Глухие и звонкие согласные звуки ⋆ Великий русский язык
Глухие и звонкие согласные звуки
admin
Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.
Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.
Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума.
Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания). Во фразе «Степка, хочешь шец?» – «Фи!» содержатся все глухие согласные (парные по твердости / мягкости –
только в твердой или мягкой разновидности).
По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары. Звуки в паре должны различаться только одним признаком, в
данном случае глухостью / звонкостью.
Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш].
Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Сказанное можно обобщить в следующей таблице:
парные (11 пар) | непарные | |
звонкие | б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ | л л’ м м’ н н’ р р’ й’ |
глухие | п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ | х х’ ц ч’ щ’ |
Если в речи носителя языка присутствует долгий звук [ж’], то он является звонкой парой к согласному [щ’]. В этом случае пар по глухости / звонкости 12.
Позиционное оглушение / озвончение
В русском языке в определенных позициях встречаются и глухие, и звонкие согласные звуки. Это положение перед гласными (том [том] – дом [дом]) и перед согласными [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] (свой [свой’] – звон [звон], смела [см’ила́] – размела [разм’ила́], срой [срой’] – разрой [разро́й’]). Эти позиции являются сильными по глухости / звонкости.
Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.
Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)
1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];
2) перед глухими: будка [бу́тка].
Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’ба́].
Артикуляционное уподобление звуков обозначается в фонетике термином ассимиляция. В результате ассимиляции могут возникать долгие согласные, возникающие при сочетании одинаковых звуков. В транскрипции долгота согласного обозначается чертой сверху или двоеточием после согласного (ванна [ва́на] или [ва́н:а]). Направление воздействия – от последующего звука к предшествующему (регрессивная ассимиляция).
Отражение глухости/звонкости согласных на письме
На письме при помощи специальных согласных букв (там – дам) отражается только самостоятельная глухость / звонкость согласных. Позиционная глухость / звонкость (результат позиционного оглушения / озвончения) на письме не отражается, как и большинство других позиционных фонетических изменений.
Исключение составляет:
1) правописание приставок на с/з-:
рас-сыпать, раз-бить; отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как отражается только уподобление по глухости / звонкости, но не по признакам, связанным с местом образования преграды у согласного: расшевелить [рашыв’ил’и́т’],
2) правописание некоторых заимствований: транскрипция – транскрибировать.
Звуковая таблица гласных и согласных. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к»], [п], [п»], [с], [с»], [т], [т»], [ф], [ф»], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
- Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные.
Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать
Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ‘ ] свидетельствует о мягкости произношения.
Вконтакте
Звуки разделены на:
- Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
- Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.
Согласные разделяют на:
- глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
- твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.
Буквы, обозначающие согласные звуки
Глухие
Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.
Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.
Звонкие
При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.
К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.
Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.
Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).
Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.
Парные согласные
Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Непарные согласные
Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.
Непарные согласные разделяются на:
- соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
- шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!
Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!
Непарные согласные
Твердые и мягкие
Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.
При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка
.В речи звучание определяет последующая за согласным буква.
Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.
Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .
Пример различия:
Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.
Фонетическая транскрипция:
[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].
Правила произношения:
- твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
- мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
- твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
- согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
- всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
- исключения из правил:
- всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
- всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.
Вступление
В русском языке все буквы, как гласные, так и согласные буквы являются его основой. Ведь благодаря буквам образуются слоги, а с помощью слогов мы составляем слова, со слов выражения, предложения и так далее.
Но сегодняшний урок мы начнем с изучения согласных букв русского языка.
Согласные буквы
Различают согласные буквы и звуки. Что же это за такие буквы, которые называются согласными? Чтобы понять, что такое согласные буквы давайте узнаем о происхождении слова «согласные». А называются они так потому, что всегда идут рядом с гласными или вместе с гласными.
Между согласными буквами и гласными существует кардинальное различие. Если вспомнить о том, что все гласные можно легко тянуть или даже пропеть, то согласные буквы нужно произносить максимально коротко. Исключением являются только шипящие согласные буквы, поскольку их тоже имеется возможность тянуть.
В алфавите русского языка насчитывается двадцать одна согласная буква и 37 согласных звуков.
Согласные звуки
Звонкие и глухие звуки
Согласные буквы разделяются на звонкие и глухие звуки. Вот обратите внимание на буквы, которые написаны по парам. Если внимательно посмотреть, то в каждой паре имеется одна буква, имеющая глухой звук, а другая — звонкий.
Глухие буквы означают глухой звук, а когда их произносим мы слышим лишь шум, в то время как произнося звонкие буквы, мы можем услышать уже не только шум, но и голос.
Б – П, З – С, Д – Т, Г – К
Но в данный момент мы видим буквы, имеющие пару. Данных пар в русском языке можно насчитать одиннадцать штук. Но не всем буквам достались пары, поэтому в русском алфавите есть еще и непарные звонкие, а также непарные глухие.
Упражнение: Придумайте слова к парным звонким и глухим звукам.
Мягкие и твердые звуки
Кроме звонких и глухих буквы алфавита могут иметь мягкие и твердые согласные звуки.
Во время произношения звуков в соответствии с тем, какой звук мы произносим, меняется положение нашего языка. При произношении мягких согласных наш язык принимает одно положение, а при твердых – совершенно иное.
Теперь давайте попробуем произнести вначале мягкие звуки, а потом твердые. Если вы заметили, то при произношении мягких согласных, мы язык немножко сдвигаем вперед и при этом слегка приподнимается его средняя часть. А вот когда мы произносим твердые согласные, то наш язык слегка оттягивается назад.
Гласные буквы и звуки в русском языке
Сейчас предлагаем вам вспомнить, гласные звуки и буквы какие есть в русском языке. Этих букв нас всего десять:
Произнося гласные звуки, в отличие от согласных, во время произношения мы можем их тянуть или пропеть, и при этом ощущаем, как воздух проходит через всю ротовую полость, и мы четко слышим свой голос.
Упражнение 1.
Напишите слово роза
1. Смените в этом слове букву з на с.
2. Какое слово получилось?
3. Что теперь изменилось в третьем звуке, и как он стал звучать?
4. Назовите все гласные буквы в этом слове?
5. Какие согласные звуки в этом слове?
Упражнение 2.
Кот, сок, мал, пир, лук, бал
1. Замените в данных словах гласные буквы на другие гласные.
2. Какие слова вы получили?
3. Запишите новые слова, которые у вас получились.
4. Как читаются гласные звуки в предыдущих словах?
5. Как нужно читать звуки, твердо или мягко, в вновь образованных словах?
Домашнее задание
1. Гласные и согласные буквы — в чем их отличие?
2. А чем отличие букв от звуков?
3. Совпадает ли количество букв русского алфавита с количеством звуков?
4. Почему в русском языке гласных звуков меньше, чем гласных букв?
5. Как вы можете объяснить, почему звуков больше, чем букв?
6. На какие виды делятся согласные звуки?
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме — обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б»], [з»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [п»], [р»], [ф»], [г»], [х»].
Согласные звуки делятся на:
- мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова — [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль — [мол’], мел — [м’эл], калитка — [кал’итка], пир — [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген — [г»эн], лён — [л»он], диск — [д»ыск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ»ука], [хор], [цар»], [ч»ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р»], [п] — [п»], [м] — [м»], [в] — [в»], [д] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [з] — [з»], [б] — [б»], [г] — [г»], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | бал | б» | битва | |
в | вой | в» | веко | |
г | гараж | г» | герой | |
д | дыра | д» | дёготь | |
з | зола | з» | зевок | |
к | кум | к» | кеды | |
л | лоза | л» | листва | |
м | март | м» | месяц | |
н | нога | н» | нежность | |
п | паук | п» | песня | |
р | рост | р» | ревень | |
с | соль | с» | сено | |
т | туча | т» | терпение | |
ф | фосфор | ф» | фирма | |
х | худоба | х» | химия | |
Непарные | ж | жираф | ч | чудо |
ш | ширма | щ | лещина | |
ц | цель | й | войлок |
Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные | Л, М, Н, Р, Й | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных —
Десять гласных отнимите,
Знаки — твердый, мягкий —
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж — тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й — только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон — используем в игре.
В русском языке 33 буквы образующие 42 звука, шесть из которых гласных, остальные – согласные. Откуда же их столько взялось, ведь буквы – Ь, Ъ, Я, Е, Ю, Ё звуков не обозначают? Очень сложно осилить и понять такую информацию не только первокласснику, но и взрослому. Давайте разберемся по порядку, по-простому, подкрепляя правила незамысловатыми примерами.
Сколько в русском языке гласных звуков – основное понятие
Справка: буквы – это символы, которые мы видим и пишем, звук можно только услышать и произнести, а знака у него нет.
Учимся различать:
- скажите по слогам, растягивая первый слог в слове – мама. Вы слышите чистое одинарное звучание звука А – М-а-а. Теперь скажите слово – ёлка, обращая внимание на первый слог. Прислушайтесь – Ё звучит как “йо”, то есть звук двойной;
- закрепим материал: куст, здесь – [у], юла – “ю” слышится как [йу]. Оля – [о][йа], ель – [йэ], ёжик – [йо][и];
- как видите, у букв – Е, Ё, Ю, Я нет своих звуков, каждый из них состоит из 2-х чужих, позаимствованных у других букв: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Именно поэтому их считают буквами;
- теперь про твердый и мягкий знаки: один выполняет разделительную функцию, другой – смягчает буковки в словосочетаниях, и так как мы их не слышим, они не звуки.
Сколько в русском языке согласных звуков – подразделения
Согласный буквенный ряд насчитывает 21 букву, звуков – 36.
- Пятнадцать букв – Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х обладают двойным звучанием: мягким – белье [б′] и твердым – баран [б], иначе говоря, в одной букве – два звука. Итого – 15 х 2 = 30 звуков.
- У самых мягких буковок – Й, Ч, Щ по одному звуку.
- Только твердые звуки выходят при произношении – Ж, Ш, Ц (тоже по одному звуку на букву).
Считаем: 30 + 3 +3 = 36 согласных звуков.
Сколько в русском языке гласных и согласных звуков – дополнительная информация
- Согласные звуки делятся на звонкие – четко слышимые при разговорной речи (жар) и глухие, произношение которых похоже на шепот (сон, шум).
- Звонкие/глухие объединены в пары, которые легко запоминаются – б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с, остальные звуки непарные – [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
- Звонкий звук при произнесении может оглушаться, а глухой – становиться слышимым: бровь – слышим – брофь, ягодка – говорим – ягатка. В этом случае найдите проверочное слово, чтобы после этого согласного шел гласный – брови, ягоды. Исключение (нужно запомнить) – космонавт, вокзал, зигзаг и другие.
- Шипящие – Ж и Ш при наличии твердого звучания – Ы, пишутся с мягким гласным – И (камыши, живот, живность). Звуки Ч и Щ при мягкой озвучке (Я-Ю), пишутся с твердыми гласными – А-У. Например: щавель, грачата, щука, чудо.
- Есть среди согласных и непроизносимые, которые проверяются по родственному слову с четким звучанием: тростник – тросточка.
- Некоторые звуки нам только слышатся. К примеру: искусный, чудесный, небесный звучат со звуком “Т”, но его там нет. На этот счет есть смешной стишок, заучите его и – пишите правильно.
Соотнесения буквы и звука очень важно для правильного произношения и написания, поэтому хорошенько изучите представленный материал и постарайтесь доступно донести его до ребенка.
Percpetion Lecture Notes: Восприятие речи
Percpetion Lecture Notes: Восприятие речиЧто вы должны знать из этой лекции
- Фонема, форманта, формантный переход
- Спектрограмма
- Слуховая кора
- Афазия: зона Вернике, зона Брока
- Неспособность к обучению языку
- Кохлеарные импланты
Анализ речи. К понять кое-что о восприятии речи, надо начинать с элементы самой речи. Разговорный язык состоит из последовательности дискретные объекты. Самая крупная орфографическая единица английского языка — это слово, которое можно представить как обычно то, что вы пишете, окружено пробелами. Однако слова могут состоять из более чем одного смыслового сегмента. Например «детство» состоит из «ребенок» (молодой человек) плюс «капюшон» (состояние быть). Эти субъединицы называются морфемами. Затем каждую морфему можно разделить на последовательность звуков, называемых фонемами. Фонемы определяются как наименьшая единица, изменение которой потенциально может изменить значение слова. Например, звук «и» в слове «хит» — это фонема, потому что, если заменить его на «а», получится «шляпа». Наконец, фонемы соответствуют производимым звукам речи (хотя соответствие сложное и изучается фонологами и фонетиками). Фонемы характеризуются, прежде всего, способом воспроизведения звуков.
Основное различие между гласными (произносится без воздуха). сужение) и согласные (которые включают частичное или полное сужение потока воздуха). Все гласные звонкие, т.е. шнуры вибрируют при воспроизведении звука, так что звук имеет четко определенный шаг и может быть спет. Некоторые согласные также озвучены.
Гласные описываются на основе двух основных различий. Первый определяет положение самой высокой части языка во рту используется при произнесении определенного гласного звука (высокого, среднего или низкого в рта, спереди/около зубов или сзади). Во-вторых, гласный звук может требуют, чтобы рот был широко открыт, или чтобы губы были сомкнуты и округлый (сравните, как вы говорите «а» и «о»). Последнее отличие для гласных заключается в том, что некоторые звуки состоят из пары гласных звуков, произносимых плавно последовательно, известный как дифтонг (например, звук «ou», как в «house», который состоит из «ah», за которым следует длинное «oo»).
Есть много разных согласных, в зависимости от того, как они произносятся. в котором они сформулированы. Останавливаться согласные (или взрывные) предполагают полное закрытие воздушной струи с последующим взрывным выбросом воздуха. К ним относятся английские согласные p/b, t/d, k/hard-g. Каждая пара в этом списке отличается от следующей местом артикуляции, т. е. тем, где происходит сужение воздуха (между губами, языком к зубам или языком к мягкому небу). Две согласные в каждой паре различаются по звонкости (b/d/g звонкие: голосовые связки вибрируют, как только выпускается воздух). Другой большой класс согласных включает фрикативные и шипящие звуки. Они связаны с неполным закрытием воздушного потока, что приводит к шумному выбросу воздуха через небольшое отверстие. Включены f/v, s/z и sh/zh (тишина или лазурь). Опять же, два звука в каждой паре различаются по тому, звонкие они (v/z/zh) или нет. Звонкие фрикативные/шипящие звуки можно петь, так как они имеют четко определенную высоту звука, определяемую вибрациями голосовых связок. Другие согласные звуки включают боковые (l/r), скользящие (y/w) и носовые (m/n).
Спектрограмма представляет собой график зависимости частоты от времени. Каждая строка представляет собой диапазон частот. Интенсивность, отображаемая в любой точке звука спектрограмма показывает амплитуду этой полосы частот (указанный положением по вертикали) в то время (указывается по горизонтали должность). Спектрограмма рассчитывается с помощью преобразование Фурье. Это очень похоже на обработку, выполняемую улитка. Многие из фонетических различий, обсуждавшихся выше, виден в звуковая спектрограмма. Люди даже пытались приучить себя к «читать» речь в спектрограммах, хотя это оказывается необычайно трудная задача. Однако некоторые фонетические особенности, рассмотренные выше, хорошо видны на спектрограммах.
Гласные звуки звонкие, а также некоторые согласные, растянутые во времени (м, н, з, ж, в и др.). Для таких звуков голосовые связки вибрируют, создавая основную частоту, и звук состоит из этой основной частоты вместе с гармониками (целыми кратными основной частоты). Это звучание видно на спектрограммах в виде серии тонких горизонтальных полос, соответствующих отдельным гармоникам. Эти пики называются формантами. Гласные звонкие, если не шептать. Но манера артикуляции (то, как вы формируете язык и губы) приводит к фильтрации звука. Это то, что делает форманты разными для каждого звука вокселя.
Стоп-согласные видны как полное прекращение воздушного потока, а следовательно, любого звука. То есть наступает кратковременная тишина, видимая как вертикальная пустая полоса на спектрограмме. Сибилянты и фрикативы включают в себя порыв воздуха через почти сужение (с разным место артикуляции разных согласных). Они видны в спектрограмма в виде широкой полосы частот (или «шума»), с разные полосы для разных согласных («s» выше по частоте чем «ш», например).
Примеры формантов (соответствующих гласным) и переходов форматов (соответствующих согласным) показаны на следующих графиках. Приведенные ниже спектрограммы (сначала искусственные, затем настоящие) указывают на двухфонемное высказывание (смычный согласный, за которым следует гласный).
Форманты (после начальных переходных сдвигов) одинаковы в все примеры, указывающие на то, что все три являются одним и тем же гласным звуком («ах»). Однако им предшествует формантный переход. оказывается что форма формантного перехода (вверх или вниз для каждого форманта, и где в спектре возникают эти переходы) является одним из спектральные особенности, которые слушатели используют, чтобы различить, какая остановка согласная предшествовала гласной. Таким образом, разница между «ба», «да», и «га» в формантные переходы. Некоторые формантные переходы очень короткие (10-50 мс), как «ба» и «да». Другие относительно длинные, как «па» и «га». Продолжительность формантного перехода и время, за которое озвучивание начинается после остановки, указывают на то, что остановка согласный бывает звонким (б, д, ж) или глухим (р, т, к). Эти различия были изучены перцептивно путем создания искусственных спектрограмм (например, в верхней половине рисунка выше) и спрашивая слушателям определить высказывание. Эти искусственные спектрограммы были изначально «играл» на машине, называемой вокодер.
Ниже приведено несколько примеров спектрограмм для реальной речи. Они сложные, но вы можете видеть формантные и формантные переходы. Вы также можете видеть, что частоты иногда высокие, а иногда низкие. Это соответствует просодии речи; просодия — это вневербальное указание в речи, которое указывает на такие вещи, как ударение в слове или на то, является ли предложение утверждением, императивом или вопросом.
Слуховая кора, зона Вернике и зона Брока. Первичная слуховая кора расположена латерально в верхней части височной доли (показана синим цветом).
Слуховая кора имеет решающее значение для восприятия речи и понимания языка. Афазия относится к коллективному дефициту понимания и воспроизведения речи, который сопровождает повреждение головного мозга. Повреждение первичной слуховой коры головного мозга и/или прилегающей области Вернике вызывает определенный вид афазии, нарушение понимания речи. Повреждение зоны Брока, расположенной рядом с моторной корой, вызывает афазию другого рода — нарушение речеобразования.
Нарушение способности к обучению языку. Паула Таллал (из Университета Рутгерса) посвятила свою карьеру изучению детей с ограниченными способностями к обучению языку, которым трудно научиться понимать и воспроизводить язык. Таллал продемонстрировал, что у этих детей есть трудности с речью из-за дефицита быстрой (десятки миллисекунд) временной обработки, необходимой для различения кратких формантных переходов (таких как «ба» и «да»).
В этих экспериментах испытуемые должны были различать два стимула: либо высокий тон, за которым следует низкий тон, либо низкий тон, за которым следует высокий тон. Если тоны разделены во времени более чем на полсекунды, то как у нормальных субъектов, так и у людей с нарушениями языкового обучения (LLI) нет проблем с выполнением задания (100% правильно). Но при более коротких интервалах (более коротких интервалах между стимулами) дети LLI демонстрируют резкое снижение производительности. Таллал считает, что это является причиной их языковой неполноценности. Поскольку они не слышат различий между быстро меняющимися звуками, они не могут отличить один формантный переход от другого, поэтому у них возникают проблемы с пониманием и произношением речи.
Таллал и Майкл Мерцених (нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско) разработали программные системы, помогающие детям с нарушениями языкового обучения. Программное обеспечение похоже на компьютерную игру, но на самом деле представляет собой замаскированный слуховой психофизический эксперимент. Идея состоит в том, чтобы дать детям много практики в определении пороговых различий между звуками. Со временем, с практикой, их производительность улучшается, что приводит к лучшему пониманию и восприятию языка. Вы можете узнать больше об этой компании и их программном обеспечении FastForword на сайте Scientific Learning. Корпорация Веб-сайт.
Кохлеарные импланты. Кохлеарный имплант — прекрасный пример того, как мы можем использовать результаты фундаментальных исследований, наше понимание того, как периферическая слуховая система (улитка, слуховой аппарат) реагирует на звук, и использовать их.
Несколько электродов, закрепленных на тщательно разработанной опоре, повторяющей форму улитки. Конструкция этой опорной конструкции имеет решающее значение, поскольку она размещает электроды очень близко к нервным клеткам. Компьютер разлагает звуковой сигнал на его частотные составляющие с помощью преобразования Фурье и посылает отдельные частотные составляющие на соответствующие электроды. Другими словами, он вычисляет спектрограмму, имитирующую частотное разложение, выполняемое улиткой. Затем имплант преобразует спектрограмму в серию импульсов тока для каждого из стимулирующих электродов. Это преобразование в импульсы тока основано на том, что мы знаем о кодировании информации в слуховом нерве. И временной код, и код места важны для передачи основного тона. Как скорость возбуждения нервов, так и количество активных нейронов важны для громкости сигналов. Цель состоит в том, чтобы точно воспроизвести нейронный код, который естественным образом передается по слуховому нерву. Обратите внимание на необходимость поддерживать правильную синхронизацию информации с точностью до 10 мсек для формантных переходов.
Насколько хорошо это работает? У некоторых пациентов кохлеарные импланты восстанавливают речь почти идеальна. Но это не относится к большинству пациентов (в по крайней мере в в это время). Когда это не работает так хорошо, это может нанести ущерб немного дети, которые плохо слышат, чтобы преуспеть в слышащем сообществе. Следовательно, есть некоторые разногласия… Обсуждение…
Статья SF Chronicle (23 сентября 2001 г.) о глухом отце, матери и дочери вместе обрели слух через кохлеарные импланты.
Copyright © 2006, факультет психологии, Нью-Йоркский университет, , Дэвид Хигер, .
Улучшение акустики помещения — услуги Hearing Link
Акустика комнаты или другого внутреннего пространства играет решающую роль в том, насколько легко и комфортно вы можете слышать.
Акустика оказывает особенно сильное влияние на людей с потерей слуха и может сделать возможным или невозможным расслышать сказанное.
Процесс слушания, слушания и понимания сложен и включает в себя физические свойства уха и сложную серию взаимодействий в нашем мозгу.
Должно произойти нечто, называемое «слуховой обработкой», что означает, что ваш мозг распознает и интерпретирует услышанные звуки, чтобы они стали значимой информацией.
Для тех, у кого полный диапазон слуха, слуховая обработка обычно выполняется подсознательно и легко. Это делается с той же легкостью, с которой дышит большинство людей.
Людям с потерей слуха или другим заболеванием, затрудняющим обработку звука, слух и слушание требуют усилий и размышлений. В среде с плохой акустикой это становится еще сложнее.
Качество звука
Когда мы говорим об акустике, мы говорим о качествах, определяющих, как комната или другое замкнутое пространство отражает звуковые волны.
«Хорошая акустика» означает, что помещение отражает звуковые волны таким образом, что позволяет отчетливо слышать. Напротив, «плохая акустика» означает, что звуковые волны отражаются таким образом, что искажают или ухудшают то, что слышно.
Звуковые волны
Звук возникает, когда предметы вибрируют и распространяются волнами, распространяясь наружу от источника звука. Он различается по громкости (интенсивности) и высоте (частоте).
Громкость (интенсивность) измеряется в децибелах (дБ). Частота (высота тона) измеряется в герцах (Гц). Все звуки состоят из разных частот.
Три основных элемента, влияющих на акустику:
- Уровень шума
- Эхо или реверберация
- Звукоизоляция
Почему трудно услышать речь
Ваше ухо улавливает звуки, а мозг превращает их в значимую информацию. Потеря слуха влияет на легкость, с которой ваше ухо может улавливать звуки разной громкости и частоты.
Речь состоит из звуков низкой, средней и высокой частоты. Согласные звучат выше, чем гласные. Посмотрите на график ниже, и вы увидите, что они лежат правее графика.
Изображение: благодаря Ideas For Ears
Согласные имеют решающее значение для понимания слов, но они также, как правило, произносятся тише, чем гласные (они находятся выше на диаграмме в более низких диапазонах децибел). Это означает, что согласные не так легко слышны и их легко заглушить другим шумом.
Подумайте о простых словах, таких как рыба, корова, хижина. Гласный является доминирующим звуком, но именно согласные говорят нам, что это за слово.
Качество прослушивания
Речь (из уст говорящего или из громкоговорителя) распространяется в виде звуковых волн через комнату к ушам слушателя. Часть речи достигает ушей напрямую, но часть также отражается (отражается) от стен, потолка, пола и других поверхностей комнаты, прежде чем достичь ушей.
Гораздо труднее понять речь, если она достигает ушей в виде реверберации, поскольку это создает наложение звука, которое размывает или размывает то, что вы пытаетесь услышать.
Это смазывание может происходить, когда в комнате нет фонового шума, а говорит только один человек. При наличии других фоновых шумов будет смазываться не только голос говорящего, но и другие шумы в комнате.
Качество прослушивания будет зависеть от:
- насколько четко и громко говорит говорящий
- расстояние до слушателя
- то, как звуковые волны распространяются в пространстве
- любой фоновый шум, маскирующий или перекрывающий речь
- слуховая способность слушателя
Почему фоновый шум может стать похоронным звоном
Изображение: благодаря Ideas For Ears
Голоса людей обычно достигают от 1 до 4 метров при разговоре.
Людям с полным диапазоном слуха необходимо, чтобы голос говорящего был на 6 дБ (децибел) громче фонового шума, чтобы понять смысл сказанного.
Для человека с потерей слуха это должно быть увеличение на 16 децибел или более. Это большое увеличение объема.
Примечание: Шкала в децибелах является логарифмической, а не линейной и не совпадает с процентной. Например, 10 дБ в 10 раз интенсивнее, чем 1 дБ, а 20 дБ в 100 раз интенсивнее, чем 1 дБ.
Исследования показали, что переносимость шума снижается с возрастом. Поэтому пожилым людям становится все труднее отключаться от фонового шума, чтобы слышать речь.
Поощрение людей говорить громче, чтобы их было слышно на фоне фонового шума, гораздо менее желательно и эффективно, чем удаление фонового шума и снижение громкости речи.
Слуховые аппараты и акустика
За последнее десятилетие, особенно за последние несколько лет, произошел фантастический скачок в качестве и совершенствовании слуховых аппаратов.
Многие модели слуховых аппаратов теперь предлагают программные настройки для фильтрации фонового шума. Это может существенно улучшить восприятие шума. Тем не менее, это не решает проблемы, которые приносит шум.
Исследованиепоказывает, что фоновый шум остается самой большой проблемой, с которой сталкиваются люди с потерей слуха, когда хотят участвовать и слушать разговоры и обсуждения.
Реверберация или эхо также являются серьезной проблемой для слуховых аппаратов. Они улавливают любые искажения и усиливают их, тем самым усугубляя плохую ситуацию.
Современные слуховые аппараты — это чудо техники, но у них есть свои ограничения.
Способы уменьшения эха в помещении
Комната или пространство с эхом и/или высоким уровнем шума создает сложную и потенциально очень неудобную среду для людей с потерей слуха.
Уменьшение эха и шума вполне возможно, но требует инвестиций со стороны управляющего/владельца объекта.
Мягкая мебель может предложить определенный уровень улучшения, помогая уменьшить то, как звук отражается или отражается по комнате.