Сложные слова разбор по составу: Что-то пошло не так (404)

Содержание

Конспект урока русского языка в 3 классе «Сложные слова и их правописание»

Конспект открытого урока

в 3 классе МБОУ «школа №53»

Кировского района г. Казани

на тему

«Сложные слова

и их правописание»

(урок — закрепление)

Подготовила: учитель

Голикова Регина Ириковна

Казань 2012

Тема урока: Сложные слова и их правописание.

Цели урока:

1. Систематизировать знания учащихся по теме.

2. Развивать умение подбирать однокоренные слова, отработав навык грамотного письма безударной гласной в корне слова.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность,.

Задачи:

1) Развивать умение образования сложных слов с корнями: -сам-, -воз-.

2) Образование новых слов по типу известных (словотворчество).

3) Закрепление навыка нахождения, написания и объяснения орфограмм.

4) Разбор слов по составу (морфемный разбор).

5) Стимулировать творческий подход учащихся при достижении поставленных целей и задач;

6) Закрепить навык определения сложных слов и их правописания.

Методическая база:

  • Учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н.Бунеев;

  • «Дидактический материал к учебнику русского языка 3 класс» Л.Ю.Комисарова;

  • Методические рекомендации для учителя Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева.

Оборудование:

  • Тетрадь по чистописанию Р.Н. Бунеев;

  • Презентация к уроку;

  • Толковый словарь русского языка;

  • Иллюстрации;

  • Карточки (морфемный разбор, словарная работа).

Ход урока:

1. Орг. Момент.

-Здравствуйте, ребята. Повернитесь, пожалуйста, и подарите улыбки нашим гостям.

— Мы очень рады видеть вас сегодня у нас на уроке русского языка.

2. Минутка чистописания.

— Как обычно начинаем урок с минутки чистописания. Урок № 51.

— Элементы каких букв будем сегодня прописывать?

— Вспомните про правильную посадку при письме.

3. Актуализация прежних знаний.

— Запишем сегодняшнее число, классная работа.

— Над какой темой мы работали на предыдущих уроках русского языка? (Презентация. Слайд 1)

— Что вы можете сказать о сложных словах?

— Какие соединительные буквы чаще всего встречаются в сложных словах?

— Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную?

(Слайд 2) Самоделкин, лежебока, белоручка, пустомеля, лентяй.

— Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте слова. Найдите лишнее.

(Ответы детей: Лентяй — не сложное)

— Спишите только сложные слова. Докажите, что это сложные слова. (Выделить корни и подчеркнуть соединительные гласные).

— Проверим (Слайд 2 /1)

— А какое слово ещё может быть лишним? Понаблюдайте за лексическим значением слов. (Самоделкин — имя, антоним).

— Что такое АНТОНИМ? ( Слайд 3.Справка из толкового словаря)

— Кому и за что могли дать такое имя? Какими качествами он должен обладать? (Самостоятельность, трудолюбие, мастеровитость, упорство)

— Могут ли нам на уроке такие качества понадобиться?

— Вот сейчас и проверим. (Упражнение 131 стр.92)

— Что необходимо сделать?

Параллельная работа на доске по цепочке и в тетрадях.

4. Самостоятельная работа.

Упр. 132 стр.92 устный разбор задания.

Физминутка.

Чтобы выполнить заданья,

Чуть-чуть надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем,

Надо косточки встряхнуть.

Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.

На носочки встали,

Лучики достали.

На корточки сели,

Вокруг посмотрели.

А теперь за парты

Тихо-тихо сели.

Самостоятельная работа в тетрадях.

(Паровоз, тепловоз, водовоз, электровоз, бензовоз, молоковоз, цементовоз.)

Устная проверка.

5. Закрепление.

Упр. 133 стр.92. (Слайд 3,4,5,6)

Запись с комментированием:, ковёр – самолёт, скатерть – самобранка, гусли – самогуды.

— Объясните написание этих слов.

(Слайд 3. Сапоги – ударение падает на 3 слог, в корне 2 безударные гласные, а – надо запомнить, о – проверочное слово «сапог»; скороходы— сложное слово, состоящее из двух корней –скор- и –ход-, соединительная гласная о.

Слайд 4. Ковёр— ударение падает на 2 слог, в корне безударная гласная о, проверочное слово «коврик»; самолёт – сложное слово, состоящее из двух корней – сам- и –лёт-, соединительная гласная о.

Слайд 5. Скатерть – ударение падает на первый слог, в корне слова безударная гласная е, проверочное слово «скатёрка»; самобранка – сложное слово, состоящее из 2 корней –сам- и – бр-, соединительная гласная о.

Слайд 6. Гусли – всё понятно. Самогуды – сложное слово, состоящее из двух коней –сам- и – гуд-, соединительная гласная о.

Вывод: У всех слов есть один общий корень – сам-. Все эти предметы всё делают сами.

— В каких сказках встречаются эти предметы? (Маленький Мук, Старик — Хотабыч, Алладин, Садко и др. )

Упр. 134 стр. 93. Коллективная работа по вопросам в задании.

— Чем занимается мальчик? Какую профессию он себе придумал? (Лужелаз Слайд 7).

— Запишите это слово и разберите его по составу.

— На какое слово оно похоже? (Водолаз).

Прочитайте это стихотворение ещё раз и найдите в нём сложные слова. (В стихотворении нет больше сложных слов, но дети могут ошибочно назвать «подводник». Разбор по составу на доске.)

— Предлагаю игру «Словотворчество», которую мы придумали, прочитав это стихотворение.

(Слайд 8) корни –сам-, -вар-, -ход-, -пар-, -воз-, -сам-, — лёт-, -верт-, -сам-, -пар-.

Составление слов.

— Слово от меня «самолётопароходосамоваропаровозовертолёт»

— Как он может выглядеть? (Слайд 8)

6. Итоги урока.

— Чем мы сегодня занимались? Что делали?

— Что понравилось?

— Как вы сами себя оцениваете?

(Слайд 9)

— Можем ли мы теперь про себя сказать что мы «самоделкины»? (Слайд 10. Ай, да мы, МОЛОДЦЫ!)

7. Домашнее задание.

-Чем бы хотелось позаниматься дома? (Словотворчеством).

Творческое Д/з придумать свои сложные слова, нарисовать. В тетради упр. 5 стр.98.

Задание *— Послушайте стихотворение Н. Кончаловской (Слайд 11)

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,

И МОРКОФЕЛЬ дозрел.

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

А таких БАКЛАЧКОВ

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

— Обратите внимание на выделенные слова. Можно ли назвать их сложными? Почему?

— Можно ли назвать их «гибриды»? как вы понимаете это слово?

— Найдите сложное слово. (Садовник)

Задание ** Игра «Перекрёсток» (Слайд 11) карточки

Записать слова по горизонтали

1С

  1. Шуруп, который сам нарезает резьбу (Саморез).

  2. Судно, приводимое в движение паровым двигателем (Пароход).

  3. Большой чайник (Самовар).

  4. Русская народная игра – пляска. (Хоровод)

  5. Лес, поваленный бурей. (Бурелом).

  6. Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк).

  7. Огнестрельное оружие. (Пулемёт).

З

2

А

О

3

М

В

4

О

5

Р

Л

6

А

Ё

7 П

Т

13 сложных слов, в которых вы постоянно удваиваете не те буквы

Мало запомнить слова с двойными согласными. Надо еще запомнить, какие именно нужно дублировать. Особенно если на выбор два-три варианта, а проверить слово, кроме как по словарю, нельзя. Хватит это терпеть. Рассказываем про слова, вымогающие у нас двойные согласные не там, где надо.

Правильно: искусство

Самое простое существительное из нашего воскресного списка, которое проходят еще в начальной школе, а закрепляют в 5-6 классе. Точнее, к этому времени окончательно запоминаешь, какую по счету букву «с» нужно удвоить. Проверочного слова не существует, но если разобрать слово по составу, будет проще: корень «искус», суффикс «ств», окончание «о». Вспоминаем правило, что двойные согласные пишутся на стыке корня и суффикса, когда они оканчиваются (корень) и начинаются (суффикс) на одну и ту же букву «С». Главное не путать его с прилагательным «искусный», в котором никакие дубли не нужны.


Правильно: именинница

День рождения — грустный праздник (особенно когда вас поздравляют «с днем рождением»). Но мы тут про про другое. Делаем морфемный разбор слова «именинница»: корень «им», интерфикс «ен», суффикс «ин», еще один суффикс «ниц» и окончание «а». На стыке двух суффиксов пишем двойную «н». Видите, не зря в школе заставляют делать унылый разбор слова по составу. Пригодилось!


Правильно: апелляция

Понятие, которое узнаешь ближе к ЕГЭ, когда приходится отвоевывать бесценные баллы, а порой и подавать апелляцию (правда, это не всегда успешно заканчивается). Если будете писать слово без ошибок — это уже половина успеха. «Апелляция» пишется с удвоенной «л», а не «п». Ещё важно знать, что апелляцию просто подают. А если надо сказать, что подаешь апелляцию на что-то конкретное, тут появляется предлог «на»: подать апелляцию на результат экзамена по математике.


Правильно: асимметрия

В природе почти не бывает четкой симметрии, но тем не менее писать слово «асимметрия» нужно правильно. Рубрика «любопытная статистика Google»: по запросу «ассиметрия» с двумя «С» находится полмиллиона результатов. И это, как вы наверняка догадались, ошибка. Верно удваивать букву «м», как и в парном слове «симметрия». Но между ними все-таки есть разница, и это не только приставка «а», но и ударение: симмЕтрия и асимметрИя.


Правильно: аллилуйя

Самую известную версию этой песни исполнил Леонард Коэн — Hallelujah. В русском языке все как в названии песни: удвоения ровно в том же месте. На самом деле, слово пришло из иврита и буквально переводится как «восхваляйте Иегову», что означает молитвенный хвалебный возглас.


Правильно: иммунодефицит

Если вы безошибочно пишете слова «иммунитет» и «дефицит», то с «иммунодефицитом» проблем тоже не должно быть. Главное, верно разделить слово на части. Иммунодефицит — это болезнь, которая проявляется в ослаблении или полном отсутствии иммунитета. Надеемся, вы первый (и последний) раз столкнулись с этим словом, и вам никогда не придется его писать.


Правильно: терраса

В существительных, где есть согласная «р» или «с», особенно легко все перепутать. Слово «терраса» пришло к нам из французского, где оно пишется сразу с двумя парами удвоенных согласных — terrasse. До русского языка дошла лишь двойная «р». Хотя среди диванных экспертов в лингвистике бытует мнение, что «терраса» и «терасса» — равноправные варианты. Это не так.


Правильно: терроризм, территория

Уровень сложности повышается, если в слове встречаются сразу две «Р». Точнее, три — потому что одна из них удваивается. Главное, верно определить, где именно нужно писать две подряд, а где одну. Слова в карточке у нас разные по значению, но похожи по написанию. А если вспомнить еще предыдущее слово «терраса», то правило (условно!) можно вывести такое: всегда удваивай первую «р».


Правильно: дискуссия

Знать происхождение слова бывает полезно. То есть вряд ли вы станете ходячим этимологическим словарем, но зато запомните верное написание. Это помогает, особенно если речь идет о словарном слове, которое невозможно проверить. Так вот «дискуссия» — от лат. discussio «исследование, обсуждение». В русском так обычно называют публичное обсуждение какого-то спорного вопроса.


Правильно: аккумулятор

Передаем привет всем, кто что-то продает на «Авито» (скрытая реклама). Вы большие молодцы, но помните, что грамотное объявление — залог успешной продажи. Согласитесь, вызывает подозрение, так ли хорошо работает ваш «акумуллятор» или «акуммулятор», если он написан неправильно. У каждого варианта в Гугле от 10 до 45 000 результатов в выдаче. Но самый частый вариант на ошибки (готовьтесь удивляться) — «аккАмулятор». Гугл находит аж 429 000 результатов по такому запросу. К счастью, правильный вариант гораздо популярнее (62 миллиона результатов) — аккумулятор с двумя «к» и через букву «у». Всё элементарно!


Правильно: колоннада

Спонсор этой карточки — сервис TripAdvisor. Знакомьтесь с правописанием ещё одного около архитектурного слова прямиком из Франции: колоннада. Так обозначают ряд колонн, объединённых горизонтальным перекрытием (минутка «Википедии»). Из ярких представителей — колоннада Исаакиевского собора. Переходим к орфографии и этимологии: на французском colonnade, на русском почти так же — колоннада. В следующий раз можете блеснуть знаниями на какой-нибудь экскурсии.


Правильно: несессер

Однажды мы уже разбирали это существительное, но с позиции грамотного произношения и ударения. Слово не то чтобы популярное в русском языке, но написать его правильно — тот еще челлендж. На помощь вновь приходит этимология: слово «несессер» французского происхождения (от necessaire), и все удвоенные согласные сохраняются. На всякий случай напомним определение: несессером называют чемоданчик с принадлежностями для туалета, шитья и всего самого необходимого.

Примеры сложных слов для нач школы. Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов. Примеры сложных слов с соединительной гласной -е

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова — сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход — это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка — это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый — не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват — это суффикс. Или величайший — это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос — то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог — животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал — машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем — это приставка.
Самокат — устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт — транспорт, который летает вертикально.

Корни верт, лет.
Самолёт — устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

Русский язык считается одним из самых богатых языков мира.

Он многогранен благодаря своему , один только словарь В.И. Даля насчитывает порядка 200 тысяч единиц речи, и это не считая словоформ. А так как мир не стоит на месте, то и русский язык прогрессирует вместе с ним, пополняясь новыми лексическими единицами из различных сфер жизни: науки, технологий, промышленности и пр. Ввиду развития отраслей в русском языке для обозначения новых понятий появляются сложносочиненные и трудные в написании слова.

Вконтакте

Что такое сложные слова

Сложное слово складывается из нескольких частей. В русском языке чаще встречаются сложные слова с двумя основами (паровоз, водопад, диван-кровать), но можно встретить с тремя и более (примеры: сливочно-шоколадно-ореховое мороженое, газопаровоздушный, древнецерковнославянский). Написание сложных слов вызывает затруднения даже у тех, кто работает с текстами на профессиональной основе, – редакторов, корректоров, журналистов.

Важно! Одно сложное слово в русском языке может состоять из 20-30 букв! К примеру, рентгеноэлектрокардиографический – 32 буквы.

Сложные для написания выражения часто выступают в роли существительных и , хотя чаще всего образуются от «существительное + глагол» . Многие лексические конструкции в русском языке являются труднопроизносимыми и довольно часто встречаются в повседневной речи. Они настолько общеупотребимы, что мы не задумываемся над их происхождением (самолет, стройматериалы, авиастроение).

Образование

В образование сложных слов происходит следующими способами:

С помощью соединительных гласных: приемозаписывающий, металлорежущий, кашевар, бронетранспортер, кораблекрушение, сумасшедший,

пятикратный, семяпочка, восьмиэтажный, двухмачтовый. Список примеров можно продолжать долго.

Сложные слова в русском языке, для которых правильным является дефисное написание:

  • Сложное существительное с префиксом экс-: экс-король, экс-муж, экс-канцлер.
  • Принцип повторения основ: синий-синий, только-только, вот-вот, жарко-жарко.
  • Конструкции-повторы, имеющие во второй части приставку или суффикс: красавица-раскрасавица, чудесница-расчудесница, фокус-покус, крепко-накрепко, терем-теремок, холодно-прехолодно.
  • Сочетания с полу-: полуфранцуз-полунемец, полуночь-полудень, полулошадь-полуосел, полулежа, полусидя.
  • Близкие по значению слова: гуси-лебеди, путь-дорога, подобру-поздорову, любо-дорого, худо-бедно.
  • Сложносоставные слова с приблизительным указанием: четыре-пять человек, год-другой, в январе-феврале.
  • Сложное слово с аббревиатурой на первом месте: СВЧ-печь (сверхвысокочастотная), ИК-порт (инфракрасный), ДНК-анализ (дезоксирибонуклеиновая кислота), АКДС-вакцина (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная).
  • Сложное существительное, имеющее склоняемую первую часть : ванька-встанька – играть с ванькой-встанькой, ракета-носитель – на ракете-носителе, герой-летчик – звание героя-летчика, писатель-фантаст – писателю-фантасту.
  • Конструкция «главное и зависимое слово»: кот-баюн, красавица-дочка, собака-ищейка, скатерть-самобранка, ботаник-любитель, отец-одиночка.
  • Сложное слово имеет несклоняемую часть : си-минор, соль-диез, ре-минор, иссиня-бледный, багрово-каштановый, брутто-формула (для химических элементов), брутто-ставка (размер страхового взноса), нетто-ставка (доля страхового тарифа), соло-гитара, диско-шар, диско-группа, диско-бар, макси-скутер, макси-гольфы, макси-пазлы, миди-контроллер, мини-рояль, мини-модель, мини-рецензия.
  • Промежуточные стороны света: повернуть на юго-запад, курс на северо-восток, восток-юг-восток.
  • Военные должности и звания с приставками: вице-адмирал, камер-юнкер, контр-адмирал, лейб-драгун, обер-гофмаршал, обер-интендант, статс-секретарь, унтер-офицер, флигель-адъютант, штабс-ротмистр.
  • Слова, имеющие в своей конструкции служебную часть речи: Николаевск-на-Амуре, Калач-на-Дону, цветок мать-и-мачеха, растение иван-да-марья. В эту группу преимущественно входят названия городов, стран и растений .
  • Для написания наименований жителей городов с дефисным написанием часто используется способ слияния основ.
  • Сочетания с приставкой пол- (для слов, начинающихся с гласной или с согласной -л) в родительном падеже: пол-июля, пол-лавки, пол-линии, пол-оврага, пол-огурца.

Словарь русского языка

Образование сложных слов в русском языке без соединительных гласных:

  • Труднопроизносимые слова с приставками без-/бес-, не-, меж-, после-, сверх-, лже-, само-, вне-, вы-, за-, при- и др.
    : безграничный, безвинно, беспроцентный, бесконечный, беспалубный, неоправданно, непрерывносвязный, непримиримый, неравномерный, межкомнатный, межреберный, межнациональный, послеродовой, послекурсовой, послегарантийный, послешкольный, сверхвысоковакуумный, сверхгодовой, сверхкритичный, сверхустановленный, лжеакация, лжесоциалистический, лженаука, лжерелигия, самосъемочный, самоосахаренный, внеземной, внешнеполитический, вышерассмотренный, вышеизложенный, заготовочный, защитный, запросто, причудливый, причастный.

Обратите внимание! Слова с префиксом лже- с собственными именами в русском языке имеют дефисное написание: лже-Дмитрий, лже-Арья, лже-Нерон.

  • Слова с приставками полу- и пол-: полукристаллический, полуторамесячный, полубокс, за полцены, полцарства, полжизни.
  • Сложносоставные слова с префиксами ир-, дис-, им-, транс-, суб-, контр-, гипер-, де-, ре-, пост- и др.: иррациональный, ирригатор, ирреальность, иррелевантный, дискретный, дистанционный, диспозиция, диспропорция, имманентный, иммунобиологический, трансгрессия, трансизомерия, трансконтинентальный, трансатлантический, субатмосферный, субъединица, субъективный, субмарина, контрагент, контригра, контрярус, контрпрогресс, гипергеометрический, гиперфункция, гиперактивный, гипернефроидный, демонтаж, деформация, децентрализация, деградация, демотиватор, реформация, реорганизация, репродукция, постинфарктный, постсоветский, постиндустриальный, поствоспалительный.
  • Трудные слова, частью основы которых является числительное : трехмесячный, пятигранный, двусторонний, столетний.
  • Лексические единицы, оканчивающиеся на -я: семяобрабатывающий, времяпрепровождение, себялюбие.
  • Окончание первой части основы на -и- или -ь-: вертишейка, горицвет, сорвиголова, горидрова. Очень часто в этих примерах допускаются орфографические ошибки.
  • Слова, образованные от дефисных имен собственных: алмаатинец, санктпетербуржец, санпаулец, костариканец.

Сокращенные слова также относятся к понятию «сложное слово», т. к. образованы путем сокращения основ и их слияния : УЕФА, СССР, ВДНХ, замполит.

Написание сложных слов этого типа в русском языке регулируется следующими правилами:

  • Взяты первые буквы слов: мур – Московский уголовный розыск, ФБР – федеральное бюро расследований, ПФК – профессиональный футбольный клуб.
  • Взяты начальные части основ: политраб – политический работник, генплан – генеральный план, сампо – самостоятельная подготовка.
  • Взяты первые буквы одного и начало основы другого слова (совмещены первые два способа): ИНВИССИН – Институт внешнеполитических исследований и инициатив, ИМЛИ – ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, ЛИТО – литературное объединение.
  • Взята часть основы и целое слово: запчасть – запасная часть, главком – главнокомандующий.

Обратите внимание! Обычно сложные слова относятся к научной терминологии и употребляются в узком кругу специалистов отрасли. Часто расшифровка аббревиатур представляет собой очень непростую задачу, можно просто не знать полного названия или спутать саму аббревиатуру со схожими в написании. Что касается определения рода в сложносокращенных конструкциях, то в русском языке он определяется по главному слову в сложном названии.

Какие бывают сложные слова в русском языке

Примеры сложных слов

Вывод

Как было указано в начале статьи, трудновыговариваемые слова в русском языке встречаются повсеместно и ежедневно. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому важно не только понимать их смысловую нагрузку, но и научиться определять правильное написание сложных слов.

УМК «Школа России»

Тема: Сложные слова

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цель урока: знакомство со сложными словами и формирование умения находить корень в сложных словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные;

Познакомить со способами образования сложных слов;

Расширять знания о составе слова.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие:

Развитие речи учащихся, внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Предметные:

На уроке учащиеся получат знания о сложных словах;

Научатся находить корни сложных слов;

Научатся образовывать сложные слова.

Метапредметные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Личностные:

Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день!

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

2.Чистописание.

1) Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Написание букв и соединений (Кк; Нн; на; но; ко; ен; ки; кл; нм; ня; ку; кья; нью)

Дайте характеристику звуков; в каких слогах согласные звуки мягкие, твердые.

3. Актуализация знаний.

Напишите однокоренные слова с корнем –цвет-;

Что такое корень слова? Как пишется корень в однокоренных словах?

4. Постановка цели урока.

Давайте прочитаем стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,

А для чего они – смекай!

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит ПАРОХОД,

В паре ходят ПАР и ХОД.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? (Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.)

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? (Две. )

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику:

Упр. 138 (Стр. 77)

Прочитайте слова, объясните лексическое значение каждого слова.

Сколько корней в этих словах. Почему?

Какие гласные соединяют корни в сложных словах?

Упр. 139 (Стр. 78)

Прочитайте текст. Найдите в нем сложное слово, объясните, почему автор употребил его.

Выполните письменное задание к упражнению (Учащиеся проверяют написание слов с орфограммами).

6. Физкультминутка.

1. На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два!»

2. Руки ставим мы в разлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз» и делай»два».

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

7. Закрепление изученного материала.

Упр. 140 (Стр. 78) (Работа в парах.)

Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.

(1.Водитель; 2. Лесовод; 3. Вихрь. В остальных словах есть корень –ветер-;

Ветрометр- это сложное слово)

8. Подведение итогов урока.

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите корни слов.

1) На полу крошка-слон,

На колёсиках он,

Гладит хоботом ковёр,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет. (Пылесос).

2) Его работа-

В глубине на самом дне.

Его работа –

В темноте и в тишине.

Но кто же он,

Ответь-ка на вопрос? (Водолаз)

3)Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

4) Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Что нового вы узнали на уроке?

Как называются слова, которые имеют два корня?

9. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что…

Меня удивило…

Мне бы хотелось…

10. Домашнее задание: Упр. 141 (Стр. 78)

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта — и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработку урока выполнила: Ситникова Наталья Валерьевна, Пермский край, г.Губаха, пгт Углеуральский, МОУ «СОШ №15» email: [email protected]

Цель урока. Образование сложных слов.

Задачи:

  1. Повторить значимые части слова.
  2. Ввести понятие “сложные слова”
  3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Зеленина), карточки для учителя и учащихся, энциклопедия о птицах, шляпа, попугай.

Ход урока.

1. Орг.момент.

(Учитель заходит в класс, одетый в костюм книголюба)

Учитель:

Сейчас я была в библиотеке. Там так много интересных книг! Я очень люблю книги. Читаю их с удовольствием. А как мы можем назвать человека, который очень любит читать книги? (книголюб)

Книг у меня много, но больше всего я люблю читать вот эту книгу. В ней много необычных слов, с которыми мы сегодня познакомимся.

2. Повторение темы «Состав слова». Изучение нового материала.

На доск е:

На цветных листах на партах слова:

1 ряд: скворушка, прикорм, мухолов

2 ряд: голубка, уход, мухолов

3 ряд: рябчики, полёт, мухолов

В тетрадях таблица:

Работа в парах.

Учитель:

Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа (учитель сам пишет на доске) Обратите внимание на таблицу. Возьмите с парты цветную карточку. Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (распределить слова в таблицу в зависимости от их состава). Приступайте к работе в парах, прежде чем писать обсудите вместе.

У. -А теперь проверим.

Какие слова вы записали в первый столбик?

Д. скворушка голубка рябчики (слова прикрепляем на доску)

У. -Назовите корень. Приставку. С помощью чего образованы эти слова?

Д. – С помощью суффикса.

Во второй столбик?

прикорм -уход -полёт

Итак, работу закончили. Мы все слова записали?

Д. — Слово мухолов никуда не подходит.

У. — А кто такой мухолов? (выслушиваются ответы детей)

Слайд 2

Так кто же это?

Почему её так назвали?

Д. — Питается мухами.

У. — В какой столбик запишем?

Д. – В третий.

У. — Разберите слово по составу.

В чём особенность этого слова?

Д. — В нём два корня.

У. — Подчеркните букву, которая находится между корнями.

Какую роль выполняет эта буква?

Если эта буква используется для соединения двух корней, то как её можно назвать? Д. -Соединительная.

У. — Каких птиц вы ещё знаете? (выслушиваются ответы детей)

Птиц в природе очень много…

Слайд 3

1. В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телефонист

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ……. (Дятел)

2. Маленькая стройная птичка. Название получила за оперение на голове. (Черноголовка)

3. У . – О какой птице идёт речь?

Слайд 4-5

Д. – Змееяд.

У . — Почему её так назвали?

Д. — Питается ядовитыми змеями.

4. У. – А это что за птица?

Слайд 6

Д. – Сорока.

У. — Какие из этих четырёх слов образованы таким же способом, как и слово мухолов? (черноголовка, змееяд). Запишите. Докажите.

Как вы можете назвать эти слова?

Д . –Двукоренные, сложные.

У. — Почему?

Д. — Из 2-х корней.

Это и есть тема нашего урока «Сложные слова»

Давайте попробуем сделать вывод, какие слова называются сложными?

Посмотрим, как записано в учебнике на странице 39. Познакомьтесь сами, а теперь прочитай….

3. Физминутка.

(звучит аудиомузыка)

Мы учились, мы трудились

Пришло время отдыхать

В птичек все мы превратились

Будем птицам подражать.

Прыгаем как воробушки

Как цапли на одной ноге стоим

А теперь маленькие синички с деревца на деревце летим.

А сейчас покажем больших крыльев размах, быстрые орлы летят в облаках.

Страуса никому не догнать он от опасностей привык убегать.

А теперь на пингвинах похожи, они как неваляшки и мы тоже.

Что ж пора возвращаться,

Вы снова ученики, продолжаем заниматься.

4. Первичное закрепление.

У. — За птицами наблюдают люди особой профессии орнитологи. Чтобы узнать особенности их жизни, надо поймать несколько птиц и окольцевать. Как вы назовёте человека, который ловит птиц?

Д. -Птицелов.

У. — Запишите слово. У доски… Скажите, это сложное слово? (доказывают)

А как вы думаете, есть в нашей речи другие сложные слова не связанные с названием птиц? Приведите примеры. Ещё больше слов вы узнаете на следующем уроке.

Помогите мне составить сложные слова. (учитель показывает карточки, дети самостоятельно записывают слова)

разводит пчёл

ловит рыбу

разводит цветы

Выделите корни и соединительную гласную.

О каких необычных словах мы сегодня говорили? Как их можно назвать одним словом?

Д. — Сложные.

5. Рефлексия.

У. -Встаньте, пожалуйста. Поднимите руку те, кому было трудно понять, что такое сложное слово. Не огорчайтесь. На следующих уроках вы узнаете много сложных слов и их образование. Спасибо. А теперь поднимите обе руки те, кто понял, как образовываются сложные слова. Поаплодируйте себе! Молодцы!

А вот мы сейчас и проверим… Присаживайтесь.

Возьмите белые листочки. Приступайте к заданиям.

А помните ли, как вы меня назвали в начале урока? (книголюб)

Можно ли это слово назвать сложным? Почему? (дети объясняют устно). Вы отлично поработали на уроке. Молодцы! (игрушечный попугай повторяет слово «молодцы».

Мы дарим вам маленькие памятки о птицах (попугай повторяет, а учитель раздаёт)

КОНСПЕКТ УРОКА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(Система развивающего обучения Л.В.Занкова.)

3 класс (1- 4)

Тема урока:

Подготовила:

Учитель начальных классов

Федосюк Елена Витальевна

МБОУ «Гимназия №3»

г. Астрахань – 2017г.

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника : Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

Тема урока: «Сложные слова».

Дидактическая цель : создать условия для формирования понятия «сложные слова» и

введения его в систему знаний

Задачи урока:

Логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие
«сложные слова» на основе знаний детей;
— развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
— воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока : урок открытия новых знаний.

Оборудование : учебник «Русский язык 3 класс» Нечаевой Н.В., Яковлевой С.Г., презентация к

Ход урока:

    Самоопределение к деятельности . Слайд 1.

Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь

за парты. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня

мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.

II . Актуализация знаний.

Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, вспомнили правила посадки.

Ребята, какое время года за окном? (Осень).

А.С.Пушкин очень любил это время года и посвятил ему много прекрасных строк. Вот некоторые из них: Слайд 2.

«Унылая пора, очей очарованье…

Приятна мне твоя прекрасная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

Сегодня и у нас на уроке осень в гостях.

III . Минутка каллиграфии. Словарная работа . Слайд 3-4.

Повторим написание букв О, о , соединение ОС , слово ОСЕНЬ , образуем от этого слова однокоренное – прилагательное – ОСЕННИЙ.

Каким способом образовано это слово? (Суффиксальным).

Какие ещё способы образования слов вы знаете? (Приставочный, приставочно-суффиксальный). Слайд 5.

Разберём слово по составу: ОСЕН – Н —

Сегодня вы познакомитесь с ещё одним видом образования слов. Каким? Вы узнаете на нашем уроке.

IV . Тема урока.

Прочтите запись на экране… «Сложные слова». Слайд 6.

Назовите, какой частью речи является слово «сложные». (Это прилагательное!)

Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета).

Назовите, а что может быть ещё сложным? (Сложные задачи, сложная ситуация).

И что такое сложное слово?

(Ответы ребят.)

Сегодня мы ближе познакомимся со сложными словами и их особенностями.

V . Объяснение материала. Актуализация знаний.

1. — Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Записываем – сентябрь )

Слайд 7.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Словарное слово – октябрь )

Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Словарное слово – ноябрь)


2. — Как вы думаете, что общего у этих слов?
( Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.)

Разберём слова по составу:

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ

3. — А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев — небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень. Слайд 8.
— Октябрь называли «листопадом». Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.

Слайд 9.
А ноябрь получил название «грудень». Как вы думаете, почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. Слайд 10-11-12.

III . Фиксация затруднения в деятельности.

Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.

ХМУРЕНЬ ЛИСТ – О — ПАД ГРУДЕНЬ Слайд 13.


— В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад
Учитель: Объясните смысл этого слова?
Ученики: Природное явление – листья падают.
Учитель: Выделите корень в этих словах.

Ученики: лист, пад Слайд 14-15.

Чтобы получилось новое слово, используется новый способ образования слов – сложение основ, сложение корней, при помощи соединительной гласной О, Е .

IV . Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
— А сейчас откроем учебники на странице 71, найдите правило.

Что вы запомнили из правила? Давайте закрепим на примерах. И запишем несколько слов в тетрадь. Слайд 16-17.

Упр. 143, стр. 71. – Найдите слова, которые образованы соединением основ.

ЛЕСОСТЕПЬ СИНЕГЛАЗЫЙ

2. Образование сложных слов

Лес ловить

Рыба ферма

Птица полоса

Олень разводить

(Лесополоса, рыболов, птицеферма, оленевод). Слайд 18.

V . Физкультминутка. Игра с мячом.

Игра. «Образуй сложное слово».

Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить — лесоруб
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит – самовар

мясо, рубить — мясорубка
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб

коньки, бег- конькобежец
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз. Слайд 19 .
VI . Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Ветер осенний подул на сложные слова и все их разбросал. Давайте соберём их правильно. Работаем в группах. Советуемся друг с другом. Запишем слова в тетрадь.

камнеход ледопад Слайд 20.

вертопад звездовоз

паролёт водолёт

самопа д листоход

(Вертолёт, ледоход, самолёт, листопад, звездопад, паровоз, пароход, водопад, камнепад, водовоз.) Слайд 21.

Ребята, какой вывод мы можем сделать о сложных словах?

Сложные слова образуются сложением основ, корней при помощи соединительных гласных О и Е. Если основа заканчивается на твёрдый согласный, значит в середине мы пишем соединительную О, а если на мягкий или шипящий Ж, Ш,Ч,Щ,Ц – то мы пишем Е.

VII . Включение в систему знаний и повторение.
1. Творческая работа . Работа по карточкам (дифференцированное задание).
— Осень красива не только в лесу, но и в горах. Слайд 22-23.

Послушайте текс «В горах».

В горах.

Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада. Всех поразила красота горной речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.

Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка . Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление — ______________.

Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад

Фамилия и имя: _________________________

2 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.
________________ усыпал землю пёстрым ковром.
А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

VIII . Рефлексия.
— Какова же была цель нашего урока?
— Достигли ли мы её?
— Были ли у вас затруднения?
— Смогли ли мы их преодолеть?
— Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
— Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. А довольны ли вы? Пусть на мордашке колобка появится улыбка, если да, или грустное выражение, если было трудно!

Список используемой литературы:
1) Справочное пособие по русскому языку, О.В. Узорова, Е.Н. Нефёдова, 2009г.
2) Сборник «Правила и упражнения по русскому языку» О.В. Узорова, Е.Н.
Нефёдова, 2009г.
3) Сборник «Изучаем части речи» Е.Г.Мережко
4) Кульневич С. В. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”.
Воронеж. Учитель. 2012.

Составные слова: все, что вам нужно знать

Слова блин , гостиная и карусель имеют нечто общее.

Все они являются примерами составных слов .

Существительное соединение означает нечто, состоящее из двух или более отдельных компонентов. Соединение также может быть прилагательным, состоящим из двух или более частей или компонентов.

Составное слово равно одно слово или единица значения, образованная путем соединения двух или более отдельных слов вместе .

Что такое сложные слова?

Составное слово — это слово, состоящее обычно из двух, но иногда и большего числа слов, соединенных вместе. Два (или более), составляющих сложное слово, являются независимыми словами; они имеют свои собственные значения. Когда эти слова соединяются и образуют сложное слово, это сложное слово приобретает новое значение.

Три типа составных слов

Сложные слова могут принимать три возможные формы: закрытая, открытая или разделенная дефисом . В закрытой форме пробела между соединяемыми словами нет. В открытой форме есть пробел между «соединенными» словами, которые все еще действуют как одно целое, а в дефисной форме — вы угадали! Между соединяемыми словами стоит дефис.

Эти общие «правила» — довольно плавные и гибкие — дают представление о том, какой формат принимает составное слово.

  • Закрытые составные слова обычно существительные: Накладывают макияж .

  • Открытые составные слова обычно существительные или глаголы: I have to make up (глагол) тот экзамен в моей средней школе . (существительное)

  • Составные слова с дефисом обычно прилагательные или сочетания наречий и прилагательных: Мне нужно сделать макияж (прилагательное) экзамен. Я буду хорошо подготовленным . (наречие + прилагательное)

Ключевое слово в каждом из этих примеров — «обычно». Некоторые сложные слова нарушают правила. Посмотрим, как скоро.

1. Закрытые составные слова

Повторить: закрытые составные слова обычно состоят из двух отдельных слов, которые соединяются вместе, чтобы образовать новое слово. Между двумя словами в сложном слове закрытой формы нет пробела; соединение появляется как одно слово.

Примеры закрытых составных слов

  • Чашка + торт становится кекс

  • Корзина + мяч становится баскетбольным мячом

  • Клавиатура + плата становится клавиатура

  • Экстра+обычный становится экстраординарным

  • День рождения + день становится день рождения

Из этих примеров видно, что значение составного слова — это не просто слияние независимых определений отдельных слов, которые соединяются вместе, образуя составное слово.

Однако существует связь между значениями отдельных слов и составными частями. Сложные слова были интегрированы в язык по мере того, как говорящие обнаруживали эти отношения. Совершенно логично называть торт, который может поместиться в чашку, кексом, а мяч, брошенный через корзину (теперь обруч), — баскетбольным мячом.

Правила составных слов, перечисленные ранее в посте, включают слово обычно . Это слово означает, что правила не являются жесткими и быстрыми, и есть примеры сложных слов, которые нарушают эти правила.

Например, составные слова, являющиеся глаголами, имеют обычно открытую форму, но вот составные глаголы закрытой формы, нарушающие правила, которые напоминают нам о том, что эти правила следует соблюдать свободно: .

  • Я думаю, что клерк обсчитал меня.

  • Я должен присматривать за моей младшей сестрой.

  • 2.

    Открытые составные слова

    В открытом составном слове между двумя независимыми словами есть пробел, хотя они по-прежнему рассматриваются как одна единица с новым «составным значением».

    Примеры открытых сложных слов

    • Гостиная: как единое целое, это составное существительное относится к комнате в доме.

    • Старшая школа: как единое целое, это сложное существительное относится к школе, в которой учатся 9-12 классы.

    • Почтовое отделение: как единое целое, это соединение относится к зданию, где собирается, сортируется и отправляется почта.

    • Сдаться: как единое целое, этот составной глагол означает перестать пытаться.

    • Запросить: как единое целое, этот составной глагол означает просить что-то.

    3. Составные слова с дефисом

    Составные слова с дефисом имеют дефисы между каждым из независимых слов, которые служат соединителями. Дефисы — это визуальный сигнал о том, что слова образуют единое целое.

    Некоторые составные слова всегда пишутся через дефис.

    Вы заметили, что все эти примеры являются существительными? Помните: правила гибкие!

    Примеры составных прилагательных с дефисом:

    Когда составные слова используются в качестве прилагательных (официально известных как составные прилагательные), правила переноса меняются в зависимости от того, где составное прилагательное встречается в предложении.

    Если составное прилагательное стоит перед существительным, которое оно модифицирует (описывает), обычно следует добавлять дефис:

    Конечно, есть исключения. Помните, что эти «правила» гибкие. Некоторые составные прилагательные, которые предшествуют существительным, которые они изменяют, никогда не ставятся через дефис. Например, мороженое и старшая школа:

    • старшая школа ученики
    • Мороженое мороженое

    На самом деле нет никаких «почему», чтобы объяснить эти исключения; мы только что приняли эти формы и сделали их частью нашего языка.

    Примеры сложных прилагательных в открытой форме

    Если сложное прилагательное стоит после определяемого им существительного, дефис обычно опускается.

    • Убедитесь, что файлы обновлены . «Обновление» изменяет, но стоит после существительного «файлы».

    • Коту два года . «Два года» изменяет, но стоит после существительного «кошка».

    Хотя модификаторы после существительных технически не используют дефисы, согласно Merriam-Webster , тенденции использования указывают на то, что дефисы часто включаются в любом случае, если составные части «продолжают функционировать как модификаторы единиц». Итак, снова эта гибкость.

    Гуру грамматики, редактор стиля и наставник в одном пакете.
    Попробуйте бесплатно!

    Как насчет составных наречий?

    Легко найти примеры закрытых, открытых и дефисных наречий.

    Что касается примеров в закрытой форме, то мы, вероятно, большую часть времени даже не регистрируем их как сложные слова.

    • Иногда

    • После этого

    • Где-то

    Наречия открытой формы возникают, когда наречие стоит первым словом в сложном слове и оканчивается на — св. Вы не должны ставить дефис после наречия — ly .

    • Мы сделали открытие раньше .

    • Ее мнение высоко ценится .

    • Они вошли в тускло освещенную комнату .

    Что делать, если вы не уверены, какая форма является правильной

    Хотя эти гибкие правила могут вам помочь, все же могут быть случаи, когда вы не понимаете, какую составную форму использовать. Не напрягайтесь слишком сильно.

    Согласно Merriam Webster, правила больше похожи на шаблоны. Вы можете увидеть различия в разных публикациях в зависимости от выбора редакции и стиля. Например, я искал на Амазоне чайник. Я видел в основном чайники, но также и несколько чайников. Из любопытства я ввел слово «чайник» в строку поиска New York Times и нашел статьи 1800-х годов, в названии которых было слово «чайник»!

    Хотя эти стилистические изменения и варианты выбора интересны, они не должны удивлять. Язык подвижен и постоянно развивается. Сложные слова сами по себе являются доказательством этой эволюции.

    Сохраняйте ясность в центре внимания

    Назначение дефисов в сложных словах — обеспечить ясность. Например,

    В первом примере через дефис я знаю, что лекарство, которое я купил, не требовало рецепта. «Безрецептурный» — это одна единица — одно соединение, описывающее тип лекарства.

    Во втором примере «внебиржевой» служит другой цели, и, хотя слова образуют фразу, чтобы сказать мне, где «он» передал лекарство, дефисы не делают ничего, чтобы сделать цель фразы ясной и, следовательно, не нужны. .

    Теперь посмотрите на эти примеры:

    • У него была малопользованная машина.
    • У него была маленькая подержанная машина.

    В первом примере я знаю, что у мужчины есть машина, на которой мало кто ездил. Автомобиль описывается составным модификатором «малопользованный».

    Во втором примере кажется, что у человека есть подержанная машина, которая тоже маленькая или маленькая. В этом примере запятая после слова «немного» поможет разделить два слова, «немного» и «используется», и показать, что они не предназначены для использования в качестве сложного слова.

    ProWritingAid может помочь

    Несмотря на то, что теперь вы являетесь экспертом по сложным словам, если у вас остались сомнения, помните, что ProWritingAid здесь, чтобы помочь. Он сообщит вам, добавили ли вы ненужный дефис после наречия -ly или пропустили один из сложного прилагательного с предсуществительным. Вы не должны писать в одиночку!


    Поднимите свои навыки написания на новый уровень:

    20 советов по редактированию от профессиональных писателей

    Пишите ли вы роман, эссе, статью или электронное письмо, хороший текст является важной частью передачи ваших идей.

    Это руководство содержит 20 наиболее важных советов и приемов письма от самых разных профессиональных писателей.

    Соединение: определение и пример | StudySmarter

    Компаундирование (также известное как композиция или именная композиция) играет важную роль в лингвистике, поскольку оно позволяет создавать новые слова и существует в большинстве, если не во всех, языках. Для некоторых языков (например, китайского) это основной источник образования новых слов.

    Рис. 1. Составление слов объединяет слова для создания новых слов.

    Что такое компаундирование?

    Составление (от латинского componere, означает « соединять») объединяет два или более слов для создания нового.

    Пар + лодка = Пароход

    Кровать + комната = Спальня

    Волосы + стрижка = Стрижка

    Мотоцикл + мотоцикл = Мотоцикл

    Составные элементы

    Составные части состоят из различных частей речи, таких как существительное, глагол , и нареч.

    Это означает, что составные слова могут быть комбинацией существительного и существительного, глагола и существительного, прилагательного и существительного и т. д.

    Слово «спальня» состоит из двух существительных, кровати и комнаты.

    Слово «восход» состоит из существительного и глагола, солнце и восход.

    Слово «теплица» состоит из прилагательного и существительного, зеленого и дома.

    Составные слова могут быть записаны как одно слово, два отдельных слова или слово с дефисом.

    Примечание. Составные слова состоят из полных слов; этот процесс называется номинальной композицией, и его не следует путать с морфологическим происхождением.

    Морфологическая деривация – это когда новое слово образуется из существующего слова, обычно путем добавления префиксов или суффиксов. Например, найм состоит из глагола нанять плюс суффиксной морфемы — ment .

    Классические соединения — это еще одна категория соединений, происходящих из латинского или древнегреческого языков.

    Биография — это соединение греческих слов bios (жизнь) и graphia (письмо), которое к XVII веку стало биографией.

    Сельское хозяйство представляет собой соединение латинских слов ager (поле) и культура (выращивание / возделывание), которые в позднем среднеанглийском языке превратились в «сельское хозяйство».

    Произношение

    Произношение может помочь определить значение слов. В зависимости от того, как мы произносим слово, это может изменить его значение. Одним из важных аспектов нашего произношения является ударение . Давайте рассмотрим это более подробно:

    Ударение

    Ударение в произношении — это когда мы делаем больший акцент на одном слоге или слове, чем на других частях предложения; обычно это помогает нам узнавать и понимать значение слова.

    Ударение помогает нам понять разницу между составным существительным и прилагательным с существительным. В следующих примерах обратите внимание на ударение:

    зеленый дом = место, где мы выращиваем растения (сложное существительное).

    Зеленый дом = дом, выкрашенный в зеленый цвет (прилагательное и существительное).

    A синяя птица = тип птицы (сложное существительное).

    Синяя птица = любая птица с синими перьями (прилагательное и существительное).

    Compound elements

    Noun + noun

    bedroom

    toothpaste

    database

    Noun + verb

    rainfall

    handmade

    sunrise

    Noun + adverb

    hanger-on

    прохожий

    занявший второе место

    Глагол + существительное

    стиральная машина

    водительские права

    бассейн

    Verb + adverb

    lookout

    take off

    drawback

    Adverb + noun

    onlooker

    bystander

    Adjective + verb

    dry cleaning

    public speaking

    Adjective + noun

    теплица

    софт

    рыжий

    Наречие + глагол

    выход

    свержение

    подъем

    вход

    Суспендированное соединение

    Суспендированное соединение используется, чтобы избежать повторения длинных слов.

    Например, вместо того, чтобы сказать: «В центре города в основном здания восемнадцатого или девятнадцатого века», мы можем сократить первый комплекс и сказать: «В центре города в основном здания восемнадцатого или девятнадцатого века». Центр города. »

    Другие примеры:

    Краткосрочные и долгосрочные планы одинаково действительны.

    Билеты первого и второго класса стоят одинаково.

    Соединения по всему миру

    Соединения существуют практически во всех языках.

    Давайте посмотрим на несколько примеров со всего мира.

    English Italian Spanish
    science fiction fantascienza ciencia-ficción
    science + fiction imaginary + science science + fiction
    Dutch English Composition
    verjaardagskalender birthday calendar verjaardag ‘birthday’ + calendar ‘calendar’
    Klantenserviceemedewerker customer service representative clanten ‘customers’ + service ‘service’ + medewerker ‘worker’
    university library university library university ‘university’ + library ‘library’
    Китайский Английский Состав
    谢谢 thanks Repeating of 謝 xiè thank
    摩天 楼 skyscraper 摩 mó touch + 天 tiān sky + 楼 lóu building (with more than 1 storey
    学生 college student 學 сюэ учиться + 生 shēng живое существо
    百科 全書 encyclopaedia 百 bǎi hundred + 科 kē (branch of) study + 全 quán entire / complete + 書 shū book
    Finnish English Composition
    sanakirja dictionary сана ‘слово’ + кирья ‘книга’
    тиетоконе computer tieto ‘knowledge data’ + kone ‘machine’
    German English Composition
    skyscraper skyscraper Clouds’ + scratches’ scraper ‘
    железная дорога железная дорога Iron ‘iron’ + train ‘track’
    Ancient Greek English Composition
    φιλόσοφος philosopher φίλος phílos ‘beloved’ + σοφία sophíā ‘wisdom’
    δημοκρατία демократия δῆμος dêmos ‘народ’ + κράτος ‘правление’
    Italian English Composition
    millepiedi centipede mille ‘thousand’ + piedi ‘feet’
    ferrovia railway ferro ‘iron’ + via ‘путь’

    Соединения и форма

    Сложные существительные могут быть написаны тремя способами: открытой формой, закрытой формой и через дефис.

    Открытая составная форма

    Открытая (или разделенная) составная часть записывается двумя отдельными словами.

    стиральная машина,

    бутылка для воды.

    Соединения закрытой формы

    Закрытое (или твердое) соединение записывается одним словом.

    дождь,

    недостаток,

    зубная паста.

    Составные формы с дефисом

    Составные с дефисом пишутся через дефис.

    Заезд,

    Прихлебатель,

    Теща.

    Некоторые составные части состоят из двух одинаковых по звучанию элементов, например:

    • паинька,
    • тише тише,
    • болтовня.

    Они называются редупликативными составными частями и обычно пишутся через дефис, если каждый элемент состоит из одного или нескольких слогов. Однако распространена и закрытая форма, например:

    • крест-накрест,
    • безделушка,
    • напев.

    Подклассы соединений

    Составные слова обычно состоят из двух слов:

    Одно слово дает основное значение всего соединения и называется головным , другое слово (модификатор ) уточняет это значение (т.е. … это дает нам более конкретную информацию о голове).

    Соединения можно разделить на четыре подкласса:

    Эндоцентрические

    Экзоцентрические

    Координационные

    Аппозиционные

    Эндоцентрические соединения

    В эндоцентрических соединениях значение всего слова имеет тенденцию быть ясным и относится к головке .

    Первым словом будет модификатор . Заглавное слово идет вторым и классифицирует соединение. Это называется финал голов. Модификатор уточнит значение заголовка.

    В составном слове cookbook , book — заголовок (оно дает нам основное значение), а cook — модификатор (оно говорит нам, что это за книга).

    В составном слове собачья будка , дом — это голова, а собака — модификатор, и это говорит нам, что это дом, предназначенный для собаки.

    Эндоцентрические составные части, как правило, принадлежат к той же части речи (классу слов), что и их заголовок, как в случае с собачьей будкой, которая состоит из существительного плюс существительного .

    Корм ​​для кошек указывает тип корма (корм, предназначенный для кошек).

    Бутылка для воды говорит нам, какой тип бутылки (бутылка, из которой мы можем пить воду).

    Поскольку модификатор дает нам специализацию заглавного слова, этот тип соединения также известен как описательное соединение .

    Рис. 2 — Поваренная книга представляет собой эндоцентрическое соединение.

    Экзоцентрические соединения

    С экзоцентрическими , значение неочевидно и часто кажется не связанным с какой-либо частью самого соединения.

    Facebook — это не книга.

    Пугало не является разновидностью вороны.

    Мягкая обложка не является типом обложки.

    Facebook — это социальная сеть, но мы не могли догадаться об этом по словам, использованным для составления соединения. То же самое касается чучела, фигурки, созданной для отпугивания птиц от посевов, и книги в мягкой обложке.

    Экзоцентрические соединения не имеют ясной головы, и их также часто называют соединениями без головы .

    Сочинительные соединения

    Сочинительные (или копулятивные) соединения — это соединения с двумя семантическими головками, которые работают согласованно. Значения будут связаны или иметь сходное происхождение, но не будут одним и тем же.

    Семантика дает нам значение или интерпретацию слова.

    Например, актер-менеджер означает кого-то, кто является актером и менеджером театра.

    Продюсер-режиссер – лицо, являющееся продюсером и режиссером.

    Кемпер-трейлер – это транспортное средство, представляющее собой кемпер и прицеп.

    Театр-музей – здание, которое одновременно является и театром, и музеем.

    Сочинительные сложные слова часто используются для описания профессий людей и могут состоять из пяти слов.

    Дизайнер-строитель – человек, который проектирует и строит.

    Слушатель-зритель-читатель – человек, который перечисляет, смотрит (фильмы) и читает (книги).

    Музыкант-писатель-филммейкер — музыкант, который также является профессиональным писателем и режиссером.

    Рис. 3 — Музыкант-писатель-кинорежиссер является сочинительным соединением.

    Составные слова-приложения

    Составные слова-приложения состоят из (двух) слов, каждое из которых описывает соединение по-своему.

    Например, вместо того, чтобы говорить «эти доисторические племена были и охотниками, и собирателями», вы могли бы сказать «эти доисторические племена были охотниками-собирателями».

    Игрок-тренер означает лицо, которое одновременно является игроком и тренером.

    Студент-преподаватель – это студент, который также преподает.

    Автор-исполнитель — певец, который также является автором песен.

    Table summary

    Type Description Examples
    Endocentric A + B = a special kind of B Whiteboard, darkroom
    Экзоцентрический A + B = внешнее, несвязанное значение Рыжий, ковбой
    Координативный A + B = «сумма» того, что A и B обозначают Продюсер-режиссер

    4 Музей

    Аппозиционный

    A и B предлагают разные описания одного и того же предмета или лица

    Охотник-собиратель, студент-учитель

    Соединения брахуврихи:

    Соединения брахуврихи являются подклассом экзоцентрических соединений и также известны как притяжательные соединения. Это когда первая часть (или слово) сложного слова является специфическим признаком второй.

    Горбун — человек со сгорбленной или сильно изогнутой спиной.

    Колокольчик представляет собой особый вид цветка в форме колокольчика синего цвета.

    Высоколобый — это высокая бровь (и связанная с интеллектом или интеллектом).

    Белый воротничок — белый воротничок (поэтому ассоциируется с офисными работниками).

    Босиком используется, когда человек ходит без обуви на

    Термин происходит от санскрита bahuvrīhi , который также представляет собой составное соединение от баху много + врих рис.

    Притяжательные или бахуврихи соединения часто используются в английском языке для описания характеристик людей и могут быть фигуральными или небуквальными по своему значению.

    Green thumb указывает на человека, умеющего выращивать зелень, например, на садовника.

    Hothead указывает на человека с вспыльчивым (или «вспыльчивым») характером.

    Яйцеголовый предполагает, что кто-то прилежный или интеллектуальный (первоначально «лысый человек», возможно, связанный с учеными).

    Златовласка используется для описания прядей волос золотистого цвета.

    Жадные кишки указывает на человека с жадным желудком или жадного по своей природе.

    Лентяй говорит о том, что человек праздный или ленивый.

    Что такое сложные предложения?

    Сложные слова представляют собой комбинацию двух или более слов.

    Сложные предложения представляют собой комбинацию двух или более независимых предложений.

    Некоторые люди рождаются посредственными, некоторые достигают посредственности, а некоторым посредственность навязывается. ( Джозеф Хеллер, 1923-1999 )

    В приведенном выше предложении три независимых предложения. Обратите внимание, как они связаны запятыми и союзом «и».

    Сложное предложение состоит как минимум из двух независимых придаточных. Они могут быть соединены:

    • точкой с запятой,
    • запятой и сочинительным союзом, например, ‘и’, ‘или’ и ‘но’.

    «Я люблю путешествовать, но ненавижу приезжать.» ( Альберт Эйнштейн, 1879-1955 )

    Составление — ключевые выводы

    • Составление объединяет два или более слов для создания нового слова.
    • Составное слово состоит из различных частей речи, таких как существительное, глагол и наречие.
    • Составные слова могут быть комбинацией существительного и существительного, глагола и существительного, прилагательного и существительного и т. д.
    • Составные слова могут быть записаны как одно слово, как два отдельных слова или как слово с дефисом.
    • Соединения можно разделить на четыре подкласса: эндоцентрические, экзоцентрические, координационные и аппозиционные.
    • Сложные предложения представляют собой комбинацию двух или более независимых предложений, соединенных союзами «и», «но» или точкой с запятой.

    Словосочинение. Классификация сложных слов

    с

    :
    1. A) Изучите словарь для работы и профессий. Сопоставьте слова и фразы из левой колонки с их украинскими эквивалентами.
    2. Артикуляционная и физиологическая классификация английских согласных по следующим местоимениям:
    3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АНГЛИЙСКИХ СОГЛАСНЫХ
    4. Артикуляционная классификация звуков речи
    5. Ассимиляция заимствованных слов. Типы ассимиляции
    6. Кельтские заимствования
    7. Тщательно выбирайте слова
    8. Классификация древних германских племен.
    9. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ ПО ЗАИМСТВЕННОМУ АСПЕКТУ
    10. Классификация английских согласных.
    11. Классификация методов идентификации
    12. Классификация фонем.

    Композиция – это способ словообразования, при котором слово образуется путем соединения двух или более основ в одно слово. Структурное единство сложного слова зависит от: а) единства ударения, б) твердого или сносного написания, в) семантического единства, г) единства морфологического и синтаксического функционирования. Это характерные черты сложных слов во всех языках. Для английских сложных слов некоторые из этих факторов не очень надежны. Как правило, английские сложные слова имеют одно объединяющее ударение (обычно на первом компоненте), например твердый переплет, бестселлер. У нас также может быть двойное ударение в сложном английском языке, с основным ударением на первом компоненте и второстепенным ударением на втором компоненте, например. кровеносный сосуд. Третий вид напряжений – это двухуровневые напряжения, т.е. белоснежный, небесно-голубой. Третий образец легко спутать со словосочетаниями, если только они не имеют сплошного написания или написания через дефис.

    Орфография сложных английских слов также не очень надежна, потому что они могут иметь разное написание даже в одном и том же тексте, например: военный корабль, кровеносный сосуд можно писать через дефис, а также с разрывом, insofar, underfoot можно писать слитно и с разрывом. Тем более, что в современном английском языке появился особый тип сложных слов, называемых блоковыми соединениями, они имеют одно объединяющее ударение, но пишутся с разрывом, напр. воздушное пиратство, грузовой модуль, размен монет, костюм пингвина и т. д.

    Семантическое единство сложного слова часто бывает очень прочным. В таких случаях мы имеем идиоматические соединения, в которых значение целого не является суммой значений его компонентов, напр. to ghostwrite, skinhead, brain-drain и т. д. В неидиоматических соединениях семантическое единство не является прочным, т.е. г., аэробус, переливание крови, астродинамика и др.

    английских сложных слов имеют единство морфологического и синтаксического функционирования. Они используются в предложении как одна его часть, и только один компонент изменяется грамматически, например: Эти девушки болтуны. Болтуны являются предикативом в предложении, и грамматически меняется только второй компонент.

    Есть две характерные черты английских сложных слов:

    а) Оба компонента в сложном английском языке являются свободными основами, то есть они могут использоваться как слова с собственным отличительным значением. Звуковой паттерн будет таким же, за исключением ударений, т.е. теплица и зеленый дом. Тогда как, например, в русских сложных словах основы, как правило, являются связанными морфемами.

    б) Сложные слова английского языка имеют двухосновную форму, за исключением сложных слов, которые имеют в своей структуре основы формальных слов, например mid-of-the-road, off-the-record, up-and-doing и т. д. Образец с двумя стеблями отличает английские сложные слова от немецких.

    Сложные слова в английском языке могут быть образованы не только с помощью состава, но и с помощью:

    а) дублирование, т.е. тоже-тоже, а также с помощью редупликатина в сочетании со звуковым обменом, напр. веревочная спелая,

    б) преобразование из словосочетаний, напр. к микки-маусу, кан-до, макияжу и т. д.,

    c) обратное образование от составных существительных или словосочетаний, напр. для переливания крови, снятия отпечатков пальцев и т. д.,

    d) аналогия, напр. вранье (по аналогии с сидячей забастовкой), а также звонка, утечка мозгов (по аналогии с утечкой мозгов) и т. д.

    Большое разнообразие типов соединений приводит к большому разнообразию классификаций.

    1. По частям речи соединения подразделяются на:

    а) существительные, такие как: бэби-мун, кругосветный рысак,

    б) прилагательные, такие как: свободный для всех, полный власти,

    c) глаголы, такие как: медовый месяц, няня, подкаблучник,

    d) наречия, такие как: downdeep, headfirst,

    e) предлоги, такие как: в, внутри,

    f) цифры, например: пятьдесят пять.

    2. По способу соединения компонентов соединения делятся на:

    а) нейтральные, образованные путем соединения двух основ без какой-либо соединительной морфемы, напр. шариковая, для витрин,

    b) морфологические, в которых компоненты соединены связующим элементом: гласные о или i или согласная s, напр. {астрокосмос, рукоделие, спортсмен),

    c) синтаксические, в которых компоненты соединяются посредством основ формальных слов, напр. здесь-и-сейчас, свободный для всех., сделай или умри.

    3. По своему строению соединения подразделяются на:

    а) собственно сложные слова, состоящие из двух основ, напр. искать работу, болеть поездом, идти вперед, тип-топ,

    б) словообразовательные соединения, в которых кроме основы имеются аффиксы, напр. слуховой, гидроскиммер,

    в) сложные слова, состоящие из трех и более основ, напр. васильковый, как яичная скорлупа, автор-исполнитель,

    d) составные сокращенные слова, напр. ботель, турмобиль, день виджея, мотокросс, интервизия, евродоллар, камфорд.

    4. По соотношению компонентов сложные слова подразделяются на:

    а) подчинительные соединения, в которых один из компонентов является смысловым и структурным центром, а второй компонент подчиненным; эти подчинительные отношения могут быть разными:

    со сравнительными отношениями, например. медово-сладкий, тонкий, как яичная скорлупа, с ограничивающими отношениями, напр. по грудь, по колено, с выразительными отношениями, напр. по-собачьи дешево, с объективными отношениями, напр. богатый золотом, с причинно-следственными отношениями, напр. влюбленный, с космическими отношениями, напр.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2024 © Все права защищены.