У Пушкина было три жены!
«Я нравлюсь юной красоте бесстыдным бешенством желаний», – откровенно признавался поэт в одном из своих творений. Даром чувственности природа его наделила не в меньшей мере, чем поэтическим. И интерес к прекрасному полу в нем появился почти одновременно с первыми стихами. По молодости писать их ему удавалось только между загулами, лечась от неприличных болезней. Современники Александра Сергеевича Пушкина сходились во мнении: он оставил далеко позади самого Казанову!
В письмах к лицейским товарищам Пушкин упоминал, что впервые сблизился с женщиной лет в 12–13. Недаром среди товарищей-лицеистов он слыл самым опытным ловеласом.
Старшим лицеистам позволяли отлучаться в город. Юный поэт водил дружбу с царскосельскими гусарами. А те знали толк в удовольствиях, проводя время в непотребных домах. Там ему и преподали первые уроки любви.
«Будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна», – писал однокашник поэта Сергей Комовский.
…Она звалась Наташей. Миловидная горничная фрейлины Валуевой. Предмет обожания всех мужающих лицеистов. Александру Сергеевичу тем временем едва минуло 14. Из-за увлечения ею будущего гения едва не выставили из учебного заведения. В темном коридоре дворца он однажды заприметил стройную женскую фигуру. Ослепленный страстью, набросился на нее с недвусмысленными объятиями, уверенный, что в его руках Наташа. И каково же было разочарование, когда обнаружил перед собою старую деву княжну Волконскую. Она пожаловалась самому государю.
Наташей открывается перечень амурных побед поэта. Имена в нем мелькали с неимоверной быстротой: юная актриса из крепостной труппы графа Варфоломея Толстого, затем Наталья Кочубей, дочь министра внутренних дел России, а за нею мечта всех лицеистов Екатерина Бакунина, сестра товарища. Были ли с этими девушками из хороших семей интимные отношения – достоверно неизвестно, но вот с очаровательной вдовушкой Марией Смитт он встречался на квартире у директора лицея, которому та приходилась дальней родственницей. Едва завершив образование, он напрочь забывает об этой интрижке. Ведь начинается настоящая любовная лихорадка!
Пушкин вступает в общество «Зеленая лампа». Заседания его начинались с попоек, а заканчивались в борделе. Писать стихи ему удавалось лишь в перерывах между загулами, лечась от очередной «неприличной» болезни. Старшие товарищи молодого да раннего Александра Сергеевича по литературному обществу «Арзамас» – князь Петр Вяземский и важный правительственный сановник Александр Тургенев, с чьей легкой руки Сашенька был устроен в Царскосельский лицей, очень переживали за «сверчка» – так они звали Пушкина.
«Сверчок прыгает по бульвару и по б…, но при всем беспутном образе жизни он кончает четвертую песнь поэмы. Если еще два или три х…, то и дело в шляпе. Первая х… болезнь была и первою кормилицей его поэмы (юный гений работал над поэмой «Руслан и Людмила». – Н.П.)», – писал Тургенев Вяземскому.
«Старое пристало к новому, и пришлось ему опять за поэму приниматься, – искренне радовался Вяземский. – Венера пригвоздила его к постели».
Надежде русской поэзии меж тем едва минуло 18. Не переставая посещать бордели, поэт увлекается женщиной старше его на 20 лет – княгиней Голицыной. Разведясь с мужем, она устроила в своем доме один из самых посещаемых светских салонов. И разумеется, не отказала пылкому юному поэту.
Петербургские любовные приключения прервала ссылка на юг – за вольные эпиграммы. Но и там Александр Сергеевич не пропускал ни одной юбки. Ссылка закончилась благодаря его любвеобильности. В 1923 году в Одессе он завел интрижку с женой начальника. В результате его отстранили от государственной службы и отправили в псковское имение Михайловское под надзор родителей. Но даже в деревне его сексуальная жизнь продолжала бурлить. Поговаривали, что на сей раз для своего любимого Сашеньки постаралась няня Арина Родионовна. Якобы именно она свела воспитанника с 19-летней Ольгой Калашниковой, дочерью сельского старосты. Однако девушка забеременела. Александр Сергеевич не бросил ее, но поспешил отослать подальше и даже попросил Петра Вяземского помочь, когда она проездом прибыла в Москву.
«Отправь ее в Болдино (в мою вотчину)… при сем с отеческою нежностью прошу тебя позаботиться о будущем малютки, если то будет мальчик. Отсылать его в воспитательный дом мне не хочется, а нельзя ли его покамест отдать в какую-нибудь деревню – хоть в Остафьево… Милый мой, мне совестно, ей-богу… но тут уж не до совести», – писал Пушкин старшему другу.
Впрочем, малютка вскоре после рождения умер. А позже поэт помог Ольге получить вольную.
В 1830 году, накануне сватовства к Наталье Гончаровой Пушкин в шутку составил свой донжуанский список. В письме к жене своего друга Петра Вяземского – Вере он указал, что Наталья Гончарова его 113-я любовь. Впрочем, биографы посчитали, что по этой бухгалтерии в год у поэта было в среднем шесть женщин. И сильно усомнились – поскромничал Александр Сергеевич! Один из их аргументов: даже ближайший друг Пушкина – Соболевский хвастал, дескать, покорил 500 дам. А уж поэту в свете не было равных обольстителей. Без сомнения, доступные женщины шли вне учета.
Надумав жениться, Пушкин буквально метался среди невест. Многие прочили ему в супруги Екатерину Ушакову. Он в самом деле ухаживал за девушкой, да и она отвечала взаимностью. А незадолго до этого сватался к Анне Олениной, дочери президента Петербургской академии художеств. При этом параллельно выяснял бурные отношения с Каролиной Собаньской, незаконной женой графа Ивана Витта, начальника русских поселений на юге России. Эта особа польских кровей, дочь киевского предводителя дворянства, будто играла поэтом, то отдаляя, то приближая к себе.
4 марта 1830 года поэт в очередной раз поссорился с Собаньской в Петербурге. А 6 апреля в Москве уже попросил руки Гончаровой. Как уверяли многие – от отчаяния. В день помолвки Пушкина с Гончаровой в «Литературной газете» вышло стихотворение «Что в имени тебе моем?» Ах, если бы родители Наташи Гончаровой знали, кому они адресованы, вряд ли бы отдали дочь ветреному поэту. Но и женившись, Пушкин с прежней рьяностью продолжил пополнять свой донжуанский список. На одном из балов, куда Пушкин прибыл с юной женой, он принялся энергично ухаживать за белокурой красавицей баронессой Амалией Крюднер. Наталья, заметив, что муж флиртует, разобидевшись, уехала. А едва супруг явился домой, получил от нее пощечину.
«У моей мадонны рука тяжеленькая», – со смехом сообщал поэт Вяземскому.
Крюднер была под номером 117, до нее свои места заняли графиня Надежда Сологуб, Александра Смирнова, графиня Дарья Фикельмон. «Гений чистой красоты» – жена поэта отошла в их тень. И даже не потому, что новые возлюбленные были лучше – они просто были новыми! Впрочем, оставаясь дома, гений русской поэзии тоже не скучал.
В доме Александра Сергеевича долгое время жили две сестры Натальи Гончаровой – Екатерина и Александрина. И как уверяют его биографы, любвеобильный поэт не оставил их без внимания. Камердинер как-то нашел в кровати Пушкина потерянный Александриной крестик. А умирая, поэт отдал свою цепочку с нательным крестом Вере Вяземской с просьбой, чтобы она отдала его не Наталье, нет, а Александрине.
О причинах дуэли с Дантесом существует официальная версия. Дескать, соперник обесчестил жену поэта своими ухаживаниями и за это получил вызов на дуэль. Но среди исследователей личной жизни гения есть и другие мнения. Согласно им, поэт успел обласкать не только Александрину, но и Катю. Когда же девушка объявила, что беременна от Дантеса и выходит за него замуж, Пушкин впал в ярость, решив убить соперника.
Эту версию подтверждают и слова сестры поэта – Ольги.
– Александр представил меня своим женам, – писала Ольга, – теперь у него их целых три…
Но как же тогда быть со слухами о неверности Натальи? Близкий друг поэта Павел Нащокин уверял: за женой Пушкина ухаживал Николай I. Дабы чаще ее видеть, он сделал Пушкина камер-юнкером. Это обязывало поэта с супругой бывать на интимных царских вечерах в Аничковом дворце. Назначение камер-юнкером было не по годам Пушкину и выглядело оскорбительным. Именно поэтому поэт написал прошение об отставке, желая уехать подальше от Петербурга, ведь весь свет шептался о связи его жены с императором. А Дантеса, по этой версии, лишь использовали в неравной игре…
В интригах Пушкин не был искушен, а вот в чем ему не было равных, так это в поэзии и любви.
Донжуанский список Пушкина и факты, которых не рассказывают в школе
Замужние дамы, крестьянки и таинственная «NN»: Пушкин и 113 дамских имен.
Как-то раз светило русской поэзии, непомерно увлеченное женским полом, заглянуло в гости к сестрам Ушаковым – Екатерине и Елизавете. Разговор зашел о любви, и девушки легкомысленно поинтересовались, скольких женщин любил Пушкин. Александр Сергеевич, не моргнув и глазом, взял Елизаветин альбом и быстро написал два столбика имен.
Было их, конечно, не 113, а 37, но список все равно впечатлял. О том, откуда взялась трехзначная цифра, и было ли у Пушкина 113 женщин – и поговорим.
Кто они?
Екатерина Бакунина
Загадочный список до сих пор не дает покоя исследователям, которые не теряют надежду расшифровать его. Есть довольно много предположений, и большинство кажутся вполне логичными. Так, Наталья I – наверняка крепостная актриса, игравшая в домашнем театре одного из царскосельских жителей, и адресат стихов «К Наталье» и «Посланье к молодой актрисе».
С ней Пушкин (и наверняка не только он) крутил роман около двух лет, пока пребывал в Лицее. Катерина I – Екатерина Бакунина, старшая сестра одного из приятелей Пушкина. В нее влюблялись все, и юный Александр Сергеевич исключением не стал. Он вообще был влюбчив, горяч, и редко когда пропускал милое личико.
Однако, в его списке есть не только молодые женщины. Известно, что Пушкин был нелюбимым ребенком и явно тяготился без материнской ласки. Поэтому в состоявшихся женщинах он, вероятно, видел образ матери и тянулся к нему. Среди его увлечений была замужняя Екатерина Карамзина, старше его почти на двадцать лет, и княгиня Евдокия Голицына, ровесница Карамзиной.
Больше наследников, чем есть в официальных записях
Понятно, что такая любвеобильность не могла обходиться без последствий. С Елизаветой Воронцовой, женой одесского губернатора, с которой у Пушкина была разница в семь лет, поэт вступил в довольно серьезные отношения. Очень может быть, что отцом дочери Воронцовой Софьи, которая родилась в 1825-ом году, был именно Александр Сергеевич.
И это определенно не единственное потомство «на стороне», которое он успел оставить. Когда терпение мужа Воронцовой лопнуло, он похлопотал о том, чтобы Пушкина убрали подальше. Строго говоря, во время этого любовного приключения поэт находился в «южной» ссылке.
Дочь приказчика Ольга Калашникова родила от него сына Павла. Мальчика записали как сына крестьянина. Но ребенок вскоре умер, а Ольга получила вольную. Винить Пушкина за эту связь было бы неправильно: в то время подобное было в порядке вещей, и никому бы и в голову не пришло жениться на крепостной.
Задолго до этого случилась куда менее приличная – по тем временам – история. Пушкину было всего 19 лет, когда он влюбился в польку Анжелику Дембинскую. От этой связи родился ребенок. Молодой Пушкин тогда не представлял, что с этим делать, но помог друг Николай Раевский – он пристроил ребенка в имение своего отца.
Загадочная NN
Елизавета Алексеевна
Списки увлечений Пушкина частично расшифрованы – иногда все однозначно, иногда на каждое имя приходится несколько версий. Но одно оставляет особенно широкий простор для догадок: четвертой в списке поэт указал некую NN. Кто это и почему вдруг такая таинственность?
Исследователи полагают, что речь может идти о замужней женщине или совсем юной девочке, честь которой необходимо было соблюсти, но эта версия не выдерживает критики. Ведь это не помешало Пушкину вполне явно указать на других замужних женщин и молоденьких красавиц. Сегодня исследователи выдвигают смелую версию: Пушкин был влюблен ни больше ни меньше в саму императрицу Елизавету Алексеевну, жену Александра I.
Пушкин не раз встречал ее на торжественных мероприятиях в Царском Селе. Елизавета порой сама беседовала с лицеистами. Во время первой ее встречи с Пушкиным будущему поэту было 12, императрице – 32 года. Она идеально подходила в качестве музы: красота, материнский образ, недосягаемое величие – что еще надо творцу?
Впрочем, поговаривают, что интерес был не только духовный. Однажды Елизавета купалась в пруду, и Пушкин – не то случайно, не то намеренно – наткнулся на эту картину во время прогулки. Нечего и говорить, что вид обнаженной императрицы мог запасть в его голову на всю жизнь.
Странная история
Княжна Волконская
Также есть занятная теория о всем известной истории. Якобы юный Пушкин как-то решил подстеречь горничную, но в темноте не сразу сориентировался и набросился с объятиями на старую деву, княжну Волконскую. Та пожаловалась на дурного лицеиста, и не кому-нибудь, а самому императору.
Некоторые исследователи сомневаются: почему Волконская не пошла к директору, зачем было напрашиваться на встречу с императором? И выдвигают такую версию: никаких объятий со старой девой не было, просто Волконская увидела то, чего ей видеть не полагалось – Пушкина в компании с императрицей. И, конечно, сочла своим долгом сообщить обо всем Александру.
Сто тринадцатая любовь
Наталья Гончарова
Пока одни пушкинисты уверены в беззаветной любви Пушкина к Елизавете, другие полагают, что NN – всего лишь поэтический образ, идеал, необходимый любому творцу. Как бы то ни было, вряд ли у Александра Сергеевича могли быть серьезные планы на эту загадочную женщину.
После ссылок он решил остепениться и подыскать себе жену. Ею стала Наталья Гончарова. Про нее-то Пушкин и написал, что это – его 113-ая любовь. Взял ли он эту цифру с потолка или считал всерьез? Если так, то есть ли возможность отыскать его связи с еще несколькими десятками женщин? Маловероятно.
Когда донжуанский список Пушкина был практически полностью расшифрован, на пушкинистов опрокинули ведро холодной воды: ни для кого не секрет, что поэт был скрытен, игрив и обожал мистификации. Так что оставленные им имена будут еще долго будоражить умы исследователей десятками догадок.
А что вы знаете о донжуанском списке Александра Сергеевича?
|
Гончарова Наталья Николаевна происходила из бедной семьи, но она имела репутацию одной из выдающихся красавицы. Пушкин пинал свои каблуки в Москве, и хотя он не раз обращался за разрешением на выезд за границу Николай всегда отказался. Брак предлагал единственную перспективу перемен в жизни который был едва под его контролем, но брак продолжал откладывать – отчасти из-за бедственного финансового положения Пушкина. ситуация. Умер дядя, потом Пушкин попал на карантин во время осенью в Болдино, имении отца, вспышкой холера. Годы его ухаживаний и ранняя супружеская жизнь относятся к числу самый продуктивный. Закончил Евгений Онегин , написал четыре высоко оцененные трагедии (в том числе Моцарта и Сальери), новаторская группа коротких рассказов, повествовательная поэма и о 30 коротких стихотворений. Серьезно занимался он и историей казачьего восстание против императрицы Екатерины во главе с Емельяном Пугачевым. Николай дал разрешение на ее публикацию и одолжил ему деньги, чтобы издать его за свой счет. Пушкин чувствовал, что его будущее обеспечено. Осенью 1833 года Пушкин
закончил свою историю и написал стихотворную сказку, два рассказа
и роман, а завершил его эпической поэмой «Бронза».
Всадник . Это стихотворение остается выдающимся произведением, которое продолжается
затмить большую часть творчества Пушкина. С другой стороны,
прозаический стиль таких историй, как Куратор Майка Филлипса для Британской библиотеки Next — ‘Смерть Пушкина и ее последствия’
| ||||||||||||||||||||||
Вторая жена Пушкина и другие микророманы « Три процента
Юрий Дружников наиболее известен своим романом « Ангелы на булавочной головке » (2003), который был включен Варшавским университетом в список десяти лучших русских романов ХХ века. Хотя шесть его книг были переведены на английский язык, он не привлек такого внимания критиков, как другие современные писатели, такие как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. «Вторая жена Пушкина и другие микроновеллы» (2007) — это сборник Дружникова из десяти «микророманов», термин, который Дружников поясняет в постскриптуме, заявляя, что «в XXI веке этот новый жанр обрел легитимность, заняв нишу жанра в какие идеи большого романа аккумулируют энергию всего на тридцати страницах».
В этой коллекции Дружников исследует психику россиян до и после краха коммунизма, используя политическую ситуацию в России в качестве фона для более широкого исследования влияния повседневных проблем и борьбы на человеческий разум.
Первый микророман сборника «Вторая жена Пушкина» рассказывает о жизни Дианы, экскурсовода музея:
Диана была беззаветно влюблена в Пушкина. . . Она была совершенно уверена, что Пушкин принадлежит лично ей, и она, конечно, ему. Ее любовь к нему и преданность ему придавали энергии ее жизни и давали ей счастье всегда быть с ним — днем и ночью. Но здесь, в реальном мире, она вошла в свою коммуналку, отперла дверь в свою комнату и осталась совсем одна.
Диана, которая чувствует себя оторванной от всех вокруг, умоляет художника вырезать из куска фанеры ее Пушкина в натуральную величину. Когда Пушкин приходит домой с Дианой, она обращается с ним как с любовником, представляя себе целые разговоры и взаимодействия с ним. Она находит утешение в этой деревянной фигуре, которая кажется ей более реальной, чем кто-либо другой в ее жизни. Однако ее утешение постоянно нарушают люди, насмехающиеся над ней и высмеивающие ее, что напоминает ей о пустоте и неадекватности ее повседневной жизни.
Этот «микророман» впечатлял тем, что исследовал человеческую потребность фантазировать и представлять себе другую жизнь, особенно когда мир вокруг них хаотичен и неумолим, однако повторяющийся характер истории немного разочаровал. Длинные описания Дружниковым привязанности Дианы к Пушкину довольно избыточны и временами ненужны, что иронично, учитывая, что это «микро» роман. (100-страничный «микророман», но тем не менее.)
Его более короткие «микророманы» гораздо острее и убедительнее, особенно когда Дружников вплетает в свои произведения отрывки из потока сознания. Короткие рассказы очень разнообразны по своей тематике. В «Человеке, который прочитал меня первым» мужчина средних лет знакомится с женой своего бывшего босса, цензора в российской газете, и вынужден пересмотреть свои сложные отношения с человеком, чья работа заключалась в том, чтобы ограничивать его идеи. В «Смерти царя Федора» пожилой актер, чрезвычайно привязанный к своей работе в театре, переживает кризис идентичности, когда директор театра начинает его выгонять из труппы. В «Деньги вертятся» таксист привозит на работу свою дочь Машу. Пока они возят людей, завязывается циничная дискуссия о деньгах, а любопытство и интерес Маши к власти денег в мире противопоставляется папиной критике процесса денежного обращения. Баланс описания и диалога делает эту работу одной из самых сильных в коллекции.