Согласные звуки, твердые и мягкие.
Цель
Знать:
- О различии твердых и мягких согласных
- Об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова
- О парных и непарных по мягкости – твердости согласных
Уметь:
- Различать твердые и мягкие согласные
- Обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова
- Соблюдать нормы произношения согласных в словах
Согласные звуки, твердые и мягкие.
Задание № 1: выпишите слова в два столбика: 1) количество букв и звуков совпадает ; 2) количество букв и звуков различается : (1) Звон, (2) читать, (3) ясно, (4) ряска, (5) солнце, (6) солнечный, (7) рожь, (8) живот,
Задание 2 : Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ. Лес…ной, безжалос…ный, чудес…но, прекрас…но, ужас…но, тес…ный, серьёз…но, безглас…ный, припоз…ниться, ус…но, праз…новать, любез…ничать, крас…ный, наез…ник, безобраз…ничать.
Подчеркни слова, которые начинаются непарным твердым согласным звуком
Квартал, жюри, магазин, шофер, планер, цыпленок
жюри, шофер, цыпленок
Чем отличаются эти слова друг от друга?
Уголки — угольки
Банка – банька
Двадцать третье сентября
Твердые и мягкие согласные
«Таблица ЗХУ»
Что мы знаем
Что мы хотим узнать
- согласные звуки различаются на твердые и мягкие
Что мы узнали
- как обозначаются мягкие звуки в транскрипции
- образуют пары по твердости –мягкости
- какие есть сигналы мягкости
- непарные согласные
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Мы должны узнать ,
-как обозначаются мягкие звуки в транскрипции
-какие есть сигналы мягкости
Научиться
писать без ошибок слова с мягкими согласными звуками.
Согласные звуки, твердые и мягкие
Согласные звуки, твердые и мягкие
Упражнения 84, 85, с. 40
Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и.
Сигналы мягкости показывают нам, что стоящие перед ними буквы надо читать
как мягкие звуки.
Упражнения 88, с. 41
ЧК
ЧН
НЧ
ЧТ
РЩ
НЩ
ЩН
СТ (в корне)
ь
Вставь пропущенные буквы.
- Шапоч…ка, ден…ки, печ…ка, пис…мо, поч…ки, бор…ба, мал…чик, белен…кий, клеточ…ка, июн…ский, точ…ка, птен…чик, прос…ба, реч…ка, июл…ский, туч…ка, печ…ник, ден…ги, соч…ный, гор…кий, погон…щик, пал…чик.
2. Клубни…ное варенье, сро…ная работа, солне…ный день, кроше…ный сын, весëлая страни…ка, зелëная ëло…ка, красное ябло…чко.
«Таблица ЗХУ»
Что мы знаем
Что мы хотим узнать
- согласные звуки различаются на твердые и мягкие
Что мы узнали
- как обозначаются мягкие звуки в транскрипции
- образуют пары по твердости –мягкости
- какие есть сигналы мягкости
- непарные согласные
Домашее задание:
§ 7, упр. 84, 86 — устно,
упр. 89 , правило с. 41.
Подумаем вместе!
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.
Слова, в которых согласные звуки имеют пары по твердости-мягкости:
день, тюлень, пример, для
Слова, в которых есть согласные звуки, не имеющие
пары по твердости-мягкости:
целый, лежит, лежать, ему, жаль, тюленье, прилежанье, подражанья
Ответьте на вопросы
- Сколько звуков [ш] в предложении:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
(четыре)
2. Сколько звуков [ц] в предложении:
Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск.
(пять)
3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко Г) час
(широко)
Решите фонетическую задачу
Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов:
- счастье, 2)пощада,
3) помощник, 4) рассчитывать
– он напишет с буквой щ ?
А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.
Ответ: Б.
Найди лишнее слово
1) тишина, песня, у речки;
2) дар, дети, дорога;
тишина, дети
— Объясните, почему они лишние?
Игра «Соберите букет».
1 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.
2 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только мягкие звуки.
3 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются и твердые, и мягкие звуки.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, жимолость, лютик.
Ответ:
1 ряд: роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс
2 ряд: сирень, лилия
3 ряд: цикорий, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик
В ГИА по русскому языку есть задание, которое нельзя выполнить без фонетических знаний. Давайте посмотрим задание А4. Формулировка задания такова.
1. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВТРОЕ первый звук — [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове ЮШКА все согласные звуки глухие.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]
2. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.
3. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ЕЖИХА все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ЛЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРАД последний звук [т].
1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
- ночь 2) съесть 3) боюсь 4) ёлка
2. В каком слове рядом стоят два гласных звука ?
- союз 2) струя 3) театр 4) приём
3. В каком слове нет звука [й’]?
- съезд 2) неясно 3) отутюжить 4) муравьи
4. В каком слове есть звук [о]?
- родные 2) столяр 3) чёрный 4) гора
5. Сколько раз повторяется звук [ а] в приведённой ниже скороговорке?
Проворонила ворона воронёнка.
1) 8 2) 6 3) 3 4) 7
All 40 Consonant Words — Word Finder
Список всех согласных слов для Scrabble и других словесных игр. Все слова, состоящие только из согласных и Y.
Показ согласных слов
Слова из 7 букв
Точки А — Я З — А
Сортировать: баллы
ццц 15
Слова из 6 букв
Точки А — Я З — А
Сортировать: баллы
crwths 14 цктск 14 grrrls 9
Слова из 5 букв
Точки А — Я З — А
Сортировать: баллы
cwtch 16 phpht 15 crwth 13 grrrls 8 grrrl 8
Слова из 4 букв
Точки А — Я З — А
Сортировать: баллы
cwms 13 pfft 13 tsks 8 brrr 7 grrl 7 psst 7
Слова из 3 букв
Точки А — Я З — А
Сортировать: баллы
qgp 17 bff 12 cwm 12 mmm 12 hmm 11 tfw 9 pht 8 tch 8
Слова из 2 букв
Точки А — Я З — А
Сортировать: баллы
мм 8 hm 7 ш 4
Когда вы играете в Words with Friends или Scrabble, важно понимать, как образуются слова. Вы можете посмотреть на свой выбор букв и понять, что у вас гораздо больше согласных, чем гласных. К счастью, есть несколько сочетаний и сочетаний согласных, которые могут прийти вам на помощь. Есть даже несколько слов, состоящих только из согласных, которые приемлемы в большинстве словесных игр.
Общие сочетания согласных
Когда вы играете в игру, в которой вам нужно расшифровывать буквы, вы можете предположить, что добьетесь успеха, чередуя согласные и гласные. Тем не менее, есть некоторые сочетания согласных, которые вы должны учитывать. Некоторые из наиболее распространенных сочетаний согласных находятся в начале слов. Поделиться , Шанс , Маленький , Закуска , Краб и Синий — все это хорошие примеры.
Слова греческого происхождения имеют комбинации, созданные древнегреческим алфавитом. Псевдонаука включает в себя пару смесей. Философия имеет звук f , который происходит от греческой буквы фи . Хронология начинается с трехбуквенной смеси, которая была двухбуквенной смесью в греческом языке, комбинацией Chi и Rho .
Есть также несколько распространенных сочетаний согласных, которые вы можете найти в конце слов. трезубец , рыба , коммунизм и пиявка — все это слова, которые могут помочь вам избавиться от нескольких плиток.
Слова с двойными согласными
Размещение нескольких слов с двойными согласными, если у вас слишком много копий одной и той же плитки, не является читом Scrabble. Само название Scrabble является прекрасным примером. Большинство двойных букв встречаются в середине слова, где они стоят в перерыве между слогами: доллар , трещина , молоток и пушистый . В конце слов есть несколько двойных букв: падение , минус , ватт и гудение . Еще меньше слов начинается с двух копий одного и того же согласного. В основном это слова, заимствованные из других языков, например, испанское слово llama .
Есть ли слова, состоящие только из согласных?
Является ли
Y согласной?Когда дело доходит до драки, вы можете расширить свой словарный запас, включив в него некоторые согласные слова. Есть некоторые споры о том, что считается словом только с согласными. Вы, наверное, учили в школе, что гласных 9.0123 a , e , i , o , u, и иногда y . В таких словах, как спортзал , глиф , миф, и нимфа , буква y действует как гласная, но некоторые люди сказали бы, что все это согласные слова.
Звукоподражания
Другой класс слов, содержащих только согласные, — звукоподражательные слова. Это слова, которые имитируют звуки. Тот, кому холодно, может сказать: Брр . Пфф — это обычный звук увольнения. Любопытный человек говорит, Хмм .
Иностранные слова
Наконец, некоторые слова, состоящие только из согласных, были переданы нам из других языков. На валлийском языке cwm — это круглая долина, часто встречающаяся в горах. crwth из той же страны — это тип традиционной скрипки.
Когда вы знаете свои согласные слова, у вас есть гораздо больше вариантов для добавления в ваш список слов. Ваши противники в Scrabble и Word with Friends будут восхищаться вашей способностью составлять слова.
Заикание и согласные — речевые упражнения для «твердых» звуков
В этом посте блога и видео мы поговорим о роли согласных в заикании (заикании), о том, как они превращаются в «твердые» звуки, и я дать вам несколько практических упражнений, как справиться с этими тяжелыми звуками. Я покажу вам, как с ними справляться и как сделать так, чтобы они действительно становились легкими.
Готовы? Давайте углубимся в это!
ВИДЕО: Заикание и согласные — речевые упражнения для «твердых» звуков
Заикание и согласные – речевые упражнения для «твердых» звуков
губы, зубы, язык, челюсти и мышцы лица, когда вы произносите согласные звуки. Как s, t, k, m, n, p, g, d, l, b, f, h, r.
Какой поток воздуха вы чувствуете, когда произносите эти звуки? Я хочу, чтобы вы поиграли с этими звуками и исследовали их ощущения. Это может ощущаться как определенная остановка, определенное препятствие.
Поиграем со словом «кошка». Произнесите отдельно три звука, образующих это слово. Согласные образуют определенный каркас слова, определенный ящик и определенный контейнер для гласного звука или звуков.
Согласные несут большую часть информации, но занимают (должны занимать) очень мало места.
Упражнение 1.1. Сразу переходите к гласному звуку
Поставьте рот в положение «k», а затем скажите «at». Вы говорите не «кошка», а «в» из позиции «к».
Что мы делаем с моими учениками: мы говорим «кот» и «ат» таким образом несколько раз и угадываем, что хочет сказать другой человек. Вы также можете сделать это в одиночку, записывая себя, а затем прослушивая свою запись, пытаясь заметить разницу. Вы можете быть удивлены тем, насколько мала разница. Звучит как что-то среднее между «кот» и «ат».
Это упражнение покажет вам, как мало места на самом деле занимают согласные. Как мало места они должны занимать. Как мало места мы хотим дать им.
Упражнение 1. 2. От напряжения к расслаблению. Воздушный шар.
Застряйте на «К», повторите это пару раз в этом сверхнапряженном положении, а затем отпустите это напряжение, сказав «в». Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете при звуке «К» и что происходит с потоком воздуха и вашим телом, когда вы доходите до гласного звука.
Это похоже на плотину, которая сдерживает воду, поднимает ее уровень, а затем, открывая ее, вы чувствуете силу водного потока. Я называю это упражнение «упражнением с воздушным шаром», потому что оно похоже на то, как будто вы надуваете воздушный шар и выпускаете воздух. Пусть ваше тело опустится и расслабится.
Это упражнение покажет вам, что согласные не должны оставаться на них. Это упражнение также доказывает вам, что вы не можете расслабляться на согласных. Пребывание на согласных только приносит напряжение. Это может быть меньшее напряжение в повторениях, может большее напряжение в непроизвольной пролонгации, или это может быть самый высокий уровень напряжения в речевом блоке, когда тело буквально отказывается играть в эту игру.
Только гласные звуки могут дать вам ощущение расслабления.
2) Connections & Singing
Теперь давайте поиграем с фразой «гитарные струны». И «g» в слове «гитара», и «str» в слове «string» могут вызвать некоторые трудности.
Упражнение 2. Соединение
Начните с упражнения с воздушным шаром, сначала почувствуйте напряжение, а затем расслабьтесь до первого гласного звука, а затем почувствуйте связанный воздушный поток и звучание, соединив последний гласный звук в «гитаре». с гласным звуком в «струнах». В этом случае «р» от «гитара» переходит в «струны» и становится «гитара-рстерс».
Это очень похоже на пение. Тем не менее, я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что пение — это не просто продолжительность. Простая пролонгация плоская, роботизированная и монотонная. Поёт просто красиво. Мы хотим чувствовать интонации в нашей речи. Это делает звук потрясающим и естественным.
3) Техника рук и выравнивание
Давайте поиграем с той же фразой «гитарные струны», используя технику рук. Когда-то я использовал технику заикания рук в своей логопедической терапии как человек, который заикается. Это основа для создания того, что я называю «учебной речью», и это то, что мы сейчас делаем с моими учениками. Вы нажимаете пальцами на бедро, начиная с большого пальца, как я показываю в видео, и когда вы это делаете, вы чувствуете выравнивание с гласными звуками. Это основное фундаментальное упражнение для начала работы.
Упражнение 3. Выравнивание
- Во-первых, вы можете начать с любых гласных звуков, например AOEU. Вы нажимаете большим, а затем другими пальцами на бедро, чувствуя, как запускаете звук и расслабляетесь. Не торопитесь, почувствуйте, как вы приземляетесь пальцами на бедро и двигаете его вперед, нажимая. Это похоже на посадку самолета на взлетно-посадочную полосу.
- То же самое сказать «гитарные струны» тремя пальцами. Д мы просто засыпаем и расслабляемся на каждом пальце. Почувствуйте выравнивание на каждом пальце.
- Теперь начните с упражнения с воздушным шаром и почувствуйте один непрерывный поток воздуха в этой короткой фразе.
- Затем немного увеличьте темп и задействуйте другую руку и зрительный контакт. Начните с нейтрального положения, не удерживая руку на бедре. Сосредоточьтесь на первом гласном звуке.
Вы четко произносите согласные, но можете заметить, как они полностью убираются из этого уравнения. Все, что вы чувствуете, это выравнивание с гласными звуками. Вы переходите от одного гласного звука к другому.
4) Ударения
Давайте теперь возьмем более длинную фразу: «Привет! Я ищу гитарные струны для Fender Jaguar».
Упражнение 4.1. Ударения
Произнесите фразу одним потоком воздуха, задействуя тело и приземляясь на ударные слоги (давайте попробуем шесть ударений). Каждый раз чувствуя, как приземляешься на гласный звук. Почувствуйте, насколько это мощно, выразительно и расслабляюще.
Упражнение 4.2. Разделение
- Разделите фразу на три части: «Привет! / Я ищу гитарные струны / для Fender Jaguar». Давайте почувствуем стрессы, воздействующие на ваше тело (1, 5 и 3 стрессы).
- Играйте с «Я ищу гитарные струны», чтобы почувствовать, как вы приземляетесь на первую гласную, а не пытаетесь обойти ее. Исследуйте 4 и 3 напряжения.
Я хочу, чтобы вы заметили, что «я ищу» и «для Fender» — оба начала очень сложны, потому что первый звук там не имеет ударения, и мы склонны обходить его, пытаясь добраться до ударного слога. Это ситуация, которую я описываю как поезд, прибывающий на станцию, где не все двери открываются. Люди спешат к открытой двери, создавая небольшую пробку. В нашем случае такие ситуации дают почву для большей неуверенности. Для людей, которые заикаются, это элемент структуры речи, где мы хотим быть очень преднамеренными. Итак, почувствуйте первый звук, почувствуйте выравнивание с первого слога, будьте в настоящем и практикуйте принятие, если хотите, потому что таким образом вы с первого звука принимаете, что вы немного отличаетесь, и это нормально!
Упражнение 4.3. Техника рук
- Начните с произнесения фразы тремя частями и использованием большего количества пальцев (один палец — один слог). Дайте себе время почувствовать пальцы, расслабиться на них, почувствовать выравнивание. У вас будет 1, 7 и 5 пальцев для соответствующих частей.
- Тогда давайте использовать меньше пальцев, увеличивая темп и приближаясь к реальной жизни. Например, 1, 5 и 3 пальца.
- Затем произнесите фразу в одном воздушном потоке, играя разным количеством пальцев (от 9 до-10 пальцев до 4 пальцев). Вы можете найти свой баланс, чувствуя достаточное выравнивание и поддержку, и в то же время чувствуя себя очень естественно.
С одной стороны, пожалуйста, не пытайтесь ускориться. Хорошая речь не в спешке. Не бойтесь придать своей речи больше содержания, сделать ее более мощной и выразительной. С другой стороны, тренировочная речь не о замедлении. Это о чувстве выравнивания.
5) Беспокойство и структура
Обратите внимание, что мы не заикаемся на последней согласной. Это не «кэттттт», это «ккккк-ат». Почему? Я хочу, чтобы вы задумались над этим вопросом, когда в наших упражнениях мы переходим от одного слова и фразы к разговорной речи и ее структуре.
Мы пытаемся достучаться до гласного звука, и в тот момент, когда это происходит не так, как мы хотим, начинается паника, и это становится нарушением речи с напряжением. Таким образом, переход от согласного к гласному звуку очень важен. В зависимости от того, как вы это делаете, речевые нарушения либо становятся «настоящим заиканием» с тревогой, ожиданием и избеганием (физическим и эмоциональным напряжением), или, если вы можете связать переход от согласных к гласным звукам с расслаблением, они становятся сбоями, которые у обычных людей тоже время от времени бывают и они их даже не замечают.
Чаще всего мне задают вопрос: «Андрей, я полностью понимаю все, что ты говоришь, но почему? среды, представления, презентации, интервью и т. д. Совершенно другое эмоциональное состояние, совершенно другой уровень заикания!»
Я всегда говорю, да, заикание так и происходит, это довольно типичный симптом заикания (заикание). Наш мозг «знает» о неуверенности в структуре нашей речи (даже когда мы не принимаем и не признаем ее полностью) и просто отказывается играть в игру, которая ему не нравится. Он уже знает результат с этой небезопасной структурой. Это не будет чувствовать себя прекрасно. Отсюда тревога, предвкушение и всплеск заикания.
Итак, очень важно добраться до первой гласной и расслабиться на ней. Ощущение связи воздушного потока и выравнивания во фразе имеет решающее значение. Техника рук — это самый элегантный и эффективный инструмент, как добиться такого выравнивания и добиться его. Таким образом, вы восстанавливаете естественную структуру вашей речи. Вы чувствуете, что согласные в вашей визуальной карте, в вашем воображении и все ожидание просто исчезают. Они перестают быть «жесткими» или опасными. Вы не переходите от одной сложности с согласной к другой сложности с другой согласной. Все, что вы чувствуете, — это переход от гласного звука к гласному звуку, от ударного слога к другому ударному слогу.
Самое эффективное упражнение для избавления от «твердых» согласных звуков — это ощущение надежной структуры в вашей речи.
Ненадежная структура приводит нас к «твердым» согласным. В структуре, где я перехожу от напряжения к напряжению, даже гласные звуки могут стать «жесткими», потому что они все еще несут в себе напряжение. При стандартной структуре заикания тревога неизбежна. И как раз наоборот, по мере того, как вы работаете с правильной структурой, тревога и напряжение постепенно растворяются и исчезают. Это самое мощное упражнение, как работать с «твердыми» согласными.
Восстановление естественной структуры вашей речи — это очень пошаговый процесс. Это не происходит в одночасье. Почему? Потому что это все о создании разговорного опыта. Прямо сейчас заикание — это автоматическое напряжение, боязнь говорить, тревога. По крайней мере, в какой-то степени. Итак, вы хотите загрузить новую мышечную и эмоциональную память в свое тело и в свой мозг. Я дал вам первые шаги, чтобы начать.
Тем не менее, в большинстве случаев, я бы сказал, в 95 % случаев, мы не идем дальше. Играем словом, играем фразами и все. На самом деле мы не доходим до взаимодействия. На самом деле мы не можем говорить на наших условиях.
Почему?
Потому что мы не видим следующего шага. Разрыв между практикой дома наедине с собой и общением в реальной жизни составляет тысячу миль. По интенсивности, темпу, энергии, эмоциям. Это совершенно другая среда, совершенно другое эмоциональное состояние, совершенно другие условия речи. Вы хотите начать думать о том, как сократить этот разрыв. Итак, я хочу дать вам еще пару практических упражнений, как вы можете это сделать.
Упражнение 5.1. Запись
Записывайте свои взаимодействия в реальной жизни (рассказ о продуктах, аптека, кафе, проезд, телефонные звонки и т. д.). Записывая себя, вы переносите класс с собой в реальную жизнь. Вы не просто пытаетесь говорить бегло, но начинаете исследовать заикание, речь и то, что вы чувствуете в момент разговорного взаимодействия. Вы получите тонны еды для вашей практики. Посмотрите, что происходит с темпом и структурой вашей речи. Начните наблюдать за своей речью, как ученый, проводящий тесты. И, конечно же, вернитесь к начальным упражнениям, которые я вам дал, и поиграйте с фразами из реальной жизни.
Упражнение 5.2. Безопасная среда
Вам нужно найти место, где вы можете опубликовать свою практику. Это может быть группа в Facebook, чат в WhatsApp, любая настройка, которую вы считаете безопасной и удобной, чтобы делиться ею со своими практиками. Я веду частную группу на Facebook под названием «Избавься от заикания». Посты видят только участники группы. Это отличная среда для вашей практики, где каждый может общаться. Участники поддерживают и поощряют друг друга. Я приглашаю вас туда. Я призываю вас присоединиться. Добро пожаловать!
Размещая свою запись или выходя в эфир в группе, вы превращаете свою практику во взаимодействие. Вы практикуете взаимодействие в безопасной среде. Это основное упражнение, которое вам нужно. И вы хотите делать это последовательно.
- Вы можете играть с элементами, которые я вам показал. Возьмите фразу или две и поиграйте с расслаблением, напряжением, техникой рук, почувствуйте выравнивание. Вы просто говорите: «Всем привет! Я немного потренируюсь и хочу почувствовать выравнивание…» И просто попрактикуетесь, играя с фразой, которую выбрали для себя!
- Вы можете коротко представиться или пожелать группе хорошего дня. Это может быть всего пара фраз. Это может быть что-то вроде: «Всем привет! Меня зовут [____]. Я желаю вам сегодня отличного дня!» Дело не в том, чтобы сказать это бегло. Речь идет о чувстве выравнивания, чувстве ваших пальцев на бедре, ощущении расслабления, выразительности, вовлечении вашего тела и зрительного контакта. Это о том, чтобы быть по-настоящему присутствующим. Это навык, которому мы учимся.
- Вы можете играть с фразой или фразами, которые хотите сказать в реальной жизни. Вы можете поделиться своим планом с этой фразой или фразами. Затем вы на самом деле записываете себя в реальной жизни. Опять же, речь не о беглости речи. Речь идет о попытке почувствовать выравнивание и расслабление в реальных условиях. Речь идет об изучении как заикания, так и тренировочной речи, которую вы строите.
Упражнение 5.3. Чистый лист бумаги
В этом упражнении мы делаем огромный шаг от игры фразами к реальной речи с использованием учебной речи. Вы не читаете, у вас нет сценария, чтобы сказать. Вы учитесь присутствовать в ситуации. Вы учитесь давать себе время подумать. И вы начинаете автоматизировать свою обучающую речь. Говорение — это очень автоматизированный процесс, поэтому вам не нужно думать о том, как использовать тренировочную речь. Это должно происходить автоматически. И мы хотим научиться этому ощущению автоматического расслабления, силы, самовыражения и уверенности.
Вы представляете, что выходите на сцену, и произносите всего одну фразу, чтобы представить тему, о которой собираетесь говорить. Например: «Привет всем! Я хочу поговорить о книгах / [на любую тему]». Затем вы даете себе время подумать, а затем говорите первое, что приходит вам в голову. Это может быть одна фраза, может быть несколько фраз. Я бы посоветовал смотреть с одной-двух фраз, чувствуя, как вы доходите до первого гласного звука, чувствуя выравнивание и технику рук. Идея в том, что вы не думаете заранее. Если у вас были какие-то идеи заранее, вы просто откладывали их в сторону и позволяли себе присутствовать, чтобы думать СЕЙЧАС и создавать идею СЕЙЧАС (даже кажущуюся глупой идею в виде одной или двух фраз). Разрешите себе придумать что угодно! Вы либо записываете себя и публикуете свою запись в группе Free From Stutter на Facebook, либо начинаете жить в группе.
Здесь вы можете увидеть, как мы выполняли это упражнение в прямом эфире с Николаосом в группе Free From Stutter на Facebook.
Упражнение 5.4. Публичное выступление
Присоединяйтесь к группе Free From Stutter на Facebook и общайтесь на любые темы. Начните с малого — всего несколько фраз. Не гонитесь за количеством или отличными идеями. Вы хотите изучить основы учебной речи — как вы приземляетесь на первый звук, как вы чувствуете свои пальцы и выравнивание, как вы чувствуете ударение, как вы разделяете свою речь на части, как ваша речь расслабляет, но все же мощно и выразительный. Наблюдайте за своими ощущениями, дело не в беглости речи, дело в том, что вы чувствуете в этот момент.
Ваша первая реакция на публичное выступление может быть: «Нет, нет, нет! Ни за что! Не для меня!» Что ж, эту реакцию вызывает заикание, а не ВЫ. Тот страх, то напряжение, которое ты чувствуешь, когда думаешь о выходе на сцену, — это именно то, что ты хочешь изменить.
Выступление перед другими людьми — вот самое важное упражнение для вас.
Почему?
С одной стороны, мы ищем взаимодействия, а это взаимодействие, и очень эмоциональное! Вы в центре внимания, все внимание принадлежит вам (чего мы обычно избегаем). С другой стороны, это идеальная ситуация, когда на вас никто не давит. Кроме вас самих никто на вас не давит. Вы можете не торопиться, вы можете думать, вы можете подключиться. Микрофон твой. Аудитория ваша. Вы устанавливаете условия, как вы говорите. Вам решать.
Вам не нужно привлекать чье-либо внимание (в отличие, например, от того, чтобы спрашивать дорогу на улице). Когда вы разговариваете с кем-то еще, это оказывает дополнительное давление, потому что у них есть свой темп и стиль, и они подсознательно навязывают вам этот темп и стиль. Таким образом, перформанс или среда публичных выступлений — это чистая и идеальная ситуация. Это ты против ВАС. В этой битве больше никого нет.
Неслучайно среди исполнителей так много людей, в той или иной мере «преодолевших» заикание. Эмили Блант, Джеймс Эрл Джонс, Брюс Уиллис, Эд Ширан, Роуэн Аткинсон — лишь некоторые из них.
Вам не нужно годами готовиться и практиковаться дома, прежде чем выйти на сцену. В рамках программы «Избавься от заикания» мы получаем опыт публичных выступлений с моими учениками на второй неделе. Это небольшое введение, всего пара фраз, но вы выходите на сцену (в нашем случае мы выходим в прямом эфире в группе «Свободу от заикания» на Facebook). ) и микрофон твой. И мы делаем это каждую неделю в течение первых 8 недель интенсивного обучения. Каждую неделю мы выходим в эфир в группе Facebook Free From Stutter с немного более сложным разговорным опытом. Итак, вы хотите перейти от игры со словами и фразами к реальному разговору на любую тему.
Это может быть краткое введение, подобное этому
или
Это может быть краткое выступление на тему, подобную этой
Почему я говорю, что среда публичного выступления (производительность) является наиболее важным упражнением для людей, которые заикаются? Потому что сначала ты чувствуешь, как я сказал, что когда ты на сцене, ты ставишь условия, а потом ты начинаешь осознавать и на самом деле чувствовать это в любом общении, будь то цейтнот или кто-то навязывает тебе свой темп речи. , в любой ситуации (проезд, разговор с другом, телефонный звонок и т. д.) наступает момент, когда вы берете микрофон и наступает ваша очередь. Это момент, когда вы устанавливаете условия, это момент, когда только вы решаете, как вы говорите в этот момент.
Это может быть такая ролевая игра (и вы чувствуете, что микрофон ваш)
или
Это может быть такой телефонный звонок из реальной жизни (и вы все еще чувствуете, что микрофон ваш)
— Что, если я заикаюсь? Вы можете спросить. Ну, ты будешь заикаться. Вы упадете и почувствуете: «О, я не могу с этим справиться!» прежде чем вы почувствуете себя прекрасно и почувствуете: «О, я могу с этим справиться!» Свобода от заикания заключается не в том, чтобы не заикаться, как вы можете подумать и увидеть в своем воображении. Свобода от заикания заключается в том, чтобы не вызывать никакого страха, никакого напряжения, никакого беспокойства, когда или если заикание происходит.
6) Заикание: исправьте это!
Стать более активным (либо в форме выполнения устных упражнений, которые я вам показал, либо в форме появления и записи себя) – это окончательная мера вашего успеха. Тем не менее, став более активным, вы поднимаете более серьезный вопрос о вашей стратегии, о том, чего вы хотите: говорить бегло «как все», перестать заикаться (это так плохо! Я ненавижу это!), ищете ли вы лекарство от заикания. , лечение заикания, когда кто-то дает вам волшебную таблетку, может быть, волшебную технику заикания и волшебное дыхательное упражнение, или вы хотите получить удовольствие от разговорного общения и говорить на своих условиях?
Стать более активным также является вашей конечной целью при заикании. Вы хотите чувствовать, что это не сдерживает вас в жизни.
Невозможно стать активным и позитивным в отношении речевого взаимодействия, по-настоящему наслаждаться речевым взаимодействием, пока заикание кажется неприятным и постыдным, пока мы пытаемся остановить заикание, пытаемся уменьшить заикание, пытаемся избежать его. Говорить по-прежнему кажется опасным. Наше тело по-прежнему вызывает панику и напряжение, когда речь идет не так, как нам хочется. Вы хотите начать визуализировать, как вы можете по-настоящему присутствовать и наслаждаться этим моментом речевого взаимодействия. «О, это происходит не так, как я хочу? Не беспокойтесь! Во-первых, все в порядке! Во-вторых, я знаю, как это сделать».
Это новое эмоциональное состояние уверенности предполагает раскрытие информации, открытость. Заикание — это не то, что вы сделали «не так», это не то, чего следует стыдиться. Ваше желание говорить в потоке и чувствовать, что речь может быть расслабляющей, мощной и выразительной, этого тоже не следует стыдиться. Гордитесь этим. Гордиться собой. Гордитесь собой. Только так вы сможете начать свою личную трансформацию, трансформацию ваших отношений с заиканием.
Говорить — это навык. Взаимодействие — это навык. То, как вы к этому относитесь, — это навык. Вы можете все это развивать.
Упражнение 6. Демонстрация — несовершенное действие
В качестве практического упражнения присоединитесь к группе Free From Stutter в Facebook, опубликуйте краткое введение, будьте активны — оставьте комментарий к чьему-либо сообщению, покажитесь. Ведите файл, дневник или журнал для формирования привычки, в котором вы отмечаете такие ситуации, когда вы боялись действовать, появляться, говорить, взаимодействовать, но вы это сделали! Поздравьте себя с совершением несовершенного действия! Чем несовершеннее ваше действие, тем больше достижение! Поддержите и поощрите себя! Гордиться собой! Вы не умираете. Вы учитесь и растете таким образом.
Когда случается заикание, это не конец света, а то, что нужно наблюдать и чему учиться. Если вы знаете, как это сказать, вы повторяете фразу и говорите так, как хотите. Таким образом, вы переключаетесь с паники, которую мозг инстинктивно генерирует: «О, я не могу!» к уверенности в том, что «я могу». Что переключает напряжение и бегство на волнение и радость.
Однажды ты не проснешься и не заикаешься. Но вы можете проснуться однажды и почувствовать, что не боитесь заикаться. Почему? 1) Вам не стыдно; 2) вы умеете чувствовать уверенность в своей речи. Все начинается с того, что вы чувствуете, как без усилий вы переходите от согласных к гласным, как это может расслаблять, как вы можете чувствовать выравнивание, используя технику рук.