Согласные звуки глухие твердые: Сайт глухих | Информационный сайт глухих, слабослышащих DeafNet

Согласные обозначающие твердые звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Сколько согласных букв и звуков в русском языке

Согласные обозначающие твердые звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Сколько согласных букв и звуков в русском языке

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали

гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими.

А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками.

Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево — твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ — КИТ.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название — твёрдый .

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе — с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук[л’] — лук — звук [л]

мял — звук [м’] — мал — звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи — буквами, но в особых квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости — твёрдости:

[б]

[б’]

[в]

[в’]

[г]

[г’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[к]

[к’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[п]

[п’]

[р]

[р’]

[с]

[с’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц];

Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее — знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Как надо действовать во время письма слов:

— Слышу твёрдый согласный звук — пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком — мягкость показываю Ь.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название — твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук

.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе — с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук[л’] — лук — звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял — звук [м’] — мал — звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи — буквами, но в особых квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости — твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] — непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее — знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук — пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком — мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка — 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки — это очень облегчит ему понимание.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные

Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие — над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).

Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над то он быстро запомнит данные согласные.

Как гласные «командуют» согласными

Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш — твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.

Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то — мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и

Развивающие игры

Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА — ТЯ, НА — НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.

Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА — ЛЯ, ЛО — ЛЁ, ЛЫ — ЛИ и т.д.

В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие — твердые, а зеленые — мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие — зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.

Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры — рыба — баранки — кино и т. д.

Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь, согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.

Какие звуки называются мягкими

У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносится гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.

Парные и непарные мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.

Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.

Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.

Как обозначаются мягкие звуки на письме

По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.

С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.

Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят поле парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].

Аналогично первому случаю, после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например , слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.

В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно

Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.

Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.

В сочетаниях ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.

Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.

После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т. п.

Согласные звуки: глухие и звонкие

Предмет обучение грамоте Класс 1 класс

Автор учебника Бетенькова Н.М.

Тема урока: Согласные звуки: глухие и звонкие.

Цели: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки,

УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • ориентироваться в учебнике;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • распознавать изученные буквы, читать их ряды, перемещая ударение;

  • слушать и понимать речь других.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Прозвенел звонок сейчас.

Мы пришли в наш светлый класс,

Все тихонько быстро встали,

        Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

       Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

И у ворот в эту сказочную страну нас ждут стражники:

На доске: Бб Зз Гг Жж Вв Дд Пп Сс Кк Шш Фф Тт

Какие это буквы? (Согласные).

Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие).

А на нижней? (Глухие).

Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)

Словарная работа.

1). – Вот мы и в гостях у королевы этой удивительной страны. А вот и её загадки:

  1. Берега зелены, вода красная, рыбки чёрные. (Арбуз).

  2. В самой чаще, самой-самой настоящей, там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь).

  3. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз).

  4. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный хвост. (Морковь).

2). – Выделите лишнее слово (отметить все варианты). (Медведь – одушевлённое).

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Разминка.

– Повторяйте за мной то, что я буду говорить, и решайте: сказано одно и то же слово или два разных. Одно – поднимайте одну левую руку, два разных – две: и левую, и правую.

бе´лки – белки´; стрелки´–стре´лки.

В каждой группе слов обсуждается их значение и то, чем передаётся различие, – ударение.

На доске четверо учащихся под контролем класса могут начертить слоговые схемы слов с обозначением ударных и безударных слогов.

Физкультминутка

3. Этап выявления места и причины затруднения

Грамматическая сказка.

Но что это за шум? Это спорят согласные:

Спор согласных.

В таких словах как мороз, арбуз нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.

Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные, — говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. Приуныли звонкие.

Ребята, давайте им поможем и подберём проверочные слова к нашим словарным словам. Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные, и они решили пригласить вас на королевский ужин. Ух, сколько здесь разных предметов!

Я вам буду показывать предмет, а вы записываете его и к названному слову подбираете проверочное.

Чашка –

Ложка –

Кружка –

Сковородка –

Игра «Закрой ворота».

Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которые одни звуки про- пускаются, а другие – нет.

— Я попрошу «захлопывать ворота» перед гласными.

Например: [о, ы, т’, д’, д, а, с, з’, и, э, ш, у…].

— Какие звуки были «пропущены в ворота»?

Ребята дают полную их характеристику: согласные, твёрдые или мягкие.

— На уроке предстоит открыть ещё один секрет согласных звуков, но для этого надо, как учёные, поставить опыт и понаблюдать.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

— Вообразите ситуацию, в которой бывал каждый: грипп, высокая температура, жар.

— Хором громко скажите: У меня жар.

— А потом то же самое произнесите тихим шёпотом.

— Что получилось? (У меня шар.) В чём же дело? Какая тайна здесь скрыта?

— Повторим опыт, но теперь добавьте ещё одно действие: приложить ладонь к горлу и последить, когда рука чувствует небольшое напряжение горла, а когда – нет.

— Открою секрет: изменил звуки голос. «Включаем» голос – получаем один согласный звук, «выключаем» – получаем другой.

— Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, а согласные, которые произносятся без голоса, – глухими.

— Назовите первый звук в слове жар и скажите, какой он?

— А затем назовите первый звук в слове шар и скажите, какой он.

5. Этап реализации построенного проекта

Полный звуковой анализ слов жар и шар.

— Сравнив схемы.

Класс убедится, что они одинаковые, хотя первые звуки разные.

— Ч т о об этих звуках схемы сообщают, а о чём они молчат. (Они не говорят о том, что один согласный звонкий, а другой глухой.) Как же это показать?

— Добавьте над чёрточкой в обозначении звонкого согласного «звоночек».

— На что он будет указывать?

— Чёрточка без «звоночка» – это обозначение глухого согласного звука.

Игра «Опиши звук».

— «Я задумала звук…», – и, ничего не называя, чертите сначала один, а потом другой вариант схемы: или дети говорят, что звук согласный, твёрдый, глухой или звонкий.

Физкультминутка

Маленькие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки — раз, два, три.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.

Для распространения новых знаний на мягкие согласные надо рассмотреть условные значки в рамке около заголовка и попробовать догадаться, что обозначает правый ряд значков. Чтобы проверить, бывают ли звонкими и глухими мягкие согласные звуки, поставьте уже знакомый опыт: сказать громко, а потом тихим шёпотом слово бил.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. Шутка

— Послушайте, как герой С. Маршака «Человек рассеянный…» прочитал две строчки одного стихотворения (приводятся в испорченном виде строки И. Синицы):

На берёзе бочки,

Под берёзой почки.

Первоклассники восстанавливают текст и дают «заблудившимся» звукам характеристику.

После этого обратиться к букварю (с. 54) и с помощью читающих учеников узнать, что написано в заголовке, а потом найти рисунки почки и бочки и проверить, верно ли под ними обозначены первые звуки этих слов-названий.

— Что проверяет изображённый на картинке мальчик?

Повторите проведённый ранее опыт на словах бочка, почка.

2. Работа с рисунками букваря (с. 54).

Ребята выделяют из слов указанные звуки и соотносят их со схемами. Лучше рассматривать картинки парами – верхнюю и нижнюю; тогда Вы будете сразу наблюдать за парами согласных по глухости–звонкости.

— Обратите внимание на расположение рисунков и на то, что значки глухих и звонких согласных звуков не случайно даны друг под другом.

— Это подсказка того, что часто звуки образуют пары: глухой– звонкий.

— Назовите уже встречавшиеся пары таких звуков.

3. Выполнением заданий на слух. Игра «Превращение звуков».

Называйте звонкие и глухие согласные (твёрдые и мягкие), а учащиеся пусть хором, как эхо, повторяют их, а потом заменяют каждый звук парным, звонким или глухим.

Следите, чтобы мягкость или твёрдость согласного сохранялась.

— Кто такой питон? (разновидность змеи).

Чтение строк И. Синицы.

— Из-за каких интересных слов я их читаю?

— Нужно назвать и охарактеризовать звуки, которыми различаются слова.

В клетке у питона Стены из бетона.

4. Работа со словами горка – корка, коза – коса (с. 55).

— Какая коса имелась в виду?

— Для уточнения одного значения (инструмент) обратитесь к рисунку в букваре, а другого – предложите посмотреть на причёску кого-то из девочек.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа со второй подборке картинок (с. 55).

— куда попали?. (Видимо, в сад-огород, где перемешались деревья, кусты, цветы и овощи.)

— Надо узнать, что же в нём растёт.

— Всмотритесь в рисунки и назовите то, что окажется знакомым.

Послушайте предложение, которое я скажу, считайте количество названий растений и находите каждое на картинке.

Выросли рядом: берёза и пион, герань и кизил, горох и калина, бобы и помидор.

— В тетрадях для печатания запишите каждое название слоговыми дугами с указанием ударных и безударных слогов.

— Повторно произносите слова и вслушивайтесь в первые звуки.

— Внимательным откроется секрет, по которому в этом странном саду собраны растения.

— Итак, садовник собрал растения, в названиях которых первые звуки – пары глухих и звонких согласных. Хором повторите эти пары.

— Мальчики ищут слова к одной схеме, а девочки – к другой.

— Как вы думаете: растения, нарисованные на картинке, и называющие их слова – это одно и то же или нет?

— Что можно сделать с изображениями растений и что – со словами. (Одни можно рас- сматривать, раскрашивать, вырезать…, а другие – произносить, слушая в них звуки, записывать схемами или буквами…)

— А что можно делать с самими растениями? (Сажать, срывать, полоть, поливать, нюхать, есть…)

Назовите слова из физ. минутки, которые надо писать по правилам правописания звонких и глухих согласных в середине слова перед согласными и в конце слова. (Запись с подбором проверочных слов).

Мы так понравились королеве, что она решила подарить ещё одно интересное задание, будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимаете сигнальные карточки с парными согласными:

Вот царь зверей могучий лев.
А тут жираф с длиннющей шеей.
Ушастый ёж, чем не хорош?
Енот – красавец смотрит вниз.
Там потянулась сладко рысь.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

— Определите, какой схеме (из имеющихся на с. 55) будет соответствовать предложение, которое Вы сейчас скажете.

— Какой же секрет согласных звуков был открыт на уроке?

Когда класс даст ответ, соотнесите и его со схемой в букваре.

Самооценка деятельности учащихся на уроке с помощью «светофора».

фонетика — Как различаются звонкие и глухие согласные при шепоте?

спросил

Изменено 6 лет, 2 месяца назад

Просмотрено 2к раз

Когда я шепчу, ни одна из моих согласных не озвучивается. Но я могу отличить звонкие и глухие согласные. Как это возможно?

  • фонетика

5

Шепот связан с низкоамплитудным непериодическим источником шума в голосовой щели. Это труднее услышать, чем модальное звучание, но этого достаточно, чтобы различать фонемы. В английском языке голос кодируется несколькими способами, иногда с вибрацией голосовых связок, но также с продолжительностью, стремлениями и размером сужения. Вероятно, наиболее заметной чертой является придыхание, и это на самом деле дает некоторые доказательства в поддержку утверждения о том, что глухие фрикативные звуки в английском языке имеют придыхание, поскольку «sue» и «zoo» все еще различимы (пока в комнате тихо). Кроме того, существует ряд аллофонических различий, которые все еще применяются, например, повышение гласных перед глухими (9).0019 Rapid имеет более высокую и короткую гласную; бешеный имеет более длинную нижнюю гласную, и это сохраняется при шепоте). Было бы интересно посмотреть, как шепот проявляется в интональных языках и в языках с контрастом между звонкими и глухими остановками с незначительной задержкой голоса.

1

Человеческая речь устроена очень, очень прочно, чтобы гарантировать взаимное понимание, поэтому очень редко только одна функция выражает какое-то значение. Обычно есть другие функции, которые каким-то образом совпадают с ней, и если исходная функция отсутствует, их присутствие указывает на то, что она должна быть там.

Для звонких/глухих согласных это типичная категория напряжённых/слабых, где глухие имеют тенденцию быть более напряжёнными, в английском языке практически до придыхания (в германских языках это настолько важно, что на самом деле фонологи обычно даже не используют классификация звонкий/глухой, но на самом деле выбирайте напряжённый/слабый или с придыханием/без придыхания).

Еще одна важная вещь заключается в том, что мы обычно недооцениваем экстралингвистические факторы в понимании — когда два человека говорят, на самом деле удивительно много чтения по губам (до такой степени, что в фильмах или видеоиграх людей сильно беспокоит плохой язык). sync), что дополнительно помогает идентифицировать звуки, и снова напряженные/слабые могут иметь сильные визуальные подсказки.

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но никогда не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

.

Контекстная вариация источника гласного голоса в зависимости от соседних согласных

Сравнительное исследование

. 1993 г., апрель-сентябрь; 36 (часть 2-3): 303-30.

дои: 10.1177/002383099303600310.

А. Н. Хасайд 1 , C Gobl

принадлежность

  • 1 Центр языковых и коммуникативных исследований, Тринити-колледж, Дублин, Ирландия.
  • PMID: 8277812
  • DOI: 10.1177/002383099303600310

Сравнительное исследование

AN Chasaide et al. Речь Ланга. 1993 апрель-сентябрь.

. 1993 г., апрель-сентябрь; 36 (часть 2-3): 303-30.

дои: 10.1177/002383099303600310.

Авторы

А. Н. Хасайд 1 , С Гобл

принадлежность

  • 1 Центр языковых и коммуникативных исследований, Тринити-колледж, Дублин, Ирландия.
  • PMID: 8277812
  • DOI: 10.1177/002383099303600310

Абстрактный

Контекстуальные эффекты звонких/глухих остановок на источник голоса соседней гласной были исследованы для первой гласной в высказываниях CVCV на немецком, английском, шведском, французском и итальянском языках. Основной метод анализа включал интерактивную обратную фильтрацию и параметризацию голосовой волны с точки зрения четырехпараметрической модели источника голоса (LF-модель). Эта процедура анализа была дополнена измерениями узкополосных спектральных срезов речевого выхода и записями орального воздушного потока, которые позволяют сделать выводы об относительном времени голосовых и надгортанных жестов. Результаты показали, что звонкий/глухой характер согласного действительно приводит к различиям в голосовом источнике гласного. Наиболее поразительные эффекты были обнаружены в контексте глухих согласных, и действительно проявились межъязыковые различия с точки зрения направленности и степени. Обширные упреждающие эффекты были обнаружены для шведского языка и некоторых носителей английского языка. Перед глухой остановкой гласный становится все более хриплым, и может показаться, что жест отведения голосовой щели предвосхищается очень рано в ходе гласного. Итальянцы проявляли аналогичную тенденцию, хотя и в значительно меньшей степени. Немецкие данные, с другой стороны, показали определенные сильные эффекты переноса: после глухого с придыханием следовал обширный хриплый голос. Французский язык показал небольшие контекстуальные изменения в любом направлении. Довольно удивительно, что наблюдаемые эффекты не были напрямую коррелированы или предсказуемы на основе задействованных фонетических категорий (звонкость, глухота без придыхания и глухота после придыхания). Эти результаты дают представление о контрольных параметрах, которые могут быть задействованы в регулировании голосовых оппозиций в этих языках. В то время как наблюдаемые предвосхищающие эффекты могут согласовываться с «временной» моделью контроля голосовой щели, эффекты переноса нельзя объяснить только с точки зрения времени, и предполагается, что различия в настройках напряжения мускулатуры гортани также могут быть причастны.

Похожие статьи

  • Перстнещитовидная мышца в управлении голосом.

    Лёфквист А., Баер Т., МакГарр Н.С., Стори Р.С. Лёфквист А. и соавт. J Acoust Soc Am. 1989 март; 85(3):1314-21. дои: 10.1121/1.397462. J Acoust Soc Am. 1989. PMID: 2708673

  • Основная частота как акустический коррелят звонкости смычных согласных.

    Охде РН. Оде РН. J Acoust Soc Am. 1984 г., январь; 75 (1): 224–30. дои: 10.1121/1.390399. J Acoust Soc Am. 1984. PMID: 6699284

  • Акустические корреляты взрывного голоса на мадурском языке.

    Миснадин, Кирби Дж. Миснадин и др. J Acoust Soc Am. 2020 апрель; 147 (4): 2779. дои: 10.1121/10.0000992. J Acoust Soc Am. 2020. PMID: 32359255

  • Контроль времени начала голоса при отсутствии слуха: обзор.

    Лейн Х, Перкелл Дж.С. Лейн Х и др. J Speech Lang Hear Res. 2005 г., декабрь; 48(6):1334-43. doi: 10.1044/1092-4388 (2005/093). J Speech Lang Hear Res. 2005. PMID: 16478375 Обзор.

  • Фонетическое объяснение в фонологии: черта fortis/lenis.

    Колер К.Дж. Колер К.Дж. Фонетика. 1984;41(3):150-74. дои: 10.1159/000261721. Фонетика. 1984. PMID: 6396658 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Звучание северных раглаев и его связь с регистром южных раглаев: свидетельство ранних стадий регистрогенеза.

    Брюнель М., Браун Дж., Тхо Тху Ха П. Брюнель М. и соавт. Фонетика. 2022 28 апр;79(2): 151-188.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *