Социально личностное развитие дошкольников: Социально-личностное развитие дошкольников

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Статья:

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена вопросам изучения социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В статье рассматриваются особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте, ее роль в воспитании дошкольников и в формировании определенных личностных качеств и моделей поведения.

Ключевые слова: социально-личностное развитие дошкольников, игровая деятельность, роль игры в развитии дошкольников.

SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PRESCHOOLERS IN GAME ACTIVITIES

The article is devoted to the study of social and personal development and education of preschool children in play activities. The article discusses the features of game activity in preschool age, its role in the education of preschool children and in the formation of certain personal qualities and behavior patterns.

Keywords: social and personal development of preschool children, game activity, the role of the game in the development of preschool children.

Проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста продолжает находиться среди наиболее актуальных на сегодняшний день, привлекая все больше исследователей этого вопроса, что обусловлено усложнением социальной среды, недостаточной социализированностью детей, снижением воспитательного потенциала семьи, нехваткой во многих программах для педагогов единой четкой системы социального развития детей, подкрепленной методическими рекомендациями и пособиями. Все чаще у дошкольников наблюдается недостаточная развитость коммуникативных качеств, что связано с занятостью родителей, недостаточным уровнем семейной культуры и преобладанием в семьях электронных средств коммуникации. Именно поэтому наиболее остро встает проблема поиска методов социально-личностного воспитания детей в детских дошкольных организациях.

В дошкольном возрасте ребенок погружается в мир социальных отношений через общение. Это могу быть как реальные, так и игровые отношения со взрослыми и сверстниками. Но так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно через не по большей части происходит социализация ребенка. В игре активизируются ум и воля ребенка, глубоко затрагиваются его чувства, повышается жизнедеятельность организма, происходит физическое развитие. Посредством игры всесторонне развивается личность ребенка, активно формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность его социальной практики [3].

Принимая на себя ту или иную роль, ребенок на время игры полностью в нее вживается, отождествляет себя с ней, посредством чего развивает свою личность и расширяет свой личный опыт. Символическое пространство игры дает возможность проявить себя с позиции той роли, которая невозможна или недоступна в реальной жизни. Эта особенность игровой деятельности расширяет внутреннее пространство личности, создавая возможность увеличения вариативности собственного «Я», а значит, и создания более тонкого, дифференцированного богатого внутреннего мира [5].

Кроме того, именно в дошкольном возрасте развивается психический пол ребенка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов поведения [4].

Игра, безусловно, имеет социальную основу, она всегда тесно связана с миром взрослых. Но так как окружающая ребенка действительность очень многообразна, он переносит в игру только некоторые ее стороны: сферу человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и Р.И. Жуковской в течение дошкольного возраста развитие игры происходит по направлению от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам и вещам, которые используют окружающие. Поэтому в игре дети этого возраста воссоздают действия взрослого с каким-то предметом (например, ребенок готовит еду на игрушечной плите или купает куклу в тазике). Начиная с 4-5 лет у детей наблюдается развернутая форма ролевой игры, в которой на первый план начинают выходить отношения между людьми, осуществляемые посредством действий с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность изначально задается взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Позже ребенок начинает обобщать игровые способы и самостоятельно переносить их на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

В педагогической теории игра рассматривается преимущественно как средство воспитания, в основе чего лежит представление, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Однако не в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Например, девочки, играя в семью, могут демонстрировать совершенно разное социальное поведение: изображать ласковую и заботливую маму, властно командовать детьми, покрикивать на своего мужа и т. п. Если сравнить их чувства во время игры и выбранные способы общения, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера и социально-личностное развитие девочек в дальнейшем. Поэтому хоть игра по большей части является самостоятельной деятельностью ребенка, участие взрослого (педагога или родителя) необходимо, чтобы, влияя на содержание и ход игры, научить детей правильным основам социального поведения. Только тогда игра становится «школой» для ребенка, средством воспитания, обучения и развития [2].

Роль игровой деятельности в социально-личностном развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста обширна и многообразна. Значению игры в воспитании и развитии дошкольника были посвящены труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.П. Усвой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и др. Довольно часто авторы отмечают, что игра является важнейшей сферой самовыражения ребенка, развития его «самости», которая в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

С помощью игры ребенок получает возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых, воспроизводя их социальные отношения. Игра способствует развитию у ребенка самоутверждения и самооценки: в ней ребенок имеет возможности переживать «ситуацию успеха», получать признание сверстников. Играя дети начинают осознавать, что они являются частью конкретного коллектива, впервые возникает чувство единения, формируется общественное мнение. Также у дошкольника развивается способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир «его глазами». Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, начинается переход на новую ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо вставать на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает еще более сложную задачу: он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей, мотивирует их поступки [1].

Таким образом, игровая деятельность, будучи ведущей у детей дошкольного возраста, является незаменимым педагогическим инструментом всестороннего воспитания и развития детей, в том числе и социально-личностного. В правильно организованной игре с помощью педагога дошкольники усваивают приобретают первые важнейшие навыки социального взаимодействия, усваивают нормы и модели социального поведения. Показателями правильно организованной игры являются хорошее настроение детей, положительные отношения между ними, разнообразное применение полученных в игре навыков. Если в дошкольном возрасте ребенок наиграется от души, то в будущем он будет легко адаптироваться к любым ситуациям, принимая на себя реальные роли, например – роль ученика

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 432 с.
  3. Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – №6 (86). – С. 629-632.
  4. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 256 с.
  5. Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности // Концепт. – 2014. – №07.

Социально-личностное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.

В настоящее время задачи социально-личностного раз­вития детей решаются дошкольной педагогикой через осо­знание взаимосвязи их психических особенностей с воспи­танием и обучением.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные спосо­бы общения с близкими взрослыми, социальную компе­тентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в пред­ставлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.

Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со свер­стниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», то есть уме­ние делиться с кем-то, проявлять элементарную заботу о других.

Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.

Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слы­шит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.

Особое место занимают вопросы половой идентифи­кации и социализации ребёнка, которые включаются в структуру образа «Я» и реализуются не только в общении с семьёй, но и со сверстниками.

Для формирования у малыша положительного отноше­ния к себе воспитатели должны создавать такие условия,

чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддерж­ку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечива­ет возможность активно и эффективно его осваивать.

С этой целью воспитатель может чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый его под­опечный. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.

Полезно оформить альбом, в котором собраны семей­ные фотографии, групповые снимки. Хорошо выставлять рисунки, поделки каждого ребёнка, показывать их роди­телям, сотрудникам, сверстникам «автора», хвалить в его присутствии. Целесообразно отмечать дни рождения ребя­тишек всей группой, готовить и дарить подарки именин­нику.

Важно проявлять интерес к чувствам ребенка и пред­почтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и роди­тели должны чутко реагировать на все переживания малы­ша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами.

Взрослым надлежит способствовать развитию у ребён­ка представления о его внешнем облике. Нужно обращать внимание на цвет глаз, волос, одежду, подчеркивать его до­стоинства. Это стоит делать как в непосредственном обще­нии, так и разглядывая вместе с ним отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малы­шу, например бантик на спине, рисунок на заднем кармаш­ке и т. п.

На третьем году жизни происходит дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способно­стях и действиях, уточняется отношение его к себе. Эти из­менения наглядно проявляются в поведении малыша.

Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, поэтому уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности при­чески и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофёром и т. д. В групповом помещении и на участ­ке должны быть игрушки как для девочек, так и для маль­чиков. Это не значит, что девочки могут играть только с ку­клами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми Игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.

Значительным достижением данного возрастного пе­риода является развитие социальных навыков. Они фор­мируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в группе полного дня. Социальные навыки не должны рассматри­ваться как простое обеспечение физиологических нужд ре­бёнка. Все процедуры то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивиду­ального общения воспитателя (родителя) с малышом, по­вод побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно ис­пользовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрос­лым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с малышом, взрослый называет предметы и действия, что-то объяс­няет, спрашивает, отвечает на вопросы, читает стихи — всё это способствует познавательно-речевому развитию ре­бёнка.

В процессе умывания, одевания, приёма пищи он обу­чается различным действиям: брать мыло и намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Уча­ствуя вместе с воспитателями и родителями в повседнев­ных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают со­циальные навыки.

Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и ро­дители), проводя ежедневные процедуры, это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать инди­видуальные особенности каждого: не торопить медлитель­ного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени.

Приход детей в ДОУ и уход из него — очень важные мо­менты для ребёнка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключаться на другую обстановку, разлучать­ся с мамой. Вечером некоторые ребята, увлечённые игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, дру­зьями или игрушкой. Взрослым предстоит сглаживать эти моменты, делать их приятными для малыша.

Если воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание к каждой семье, ласково при­ветствует ребёнка, ободряет его, это помогает снять напря­жённость ситуации, делает её менее тревожной.

Родителям и воспитателям полагается при встрече об­меняться информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении. Это позволит взрослым учесть со­стояние ребёнка, соответствующим образом изменить рас­порядок дня. Например, он не хочет расставаться с игруш­кой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Воспита­тель может предложить ей поиграть вместе с сыном, взять игрушку с собой. Если выяснится, что малыш плохо ел в яслях, родители покормят его ужином пораньше.

Ласково прощаясь с ребёнком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Ниночка! Завтра при­дёшь опять, будем играть снова. До завтра!»

Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры целесообразно использовать для того, чтобы приучить ребёнка к самостоятельным дей­ствиям. Надо предоставить ему возможность упражняться в последовательности операций. Ребёнок может наблюдать за тем, как другие дети одеваются сами, попытаться под­ражать им. Имитируя действия сверстников, поступая по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыш учится снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать застёжки. Родителям надо позаботиться с том, чтобы одежда и обувь были с удобными застёжками (на молнии, на липучках), ярких цветов, с запоминающимся рисунком или обладали отличительными признаками, с которыми нужно познакомить ребёнка.

Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатели (и родители) должны быть спокойными и терпеливыми, не ругать, не подгонять ребёнка, не совершать резких и гру­бых действий. Всё должно сопровождаться ласковой речью, с называнием предметов одежды, рассказом, что и для чего в данный момент взрослый и ребёнок делают: «Сейчас мы возьмём носочки и наденем их, чтобы ножки не замёрзли, потом наденем сапожки. Вот так, Сашенька, молодец!»

Предлагая ребёнку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно подбодрить его и вселить уве­ренность в успехе и помощи взрослого: «Катенька, ты сама надела одну рукавичку. Попробуй теперь так же надеть вторую. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и всё получится. Вот ты и научилась надевать рукавички. Теперь ручки не замёрзнут на морозе. Ты моло­дец!»

Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно напоминают, как пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске: «Ва­лечка, давай завяжем тебе бантик, сделаем красивую при­чёску». Помогая ребёнку заправить рубашку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе по­любоваться аккуратным видом, похвалить его: «Вот моло­дец, Петенька, теперь у тебя всё в порядке».

Воспитатель одобряет опрятный внешний вид детей, побуждает их порадоваться чистой одежде, аккуратной причёске. Не стоит стыдить ребёнка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Постепен­но дети начинают замечать испачканную одежду и обувь, грязные руки и сами обращаются к взрослому с просьбой о помощи.

Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе со­трудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё.

Воспитатель обращает внимание малышей на свои дей­ствия, рассказывает, что и для чего он делает, предлагает помочь ему накрыть на стол, принести и разложить ложки, салфетки, развесить полотенца.

По окончании игры или занятия педагог побуждает своих подопечных вместе с ним положить игрушки на ме­сто. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать их платьица или брючки.

Дети учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на ме­сто шапку, шарф и варежки в своём шкафчике. Чтобы легко отыскать его, на дверцу обычно прикрепляют предметную картинку. Пусть ребёнок выберет её сам. Раздевая и одевая ребятишек, педагоги также побуждают их помогать: пока­зать, где лежит шапочка, куда поставить сапожки, как по­ложить на место варежки.

Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подража­ния.

Малыши учатся быть вежливыми, следуя правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании; бла­годарить за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой и носовым платком; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то не­приятность; спрашивать разрешения, если хочется присо­единиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших.

Перед едой взрослый желает ребёнку приятного аппе­тита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приёма пищи педагог негромко беседует с детьми: рассказывает, что они будут есть на первое и на второе, спрашивает, вкус­ный ли компот, хвалит малышей.

В ходе проведения ежедневных процедур дети часто капризничают, выражают недовольство, вступают в кон­фликты со взрослыми. Ребёнок может отказываться от приёма пищи или какого-то её вида, не хочет садиться за стол, во время еды не желает пользоваться ложкой, чашкой ит. п.

Некоторые не любят переодеваться, плачут, сопротив­ляются, привередничают. Случается, что малыш ни за что не ложится в кроватку или долго не засыпает, зовёт маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказы­ваются садиться на горшок, терпеть не могут умываться, причёсываться.

Чтобы понять истинные причины сопротивления, вос­питателю важно представить чувства и переживания ре­бёнка в данной ситуации. Отказ от выполнения режимных процедур чаще всего связан с возникшими или закрепив­шимися негативными ощущениями (холодный горшок, неловкая поза, попадание мыла в глаза, непривычно твёр­дая пища, неудобная одежда и пр.).

Переживания могут быть вызваны неделикатным обра­щением взрослого (резкие, поспешные движения, громкий и раздражённый голос воспитателя, подавление стремле­ния к самостоятельности, прерывание интересных заня­тий). В таких случаях плач, капризы выступают сигналом о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое испытывает малыш, а не являются лишь признаком недис­циплинированности.

Личностно-ориентированное взаимодействие помога­ет избежать принудительных способов проведения режим­ных процедур, которые могут привести к стойким негатив­ным последствиям. Рекомендуется использовать ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки, стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение са­мостоятельности ребёнка, следование за темпом его дей­ствий.

Способы личностно-ориентированного взаимодей­ствия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша.


Социальное развитие детей 3-5 лет

Дошкольные годы – волшебное время в развитии. Дети переходят от того, чтобы быть почти полностью зависимыми от своих родителей, к тому, чтобы быть в некоторой степени независимыми существами в мире. Практически в каждом аспекте развития их знания и компетенции стремительно растут, не в последнюю очередь это их социальные и эмоциональные навыки.

Дошкольные годы (от 3 до 6 лет) начинаются с конца второй стадии психосоциального развития Эрика Эриксона: автономии против стыда и сомнения. На этом этапе дети учатся быть самодостаточными в таких аспектах, как саморегуляция, пользование туалетом, кормление и одевание. Примерно в возрасте четырех лет они вступают в третью стадию психосоциального развития: Инициатива против Вины. В течение этого периода дети учатся воображать, становятся более независимыми, расширяют свои навыки с помощью игры, фантазии и исследования, а также вовлекаются, участвуют и сотрудничают с другими, включая сверстников. По Эриксону, если эти цели не будут достигнуты, ребенок станет пугливым, социально исключенным, ограниченным в своих способностях к игре и отрицательно зависимым от взрослых.

Ищете книги и идеи для чтения для вашего дошкольника? Подпишитесь по телефону на нашу рассылку для родителей школьников.

Несмотря на то, что эти цели кажутся возвышенными, большинство детей достигают их посредством естественного взаимодействия с семьей и другими опекунами. В то время как дошкольники также учатся общаться со сверстниками и взаимодействовать с ними, большая часть социального и эмоционального роста происходит в отношениях с опекунами. Одной из задач этого периода является научиться ориентироваться в сохранении безопасных привязанностей, возникших в младенчестве и отрочестве, и в то же время дифференцировать себя как личность.

Индивидуация для детей дошкольного возраста означает развитие лучшего понимания того, кто они есть, а также начало понимать других и относиться к ним. Создание этой личной идентичности означает изучение многих фундаментальных аспектов себя — пола, расы, личности. В возрасте 3 лет дети все еще верят, что могут вырасти и изменить пол. К 6 годам они понимают, что пол является более или менее фиксированным аспектом их идентичности. Таким образом, в дошкольном возрасте дети начинают ощущать устойчивые характеристики, которые делают их той уникальной личностью, которой они являются.

В ходе этого развития дошкольники также учатся более сложным способам общения с другими людьми. Например, эмпатия развивается примерно в 2 года, но становится более заметной в возрасте от 3 до 5 лет. Когда ребенок испытывает эмпатию, он понимает, что может положительно повлиять на другого, предприняв действие или предложив помощь (например, купив пластырь для плачущий сверстник). Хотя эмпатию можно развивать, кажется, что она является неотъемлемой частью развития в разных культурах. Обратной стороной эмпатии являются негативные способы, с помощью которых дошкольники учатся влиять на других. В то время как малыши могут метаться в гневе, дошкольники могут использовать агрессию, чтобы умышленно причинить вред. Интересный способ помочь справиться с агрессией вашего ребенка — The Groouches, приложение, выпущенное Американской психологической ассоциацией.

Одной из задач родителей дошкольников является поддержка их стремления к развитию, а также содействие развитию. Например, родители могут помочь обуздать дошкольную агрессию, рассказывая детям об эмоциях, помогая им выучить названия чувств и давая им выход для их выражения. Один прекрасный способ помочь детям в этом возрасте испытать и выразить эмоции — игра. Игра — это детская работа, и у драматической игры есть дополнительное преимущество, позволяющее детям экспериментировать с социальными ролями и понимать их. Это также дает детям возможность развивать социальные навыки, выражать чувства и справляться с ними, снимать стресс, осуществлять контроль над своим окружением и экспериментировать с принятием решений.

Воображение детей может привести их в замечательные места, в одиночку или со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте дети переходят от параллельной игры (где «друзья» играют бок о бок, но по отдельности) к социальной игре (где друзья взаимодействуют, делятся идеями и строят игру друг друга). За это время дети начинают играть в игры, где они учатся по очереди и делиться, а также тому, как придерживаться правил. Благодаря этим игровым взаимодействиям дети учатся многообразному!: они начинают учиться интерпретировать точки зрения других, регулировать свои реакции и взаимодействия, управлять импульсивным контролем, повышают свою способность ждать и проявлять возможность поделиться объектом или событием. Маленьким детям трудно следовать правилам и управлять эмоциями. Поддерживайте своего ребенка, когда вы вместе играете в игры, — это отличный способ развивать его социальные навыки. Узнайте больше о том, как помочь ребенку справиться с импульсивностью, здесь.

Социальный и личностный рост: от 3 до 6 лет

В раннем детстве у детей появляется некоторое ощущение того, что они отделены и независимы от своих родителей. По Эриксону, задачей дошкольников является развитие самостоятельности , или самостоятельности (1-3 года), а также инициативы , или предприимчивости (3-6 лет).

Согласно Фрейду, дети на втором году жизни вступают в анальную стадию психосексуального развития, когда родители сталкиваются со многими новыми проблемами, приучая своих детей к туалету. Фиксации на этой стадии порождают характерные черты личности анальная задержка (излишняя аккуратность, организованность и утаивание) или анальная экспульсия (беспорядок и альтруизм), которые полностью проявляются во взрослом возрасте.

Семейные отношения имеют решающее значение для физического, психического и социального здоровья подрастающих дошкольников. Многие аспекты семьи, такие как методы воспитания, дисциплина, количество и порядок рождения братьев и сестер, финансовое положение семьи, семейные обстоятельства, здоровье семьи и многое другое, способствуют психосоциальному развитию детей младшего возраста.

Воспитание в раннем детстве

Разные родители используют разные методы воспитания. Какие родители решат использовать какие методы, зависит от культурных и общественных стандартов, ситуации и поведения их детей в данный момент. Родительский контроль включает в себя степень, в которой родители ограничивают использование методов воспитания, в то время как родительская теплота включает степень любви, нежности и одобрения при использовании этих методов.
  • Авторитарные родители демонстрируют высокий уровень родительского контроля и низкую родительскую теплоту при воспитании детей.
  • Снисходительные родители демонстрируют высокую родительскую теплоту и низкий уровень родительского контроля при воспитании детей.
  • Равнодушные родители демонстрируют низкий уровень родительского контроля и низкую теплоту.
  • Авторитетные родители демонстрируют надлежащий уровень родительского контроля и теплоты.

Крайне желательна готовность родителей добиваться общих целей со своими детьми. Однако это не означает, что все в рамках семейной системы подлежит обсуждению. Ни родители, ни их дети не должны быть «главными» все время. Это может привести к нездоровой борьбе за власть в семье. Родительские переговоры учат детей тому, что качественные отношения могут быть равные или равные с точки зрения разделения прав, обязанностей и принятия решений. В большинстве случаев домашняя обстановка для переговоров отличается теплотой, гостеприимством и взаимной поддержкой.

Братья и сестры в раннем детстве

Братья и сестры составляют первую и основную группу сверстников ребенка. Дошкольники могут учиться у своих братьев и сестер не меньше, чем у своих родителей. Независимо от возрастных различий, отношения между братьями и сестрами отражают другие социальные отношения, составляя своего рода базовую подготовку к общению с людьми вне дома. Только братья и сестры могут одновременно иметь равный и неравный статус в доме, и только они могут предоставить возможности (желательные или нет) практиковать совладание с положительными и отрицательными сторонами человеческих отношений.

Являются ли «единственные дети» (те, у кого нет братьев и сестер) отстающими в развитии? . Исследования подтверждают, что «единственные» показывают такие же, если не лучшие, показатели личности, интеллекта и достижений, как и другие дети. Одно из объяснений заключается в том, что, как и дети, которые являются первыми в порядке рождения, «единственные дети» могут получать безраздельное (или почти безраздельное) внимание своих родителей, которые, в свою очередь, имеют больше времени, чтобы читать им, водить их в музеи и поощрять их к совершенству.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *