Сходства и различия лягушки и жабы 2 класс: Сравнение лягушки и жабы. 2 класс окружающий мир Таблица-где найти/скачать?

Размножение и развитие лягушки | Методическая разработка (8 класс) по теме:

                                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РМ

ГКС (К) ОУ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная

                       школа- интернат VIII вида»

                            ОТКРЫТЫЙ УРОК

                     по биологии

  «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

                    ЛЯГУШКИ»

                         8 класс

                                                                   Провела:

                                                                Шиляева В.А.

                             Ноябрь 2013 г.

Размножение и развитие лягушки. 8 класс.

Цель:

1. Образовательные:
– раскрыть особенности размножения и развития земноводных;
– выявить признаки сходства и различия в стадиях развития головастика и лягушки.

2. Воспитательные:

— воспитание любви к животным;

— развитие интереса к предмету;

— формирование у учащихся бережного отношения к природе.

  1. Развивающие:

— продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их.

Оборудование: презентация, карточки, таблица.

               

                                           Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

1.Беседа с классом.

2. Работа с карточками.

 1. Подчеркни одной чертой сведения о рыбе и двумя – сведения о лягушке:

тело разделено на голову, туловище и хвост;

тело разделено на голову и туловище;

имеются плавники;

имеются парные конечности;

снаружи тело покрыто чешуёй;

кожа голая, покрыта слоем слизи;

органы дыхания — жабры;

органы дыхания — лёгкие;

сердце состоит из двух камер;

сердце состоит из трёх камер.

  2. Внутреннее строение земноводных.

 а) органы дыхания лягушки

Напишите на указателях названия органов дыхания лягушки.

Раскрасьте органы дыхания в голубой цвет.

 Б) нервная система лягушки.

Напишите на указателях названия органов нервной системы лягушки Раскрасьте нервную систему в жёлтый цвет.

III. Изучения нового материала.

  А. Органы размножения.

  Земноводные – раздельнополые животные. Органы размножения земноводных и рыб схожи по строению. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. У лягушек оплодотворение наружное. Икра откладывается в воде, иногда прикрепляется к водным растениям. Форма кладок икры у разных видов различна. Скорость эмбрионального развития сильно зависит от температуры воды, поэтому до вылупления из икринки головастика проходит от 5 до 15–30 дней. Появившийся головастик сильно отличается от взрослой лягушки; у него преобладают рыбьи черты. По мере роста и развития у личинок происходят большие изменения: появляются парные конечности, жаберное дыхание заменяется легочным, сердце – трехкамерное, второй круг кровообращения. Происходит изменение и во внешнем облике. Исчезает хвост, изменяется форма головы, туловища, развиваются парные конечности.

Развитие головастика.

Оплодотворенная яйцеклетка
(икринка)

Головастик
(наружные жабры, боковая линия, хвост)

Головастик
(внутренние жабры, боковая линия, хвост, дыхание кожное)

Головастик
(легкие, появление задних конечностей, кожное дыхание, появление передних конечностей, уменьшение хвоста, исчезновение боковой линии)

Лягушонок
(выход на сушу)

Продолжительность личиночного периода зависит от климата: в теплом климате – 35–40 дней, в холодном (север России) – 60–70 дней.

У тритонов личинки вылупляются более сформированными: у них сильнее развит хвост, большие наружные жабры. Уже на следующий день они начинают, активно охотится за мелкими беспозвоночными.

Физминутка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Б. Забота о потомстве.

Для целого ряда земноводных характерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом:

а) Строительство гнезд (или использование других убежищ для икры).

Гнездо филломедузы. Южно американские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.

б) Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.

У жабы – повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.

Самец лягушки ринодермы вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.

У пипы суринаской яйца (икринки) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.

Подобная забота о потомстве вызвана, прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.

в) Живородность.

Известна для хвостатых (альпийская саламандра), некоторых безногих и бесхвостых (некоторые пустынные жабы).

IV. Закрепление изученного материала.

Сравнительная характеристика лягушки и головастика.

Признаки

Головастик

Лягушка

Форма тела.

Рыбообразная. Хвост.
На некоторых стадиях развития хорошо развиты две пары конечностей.

Тело укорочено. Хвоста нет.
Хорошо развиты две пары конечностей.

Образ жизни.

Водный.

Наземный, полуводный.

Передвижение.

Плавание при помощи хвоста.

На суше – прыжки при помощи задних конечностей. В воде – отталкивание задними конечностями.

Пища.

Водоросли, простейшие.

Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб.

Дыхание.

Жабры (сначала наружные, затем – внутренние). Через поверхность хвоста (кожное).

Легочное, кожное.

Органы чувств: боковая линия, слух (среднее ухо).

Есть.

Нет.

Нет.

Есть.

Кровеносная система.

1 круг кровообращения, двухкамерное сердце, кровь в сердце венозная.

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь в сердце смешанная.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Размножение и развитие лягушки.

Отличия ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ от ЗЕМНОВОДНЫХ

Крокодил и лягушка могут жить в одном водоеме, и потому может показаться, что они являются отдаленными родственниками. Однако это будет огромной ошибкой. Эти животные относятся к разным классам, между которыми есть немало принципиальных отличий. Крокодил – это пресмыкающееся или рептилия? Лягушка относится к классу земноводных или амфибий?

Земноводные и пресмыкающиеся, как правило, предпочитают районы с теплым климатом. Однако земноводные всегда живут во влажных местах и вблизи водоемов, поскольку их развитие происходит только в воде. Пресмыкающиеся с водой не связаны и зачастую предпочитают сухие и более жаркие местности для проживания. С местами обитания связаны принципиальные отличия в строении организмов этих классов.

Так, кожа пресмыкающихся сухая. Она лишена желез, выделяющих слизь, и покрыта роговой чешуей, которая защищает тело от пересыхания в сухом климате. Также для пресмыкающихся характерна линька. Эти животные растут всю жизнь, а чешуя сдерживает рост тела и ее периодически сбрасывают. У черепах чешуя срослась в постоянный панцирь для защиты от быстрых хищников. В отличие от пресмыкающихся у земноводных кожа тонкая и голая, без чешуи, но снабжена большим количеством желез, которые выделяют слизь.

Предками земноводных были кистеперые рыбы с парными плавниками, из которых развились пятипалые конечности. Пресмыкающиеся произошли из земноводных. Они первыми среди позвоночных приспособились к жизни на суше и в течение 150 миллионов лет господствовали над другими видами до воцарения млекопитающих. Некоторые рептилии вернулись в воду, предположительно из-за высокой конкуренции на суше. Однако внутренние органы у них так и остались подходящими и для проживания на суше.

У пресмыкающихся более сложная нервная система: есть зачатки коры больших полушарий, более развит мозжечок, а органы чувств приспособлены к жизни на земле – совершеннее зрение и слух, развиты органы осязания, обоняния, вкуса. У земноводных наиболее острое обоняние и практически отсутствуют вкусовые рецепторы.

Также у пресмыкающихся значительно более развиты кровеносная, дыхательная и выделительная системы. Взрослые животные обоих классов дышат легкими, однако личинки земноводных имеют жабры. Земноводные от 23% (у жаб) до 77% (у тритонов) кислорода получают через кожу, остальной воздух они заглатывают. Пресмыкающиеся полностью лишены возможности дышать через кожу, научившись вдыхать воздух в легкие.

Существенно отличается и способ размножения. Так у пресмыкающихся оплодотворение внутреннее. Они откладывают яйца, из которых вылупляются уже полностью развитые детеныши. Также есть виды яйцеживородящих рептилий, которые производят на свет полностью развившегося детеныша в кожистой оболочке. Разрывая ее, детеныш начинает самостоятельную жизнь. Есть и полностью живородящие пресмыкающиеся. Именно способность откладывать яйца в твердой скорлупе дало существенное преимущество рептилиям перед амфибиями, позволила им обосноваться на суше и широко расселиться по планете. У земноводных оплодотворение происходит в воде. Они мечут икру, из которой сначала вылупляются личинки. Только через два-три месяца они превращаются в детенышей.

Земноводные и пресмыкающиеся имеют разное количество отделов позвоночника. У земноводных их четыре, а у пресмыкающихся – пять. У бесхвостых земноводных отсутствуют ребра.

Многие из земноводных (жабы, лягушки и саламандры) на суше проводят лишь взрослую часть жизни, а рождаются и развиваются они как водные существа. Одни виды земноводных постоянно живут в воде, другие – только размножаются во влажной среде. Однако, в местах с неблагоприятными условиями наземные формы способны перейти к водному образу жизни.

Все земноводные питаются беспозвоночными. У пресмыкающихся меню намного богаче. Большинство из них питаются мелкими животными, также есть всеядные и растительноядные.

Земноводные в природе живут довольно мало. Многие виды жаб и лягушек доживают до 6–8 лет, редкие тритоны – до 3 лет. Пресмыкающиеся – настоящие долгожители животного мира. Сухопутные черепахи доживают и до 200 лет, крокодилы – до 80, змеи, игуаны и вараны – до 50 лет.

Выводы – пресмыкающиеся отличаются от земноводных по следующим параметрам:

  1. Ареал обитания. Несмотря на то, что земноводные и пресмыкающиеся, как правило, предпочитают районы с теплым климатом, земноводные живут во влажных местах и вблизи водоемов, а пресмыкающиеся с водой не связаны. Они предпочитают сухие и более жаркие местности для проживания.
  2. Кожа пресмыкающихся сухая. Она лишена желез, выделяющих слизь, покрыта роговой чешуей. Для пресмыкающихся характерна линька. В отличие от пресмыкающихся у земноводных кожа тонкая и голая, без чешуи. Она снабжена большим количеством желез, которые выделяют слизь.
  3. Пресмыкающиеся произошли из земноводных.
  4. В отличие от земноводных у пресмыкающихся более сложная нервная система, а органы чувств приспособлены к жизни на земле.
  5. В отличие от земноводных наиболее острое обоняние и практически отсутствуют вкусовые рецепторы.
  6. У пресмыкающихся значительно совершеннее кровеносная, дыхательная и выделительная системы.
  7. У пресмыкающихся оплодотворение внутреннее, в отличие от земноводных, у которых оплодотворение происходит в воде.
  8. У пресмыкающихся большее количество отделов позвоночников.
  9. В отличие от пресмыкающихся, земноводные питаются беспозвоночными.
  10. Пресмыкающиеся живут дольше земноводных.

Интересные факты:

Самыми большими и развитыми пресмыкающимися были динозавры, исчезнувшие 65 миллионов лет назад. Они жили на суше, в воде, некоторые умели летать. Самыми древними пресмыкающимися на данный момент являются черепахи, которым более 300 миллионов лет. Вслед за ними появились первые ящерицы и крокодилы. Всего 20 миллионов лет змеям и их происхождение является одной из наибольших загадок современной науки.

Самое известное и ближе всего живущее к человеку земноводное – жаба. С ней связано немало деревенских поверий. Так, считается, что если взять ее в руки, будут бородавки, а также, что жабы у коров высасывают молоко, а на огороде едят клубнику. На самом деле все это не правда. И в огородах, и в коровниках жабы поедают насекомых, принося человеку пользу.

Ресурсы:

  1. С. В. Смирнов. Метаморфоз хвостатых амфибий: особенности, механизмы регуляции и эволюция // Журнал общей биологии. 2006. № 5.
  2. Информационный о  животных и растениях florAnimal floranimal.ru