Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя. .. ветром.
Образцы разбора простых предложений
Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ
- Назад
- Вперед
Золотая полка
- Вы здесь:
- Главная
- Грамматические разборы
- Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор сложного предложения. 5-й класс
Ключевые слова: русский язык, Синтаксический разбор сложного предложения
Цель: актуализировать и восстановить умение выполнять синтаксический разбор сложного предложения.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты
- Предметные: знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения, составлять план сообщения на лингвистическую тему.
- Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
- Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдения над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия: сложное предложение, союзное и бессоюзное сложное предложение.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельностиСегодня нам предстоит выполнить непростые задания, а это значит, что каждому пригодятся внимание, творчество, умение слушать и запоминать.
Итак, упражнение «Зоркий глаз» (слайд 1). Презентация
Предлагаю активизировать не только внимание, но и смекалку. Кто из вас любит смотреть мультфильмы?
— Представьте, что вы смотрите мультфильм.
Сначала на экран выбежали по одиночке слова: на, ветер, гулять, море, и, кораблик, бежать, в, волны, раздутый, паруса, себе, подгонять, он, на.
Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.
Но вот кто-то невидимый начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет он бежит себе в волнах на раздутых парусах
— Что-то затрудняет чтение… Чего же не достает? Да, вы правы, нужны знаки препинания. Поставьте их, чтобы мы могли прочитать предложение быстро и осмысленно.
— Проследите, когда действует синтаксис, а когда на помощь приходит пунктуация.
2. Актуализация знаний— Что можете сказать о предложении? Как отличить простое предложение от сложного? (Слайд 3) Схема.
— Упражнение «Ромашка»
- Какие предложения называются сложными?
- Как отличить сложное предложение от простого предложения?
- Какие предложения называются сложными бессоюзными?
- Как отличить сложносочинённое предложение от сложноподчинённого предложения?
- Как называются простые предложения в сложноподчинённом
- Расскажите о видах сложного предложения.
— Проверим на практике. Карточки. Взаимопроверка.
— Что знаем? Что умеем? (Знаем о строении сложного предложения, умеем определять виды сложных предложений) Какую работу можем выполнять? Предположите, какую тему сегодня будем изучать.
3. Целеполагание— Поставим перед собой цели (Слайд 4)
— Попробуем самостоятельно составить план разбора.
4. Работа с учебником— Параграф 47, с.111.
— Сравните, что нового?
5. Практическая работа— Синтаксический разбор предложения.
Волшебные сказки переносят нас в чудесный мир, где всегда побеждает добро.
— Самостоятельная работа с заданиями разного уровня. (Карточки)
— Составить рассказ о любимой пушкинской сказке, используя разные виды сложных предложений. (Правила работы в группе)
— Найти в тексте сложные предложения, выполнить синтаксический разбор 2 предложений.
— Выполнить синтаксический разбор 2 сложных предложений.
6. Рефлексия учебной деятельности на урокеДомашнее задание: найти в сказках Пушкина 3 сложных предложения, выписать, выполнить их синтаксический разбор.
Карточка
синтаксический анализ — Как разобрать грамматику предложения, в котором есть два глагола с напряжённостью
спросил
Изменено 3 года, 8 месяцев назад
Просмотрено 744 раза
Этот вопрос пришел от моего студента — он хотел знать, как разобрать грамматику этого предложения, которое кажется простым, но явно не таковым:
- Кажется, Питер нашел свои очки.
Предложения этой формы очень распространены в английском языке, но их синтаксис вызывает недоумение. Основной глагол явно кажется , обычно это глагол-связка, поэтому основной синтаксис должен быть таким:
Подлежащее + Глагол-связка + Дополнение к подлежащему S+LV+SC
Но глагольная фраза to have found выглядит как напряжённое (настоящее совершенное), а переданный смысл аналогичен напряжённой форме (он их нашёл и они находят до сих пор). Но эта глагольная фраза не может быть напряжена и не согласуется с подлежащим (если бы это было так, то было бы нашел ). Это должно быть дополнением к глаголу.
Правило для подлежащих дополнений, как правило, состоит в том, что они представляют собой либо прилагательное, либо именную группу, но это дополнение не является ни тем, ни другим, и тем не менее оно явно описывает подлежащее.
Итак, вопрос в том, как нам это разобрать?
Далее следуют другие предложения той же формы:
- Приведенные ответы, похоже, адекватно ответили на ваш вопрос.
- Мне повезло, что я нашел этот сайт.
- Похоже, библиотека закрылась.
Итак, как лучше всего анализировать грамматику таких предложений?
- синтаксический анализ
- сложные предложения
- связки-глаголы
- перфект-инфинитив
6
Как разобрать предложение не просто. Во-первых, это не простое предложение. Он состоит из двух предложений, в каждом из которых есть главный глагол. Матричный глагол кажется , и он натянут. Остальная часть предложения является частью придаточного инфинитива, основным глаголом которого является найти . Но у инфинитива нет времени, поэтому это не напряженный глагол.
Логическая структура фактического предложения примерно такая:
-
*кажется*
(ПРОШЛОЕ
(*найти*
(*Питер*
,*его очки* 4 )
, что примерно означает, что какое-то прошлое событие, когда Питер нашел свои очки, кажется (говорящему) произошедшим. То есть инфинитивное предложение
- (для Питера), чтобы найти свои очки
является подлежащим глагола казаться . Однако английский язык не допускает такой конструкции:
- * Кажется, Питер нашел свои очки.
Вместо этого в английском языке требуется либо правило экстрапозиции, которое помещает фиктивное и в качестве подлежащего, и требует , что -предложение:
- Кажется, Питер нашел свои очки .
Или требуется правило поднятия темы, которое применяется здесь, перемещая Питера, подлежащее придаточного предложения, вверх, чтобы он стал предполагаемым подлежащим кажутся :
- Кажется, Питер нашел свои очки.
Повышение требует инфинитивного дополнения, которое, конечно, не имеет времени.
2
Питер кажется [ иметь [ нашел свои очки ]].
представляет собой катанативную конструкцию . Такие глаголы, как «кажется» и «иметь», являются цепными глаголами, классом глаголов, определяемых как те, которые имеют неконечное предложение в качестве дополнения (с некоторыми исключениями, например, те, где предложение является дополнением к быть в его аскриптивном или уточнение чувств). Примеры:
Кажется, она тебе нравится; Я сожалею об этом; Мы устроили им отъезд; Я хочу, чтобы вы прочитали документ
В вашем примере «кажется» — это катенативный глагол, а нефинитное инфинитивное предложение «чтобы найти его очки» — его катенативный дополняющий элемент.
Кроме того, «иметь» также является катенативным глаголом, а нефинитное причастие прошедшего времени «нашел его очки» является его катенативным дополнением.
В матричном предложении "Питер" не имеет прямой семантической связи с глаголом "казаться". Значение очень близко к «Питер, кажется, нашел свои очки», где у нас есть наречие «по-видимому» вместо катенирующего глагола «кажется». Синтаксически подлежащее «Петр» находится в матричном предложении, но семантически оно принадлежит исключительно придаточному предложению. Таким образом, «Петр» называется «возвышенным» субъектом, потому что глагол, к которому он относится синтаксически, находится выше в конститутивной структуре, чем тот, к которому он относится семантически.
Термин «катенативный» происходит от латинского слова, означающего «цепочка», что здесь уместно, поскольку «кажуться», «иметь» и «находить» действительно образуют цепочку из трех глаголов.
Конструкция не ограничивается предложениями, содержащими только один катенативный глагол/дополнение, поскольку она повторяема таким образом, что позволяет нам сформировать цепочку глаголов, в которой все, кроме последнего, имеют нефинитное дополнение. Возьмем этот пример:
Она кажется до хочет до стоп пытается избежать встречи с .
Здесь каждый глагол, выделенный жирным шрифтом, имеет неконечное предложение в качестве дополнения.
10
Фраза to have found является не глагольной фразой, а зависимым инфинитивом, не имеющим времени. Однако в некоторых случаях инфинитив может обозначаться временем относительно времени конечного глагола, то есть глагола, согласующегося с подлежащим. Английский инфинитив имеет две формы: настоящее ( to go ), что указывает на более или менее одновременное действие и совершенное ( to have got ), действие до времени основного глагола.
Кажется, он нашел свои ключи.
Поиск чего-либо, очевидно, должен предшествовать любому осознанию действия, поэтому единственным выбором является инфинитив совершенного вида. Это справедливо, если этот момент осознания наступает в прошлом:
Кажется, он нашел свои ключи.
Перфектный инфинитив выражает относительное время независимо от времени конечного глагола.
Это была большая дань уважения учителю, который, кажется, оказал большое влияние на ваше путешествие, и я приветствую ваше мужество, когда вы рассказываете о своем положительном опыте общения с ним. — Medium.com, 6 мая 2019 г.
В то время как влияние учителя может каким-то образом продолжаться в настоящем, прямое влияние остается в прошлом. Признание роли учителя в настоящем, отсюда и использование совершенного инфинитива.
Он должен был прибыть вернулся в Дейтон к вечеру воскресенья. К несчастью для него, он не вернулся до вечера понедельника. — Ронни Ламберт, Отменил проклятие , 2009.
Здесь выбор настоящего или совершенного инфинитива продиктован желанием автора сделать более актуальным различие между запланированным и фактическим прибытием. Обычно можно услышать:
.Поезд должен был прибыть в десять, но задержался на 45 минут.
В большинстве случаев ни логика, ни актуальность не требуют совершенного инфинитива:
Он отличался от других мальчиков, которые , казалось, боялись своих родителей — они хотя бы проявляли уважение. Однако Гэри, , похоже, имел свои собственные правила, когда дело касалось уважения других. — Гарлена Л. Хайнс, Я не ошибка, я должен быть , 2007, 17.
2
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Обязательно, но не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.Домашнее задание 2: Разбор (100 баллов)
Домашнее задание 2: Разбор (100 баллов)Присвоен: 3 октября 2011 г.
Срок: 24 октября 2011 г. (полночь)
Это домашнее задание состоит из трех частей. В первой части вы должны написать контекстно-свободную грамматику (CFG). с помощью набора инструментов NLTK. Ознакомительный файл для загрузки и использования инструментария можно найти по адресу: nltk_readme.html
Вторая часть этого домашнего задания включает в себя загрузку и использование надежный статистический анализатор, разработанный в Стэнфорде. Вы можете найти информацию для загрузки и использования синтаксический анализатор Stanford (скачайте версию PCFG, а не зависимость парсер) в: http://nlp.stanford.edu/software/lex-parser.shtml
Третья часть домашнего задания включает письменные ответы на вопросы. о статистическом и лексическом разборе.
Для вопросов я создал доску обсуждений на Blackboard, если вы хотите обсудить/поделиться с одноклассниками.
1. Контекстно-свободная грамматика (60 баллов)
Напишите контекстно-свободную грамматику в NLTK для обработки (слегка измененной) рассказ Мориса Сендака «Там, где водятся дикие твари». классическая детская книга. Вы должны написать грамматика самостоятельно. Не используйте общедоступные грамматики и не создавайте грамматики с помощью реверс-инжиниринга.
Вы найдете историю в WildthingswithuncorrectedPOS.txt. Этот файл содержит историю, помеченную POS-тегами PennTreebank. Примечание одно изменение, которое вы, возможно, захотите сделать, — преобразовать различные формы глагол (например, VBD, VBZ) только в VB и различные формы нарицательных существительных (например, NNS, NN) в просто NN, что упростило бы создание CFG правила. Делаете ли вы это и как именно, зависит от вас. Вы будете создание правил грамматики, которые позволят системе анализировать относительные предложения (RC), предложные фразы (PP), глагольные фразы (VP) (переходный, непереходный, двупереходный, со встроенным предложением как объект), встроенные предложения (назовем их S_Bar), модификаторы времени (TIME), и вы должны позволить некоторым конструкциям (NP, VP, S_BAR) содержать союз, а предложения включают подчинительный союз (т. два встроенных предложения соединены подчинительным союзом).
Возможно, вам будет полезно проконсультироваться с грамматиками английского языка во время этого урока. процесс. Глава 12 нашего учебника является лучшим ресурсом. Вы можете также сочтут полезным взглянуть на рекомендации по аннотации, данные для Penn POS-теги TreeBank. В этих рекомендациях приведены примеры для различных частей речи и причины, по которым слово в том или ином употреблении попадает в эту ПОС. Вы найдете их здесь: tagguide.pdf
Вы будете оценены в часть о том, являются ли ваши правила синтаксически оправданными. Вам следует постарайтесь сделать ваши правила общими, где это возможно (т. е. не делайте новые правила для каждой новой строки слов, которую вы видите; правило в идеале должно охватывать несколько фраз, которые вы видите во входных данных).
Вы должны передать файл, содержащий вашу грамматику, задокументированную так, чтобы он описывает, почему вы выбрали грамматические правила, которые вы сделали. Для Например, вы можете оправдать использование определенного набора правил, потому что они обрабатывать несколько конструкций или потому, что они следуют правилу, которое вы находится в главе 12.
Мы запустим вашу грамматику в среде парсера NLTK, используя парсер диаграмм.
Вы будете оцениваться по следующим элементам:
- Дерево разбора создается для каждого предложения. (15 баллов)
- Каждая из перечисленных выше конструкций представлена в грамматика (20 баллов)
- Выбор конкретных используемых правил и итогового синтаксического анализа достаточно обоснованы. Баллы будут вычтены за деревья синтаксического анализа, которые не захватить хорошую структуру языка в соответствии с вашими обоснование (25 баллов)
ПОЯСНЕНИЯ, ДОБАВЛЕННЫЕ 13.10.:
2. Стэнфордский парсер (20 баллов)
Загрузите и запустите Stanford Parser, используя PCFG (не зависимость парсер) на файле letterman-cnn.txt.
(10 баллов) Выберите два предложения, в которых возвращаемый синтаксический анализ неправильно. Один из ваших вариантов может быть, когда парсер полностью терпит неудачу (не производит вывода), но должен быть там, где производится синтаксический анализ, но вы не думаете, что это хорошо. В каждом случае объясните, почему парсер не удалось и что должно было быть произведено.
(10 баллов) Для сравнения попробуйте собственную грамматику по двум выбранным выше предложениям, а также по двум предложения, которые были правильно проанализированы Stanford Parser, и обсудите различия, создаваемые двумя грамматиками/парсерами.
ПОЯСНЕНИЕ ДОБАВЛЕНО 20.10.:
3. Статистическая и лексическая грамматика (20 баллов)
(10 баллов) Предположим, вы используете вывод вашего синтаксического анализатора на Где Дикие твари как банк деревьев. Покажите, как вы будете вычислять вероятности, и что они из себя представляют, для правил для ВП и правил для НП.
(10 баллов) Вы обнаружите, что ваш CFG часто генерирует несколько синтаксических разборов предложения. Это может произойти, когда это неоднозначно для присоединения ПЗ или когда объем соединения неоднозначен (и для других конструкций тоже). Рассмотрим следующие случаи: предложение 18, где «из всех диких вещей» может изменить «король» или «сделано»; предложение 6, где «в постель» может быть аргументом глагола или может быть модификатором глагола; предложение 10, где "для Макса" можно изменить либо «лодка», либо «упавший». Предложение 12, где "на землю" может изменить "день" или "отплыл" и "диких вещей" может изменить «земля», «день» или «отплыл». Вы не можете использовать вывод парсера в этом случае, чтобы вычислить вероятность устранения неоднозначности. Почему нет?
Вы можете получить доступ к Penn Treebank отсюда или из следующей учетной записи: /afs/cs.pitt.edu/projects/nlp/CORPORA/ptb_v3/parsed/mrg/wsj Вы увидите несколько разделов (например, 00), и в каждом разделе есть представляют собой отдельные отчеты, проанализированные вручную. Используйте разделы 00, 01, 02, 03, 04 и 05 для подсчета количества.