], [р], [р»], [с], [с»], [т], [ т»], [ж], [ф»], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ж’];
  2. Шумные звонкие согласные (11): [б], [б’], [в], [в’], [ж], [г’], [д], [д’], [г], [с ], [ч’].

Шипящие согласные (4): [ж], [ч’], [ж], [щ’].

Парные и непарные согласные

Согласные (мягкие и твердые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. В приведенных выше таблицах показано разделение. Обобщим все схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных, нужно знать

Алексей Николаевич Толстой говорил, что в русском языке нет ничего осадочного или кристаллического; все волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка — заслуга составляющих его слов. Но прежде чем научиться ими пользоваться, нужно выучить буквы и звуки. О них пойдет речь в этой статье.

При изучении языка с ребенком нужно четко дать ему понять разницу между устной и письменной речью. Для этого важно дать ему понятие о том, что такое звук, а что такое буква.

Звуки — это то, что мы воспринимаем ушами. Наш мозг легко отделяет то, что связано с речью, от других звуков и интерпретирует их в образы. Мы можем записывать звуки речи буквами, составляя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отображать на бумаге то, что слышим на слух. Но, здесь для ребенка кроется очень большая трудность. Ведь количество звуков и букв, воспроизводящих их на бумаге, в разных словах может различаться как в одну, так и в другую сторону.

Сколько букв и звуков в русском языке и алфавите и их соотношение

ВАЖНО: Мы слышим звуки и можем производить их нашим речевым аппаратом. Мы можем видеть и писать буквы! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.

В слове типа «стул» букв соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л» не произносится. Буквы тоже не произносятся. «б» и «б». Они лишь немного меняют произношение слов, в которых они используются.

Есть еще такое «школьное» слово, как «Компас» . В котором вместо звука [И] произносится звук [С] .

В русском языке до сих пор много слов, которые произносятся не так, как пишутся буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать эту разницу.

Алфавит

Язык — главное изобретение человечества. При этом у каждого народа, создавшего свой язык, он отличается характерными для этого народа чертами. На определенном этапе развития сообщества, в котором используется тот или иной народ, возникает потребность в записи звуков речи, объединенных в слова и предложения. Так появилась письменность, а заодно и алфавит. То есть набор всех букв, употребляемых в письме, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка имеет 33 буквы и выглядит так:

Алфавит – это основа любого языка, которую необходимо знать каждому, кто его изучает. Можно ли научиться говорить, не зная алфавита? Конечно. Но, помимо умения излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это невозможно сделать без знания алфавита.

Сегодня у детей есть много разных пособий для изучения алфавита. Можно купить специальные флешки, магниты, небольшой букварь, который ребенок сможет брать с собой на прогулки или в поездки.

В наш компьютеризированный век электронные устройства также могут помочь вам выучить алфавит. Набирайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки, которые их учат. Вы можете подключить свою фантазию и использовать графические редакторы, менять шрифты и добавлять заливки. Создайте свой собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда обучение пойдет быстрее и эффективнее.

ИНТЕРЕСНО: Учителя придумали очень интересный и увлекательный способ изучения алфавита. Каждый новый день в вашей семье посвящайте одной из букв алфавита. Конечно, не следует забывать и об остальном. Испеките булочки в виде букв, слепите вместе с ребенком буквы из пластилина, нарисуйте их, соберите из счетных палочек. Обязательно расскажите о букве, которой посвящен день, и приведите примеры ее использования.

Гласные звуки и буквы

Знакомство ребенка с алфавитом — очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в овладении языком. Чтобы продолжить изучение ее элементарных единиц, нужно научиться делить их по признакам.

Те буквы, которые произносятся протяжно, называются гласными.

  • В русском языке 10 гласных «А», «Е», «Е», «И», «О», «У», «Ы», «Е», «Ю», «И»
  • 6 гласных [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Обычно гласные в школьной программе выделяют красным цветом.

Мы уже определили разницу между языком элементарных частиц.

Буквы И, Йо, Ю, Э — йотированный. Они означают один или два звука.

Из этой таблицы — опять же видно эту разницу:

ИНТЕРЕСНО: Кстати, о букве «Ё». Сегодня ошибочно считается, что его ввел в наш алфавит Карамзин. Но это не так. Это сделала директор Петербургской академии княгиня Екатерина Дашкова 18 ноября 1783 года на собрании по случаю создания первого в России толкового словаря. Она предложила заменить буквы «ИО» на одну «Йо».

Гласные ударные и безударные

  • Гласные ударные произносятся с большой силой и не изменяются.

Например, : sn e g, st ý л, ш а ф

  • безударный гласный звук произносится с небольшой силой и претерпевает изменения.

Например : к О рзина (слышна вместо О , звук А ), м Е два д (В первой безударной гласной вместо Е , слышится И ), пл Е чо (гласная И слышится вместо Е ).

ВАЖНО : Ударение не ставится в словах с одним слогом и в словах с буквой Йо .

Гласные Йотированные буквы И, Ю, Е, Ё делают согласный звук перед собой мягким и образуют один звук: е → [э] или [и], ё → [о], ю → [у], я → [а].

Например:

  • В начале слова: ёж [ёжик]
  • В середине слова: приют [уют]
  • В конце слова: пушка [румяна йо]

Твердые и мягкие гласные непосредственно влияют на согласные. Например, согласная «Р» может быть как твердой (в слове «пакет» ), так и мягкой (в слове «печенька» ).

Согласные и буквы

Согласные называются так из-за включения в их состав согласных. В русском языке 36 согласных:

Мягкие звуки обозначаются апострофом.
И 21 согласная:

Согласные и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные, могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река» , бук «Р» мягкий, а «Рука» — твердый. В целом на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, расположение звука в слове. Смягчить звуки iot гласных ( «E» , «Yo» , «YU» и «I» ) и дифтонги, идущие после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буквы «И» , а ее антипод «Ы» , наоборот, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

  • «Лен» и «лень»

Мягкий знак может смягчить звук, даже если он находится внутри слова:

  • «Коньки»

Глухие и звонкие согласные в русском языке: таблица

Согласные бывают звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в звукообразовании. Тогда как в образовании глухого звука голос практически не играет своей творческой роли.

Звонкие согласные образуются при прохождении воздушной струи через ротовую полость и вибрации голосовых связок. Это приводит к согласным, таким как:

Чтобы было легче запоминать глухие согласные, запомните выражение: СТЕПКА ХОЧЕШЬ КУСОК? — ФИ!

Если удалить из этого выражения все гласные, останутся только глухие согласные.

Парные и непарные твердые и мягкие согласные: таблица

По твердости-мягкости большинство звуков образует пары:

Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица

В русском языке принято различать пары глухих- звонкие согласные:

Остальные согласные непарные:

Иногда наблюдается «вынужденная» глухота или звонкость согласного звука. Это связано с положением звука в слове. Типичным примером такого вынужденного состояния являются слова: пруд [удочка] и будка .

Сонорант — звонкие непарные согласные. Их всего 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

Шумные согласные — есть звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные (16): [к], [к’], [р], [н’], [с], [с’], [т], [т’], [ф ], [ф’], [х], [х’], [в], [ч’], [ш], [ш’];
  2. Шумные звонкие согласные (11): [б], [б’], [в], [в’], [д], [г’], [э], [э’], [г], [ч], [ч’].

Сводная таблица употребительных мягких и твердых букв и звуков в русском языке:

Шипящие согласные

Согласные «И» , «Ш» , «Н» 0448 и «Щ» называются шипящими. Эти буквы привносят изюминку в наш язык. В то же время они делают это очень сложно. При изучении этих букв ребенок должен знать правила:

  • «ЖИ» «ШИ» писать с помощью «И»
  • «ЧА» «ША» с литерой «А»
  • «ЧУ» «ШУ» с литерой «У»

Буквы «И» и «Ч» звонкие, а два других ( «Ш» и «Щ» ) глухие. Важной особенностью этих звуков является то, что их невозможно произнести из, не открывая рта. Сравните их произношение с произношением «М» или «Н» . Для произнесения шипящих согласных между губами должна быть щель, через которую будет выходить воздух, создавая этим звукам акустическое сопровождение.

Буква «и краткий» обозначает согласный звук й

Буква «Ы» или «И короткая» встречается практически во всех славянских алфавитах, а также в тех неславянских алфавитах, где используется кириллица. В русском алфавите эта буква занимает 11 место. Оно было образовано от гласной «И» и звонкой согласной J .

Интересно, что в 18 веке, когда был введен гражданский шрифт (в отличие от церковного), из него исчезли все надстрочные знаки. И буква «Y» отсутствует важная деталь. В то же время звук, который обозначался этой буквой, от таких реформ «не пострадал». Вернуть «Ы» в письмо удалось при Петре I. Но, в то же время, в алфавит не вернули. Это было сделано только в 20 веке.

Сегодня все больше филологов относят звук «Ы» к сонорным согласным. То есть к таким звукам, которые расположены между гласными и согласными, но все же относятся к согласным. Кроме того, он всегда считается мягким.

Какие буквы имеют несколько звуков?

Лента букв и звуков для начальной школы

Очень хорошо помогает в изучении русского языка в различных пособиях. Одним из таких пособий является «Лето писем» . Он помогает понять разницу между буквами, быстрее развить навыки чтения у детей и облегчить фонетический разбор слова.

Даже на первый взгляд «Лента писем» несет минимум информации, это далеко не так. Пособие можно использовать не только в школе, но и дома. С помощью этого инструмента родители могут самостоятельно обучать своего ребенка грамоте.

Все согласные в русском языке делятся по нескольким признакам, в том числе по принципу звонких-глухих. Эта произносительная характеристика влияет на то, используется ли голос при произнесении звука или нет. Изучение этой темы очень важно для понимания основных принципов фонетического строя, ведь глухие согласные составляют очень важную его часть.

Что такое глухой согласный

Глухие согласные образуются только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслаблены, гортань не вибрирует.

Парные и непарные глухие согласные

Большинство звуков, попадающих в эту категорию, имеют звонкие пары. Что это за звуки можно узнать из таблицы «Глухие согласные звуки в русском языке».

Таким образом, в русском языке 11 глухих согласных, имеющих звонкие пары. Но есть и непарные — это такие звуки, как [х], [х’], [ч’] и [щ’].

Они не могут стать озвученными, вне зависимости от положения.

Запомнить все глухие согласные, которые есть в русском языке, помогает специальная мнемоническая фраза: «Степка, капусту хочешь? — Тьфу!». Но не поможет запомнить их сопряжение по твердости-мягкости, так как глухие согласные, имеющие пару, представлены в нем только в одной разновидности — либо твердые, либо мягкие.

Consonant Stunning Rule

В русском языке встречаются случаи, когда звонкий согласный пишется на письме, а в речи превращается в глухой согласный. Так бывает, например, когда в самом конце слова появляется звонкая буква, как в слове гриб, транскрипция которого будет похожа на [грипп].

Из-за того, что звонкие согласные оглушаются на конце, часто трудно воспроизвести такие слова на письме. Однако есть простой способ проверить, какую букву использовать: нужно изменить слово так, чтобы согласная стояла перед гласной, например, Mushroom — гриб. Тогда сразу станет понятно, что нужно писать. То же самое относится и к случаям, когда на конце стоит глухой согласный, а на письме он звонкий «по общему правилу». Проверить, какая буква пишется, можно так же: плачь — плачь, много — много.

Звонкие согласные, расположенные на позициях в начале и в середине слова, также могут быть оглушены, если за ними следует глухой согласный. Это легко понять на примере: будка [бутка].

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *