Составить предложение сложноподчиненное: Сложноподчиненное предложение (СПП) — что это такое? Правила и примеры

Содержание

5 сложных предложений, как их составить?

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

У предложения есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами — сложными.

Содержание

сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений — примеры

    В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

    Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

    Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

    Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

    Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

    Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

    Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

    Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
    Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
    Первая грамматическая основа — река не замерзла. Вторая — волны чернели.

    Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

    Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки — однородные подлежащие, играли и веселились — однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

и, да, ни… ни

а, но, однако

или, либо, или… или,

да, да и, тоже, также

то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.

Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят — расспроси кто и зачем.

Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз — «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз — «что».

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение

Синтаксис.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение

Николенкова Н. В.

§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ ( = частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Таковым, например, будет предложение  Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4.  Предложение состоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру, свою группу подлежащего и сказуемого.

Было бы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как «части», формально равные простому предложению, но не являющиеся им.

Поэтому было бы неверно дать определение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единое целое. Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь его частью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменением структуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как  ни разу не был в школе  (зависимая часть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. — Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением). Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядок следования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этому правилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша.
— В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова , то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

сложные предложения
союзные                                                                      бессоюзные
сложносочиненные    сложноподчиненные 

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.
При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно нзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями.

ССП  делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями ( = с использованием соединительных союзов).
 К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся),  КАК…ТАК И.
Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу.  И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бедельником.

Всегда на одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть.

При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и  его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия «тогда» дополнительно придает  значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании «в то же время»: Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием «вдобавок»: Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие «поэтому» придает оттенок следствия: Буратино выглядил очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть.

  (ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение «и поэтому» в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. «Поэтому» — это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями ( = с использованием разделительных союзов).
К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении «Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила», — подумал папа Карло.  Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями ( = с использованием противительных союзов).
К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.
Предложения, относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или на сопоставление двух явлений.

Противопоставление выражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать азбуку, но он не мог справиться с желанием пойти в театр. Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации). Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин «Трех пескарей» внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом). Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным). 

Союз А чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналоги союза А – В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО. Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса его прекрасной возлюбленной. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализе предложения, многие рассматривают предложение как сложноподчиненное. В определенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы перечисляются в одном ряду с подчинительными . Мы бы рекомендовали для практики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.

4. ССП с присоединительными отношениями ( = с использованием присоединительных союзов).
К союзам этой группы относятся ДА И, ПРИЧЕМ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ.

Первые два из приведенных в списке союзов указывают на добавочность информации: Папа Карло решил отправится на поиски Буратино, да и Джузеппе советовал ему поехать путешествовать.

Союзы ТАКЖЕ и ТОЖЕ указывают на то, что сообщаемое в обеих частях соотносено между собой. При этом эти союзы стоят внутри второй части ССП, поэтому их, как и союз ЖЕ, часто теряют при анализе предложения и составлении схемы: Пьеро был счастлив видеть Мальвину, кукла с голубыми волосами тоже обрадовалась влюбленному в нее мальчику.

5. ССП с пояснительными отношениями ( = с использованием пояснительных союзов).
К союзам этой группы относятся всего два союза – ТО ЕСТЬ и А ИМЕННО. 

Предложения с использованием этих союзов обычно относятся к книжному стилю, они довольно редки в обычной речи, но мы все же попробуем привести пример: Старый сверчок предсказал Буратино полную опасностей жизнь, то есть он заранее предсказал все страшные приключения самого Буратино и его друзей.

6. ССП с градационными отношениями ( = с использованием градационных союзов).
К союзам этой группы относятся двойные союзы НЕ ТОЛЬКО…НО И , НЕ ТО ЧТОБЫ…НО: Не то чтобы Дуремар был злым человеком, но он всегда действовал для собственной выгоды. Не только противная Летучая Мышь была заодно с Алисой и Базилио, но и полицейские собаки оказались на их стороне.


Мы описали все типы ССП. Теперь, прежде чем дать задание, нам бы хотелось рассказать о тех сложностях, которые возникают у школьников и абитуриентов при ответе на вопрос о ССП.

Главная проблема подстерегает, когда вы приводите примеры разных ССП. Не все следят за тем, чтобы придуманное предложение имело две предикативные основы. Часто приведенный как ССП пример оказывается простым предложением, потому что сочинительный союз, верно использованный, соединяет два однородных члена – или два сказуемых, или два подлежащих. К примеру: *Не только Буратино, но и его друзья хотели разгадать тайну золотого ключика. *Было и темно, и холодно, и  страшно.
Поэтому наше первое задание будет связано именно с этим типом ошибки.

Задание 1.

Ниже дан текст, в котором использованы разные сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания и подчеркните ССП, охарактеризовав тип этого ССП.

И Коза и  её родственники и все остальные звери в лесу очень боялись волка. Они не только страшились оставлять детей дома одних но и  сами старались не гулять по лесу в одиночестве. Но жизнь требовала если и не постоянно то хоть изредка ходить по лесным магазинам для закупок продуктов питания. В это утро не то козлята плохо ели капустные листья не то коза сама поняла необходимость разнообразить рацион детей но после завтрака она собралась и сообщила детям что они остаются одни тогда как она, их мать, идет в супермаркет на противоположной стороне леса.
Козлята не расстроились. Все дети как в обычных семьях так и в звериных любят оставаться дома в одиночестве. Что за жизнь при родителях? Ни побегать ни в прятки поиграть ни киношку посмотреть. Они проводили мать и тотчас все вместе начали баловаться. Точнее баловались старшие братья в то время как младшая сестричка пыталась их угомонить. Шум в доме стоял невероятный и никто не обратил внимания на тихие шаги снаружи. То ли волка привлек необычный шум в соседнем доме то ли он видел уходящую по делам  козу но волк стоял под дверью и стучался. Козлята сначала не услышали стука однако сестричка обратила их внимание на непонятные звуки.
Козлята задали обычный в такой ситуации вопрос причем старались говорить очень строго. Волк представился мамой козой да дети не поверили. Они обнаружили подлог то есть голос говорящего был слишком толстый. Поэтому старший козленок велел непрошеному гостю уйти братья тоже присоединились к просьбе. При этом они все не только не испугались но даже и не сообразили, кто был гость.
Волк пошел к лесному кузнецу и тот выковал ему новый голос. Если голосок стал похож на козий то сам хищник никак не походил на козу однако глупые козлята все же обознались и открыли волку дверь и были тут же съедены страшным зверем. Младшая козочка однако спряталась. Как наказывала ей мать так и поступила девчушка.
Коза вернулась и увидела распахнутую настежь дверь и тут же все поняла. Ей стало плохо и она расплакалась. То ли по какой-то случайности то ли по воле сказочника по лесу шли охотники. Именно они помогли решить проблему и освободили козлят из волчьего брюха и тут сказка кончилась.


Вторая проблема возникает при расстановке знаков препинания в ССП. Обычное правило говорит о том, что запятая ставится между частями ССП. Исключения возможны при использовании союза И.
Запятая не ставится, если:
· обе части имеют общий второстепенный член: У Мальвины были большие серые глаза и голубые локоны опускались до пояса. В саду у девочки пели птицы и порхали разноцветные бабочки.
· объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены. «Необходимо померить ему температуру и надо попытаться дать ему касторку», — согласились оба доктора .
· общим для соединенных сочинительным союзом И двух частей оказывается придаточное предложение: Пока Буратино умывался, на столе появился завтрак и запахло свежесваренным кофе и сдобными булочками.
· части ССП имеют общее вводное слово. Чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам жителей Страны дураков, полицейские собаки постоянно рычат на них и они бояться в одиночку выходить на улицы. Может быть общим вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Буратино удалось спрятаться в кувшине и он смог подстушать разговор Карабаса и Дуремара.
· две соединенных союзом И части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: Это было похоже на чудо: за дверью оказлась волшебная страна и в центре сказочного города высился новый кукольный театр.
· если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: Кукол в этом театре мучают и не дают им возможности отдыхать между представлениями.
· более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: «Кто ты и что тебе нужно?» — злобно спросил Карабас.   «Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!» — мечтали запертые в тесных помещениях куклы.
Итак, чтобы верно расставить знаки перед «и», соединяющим части ССП, надо:
1. Определить, что перед вами сложное предложение, увидеть обе его основы.
2. Последовательно проверить, не подходит ли ваш пример под приведенные выше случаи непостановки запятой.
3. Если предложение не имеет в своем составе ничего, что позволило бы отказаться от запятой, поставить её.


Задание 2.

Расставьте знаки препинания между однородными членами предложения и ССП. Подчеркните ССП.

Посадил дед репку и выросла репка большая пребольшая. Огромный овощ был деду почти по пояс и угрожающе высовываясь из земли одним своим видом приводил деда в ужас. «Как же вырвать это из земли и куда я потом это дену?» — думал просыпаясь по ночам дед и расталкивая бабку пытался обсудить с ней вставшую проблему. Но бабка переворачивалась на другой бок не понимая проблем мужа и уверенная что все как-нибудь обойдется засыпала.
К концу лета репка заполнила почти весь огород и тем самым она погубила почти весь остальной урожай. Пока бабка пилила мужа и требовала выкопать овощ оказавшийся единственным продуктом питания семьи на будущую зиму наступили первые заморозки и репка намертво примерзла к грядке. Тогда дед надел теплые перчатки подаренные женой на прошлый Новый Год и пошел извлекать гигантский продукт из земли. Только даже после часа работы репка не поддавалась и измученный дед был вынужден позвать жену. Бабка убежденная как и все женщины что тянуть репку неженская работа долго ворчала и кряхтела и ругала деда за мужскую несостоятельность. Но потом она выглянула в окно и посмотрев на измученного мужа пожалела его и пошла помогать. Дед взялся за репку бабка за дедку и стало ясно что вдвоем они не справятся.
К счастью летние каникулы еще не кончились и гостившая у стариков внучка еще не уехала в город. Надо было звать её на помощь и необходимо было убедить избалованную девицу что её помощь действительно нужна. Поворчав внучка все же пришла в огород и увидев гигантское растение пришла в восторг. «Какая красавица и как здорово будет она смотреться на фотографии!» — воскликнула внучка впервые за три месяца отдыха увидев репку и побежала в дом за фотоаппаратом. Видя активность хозяйки за ней побежала её собачка огромный сенбернар по кличке Жучка и грозно рыча попыталась помочь в вытаскивании репки из грядки. Это надо было видеть: запыхавшийся дед держится за репку и вспотевшая бабка пытается держаться за мужа и внучка в модных босоножках схватилась за бабку и даже Жучка тянет внучку за подол с риском оторвать кусок дорогущего шифона. Но все усилия тщетны и репка остается в грядке.
Тогда внучка решается на крайнюю меру и приводит толстого и ленивого кота Ваську и требует помочь в уборке урожая. Но даже в такой компании: дед и бабка и внучка и Жучка и Васька – они не в силах окончательно вытащить репку из земли. Через полчаса напряженной работы все устали и дед объявил перекур. Все присели прямо на грядки несмотря на грязь и стали обдумывать дальнейшие действия. И только Васька задремал прижавшись к теплой спине Жучки и впав в блаженное состояние даже заурчал. И тут мимо Васьки пробежала мышка и почувствовав еду котяра незамедлительно проснулся. Правда он забыл про находящуюся рядом спину сенбернара и вцепившись в неё острыми когтями вызвал отчаян…ый вопль Жучки. Несчастная заорала и вскочила с грядки и прыгнула на внучку, а та падая вцепилась в конец бабкиного платка и потянув его на себя еще туже завязала узел у бабки на шее. Свет померк у бабки перед глазами и проклиная тот день когда она вышла замуж за деда что привело и к рождению внучки и к её приезду на каникулы и к описываемым событиям с репкой бабка из последних сил ухватилась за руку сидящего рядом мужа. От неожиданности дед заорал и вскочив на ноги схватился за что-то оказавшееся рядом и со всей силой дернул на себя. Через минуту вырванная из земли репка лежала вверх хвостиком на грядке и вся компания танцевала вокруг нее не веря неожиданному счастью.
Главную виновницу событий мышку так и не нашли и мы думаем что ей поужинал другой непосредственный виновник случившегося кот Васька.


Задание 3.

Мы бы очень рекомендовали всем школьникам попытаться составить связный текст, в котором объединить предложения с однородными членами, объединенными при помощи сочинительных союзов, и ССП. Это будет тренировкой для ответа на экзамене, а также поможет повторить правила пунктуации.

Страница 1 — 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Сложное предложение, типы сложных предложений – методическая разработка для учителей, Адилбаева Азиза Каражановна

Цель урока:

повторение сведений о сложном предложении, отработка умения различать типы сложных предложений, расставлять знаки препинания в предложении.

Задачи:

повторение, углубление и систематизация знаний о сложном предложении;

выработка умения составлять графические схемы;

тренировка навыка работы в малой группе.

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

распознавать сложные предложения, высказывать свои идеи, приводить примеры.

Большинство учащихся смогут:

работать в группе; применять знания в нестандартной ситуации.

Некоторые учащиеся смогут:

логически излагать свои мысли, аргументировать, слушать, анализировать и разъяснять выводы.

Ключевые идеи:

Использование стратегий критического мышления позволит ученикам развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в парах, группах.

Модули:

Новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании и обучении.

Ход урока 

Этапы урока

Навыки мышления

Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурсы

Форма и виды работы

1.Организационный момент

2 мин.

Приветствие.

Позитивное видео «Голубой вагон бежит, качается»

1. Делит на группы.

2. Психологический настрой на урок.

Делятся на группы

«ССП», «СПП», «БСП»

Настраиваются на урок

https://go.mail.ru/search_video?src=

go&fr=vbm9&sbmt=154825437929

1&q=голубой+вагон+бежит+

качается&us

 

2.Проверка знаний и умений учащихся

 

 

Знание

5 мин.

Стратегия «Корзина идей»

 

Учитель:

— Вы посмотрели небольшой позитивный ролик. Текст этой песни размещен на сайте

http://www. happy-kids.ru/page.php?id=730

Медленно минуты уплывают в даль, 
Встречи с ними ты уже не жди. 
И хотя нам прошлое немного жаль, 
Лучшее, конечно, впереди. 

Припев: 
Скатертью, скатертью 
Дальний путь стелется, 
И упирается прямо в небосклон. 
Каждому, каждому 
В лучшее верится… 
Катится, катится 
Голубой вагон. 
Может мы обидели кого-то зря, 
Календарь закроет старый лист. 
К новым приключениям спешим, друзья… 
Эй, прибавь-ка ходу, машинист! 

Припев. 

Голубой вагон бежит, качается, 
Скорый поезд набирает ход… 
Ах, зачем же этот день кончается, 
Пусть бы он тянулся целый год! 

 

-Обратите внимание-какие предложения встречаются в основном?

-Да, вы правильно заметили, в основном встречаются сложные предложения.

И мы сегодня будем говорить именно о сложных предложениях.

Задает вопросы, дает установку на раскрытие названия темы урока.

Отвечают на вопросы.

 

/СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ/

http://www.happy-kids.ru/page.php?id=730

Форма работы – фронтальная

 

Стратегия «Корзина идей»

Понимание

 

10 мин

Защита постера

Группа «ССП» — тема «Сложносочиненное предложение»

Группа «СПП» — тема «Сложноподчиненное предложение»

Группа «БСП» — тема «Бессоюзное сложное предложение»

 

КОНСПЕКТ

Типы сложных предложений

  1. Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены при помощи интонации: Светлеют сумерки седые, зарей окрасились снега. Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше.
  2. Сложносочиненное предложение это предложение, части которого равноправны по смыслу и соединены сочинительными союзами: Жди меня, и я вернусь. Сергеев хотел было отдохнуть и уже лег на диван, но вдруг кто-то постучал в дверь.
Сложноподчиненное предложение – это предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и соединено с ним подчинительным союзом или союзным словом: Когда я вышел на улицу, солнечный день был в разгаре. Вечерняя мгла стала чернеть, словно ее окрашивала чья-то невидимая рука.
Обобщает ответы учащихся

Работа с теоретическим материалом, размещенный на сайте itest.kz, где имеется опорный конспект.

Дают основное понятие сложным предложениям.

https://itest.kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_slozhnye_predlozheniya_i_

ikh_vidy_otlichie_slozhnykh_

predlozhenij_ot_prostykh_ru

Форма работы – групповая.

Вид работы – защита постера.

Применение

5 мин.

ВОПРОСЫ

  1. Выспится Саша (1) поднимется рано (2) чёрные косы завяжет у стана (3) и убежит (4) и в просторе полей сладко (5) и вольно дышится ей. Запятые в данном предложении надо поставить на месте цифр.
  2. Запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения:
  1. ВОПРОСЫ
  1. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным следствия:
  2. Люди (1) которые только (2) что высадились на эту неустроенную землю (3) и после далекого морского пути еще не знали (4) где проведут предстоящую ночь (5) слушали концерт. Запятые в данном предложении надо поставить на месте цифр.

ВОПРОСЫ

  1. Двоеточие следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения:
  2. Назвался груздем – полезай в кузов. Смысловые отношения между частями данного бессоюзного сложного предложения:
Наблюдает, обращает внимание, способствует, помогает.

Отвечают на вопросы, размещенные на сайте itest.kz.

Объясняют постановку знаков препинания.

https://itest.kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_slozhnye_predlozheniya

_i_ikh_vidy_otlichie_slozhnykh

_predlozhenij_ot_prostykh_ru

 

 

 

https://itest.kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_

slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_i_ikh_vidy_ru

 

 

 

https://itest. kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_

bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya_i_

punktuacziya_v_nikh_russkij_yazyk_s

intaksis_i_punktuacziya_ru

Форма работы – фронтальная, вид работы – устные ответы на вопросы.

Анализ

8 мин.

Учитель:

Необходимость здорового образа жизни пришла к нам не случайно. С улучшением качества жизни, появлением благ цивилизации у людей появилось желание прожить как можно более долгую жизнь, до глубокой старости сохраняя физическую активность и ясность ума.

Для этого в первую очередь необходимо соблюдать личную гигиену.

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Почему необходимо соблюдать личную гигиену?

Каждый день мы подвергаемся воздействию миллионов микроорганизмов, одни из которых безвредные, а другие – болезнетворные (патогенные). Наш организм развил ряд защитных механизмов, блокирующих проникновение патогенов в организм. Кожа обеспечивает механический барьер, а волоски в лёгких (реснички) выталкивают патогенные микроорганизмы, попадающие в слизистую. Тем не менее, необходимо соблюдать чистоту, так как это способствует уменьшению и предотвращению распространения заболевания. Например, нерегулярная чистка зубов способствовала увеличению вероятности сердечного заболевания. Считалось, что бактерии ротовой полости могут проникнуть в кровоток через воспаленные десна, где они будут вырабатывать белок, который вызывает свертывание тромбоцитов в крови; это может привести к сердечным приступам и инсультам. Также желательно принимать душ в течение дня. Необходимо мыть руки чаще, обязательно после туалета, перед приготовлением и употреблением пищи.

Задание: /письменно/

Найти сложные предложения, определить их тип, объяснить постановку знаков препинания, начертить схему.
Наблюдает, обращает внимание, проверяет, исправляет.

Работа по тексту

 с использованием twig-bilim.kz.

/по предмету «биология», в разделе «Учебные материалы»/

 

Объясняют, делают выводы

https://twig-bilim.kz/ru/learning-materials/healthy-living-health-and-disease

Форма работы – индивидуальная, вид работы – упражнение.

Синтез

8 мин.

Учащиеся выполняют тест трех видов: на ССП, СПП, БСП. Контролирует, исправляет.

Работа с тестом, размещенный на сайте itest.kz.

Обобщают свои знания, указывают верные ответы, делают работу над ошибками.

https://itest.kz/ru/exam-test?test_id=319253832

 

https://itest. kz/ru/exam-test?test_id=383848796

 

https://itest.kz/ru/exam-test?test_id=246961814

Форма работы – индивидуальная, вид работы – тест.

3. Подведение итогов урока.

Оценка

2 мин.

РЕФЛЕКСИЯ

Сделайте выводы о сложных предложениях в виде SMS-сообщения.

 

Дом.задание: написать эссе на тему: «Радость-это…«

Подводит итог Пишут выводы по теме, дают обратную связь.  

Форма работы – индивидуальная, вид работы – SMS-сообщение.

           

 

Отрицательные стороны урока——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Положительные  стороны урока————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Как составить сложное предложение

9 марта 2015 г.

от Hasa

Чтение через 4 мин.

Знание того, как составить сложное предложение, может быть очень важно, когда вы пишете научную работу. Это не обязательно означает, что знание того, как составить сложное предложение, бесполезно для других людей; это полезно всем. Если ваш текст состоит только из простых предложений, качество того, что вы представляете, иногда может ухудшиться. Это потому, что сочинения, в которых есть связные сложные предложения, ценятся больше, особенно в академических сочинениях. Однако это не означает, что писать простые предложения не принято. Хороший текст будет содержать и то, и другое. Итак, в этой статье мы увидим, как мы можем составить сложное предложение.

Определение сложного предложения

Сложное предложение состоит из одного независимого и по крайней мере одного зависимого предложения . Может быть более одного зависимого предложения. Союзы соединяют эти предложения вместе, чтобы сделать полное предложение. Это отличается от простого предложения, поскольку простое предложение содержит только одно независимое предложение. Предложение  – это группа предложений, содержащих подлежащее и глагол . Давайте сначала посмотрим, как выглядит простое предложение.

«Она нашла корзину».

«Корзина была спрятана за кустом».

Здесь в каждом предложении дается одна основная идея, и эта идея завершена. Основными элементами простого предложения являются подлежащее, глагол и законченная мысль. Эти два примера содержат все эти элементы.

Давайте теперь посмотрим на пример сложного предложения.

«Она нашла корзину, спрятанную за кустом».

В приведенном выше предложении основным или независимым предложением является «она нашла корзину». Это дает полное представление, и вам не нужна дополнительная часть, чтобы найти полное значение. Тогда у нас есть «был спрятан за кустом» в придаточном предложении. Без независимого предложения это предложение не имеет никакого значения. Вот почему оно известно как зависимое предложение. Союз «это» соединяет зависимое и независимое предложения вместе, образуя осмысленное сложное предложение.

‘Она нашла корзину, спрятанную за кустом’.

 

Составление сложного предложения

Чтобы составить сложное предложение, вы должны сначала иметь основную идею того, что вы хотите написать. Допустим, мы хотим написать предложение о написании чего-либо. Главное предложение или независимое предложение будет следующим.

«Она начала писать письмо».

Это предложение имеет полный смысл, потому что мы описываем то, что кто-то сделал. Кто-то начал писать письмо. Затем, чтобы сделать это предложение сложным, нам нужно добавить некоторые другие части, которые усилят смысл предложения. Какой тип информации мы должны добавить? Мы можем кое-что сказать о причине, по которой она пишет. Допустим, она забыла написать его раньше. Чтобы добавить эту часть в предложение, нам нужен союз. Поскольку это причина, мы можем использовать союз потому что.

«Она начала писать письмо, потому что забыла написать его раньше».

Если мы прервем это предложение, оно будет выглядеть следующим образом.

Она начала писать письмо + потому что + забыла написать его раньше.

Мы можем добавить к этому предложению еще одно зависимое предложение. Мы можем добавить предложение, в котором говорится о времени, когда она начала писать письмо.

«Во время просмотра матча она начала писать письмо, потому что забыла написать его раньше».

Теперь предложение выглядит следующим образом, если мы его разберем.

Пока + смотрела матч + начала писать письмо + потому что + забыла его написать раньше.

Самое новое предложение добавляется с помощью союза while. Теперь, если присмотреться, то можно увидеть, что «смотрит матч» и «она забыла написать это раньше» сами по себе не имеют полного смысла. Им нужна помощь независимого предложения «она начала писать письмо» 9. 0003

 

 

«Во время просмотра матча она начала писать письмо, потому что забыла написать его раньше». пишу.

Резюме:

Простое предложение содержит только одно независимое предложение. Сложное предложение состоит из одного независимого предложения и по крайней мере одного зависимого предложения. Союзы соединяют эти предложения, образуя сложное предложение. Чтобы составить сложное предложение, сначала вам нужно найти главную мысль, которую вы можете превратить в независимое главное предложение. Затем вы можете добавить дополнительную информацию, используя зависимые предложения. Союзы помогут вам соединить эти зависимые предложения с вашим независимым предложением.

Изображения предоставлены:

  1. Basket by Wicker Paradise (CC BY 2.0) 
  2. Женщина пишет письмо c. 1655 через Wikicommons (общественное достояние)

Об авторе: Хаса

Хаса имеет степень бакалавра в области английского, французского языков и переводоведения. В настоящее время она учится на степень магистра английского языка. В сферу ее интересов входят литература, язык, лингвистика, а также еда.

Просмотреть все сообщения

Вам также могут понравиться эти

Сложные предложения: определение, построение и многое другое

Сложные предложения не так сложны, как следует из названия. Все, что нужно сделать, это разобраться в методах формулирования этих предложений, помеченных как «сложные». Читайте подробные советы по построению этих предложений, а также все важные определения и части, из которых они состоят.

Определение сложного предложения

Сложные предложения — это как минимум два предложения, соединенных вместе. Один независимый пункт и по крайней мере один зависимый пункт соединены подчинительными союзами, чтобы составить одно полное предложение. Предложения — это простые предложения, что означает, что у них есть собственное подлежащее и глагол (ы). Не будучи привязанным к Независимому пункту, Зависимый(е) не передает полного смысла, в отличие от Независимого.

Формирование сложного предложения

Каждое сложное предложение можно разбить на три части. Имея четкое представление о каждой из этих частей, любой может построить совершенные сложные предложения, не уделяя каждый раз слишком много внимания их фактическому формированию. Ознакомьтесь с формулой построения сложных предложений без ошибок.

Independent Clause + ( Subordinating Conjunction + Dependent Clause)  

Or,

(Subordinating Conjunction + Dependent Clause) + ( , ) + Независимый пункт

Предложение «до тех пор, пока» является подчинительным союзом, а «пока дождь не прекратился» является зависимым предложением.

«Если вы хотите продолжить, пожалуйста, сделайте» — с другой стороны, имеет «Если» в качестве подчинительного союза, «Если вы хотите продолжить» в качестве зависимого предложения перед всеми важными запятыми (,), что за которым следует Независимая оговорка «Пожалуйста, сделайте».

 

Другие примеры: 

  • Когда я легла спать, сова ухнула.
  • Я знаю парня, который тебя сдал.
  • Я был как рыба в воде, когда вышел на сцену, чтобы прочитать стихотворение.

Дополнительные примеры сложных предложений

Части сложных предложений

Немного сказано обо всех трех частях сложного предложения ниже для ясного представления о том, как они работают и для какой цели они служат в качестве предложений в английском языке. Давайте посмотрим —

1.  Независимая статья

Независимая статья — это полные предложения, которые передают полный смысл без посторонней помощи. Это твердые основания сложных предложений. Если не было необходимости увеличивать длину выражения с добавлением условий или соответствующей информации, эти предложения могут твердо стоять на своем.

«Мои друзья любят посплетничать за чаем , пока они не спешат домой». — Независимая оговорка здесь звучит так: «Мои друзья любят посплетничать за чаем», поскольку она сама по себе передает ясный и полный смысл, и не остается возможности для добавления дополнительной информации.

Другие примеры:

  • Полицейская машина пересекла наш велосипед , когда мы ехали на пляж.
  • Прежде чем мы вышли из дома, мы договорились о встрече .
  • Это была непростая задача , так как они уже были в пути.

2.  Зависимая статья

Зависимая статья является полной противоположностью независимой статьи. Они зависят от других независимых или зависимых предложений поблизости, чтобы создать полный смысл. Это берет эстафету от независимых предложений и сохраняет смысл, чтобы по крайней мере два предложения содержали информацию в одном сложном предложении.

«Я продолжал идти , пока не показался маяк. » — Зависимая оговорка здесь «Пока маяк не был в поле зрения», так как она не может передать полный смысл сама по себе и требует, чтобы Независимая оговорка выполняла ее.

Другие примеры:

  • Не выходите из номера , если вы не зарегистрировали .
  • Так как мы должны были добраться до берега реки, мы начали грести на лодке.
  • Они любили смотреть аниме , когда было время .

3.  Подчинительный союз

Союзы, которые соединяют или связывают зависимые и независимые предложения для построения сложных предложений, в частности, называются подчинительными союзами. К этим словам или фразам можно добавить дополнительную информацию. Часто между предложениями, связанными подчинительными союзами, существует причинно-следственная связь.

Например: «Я болтал, а должен был промолчать». — Подчинительный союз здесь «Принимая во внимание», потому что он связывает два предложения, а также прикреплен к зависимому предложению.

Другие примеры:

  • Путешественникам нравится путешествие , потому что это лучшая часть.
  • Нравится тебе это или нет, но я буду следовать своему сердцу.
  • Пейте достаточно воды если не хотите обезвоживания.

Запятая: В большом количестве сложных предложений присутствует крошечный знак препинания, и это «запятая». В них довольно сложно игнорировать его важность, поскольку предложения остаются запутанными и неполными без правильного использования запятых. Когда предложение начинается с подчинительного союза, а за ним следует зависимое предложение, запятая ставится перед независимым предложением. «Однако» обычно имеет две запятые по обе стороны от него, «принимая во внимание» — одну запятую перед ним и так далее. Запятая помогает разделить два или более предложения в сложных предложениях и устраняет ненужную путаницу относительно того, где сделать паузу.

Например, «Перед тем как выйти из дома (,) мы договорились о встрече». — Запятая здесь указывает, где сделать паузу в речи, чтобы два предложения были правильно разделены и чтение стало цельным. Без запятой или паузы читатель будет читать дальше, и ему будет трудно разделить два предложения для четкого понимания.

Другие примеры:

  • Если бы вы знали меня ( , ), это не было бы проблемой.
  • Каким бы ты ни был, меня это не касается ( , ) Мне просто нужен результат.
  • Хоть мы и планировали уйти пораньше ( , ) дождь не позволил.

 

Преобразование: простое предложение в сложное

Научившись преобразовывать простые предложения в сложные, учащиеся получают четкое представление о том, как именно строятся сложные предложения. Изменение форм предложений (простых, сложных и составных) без изменения их значения называется трансформацией предложений в соответствии с английской грамматикой.

Простое предложение: Раненый тигр свиреп.

Сложное предложение: Тигр , раненый , свиреп.

Разрывная часть простого предложения разбивается на фразу, содержащую подчинительный союз, в то время как остальная часть предложения остается нетронутой. Два предложения (по крайней мере, одно зависимое и одно независимое), связанные подчинительным союзом, будут сложным предложением.

П.С. Остерегайтесь путать сложные и составные предложения и использовать союзы правильного типа.

Это очень простая конструкция сложных предложений. Можно добавить дополнительные слои, чтобы сделать предложения более длинными и сложными по своему характеру, увеличив количество зависимых предложений, а также правильных знаков препинания (запятая, точка с запятой и т. д.).

 

Сложные предложения

  • Какие три типа предложений есть во французском языке?
  • Придаточные предложения во французском языке
  • Придаточные предложения во французском языке
  • Придаточные предложения во французском языке
  • Придаточные предложения
  • Придаточные предложения
  • Придаточные предложения
  • Причастные предложения
  • Онлайн-упражнения для улучшения вашего французского языка

Что такое сложное предложение?

Предложение, содержащее два или более спряженных глагола, известно как сложное предложение (une фразовое комплексное). Эти предложения состоят из двух или более предложений, в то время как простые предложения (простые фразы) содержат только один спряженный глагол и, следовательно, только одно предложение.

Предложение — это группа слов, основанная на глаголе. Глагол предложения почти всегда спрягается, однако есть некоторые исключения.

Примеры:
Кухня Фионы для ваших приглашений. Фиона готовит для своих гостей.
один глагол = одно предложение
Fiona a oublié d’acheter du lait quand elle a fait lescourses. Фиона забыла купить молоко, когда ходила по магазинам.
два глагола = два предложения
Fiona va vite acheter du lait avant que ses invités coment et elle termine le десерт à temps. Фиона быстро идет за молоком до прихода гостей и доедает десерт вовремя.
три глагола = три предложения

Читайте дальше, чтобы узнать о трех различных типах предложений во французской грамматике, а также о различных способах их сочетания. Не забудьте проверить, поняли ли вы тему в бесплатных интерактивных упражнениях!

Какие три типа предложений есть во французском языке?

Во французской грамматике существует три основных типа придаточных предложений:

  • Независимая придаточная часть (une proposition indépendante) — простое предложение, не имеющее связи с другой придаточной частью. Они существуют изолированно.
    Пример:
    Фиона выпейте временный десерт. Фиона доела десерт вовремя.
  • А придаточная статья (une proposition subordonnée) также известен как зависимый пункт , потому что они не могут сами по себе составить предложение; они всегда существуют по отношению к другому предложению. Существует несколько различных типов придаточных предложений.
    Пример:
    Fiona a oublié d’acheter du lait quand elle a fait lescourses. Фиона забыла купить молоко, когда ходила по магазинам.
    Фраза quand elle a fait descourses сама по себе не имеет смысла: она имеет смысл только в том случае, если ей предшествует цифра 9.0444 Fiona a oublié d’acheter du lait.
  • Главное предложение (une proposition Principale) похоже на независимое предложение, но главное отличие состоит в том, что оно также вводит придаточное предложение. В отличие от придаточных предложений, главные предложения часто сохраняют свое значение, даже если мы удаляем придаточное предложение.
    Пример:
    Fiona a oublié d’acheter du lait quand elle a fait lescourses. Фиона забыла купить молока, когда пошла за покупками.
    Пункт Fiona a oublié d’acheter du lait по-прежнему имеет смысл, даже если убрать придаточный пункт quand elle a fait du курсы .

Существуют различные способы соединения пунктов вместе:

Сопоставление предложений во французском языке

Когда мы соединяем два независимых предложения запятой или точкой с запятой во французском языке, они сопоставляются.

Пример:
Fiona a un problème, elle a oublié d’acheter du lait. У Фионы проблема, она забыла купить молоко.
два глагола = два предложения
Оба предложения имеют смысл независимо друг от друга, однако они связаны запятой.

Сочинительные предложения во французском языке

Чтобы объединить два независимых предложения, мы используем сочинительный союз, такой как mais, ou, et, donc или, ni, car.

Пример:
Le gâteau de Fiona est délicieux et ses invités sot content. Торт Фионы вкусный, и гости довольны.
два глагола = два предложения
Оба предложения имеют смысл независимо друг от друга, но связаны союзом и .

Придаточные предложения во французском языке

Придаточные предложения всегда зависят от главного предложения; они не имеют смысла в одиночку. Мы можем распознать придаточные предложения в предложении, потому что они обычно вводятся союзом или относительным местоимением. Исключение составляют причастные и инфинитивные предложения.

Пример:
Fiona a oublié d’acheter du lait quand elle a fait ducourses. Фиона забыла купить молока, когда пошла за покупками.
Придаточное предложение quand elle a fait ducourses не имеет смысла без основного предложения Fiona a oublié d’acheter du lait.

Существуют различные типы придаточных предложений:

  • Придаточные предложения
  • Причастные обороты
  • Придаточные предложения
  • Существительные пункты

Ознакомьтесь с обзором каждого типа оговорки французского языка.

Придаточные предложения

Придаточные предложения (les propositions subordonnées родственники) дают больше информации о существительном без необходимости начинать новое предложение. Они вводятся относительным местоимением, таким как que . Для получения дополнительной информации посетите нашу страницу, посвященную относительным предложениям во французской грамматике.

Пример:
Приглашаем вас на adoré le gâteau que Фиона перед фактом. Гостям очень понравился торт, который приготовила Фиона.
два глагола = два предложения
Пункт Les invités ont adoré le gâteau имеет смысл даже без подчиненного относительного предложения.
Напротив, пункт que Fiona a fait не может функционировать сам по себе, без существительного gâteau в главном предложении он не имеет смысла.

Придаточные существительные

Придаточные существительные, также известные как дополнительные предложения (les propositions subordonnées completives), относятся к глаголу в главном предложении и почти всегда выступают в качестве прямого дополнения в предложении. Они особенны тем, что не могут занимать другую позицию и не могут быть удалены из предложения. Прочитайте о трех различных типах придаточных предложений существительных во французской грамматике.

Пример:
Les invités pensent que le gâteau de Fiona est délicieux. Гости считают торт Фионы вкусным.
два глагола = два предложения
Придаточное предложение que le gâteau de Fiona est délicieux относится к глаголу pensent . Оно действует как прямое дополнение в предложении (les invités pensent quoi?).
Пункт Les invités pensent является основным пунктом.

Придаточные предложения

Придаточные предложения (les propositions subordonnées circonstancielles) относятся к главному предложению и всегда вводятся союзом. Эти союзы отвечают на такие вопросы, как когда?, как?, почему? и т.д.

Чтобы узнать больше, посетите наш раздел, посвященный наречным предложениям во французской грамматике.

Примеры:
Fiona doit retourner au supermarché parce qu’elle a oublié d’acheter du lait. Фиона должна пойти в супермаркет, потому что забыла купить молоко.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *