Монтессори-центр «Созвездие». Методики раннего развития детей.
Существует бесконечное множество различных методик раннего развития детей, как похожих между собой, так и абсолютно уникальных. Очень сложно не потеряться среди них и выбрать то, что больше всего подойдет Вашему ребенку. Наверно, не стоит разделять методики на более или менее эффективные. Можно отдать предпочтение одной или другой методике, а также сочетать их вместе. Причем чем в более раннем возрасте Вы начнете применять выбранные методы, тем более продуктивными окажутся результаты. В любом случае, сомнений не оставляет то, что любые методики помогут развить огромный потенциал возможностей Ваших малышей, заложенный в них от рождения. А выбор помогут сделать любящие заботливые сердца родителей.
Методика Монтессори
Это педагогическая система, разработанная итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори.
Методика Монтессори — это система саморазвития ребенка, для которого подготовлена необходимая для его развития окружающая среда. В центре всей системы стоит ребенок, который сам выбирает для себя нужные материалы, соответствующие в данный момент его естественным потребностям. Также малыш сам выбирает для себя продолжительность занятия и свой собственный темп.
Роль Монтессори-учителя в основном заключается в постоянной работе над собой, подготовке развивающей среды, наблюдению за детьми и анализом их деятельности, поддержке ребенка в освоении Монтессори-пространства в собственном темпе, презентация материалов, поддержание правил и традиций группы.
Основной девиз методики: «Помоги мне сделать это самому!»
Основной принцип методики в том, что каждый ребенок занимается по своему индивидуальному плану в благоприятной развивающей среде в игровой форме и гармонии.
С раннего возраста ребенок на собственной практике осваивает новые знания, согласно своему возрасту и развитию. Благодаря возможности выполнять любые задания самостоятельно, собственными руками, малыш может видеть и исправлять свои ошибки.
Методика раннего развития детей Монтессори помогает развить моторику, речь, внимание, память, воображение, мышление, а также формирует внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность и стремление к самосовершенствованию. Также методика уделяет большое внимание коллективным играм, которые помогают малышам развивать навыки общения, способствуют социальной адаптации.
Вальдорфская школа
Это педагогическая система, которая основывается на антропософском представлении о человеке, на образном мышлении, сопереживании и на чувственно-сверхчувственном познании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».
При оборудовании Вальдорфских школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям с целью развития фантазии у детей. Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический( здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).
В некоторых моментах основатели Вальдорфской школы и Монтессори имеют схожие позиции, как, например, в отношении к личности ребенка, его индивидуальности, но есть и принципиальные различия, как, например, роль учителя. По Штайнеру образ учителя является для ребенка идеалом, которому он должен подражать во всем. Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Монтессори — учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности. Это различие также имеет свои корни в разном понимании природы человека.
Также эти две методики расходятся в принципах сенсорного воспитания ребенка.
Критики вальдорфской педагогики указывают на то, что её школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп. Создание первого учебного заведения такого рода профинансировал владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория», желавший воспитать квалифицированных рабочих, не блещущих высоким интеллектом.
Методика Никитиных
Это нетрадиционная система воспитания детей, а также система оздоровления детей, разработанные русскими педагогами Б.П.Никитиным и Л.А.Никитиной, родителями семерых детей.
Методика Никитиных представлена различными играми с большой степенью вариативности. Игры рассчитаны на совместную игру детей вместе со взрослыми. Игры в основном построены в виде головоломок, направленных на развитие логического и образного мышления. В каждой игре ребенок может сам придумать, что можно достроить, какие образы увидеть. То есть каждая игра представляет собой набор задач, которые возможно решить несколькими способами.
Задания могут быть выражены в форме рисунка, модели, в виде устной или письменной инструкции. Таким образом, малыш знакомится с разными способами передачи информации.
Задачи имеют широкий диапазон сложности, поэтому они могут быть интересны как двухлетнему малышу, так и взрослому человеку. Никитинские задачи дают возможность ребенку самому выбрать свой уровень, постепенно усложняя его.
Совершенствуя предложенную игру и решая нестандартные задачи, ребенок развивает свои творческие и мыслительные способности.
Сам автор называет свои игры «ступеньками сложности».
Методика Зайцева
Это методика, разработанная педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Зайцевым, основана на естественной потребности ребенка в игре и на системности подачи материала.
В данной методике раннего развития детей разработаны методы овладения чтением, письмом и счетом маленьких детей.
Самым главным и известным пособием Зайцева являются «Кубики Зайцева», на которых написаны склады, а не отдельные буквы. По мнению Зайцева ребенок легче воспринимает именно склады, и, пользуясь ими, начинает составлять слова. Кубики помогают детям начинать читать уже с первых занятий, а совсем малышам помогают начать говорить и читать практически одновременно. Примерно та же система лежит в основе «Математики Зайцева», которая состоит из системы таблиц, где ребенок знакомится с числами и их свойствами.
Многие педагоги считают данный способ освоения указанных навыков ребенком неестественным и противоречащим его внутренней природе, что отражается впоследствии на дальнейшем обучении.
Методика Глена Домана
Это методика, разработанная американским военным врачом Гленом Доманом, ставит перед собой цель дать детям неограниченные возможности в жизни.
Согласно данной методике, ребенок получает практически энциклопедические знания почти с рождения. Методика раннего развития детей Домана основана на том, что все дети обладают невероятными врожденными способностями к языкам, математике, чтению и т.п. Глен Доман ставит в приоритет зрительное восприятие ребенка и использует в качестве обучающих пособий различные карточки. Данные карточки можно показывать детям с самого рождения — от простых карточек с написанными словами или точками до карточек со сложными изображениями из различных сфер жизни. Доман считает, что такое опережающее обучение стимулирует различные отделы головного мозга, призывая его развиваться в ускоренном темпе.
Кроме того, Доман разработал целую систему физического развития ребенка с первых его дней.
Методика Сесиль Лупан
Методика Лупан основывается на методике Домана, но уделяет большее внимание особенностям и склонностям детей. Можно назвать ее методикой Домана с индивидуальным подходом. Кроме того, Сесиль Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных.
Методика Дьенеша
Методика венгерского педагога Золтана Дьенеша ориентирована на развитие логического мышления, абстрактного мышления, памяти, аналитических способностей. В играх данной методики ребенок учится выявлять различные свойства, удерживать эти свойства в памяти, разделять материал по нескольким признакам одновременно. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию математических способностей, дают представление об основах информатики, а также благоприятно сказываются на развитии речи ребенка.
Методика Воскобовича
Эта методика разработана инженером-физиком Вячеславом Воскобовичем и называется технологией «Сказочные лабиринты игры». Она основана на трех важных принципах — игровой деятельности, творческом развитии ребенка и построении игр-сказок таким образом, чтобы развивались мышление, память, внимание, речь ребенка. Сложность игр выстраивается по спирали и поддерживает оптимальную сложность на определенном этапе развития малыша.
Методика Шичида
Методика основана на представлении о том, что все дети рождаются с уникальными способностями, развить которые просто, используя правильные методы. Макато Шичида считает, что до 3-х лет нужно обеспечить все потребности ребенка в развитии. Необходимо развивать все 5 чувств малыша. Причем медленно и многократно повторяющаяся информация способствует развитию левого полушария ребенка, тогда как быстрая и мигающая информация — правого.
Музыка интеллекта
Эта методика, названная музыкой интеллекта, разработана педагогом-психологом, кандидатом педагогических наук А. А.Самбурской. В основе данной методики лежит музыкальная деятельность, которая оптимизирует деятельность мозга.
Методика «Добрый сказки»
Разработанная Марией Скребцовой и Александрой Лопатиной методика ставит задачей в первую очередь развитие в ребенке желания и умения мыслить творчески, оценивать свой собственный опыт, понимать себя и окружающих, выстраивать доверительные любящие отношения.
Методика Марии Гмошинской
Данная методика особое внимание уделяет детскому рисованию, которое оптимально начинать с шестимесячного возраста. В основе методики лежит то, что «пальчиковое» рисование способствует развитию речи, памяти, восприятия цвета и развитию психики в целом.
Методика Китаева и Трунова
Эта методика основной акцент делает на динамическое развитие двигательной активности малыша, развивая его врожденные возможности.
Краткое описание вышеприведенных методик еще раз указывает на возможность разностороннего подхода к развитию Вашего малыша.
Если Вы сделали свой выбор в пользу методики раннего развития детей Марии Монтессори, создающей удивительные возможности для саморазвития Вашего малыша, то мы с радостью ждем Вас в нашем детском центре «Созвездие».
Выберите ближайший к Вам филиал:
- ст.м. Аэропорт, Сокол, Полежаевская: ул. Авиаконструктора Микояна, д. 14, корп. 4
- ст.м. Новые Черемушки: ул. Гарибальди, д.6, корп. 1
- Митино: ул. Митинская, д.12
- Куркино: ул. Родионовская, д.7
- Бутово: ул. Изюмская, д.50
тел. 8 (495) 585-97-45, 8 (495) 585-97-80
Переход от теоретических статей к практическим занятиям ЗДЕСЬ
Методики раннего развития ребенка. Популярные методики раннего развития детей
Дорогие родители, папы и мамы! Ни для кого не секрет, что большинство любящих родителей (в первую очередь, конечно же, мамочек) стремятся с раннего возраста полноценно развивать своё чадо. Когда оно подрастёт, тогда уже можно довериться профессионалам. Но о последнем как-нибудь в другой раз. В нашей статье речь пойдёт о том, как правильно развивать ребёнка в домашних условиях, какие методики раннего развития лучше всего использовать. Их существует великое множество (про каждую можно написать отдельную книгу). Но мы рассмотрим самые популярные методики раннего развития ребенка, которые уже успели зарекомендовать себя среди родителей и педагогов:
- Система Марии Монтессори;
- Кубики Зайцева;
- Система Никитиных;
- Метод Гленна Домана;
- Система, разработанная Сесиль Лупан.
В статье мы постараемся охарактеризовать каждую из них, рассказать об их плюсах и минусах. Пойдём по порядку. Однако сначала небольшой совет: какую бы методику раннего развития вы не выберете для своего чада, начинать заниматься лучше всего в следующий возрастной промежуток (полтора-три года). Почему? Многие ученые пришли к выводу, что именно в этом возрасте у человека наступает пик развития умственных способностей (а также способностей к различным видам творчества). И ваши занятия принесут малышу огромную пользу. Ну а теперь приступаем.
Методика раннего развития по системе Марии Монтессори
Начнем с самой популярной методики раннего развития, разработанной педагогом Марией Монтессори. В чем конкретно она заключается? Всё в ней зависит от выбора именно ребёнка, а не родителя и не педагога. Что же касается родителей, то у них задача заключается в следующем: чтобы ребёнок полноценно развивался, надо организовать соответствующие условия для этого. Организовать пространство, где он живет так, чтобы ему было легко быть как бы «взрослым» в маленьком мире. Девиз данного обучения «Помоги мне сделать это самому». И здесь очень пригодятся специальные материалы – специальные коврики для гимнастики, различный сенсорный материал, предметы для изучения формы и многое другое. Необходимо использовать специальные пособия. С их помощью ребёнок сможет выучить различные цвета, формы, величины, поймёт, как устроен окружающий мир. Однако данное обучение имеет и довольно значительный недостаток: в ней отсутствуют игры (ролевые и спонтанные). А ведь они играют далеко не последнюю роль в развитии ребёнка. Да и не для всех детей данная методика подойдёт. Её можно использовать только в том случае, если ваш ребёнок вдумчивый, усидчивый, может подолгу сосредотачиваться на чём-либо одном.
Обучение по методике раннего развития Зайцева
Теперь поговорим о кубиках Зайцева. Они предназначены для обучения ребёнка чтению (приблизительно с двух лет). Также данная популярная методика раннего развития используется и в лечебных целях: её часто используют при работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, различными психоневрологическими проблемами, а ещё с аутистами. При обучении используются кубики, а также различные таблицы и музыкальные записи. Последние нужны для следующего: под них дети пропевают части слов. Если вы будете использовать данную систему, у вашего ребёнка улучшится речь, он запомнит много слов, разовьется способность к логическому мышлению, сформируется способность к концентрации и работе самостоятельно. Однако некоторые считают, что такая система обучения потом мешает детям учиться в школе (они с трудом осваивают морфемный и фонетический разборы слова).
Методика раннего развития семьи Никитиных
Переходим к системе Никитиных. Она состоит из различных спортивных и развивающих упражнений. Расположены они следующим образом: от более простого к более сложному упражнению. Основным правилом этой популярной методики раннего развития ребенка является – дети занимаются столько, сколько хотят, а родители не мешают им и не помогают. И делать за ребёнка ничего не надо. Пусть ошибается, иначе ничему не научится. Если вы видите, что ребёнку сложно выполнить какое-либо задание, то временно отложите его, вернётесь позже. Спорту в этой методике уделяется особое внимание. Закаливание, ежедневная зарядка и в доме должно быть оборудовано место для спорта. Благодаря данной популярной методике раннего развития, ваше чадо научится правильно организовывать своё время, вырастет закалённым, у него будет отлично развита спортивная подготовка. Но (к сожалению) данная методика не предусматривает индивидуального подхода к каждому ребёнку, развитию речи и сюжетно-ролевым играм в ней уделяется катастрофически мало внимания. А творчество в данной системе исключено совсем.
Методика раннего развития Глена Домана
Эта методика предназначена для обучения детей с заболеваниями нервной системы. Покажите ребёнку карточку с изображением и названием какого-либо предмета (это надо сделать примерно 1-2 секунды). Ребёнок запомнит всё на подсознательном уровне. Впоследствии он сможет заучить и гораздо больший объём информации. Но не переборщите: от избытка информации дети устают, начнут капризничать, потеряют интерес к учёбе.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Последняя популярная методика раннего развития ребенка придумана и разработана Сесиль Лупан. Главное в ней следующее: основной акцент делается на интересе ребёнка к окружающему миру. Ребёнок должен сам хотеть получать необходимые знания. Автор основывается на своём личном опыте (работе с собственными детьми). Налицо индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также данная методика раннего развития никаких специальных пособий не предусматривает. Для обучения родители могут использовать всё, что попадётся им под руку. Но вот с чем некоторые не согласны, так это с тем, что Сесиль Лупан рекомендует обучать ребенка плаванию практически с самого рождения. Но здесь решайте сами.
Выбирайте именно ту методику раннего развития, которая близка вашему ребёнку. Ориентируйтесь только на него, не на себя. Хорошие результаты не замедлят себя ждать.
Поделиться советом с друзьями
Early Childhood Programs — Child Welfare Information Gateway
Программы для детей младшего возраста направлены на улучшение результатов для маленьких детей и их семей, предлагая услуги поддержки, такие как оценка здоровья и развития ребенка, раннее образование и уход, направление к общественным ресурсам и многое другое. Используйте следующие ресурсы, чтобы узнать больше об отдельных программах для детей младшего возраста, включая примеры на уровне штата и на местном уровне.
- Поддержка рабочей силы
- Оценка
Интерактивная карта состояния систем данных о раннем детстве, 2018 г.
Детские тенденции
Предоставляет анализ государственных систем данных по дошкольному воспитанию и образованию и усилия по координации между другими системами с помощью интерактивной карты, содержащей профили штатов с данными о детях, программах и рабочей силе.
Составные части высококачественных программ дошкольного образования (PDF — 185 КБ)
Бишоп, Майер, Мельник и Векслер (2016)
Институт политики обучения
Определяет 10 ключевых элементов высококачественных программ раннего образования на основе текущих исследований и профессиональных стандартов. Заключение завершается политическими последствиями.
Центр развития ребенка
Гарвардский университет
Генерирует, переводит и применяет знания для улучшения благополучия и поддержки положительных результатов жизни детей.
Стандарты программы раннего развития детей
Национальная ассоциация образования детей младшего возраста
Представлены критерии аккредитации, сосредоточенные на четырех областях: дети, преподавательский состав, партнерство и администрация. Веб-сайт включает этапы и требования для аккредитации, а также информацию для программ, оценщиков и проектов содействия.
Национальный ресурсный центр Early Head Start (EHS NRC)
Офис Head Start, Управление по делам детей и семей
Создает и распространяет информацию о комплексных программах для детей младшего возраста и предоставляет возможности профессионального развития сообществу Early Head Start и Head Start.
Серия «Вовлечение семьи в дошкольное воспитание и образование»
Министерство здравоохранения и социальных служб США, Администрация по делам детей и семей, Центр раннего обучения и знаний Head Start
Подробно рассказывается о вовлечении семей в учреждения дошкольного образования с помощью шести модулей, охватывающих эффективное участие семьи, предлагаемые методы и стратегии для улучшения этой работы, а также то, как такие переменные, как культурный контекст, влияют на участие семьи.
Механизмы реагирования на вмешательство в раннем детстве: описание и последствия (PDF — 698 КБ)
Pretti-Fronttczak, Carta, Dropkin, Fox, Grisham-Brown, Edwards, Sandall и др. (2013)
Отдел раннего детства Совета по делам одаренных детей, Национальная ассоциация образования детей младшего возраста и Национальная ассоциация Head Start
Предоставляет специалистам в области раннего детства широкое определение и описание характеристик реагирования на схемы вмешательства по мере их развития в программах для детей младшего возраста, описывает распространенные заблуждения относительно реагирования на схемы вмешательства в политике и практике в отношении детей младшего возраста, а также определяет будущие направления, связанные с реагированием на интервенционное исследование и практика в раннем детстве.
Раннее инвестирование: анализ результатов и экономической отдачи от программ для детей младшего возраста
Буэнавентура, Кэннон, Кароли, Килберн, Маттокс и Мухов (2017)
Представляет результаты исследования, в котором проанализированы 115 подходов к программам для детей младшего возраста, измеримые результаты, а также затраты и выгоды от эффективного программирования. Также доступен краткий обзор по этой теме.
Национальная ассоциация образования детей младшего возраста
Служит и действует от имени потребностей, прав и благополучия всех детей младшего возраста, уделяя основное внимание предоставлению образовательных и развивающих услуг и ресурсов.
ЗАПУСК ПРОЕКТА
Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA)
Племенная инициатива раннего обучения: совместный успех (PDF — 859 КБ)
Министерство здравоохранения и социальных служб США, Управление по делам детей и семьи, Раннее развитие детей
Предоставляет информацию и поддержку Tribes по координации программ раннего обучения и развития. Ресурсы включают отчет, в котором освещаются успешные инициативные проекты.
(В начало)
Раннее детство: Отчет о подотчетности за 2017 г.
Законодательный финансовый комитет Нью-Мексико (2017)
Оценивает показатели раннего детства в Нью-Мексико, включая влияние и проблемы программ для детей младшего возраста. Отчет завершается рекомендациями по улучшению практики.
Нью-Йоркская сеть исследований в области раннего детства: модель интеграции исследований, политики и практики (PDF — 13 138 КБ)
Фонд развития ребенка (2018)
Освещает развитие, деятельность и достижения Нью-Йоркской сети исследований в области раннего детства, которая связывает политиков с исследованиями для информирования о деятельности программ для детей младшего возраста.
Ежегодник состояния младенцев
От нуля до трех (2021)
Представляет факты по каждому из 50 штатов и округу Колумбия, сравнивая национальные данные и данные по штатам о благополучии младенцев и детей ясельного возраста.
(В начало)
Программы РДРВ | Администрация по делам детей и семей
Федеральное правительство финансирует программы для детей младшего возраста и их семей по всей стране. Благодаря партнерским отношениям со штатами, территориями, племенами и местными общественными организациями программы для детей младшего возраста поддерживают родителей и обеспечивают обогащающий опыт для маленьких детей. Щелкните одно из полей ниже, чтобы узнать больше о том, как конкретные программы поддерживают детей младшего возраста:
- Офис Head Start (OHS) управляет программами Head Start для дошкольных учреждений, Early Head Start, Migrant and Seasonal Head Start, а также программами Head Start для американских индейцев и коренных жителей Аляски. Программа Head Start способствует подготовке к школе детей в возрасте от рождения до 5 лет, которые больше всего выиграют от доступа к дошкольному образованию.
- Семьи могут узнать о правах своих детей здесь.
- Агентства, заинтересованные в том, чтобы стать агентствами Head Start, могут посетить эту страницу, чтобы узнать о возможностях финансирования.
- Сотрудники программы могут узнать о реализации различных программных областей в Центре обучения и знаний для детей младшего возраста.
- Office of Child Care (OCC) поддерживает работающие семьи с низкими доходами, субсидируя программы ухода за детьми в раннем возрасте и внешкольные программы через администрацию Фонда ухода и развития детей (CCDF). CCDF также улучшает качество ухода, чтобы способствовать здоровому развитию и обучению детей, поддерживая лицензирование услуг по уходу за детьми, системы повышения качества, помогающие программам соответствовать более высоким стандартам, а также обучение и обучение работников по уходу за детьми.
- Семьи могут посетить сайт ChildCare.gov, чтобы получить помощь в получении доступа к безопасным и качественным услугам по уходу за детьми в своем сообществе, которые наилучшим образом соответствуют их потребностям. ChildCare.gov предоставляет ссылки на веб-сайты по уходу за детьми штата или территории, которые родители могут использовать для поиска информации об уходе за детьми и просвещения потребителей.
- Инициатива по программе дошкольного развития «Гранты от рождения до пяти лет» (PDG B-5) предоставляет штатам гранты для улучшения предоставления услуг в области раннего ухода и образования для детей от рождения до пяти лет. Фонды поддерживают важные инициативы в штатах и территориях, которые улучшают качество программ, расширяют доступ к программам, поддерживают рабочую силу для детей младшего возраста и расширяют возможности выбора родителей и их значимое участие.