Урок 1. Немецкий алфавит. Звуки немецкого языка. Произношение
Каждый язык имеет свой особый, присущий только ему звуковой строй, с которым необходимо познакомиться, так как человек, не владеющий правильным произношением, не сможет правильно воспринимать иностранную речь на слух и не сможет быть правильно понят. Немецкий язык, наряду со звуками, свойственными только ему, имеет целый ряд звуков, произношение которых практически совпадает с соответствующими звуками русского языка.
В немецком языке 42 звука, для записи которых используются 26 букв латинского алфавита. Как в немецком, так и в русском языке, различают гласные и согласные звуки. Немецкий язык имеет 15 простых гласных звуков, 3 сложных двугласных звука (дифтонга) и 24 согласных.
Немецкий алфавит
и́псилон
Дополнительные немецкие буквы к латинскому алфавиту:
а-умлаут
у-умлаут
о-умлаут
Гласные звуки немецкого языка обладают двумя особенностями:
1. В начале слова или корня гласные произносятся с сильным приступом, напоминающим легкий щелчок, который придает немецкой речи отрывистость звучания, не свойственную русскому языку.
2. Гласные подразделяются на долгие и краткие, чем объясняется их большее количество по сравнению с русским языком.
Долгие гласные произносятся более напряженно, чем гласные русского языка, и не меняют своего характера в течение всего времени звучания. Следующий за долгим гласным согласный звук свободно примыкает к нему, как бы с небольшой паузой. При передаче немецких звуков русскими буквами долгота гласных обозначается двоеточием после соответствующей буквы.
Краткие гласные произносятся более кратко, чем русские гласные. Следующий за кратким гласным согласный звук плотно примыкает к нему, как бы обрывая его.
Обновите / смените браузер при возникновении проблем с аудио-плеером ниже.
Долгота и краткость гласных имеют часто смыслоразличительное значение и определяют общий характер и ритм немецкой речи:
Stadt | штат | город | — | Staat | шта:т | государство |
offen | офэн | открытый | — | Ofen | о:фэн | печка |
Гласный произносится долго:
а.
в открытом слоге, т. е. слоге, оканчивающемся на гласный:
Vater фа:та
—
Leben ле:бен
б. в условно-закрытом слоге, т. е. слоге, который при изменении слова может быть открыт:
Tag та:к
—
Ta-ge та:ге
На письме долгота гласного обозначается:
а. удвоением буквы
Meer ме:а
б. буквой h, стоящей после гласного
Uhr у:а
в. буквой e после i
Sie зи:
Гласный произносится кратко, если за ним следует согласный или группа согласных:
was вас | wollen волен | Birke биркэ |
Согласные звуки немецкого языка обладают следующими особенностями:
а. они произносятся напряженнее соответствующих русских согласных;
б. немецкие глухие согласные p, t, k произносятся с придыханием, особенно в конце слова;
в. немецкие согласные, в отличие от соответствующих русских согласных, никогда не смягчаются;
д. в отличие от русского языка, где глухой согласный озвончается под влиянием следующего за ним звонкого согласного (из ис туннеля, но: из из дома), в немецком языке происходит обратное явление: глухой согласный частично оглушает следующий за ним звонкий, оставаясь глухим (das Bad дас бпа:т).
Ударение в немецком языке падает, как правило, на корень слова или на приставку, т. е. на первый слог. При изменении слова ударение не меняется. Произношение немецких слов передается в данном пособии русскими буквами без использования общепринятых транскрипционных знаков.
Транскрипция слова и ударный гласный выделяются разными шрифтами. Такая транскрипция позволяет (за некоторыми исключениями) довольно правильно произносить немецкие слова и предложения.Обратите внимание, что при наведении на русскую транскрипцию, отобразится IPA-транскрипция. Это для особо продвинутых учеников, если вам она не нужна, используйте только русскую.
Звук, обозначаемый буквами а, аа, ah, произносится как русский а (долгий) в слове «брат» или а (краткий) в слове «такт»: baden ба:дэн, Saal за:ль, Fahrt фа:ат, Satz зац.
Звук, обозначаемый буквами ä, äh, произносится как русский э в слове «эра»: Väter фэ:та, wählen вэ:лен, Мännеr мэна.
Звук, обозначаемый буквами i, ie, ih, произносится как русский и в слове «синий»: mir ми:а, sieben зи:бэн, Ihr и:а, Mitte митэ, Tisch тиш.
Звук, обозначаемый буквами е, ее, eh, произносится как русский э или е в словах «эти», «верить», «мерить»: nehmen нэ:мэн, See зе:, gehen ге:эн, Geld гэльт, sechs зэкс. В безударном конечном слоге (окончаниях -en, —er), а также в некоторых приставках (например: be-, ge— и др.) этот звук произносится нечетко и похож на русский э в слове «должен»: fahren фа:рэн, beginnen бэгинэн.
Однако, особо внимательные слушатели могли заметить призвук звука «и» в словах Leben и See. Такого звука нет ни в русском, ни в английском языках, обращайте на него внимание, когда слушаете немецкую речь. Произносите его подобно русскому [э/е], причем положение губ — как для [и]. Также можно попробовать произносить дифтонг [эй], полностью не произнося вторую часть звука, т.
Звук, обозначаемый буквами о, оо, oh, произносится как русский о (долгий) в слове «воля» или о (краткий) в слове «клоун»: Oper о:па, ohne о:нэ, Boot бo:т, Rolle роле.
Звук, обозначаемый буквами u, uh, произносится как русский у в слове «буду»: du ду:, Uhr у:а, hundert хундат.
Звук, обозначаемый буквами ü, üh, в русском языке отсутствует. Он произносится как русский ю в словах «жюри», «пюре»: führen фю:рен, fünf фюнф, Übung ю:бун(г). Округлив губы, как для [у], произносим [и]. Хоть в русской транскрипции он будет обозначаться как [ю], звуком [ю] он не является.
Звук, обозначаемый буквами ö, öh, в русском языке также отсутствует. Округлив губы, как для [о], произносим [э]. Напоминает русский ё: schön шё:н, Söhne зё:нэ, Löffel лёфэль, öffnen ёфнэн. Хоть в русской транскрипции он будет обозначаться как [ё], звуком [ё] он не является.
Дифтонг, обозначаемый буквами ei, ai, произносится как русский ай в слова «дай»: drei драй, Weise вайзэ.
Дифтонг, обозначаемый буквами au, произносится как русский ау в слове «гаубица»: blau бл
Дифтонг, обозначаемый буквами eu, äu, произносится как русский ой в слове «твой»: neu ной, Нäusеr хойза.
Многие согласные звуки немецкого языка произносятся практически также, как и соответствующие звуки русского языка: b б, p п, w в, f ф, s c или з (перед гласным или между двумя гласными), k к, g г, n н, m м, z ц.
Звук, обозначаемый буквами ch (после е, i, ö, ü и после l, m, n) произносится как мягкий русский хь в слове «химия»: welche вэльхе, richtig рихьтихь, manchmal манхьмаль.
Звук, обозначаемый буквой h (в начале слова или слога) произносится как шумный выдох на последующую гласную. В русском языке этот звук отсутствует, однако, достаточно произносить русский [х] легким выдохом: halt хальт, Herz хэрц.
Звук, обозначаемый буквами l, ll, произносится как среднее между русским мягким л (в слове «лето») и твердым л (в слове «лак»): Ball баль, alt альт.
Звук, обозначаемый буквой j, произносится как русский й перед соответствующими гласными (например: «ёлка», «яма», «юг»): Jacke йакэ, jemand йе:мант.
Произношение R r
Согласный звук, обозначаемый буквой r, может звучать и как гласный звук, близкий к русскому звуку а.
- После долгих гласных (за исключением долгого «а») в ударных и безударных слогах, которые являются конечными, например:
Могут быть и исключения:
Haar ха:р, ха:; Bart барт, ба:ат; Arzt арцт, а:цт; Quark кварк, ква:к; Quarz кварц, ква:ц; Harz харц - В безударных приставках: er-, her-, ver-, zer-, например:
erfahren эафа:рэн, verbringen фэабри:н(г)эн, zerstampfen цэаштампфэн, hervor хэафо:а. - В конечном безударном – er, а также когда после него следуют согласные, например:
Vater фата, immer и:ма, besser бэ:са, anders андас, Kindern киндан, auf Wiedersehen ауф ви:дазэ:ен.
В остальных случаях произносится как согласный звук. Существует три вида произношения согласного звука «r» (2-ой вариант сейчас является более употребительным):
- Если коснуться пальцами у основания шеи и попробовать произнести «r» так, чтобы это чувстовали кончики пальцев, получится первое «r».
- Если произнося «g», попробовать продолжить звук («gggggg..r..»), получится второй звук («рычание тигра»).
- Звук, произносимый с помощью кончика языка, является тем самым «русским» «r».
Запомните правила чтения некоторых буквосочетаний:
ch после a, o, u читается как русский х: Buch бу:х, Fach фах; после всех других гласных, а также после l, m, n читается как хь: recht рэхьт, wichtig вихьтихь, Milch мильхь.
chs, а также буква х, читаются как русский кс: wechseln вэксэльн.
ck читается как русский к: Stück штюк, Ecke эке.
sch читается как русский ш: Schuh шу:, waschen ва:шэн.
st читается в начале слова или корня как русский шт: Stelle штэле.
sp читается в начале слова или корня как русский шп: Spiel шпи:ль, sprechen шпрэхен.
tz читается как русский ц: Platz плац, sitzen зицэн.
ng читается как… английский звук [ŋ]. Задняя спинка языка смыкается с опущенным мягким нёбом, и воздух проходит через носовую полость. Для того, чтобы добиться нужного положения органов речи, можно сделать вдох через нос с широко открытым ртом, затем произнести звук [ŋ], выдыхая воздух через нос. В русской транскрипции будем обозначать как н(г), т. к. г там всё равно иногда произносят, как в первом слове: Übung ю:бунг, verbringen фэабри:н(г)эн, Ding дин(г). Также этот звук есть в сочетании nk: Bank баŋк, links лиŋкс, tanken таŋкен.
От буквы к звуку
Буквы немецкого алфавита | Русская транскрипция |
Примеры | |
а, аа, ah | а: | Rat | pa:т |
Saat | за:т | ||
fahren | фа:рэн | ||
а | а | wann | ван |
ä, äh | э: | spät | шпэ:т |
zählen | цэ:лен | ||
ai | ай | Mai | май |
au | ау | auch | аух |
äu | ой | Häuser | хойза |
b, bb | б | bitte | битэ |
Ebbe | эбэ | ||
(в конце слова) | п | ab | aп |
с | к | Café | кафэ: |
ch (после а, о, u) | х | Nacht | нахт |
(после остальных гласных и после l, m, n) | хь | ich | ихь |
chs | кс | sechs | зэкс |
ck | к | wecken | вэкэн |
d, dd | д | dort | дорт |
Kladde | кладэ | ||
(в конце слова) | т | bald | бальт |
dt | т | Stadt | штат |
е, ее, eh | э:, е: | er | э:а |
е:(и) | Tee | те:(и) | |
gehen | ге:эн | ||
е | э | etwas | этвас |
diese | ди:зэ | ||
ei | ай | mein | майн |
еu | ой | neun | нойн |
f ff | ф | frei | фрай |
Schiff | шиф | ||
g, gg | г | gut | гу:т |
Flagge | флагэ | ||
(в конце слова) | к | Tag | та:к |
(в суффиксе -ig) | хь | zwanzig | цванцихь |
h (в начале слова и слога) | х | haben | ха:бэн |
behalten | бэхальтэн | ||
(после гласных не читается) | sehen | зе:эн | |
i, ie, ih | и: | wir | ви:а |
sieben | зи:бэн | ||
Ihnen | и:нэн | ||
i | и | Zimmer | цима |
j | й | Jahr | йа: |
k | к | Kind | кинт |
l, ll | ль | elf | эльф |
Halle | хале | ||
m, mm | м | machen | махэн |
kommen | комэн | ||
n, nn | н | Name | на:мэ |
dann | дан | ||
ng | н(г) | Ding | дин(г) |
o, oo, oh | о: | oben | о:бэн |
Boot | бо:т | ||
Ohr | о:а | ||
o | о | noch | нох |
ö,öh | «ё:» | Möbel | мё:бэль |
Söhne | зё:нэ | ||
Öl | ё:ль | ||
ö | «ё» | zwölf | цвёльф |
öffnen | ио:фнэн | ||
p, pp | п | parken | паркэн |
knapp | кнап | ||
Pf | пф | Pfennig | пфэнихь |
qu | кв | Qualität | квалитэ:т |
r, rh | р | Arbeiter | арбайта |
Rhein | райн (Рейн) | ||
r | а | wir | ви:а |
erfahren | эафа:рэн | ||
Vater | фата | ||
s (перед гласными или между гласными) | з | sagen | за:гэн |
unser | унза | ||
Käse | кэ:зэ | ||
(в конце слова) | с | das | дас |
ss, ß | с | lassen | ласэн |
Fuß | фу:с | ||
sch | ш | Schule | шу:ле |
sp | шп | sprechen | шпрэхен |
st | шт | stellen | штэлен |
t, tt, th | т | Tisch | тиш |
satt | зат | ||
Theater | тэа:та | ||
tz | ц | setzen | зэцэн |
u, uh | у: | Dusche | ду:шэ |
Uhr | у:а | ||
u | у | und | унт |
ü, üh | «ю:» | Tür | тю:а |
führen | фю:рэн | ||
über | ю:ба | ||
ü | «ю» | fünf | фюнф |
üppig | юпихь | ||
v (в немецких словах) | ф | vier | фи:а |
(в иностранных словах) | в | Visite | визи:тэ |
November | новэмба | ||
w | в | Wagen | ва:гэн |
x | кс | Taxi | такси |
y | «ю:» | Lyrik | лю:рик |
y | «ю» | Zylinder | цюлинда |
z | ц | zahlen | ца:лен |
Присоединяйтесь к телеграм-каналу @lingust и:
Страница 16 — ГДЗ Русский язык 1 класс.
Канакина, Горецкий. Учебник- Главная
- ГДЗ
- 1 класс
- Русский язык
- Канакина, Горецкий. Учебник
- Проверь себя
- Страница 16
Вернуться к содержанию учебника
Проверь себя
Вопрос
Задание 1. Закончи каждое предложение.
Текст состоит из ______ .
Предложение состоит из ______ .
предложение выражает _______ мысль.
Слова в предложении связаны ____ .
Первое слово в предложении записывается с _______ ______ .
В конце предложения ставится ____ .
Ответ
Текст состоит из предложений.
Предложение состоит из слов.
Предложение выражает законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу.
Первое слово в предложении записывается с большой буквы.
В конце предложения ставится точка (вопросительный, восклицательный знаки).
Вопрос
Задание 2. Составь из слов предложение-пословицу. Запиши его.
Приятно, речи, слушать, и, умные.
Ответ
Умные речи и слушать приятно.
Вопрос
Задание 3. Выполни текстовые задания электронного приложения к учебнику по теме «Предложение и текст». Всего заданий 7. А сколько заданий удалось выполнить тебе?
1. Выбери правильное утверждение:
- Предложение состоит из слогов и звуков.
- Предложение состоит из слов.
2. Укажи, как в устной речи одно предложение отделяется от другого.
- точкой
- паузой
3. Укажи знаки, которые ставятся в конце предложения.
- вопросительный знак
- точка
- восклицательный знак
- запятая
- тире
4. Укажи, как правильно оформляется предложение на письме.
- В конце предложения ставится точка.
- Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка или другой знак конца предложения.
5. Укажи, сколько слов в предложении.
У ручья расцвела душистая черёмуха.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
6. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.
- За это хозяйка накормила Ваську молочком.
- Однажды он поймал в доме мышку.
- Жил-был котик Васька.
- Лежит котик на ковре сытый и довольный.
7. Укажи 3 предложения, из которых можно составить текст.
- Ястреб свил гнездо на сосне.
- Зайчонок грыз кору осины.
- Он был маленький.
- Мама учила цыплёнка искать корм.
- Под дубом рос гриб.
- Жил на свете цыплёнок.
Ответ
1. Выбери правильное утверждение:
- Предложение состоит из слов.
2. Укажи, как в устной речи одно предложение отделяется от другого.
- паузой
3. Укажи знаки, которые ставятся в конце предложения.
- вопросительный знак
- точка
- восклицательный знак
4. Укажи, как правильно оформляется предложение на письме.
- Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка или другой знак конца предложения.
5. Укажи, сколько слов в предложении.
У ручья расцвела душистая черёмуха.
- 5
6. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.
3. За это хозяйка накормила Ваську молочком.
2. Однажды он поймал в доме мышку.
1. Жил-был котик Васька.
4. Лежит котик на ковре сытый и довольный.
7. Укажи 3 предложения, из которых можно составить текст.
- Он был маленький.
- Мама учила цыплёнка искать корм.
- Жил на свете цыплёнок.
Вопрос
Задание 4. Составь диалог по рисунку.
Ответ
Вечером мальчик подбежал к маме.
— Мама, почитай мне, пожалуйста, перед сном!
— Конечно. Может быть начнём читать про Незнайку?
— А кто такой Незнайка?
— Вот из книги и узнаешь. Пойдём читать в твою комнату.
— Пойдём скорее!
Вернуться к содержанию учебника
Сегментация
значительно упрощает правописание! Лучшие советы по сегментации
by Marie Rippel
Если ваш ученик только начинает или борется со правописанием, одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать, это научить его сегментировать слова. Знание того, как сегментировать, открывает целый мир грамотности. На самом деле, удивительно, что этому важному навыку правописания не учат более широко, особенно учитывая, насколько легко этому научиться.
В этом сообщении блога объясняется, что такое сегментирование, как его преподавать и как применять на уроках правописания.
И обязательно скачайте бесплатную распечатку, чтобы сразу же приступить к обучению сегментации!
Что такое сегментация?
Сегментация — это способность слышать отдельные звуки в словах. Это улучшает фонологическую осведомленность и долгосрочную способность к правописанию.
Думайте о сегментации как о противоположности смешивания. Когда мы говорим, мы смешиваем звуки вместе, чтобы составить слово. При сегментации мы разделяем отдельные звуки. Например, произнесите вслух слово «ветчина» и прослушайте три отдельных звука:
В слове креветка пять отдельных звуков речи. Несмотря на то, что букв шесть, фонограмма SH представляет собой единственный звук /ш/.
Как вы обучаете сегментации?
Отличный способ начать — это задание «Разобрать слова на части».
В этом упражнении на сегментацию ваш ребенок научится слышать звуки в коротких словах. Он будет разбирать двухзвуковые слова и трехзвуковые слова, чтобы потом каждый звук можно было изобразить письменной фонограммой.
Сегментации можно также обучить с помощью жетонов, монет или квадратов бумаги. Вы можете увидеть демонстрацию в видео ниже.
youtube.com/embed/S8Pei0_joeE?rel=0″ title=»YouTube video player» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Переход от сегментации к правописанию
После того, как ваш ребенок научится сегментировать слова на звуки речи с помощью жетонов, переходите к сегментации слов с помощью плиток с буквами или приложения плиток с буквами. Это простой переход: учащийся по-прежнему сегментирует слово вслух, но вместо того, чтобы вытягивать жетон, он вытаскивает плитку с буквой для каждого звука.
Есть три основных шага.
- Продиктуйте слово, а затем укажите на плитки, чтобы указать ученику, что настала его очередь использовать плитки.
- Учащийся вслух делит слово на сегменты, вытягивая плитку для каждого звука.
- Ученик читает только что написанное слово. Чтение слова позволяет учащемуся самостоятельно исправить, если он сделал ошибку.
После сегментации слов с помощью плиток с буквами учащийся готов перейти к правописанию с помощью бумаги и карандаша.