Школа звуко буквенный разбор: «Школа» фонетический разбор слова по составу

Звукобуквенный анализ. Что это?

на фото: Дети на занятиях подготовки к школе «Путешествуй вместе с нами» для детей с трудностями обучения. 

Первое с чем сталкивается ребёнок, придя в школу, это обучение чтению и письму. Для взрослых эти навыки могут казаться очень простыми, но на самом деле, они включают в себя множество сложных и взаимосвязанных умений.

 

Чтобы ребёнок мог прочитать слово он должен:

  • знать образы всех входящих в него букв
  • не путать их со сходными по внешнему виду (Б и В, С и Э)
  • соотносить образ буквы со звуком, который она обозначает
  • прочитать буквы, соблюдая правильную последовательность
  • узнать слово и воссоздать его

 

Чтобы написать слово ребёнку нужно:

  • проанализировать слово, выделить все звуки в него входящие,
  • запомнить их правильную последовательность,
  • соотнести каждый звук с буквой, его обозначающей и представить её образ
  • выполнить необходимые движения по написанию буквы: написать букву, соблюдая правильное направление движения, соотношение размеров и количество элементов
  • соединить буквы в слово, не нарушая их последовательности

 

Как мы видим, одной из основ обучения чтению и письму, является умение ребёнка проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.

Процесс звукового анализа включает в себя:

  • умение слышать звуки,
  • определять их количество, порядок,
  • определять основные характеристики: гласные и согласные, ударные и безударные звуки.

Звуковой анализ и синтез основываются на фонематическом восприятии.

Фонематическое восприятие — это способность человека различать звуки речи. Например, отличить Б от П, разница между которыми заключается только «включением» голоса (звонкий звук Б) и «выключением» голоса (глухой звук П). Эта способность формируется у детей при нормальном развитии в возрасте от 1 года до 4 лет.

Звуко-буквенный анализ требует специального обучения, которое начинается еще в дошкольном возрасте воспитателями и логопедами.

 

К чему может привести несформированность звукобуквенного анализа и синтеза? С какими трудностями сталкиваются школьники и какие ошибки допускают?

При чтении:

  • сложности слияния отдельных звуков в слоги
  • сложности слияния слогов в слова
  • замены букв на схожие по звучанию (О -У, Л-ЛЬ, С-Ш),
  • пропуски и перестановки букв и слогов
  • медленный темп чтения
  • трудности понимания прочитанного

 

Письменные ошибки:

  • пропуски гласных
  • пропуски согласных
  • пропуски и добавление слогов
  • замены букв
  • слитное написание слов
  • раздельное написание частей слова
  • орфографические ошибки

 

Определить причины возникших трудностей обучения и подобрать способы их решения, помогут логопед и дефектолог.


 Поплавская Людмила, логопед

Областью особого интереса Людмилы Александровны является исследование и использование достижений нейронауки для выявления зависимости нарушения речи от степени созревания мозговых структур и использование данных нейропсихологии и логопедии для достижения максимальных результатов в коррекционной работе. Людмила Поплавская — член Российской ассоциации дислексии.


ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Копия Сертификат-новый

Дошкольник.ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ТЕЛЕГРАМ
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Обучение грамоте
Автор: Ильинская Диана Витальевна   
01.
11.2015 09:58

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Воспитатель: Ильинская Диана Витальевна МАДОУ «ДС № 48» СЕВЕРСК ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Цели и задачи: развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам.

Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

 

Скачать конспект

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся, – это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный)

) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

  1. Произнеси и послушай слово
  2. Найди ударный слог
  3. Произнеси слово по слогам
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
  5. Обозначь выделенный звук условным значком
  6. Действуй так до конца слова
  7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

  1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения.
    Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.
  2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.
  3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной
    ([к], [д]…)
    , его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.
  5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом:

I. Раздаю карточки:

II. Выясняю:

  1. Что изображено на рисунке?
  2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом), ставим ударение (цветным карандашом).
  3. Посчитайте клеточки с буквами?
  4. Посчитайте пустые клеточки?
  5. Каких клеточек больше (или меньше)?
  6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же)? Буква Ю- дает два звука [й] и [у], а в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука).
  7. Произносим слово, слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.
  8. Печатаем звуки в пустые клеточки.
  9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются), то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф]; в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а], плод – буква д- даст звук [т]).
  10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой), раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный), либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука.

В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы:

Список использованной литературы.

  1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду». -2005. — №5, 6, 7, 8.
  2. Васильева В. В. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». — М.: «Просвещение», 2008г.
  3. Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду» — М.: «Просвеш 2008г.
  4. Ильконин Д. Б. «Как учить детей читать» -М.: 1976 г.
  5. Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента», 2001г. — с. 18 6.

Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М.: изд. «Ювента», 2003г.

7. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». М.: изд. «Ювента» 2005г.

8. Куликовская Т. А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» ООО изд-во АСТРЕЛЬ М.: 2009г.

9. Максакова А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» — М. : Мозаика – Синтез, 2005

10. Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» — М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

< Предыдущая   Следующая >

 

Журнал

«Дошкольник.РФ»

Почему вы учите звуки букв, а не их названия? (И другие хорошие вопросы о освоении языка…)

Этапы развития языка:
Шаг 1: Разговорный язык: создайте внутренний словарь и попрактикуйтесь в использовании слов в нем
Шаг 2: Фонематическая осведомленность: изучите звуки в словах и звуки/символы нашего алфавита
Шаг 3: Создание слов (письмо): научитесь соединять эти звуки/символы, чтобы составлять слова
Шаг 4: Чтение: научитесь расшифровывать эти звуки/символы, чтобы расшифровывать слова

Вопросы и ответы


Почему вы учите звуки букв, а не их названия?

Чему должен научиться ребенок, чтобы научиться писать или читать? Что у буквы «а» есть имя, которое произносится как «айе», или что она образует звук «æ» в международном фонетическом алфавите, например, «яблоко» или «кошка»? С точки зрения грамотности ответ ясен: чтобы писать и читать, детям нужно учить звуки, издаваемые буквами, а не их названия. «Cee-aye-tee», как бы быстро вы его ни произносили, никогда не смешивается вместе, чтобы получился звук «кошка». Тем не менее, большинство коммерческих продуктов и образовательных телевизионных программ сосредоточены на обучении буквенным обозначениям. В лучшем случае они вводят звуки и названия одновременно, делая акцент на названии букв. В Монтессори, напротив, мы начинаем обучение грамоте исключительно со звуков. (Загрузите список звуков фонетических букв здесь.) Поскольку мы не сосредотачиваемся на названиях букв, процесс гораздо менее запутан для детей и позволяет им быстрее начать писать и читать.

Почему вы сначала вводите только строчные буквы?

Большинство коммерческих материалов и большая часть инструкций в государственных школах начинаются с заглавных печатных букв. Это противоречит тому, что на самом деле нужно ребенку: 93% того, что мы читаем и пишем, пишется строчными буквами, как и большая часть того, что они будут писать. Вот почему в классах Монтессори мы сначала вводим строчные буквы, а только потом заглавные. Дети в Монтессори учатся связывать звуки букв с формой букв, используя материал, который называется Буквы на наждачной бумаге Монтессори.

     

Дети начинают изучать звуки букв, используя буквы наждачной бумаги, которые включают осязание для дальнейшего закрепления обучения. Они обводят букву пальцами на текстурированной наждачной бумаге, выписывая букву, изучая штрихи, которыми в конечном итоге написали эту букву на бумаге.

Почему вы представляете буквы не в (алфавитном) порядке?

Проводя эти уроки, Монтессори-гиды представляют не более трех букв одновременно. Определенного порядка введения нет, за исключением того, что буквы не должны выглядеть и/или звучать одинаково. Один из примеров порядка презентации:
Первый набор: c  mat
Второй набор: s  r i p
Третий набор: b  fog
Четвертый набор: h j ul
Пятый набор: d  we n
Шестой набор: k q q v x y z
Некоторые Монтессорианцы сначала вводят первую букву имени ребенка как достопримечательность.

Почему письмо предшествует чтению?

Процесс и связь с письмом всегда предшествуют чтению. С когнитивной точки зрения письмо — это всего лишь аналитический процесс, который включает в себя разложение слова на его звуки. Чтение — это более сложный умственный процесс, требующий как анализа, так и синтеза (собирания частей воедино).

Обычно дети начинают читать примерно через шесть месяцев после того, как начинают писать (составлять слова). Почему? Когда вы пишете, вы выражаете свои собственные мысли. Вы соединяете звуки вместе, чтобы выразить собственное предполагаемое значение. Чтение, с другой стороны, включает в себя соединение звуков и анализ их значения и порядка, чтобы понять неизвестное значение.

Почему вы используете практические материалы для обучения письму и чтению?

Отделить почерк от словообразования. Чтобы ребенок написал слово, ему нужно объединить два отдельных навыка: ему нужно разделить слово на звуки, представленные буквами, и ему нужно иметь моторику, чтобы написать эти буквы на листе бумаги. Часто дети могут ассоциировать звуки с буквами задолго до того, как они смогут легко образовать буквы: их концептуальное понимание языка более развито, чем их двигательные навыки. Вот почему в программе Монтессори дети сначала «пишут», составляя слова с помощью подвижного алфавита Монтессори, набора деревянных букв, которые ребенок может расположить в разном порядке. Они составляют слова, раскладывая буквы на коврике. Это позволяет им практиковаться в составлении слов из звуков, а не в более сложной задаче по составлению букв карандашом.

     

Дети в классах Монтессори также готовят руку к письму с помощью физических упражнений, таких как те, которые можно найти в наших Практической жизни и Сенсорных областях. Детям нужно вырезать ножницами; им нужно красить, шить, чистить яйца, мыть столы; им нужно строить башни, складывать головоломки за маленькие ручки и носить большие материалы. Эти непрямые подготовительные материалы укрепляют мышцы плеч, рук, запястий и пальцев! Металлические вставки Монтессори помогают детям с радостью освоить полное владение карандашом: когда они обводят фигуры внутри и снаружи и раскрашивают их аккуратными параллельными линиями, они получают удовольствие от творчества и незаметно и неуклонно улучшают свое владение карандашом.

Почему вы сначала учите курсив?

Хотя рукописные буквы пугают большинство взрослых, на самом деле их легче выучить, чем печатные буквы: когда вы пишете курсивом, вам не нужно постоянно отрывать карандаш от страницы. Это делает процесс письма плавным и непрерывным, без лишних остановок и стартов, связанных с печатными буквами. Кроме того, буквы, которые легко спутать в печатном письме, различимы при написании курсивом, поэтому дети с меньшей вероятностью перевернут эти буквы.

     

Новое интересное исследование указывает на пользу скорописи для когнитивного развития. В недавней статье в Psychology Today цитируется исследование, которое показывает, что:

  • Студенты «писали больше слов, быстрее и выражали больше идей, когда писали эссе от руки, а не с помощью клавиатуры». В исследовании приняли участие учащиеся второго, четвертого и шестого классов.
  • «Скоропись помогает тренировать мозг интегрировать визуальную (и) тактильную информацию, а также мелкую моторику».
  • Области мозга, которые активируются во время чтения, были «активированы во время письма от руки, но не во время набора текста».

Как родители могут помочь дома?

Вы можете помочь:

  • Медленно и осторожно артикулируя
  • Поощрение детей говорить и произносить слова
  • Повторение новых слов
  • Пение песен
  • Чтение книг
  • Чтение стихов
  • Игра со звуком, например, «Я шпион» (см. ниже)
  • Пожалуйста, не учите ребенка запоминать названия букв! Вместо этого подчеркните звук, который издает каждая буква.
  • Пишите курсивом вместе с ребенком
  • Используйте строчные буквы при письме вместе с ребенком
  • Наслаждайтесь занятиями, которые развивают мышцы, необходимые для письма (вырезание, рисование и т. д.)

Игра «Я шпионю»

Вот отличный способ начать изучение звуков букв, который подходит для детей от 2,5 лет и старше: сыграйте в звуковую игру «Я шпион». Соберите несколько предметов с разными начальными звуками (например, вилку, чашку, салфетку). Возьмите каждый предмет в руку и сосредоточьте внимание ребенка на звуке в начале слова: «Я заметил в своей руке нечто, начинающееся с «ффффф»: вилка». Как только ваш ребенок освоит звуки, вы можете приступить к игре в настоящую «Я шпионю», попросив его осмотреться и найти предметы в своем окружении, которые начинаются с звука, который вы упомянули. В эту игру можно играть дома, на прогулке или в машине!

   

Важное примечание: Произнося вместе с ребенком буквы, следите за тем, чтобы в конце не добавлялся звук «ух». Буквенные звуки должны быть обрезаны, чтобы включать только согласную, например, «c», как в «cat», а не «cuh». Вы можете скачать список звуков фонетических букв здесь.

Маргарет Джаррелл имеет большой опыт работы в школе Монтессори Гринспринг. Она была гидом в нашей начальной начальной программе в течение пяти лет, прежде чем присоединиться к старшей административной команде в 2013 году. Хотя сейчас она работает удаленно из Флориды, Маргарет продолжает быть неотъемлемым членом семьи Гринспринг. Ее новейшее приключение – работа директором Центра непрерывного обучения Гринспринг, чья миссия состоит в том, чтобы повышать и поддерживать подрастающее поколение Монтессори-педагогов, лидеров и школ. Узнайте больше о Маргарет.

Письмо дня: S

Отчет

  • Детали
  • Библиотека ресурсов
Автор:
Обри
Тема:
Начальный курс английского языка
Тип материала:
Урок
Уровень:
Начальная начальная школа
Метки:

Войдите, чтобы добавить теги к этому элементу.

Лицензия:
Язык:
Форматы носителей:

Показать больше Показать меньше

История версий

Этот урок учит букве S и звукам, которые произносит буква S. Он также включает художественную деятельность на букву S.

На этом уроке учащиеся познакомятся с буквой S, узнают, какой звук произносит буква S, и выполнят задание по рисованию буквы S.

  • Сроки: Этот урок длится 35-45 минут.
  • Формат: Этот урок предназначен для проведения лицом к лицу всем классом, но его можно легко немного изменить и провести виртуально.

 

Это довольно прямолинейный урок, который знакомит учащихся с буквой S. Чтобы преподавать этот урок, вам нужно понимать букву S, как она выглядит и какой звук она издает. Если вы ищете Научитесь рисовать букву S, вы найдете видео для художественной деятельности.

 

 

Языковой стандарт 1
Демонстрировать владение соглашениями стандартной английской грамматики и их использования при письме или разговоре.

а. Под руководством и поддержкой определите и напишите много прописных и строчных букв, в том числе в имени учащегося.

Цели обучения:

  • Учащиеся смогут узнавать и идентифицировать букву S и рассказывать вам, какой звук она издает.

Критерии успеха:

  • Учащийся по запросу может назвать вам звук, который издает буква S, и определить его на листе случайных букв.

 

 

Базовые знания учащихся

Учащиеся поступают в детский сад на самых разных уровнях. Будут некоторые учащиеся, которые уже знают букву S и звук, который она издает, другие, которые имели некоторое представление о ней, но не освоили ее, и другие, которые никогда не знакомились с буквой S. Чтобы получить доступ к базовым знаниям учащихся, начните закончите урок, напевая песенку с алфавитом и указывая на буквы в алфавитной таблице.

 

Стратегии для разных учащихся

Говоря о букве S, соберите в классе различные предметы, названия которых начинаются на букву S, в качестве наглядных материалов для визуальных учеников.

 

 

Подготовка к уроку:

  • Соберите в классе предметы, названия которых начинаются на букву S (примеры: ножницы, наклейки, звезда).
  • Подготовьте видео «Учитесь рисовать ABC-S» с сайта eMedia (ссылка ниже). Есть несколько вариантов видео (Змея-тапочка, Пловец, Супергерой или Санта-Клаус). Мне нравится скользкая змея, но выберите ту, которая, по вашему мнению, понравится вашим ученикам больше всего.

Представьте букву:  

  • Начните урок с пения песенки «Алфавит», указывая на разные буквы в алфавитной таблице. Скажите классу, что сегодня мы будем изучать букву S. Укажите на букву S. 
  • Спойте песню на букву S:
  • S говорит sssss, S говорит ssss, Каждая буква издает звук , S говорит ssss .

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *