Стадии психического развития: Стадии психосексуального развития ребенка. Оральная стадия — 14 ноября 2002

Содержание

Стадии психосексуального развития ребенка. Оральная стадия — 14 ноября 2002

Все новости

В Екатеринбурге вспыхнула майнинговая ферма, оборудованная в гараже. Огонь перекинулся на машины

«Болтаться по Плотинкам — это не учеба»: Куйвашев ответил на возмущения студентов УрФУ о новых общагах

В лобовой аварии на ЕКАД погибли два человека: жуткие фото с места ДТП

В Кремле высказались о вероятности диверсии на Запорожской АЭС: новости СВО из 5 июля

Вспышка менингококка у сотрудников «Озона»: может ли прийти заразная посылка?

На Урале проверят детский центр, где шайка подростков издевалась над ребенком

«Склад продолжает работать»: в Ozon рассказали, кто стал разносчиком менингита

«Спи спокойно, зайчик»: как сотни екатеринбуржцев простились с мальчиком Далером, умершим в семье опекунши

В Екатеринбурге — вспышка менингококка. Инфекционисты называют эту болезнь молниеносной

Возле «Екатеринбург-Экспо» построят предприятия по производству беспилотников и микроэлектроники

«Называли его папой»: в Екатеринбурге простились с легендарным преподавателем УрФУ

«Не прошел полиграф». Муж пропавшей восемнадцатилетней мамы раскрыл результаты проверки на детекторе лжи

«Загорать можно только стоя». Екатеринбуржец показал толпы отдыхающих на пляжах Анапы

11 человек в Забайкалье заразились паразитами из вяленой медвежатины. Стоит ли рисковать и пробовать дичь?

Житель Ирбита сделал замечание девушке-полицейскому из-за тонировки. После этого его побили

Миллиардеры — в очередь: 8 женских имен, которые притягивают успешных мужчин. Может быть, среди них есть и ваше

Собака Астра пять лет провела в темном подвале. Ее спасли из заточения и впервые вывели на улицу — видео

Свердловские спасатели выпустили экстренное предупреждение о дождях с градом и очень-очень сильном ветре

Может умереть в любой момент: история 18-летней Виты, которую спасет только новое сердце

Вся Россия в Анапе: туристы делятся видео с забитых пляжей

Рубль летит в тартарары. Уральские экономисты объяснили новый скачок курса доллара и евро

А снос будет? У исторического здания в центре Екатеринбурга развернется масштабная стройка

В Екатеринбурге парень сделал предложение девушке на защите диссертации и чуть не упал в обморок. Видео

«Нештатная ситуация»: в Екатеринбурге экстренно эвакуировали посетителей зоопарка

«Не согласны и покидаем свои посты»: сотрудники уральского музея решили массово уволиться

«Не знаю, кем я еще могла вырасти»: вся история Полины Дворкиной, которая убила отца и напала на детский сад. Суд вынес ей приговор

«Заметили синяки и ожоги». Прокуратура заподозрила в халатности медиков, осматривавших Далера

В Мичуринском до зимы закроют одну из главных улиц: карта

«Это будет уже другая история». Спустя 10 лет сериал «Счастливы вместе» вернется на экраны

«Солнечный ожог — запредельная доза облучения»: онколог объяснил, как загар может спровоцировать рак

Не работает три дня подряд: хакеры взломали сайт и приложение РЖД

Спасайся кто может: Екатеринбургу пообещали 39 градусов жары. Главный синоптик рассказала, возможно ли это

Селитра, борная кислота и нашатырь: как подкормить овощи копеечными средствами и получить урожай

«Мотив» собирался засудить шведскую компанию. Что из этого вышло

Ушли на фронт и уехали из страны. В Свердловской области зафиксировали острый дефицит кадров

«Услышал звук удара и крики». В Екатеринбурге мужчина выпал с шестого этажа и выжил

Золотая земляника! На стихийных рынках Екатеринбурга резко взлетели цены на лесные ягоды

В Верхней Пышме директора завода расстреляли прямо в его кабинете

В Екатеринбурге ждут Собянина. Рассказываем, зачем приедет мэр Москвы

Все новости

В современной психологии существует множество подходов к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Подход, который рассматриваю сегодня я, называется психоаналитическим. Почему именно он? Дело в том, что психоанализ является своего рода ’колыбелью’ многих психологических учений. Последователями Фрейда были такие известные ученые, как Адлер, Юнг, и многие другие. Каждый из них привнес в науку что-то свое, но все они начинали свою деятельность именно с психоанализа и на сегодняшний день это одна из самых зарекомендовавших себя и проверенных теорий.

Начнем с того, что наше поведение в значительной степени не осознается нами. По большей части это тот опыт, который мы получили в раннем детстве или даже младенчестве, реагируя на какие-то раздражители или стрессовые ситуации. Этот опыт был включен в систему наших ответных реакций и мы продолжаем пользоваться им всю свою жизнь. И если учитывать, что первый опыт имеет наиболее сильную эмоциональную окраску, становится понятно, почему именно это чувство продолжает руководить нами в критические моменты нашей жизни.

Каким образом происходит закладка таких типов реагирования? Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.

  • Оральная (0 — 18 мес.)
  • Анальная (18 мес. — 3 года)
  • Фаллическая (3 года — 6 лет)
  • Латентная (6 — 12 лет)
  • Генитальная (период полового созревания)

Сегодня мы поговорим об оральной стадии психосексуального развития.

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама. Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  1. Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
  2. Сверхзаботливость — ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями.

В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде ’остаточного’ поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности.

Основными его чертами является: ожидает от окружающего мира ’материнского’ отношения к себе, постоянно требует одобрения, чрезмерно зависим и доверчив, испытывает потребность в поддержке и принятии, жизненная пассивность. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

В следующий раз мы продолжим рассмотрение психосексуальных стадий, предложенных З.Фрейдом, и перейдем к анальной стадии.

По теме

  • 14 ноября 2002, 16:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Генитальная стадия
  • 14 ноября 2002, 15:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Латентная стадия
  • 14 ноября 2002, 14:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры
  • 14 ноября 2002, 13:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Анальная стадия

Татьяна Андреева

Практикующий психолог

ПсихологияРазвитие детейФрейд

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Гость

Войти

Как помочь ребенку гармонично пройти все этапы психического развития?

Главная

База знаний

5 этапов психического развития ребенка

  • Младенчество
  • Ранний возраст
  • Дошкольный возраст
  • Младший школьный возраст
  • Подростковый возраст

Психическое развитие детей — сложный многоступенчатый процесс. Каждый ребенок имеет свои уникальные особенности, но в процессе развития проходит одни и те же этапы становления психики. Зная их нюансы, можно помочь малышу сформировать крепкую здоровую психику, которая является базой для формирования целостной личности.

Младенчество

Период от рождения до года, когда малыш только начинает знакомство с окружающим миром, называется младенчеством. Этот этап характеризуется началом формирования речи, предметным общением с окружающими. Младенец еще не в состоянии принимать правила, отличать плохое поведение от хорошего.

Уделите внимание чувственному развитию ребенка. Полезны игры с разноразмерными игрушками, знакомство с разными фактурами. На этом этапе нужно начинать развивать крупную и мелкую моторику. Родительская забота и любовь — главное, что нужно малышу.

Ранний возраст

До трех лет длится период раннего детства, когда ребенок начинает активно исследовать окружающий мир. Он развивает сенсорные навыки, через подражание взрослым усваивает социальные модели, пытается осознать сущность вещей. Происходит скачок в речевом развитии ребенка. Именно сейчас начинается осознание детьми собственного Я, формирование самооценки, а также сепарация от родителей.

Позвольте малышу проявлять самостоятельность, не стремитесь все сделать за него. В этот период стоит записать ребенка в центр раннего развития.

Дошкольный возраст

До семи лет длится дошкольный период, основной деятельностью которого становится сюжетно-ролевая игра. У ребенка еще слабо развит эмоциональный интеллект. Дошкольник только учится взаимодействовать с окружающими, возникают первые товарищеские отношения, первые конфликты и разногласия, которые малыш учится разрешать мирным путем.

Для развития детей дошкольного возраста необходимы свободная игра и свободное творчество. А еще полезно отдать ребенка в центр подготовки к школе — тогда адаптация в школе пройдет максимально плавно.

Младший школьный возраст

На этом этапе начинается активная стимуляция интеллектуально-познавательной функции. Первоклассник учится строить логические и причинно-следственные связи, увязывает события со своими действиями и психоэмоциональным состоянием. Главной деятельностью в этот период становится учеба. У ребенка появляются первые обязанности перед обществом, формируется личная ответственность.

Период младшего школьного возраста начинается с важного события — перехода из детского сада в школу. В это время важно поддерживать ребенка, избегать критики и давать достаточно времени на отдых. В некоторых случаях полезно записать школьника на консультацию к психологу или арт-терапию для детей.

Подростковый возраст

С 11 до 16 лет идет подростковый период. Ребенок ищет себя в мире. В этот период он эмоционально не защищен, его психика не устойчива, и его качает между двумя крайностями — желанием поскорее повзрослеть и страхом взрослой жизни.

Дайте ребенку почувствовать свою любовь и уважение. Учитесь договариваться, искать компромиссы, а конфликты решать мирным путем, без споров и жестких запретов. А еще в подростковом возрасте у ребенка возникают устойчивые интересы — важно отследить их и помочь подростку профессионально расти в выбранном направлении.

Некоторые психологи выделяют еще и завершающий этап формирования психики — юношество с 16 до 18 лет (или с 17 до 22 лет). В этот период активно формируется морально-нравственная база, у человека появляется стремление к саморефлексии и самопознанию.

Продюсерский центр в Москве «Имена Продакшн» приглашает ваших детей на развивающие занятия с психологом и детскую арт-терапию, которые помогут гармонизировать психическое развитие детей разного возраста.

Психология детей Детский психолог Все теги

 Предыдущая статья

7 советов по дошкольному развитию ребенка

Дошкольное развитие ребенка должно быть комплексным и всесторонним. Важно понимать, что одних занятий с логопедом для детей или посещения курсов рисования для детей мало, ребенку нужна физическая, психическая и морально-нравственная база, которая поможет ему в первом классе и в будущей жизни.

Следующая статья 

Что включает в себя комплексное развитие ребенка?

Для того, чтобы дать ребенку комплексное развитие, ему нужна музыка, занятия вокалом и хореографией для детей и другими видами творчества, а также социальное развитие, физическое развитие ребенка, психическое развитие и т.д.

Наши дисциплины

Детская театральная студия

Вокал

Хореография для детей

Актерское мастерство

Сценическая речь

История России для детей

Искусствоведение для детей

Развивающие занятия с психологом

Подготовка к школе

Раннее развитие

Английский язык

Логопед

Воскресная школа

Катехизис для взрослых

Психолог

Бизнес-школа

Комплексное развитие

ТРИЗ

Академия юмора

Рисование

Другие статьи

Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками?

Подробнее

5 упражнений для развития критического мышления у детей

Подробнее

Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей

Подробнее

Театральная студия — пространство для становления личности

Подробнее

4 «мягкие» техники для общения с детьми

Подробнее

Наверх

4 стадии когнитивного развития и теория

Испытывали ли вы когда-нибудь следующее?

Вы пытаетесь что-то объяснить ребенку, и хотя вам это кажется таким очевидным, ребенок просто не понимает.

Они повторяют одну и ту же ошибку снова и снова, и вы все больше разочаровываетесь.

Ну, знаешь что?

  • Ребенок не капризничает.
  • Они тоже не дураки.
  • Но и в их непонимании нет твоей вины.

Их когнитивное развитие ограничивает их способность понимать определенные понятия. В частности, они не способны прямо сейчас понять то, что вы пытаетесь объяснить.

В этом посте мы узнаем больше о Жане Пиаже, известном психологе, чьи идеи о когнитивном развитии детей оказали огромное влияние. В этом посте мы расскажем довольно много, поэтому убедитесь, что у вас есть чашка кофе и вы сидите в удобном месте.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Кем был Жан Пиаже в психологии?
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • 1. Сенсомоторная стадия
  • 2. Предоперационная стадия
  • 3. Бетонная операционная стадия
  • 4. Формальная операционная стадия
  • Теория Пиаже против
  • Эриксона
  • 5 важных концепций в работе Piaget
  • Приложения в сфере образования (+3 классные игры)
  • Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Кем был Жан Пиаже в психологии?

Жан Пиаже был швейцарским психологом, внесшим большой вклад в понимание когнитивного развития детей (Papalia & Feldman, 2011; Waite-Stupiansky, 2017).

Он родился в 1896 году и по образованию был биологом и философом. Хотя он хорошо известен своей работой психолога, он также публиковал исследования о воробьях и моллюсках (Burman, 2012; Papalia & Feldman, 2011; Waite-Stupiansky, 2017).

Вклад Пиаже в психологию состоял главным образом из его наблюдений за когнитивным развитием детей (Papalia & Feldman, 2011). В начале своей карьеры Пиаже прошел тесты IQ, которые Альфред Бине проводил для детей.

Пиаже заметил, что дети определенного возраста склонны давать одни и те же неправильные ответы. На основе этих наблюдений и последующих бесед с детьми об этих ошибках он разработал теорию развития когнитивных процессов у детей (Waite-Stupiansky, 2017).

Одним из наиболее важных следствий его работы является то, что дети не рождаются с такими же когнитивными процессами, как взрослые (Papalia & Feldman, 2011). Вместо этого когнитивные процессы у детей:

  • развиваются со временем,
  • развиваются в ответ на окружающую среду, а
  • обновляются с учетом новой информации.

Пиаже оказал влияние на психологию и другими способами. Например, он делал акцент на других методах проведения исследований, таких как клинический метод (Papalia & Feldman, 2011; Waite-Stupiansky, 2017). Он опирался на следующие методы исследования:

  1. Натуралистическое наблюдение за игрой и разговором между детьми (в том числе за его собственным)
  2. Опрос детей

Кроме того, он был первым психологом, изучавшим «теорию психики» у детей (Papalia & Feldman, 2011). Теория разума — это понимание или базовое ощущение того, что у каждого из нас есть собственное сознание и мысли.

Теория когнитивного развития Пиаже

Пиаже утверждал, что когнитивное развитие детей происходит поэтапно (Papalia & Feldman, 2011).

В частности, он утверждал, что по мере того, как детское мышление развивается от одной стадии к другой, их поведение также меняется, отражая эти когнитивные процессы.

Этапы его теории следуют определенному порядку, и каждый последующий этап происходит только после предыдущего.

Эти стадии:

  • Сенсомоторная стадия (0–2 года)
  • Предоперационный этап (2–7 лет)
  • Бетонная рабочая площадка (7–11 лет)
  • Стадия формальной эксплуатации (от 11 лет до совершеннолетия)

1. Сенсомоторная стадия

Сенсомоторная стадия — это первая фаза когнитивного развития детей. На этом этапе дети в основном узнают об окружающей среде через свои чувства и двигательную активность.

Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий, на которых поведение детей переходит от рефлекторного к более абстрактному. Кратко описывается каждый подэтап.

1. Использование рефлексов (0–2 месяца)

На этом этапе дети обычно используют свои рефлексы. Они не могут свести информацию от своих органов чувств в единое целостное понятие.

2. Первичные циркулярные реакции (1–4 месяца)

У детей начинается консолидация информации от разных органов чувств. Они начинают заниматься поведением, которое удовлетворяет ощущения их тела или их потребности. Например, они повторяют приятное поведение и адаптируют свое поведение, чтобы питаться с разных объектов. Они поворачиваются, чтобы реагировать на звуки и образы в окружающей их среде.

3. Вторичные циркулярные реакции (4–8 месяцев)

Поведение детей становится более преднамеренным, а типы поведения, которые они повторяют, расширяются, включая те, которые приводят к интересным реакциям вне их тела. Например, они могут нажимать кнопки на игрушке. Дети также начинают больше интересоваться окружающей их средой. Они повторяют поведение, которое вызывает интересные реакции.

4. Координация вторичных программ (8–12 месяцев)

На этом этапе поведение детей становится более целенаправленным, и они могут комбинировать различные виды поведения для достижения целей.

5. Третичные круговые реакции (12–18 месяцев)

Вместо того, чтобы выполнять одни и те же действия, дети пробуют новые модели поведения и действия для достижения других результатов. Такое поведение не является спонтанным или случайным, а является целенаправленным. В отличие от первичных и вторичных реакций, дети могут комбинировать более сложные виды поведения и даже выполнять одно и то же поведение, но не то же самое, чтобы получить желаемый результат.

6. Ментальные комбинации (18–24 месяца)

Дети начинают полагаться на ментальные абстракции при решении задач, используют жесты и слова для общения и могут притворяться. Вместо того, чтобы полагаться на многочисленные попытки решения задач/головоломок, дети могут обдумывать и тщательно выбирать свои действия.

2. Предоперационная стадия

В конце сенсомоторной стадии дети начинают использовать мысленные абстракции.

В возрасте двух лет дети вступают в предоперационную стадию, когда их способность использовать мысленные представления, а не физический вид предметов или людей, значительно улучшается.

Примеры абстрактных представлений включают участие в ролевых играх и разговоры о событиях, которые произошли в прошлом, или о людях, которых в данный момент нет в комнате.

На этом этапе происходят и другие интересные познавательные достижения. Например, дети понимают причинность. Дети также понимают идентичность, когда предметы и люди остаются прежними, даже если они выглядят по-разному. Например, в какой-то момент на этом этапе опекун, переодетый Санта-Клаусом, может быть не таким убедительным.

На этом этапе дети также узнают больше о категоризации. Они могут классифицировать предметы на основе сходства или различия. Они также начинают понимать числа и количество (например, такие понятия, как «больше» или «больше»).

Хотя абстрактное мышление развивается быстро на дооперациональной стадии, другие когнитивные процессы развиваются медленнее.

Например:

  • Дети склонны принимать во внимание собственную точку зрения и точку зрения.
  • Дети не понимают, что две вещи могут быть одинаковыми, даже если они кажутся разными (подробнее об этом в следующем разделе, посвященном сохранению).
  • Дети с трудом принимают чужую точку зрения.

Скачать 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

3. Стадия конкретной эксплуатации

Следующая фаза — стадия конкретной эксплуатации, которая начинается примерно в возрасте семи лет. На этом этапе дети более способны решать проблемы, потому что они могут учитывать многочисленные результаты и точки зрения. На этом этапе лучше развиты все их когнитивные способности.

  • Способности к категоризации улучшаются, так что дети могут упорядочивать элементы по измерению, понимать, что категории имеют подкатегории, и связывать два объекта друг с другом через третий объект.
  • Их вычислительные способности значительно улучшились, и они могут выполнять более сложные математические операции.
  • Их пространственные способности лучше. Они лучше оценивают время и расстояние. Они могут читать карты и описывать, как перемещаться из одного места в другое.

Консервация

На этом этапе дети лучше понимают концепцию консервации и, как следствие, лучше решают проблемы консервации. Сохранение относится к идее, что вещи могут быть одинаковыми, даже если они выглядят по-разному.

Примером может служить чашка воды, налитая в два стакана. Один стакан высокий и тонкий, а другой короткий и широкий. Признание того, что оба стакана содержат одинаковое количество воды, показывает понимание сохранения.

Дети на дооперационном этапе борются с проблемами сохранения. Например, им сложно решать задачи, в которых сохраняется следующее, даже если оно кажется другим:

  • Количество предметов (например, два набора из 10 предметов, расположенных по-разному)
  • Объем жидкости (например, одинаковый объем жидкости в двух стаканах разной формы)

Дети борются с сохранением, потому что они могут сосредоточиться только на одном измерении за раз; это известно как центрирование. Например, при объеме жидкости они могут учитывать только форму стакана, но не форму стакана и объем воды.

Они тоже пока не понимают обратимости. Необратимость относится к неспособности ребенка обратить вспять этапы действия в своем уме, возвращая объект в его предыдущее состояние. Например, выливание воды из стакана обратно в первоначальную чашку показало бы объем воды, но дети на предоперационной стадии не могут этого понять.

Напротив, дети на этапе конкретной операции могут решать проблемы сохранения. Это связано с тем, что у детей теперь есть следующие когнитивные способности:

  • Они понимают обратимость (т. е. предметы можно вернуть в исходное состояние).
  • Они могут децентрироваться (т. е. концентрироваться на нескольких измерениях предметов, а не только на одном).
  • Они лучше понимают идентичность (то есть предмет остается прежним, даже если он выглядит по-другому).

4. Формальная операционная стадия

В возрасте 11 лет дети вступают в формальную операционную стадию.

Абстрактное мышление характеризует эту стадию. Дети могут думать об абстрактных понятиях и не ограничены текущим временем, человеком или ситуацией.

Они могут думать о гипотетических ситуациях и различных возможностях, таких как ситуации, которые еще не существуют, могут никогда не существовать или могут быть нереальными и фантастическими.

На этом этапе дети способны к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, что позволяет им проверять гипотезы и делать выводы из результатов. В отличие от детей младшего возраста, которые бессистемно подходят к решению задач, дети на стадии формальной работы могут применять свои навыки рассуждения для систематического и логического решения более сложных задач.

Теория Пиаже и теория Эриксона

Теория когнитивного развития Пиаже — одна из нескольких теорий развития детей. Другие противоположные теории включают социокультурную теорию Выготского, психоаналитическую теорию Фрейда и, что важно для этой статьи, психосоциальную теорию развития Эриксона.

Различия

В отличие от Пиаже, который сосредоточился на когнитивном развитии, Эриксон уделял особое внимание развитию здорового эго (Papalia & Feldman, 2011). Здоровое эго развивается, когда люди решают определенные личностные проблемы в определенные периоды своей жизни.

В частности, каждая стадия развития характеризуется двумя конфликтующими личностными чертами, одной положительной и одной отрицательной. Успешное разрешение происходит, когда положительная черта подчеркивается больше, чем другая, что приводит к развитию добродетели, которая способствует здоровому разрешению последующих стадий.

Например, в возрасте от 12 до 18 месяцев дети испытывают два чувства: доверие и недоверие. Если они разрешат этот кризис, уравновешивая здоровый уровень доверия недоверием, тогда они разовьют добродетель «надежды».0003

Всего Эриксон предложил восемь личностных кризисов, пять из которых возникают в возрасте до 18 лет:

  • Базовое доверие против недоверия (0–12/18 месяцев)
  • Автономия против стыда и сомнений (12/18 месяцев – 3 года)
  • Инициатива против чувства вины (3–6 лет)
  • Трудолюбие против неполноценности (6 лет — период полового созревания)
  • Идентичность в сравнении со спутанностью идентичности (пубертатный период – юность)

Не все стадии развития в теории Эриксона соответствуют когнитивным стадиям, предложенным Пиаже. Например, предоперационные стадии Пиаже пересекаются со второй и третьей стадиями теории Эриксона.

Сходства

Как и Пиаже, Эриксон также подчеркивал, что развитие детей происходит посредством взаимодействия с внешней средой, но этапы Эриксона больше сосредоточены на социальных влияниях. И Пиаже, и Эриксон подчеркивали, что дети являются активными участниками своего мира и что развитие происходит поэтапно.

5 Важные концепции в работе Пиаже

Несколько концепций являются ключевыми для теории когнитивного развития Пиаже.

Схемы и конструктивизм

Пиаже утверждал, что дети узнают о мире, взаимодействуя с ним. Это представление о получении знаний о мире известно как конструктивизм (Waite-Stupiansky, 2017).

В ходе взаимодействия дети создают схемы или когнитивные модели того, как устроен мир (Waite-Stupiansky, 2017). Эти схемы возникают благодаря организации, то есть формированию категорий, объединению элементов на основе общих характеристик.

По Пиаже схемы могут быть затем повторены и протестированы. Например, у младенца есть схема о погремушке: тряси ею, и она издает звук.

Важно отметить, что схемы не статичны, их можно улучшать и обновлять с помощью новой информации. Когда дети узнают новую информацию, они не игнорируют свои предыдущие схемы; вместо этого они опираются на них. В результате когнитивное развитие детей происходит поэтапно, поскольку схемы постоянно обновляются новой информацией.

Адаптация

Адаптация описывает, как дети обновляют свои текущие когнитивные организации и схемы с помощью новой информации. Адаптация происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.

Ассимиляция

Ассимиляция описывает, как дети включают новую информацию в существующие схемы. Например, ребенок называет собак «гав». Когда он впервые видит кошку, он тоже называет кошку «гав».

Адаптация

Адаптация описывает, как дети адаптируют свои когнитивные структуры к новой информации в мире. Продолжая предыдущий пример, ребенок понимает, что собаки и кошки разные. Ребенок обновляет свою когнитивную схему мира и теперь называет кошек «кошками», а собак «гавками».

Равновесие

Биологический опыт Пиаже повлиял на некоторые его работы, в частности на концепцию «равновесия», которая напоминает гомеостаз (Waite-Stupiansky, 2017). Он утверждал, что познавательные процессы детей направлены на равновесие. Когда дети узнают новую информацию, которая противоречит их текущим схемам, они находятся в нежелательном состоянии неуравновешенности.

Для достижения равновесия дети адаптируют свои мыслительные инструкции посредством:

  1. Усваивания новой информации
  2. Приспособление к новой информации путем обновления своих когнитивных схем

Достигнув равновесия, дети узнают новую информацию.

Теория когнитивного развития Пиаже

Применение в образовании (+3 классные игры)

Одной из предпосылок конструктивизма является то, что знания о мире приобретаются и осмысливаются посредством активного участия. Другими словами, дети не являются пассивными получателями знаний. Это не пустые сосуды, ожидающие наполнения знаниями. Вместо этого детские знания генерируются, когда они взаимодействуют с миром (Yilmaz, 2008).

Некоторые последствия этой концепции для образования заключаются в том, что нельзя ожидать, что дети будут «просто сидеть и учиться», и что методы обучения, подчеркивающие пассивное обучение, не приветствуются.

Примером пассивного обучения является чтение текста без вовлечения в него, обсуждения или попытки связать его с реальной жизнью. Вместо этого обучение, основанное на теориях Пиаже, подчеркивает, что дети учатся, взаимодействуя. Вот несколько примеров:

  • Физическое взаимодействие (например, наблюдение и прикосновение к насекомым при изучении их)
  • Вербальное взаимодействие (например, разговор о том, как новый учебный материал связан с повседневным опытом)
  • Абстрактное взаимодействие (например, обдумывание новых идей, борьба с трудными или сложными темами, имитация или разыгрывание концепций/идей/людей)

Теория игры

Пиаже (1951) утверждал, что игра жизненно важна для обучения детей. Игра — пример ассимиляции, а подражание — пример приспособления.

Он утверждал, что есть три типа игр, в которые дети могут играть в зависимости от их когнитивного развития:

  1. Тренировочные игры
  2. Символические игры
  3. Игры с правилами

Тренировочные игры включают в себя повторение определенного набора действий для чистого удовольствия. Хотя это может показаться не таким уж большим, эти тренировочные игры очень важны для когнитивного развития.

Символические игры включают воображаемые сценарии и персонажей и появляются на предоперационной стадии.

Игры, основанные на правилах, появляются позже, на этапе конкретной операции. Помимо абстрактных элементов, эти игры также включают в себя правила и последствия их нарушения.

Классные игры

Очень важно адаптировать классные игры к общему этапу развития детей.

Для очень маленьких детей на сенсомоторной стадии лучше всего подходят классные игры, основанные на повторении и интересных результатах. В этих играх ребенок неоднократно демонстрирует новый навык или поведение, которым он научился, закрепляя это поведение. Примеры включают разбрызгивание воды, пинок листьев, встряхивание погремушки или игрушек и игру на музыкальных инструментах.

Для детей на предоперационном этапе игры в классе, включающие подражание, являются полезным способом обучения новым понятиям. Например, дети могут узнавать о животных, притворяясь разными животными (например, «рычать, как лев», «прыгать, как лягушка»).

Дети также могут научиться социальным навыкам и социальному взаимодействию, разыгрывая определенные социальные ситуации, например, притворяясь продавцом. Также используются символические игры, когда дети представляют один предмет чем-то другим; например, притворяясь, что палка — это световой меч.

Игры, основанные на правилах, больше подходят для детей старшего возраста. Эти игры могут обучать таким понятиям, как теория разума, потому что они способствуют децентрализации (DeVries & Kamii, 1975).

Например, в «Саймон говорит» дети учатся наблюдать за учителем и знают, что если они не будут следовать за учителем, то вылетят. Как правило, маленькие дети не понимают игр, основанных на правилах, и плохо умеют считать или считать.

Вот почему, например, очень маленькие дети не понимают, что в «Музыкальных стульях» есть штраф за одного ребенка (DeVries & Kamii, 19 лет).75). Маленьким детям понравится игра, если пенальти убрать, а стулья останутся прежними.

Другие способы, с помощью которых игры могут способствовать обучению, — это предоставление детям возможности придумывать правила (DeVries & Kamii, 1975). Новые игрушки, связанные с понятиями, которые они изучают, должны быть доступны, когда дети участвуют в неструктурированной игре без помощи учителя.

Чтобы узнать больше об этом, рекомендуем прочитать нашу статью «Как способствовать когнитивному развитию: 23 занятия и игры».

Релевантные ресурсы PositivePsychology.com

На PositivePsychology. com вы найдете множество упражнений, заданий и занятий, которые можно использовать в классе. Мы выделили эти два в качестве примеров.

Инструмент «Хорошие вещи» полезен для обучения детей состраданию. Детям предлагается вспомнить что-то «хорошее». Это может быть что-то хорошее, что с ними произошло, или что-то хорошее, что они сделали. Детям также рекомендуется делиться этими милыми вещами друг с другом и с классом.

Поскольку эта задача требует от детей мысленных/абстрактных представлений о других людях и вещах, она более применима для детей на предоперационной и конкретной операционной стадиях.

В игре «Перемешать» дети учатся разрешать конфликты. В этой игре игровая зона отмечена набором предметов. Каждый ребенок начинает с одного предмета, а дополнительный игрок находится в середине. В начале игры дети должны перейти к другому предмету.

Однако, если двое детей одновременно достигают одного и того же предмета, они разрешают это, играя в «Камень-ножницы-бумага». Поскольку это игра, основанная на правилах, она лучше всего подходит для детей, находящихся на этапе конкретных действий; младшие дети не поймут последствий потери игры «Камень-ножницы-бумага».

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта коллекция подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Сообщение для запоминания

Зная, что обучение и понимание детей ограничены их когнитивным развитием, что вы можете сделать в следующий раз, когда будете что-то объяснять?

  1. Используйте простые, соответствующие возрасту примеры.
  2. Объясняйте понятия просто, учитывая ограничения каждой когнитивной стадии.
  3. Поощряйте обсуждение и творчество, чтобы они создавали значимые взаимодействия и воспоминания.

Самое главное, помните, что дети не рождаются «мини-взрослыми». У них нет взрослых когнитивных способностей, и у них нет жизненного опыта для развития этих способностей.

Вместо этого, чтобы учиться, им нужно активно участвовать в жизни своего мира и людей в нем. Они должны быть подвержены новому опыту и информации, чтобы учиться, и, что важно, у них должна быть возможность совершать ошибки.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Бурман, Дж. Т. (2012). Жан Пиаже: Образы жизни и его фабрика. История психологии , 15 (3), 283–288.
  • Де Вриз, Р., и Камии, К. (1975). Почему групповые игры? Перспектива Пиаже . ЭРИК Информационная служба.
  • Папалия, Д.Э., и Фельдман, Р.Д. (2011). Мир ребенка: от младенчества до подросткового возраста  (12-е изд.). Макгроу-Хилл.
  • Пиаже, Дж. (1951). Игра, мечты и подражание в детстве (т. 25). Рутледж.
  • Уэйт-Ступянски, С. (2017). Конструктивистская теория обучения Жана Пиаже. В Л. Э. Коэн и С. Уэйт-Ступянски (ред.), Теории образования детей младшего возраста: развивающие, бихевиористские и критические (стр. 3–17). Рутледж.
  • Йылмаз, К. (2008). Конструктивизм: его теоретические основы, варианты и последствия для обучения в классе. Образовательные горизонты , 86 (3), 161–172.

Когнитивные стадии развития Piaget

Написано Риком Ансоржем

Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицины, 12 марта 2023 г.

  • Что такое стадии развития Piaget?
  • Сенсомоторная стадия
  • Предоперационная стадия
  • Конкретная операционная стадия
  • Формальная операционная стадия
  • Концепции стадий развития Пиаже
  • Использование стадий развития Пиаже
  • Подробнее

Стадии развития Пиаже являются частью теории о фазах нормального интеллектуального развития, от младенчества до взрослой жизни. Это включает в себя мышление, суждение и знание. Этапы были названы в честь психолога и биолога развития Жана Пиаже, который зафиксировал интеллектуальное развитие и способности младенцев, детей и подростков.

Четыре стадии интеллектуального (или когнитивного) развития Пиаже:

  • Сенсомоторный. От рождения до возраста 18-24 месяцев
  • Предоперационный. От ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
  • Бетон в рабочем состоянии. Возраст от 7 до 11 лет
  • Формальная работа. От подросткового возраста до взрослой жизни

Пиаже признал, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем средние значения, указанные выше. Он также сказал, что у некоторых детей могут проявляться характеристики более чем одной стадии одновременно.

Но он настаивал на том, что:

  • Когнитивное развитие всегда следует этой последовательности.
  • Этапы нельзя пропускать.
  • Каждый этап отмечен новыми интеллектуальными способностями и более сложным пониманием мира.

Теория Пиаже 1936 года открыла новые горизонты, поскольку он обнаружил, что детский мозг работает совершенно иначе, чем мозг взрослого. До его теории многие считали, что дети еще не способны мыслить так, как взрослые.

Некоторые эксперты не согласны с его идеей стадий. Вместо этого они считают развитие непрерывным. Другая критика заключается в том, что Пиаже не учитывал, как культура ребенка и социальная среда влияют на его развитие.

Согласно Пиаже, на ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они сосредотачиваются на том, что видят, что делают и на физическом взаимодействии с непосредственным окружением.

Поскольку они еще не знают, как что-то реагирует, они постоянно экспериментируют. Они трясут или бросают вещи, кладут вещи в рот и познают мир методом проб и ошибок. К более поздним стадиям относится целеустремленное поведение, приводящее к желаемому результату.

В возрасте от 7 до 9 месяцев младенцы начинают понимать, что объект существует, даже если они больше не могут его видеть. Эта важная веха, известная как постоянство объекта, является признаком того, что память развивается.

После того как дети начинают ползать, стоять и ходить, их повышенная физическая подвижность приводит к более активному когнитивному развитию. Ближе к концу сенсомоторной стадии (18–24 месяца) младенцы достигают еще одной важной вехи — раннего развития речи, признак того, что у них развиваются некоторые символические способности.

На этом этапе (от раннего возраста до 7 лет) маленькие дети могут думать о вещах символически. Их использование языка становится более зрелым. Также у них развивается память и воображение, что позволяет им понимать разницу между прошлым и будущим и заниматься выдумкой.

Но их мышление основано на интуиции и все же не совсем логично. Они еще не могут понять более сложные понятия, такие как причина и следствие, время и сравнение.

В это время дети младшего и подросткового возраста — в возрасте от 7 до 11 лет — демонстрируют логическое, конкретное мышление.

Детское мышление становится менее сосредоточенным на себе. Они все больше осведомлены о внешних событиях. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства уникальны и могут не разделяться другими или даже не быть частью реальности.

Но на этом этапе большинство детей еще не могут мыслить абстрактно или гипотетически.

Подростки, достигшие этой четвертой стадии интеллектуального развития — обычно в возрасте 11 лет и старше — могут использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и естественные науки. Они могут систематически думать о вещах, выдвигать теории и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях и понятиях, таких как справедливость.

Хотя Пиаже верил в интеллектуальный рост на протяжении всей жизни, он настаивал на том, что формальная операционная стадия является конечной стадией когнитивного развития. Он также сказал, что дальнейшее интеллектуальное развитие взрослых зависит от накопления знаний.

Наряду со стадиями развития теория Пиаже имеет несколько других основных понятий.

Схемы — это мыслительные процессы, которые, по сути, являются строительными блоками знаний. Младенец, например, знает, что он должен делать сосательные движения, чтобы поесть. Это схема.

Ассимиляция — это то, как вы используете существующие схемы для интерпретации новой ситуации или объекта. Например, ребенок, впервые увидевший скунса, может назвать его кошкой.

Адаптация — это то, что происходит, когда вы меняете схему или создаете новую, чтобы она соответствовала новой информации, которую вы изучаете. Ребенок приспосабливается, когда понимает, что не все пушистые четвероногие существа — кошки.

Равновесие наступает, когда вы можете использовать ассимиляцию, чтобы усвоить большую часть новой информации, которую вы изучаете. Таким образом, вы не добавляете постоянно новые схемы.

Теория Пиаже повлияла на образование и воспитание детей. Вот несколько практических способов, с помощью которых учителя и родители могут воплотить его идеи в жизнь:

  • Помните, что дети часто лучше всего учатся, делая что-то, а не слушая о нем.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *