разбор предложения правила и примеры. Синтаксический разбор простого и сложного предложения в 5, 6, 7 классе
Будет ли достаточно ученику владеть богатым резервом слов, чтобы полноценно общаться с людьми вокруг вас? Конечно же, это не так! Дело в том, что просто слова не являются самодостаточными, поэтому не могут полноценно передать эмоции и чувства детской речи, а также выразить душевные переживания. Кроме того, владея лишь словами невозможно строить предложения грамотно, корректно расставляя знаки препинания. Чтобы слова начали отображать реальный эмоциональный фон и правильно выстраивались в предложение, их нужно немного организовать, упорядочить согласно правилам. Эту задачу приходится выполнять синтаксису. Но для того, чтобы научится реализовывать правила синтаксиса в повседневной речи, нужно выучить их на «5».
Содержание статьи
- Русский язык тема синтаксический разбор: объяснить своими понятными словами
- Русский язык синтаксический разбор правило
- Урок 5 класс синтаксический разбор простого предложения
- Пример синтаксического разбора простого предложения
- Синтаксический разбор сложного предложения 6 класс
- Образец синтаксического разбора сложного предложения
Русский язык тема синтаксический разбор: объяснить своими понятными словами
Синтаксис открывает перед учениками двери в мир строения каждого словосочетания, отдельного предложения и текста в целом. Углубленное изучение взаимосвязей между словами, определение членов предложения и частей речи, к которым они принадлежат, а также правил расставленные задействованных знаков препинания принято называть синтаксическим разбором. Поэтому уже с первых годов учебы такой анализ применяется для закрепления и проверки умений определять части речи, наглядно выстраивать варианты связи в имеющихся словосочетаниях, а также называть главные и, конечно же, второстепенные члены.
Многие школьники теряются, когда учитель ставит перед ними задачу сделать синтаксический разбор. Одни пытаются хаотично применить все знания о типах предложений и частях речи, другие — и вовсе пробуют делать синтаксический анализ отдельных слов. В такой способ сделать правильный разбор точно не удастся.
Чтобы ученик сумел сделать задание, ему нужно придерживаться четкой последовательности разбора,каждый следующий пункт которого вытекает из предыдущего.
Анализ любого предложения включает в себя его планомерный разбор по заданным характеристикам:
1. Первое, что необходимо определить, ― это цель высказывания. В зависимости от нее, предложение может быть одного из трех видов.
Это:
- повествовательное — произносится спокойно, речь идет о ком-то или же о чем-то. Ярких эмоциональный всплесков нет, просто обыденное повествование. Например: В лесу поют птицы.
- вопросительное — актуально, когда в предложении спрашивает, желая получить ответ на поточный вопрос. Например:
- побудительное — в этом случае предложение побуждает к определенному действию, например, это просьба или приказ. Пример: Немедленно отойди от костра!
2.Далее приходиться определить заданный предложению эмоциональный фон.
- восклицательное — мысль высказывается с ярким эмоциональным окрасом, в предложении всегда случае знак «!» в конце. Например: Как я рад тебя видеть!
- невосклицательное — в предложении нет сильного проявления чувств, проговаривается оно размеренно. Например: Эта книга мне понравилась.
3.Третий шаг ― поиск грамматических основ и их подчеркивание:
- простые — если предложение простое, основа всегда одна.
понятие простого и сложного предложения
- сложные — если же мы работаем над сложным предложением, грамматических основ будет две или даже больше, которые будут связаны между собой смысловым посылом. Также в предложении будут присутствовать сочинительные союзы.
4. Если определено простое предложение, далее можно найти главные члены и понять какое это предложение:
- двусоставное — в тексте есть подлежащие в паре со сказуемым. Например: Девочка прыгает на скакалке. («девочка» — подлежащее, «прыгает» — сказуемое).
- односоставное — в этом случае удается найти только один главный член. Пример: Скоропостижно растаяло («скоропостижно» — обстоятельство, «растаяло» — сказуемое).
понятие об односоставных предложениях
5. Определяем разновидность односоставного предложения. Если выделенный главный член оказался подлежащим в виде именительного падежа, мы имеем дело с назывным типом предложения. Если же предложение глагольное, определяем тип предложения по таблице:
перечислите виды односоставных предложений
6. Определяем, присутствуют ли второстепенные члены. В зависимости от результата, предложение будет:
какие предложения являются распространенными а какие нераспространенными
7. Выясняем каким является поданное предложение:
полные и неполные предложения примеры
8. Теперь пришло время рассмотреть осложненность нашего предложения.
- неосложненное — не содержит вводных или однородных слов, обращений. Пример: Закончилось лето.
- осложненное — всегда обогащено дополнительными конструкциями и элементами речевого высказывания. Пример: На пороге — лето, тепло, солнце, море. Разораться с этим пунктом разбора поможет таблица:
осложненное и неосложненное предложение 5 класс
9. Разбор и подчеркивание членов предложения, обозначение частей речи.
главные и второстепенные члены предложения определение
основные признаки частей речи
10. Остается построить схему на основании предыдущего разбора:
синтаксическая характеристика простого предложения
Если же на 3 шаге разбора нам попалось сложное предложение, его анализ стартует с общей характеристики, как и в случае с простым предложением. Отличительной чертой разбора будет лишь определение всех грамматических основ и союзов.
Этапы грамматического анализа сложного предложения:
Русский язык синтаксический разбор правило
Правила синтаксического разбора и алгоритм анализа предложения:
- Определяем и подчеркиваем присутствующие члены.
русский язык как делать синтаксический разбор
- С помощью надписи определяем части речи.
- Делаем разбор по схеме:
Синтаксический разбор — плакат с правилами для закрепления знаний:
Урок 5 класс синтаксический разбор простого предложения
В 5 классе ученики приступают к изучению правил проведения синтаксического разбора и алгоритму его проведения. На примерах дети закрепляют ранее полученные знания о частях речи, характеристиках предложений, а также запоминают порядок анализа согласно правилам.
Одним из наиболее эффективных методов подачи информации — это презентация. На примере одной из них мы и рассмотрим особенности синтаксического разбора для пятиклассников.
Начнем с ознакомления с порядком разбора.
Далее приступим непосредственно к анализу предложения. Примером послужит предложение «Пламя костра затрепетало.». Начнем с обозначения грамматической основы.
Выделив грамматическую основу, легко узнать вид предложения.
Смотрим какое предложение: простое и нет. Подсказкой служит количество грамматический основ.
Определяем цель высказывания.
Смотрим восклицательное предложение или нет.
Определяем наличие второстепенных членов, а как итог — обозначаем тип предложения.
Смотрим на количество главных членов, и уверенно определяем какое у нас предложение: одно- или двусоставное.
Остается понять, осложненное ли у нас предложение.
В конце делаем характеристику:
Пример синтаксического разбора простого предложения
Для полного понимания темы понадобятся примеры разбора простых предложений. Имея под рукой наглядный образец, намного легче выполнять задания и не совершать банальных ошибок.
Синтаксический разбор сложного предложения 6 класс
В 6 классе к ученикам предъявляются более требований, нежели к пятиклассникам. Поэтому для синтаксического разбора понадобятся лучшие знания и умения, ведь он более сложный и объемный.
Все шестиклассники должны знать и уметь:
Порядок синтаксического разбора в 6 классе осуществляется в такой последовательности:
Сложные предложения встречаются разных типов, поэтому рассмотрим примеры расхожих сложных предложений:
Несмотря на то, что структура сложных предложений имеет отличия, разбор важно делать строго в соответствие с планом. Лишь тогда удастся полноценно и грамотно подать их характеристику.
Образец синтаксического разбора сложного предложения
Примеры синтаксического разбора различных сложных предложений:
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Цель: обобщить полученные знания о двусоставных предложениях
Задачи:
1)обучающие:
— повторить и обобщить сведения о главных и второстепенных членах предложения;
— закрепить навыки синтаксического разбора двусоставного предложения;
2)развивающие:
— совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
— развивать логическое мышление, память;
3)воспитательные:
-воспитывать интерес к родному языку, эстетический вкус;
-способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
-формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений;
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, решение проблемных задач в лингвистической ситуации, мозговой штурм, самостоятельная работа, индивидуальная работа, беседа, работа в парах, работа с текстом учебника.
Основные понятия: главные и второстепенные члены предложения, синтаксический разбор, орфограмма.
Межпредметные связи: литература
Используемая технология: элементы технологии деятельностного обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обручения
Оборудование: раздаточный материал, учебник «Русский язык», презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание рабочей атмосферы на уроке, положительного эмоционального настроя
Учитель. Добрый день, ребята. Надеюсь, что вы пришли с хорошим настроением. Я думаю, у нас все получится.
— Проверьте наличие на столах всех учебных принадлежностей.
— Запишите сегодняшнее число и тему урока
Мотивация учебной деятельности.
— Какое время года изображено?
— А вы любите зиму? Почему?
— Зима была и есть любимое время года писателей и поэтов. О зиме писали и пишут прекрасные стихи. Перед вами строчки из стихотворения интересной поэтессы из Ленинградской области Наталии Федоровны Белостоцкой
Время зимы с декабрём наступает,
Только она эту тонкость не знает.
Зима в ноябре снегом землю покроет,
Детям на лужах каток обустроит.
— Сколько предложений в тексте?
— Все эти предложения-… (Простые)
— О каких предложениях пойдёт речь на уроке?
— Выберите из ряда лингвистических понятий те, которые вами встречались в 8 классе, и сформулируйте тему сегодняшнего урока
Простое, суффикс, предложение, фонема, синтаксический разбор, синонимы, двусоставное, союз.
— А сейчас давайте повторим, что мы знаем о предложении, главных и второстепенных членах предложения.
Но давайте для начала проверим домашнее задание. Давайте вспомним…(все отвечают на вопросы, а 2 учащихся чертят схемы о членах предложения) (схема, см ниже)
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
Что такое синтаксис?
— Что такое предложение?
— Какие виды сказуемых мы знаем?
— СГС-это…
— СИС-это..
— Определение- это… Виды
— Дополнение- это… Виды
— Обстоятельство- это… Виды
А теперь давайте проверим, как вы это умеете определять на практике
2. Самостоятельная работа
Тест. Главные и второстепенные члены предложения.
1. В каком предложении подлежащее и сказуемое выделено верно?
а) Двое ребятишек стали носиться вокруг круглого стола.
б) Кто позвонил вам?
в) А на берегу вовсю льёт дождь и стучит по кожаному крову шатра.
2. В каком предложении составное именное сказуемое?
а) Он хотел дышать чистым воздухом.
б) Земля была похожа на белоснежный ковёр.
в) Сейчас зачерпнёт он ведёрко холодной воды и выльет себе на голову.
г) Не стоит надеяться на чудо.
3. В каком предложении выделенное слово является прямым дополнением?
а) Такси остановилось возле подъезда.
б) Эта машина — такси.
в) Я вызову такси по телефону.
г) В такси мы продолжим разговор.
4. Найдите согласованное определение
а) Балконная дверь
б) ткань в полоску
в) окно в сад
г) перчатки из кожи
5. Определите вид обстоятельства в предложении:
В период засухи река обмелела.
а) обстоятельство образа действия
б) обстоятельство времени
в) обстоятельство причины
г) обстоятельство условия
3. Проверка домашнего задания.
Учитель. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените друг друга.
III. Работа по теме урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами рассматриваем тему “Синтаксический разбор двусоставного предложения”. Это не новая для вас тема, сней мы знакомились уже в 5 классе.
Учитель. Ребята, давайте ознакомимся с порядком синтаксического разбора предложения
1.Работа с учебником. С.93, п 28
— Ребята, откройте учебник на странице 93, параграф, 28. Давайте познакомимся с материалом учебника. Всё ли вам понятно? Какие вопросы возникли?
Первый ученик читает “Порядок разбора”.
Второй “Образец разбора”.
— А теперь взгляните на письменный разбор. У кого возникли вопросы?
2. Выполнение упражнения 161 у доски. (сначала работающий у доски объясняет орфограммы, а потом выполняет синтаксический разбор предложения).
Пока класс работает, учащиеся работают индивидуально по карточкам
3. Индивидуальная работа :
А) на доске
Творческое задание
— Определите тип сказуемого
Никто не хотел уходить.
Будет построен ледовый стадион.
— Распространите предложения, подобрав подходящие по смыслу второстепенные члены.
— Какие предложения по наличию второстепенных членов у вас получились?
(1. Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.
2. На этом месте будет построен ледовый стадион.)
Б) на местах
Карточка 1
Записать предложения, вставить пропущенные буквы, выделить подлежащее и сказуемое, надписать их вид
а) Я спустился с обрыва к р…ке и тут же поймал ч…тыре крупные форели.
б) Мы бы хотели знать тайну Бермудского треугол…ника.
в) Учитель п…может ребятам в решении этой проблемы.
г) Я поднялся наверх и пол..жил рыбу на траву.
VI. Самостоятельная работа по карточкам на местах
Ребята, посмотрите на листочек распечатки ниже и вы увидите задание по вариантам. Выполнить полный синтаксический разбор предложения
Работа по вариантам
1 вар. От этих сосен и акаций я не хочу переселяться в иные чуждые миры. (Я.Смеляков.)
2 вар. Группа куропаток отыскивает себе замерзшие ягоды, семена. (И.Соколов-Микитов.)
V. Итоги урока
Учитель. Итак, ребята, давайте с вами сделаем вывод.
Ученики делают вывод: Сегодня на уроке мы повторили раздел “Простое предложение”, вспомнили, какими бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по отношению к высказыванию, по наличию главных членов, второстепенных членов, по полноте состава; учились выполнять синтаксический разбор.
VI. Домашнее задание. Параграф,28; упр.161(составить 6 предложений простых,двусоставных, используя данные ниже слова, выполнить синтаксический разбор 2-х предложений).
VI1. Рефлексия.
Оценки сегодня получают…
Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.
УПРАЖНЕНИЙ ПО СИНТАКСИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ | Д-р Синтаксис
Упражнение 1
Проведите полный анализ структуры следующих предложений, либо построив диаграмму (графическое изображение структуры) каждого, либо счет каждого. Вам не нужно различать определенный («the») и неопределенный («a»/«an») артикли. Для счета следует использовать следующие сокращения:
- n = существительное
- prn = местоимение
- субъект = субъект
- сделать = прямой объект
- io = косвенный объект
- op = объект предлога
- vb = глагол
- предикат = предикат
- прил = прилагательное
- нареч = наречие
- преп = предлог
- conj = соединение
- vbl = словесное (infin, part, ger)
- фраза = фраза
- отдел cl = зависимый пункт
- ipt cl = независимый пункт
Во время нашей встречи вы должны быть в состоянии определить как класс, так и функцию каждого слова, фразы или предложения.
1. Маленькая мисс Маффет сидела на скамейке Верховного суда.
2. Серая обезьяна быстро преследовала бурую ласку вокруг тутового куста.
3. Я пытаюсь бежать медленно, потому что знаю, что ты не в форме.
4. Когда Питер набрал пучок маринованных перцев, он был очень занят.
Упражнение 1, диаграммы 1–4
Упражнение 2
Проведите полный анализ структуры следующих предложений. Обратитесь к инструкциям, данным в упражнении 1. Убедитесь, что вы запомнили определения классов и функций слов, фраз и предложений.
1. Тщательно обдумав свои потребности, Джек и Джилл поднялись на холм.
2. Двое заглянули в колодец, когда достигли вершины.
3. По непонятной причине дети, Джилл и Джек, упали с холма.
Упражнение 2, диаграммы 1-3
Упражнение 3
Проведите полный анализ структуры следующих предложений.
1. Часть задачи Платона Meno заключается в том, что у самого Meno слишком много «культуры».
2. Почти десятилетие война во Вьетнаме разделяла нашу нацию горечью и насилием.
3. Общественность имеет право знать, что личная выгода может влиять на общественные решения.
Дополнительные упражнения
Если вы еще не уверены в своей способности анализировать синтаксис, вот еще несколько предложений, спасибо бывшему студенту по имени Стивен Керн, для практики. Проведите полный анализ структуры каждого из них.
1. Когда Бинки попытался дотронуться до пальцев ног, он обнаружил, что не может.
2. В этом году кислотные дожди были самыми сильными.
3. Если вы не знаете ответ, угадайте.
4. Размышляя о тайнах мира, Анаксимандр ел виноград.
5. Спой песню о шестипенсовике и кармане, полном ржи.
6. После смерти мистера Мангрового город оплакивал много дней.
7. Я не мог не услышать ужасную новость об Игоре.
8. Людмила и Ровена, две девушки из Латвии, отправились в долгую велосипедную прогулку по Шварцвальду.
Синтаксис: определение, примеры и результат
Синтаксис. Это то, что нужно английскому языку. Это придает смысл нашим словам. Итак, вы когда-нибудь задумывались над определением синтаксиса или знаете несколько примеров синтаксиса в повседневной жизни? Важно понимать синтаксис, особенно если вы будете анализировать его на протяжении всего обучения в университете.
Обратите внимание, как это введение включает короткие простые предложения? Это пример синтаксиса! Как часть грамматики, синтаксис фокусируется на расположении слов и структуре предложений.
Определение синтаксиса
Синтаксис сосредоточен на технических аспектах грамматики. Вот определение:
Синтаксис смотрит на то, как слова и фразы расположены для создания грамматически правильных предложений. Он также может показать связь между словами и фразами.
Основными элементами синтаксиса являются:
Структура предложения и абзаца
Порядок слов
Как слова, фразы, пункты и предложения создают и влияют на значение и отношение между словами
- 4 фразы
Слово «синтаксический» является прилагательной формой синтаксиса. Вы встретите это слово во всем объяснении, например, « T синтаксическая структура предложения показывает явное использование пассивного залога».
Знаете ли вы; слово «синтаксис» происходит от греческого корневого слова σύνταξις (синтаксис), что означает «координация». Это происходит от σύν (syn), означающего «вместе», и τάξις (táxis), означающего «упорядочение». Чтобы предложения имели грамматический смысл, они должны следовать определенным правилам:
Вот 5 основных правил синтаксиса:
1. Все предложения нуждаются в подлежащем и глаголе . Имейте в виду, подлежащее не всегда указывается в императивных предложениях , поскольку это подразумевается из контекста.
Например, в предложении «Открой дверь» предполагается, что субъект является слушателем.
2. Предложение должно содержать одну основную мысль. Если в одном предложении несколько идей, желательно разделить его на несколько предложений. Это помогает избежать путаницы или излишне длинных предложений.
3. Сначала идет подлежащее, затем глагол. Если в предложении есть дополнение, оно идет последним. Например:
Субъект | Глагол | Объект |
Фредди | испек | пирог. |
Обратите внимание, что это верно только для предложений, написанных с использованием действительного залога (предложения, в которых подлежащее активно выполняет действие).
4. Прилагательные и наречия стоят перед словами, которые они описывают.
5. Придаточные предложения также должны содержать подлежащее и глагол. Например, » Она была больна, поэтому Я принес ей немного супа. »
Дополнения и наречия
Вы, вероятно, уже знаете о подлежащем, дополнении и глаголе, но в предложение можно добавить и другие элементы, например, c дополняет наречия и . Ознакомьтесь с определениями ниже:
Дополнения — это слова или фразы, используемые для описания других слов в предложении или предложении. Дополнения необходимы для смысла предложения — если их удалить, предложение больше не будет иметь грамматического смысла. Например, « Beth was.» В этом предложении отсутствует дополнение, поэтому предложение не имеет смысла.
Существует три типа дополнений:
was забавный ».
2. Дополнения объекта (описывающие объект) – например, «Фильм заставил меня смеяться ».
3. Дополнения обстоятельств (описывающие глагол) – например, «Фильм был на короче чем ожидалось .»
Наречия — это слова или фразы, изменяющие глагол, прилагательное или наречие. Обычно это:
1. Одно наречие, например, «Он работал медленно ».
2. Предложная фраза, например, «Он работал в офисе ».
3. Именная группа, связанная со временем, например, «Он работал сегодня днем ».
Шаблоны предложений
Как мы уже упоминали, синтаксис в первую очередь охватывает структуру предложений. Разные предложения имеют разные модели в зависимости от содержащихся в них элементов. Существует семь основных моделей предложений, а именно:
1. Тема Глагол
Например, «Человек прыгнул».
Это самый простой шаблон для предложения. Любое грамматически правильное предложение должно как минимум содержать подлежащее и глагол.
2. Субъект Глагол Прямое дополнение
Например, «Кошка съела свою еду».
Глаголы, принимающие объект, называются переходных глаголов . Объект стоит после глагола.
3. Тема Глагол Дополнение к теме
Например, «Мой двоюродный брат молод».
Дополнения к подлежащему идут после глагола и всегда используют глаголы-связки (например, to be ), которые соединяют подлежащее и дополнение к подлежащему.
4. Подлежащее Глагол Адвербиальное дополнение
Например, «Я быстро бежал».
Если объектов нет, наречное дополнение стоит после глагола.
5. Субъект Глагол Косвенный объект Прямой объект
Напр.
Прямые объекты непосредственно получают действие глагола, тогда как косвенные объекты получают прямое дополнение. В этом примере косвенный объект ( me ) получает косвенный объект ( подарок ). Косвенные объекты, как правило, стоят перед прямыми объектами, хотя и не всегда. Например, приведенное выше предложение также можно записать как «она сделала мне подарок».
6. Субъект Глагол Прямое дополнение Дополнение объекта E. 9001 9000.
Дополнения объекта идут после прямого дополнения.
7. Подлежащее Глагол Прямое дополнение Адвербиальное дополнение
Напр.
Наречные дополнения стоят после прямого дополнения.
Примеры синтаксиса
Как структура предложения и порядок слов могут изменить смысл предложения? Чтобы предложения имели грамматический смысл, они должны следовать определенной структуре. При изменении слов предложение может потерять свое грамматическое значение. Например:
Возьмите предложение:
«Мне нравится рисовать».
Целью синтаксиса является осмысленное объединение слов, чтобы предложения имели грамматический смысл. Приведенный выше пример следует за SVO (субъект, глагол, объект) Структура:
Субъект | Глагол | Объект | ||||||||||||||||
I | . ? «Painting Enjoy I» Это предложение больше не имеет грамматического смысла. Хотя слова все одинаковые, порядок слов неправильный. Имейте в виду: Изменение порядка слов не всегда означает, что предложение потеряет смысл. Есть способ изменить порядок слов, не влияя на смысл. Рассмотрим два разных грамматических залога: действительный залог и пассивный залог. Предложения в действительном залоге имеют структуру 9.0005 субъект глагол объект. В таких предложениях подлежащее активно выполняет действие глагола. Например:
|