Треугольник Карпмана — что это такое и как выйти? — OpenMind на vc.ru
🔺 Треугольник Карпмана представляет собой модель взаимоотношений между индивидами трех различных типов. Это своего рода игра, которая отражает реальность.
3386 просмотров
Автором данной теории является Стивен Карпман.
❗ Данная модель подразумевает деление личностей на три типа: Жертва, Преследователь и Спасатель.
Между первым и вторым возникает конфликт, а вот третий пытается уладить ситуацию и выручить пострадавшего.
Особенностью данной модели является то, что подобное положение может сохраняться на протяжении многих лет, в той или иной мере устраивая каждую из сторон.
Одной из ролей данной психологической модели является Жертва.
😞 Треугольник Карпмана подразумевает, что подобные личности стремятся полностью снять с себя ответственность за события, происходящие в их жизни. Кроме того, такой человек всячески пытается добиться внимания и сострадания к себе.
🔹 «У меня нет способностей продавать»
🔹 «Начальник меня не замечает»
🔹 «Всех платежеспособных клиентов уже разобрали конкуренты»
🔹«Мне не предоставили достаточного количества информации, чтобы я выиграл эти переговоры»
🔹 «У меня медленный компьютер, поэтому я не успел вовремя сдать отчет»
🔹 «Конкуренты создали такую неблагоприятную среду»
🔹 «Отдел подбора персонала набрали некомпетентных работников, поэтому мы не можем выполнить поставленный перед нами план»
🔹 «Это потому, что Ретроградный Меркурий/это потому, что у меня было плохое детство/просто у меня такая судьба»
Еще возможен вариант провокации Агрессоров. Стоит отметить, что именно Жертве Карпман отводит ключевое значение в своем треугольнике. Это объясняется тем, что данный персонаж достаточно быстро может превратиться в Агрессора или Спасателя. 🔄
При этом Жертва принципиально не меняет своих убеждений, все также стремясь избежать любой ответственности за свои действия ⛔
Вторая роль, которая также является часть Треугольника Карпмана — это Агрессор.
😤 Агрессор по своей натуре стремится к лидерству и доминированию над окружающими. Он пытается манипулировать Жертвой, полностью оправдывая данные действия в своем сознании. Вполне естественно, что объект нападок начинает всячески сопротивляться.
Подавляя этот протест, Агрессор самоутверждается и получает моральное удовлетворение. Таким образом, можно судить о том, что угнетение окружающих — это его базовая потребность.
Еще одной особенностью роли Агрессора можно считать то, что его действия не являются беспочвенными. Внутри себя он находит им полное оправдание и объяснение. Отсутствие таковых может полностью разрушить его убеждения. Тем не менее, если Агрессора встречает со стороны Жертвы сопротивление, то это является дополнительным стимулом для поддержания своей линии поведения.
🔺 «Я не могу понять, ты специально не выполняешь мои поручения по работе?»
🔺 «Опять ты не выспалась и не сделала ни одной продажи за день!»
🔺«Просто сделай то, что я прошу, и мы закроем план продаж!»
🔺 «Я лучше знаю, что для тебя лучше, а что нет»
🔺 «Ты такая невнимательная, почему ты не можешь вычитывать текст перед отправкой?»
🔺 «Молодец, не думал, что у тебя получится!»
Третья завершающая роль – Спасатель.
Спасатель — это достаточно сложная фигура с психологической точки зрения. В нем присутствует стремление к проявлению агрессии, которое он упорно в себе подавляет. В силу тех или иных причин, данная личность не может перейти в статус Преследователя, а потому ему приходится искать другое применение своим неиспользованным ресурсам.
Он находит свое предназначение в защите Жертвы. Стоит отметить, что конечная цель Спасателя вовсе не состоит в том, чтобы вывести Жертву из «бедственного» положения. В этом случае он рискует потерять пути своей самореализации. А заключается она в том, что Спасатель проявляет скрытую агрессию в отношении Преследователя под предлогом защиты Жертвы. Из этого можно сделать вывод, что ему не выгоден выход последней из треугольника.🔅 «Они без меня не справятся»
🔅 «Давай я за тебя сделаю»
🔅 «Кто, если не я?»
🔅 «А вдруг опять у него не получится»
🔅 «Она не справится без меня»
🔅 «Как я его оставлю»
🔅 «Я советую тебе…»
🔅 «Мне вас жалко»
Мы постоянно попадаем в те или иные жизненные ситуации, а иногда и сами их создаем. Найти выход из треугольника Карпмана иногда оказывается непростой задачей. Чем дольше мы подвергаемся воздействию окружающих, тем глубже мы погрязаем в этих сценариях.
Первым шагом к разрешению проблемы будет признание того, что данная ситуация может быть описана как треугольник Карпмана. Для решения Вам нужно будет объективно рассмотреть свое поведение, чтобы определить, кем Вы являетесь — Жертвой, Преследователем или Спасателем.
Чтобы покинуть треугольник Карпмана, Жертве необходимо научиться принимать на себя ответственность за собственные неудачи. Что касается Агрессора, то ему стоит найти другой источник самовыражения, помимо немотивированной агрессии и унижения достоинства окружающих. Спасателю же необходимо осознать, что он не всегда может быть прав, а потому не нужно спешить на помощь, если не последовало соответствующей просьбы.
Подробнее про выход из каждой роли в карусели:
❓Каких можно ожидать результатов попыток выйти из игры
Изменение одного из участников никак автоматически не изменяет оставшихся.
Чаще всего — кто-то просто уходит из отношений, а оставшиеся, находят «третьего» со временем. (третьем может служить – подруга, коллега, родственник и т.д).С другой стороны, перемена в одной «части» вызовет динамику и в других. Это тоже стоит понимать. Решение прекратить играть в «треугольник», реализованное одним из его «углов» — может вдохновить оставшихся на размышления и на аналогичные самоизменения.
Присоединяйтесь к нам!
🔺 Телеграм канал OpenMind
🔺 Instagram OpenMind
Жертва-Преследователь-Спасатель. Треугольник Карпмана
Треугольник Карпмана — психологическая модель, разработанная Стивеном Карпманом на основе идей Эрика Берна.
Сам треугольник Карпмана включает в себя три роли: жертва, спасатель и преследователь.
Жертва – человек недовольный свей жизнью, который просто обожает жаловаться и обвинять других. Жертва — человек, ищущий помощи у спасателя и гонимый преследователем. Это, например, алкоголик или нерадивый работник.
На первый взгляд жертва пытается наладить свою жизнь, но мешает ей в этом преследователь. Тогда человек ищет помощи у спасателя.
Преследователь. Он портит жизнь жертве и противостоит спасателю. Он открыто говорит жертве, что она ему не нравится и почему. У алкоголика преследователь, например, жена, которая постоянно выносит мозг, а работника – строгий босс.
Спасатель. Он противостоит преследователю и защищает жертву. У алкоголика, это опять может быть жена, которая жалеет его и пытается вывести из зависимости, а у работника – коллега, выслушивающий о несправедливости начальника и помогающий с рабочими вопросами.
Но не всё так просто, как на первый взгляд.
На самом деле жертва ничего не хочет менять в жизни, ей нужно лишь переложить ответственность. Если вы будете предлагать её пути решения, она всегда будет находить их минусы, делая акцент на невозможности решения.
Спасатель помогает жертве тоже не бесплатно. В основе его действий лежит моралтная выгода. Помогая слабым, он чувствует себя очень хорошим, благородным героем.
Преследователь всегда указывает другим на их недостатки и видит в этом благую цель. Он говорит это, чтобы людиобратили внимание на минусы и исправились. При этом он получает удовольствие в обвинении жертвы, на фоне которой он становится лучше.
Интересно, что один человек может играть сразу несколько ролей.
Например, на работе начальник играет роль преследователя, а дома превращается в жертву, жалующуюся жене на неисправимых работников.
Жена алкоголика, разговаривая с подругой, выступает в роли жертвы с несчастной судьбой и пьющим мужем. Дома она скитается от преследователя, ругающего мужа до спасателя, жалеющего его же.
Роли также могут меняться.
Если спасатель, долгое время помогавший жертве, откажется помочь на сей раз, то жертва, привыкшая к помощи, которая уже считает, что ей обязаны помочь, рассердится. Она станет преследователем по отношению к бывшему спасателю:
Мы столько дружим! Как тебе не стыдно быть таким эгоистом и отказывать мне?
Бывший же спасатель станет жертвой и сам начнет искать себе спасателя:
Я столько раз ему помогал, а он неблагодарный. ..
Так в треугольник попадают новые люди. Чем дольше вы в нём находитесь, тем сложнее из него выбраться.
Вспомнили ли вы ситуации, в которых играли эти роли?
Драматический треугольник Карпмана | Психология Вики
в: Страницы с неработающими ссылками на файлы, Психотерапевтические техники, Транзактный анализ, Страницы, использующие магические ссылки ISBN
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Файл:Треугольник драмы large.tiff
Классический треугольник драмы [1]
Треугольник драмы — это психологическая и социальная модель человеческого взаимодействия в трансактном анализе (ТА), впервые описанная Стивеном Карпманом в его 1968 статья Анализ сказок и драматургии . [2] Модель драматического треугольника используется в психологии и психотерапии.
Содержание
- 1 Три роли
- 1.1 «Спасатель» против спасателя
- 2 Обзор и теория
- 3 См. также
- 4 Каталожные номера
- 5 Дополнительная литература
- 6 Внешние ссылки
Три роли
Модель постулирует три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто принимают в той или иной ситуации:
- Человек, играющий роль жертвы
- Лицо, оказывающее давление, принуждающее или преследующее жертву и
- Спасатель , который вмешивается, по-видимому, из желания помочь ситуации или проигравшему.
Из них «спасатель» — наименее очевидная роль. С точки зрения драматического треугольника «спасатель» — это не человек, помогающий кому-то в чрезвычайной ситуации. Это тот, у кого есть смешанные или скрытые мотивы, которые на самом деле каким-то образом эгоистически извлекают выгоду из того, что они «тот, кто спасает». У спасателя поверхностный мотив решить проблему, и он, кажется, прилагает большие усилия для ее решения, , но также имеет скрытый мотив не добиться успеха или добиться успеха таким образом, чтобы получить пользу . Например, они могут ощущать чувство собственного достоинства или статус «спасателя», или получать удовольствие от того, что кто-то зависит от них или доверяет им, — и действовать таким образом, который якобы пытается помочь, но на более глубоком уровне играет роль. на жертву, чтобы продолжить получать свою выплату. [ необходима ссылка ] (см. ниже). Как говорит транзакционный аналитик Клод Штайнер:
- … Жертва на самом деле не так беспомощна, как он себя чувствует, Спасатель на самом деле не помогает, а у Преследователя действительно нет обоснованной жалобы. [1]
Ситуация разыгрывается, когда возникает ситуация, и человек берет на себя роль жертвы или преследователя. Затем другие роли берут на себя. [5] После этого «два игрока перемещаются по треугольнику, меняясь ролями», [5] так, что, например, жертва включает спасателя, спасатель переключается на преследование — или, как часто бывает, спасатель заканчивается войти в ситуацию и стать жертвой.
Тайная цель каждого «игрока» и причина сохранения ситуации заключается в том, что каждый из них удовлетворяет свои невысказанные (и часто неосознанные) психологические желания/потребности так, как они считают оправданным, без необходимости признавать более широкую дисфункцию или вред, причиненный в ситуацию в целом. Таким образом, каждый игрок действует в соответствии со своими собственными эгоистичными «нуждами», а не в действительно ответственной или альтруистической манере. [ необходима ссылка ] . Таким образом, персонаж может «обычно походить на жалобную жертву; теперь ясно, что она может переключиться на роль Преследователя, если это «случайно», и она извиняется за это». [6]
В транзакционном анализе драматический треугольник иногда упоминается в контексте интеллектуальных игр — «бессознательных игр, в которые играют невинные люди». [7] — например: /Да, но ; Если бы не ты ; Почему это всегда происходит со мной? ; Посмотри, что ты заставил меня сделать ; Ты втянул меня в это ; Посмотрите, как я старался ; Я всего лишь пытаюсь вам помочь ; и Давай сразимся с ним .
Отношения между жертвой и спасателем могут быть созависимыми. [8] [9] Спасатель держит Жертву в зависимости от себя, подыгрывая ее Жертве. Жертва удовлетворяет свои потребности, если о ней позаботится спасатель.
«Спасатель» против спасателя
«Игровая» позиция Спасателя отличается от позиции настоящего спасателя в чрезвычайной ситуации, например, пожарного, спасающего пострадавшего из горящего здания, или спасателя, спасающего пострадавшего от утопления. Как драматическая роль, в попытках Спасателя есть что-то нечестное или недосказанное, или, в лучшем случае, смешанный мотив или нужен , чтобы быть спасателем или помочь пострадавшему. На самом деле, «игра «Треугольник Карпмана» препятствует реальному решению проблем… создает замешательство и тревогу, а не решения». [10] Драматический треугольник «Спасатель» играет роль больше потому, что они стремятся быть спасателями, чтобы избежать взгляда на собственную тревогу, подспудные чувства, чем потому, что жертва нуждается в их участии, как в случае с пожарным/спасателем.
По словам Эрика Берна, «первая группа играет «Я только пытаюсь помочь тебе», а остальные помогают людям». [11]
Обзор и теория
«Игра» в транзакционном анализе — это серия транзакций, которые являются дополнительными (взаимными), скрытыми и ведут к предсказуемому результату. Игры часто характеризуются переключением в роли игроков ближе к концу. Количество «игроков» может варьироваться.
Игры в этом смысле являются средствами, используемыми (часто бессознательно) человеком для создания обстоятельств, при которых он может обоснованно испытывать определенные вытекающие из этого чувства (например, гнев или превосходство) или оправданно предпринимать или избегать совершения определенных действий, когда их собственные внутренние желания отличаются от общественного ожидания. Они всегда заменяют более искренние и полные взрослые эмоции и реакции, которые были бы более уместны.
Для игр часто полезно учитывать три количественные переменные:
- Гибкость : Возможность игроков менять игровую валюту (то есть инструменты, которые они используют для игры). «В некоторые игры… можно правильно играть только с одним видом валюты, в то время как другие, такие как эксгибиционистские игры, более гибкие», [12] , так что игроки могут переходить от слов к деньгам, к частям игры. тело.
- Упорство : «Некоторые люди легко бросают свои игры, другие более настойчивы , [12] относится к тому, как люди придерживаются своих игр и их сопротивление разрыву с ними.
- Интенсивность : «Некоторые люди играют в свои игры расслабленно, другие более напряжённо и агрессивно. Игры, в которые играют таким образом, известны как легкие и трудные игры, соответственно, [12] , причем в последние играют напряженно и агрессивно.
В зависимости от степени приемлемости и потенциального вреда игры подразделяются на три категории: социально приемлемые игры, нежелательные, но не наносящие необратимого вреда игры или игры, которые могут причинить серьезный вред. Их последствия могут варьироваться от множества мелких расплат (девушка, которая продолжает встречаться с хорошими парнями, которые бросают ее) до расплаты, накапливаемой в течение длительного периода, до крупного уровня (например, суд, морг или что-то подобное). В каждой игре есть выплаты для тех, кто в нее играет. Противоположность игры (то есть способ ее сломать) заключается в открытии того, как лишить действующих лиц их выигрыша.
Первой такой теоретической игрой была Почему бы и нет/Да, но , в которой один игрок ( Белый ) ставил задачу, как будто ища помощи, а другой игрок(и) ( Черный ) предлагать решения. Белые указывали на недостаток в решении каждого черного игрока (ответ «Да, но»), пока все они не сдавались в отчаянии. Вторичная выгода для Уайта заключалась в том, что он мог заявить, что оправдал свою проблему как неразрешимую, и таким образом избежать тяжелой работы по внутренним изменениям; а для Блэка — чувствовать себя либо разочарованным мучеником («Я только пытался помочь»), либо неуважением к высшему существу («пациент отказывался сотрудничать»).
В Драматическом Треугольнике «переключение ролей» — это «тот самый переключатель, который включен в формулу игр» [13] — происходит, когда один игрок после того, как устоялись стабильные роли, внезапно меняет роль. Жертва становится преследователем и перебрасывает предыдущего преследователя в роль жертвы, или спасатель внезапно превращается в преследователя («Ты никогда не оценишь, что я помогаю тебе!/Почему твои глаза так далеко друг от друга?»).
‘В своей полностью разработанной теории Карпман имеет много интересных переменных, помимо смены ролей. К ним относятся пространственные переключения (частное-общее, открытое-закрытое, близкое-дальнее), которые предшествуют, вызывают или следуют за переключениями ролей, а также скорость сценария (количество переключений ролей в заданную единицу времени)». [13]
См. также
- Игры разума
- Психотерапевтические техники
- Анализ сценария
- Динамика наделения полномочиями
Ссылки
- ↑ http://www.karpmandramatriangle.com/pdf/thenewdramatriangles.pdf
- ↑ Эрик Берн, Что вы говорите после приветствия? (Лондон, 1975) с. 198
- ↑ http://counsellingcentral.com/transactional-analysis-drama-triangle-of-rescuer-persecutor-and-victim/
- ↑ http://www.therapyideas.net/triangles.htm
- ↑ 5.0 5.1 Берн, Привет? стр. 186
- ↑ Берн, Привет? стр. 346
- ↑ Эрик Берн, Games People Play (Пингвин) с. 45
- ↑ http://www. internet-of-the-mind.com/codependency-in-relationships.html
- ↑ www.cirquelodge.com/DualDiagnosis/Codependence.php
- ↑ Рэнди Крегер, Основное семейное руководство по пограничному расстройству личности (2008) с. 65
- ↑ Берн, Привет? стр. 307
- ↑ 12.0 12.1 12.2 Берн, Игры с. 57
- ↑ 13.0 13.1 Берн, Привет? стр. 188
Дополнительная литература
- Берн, Эрик (1964). Игры, в которые играют люди . Ballantine Books (27 августа 1996 г.). ISBN 0-345-41003-3. ISBN 978-0-345-41003-0.
- Форрест, Линн. Драматический треугольник: 3 лица жертвы
- Харрис, Томас А., доктор медицины. (1967). Я в порядке, ты в порядке . Galahad Books (27 ноября 2004 г.). ISBN 1-57866-075-0. ISBN 978-1-57866-075-9.
- Вомелдорф, Дэвид Эмеральд (2009). Сила TED* (*Динамика расширения прав и возможностей) — (Обновлено и исправлено). Издательская группа Поларис; Второе издание (15 января 2009 г.). ISBN 0-9771441-1-9. ISBN 978-0-9771441-1-2.
- Зимберофф, Дайан (1989). Освобождение из ловушки жертвы: восстановление личной силы . Велнес Пресс; 5-е (2011 г., 7 ноября) издание. ISBN 0-9622728-0-9. ISBN 978-0-9622728-0-6 .
Внешние ссылки
- СКАЗКИ И ДРАМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЦЕНАРИЙ, Бюллетень трансактного анализа, Том 7, № 26, апрель 1968 г., Стивен Б. Карпман, доктор медицины
- НОВЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ, лекция на конференции USATAA/ITAA, 11 августа 2007 г., Стивен Б. Карпман, доктор медицины
- Драматический треугольник — сайт Стивена Карпмана, включая оригинальные статьи
- Резюме драматического треугольника Карпмана — расширенная диаграмма КДТ со ссылками на несколько статей о его межличностных проявлениях, написанных нейропсихологом.
- Драматический треугольник — TA-Tutor.com
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Советы по безопасности при отбойном течении
Советы по безопасности при отбойном теченииПогода
Советы по безопасности при отбойном течении
Опубликовано
—
Обновлено
На пляже
- По возможности купайтесь на охраняемом спасателями пляже.
- Никогда не плавайте в одиночку.
- Научитесь плавать в прибое. Это не то же самое, что плавать в бассейне или озере.
- Всегда будьте осторожны, особенно при купании на неохраняемых пляжах. Если сомневаетесь, не выходите.
- Выполняйте все инструкции и приказы спасателей. Спасатели обучены определять потенциальные опасности. Спросите спасателя об условиях перед входом в воду. Это часть их работы.
- Держитесь на расстоянии не менее 100 футов от пирсов и причалов. Вдоль этих структур часто существуют постоянные разрывные течения.
- Рассмотрите возможность использования поляризованных солнцезащитных очков на пляже. Они помогут вам определить признаки обратного течения, убрав блики и отраженный солнечный свет от поверхности океана.
- Будьте особенно внимательны к детям и пожилым людям на пляже. Даже на мелководье волнение может привести к потере опоры.
При попадании в обратное течение
- Сохраняйте спокойствие, экономьте энергию и мыслите ясно.
- Никогда не борись против течения.
- Думайте об этом как о беговой дорожке, которую нельзя выключить, от которой нужно отступить.
- Плывите из течения вдоль береговой линии. Находясь вне течения, плывите под углом – от течения – к берегу.
- Если вы не можете выплыть из обратного течения, плавайте или спокойно ходите по воде. Выйдя из течения, плывите к берегу.
- Если вы все еще не можете добраться до берега, привлеките к себе внимание, помахав рукой и позвав на помощь.
Если вы видите кого-то в беде
- Не становитесь жертвой тоже.
- Обратитесь за помощью к спасателю.
- Если спасатель недоступен, попросите кого-нибудь позвонить по номеру 911.
- Бросьте пострадавшему от разрывного течения что-нибудь плавающее – спасательный жилет, холодильник, надувной мяч.
- Инструкции по побегу.
- Помните, многие люди тонут, пытаясь спасти кого-то от обратного течения.
Предложить исправление
Copyright 2023, Capitol Broadcasting Company. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.