Глухие согласные звуки в русском языке таблица 1 класс: Таблица парных по звонкости/глухости согласных — урок. Русский язык, 1 класс.

Содержание

Согласные звуки. Согласные звуки в русском языке

Тренинги

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости — глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы — голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума — глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором — звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости — глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга — настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости — твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик — непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] — всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Звуки [ч’], [щ’] — шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв — 21, а звуков — 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка — точка

б очка — почка

ш ар — жар

удочка — уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных — 9 — Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных — 2 — Т, Т, различных — 1.)
    .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ .
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

Фонетика — дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата.

Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть — именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык — в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые — буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама — мячик, лоза — лёд, вышка — вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные — таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол — шелест — шик, жуткий — жидкий — жестяной, цена — цирк — царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка — чащоба — чистка, щёки — щуриться — щебень, йот — йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно — слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки — всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой — с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию — кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами — красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки — таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр — беленький, вьюга — вратарь, город — гелий, подъезд — дьяк, жираф, зима — зубы, кит-кот, лошадь — лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, фильм-фотография, халва — схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье — лакей — ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, — короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править — воля — лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат — роль — топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь — соня — сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики — и всё обязательно получится.

Какие звуки называют согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Какими бывают согласные звуки?
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?
Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости- глухости : [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б , В , Г , Д , Ж , З , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Т , Ф , Х , Ц , Ч , Ш , Щ .

Всего в русском языке есть 21 согласная буква .

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж][ш][ц]
Мягкие [ч❜][щ❜][й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е , Ё , И , Ю , Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Сравни: нос [нос] — нёс [н❜ос], угол [у́гол] — уголь [у́гал❜].

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными , что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название — твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе — с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук[л’] — лук — звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял — звук [м’] — мал — звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи — буквами, но в особых квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости — твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] — непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее — знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук — пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком — мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка — 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы. Таблица распечатать. Памятка 1-2 класс

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Буквенный и звуковой состав языка

Условная последовательность букв в языке, образующая систему письменных знаков, называется алфавитом. Каждая буква в слове соответствует звуковому элементу (элементам), благодаря чему в принципе возможна письменная фиксация речи и ее воспроизведение при чтении.

Русский язык располагает алфавитом, состоящим из 33 букв.

Русская система буквенных символов представлена в таблице ниже:

А
а
Б
бэ
В
вэ
Г
гэ
Д
дэ
Е
е
Ё
ё
Ж
жэ
З
зэ
И
и
Й
и краткое
К
ка
Л
эль
М
эм
Н
эн
О
о
П
пэ
Р
эр
С
эс
Т
тэ
У
у
Ф
эф
Х
ха
Ц
цэ
Ч
че
Ш
ша
Щ
ща
Ъ
твёрдый знак
Ы
ы
Ь
мягкий знак
Э
э
Ю
ю
Я
я

Количество букв

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы входят в русскую языковую знаковую систему. Самая широкая и основная группировка букв – разделение на согласные и гласные. Русский примыкает к группе языков консонантного типа, то есть в нем преобладают согласные письменные знаки.

Количественное соотношение букв в русском языке выглядит следующим образом: 10 гласных, 21 согласных и 2 буквы, не относящиеся к данным категориям (ь, ъ).

Количество звуков

Звуковой состав отличается от буквенного на 9 элементов в большую сторону, в русском языке насчитывается 42 звука.


Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы — из них состоит русская языковая система

Причины несовпадения звукового и буквенного состава языка:

  • Распадение букв я, ю, е, ё на 2 звуковых элемента, один из которых представляет собой согласный звук [j’].
  • Отсутствие звукового облика у букв ъ и ь.
  • Добавление парных согласных звуков по мягкости.

Общее количественное соотношение букв и звуков русского языка представлено в таблице ниже:

ЗвукиКоличество звуковКоличество букв
Гласные610
Согласные3621
+ъ и ь, которые не обозначают никакой звук
Итого4233

Согласные звуки принято делить по следующим критериям:

  • Твердый/мягкий/непарный по твердости/мягкости.
  • Звонкий/глухой/непарный по звонкости/глухости (сонорный).
  • Шипящие.

Значение букв я, ю, е, ё

Особое значение для русской графики имеют буквы я, ю, е, ё.

В зависимости от конкретного положения в слове они могут выполнять разные функции:

  1. Обозначать 1 гласный звук ([а], [у], [э], [о]) и мягкость предшествующего согласного. Данная функция характерна в том случае, когда указанные буквы следуют сразу после согласного. Примеры: мять [м’ат’], люк [л’ук], лёд [л’от], день [д’эн’].
  2. Обозначать 2 звуковых элемента: согласный [j’] + гласные [а], [у], [э], [о]:

я = [j’а]

ю = [j’у]

е = [j’э]

ё = [j’о].

Такую роль эти буквы могут играть в следующих позициях:

  • В абсолютном начале слова. Примеры: ярмарка [j’армарка], ёлка [j’олка], юла [j’ула], ель [j’эл’].
  • После другой гласной буквы. Примеры: баян [баj’ан], уют [уj’ут], жуёт [жуj’от].
  • После ь и ъ, выполняющих разделительную функцию. Примеры: семья [с’им’j’а], пьёт [п’j’от], шьют [шj’ут].

Значение букв ъ, ь

Несоответствие количества букв и звуков в русском языке объясняется и особым назначением букв ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак). Изначально данные графические символы в языке играли совершенно конкретную роль: они обозначали на письме звуки речи, которые подвергались редукции (произносились недостаточно четко).

С течением некоторых исторических процессов буквы ъ и ь утратили данную функцию и перестали вообще обозначать какие-либо звуки.

На современном этапе развития языка значение данных букв ограничивается несколькими служебными функциями:

  1. Смягчение. Данная функция относится только к Ь (мягкому знаку). Он смягчает любые согласные (за исключением шипящих) в середине, а также в конце слова (примеры: возьму, жаль, соль, ноль письмо, пальма). Посредством мягкого знака обозначается и мягкость сонорного согласного звука [л] перед любыми другими согласными (примеры: больной, мальчик, мыльница).
  2. Разделение. Твердый и мягкий знаки играют разделительную роль в слове. Благодаря данной функции букв ь и ъ остальные звуки не сливаются при чтении, и читающий может абсолютно точно воспроизвести слово в звучащей речи. Примеры: подъезд, адъютант, двухъярусный, обезьяна, сеньор. Наличие разделительных знаков, как правило, сигнализирует о следовании двойной гласной (я, ё, е, ю).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Тема «Звуки и буквы в русском языке» не будет сложной, если ученики сразу разберутся в материале. Научившись самостоятельно анализировать звуковую сторону речи, школьники внимательно относятся к правильному написанию слов, что приводит к качественному повышению их знаний. Взрослому будет несложно совместно с ребенком закрепить изученный материал. Делать это можно практически в любое время: на прогулке, в поездке, в разговоре и т.п. А помогут специальные словесные игры. Придумать словесного дублера, заменив один звук; составить слово, в котором все произносится только твердо или, наоборот, только мягко; придумать слово, в котором букв больше, чем звуков… Вариантов игр — множество, ребенок и сам может стать автором такого развлечения. Польза от словесных игр и свободного владения материалом обязательно скажется на уроках!

Отличие букв от звуков

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы соотносятся со звуками в языке. Но понятия «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Буква – это не более чем изображение, картинка. Она не обладает какими-либо свойствами и не различает слова, а выступает в качестве описательного элемента.

Понятие о звуке

Звук – это минимальный элемент речи, который является результатом сложных артикуляционных манипуляций. Звуки речи обладают определенными характеристиками с точки зрения восприятия речи и акустики. Артикуляционно все звуки делятся на 2 больших класса – гласные и согласные.

Понятие о букве

Буква – это графический знак, которым на письме обозначаются звуки. Все буквы в языке делятся на гласные и согласные, а также на строчные и прописные. Звукобуквенные отношения в языке неоднозначны. Так, одной и той же буквой могут обозначаться на письме совершенно разные звуки (пример: молоко – [мъл˄ко], буквой о обозначено 3 разных звука).

Имеет место и обратная ситуация, когда один и тот же звучащий элемент изображается на письме различными буквами (пример: лук – луг, [лук] – [лук]).

Графический символ может одновременно обозначать сразу 2 звука (пример: юла – [j’ула]), а в других случаях ни одного (пример: ель – [j’эл’]). В орфографической ситуации «непроизносимая согласная» у буквы отсутствует всякое звуковое соответствие (пример: лестница – [л’эсн’ица]).

Отличия букв от звуков

Основные отличия букв от звуков представлены в таблице ниже:

БукваЗвук
Визуальный элемент (видим, читаем)Аудиальный элемент (слышим, произносим)
Обозначающий элементОбозначаемая единица
Не обладают никакими характеристиками, делятся только на гласные и согласныеОбладают следующими характерными особенностями: твердость/мягкость, глухость/звонкость. Бывают ударными и безударными.
Не определяют выбор звука речиОпределяют выбор буквенного знака

Другие типы согласных

Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

Непроизносимые

В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – [л], лестница – [т], здравствуйте – [в].

Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

Удвоенные

Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

Разделение звуков и букв на согласные и гласные

Звонкие и глухие, шипящие звуки относятся к классу согласных. Гласные буквы составляют противоположный по характеристикам класс элементов.

Отличие гласных звуков от согласных:

  • По способу артикуляции: гласные образуются при участии голоса, шумы полностью отсутствуют; воздушная струя не встречает какой-либо преграды при произнесении;
  • согласные образуются либо только из шумов (глухие), либо из шумов и голоса (звонкие и сонорные).
  • По акустическим характеристикам:
      гласные определяются тоном, они отличаются мелодичностью и гармоничностью восприятия; такой акустический эффект достигается за счет определенных колебаний голосовых связок;
  • согласный звук характеризуется дисгармоничностью и отсутствием музыкальности из-за преодоления потоком воздуха механических преград речевого аппарата.
  • По функции в слове:
      основная функция гласных – слогообразование (количество слогов всегда приравнивается к числу гласных звуков в слове). Другие дополнительные функции – это окрашенность речи, сила звучания, эмоциональная нагруженность;
  • главная функция согласных звуков – делать речь четкой, разборчивой, членораздельной (практически любое слово можно угадать по согласным звукам, при отсутствии гласных).
  • Особенности шипящих звуков

    Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

    Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.

    Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:

    • мужь;
    • нессши;
    • часъ;
    • уюти и пр.

    Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

    В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

    • тревожь;
    • шить;
    • жир;
    • рожь и т. д.

    Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

    Гласные звуки и буквы

    Русский язык насчитывает в своем составе 10 гласных букв и 6 гласных звуков. В звучании русского литературного языка преобладают звуки [и] и [а], данный феномен принято называть «аканье», «иканье». Главная особенность гласных звуков, вызывающая трудности в орфографическом написании, – это видоизменение качества звука (редукция) в ослабленной позиции.

    Сильным положением для гласного считается нахождение звука под ударением, в остальных случаях сила и качество звучания ослабляется. Главная функция гласного звука – способность образовывать слог и становиться его вершиной. В русской языковой системе согласные не могут выступать в качестве слогообразующих единиц.

    Понятие о транскрипции

    Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы лучше всего отображаются в фонетической транскрипции. Буквенная фиксация речи не отражает ее звуковой облик. Графическое изображение речи во многих случаях неоднозначно (пример: буква ю может означать 2 звука или же 1).

    Для точной передачи звучащей речи на письме был разработан метод транскрибирования.

    Фонетическая транскрипция призвана передавать даже тонкие особенности звуков, обусловленные аспектами акустики и артикуляции. Транскрипционная фонетическая запись всегда заключается в квадратные скобки. Для обозначения некоторых звуковых параметров используют дополнительные (диакритические) знаки, например, [’] знак мягкости согласного звука.

    Фонетическая характеристика

    Звук [ж]:

    1. Согласный.
    2. Звонкий парный (пара – [ш]).
    3. Твёрдый непарный (всегда твёрдый).

    Звук [ш]:

    1. Согласный.
    2. Глухой парный (пара – [ж]).
    3. Твёрдый непарный (всегда твёрдый).

    Звук [ч’]:

    1. Согласный.
    2. Глухой непарный (всегда глухой).
    3. Мягкий непарный (всегда мягкий).

    Звук [щ’]:

    1. Согласный.
    2. Глухой непарный (всегда глухой).
    3. Мягкий непарный (всегда мягкий).

    Фонетический разбор лексической единицы

    Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы необходимо обозначать при разборе лексической единицы со стороны фонетики. Звуковой анализ слова – это описание лексической единицы с точки зрения ее буквенного и звукового содержания, а также слогового разделения.

    Пошаговая инструкция фонетического разбора лексической единицы:

    1. Выписать необходимое слово в той словоформе, в которой оно представлено.
    2. Обозначить ударный слог.
    3. Расчленить единицу на слоги.
    4. В квадратных скобках произвести транскрибирование.
    5. Записать отдельно, в вертикальный столбец, каждый звук из фонетической транскрипции.
    6. Охарактеризовать каждый выписанный звук по предложенной ниже схеме:
        гласный: ударный/безударный;
    7. согласный:
        звонкий/глухой/сонорный, твердый/мягкий, шипящий.
    1. Подсчитать количество букв в лексической единице.
    2. Определить численность звуков в анализируемом слове.
    3. Соотнести звукобуквенный состав, обозначить несоответствия, если они имеются.

    Звонкие и глухие, шипящие звуки, относящиеся к классу согласных букв, а также гласные буквы позволяют фиксировать письменно и воспроизводить устно речевой поток. Данные единицы – основа языковой системы.

    Оформление статьи: Е.Чайкина

    Работа со скороговорками

    Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

    Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.

    Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

    Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

    О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

    Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

    Какие звонкие. Согласные звуки

    В русском языке 21 согласная и 36 согласных. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б — [б], в — [ц], д — [д], д — [д], г — [ж], д — [д], ч — [ч] , к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], н — [н], р — [р], с — [с], т — [т], ж — [ж], х — [х], с — [ц], ч — [ч], ш — [ш], ю — [щ].

    Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Они бывают парными и непарными. Всего насчитывается 36 различных сочетаний твердых и мягких, глухих и звонких согласных для парно-непарных: глухих — 16 (8 мягких и 8 твердых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твердых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твердые и мягкие согласные

    Твердые и мягкие согласные. Они делятся на парные и непарные. Парные твердые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах обозначает либо мягкий, либо твердый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кошка буква к обозначает твердый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [k] — [k’] образуют жесткую-мягкую пару. Звуки для разных согласных нельзя отнести к паре, например [в] и [к’] не составляют пару по твердости-мягкости, а составляют пару [в] — [в’]. Если согласный звук всегда твердый или всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ш] всегда твердый. В русском языке нет слов, где было бы мягкое [ф’]. Так как пары [ш]-[ш’] нет, оно относится к непарным.

    Звонкие и глухие согласные

    Согласные звуки звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: мяч – тепло, кол – гол, дом – объем. Глухие согласные произносятся с закрытым ртом; при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

    Некоторые согласные звуки имеют сходное звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или громко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара глухих и звонких согласных.

    • парные согласные: б-р, ш-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    • непарных согласных: л, м, н, р, у, в, х, ч, сч.

    Звонкие, шумные и шипящие согласные

    Звонкие — звонкие непарные согласные. Сонорных звуков 9: [’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звонкие и глухие:

    1. Шумные глухие согласные (16): [к], [к»], [н], [н»], [с], [с»], [т], [ т»], [ф], [ф»], [х], [х’], [ц], [ч’], [ж], [щ’];
    2. Шумные звонкие согласные (11): [б], [б’], [в], [в’], [ж], [г’], [д], [д’], [г], [з ] ], [ч’].

    Шипящие согласные (4): [ш], [ч’], [ш], [ш’].

    Парные и непарные согласные

    Согласные звуки (мягкие и твердые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. В приведенных выше таблицах показано разделение. Обобщим все схемой:


    Схема 2. Парные и непарные согласные.

    Чтобы уметь делать фонетический анализ, помимо согласных, нужно знать

    В чем разница между гласными, согласными и звуками? Каким правилам они подчиняются? Как обозначаются твердость и мягкость звуков и букв? Ответы на все эти вопросы вы получите в представленной статье.

    Общие сведения о гласных и согласных

    Гласные и согласные – основа всего русского языка. Ведь с помощью их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и т. д. Именно поэтому этой теме в старших классах посвящено довольно много часов.

    и звуки в русском языке

    О том, что такое гласные и согласные буквы в русском алфавите, человек узнает с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту этой темы, она считается одной из самых сложных для учащихся.

    Итак, в русском языке десять гласных, а именно: о, и, а, ы, ю, я, е, е, ю, е. Во время их прямого произношения можно почувствовать, как воздух беспрепятственно проходит через полость рта. При этом мы достаточно отчетливо слышим собственный голос. Также следует отметить, что гласные звуки могут тянуться (а-а-а-а, э-э-э-э-э, у-у-у-у-у, у-у-у-у-у и так далее).

    Черты и буквы

    Гласные составляют основу слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько слогов, сколько самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки — 5 слогов, ре-бя-та — 3 слога, он — 1 слог, о-но — 2 слога и т. д. Есть даже слова, состоящие только из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!

    Окончания, суффиксы и приставки — очень важные темы в дисциплине русский язык. Ведь не зная, как пишутся такие буквы в том или ином слове, написать грамотное письмо достаточно проблематично.

    Согласные и звуки в русском языке

    Гласные и согласные значительно различаются. И если первые легко дергаются, то вторые произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно дергать).

    Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв равно 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, д, к, л, м, н, р, р, с, т , ж, х, в, ч, ш, сч. Обозначаемые ими звуки принято делить на глухие и звонкие. В чем разница? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и т. д.). Что же касается глухих, то их нельзя громко произносить или, например, кричать. Они создают лишь своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и т. д.).

    Таким образом, практически все делятся на две разные категории:

    • звонкие — б, в, г, д, ж, з, д, л, м, н, р;
    • глухие — к, р, с, т, ж, х, в, ч, ш.

    Мягкость и твердость согласных

    Не все знают, но гласные и согласные бывают твердыми и мягкими. Это второй по значимости признак в русском языке (после звонкости и глухоты).

    Отличительной чертой мягких согласных является то, что при их произношении человеческий язык занимает особое положение. Как правило, он немного выдвигается вперед, а вся его средняя часть немного приподнимается. Что касается того, что при их произнесении язык оттягивается назад. Вы сами можете сравнить положение своего речевого органа: [н] — [н’], [т] – [т’]. Также следует отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, чем твердые.

    В русском языке почти все согласные имеют пары по мягкости и твердости. Однако есть и те, у кого их просто нет. К ним относятся твердые — [ш], [ш] и [ц] и мягкие — [д»], [ч»] и [ш»].

    Мягкость и твердость гласных звуков

    Наверняка мало кто слышал, что в русском языке есть мягкие гласные.Мягкие согласные звуки для нас вполне привычные, чего нельзя сказать о вышеизложенном.Отчасти это связано с тем,что в общеобразовательной школе эта тема практически не дается.Ведь с ней понятно при каких гласных согласные становятся мягкими.Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

    Итак, мягкими считаются те буквы, которые способны смягчать стоящие перед ними согласные. К ним относятся следующие: u, e, i, e, u. Что касается таких букв, как а, ю, ы, е, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают стоящие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом, приведем несколько примеров:


    Обозначение мягкости согласных при фонетическом разборе слова

    Фонетика изучает звуки и буквы русского языка. Наверняка, в старших классах вас не раз просили составить слово. При таком анализе обязательно нужно указать, рассматривается ли он отдельно или нет. Если да, то его нужно обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [р’]. То есть вверху справа, рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, нужно поставить своеобразное тире. Подобным значком отмечены следующие мягкие звуки — [й»], [ч»] и [ш»].

    В русском языке есть звонкие и глухие согласные. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук глухой, а какой звонкий.

    Для чего?

    Дело в том, что в русском языке не обязательно, чтобы буквы, обозначающие звонкие согласные, во всех падежах читались громко. Бывают также случаи, когда буквы, обозначающие приглушенные звуки, читаются громко. Правильное соотношение буквы и звука очень поможет в изучении правил правописания слов.

    Разберемся подробнее, что означают понятия глухота и звонкость. Образование звонких согласных происходит за счет шума и голоса: воздушная струя не только преодолевает препятствие в ротовой полости, но и вызывает вибрацию голосовых связок.

    • Озвучены следующие звуки: б, в, д, д, г, з, л, м, н, р, д.
    • Однако в фонетике из этого ряда звуков выделяют и так называемые сонорные звуки, максимально приближенные по своим характеристикам к гласным звукам: они могут быть пропевными, протяжными в речи. К таким звукам относятся д, п, л, н, м.

    Глухие согласные произносятся без участия голоса, только с помощью шума, при этом голосовые связки расслаблены.

    • К этим буквам и звукам относятся следующие: к, р, с, т, ф, х, с, ч, ш, сч. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, нужно выучить фразу: «Стёпка, щёць хочешь?» — «Фи!» Все согласные в нем глухие.

    Пары звонких и глухих согласных

    Звонкие и глухие звуки и буквы, их обозначающие, в русском языке противопоставлены и образуют пары:

    1. б-р,
    2. в-ф,
    3. г-к,
    4. д-т,
    5. ш-с,
    6. 3 с-с.

    Если учесть, что согласные в этих парах тоже могут быть мягкими (кроме ш-ш), то всего будет 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим — х, в, ч, сч. Таблица согласных, представленная на нашем сайте, поможет вам более детально изучить эти звуки.

    Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными

    Каким образом буквы русского алфавита могут обозначать несколько звуков?

    Произношение звука часто предопределено его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такое положение звука называется «слабым». Оглушение может возникать и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Звонкие согласные пишем, а произносим: прутик, да ка.

    И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если за ним следует звонкий звук: молотьба, но мы произносим малад ба. Зная эту особенность русской фонетики, проверяем правописание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молоток — молотить, пруд-пруды, будка — будка. Подбираем проверочное слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный.

    Чтобы вспомнить, что такое звук по своим характеристикам, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звуком. Например, звук ш похож на шелест листьев, а звук ш на жужжание пчел. Ассоциация поможет вам сориентироваться во времени. Другой способ — создать фразу с определенным набором звуков.

    Таким образом, знание соотношения букв и звуков чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучать и правильно воспринимать мелодию языка.

    Видеоурок про звонкие и глухие согласные:

    Тралик и Валик про звонкие и глухие согласные

    Очередной видеоурок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные

    Многие согласные русского языка образуют пары по твердости-мягкости: -, — и другие. Звуки, соответствующие ударным и после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твердых согласных и согласные перед гласными: погода.

    Ведущая Василиса попросила повторить все, что узнали ученики о согласных. Друзья из Шишкин Леса многое запомнили: согласных больше, чем гласных. Согласные нельзя петь. Произносятся с шумом и голосом: Б, Ф, З. Или только с шумом: Р, Т, Ф. Согласные непарные звонкие, глухие, парные.

    §6. Твердые и мягкие согласные

    Дело в том, что вы пропустили предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. Звонкая «W» будет сочетаться с глухой «W». Например: тепло – это шар. — Я понимаю, — сказал Зубок. Глухой звук – это то же самое, что и звонкий звук, но произносимый тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятной согласной стояла гласная. Однако не все согласные являются парными.

    Парные согласные будут жить в одном, а непарные в другом. Парные Непарные Ж — Ш М, Н З — С Х, С К — Г Р, Л А теперь составим рассказ из слов, в которых есть только непарные согласные. Хоть эти согласные и парные, Но все же они очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее отчетливо и звучат с меньшей продолжительностью (т. е. редуцированы).

    Сколько пар глухих согласных образовано?

    Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции в конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким согласным иногда становятся звонкими. Когда буквы, обычно обозначающие глухие согласные, при озвучивании обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам транскрипции. В задачах, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «подводные камни», провоцирующие ошибки.

    Слова, которые могут состоять только из гласных, возможны, но согласные также необходимы. В русском языке гораздо больше согласных, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своем пути препятствие. В русском языке есть два вида барьеров: щель и дужка — это два основных способа образования согласных.

    Смычок, второй тип артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Воздушный поток резко преодолевает это препятствие, звуки короткие и энергичные. Давайте сравним слова: дом и кошка. В каждом слове 1 гласный звук и 2 согласные.

    2) перед ними звонкости парных глухих согласных не происходит (т. е. позиция перед ними сильная по глухости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет жестко-мягкой пары. В школьных учебниках сказано, что и непарны по твердости и мягкости. Как же так? Ведь мы слышим, что звук — это мягкий аналог звука. Когда я сам учился в школе, я не мог понять, почему?

    Согласные звуки парные по звонкости-глухости

    Путаница возникает из-за того, что в школьных учебниках не учтено, что звук тоже протяжный, но не твердый. Пары – это звуки, отличающиеся только одним признаком. И и — два. Следовательно, они не являются парами. Во-первых, ребята часто сначала смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст почву для такой путаницы, спровоцирует ошибку.

    Нужно понять, осмыслить, а потом вспомнить, что на самом деле звуки и пара не образуют твердость-мягкость. Важны условия, в которых встречается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, позиция перед гласной, позиция перед согласной — все это разные позиции.

    В безударных слогах гласные претерпевают изменения: они укорачиваются и произносятся не так отчетливо, как под ударением. Как при ударении, так и в безударном положении мы отчетливо слышим: , и пишем буквы, которыми принято обозначать эти звуки. Упрощенный. Но многие дети с хорошим слухом, отчетливо слыша, что звуки в следующих примерах разные, не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что это одни и те же звуки.

    Происходит уточнение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях возможно позиционное смягчение согласных в слабой позиции. Естественно, в школьной традиции не принято во всех подробностях излагать характеристики звуков и происходящие с ними позиционные изменения. Поэтому ниже приводится перечень позиционных изменений согласных по особенностям способа и места образования.

    Буква может обозначать качество предыдущего звука, например, в словах тень, пень, стрельба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от других согласных. В речи замена звуков может происходить под влиянием соседних звуков в слове. Знать сильные и слабые позиции согласных в слове важно для их правильного написания.

    Классификация согласных.

    Если человек произносит согласные, то он закрывает (хотя бы немного) рот, из-за этого получается шум. Но согласные шумят по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить приглушенные звуки, а на втором – звонкие.

    Звуки не имеют парных мягких звуков, они всегда твердые. Но не все согласные и буквы образуют пары. Те согласные, которые не имеют пар, называются непарными. Поселим в своих домах непарные согласные. Звуки второго дома еще называют звонкими, потому что они образуются с помощью голоса и почти без шума, они очень звонкие. В первую ставим те, в названиях которых можно услышать любые мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные твердые.

    Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.

    И тогда мы поймем, какую именно букву писать. Давайте вместе найдем этих одиночек в русском алфавите. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошел его верный рыцарь. И он спугнул муху. Отличная работа! То звонкий, то тише, Кот — кот, год — год. Разбирается без труда. И в конце напишем письмо правильно. Гласные без ударения обычно сохраняют свое звучание. Буквы е, е, ю, я играют двоякую роль в русской графике. Звук – это наименьшая единица звучащей речи. Каждое слово имеет звуковую оболочку, состоящую из звуков.

    Звуки делятся на гласные и согласные и имеют разную природу. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Икота считается нормативным произношением. неразличение Е и А в безударной позиции после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Одним словом, гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

    На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные и обозначать их на письме согласными буквами. Выясним, какие согласные называются парными и непарными по звонкости — глухими, сонорными и шипящими.

    Звонкие и глухие согласные

    Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, он выдыхает воздух из легких. Она проходит по дыхательному горлу в узкую гортань, где расположены специальные мышцы — голосовые связки. Если человек произносит согласные, то он закрывает (хотя бы немного) рот, из-за этого получается шум. Но согласные шумят по-разному.

    Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [н], а затем звук [б]. Когда мы произносили звук [б], связки туго натягивались и начинали дрожать. Эта дрожь превратилась в голос. У меня немного зазвенело в ушах.

    Аналогичный опыт можно провести, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится значительно громче, звонче. Ученые назвали такие звуки , звонкие , а звуки, состоящие только из шума — 9.0219 глухой.

    Согласные звуки, парные по звонкости-глухости

    Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить приглушенные звуки, а на втором – звонкие. Жители первого дома:

    Эти согласные называются парными по звонкости — глухости.

    Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные ()

    Они очень похожи друг на друга — настоящие «близнецы», произносятся почти одинаково: губы сложены одинаково, язык двигается одинаково. Но есть у них и пары по мягкости — жесткости. Давайте добавим их в дом.

    Звуки [ш] и [ш] не имеют парных мягких звуков, они всегда твердые … И их еще называют шипящие звуков.

    Все эти звуки обозначаются буквами:

    Непарные звонкие согласные

    Но не все согласные и буквы образуют пары. Те согласные, которые не имеют пар, называются непарными. Поселим в своих домах непарные согласные.

    Ко второму дому — непарных звонких согласных звуков:

    Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем доме он будет жить один. Эти звуки обозначаются на письме буквами:

    Звуки второго дома также называются звонкий потому что они образуются с помощью голоса и почти без шума, они очень звонкие. Слово «звонкий» в переводе с латинского «sonorus» означает звонкий.

    Непарные глухие согласные

    Поселимся в третьем доме непарные глухие согласные звуков:

    Запомним, что звук [ц] всегда твердый , а [ч’] и [щ’] — всегда мягкий. Непарные глухие согласные на письме обозначаются буквами:

    Звуки [ч’], [щ’] — шипящие звуков.

    Вот и заселили мы наш город согласными и буквами. Теперь сразу понятно, почему согласных 21, а звуков 36.

    Рис. 2. Звонкие и глухие согласные ()

    Закрепление знаний на практике

    Выполним задания.

    1. Рассмотри картинки и преврати одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: давайте вспомним пары согласных.

    д точка — точка

    б точек — почки

    ш ар — тепло

    удочка — утка

    2. Есть загадки, смысл которых заключается в знании согласных, они называются шарадами. Попробуйте их угадать:

    1) Сливаюсь в поле с глухим согласным,
    Звонком — я сам звоню в открытую . (Ухо это голос )

    2) С глухой — траву косит,
    Со звонкой — листья грызет. (Коса-коза)

    3) С «ух» — приятный, золотистый, очень сладкий и ароматный.
    Зимой бывает с буквой «эл», а весной исчезает . (Мед-лед)

    С целью развития умения произносить некоторые звуки, особенно шипящие, обучают скороговоркам. Скороговорка сначала рассказывается медленно, а потом ускоряется. Попробуем выучить скороговорки:

    1. Шесть мышей шуршат в камышах.
    2. У ежа есть еж, у ужа есть коряга.
    3. Два щенка грызут щетку в углу, щека к щеке.

    Итак, сегодня мы узнали, что согласные бывают звонкими и глухими и как эти звуки обозначаются на письме.

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Учебник / Учебник.
    1. Fictionbook.ru ().
    2. Deafnet.ru ().
    3. Samouchka.com.ua ().
    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 38, упражнения. 2; стр. 39, упражнение. 6; стр. 43, упражнение. 4.
    2. Подсчитайте, сколько звонких и глухих согласных в слове неудовлетворительно ? ( Звонких согласных — 9 — Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Ы, различных -6, глухих согласных — 2 — Т, Т, различных — 1.) .
    3. Прочтите пословицу: « Уметь вовремя сказать, вовремя промолчать.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *