Презентация к урокам русского языка. Синтаксический разбор предложения.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА№2»
ФЕЛОНЕНКО ОЛЬГИ ВАДИМОВНЫ
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений.
Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания.
Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить
с первого раза.
Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль.
- разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание;
- выявить взаимосвязь между отдельными словами;
- определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам;
- выявить главные и второстепенные члены предложения;
- определить грамматические основы.
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым,
повысить уровень грамотности в сфере пунктуации.
Этот анализ проводится:
по тексту; по предложению; по словосочетанию.
Схема синтаксического разбора предложения .
ЧАСТЬ 1.
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания:
повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:
восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение
по наличию грамматических основ:
простое или сложное.
4. Характеризовать далее в зависимости от того, простое предложение или сложное.
ЧАСТЬ 2.
Если простое предложение :
- Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное .
- Указать вид односоставного предложения –если оно есть.
- Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое .
- Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
- Указать: полное или неполное предложение.
- Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
- Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
ЧАСТЬ 3.
Если предложение сложное:
1.Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная .
2.Указать, что является средством связи в предложении:
интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы, союзные слова.
3. Сделать вывод, какое это предложение : бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), предложение смешанного типа (СТСП).
4.Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта 1 ЧАСТИ 2..
5. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.6. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
ПРИМЕР СИНТАКСИЧЕСКОГО
РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ, НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ, ПРОСТОЕ, ДВУСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТРАНЕННОЕ, ПОЛНОЕ, НЕОСЛОЖНЕННОЕ.
Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2022: средства выразительности
Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2023. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.
1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через «-«. Однородные члены — через «,». Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже — наречием.
Примеры:
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).
ГИПЕРБОЛА — преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Примеры:
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.
Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Примеры:
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Примеры:
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
«мечты кипят» (А. С. Пушкин).
МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Примеры:
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;
Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.
СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
Примеры:
«…и слышно было до рассвета, как ликовал француз…» (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)
Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
Примеры:
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
…Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури…/и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)
СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;
Примеры:
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;
Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям… (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (Пушкин)
И только замолкли — в дали голубой / Столбом уж крутился песок золотой… (Пушкин)
Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. (Гоголь)
Девичьи лица ярче роз.. (Пушкин)
…Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…(Лермонтов)
ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Примеры:
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)
СИМВОЛ — многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Примеры:
Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).
АЛЛЕГОРИЯ — однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Примеры:
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. ..(лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)
«Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. — Что это? — спросила она. — Сфинкс? — Да, — ответил он, — и этот сфинкс — вы» (Сфинкс — аллегория роковой загадки) (Тургенев)
«Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси» (Чаша — аллегория страдания) (Пастернак)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ — вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Примеры:
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!
Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ — слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
Примеры:
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. (Пушкин)
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! (Лермонтов)
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои… (Тютчев)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
Примеры:
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак «?»
Примеры:
Как дела?
О чем ты говоришь?
Вам нравится этот спектакль?
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Примеры:
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Примеры:
Мы читали разные книги. Я — «Евгения Онегина», сестра — «Капитанскую дочку».
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).
ОБРАЩЕНИЯ — слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится «!» знак.
Примеры:
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)
Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ — сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Примеры:
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны…(Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого… (Лермонтов)
АНАФОРА — единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Примеры:
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.
Когда волнуется желтеющая нива… Когда росой обрызганный душистой… Когда студеный ключ играет по оврагу… Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)
ЭПИФОРА — повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Примеры:
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат…(Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)
АНТИТЕЗА — противопоставление.
Примеры:
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.
Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)
ОКСЮМОРОН — сочетание несовместимого.
Примеры:
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)
Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые… (Чехов)
ГРАДАЦИЯ — последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Примеры:
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.
Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)
ИНВЕРСИЯ — нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
Примеры:
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)
Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии…(Бунин)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР — повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Примеры:
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)
Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые… зубы его… выказывались двумя полукругами…(Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата’. Копите злато до конца! (Пушкин)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Примеры:
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…
…Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Примеры:
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.
Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
…Но идет… Шатается… Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА — текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.
Примеры:
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателямию
Примеры:
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
ЦИТИРОВАНИЕ — слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.
Примеры:
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)
«…Председатель палаты знал наизусть “Людмилу” Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Борзаснул, долина спит” и слово “чу!”так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза» (Гоголь)
ДИАЛОГ — разговор двух или более героев повествования.
Пример:
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь…
— Мария Петровна, что вы говорите? — в замешательстве забормотал он. — Если бы не вы!…(Бондарев)
АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению.
Примеры:
День – ночь; умный – глупый; интересный — скучный; сильный — слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)
Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. (Бунин)
КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
Примеры:
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»
СИНОНИМЫ — слова, различные по написанию, но близкие по значению.
Примеры:
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться — пугаться
КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ — слова, близкие по значению только в пределах контекста.
Примеры:
«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга. «
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)
ДИАЛЕКТИЗМЫ — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Примеры:
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой — плохой
ЖАРГОНИЗМЫ — речь социальной группы, отличная от общего языка.
Примеры:
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага — общежитие
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Примеры:
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).
ТЕРМИНЫ — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Примеры:
Суффикс, метафора, гипотенуза.
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Примеры:
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Примеры:
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.
ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Примеры:
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.
ЭМОЦИОНАЛЬНО — ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые носят оценочный характер.
Примеры:
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.
АРХАИЗМЫ — устаревшее слово или оборот речи.
Примеры:
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).
ИСТОРИЗМЫ — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали.
Примеры:
Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА — слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Примеры:
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Примеры:
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.
Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ — стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Примеры:
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)
В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)
АССОНАНС — повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Примеры:
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)
Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой…(Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение природного звучания какими — либо напоминающими его звуками.
Примеры:
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква
«Трах — так — так! — И только эхо откликается в домах…» (Блок)
- Решать варианты ЕГЭ
- Решать задание 26
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
Основные навыки чтения для понимания в детском саду до 3-го класса
Это практическое руководство содержит четыре рекомендации по обучению базовых навыков чтения учащихся от детского сада до 3-го класса. Каждая рекомендация включает этапы реализации и решения для общих препятствий. Рекомендации также обобщают и оценивают подтверждающие доказательства. Это руководство предназначено для учителей, администраторов и других педагогов, которые хотят улучшить базовые навыки чтения своих учеников, и является дополнением к практическому руководству «Улучшение понимания прочитанного в детском саду до 3-го класса».
1
Обучение студентов академическим языковым навыкам, включая использование логических выводов и повествовательного языка, а также знание словарного запаса.
Показать больше Показывай меньше
2
Развивать понимание сегментов звуков в речи и того, как они связаны с буквами.
Показать больше Показывай меньше
3
Научите учащихся расшифровывать слова, анализировать части слов, писать и распознавать слова.
Показать больше Показывай меньше
4
Убедитесь, что каждый учащийся читает связанный текст каждый день, чтобы поддерживать точность чтения, беглость и понимание.
Показать больше Показывай меньше
Узнайте больше об этой рекомендации (6,2 МБ)
Узнайте больше об этой рекомендации (6,2 МБ)
Узнайте больше об этой рекомендации (6,2 МБ)
Узнайте больше об этой рекомендации (6,2 МБ)
Руководство
Обучение фонологическому слуху и фонетике Рубрика
12 октября 2021 г.
Рубрика фокусируется на двух из четырех рекомендаций (рекомендации 2 и 3) из практического руководства What Works Clearinghouse, «Основополагающие навыки для поддержки чтения для понимания в детском саду…
Веб-семинар
Что работает: доказательная математика, советы по чтению и письму для личного и дистанционного обучения
1 июля 2021 г.
What Works Clearinghouse выпустила вебинар для преподавателей, посвященный научно обоснованным методам обучения математике, чтению и письму, а также учебные ресурсы, которыми можно поделиться с родителями и детьми.
Справочник
What Works: доказательная математика, советы по чтению и письму для личного и дистанционного обучения
1 июля 2021 г.
What Works Clearinghouse выпустила вебинар для преподавателей, посвященный научно обоснованным методам обучения математике, чтению и письму, а также учебные ресурсы, которыми можно поделиться с родителями и детьми.
Инфографика
Научно обоснованные рекомендации по дистанционному обучению чтению в 9 начальных классах0047
1 октября 2020 г.
Эта инфографика содержит примеры из трех практических руководств по обучению чтению в начальной школе, которые можно внедрить бесплатно или по низкой цене в условиях дистанционного обучения.
Руководство
Поддержка чтения вашего ребенка дома
1 июля 2020 г.
Эта коллекция видеороликов и мероприятий REL Southeast предоставляет семьям информацию о том, как поддержать детей, когда они тренируют базовые навыки чтения дома.
Видео
Методика обучения академической лексике в классах PreK-1
30 июня 2020 г.
В этом видеоролике Региональной образовательной лаборатории (REL) West рассказывается о процедуре обучения академической лексике, которая согласуется с рекомендациями, основанными на фактических данных, из двух центров обмена информацией What Works…
Видео
Обзор практического руководства по базовым навыкам чтения и вебинара PLC
1 июня 2018 г.
Этот веб-семинар знакомит участников с Региональной образовательной лабораторией и практическими руководствами по грамотности IES, а также знакомит участников с базовыми навыками для поддержки чтения для понимания…
Руководство
Советы по развитию навыков чтения дома
1 июля 2016 г.
В этом шестистраничном наборе советов освещаются основанные на фактических данных методы работы в классе, которые могут помочь родителям или опекунам развивать чтение своих детей дома.
Guide
Сводка фактических данных по советам по развитию навыков чтения в домашних условиях
1 июля 2016 г.
В этом кратком обзоре данных описываются данные исследований, подтверждающие использование советов для поддержки навыков чтения в домашних условиях.
Руководство
Деятельность участников профессиональных обучающих сообществ
1 июля 2016 г.
Это дополнение к Руководству фасилитатора профессиональных учебных сообществ включает вопросы для размышления, примеры и шаблоны планов уроков, а также руководства по просмотру.
Guide
ePub: базовые навыки чтения для понимания в детском саду до 3-го класса
1 июля 2016 г.
Загрузите EPUB (8,5 МБ) или МОБИ (4,5 МБ) в формате электронной книги для просмотра практического руководства на смартфоне, планшете, Nook или Kindle.
30 примеров тематических предложений (по классам) • JournalBuddies.com
Journal Buddies Jill | | Письмо по классу
Да! Вам предлагается использовать наши советы по написанию тематических предложений, а также приведенные ниже примеры тематических предложений, чтобы помочь вашим ученикам усовершенствовать свои навыки написания абзацев.
Составление хорошего тематического предложения
С того момента, как учащиеся начинают учиться писать собственные предложения, они начинают понимать, что каждый абзац имеет структуру.
По мере того, как они продвигаются в начальной школе, переходят в среднюю школу и переходят в старшую школу, они опираются на приобретенные навыки и понимают, что тематическое предложение закладывает основу для всего их письма.
Неважно, над каким типом письма работают ваши ученики, им нужно знать, как создавать сильные, информативные тематические предложения, которые вводят понятие, которое будет обсуждаться в их абзаце.
Соглашение
- Цель тематического предложения
- Советы по написанию темы
- Примеры тематических предложений для учеников начальной школы
- Примеры средней школы
- Примеры приведенных учеников
- Примеры. Приведенные ученики. Несколько заключительных мыслей
- Связанные ссылки и ресурсы
Учащиеся начальной школы начинают работать над простыми тематическими предложениями, работая над первыми абзацами.
Учащиеся средней школы узнают, что их тематическое предложение должно выражать основную мысль абзаца.
И…
Старшеклассники часто пишут тематические предложения, которые являются сложными и подробными, что позволяет им подробно изложить тему в основной части абзаца.
Цель тематического предложения
В дополнение к составлению сильных тематических предложений учащиеся также должны понимать, что первое предложение абзаца также должно быть интересным и привлекательным.
Видите ли…
Они буквально затягивают читателя и побуждают его узнать больше, читая следующее предложение.
Каждое предложение, которое следует за темой, должно поддерживать общую тему, а хорошо развитое и эффективное тематическое предложение позволит абзацу написать себя. Кроме того, авторам необходимо уделять пристальное внимание содержанию абзаца и переходам, которые они используют от предыдущего абзаца к следующему.
Советы по написанию тематических предложений
Поначалу учащимся может быть сложно написать тематическое предложение в своем письме, которое привлекает внимание читателя.
Вот несколько советов и рекомендаций, которые помогут им написать свои лучшие тематические предложения:
- Пусть ваши ученики начнут процесс, записав тему, которую они хотят обсудить в своем абзаце.
- Предложите им написать простое предложение, которое представляет основную мысль абзаца.
- Попросите их записать три идеи, примера или аргумента, подтверждающие их основное предложение.
- Затем попросите их раздвинуть границы, переписав оригинальное тематическое предложение, чтобы привлечь внимание читателя.
- Наконец, покажите им примеры тематических предложений, которые они могут использовать для вдохновения.
Примеры тематических предложений для учащихся начальной школы
Учащиеся начальной школы часто пишут простые тематические предложения, которые сосредоточены исключительно на основной идее абзаца. Некоторые примеры тематических предложений для этой возрастной группы включают:
- Когда у нас был снежный день, я делала снежных ангелов, пила горячее какао и каталась на санках.
- Учащиеся не должны делать домашнюю работу, потому что это занимает много времени.
- Если вы любите гулять в парке, вам понравится играть в брызговике.
- С тех пор, как я пошел в первый класс, я узнал о картах, исследователях и сообществах.
- Пробовать что-то новое может быть сложно, но это также и полезно.
- Мой любимый вкус мороженого — шоколадно-банановая стружка, потому что он сладкий и вкусный.
- Золотая рыбка станет отличным первым питомцем для маленьких детей.
- Езда на велосипеде — мое любимое занятие после школы.
- Я считаю, что самым важным правилом в классе является внимательно слушать учителя.
- Наука — самый интересный предмет в школе.
Примеры тематических предложений для средней школы
К средней школе учащиеся должны начать писать более развернутые тематические предложения, точно описывающие то, что будет обсуждаться в следующем абзаце. Вот некоторые примеры тематических предложений для учащихся средней школы:
- Играя в баскетбол в команде, вы должны соблюдать несколько правил.
- Приготовить мороженое с мороженым легко и весело, если следовать этим простым шагам.
- Если вы хотите избежать простуды, вам следует принять некоторые из этих мер предосторожности.
- Трехпалый ленивец — очаровательное животное со множеством уникальных особенностей.
- Я считаю, что в нашей школе должен быть новый торговый автомат, потому что он поможет учащимся сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
- Когда я пошел в музей, я узнал о фараонах Древнего Египта.
- Лучшие аттракционы в парке развлечений — это перевернутые американские горки.
- Хотя некоторые считают тако самой вкусной едой, лично я предпочитаю макароны.
- Несмотря на различия между пляжным отдыхом и лыжной прогулкой, есть и некоторые сходства.
- В свой первый день в средней школе я быстро понял, что она будет сильно отличаться от моей начальной школы.
Примеры тематических предложений для старшеклассников
В старших классах учащиеся совершенствуют искусство написания полных тематических предложений и начинают создавать более сложные и запутанные предложения, которые они могут использовать для закрепления всего абзаца. Вот несколько примеров тематических предложений для старшеклассников:
- Когда я обедал с бабушкой, я знал, что узнаю гораздо больше о ее прошлом.
- Члены приемной комиссии колледжей должны учитывать не только оценки; они также должны анализировать интересы учащегося, его опыт работы и внеклассные занятия.
- Изменение климата — сложная проблема, вызванная целым рядом факторов.
- Будучи старшеклассниками, мы обязаны подавать хороший пример детям младшего возраста, которые равняются на нас.
- В тройку лучших достопримечательностей Нью-Йорка входят Статуя Свободы, Эмпайр-стейт-билдинг и Таймс-сквер.
- Изучение нового языка позволяет вам общаться с людьми из другой культуры, улучшать свои навыки чтения и письма и улучшать функцию памяти.
- В этой книге главная героиня узнала больше о том, кто она такая, раздвигая свои границы и пробуя новые вещи.
- Для меня катание на коньках всегда было способом оставаться активным, самовыражаться и общаться с другими людьми, которые любят этот вид спорта.
- Во время нашей старшей поездки мы вызвались вместе с местной организацией убирать близлежащие парки, и это был полезный опыт, который научил меня ценить тяжелую работу и отдачу обществу.
- Лучшее место для выполнения домашних заданий и подготовки к экзаменам — местная кофейня, потому что здесь царит спокойная атмосфера и много кофеина.
Несколько заключительных мыслей
С правильными примерами тематических предложений вы можете помочь своим учащимся обнаружить, что процесс написания абзаца совсем не скучный. Независимо от того, пишут ли они повествовательное эссе, контрастное эссе или эссе для поступления в колледж, сильные тематические предложения задают тон остальной части абзаца.
Когда они будут практиковать свои навыки и научатся писать привлекательные и эффективные тематические предложения, они осознают силу, которую могут нести их слова. Возможно, они даже обнаружат, что писать — это весело! Пока они продолжают писать, их письмо будет улучшаться!
- Темы для написания абзацев
- Техническое письмо для старшеклассников
- Обучение написанию абзацев: предложения по теме
До следующего раза, продолжайте писать…
, поделитесь ими на Facebook, Twitter и/или Pinterest.