Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Детско-родительские отношения состоят из нескольких подсистем семейных отношений, рассматриваемых, как составляющие системы межличностных отношений человека.
Рождение психически или физически неполноценного ребенка всегда связано с сильнейшими эмоциональными переживаниями родителей. Семья переживает целый ряд кризисов и проблем, которые В. В. Ткачева характеризует, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [1].
Мощное негативное влияние на семейную систему оказывает рождение ребенка с интеллектуальными нарушениями. Умственно отсталые дети весьма разнородны. Они характеризуются разным темпом и разной динамикой психофизического развития. Системный характер имеет поражения центральной нервной системы (ЦНС), когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы — восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС проявляются в задержке сроков возникновения и незавершенностивозрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития [5].
Такие дети требуют постоянного внимания не только в самом раннем детстве, но на протяжении всего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Родители вкладывают свои силы и эмоции в воспитание и развитие таких детей. Помимо этого, каждый возрастной этап прибавляет своих забот.С течением времени накапливается усталость, растет внутреннее напряжение, родителям все сложнее сохранять позитивные детско-родительские отношения.
В семье, в которой воспитывается ребенок с умственной отсталостью, выражены нарушения детско-родительских отношений, которые обусловлены рядом факторов: стрессовостью факта его рождения, нарушающими супружеские отношения, генетическими факторами, отклонениями в развитии ребёнка, трудностями в обучении и воспитании, стилями общения и взаимоотношения в семье и др. Основная причина этих нарушений связана с неблагопрятной обстановкой в семье и неправильным, ненормативным, возможно, жестоким отношением родителей к детям [6].
Помимо этого, происходят изменения и в супружеских взаимоотношениях. В сознании отца ребенка с недостатками в развитии резко снижается оценка его жены как женщины, так как она родила такого ребенка, что в свою очередь приводит к охлаждению чувств, разводу и уходу из семьи. Лишь в некоторых случаях (при наличии здорового ребенка, рождении второго здорового ребенка, при условии высокого духовно-нравственного развития супругов) на месте остывших чувств может возникнуть жалость к жене, снисхождение к ее трудностям, терпение.
И.С. Багдасарьян (2000) утверждает, что младшие школьники адекватно воспринимают существующие межличностные отношения в семье, определяя свое место в ее структуре. В случае, если отношения между мужем и женой нарушены, умственно отсталый ребенок замечает это, и для него это является психотравмирующей ситуацией [2].
В исследованиях ученых Багдасарьян, И.С., Игнатьевой Е.А., Ильиных, Ю.В., Ткачёвой В.В. и др. показано, что от того, какие взаимоотношения сложились в семье, каков стиль детско-родительских отношений, зависит — по какому пути пойдет развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация [1, 2, 3, 4].
Отсутствие родительского тепла существенно влияет на личностную сферу ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики. Родительская неадекватность в принятии ребенка с умственной отсталостью, отвержение ребенка, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. Тогда как теплые отношения в семье, позитивная безусловная поддержка ребенка способствуют сглаживанию личностных черт, ощущению комфорта у подростка, его социальной адаптации.
Нарушения отношений в ту или иную сторону (диктаторство, отвержение, потворствование и пр.), негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, ведет к формированию конфликтной и агрессивной позиции, дистанцированию ребенка от родителей.
Любое нарушение в системе детско-родительских отношений повышает эмоциональный дискомфорт подростка, вызывает негативное восприятие родительского отношения, выражается в агрессивных, протестных действиях подростка.
Нарушение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска и может способствовать развитию у него дезадаптации.
Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего нарушение в своем интеллектуальном развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся подростку и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Как результат – утрата так необходимых детям этого возраста добрых теплых отношений с самыми близкими людьми. В результате чего, семья с ребенком с умственной отсталостью часто становится дисфункциональной, т.е. она перестает удовлетворять потребности ребенка в любви, принятии, эмоциональной поддержке. Особенно, это касается взаимоотношений с отцом, которые в восприятии подростка отдалены и отчуждены от них, он не получает от отца поддержки и необходимого ему внимания. Вместо этого, ребенок получает отчуждение, завышенные требования, игнорирование потребностей в любви и принятии.
В. В. Ткачева в своем исследовании описывает, что члены семей не демонстрируют общности интересов и целей, проявляются существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, родителями и детьми, отсутствует чувство духовной близости [1].
Проведенное нами исследование в Государственном казённом общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) школа
№ 20 г. Оренбурга с детьми, имеющими диагноз легкая степень умственной отсталости и их родителями, выявило, что детско — родительские отношения в семье характеризуется теми или иными нарушениями, отклонениями.
Основным стилем воспитания умственно отсталых подростков является авторитарный стиль, гиперопека, соседствующий с эмоциональным непринятием и отторжением ребенка.
Большинство умственно отсталых подростков преимущественно положительно относятся к своей матери, но не у всех из них положительное восприятие отца. Именно взаимоотношения с отцом часто становятся источником эмоционального дискомфорта у подростков с умственной отсталостью.
Также, выявлено, что более важным и эмоционально значимым, комфортным для умственно отсталых подростков, являются отношения с их прародителями.
Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность.
Важную роль в развитии ребёнка играют родители, умеющие принимать своего ребёнка таким, какой он есть, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощрять самостоятельность и инициативу, удовлетворять разумные потребности, заботиться о нем.
Поэтому, чтобы улучшить детско-родительские отношения необходимо рассматривать проблемы ребенка позитивно, с ориентацией на будущее; во всем помогать ему; научиться регулировать свои эмоции, настроения и действия, ведь рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его человек.
Статья «Работа с семьей умственно отсталого ребенка»
Пинягина Е.А.,
учитель начальных классов
для детей с умственной отсталостью
ГБОУ СО «СОШ № 2»
ГО Верхотурский
Работа с семьей умственно отсталого ребенка
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – мы родители,
А все остальное – потом!
Р. Рождественский
В развитии личности ребенка с умственной отсталостью семья играет главенствующую роль — это первая ступенька социальной интеграции, социализации личности.
Восприятие семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяется в основном, доминирующими в обществе представлениями о коррекционном образовании, а так же спецификой непосредственного повседневного общения с ребенком, которое не всегда носит позитивный характер. Поэтому часто актуальной проблемой семьи ребенка с ограниченными возможностями выступает нормализация межличностных отношений в ней. Особенно это касается отношений между родителями и ребенком.
Основная цель работы педагога с семей – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ОВЗ и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Принципы изучения семьи с отклонениями в развитии:
1. Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку;
2. Принцип кофиденциальности;
3. Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка;
4. Принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни ребенка;
5.
Принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она часто беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации.
Как специалисты, мы можем создавать возможности для появления новых связей или обновления уже имеющихся для преодоления одиночества, нового переживания общности, понимания и сопереживания другим. Особую роль в этом процессе могут сыграть семейное консультирование и родительские группы, где создается особое пространство диалога, в котором опыт и переживания людей могут быть приняты, разделены с другими.
Часто родители приходят на первые встречи с рассказом о том, что они не способны влиять на ситуацию и бессильны что-либо изменить.
В связи с этим всё большую роль приобретает оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семья, у которых есть ребенок с проблемами в развитии. В настоящее время уже существует психологическое консультирование таких семей, хотя, по нашему мнению, дефектолог должен уметь оказывать грамотную психолого-педагогическую помощь, в достаточной степени владея темой и будучи в курсе новых направлений в развитии психологического консультирования. Это вызвано самой жизненной необходимостью, когда к нему приходят родители с детьми, у которых стоит диагноз «интеллектуальная недостаточность», звучащий для них как страшный приговор и являющийся сильным стрессовым фактором, неблагоприятно отражающимся и на всей семье в целом, и на каждое ее члене в отдельности.
Существуют различные формы работы учителя с родителями обучающихся:
ü Анкетирование
ü Родительские собрания
ü Индивидуальные встречи
ü Выставки книг
ü Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Особое внимание хотелось бы уделить моделям воспитания ребенка с умственной отсталостью:
Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития.
Противоречивое воспитание. Ребенок с особенностями в развитии вызывает у членов семьи разногласия в воспитании. Родители пытаются быть более строгими и требовательными, а одновременно бабушка и дедушка занимают более мягкую позицию и разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка нет адекватной оценки своего поведения, своих поступков, возможностей и качеств. Ребёнок учится хитрить и «лавировать» между взрослыми.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Это приводит к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или близкие постоянно возлагают на ребенка обязанности и ответственность, с которой ребенку трудно справиться. У ребенка возникает заниженная самооценка.
Авторитарная гиперсоциализация. Это проявляется, когда родители имеют высокий социальный статус. Они переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни. Родители относятся к ребенку как к больному. При таком отношении у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, даже перед простой простудой.
Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такая материнская «слепая» любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.
Модель «маленький неудачник».Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни.
Гипоопека. Это встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков). Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен.
Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом.
В семье, где растет ребенок с нарушениями в развитии, обесценивается значимость супругов друг для друга.
Отец отдаляется от ребенка и от семьи. Мать также протестует против дефекта ребенка, однако свой протест она связывает именно с нарушениями ребенка, а не с ним самим.
Для матери важно то, что это ее ребенок, а не то, какой он.
Также можно выделить психологические портреты родителей умственно отсталых детей:
1. Авторитарные родители.
Такие родители имеют сильный тип реагирования на проблемы и стремятся к ее разрешению. В одном из ста случаев происходит отказ от ребенка как вариант разрешения данной проблемы.
Однако основная масса такого типа родителей принимает ребенка, но не его дефект, вследствие чего начинают борьбу с дефектом, с помощью специалистов стремятся установить точный диагноз. Всю ответственность за преодоление проблем возлагают на себя. В учреждениях нередко отличаются неадекватным поведением и негативным отношением к специалистам. Недовольство проявляется в агрессии, конфликтной позиции. Но благодаря таким родителям многие проблемы, связанные с положением детей-инвалидов, начинают в нашей стране решаться. Главной целью этих родителей является оказание помощи ребенку.2. Невротические родители.
У них наблюдается слабый тип реагирования на проблему, они пасуют перед дефектом ребенка. Случившееся с ними горе представляется для них как непреодолимое и тяжелое. Они не стремятся что-то исправить, помочь («бесполезно», «что есть, то и есть»). В силу собственной слабости такие родители «сбрасывают» с себя проблему, стремятся уйти от ответственности за будущее ребенка, они не могут нести этот груз.
3. Психосоматические родители.
Это смешанный тип реагирования на проблему. У данных родителей есть возможность отреагирования проблемы во внешнем плане отсутствует вследствие перекрытия поведенческого канала. Неразрешимость проблемы переносится во внутренний план, происходит переключение с эмоциональных переживаний в психосоматические расстройства. Такие родители ведут себя нормативно, проблемы, поступающие извне, не остаются также на внешнем плане, а переходят на внутренний.
Психотравмы являются ядом для их психики, в результате чего развиваются соматические заболевания: слабость нервной системы, длительность эмоциональных переживаний и стрессов, своеобразием характеристик особенностей нервной деятельности, заданных конституционально.По своим психологическим характеристикам они совмещают авторитарные черты, заботу о ребенке, но, с другой стороны, могут пасовать перед трудностями, у них меньше сил, чтобы бороться за своего ребенка. Такие родители составляют большинство: 55–65 % (2/3), остальные типы распределяются примерно поровну.
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Нарушение интеллектуального развития — это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей. Итак, вот основные моменты нормализации жизни семьи с «нестандартным» ребенком:
1.Не замыкаться в своем горе. Попытаться найти опору в родителях других детей с особенностями развития. Опыт других семей позволит преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
2. Не скрывать ничего от близких. Держать их в курсе проблем ребенка.
3. Находить и изучать информацию о возможностях обучения и воспитания ребенка. Искать подходящие образовательные учреждения.
4. Научиться справляться со своими чувствами.
5. Не забывать о себе и своих интересах.
6. Помогать другим людям с аналогичными проблемами.
7. Не забывать, что ребенку родители нужны здоровые и счастливые.
8. Находить возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
И в заключении, подводя итог нашей работы можно с уверенностью сказать, что семья играет важную роль в воспитании ребёнка. Я попыталась раскрыть некоторые стороны воспитания ребёнка с умственной отсталостью в семье. Именно семья помогает социализации ребёнка в обществе. Забота и внимание родителей помогает сформировать у ребёнка основные качества личности. Самое главное это ежедневный контакт с ребенком, эмоциональная устойчивость родителей, и наглядный пример любви, добра, помощи, справедливости. К таким детям нужно иметь терпение, верить в них и показать свою любовь к ним, ведь любовь творит чудеса.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты,2000.
2. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе// Начальная школа. — 2000. — № 6.
3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. — М.: Шк. Пресс,2004. — 416 с.
4. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1973. — №6
5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно–развивающего обучения детей с нарушением интеллекта// Дефектология. – 2000. — №6 – С.25-29.
6. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика,2000. – 5-6 с.
7. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания// Начальная школа. — 2003. — № 1. — С.70-72.
8. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 2006.- № 2.-с.68-76.
9. Мастюкова У.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
10. Семья ребёнка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. (В. В. Ткачёва, 2008)
Disability & Health Information for Family Caregivers
Если вы являетесь членом семьи, который ухаживает за кем-то с инвалидностью, будь то ребенок или взрослый, совмещение личных, заботливых и повседневных потребностей может оказаться непростой задачей. На этом сайте есть информация для членов семьи, таких как вы, чтобы помочь вам и тем, о ком вы заботитесь, оставаться в безопасности и быть здоровыми.
Советы по уходу для семей людей с ограниченными возможностями
Эти общие советы по уходу предоставляют семьям информацию о том, как оставаться здоровыми и позитивными. Имейте в виду, что эти советы могут быть использованы для решения многих семейных проблем. Информация, поддержка, защита, расширение прав и возможностей, забота и баланс могут стать основой для здоровой семьи и уместны, независимо от того, какие проблемы.
Будьте в курсе
- Соберите информацию о состоянии члена вашей семьи и обсудите проблемы с другими людьми, занимающимися уходом за членом вашей семьи. Получение информации поможет вам принимать более обоснованные решения в отношении здоровья и лучше понимать любые проблемы, с которыми может столкнуться ваша семья.
- Обратите внимание, как другие заботятся о человеке с особыми потребностями. Обращайте внимание на признаки психического или физического насилия.
Получить поддержку
- Члены семьи и друзья могут оказать поддержку различными способами и часто хотят помочь. Определите, могут ли они сделать что-то большое или малое, чтобы помочь вам и вашей семье.
- Присоединитесь к местной или онлайн-группе поддержки. Группа поддержки может дать вам возможность поделиться информацией и пообщаться с людьми, которые переживают подобный опыт. Группа поддержки может помочь справиться с изоляцией и страхом, которые вы можете испытывать в качестве опекуна.
- Не ограничивайте свое участие группами поддержки и ассоциациями, которые сосредоточены на определенных потребностях или инвалидности. Существуют также местные и национальные группы, которые предоставляют услуги, отдых и информацию для людей с ограниченными возможностями.
- Друзья, семья, поставщики медицинских услуг, группы поддержки, общественные службы и консультанты — это лишь некоторые из людей, которые могут помочь вам и вашей семье.
Быть защитником
- Быть защитником члена семьи с инвалидностью. Опекуны, которые являются эффективными защитниками, могут быть более успешными в получении более качественных услуг.
- Задавайте вопросы. Например, если член вашей семьи с инвалидностью передвигается в инвалидной коляске, и вы хотите спланировать пляжный отдых, узнайте, доступны ли пляжи на машине, пандусе, переносном коврике или другом оборудовании.
- Информируйте других опекунов о любых особых условиях или обстоятельствах. Например, если член вашей семьи с инвалидностью страдает аллергией на латекс, напоминайте об этом стоматологу или медицинскому персоналу каждый раз, когда вы посещаете его.
- Задокументируйте историю болезни члена вашей семьи с инвалидностью и обновляйте эту информацию.
- Убедитесь, что ваш работодатель понимает ваши обстоятельства и ограничения. Обсудите свою способность путешествовать или работать по выходным или по вечерам. При необходимости организуйте гибкий график.
- Ознакомьтесь с Законом об американцах-инвалидах, Законом о семейном отпуске по болезни и другими положениями штата и страны. Знайте, как и когда применять их в вашей ситуации.
Расширяйте возможности
- Сосредоточьтесь на том, что вы и член вашей семьи с инвалидностью можете сделать.
- Найдите подходящие вехи и отметьте их.
- Если кто-то задает вам вопросы о члене семьи с инвалидностью, позвольте ему или ей ответить, когда это возможно. Это может помочь человеку взаимодействовать с другими.
- При необходимости научите члена семьи с инвалидностью быть как можно более независимым и уверенным в себе. Всегда помните о вопросах здоровья и безопасности.
Позаботьтесь о себе
- Позаботьтесь о себе. Уход за членом семьи с инвалидностью может утомить даже самого сильного опекуна. Будьте здоровы ради себя и тех, о ком вы заботитесь.
- Усердно работайте, чтобы поддерживать свои личные интересы, хобби и дружеские отношения. Не позволяйте заботе поглотить всю вашу жизнь. Это вредно ни для вас, ни для тех, о ком вы заботитесь. Баланс является ключевым.
- Позвольте себе не быть идеальным опекуном. Установите разумные ожидания, чтобы снизить стресс и сделать вас более эффективным опекуном.
- Делегируйте некоторые обязанности по уходу другим надежным людям.
- Сделай перерыв. Короткие перерывы, такие как вечерняя прогулка или расслабляющая ванна, необходимы. Долгие перерывы воспитывают. Устройте уединение с друзьями или уединитесь со второй половинкой, когда это уместно.
- Не игнорируйте признаки болезни: если вы заболели, обратитесь к врачу. Также обратите внимание на свое психическое и эмоциональное здоровье. Помните, что хорошая забота о себе может помочь и человеку, о котором вы заботитесь. Физические упражнения и здоровое питание также важны.
Узнайте о здоровом образе жизни »
Поддержание баланса в семье
- Членам семьи с инвалидностью может потребоваться дополнительный уход и внимание. Уделяйте время всем членам семьи, принимая во внимание потребности каждого человека. Например, для родителей ребенка с инвалидностью важно также проводить время друг с другом и с любыми другими детьми, которые у них могут быть.
- Подумай о передышке внешней иконки. «Отсрочка» относится к краткосрочному временному уходу, предоставляемому людям с ограниченными возможностями, чтобы их семьи могли отдохнуть от повседневной рутины ухода.
Disabilities: Healthy Living
Люди с инвалидностью или без нее могут оставаться здоровыми, изучая и ведя здоровый образ жизни.
Узнайте о здоровом образе жизни людей с инвалидностью »
Готовность к чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям
Важно, чтобы люди с ограниченными возможностями и лица, осуществляющие уход за ними, планировали свою защиту в случае чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия могут наступить быстро и без предупреждения и могут вынудить людей покинуть свои дома или остаться дома. Для миллионов американцев с ограниченными возможностями чрезвычайные ситуации, такие как террористические акты, и стихийные бедствия, такие как пожары и наводнения, представляют собой настоящую проблему.
Узнайте о готовности к чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям »
Для получения дополнительной информации
Ресурсы по уходу
Найдите дополнительную информацию и ресурсы по уходу, включая советы и ссылки на организации и сети, которые могут предоставить поддержку.
Ресурсы Администрации общественной жизни, Министерство здравоохранения и социальных служб США. 0003
Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и лечение
Автор Florence Byrd
В этой статье
- Что такое умственная отсталость?
- Каковы признаки умственной отсталости у детей?
- Что вызывает умственную отсталость?
- Можно ли предотвратить умственную отсталость?
- Как диагностируется умственная отсталость?
- Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
- Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?
Умственная отсталость (ID), когда-то называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями могут и действительно осваивают новые навыки, но они осваивают их медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от легкой до глубокой. Термин «умственная отсталость» больше не используется, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок.
Что такое умственная отсталость?
Человек с умственной отсталостью имеет ограничения в двух областях. Эти направления:
- Интеллектуальное функционирование. Также известный как IQ, это относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
- Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые в повседневной жизни, такие как умение эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.
IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний IQ равен 100, при этом большинство людей набирает от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75.
Для измерения адаптивного поведения ребенка специалист будет наблюдать за его навыки и сравнить их с другими детьми того же возраста. Вещи, которые можно наблюдать, включают то, насколько хорошо ребенок может самостоятельно есть или одеваться; насколько хорошо ребенок может общаться и понимать других; и как ребенок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.
Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения. Из пострадавших 85% имеют легкую умственную отсталость. Это означает, что они немного медленнее, чем в среднем, усваивают новую информацию или навыки. При правильной поддержке большинство из них смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.
Каковы признаки умственной отсталости у детей?
Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Признаки могут появиться в младенчестве, а могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто это зависит от степени инвалидности. Некоторые из наиболее распространенных признаков умственной отсталости:
- Поздно переворачиваться, садиться, ползать или ходить
- Поздно говорить или говорить с трудом
- Поведенческие проблемы, такие как взрывные истерики
- Трудности с решением проблем или логическим мышлением
У детей с тяжелой или глубокой умственной отсталостью могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судороги, расстройства настроения (тревога, аутизм и т. д.), нарушение двигательных навыков, проблемы со зрением или слухом.
Что вызывает умственную отсталость?
Каждый раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, это может привести к умственной отсталости. Однако конкретную причину умственной отсталости можно точно определить только примерно в трети случаев.
Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:
- Генетические заболевания. К ним относятся такие состояния, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы.
- Проблемы во время беременности . Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию.
- Проблемы во время родов . Умственная отсталость может возникнуть, если ребенок лишен кислорода во время родов или родился очень недоношенным.
- Болезнь или травма. Такие инфекции, как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, почти утопление, крайнее недоедание, инфекции головного мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, а также серьезное пренебрежение или жестокое обращение также могут вызвать это.
- Ничего из вышеперечисленного . У двух третей всех детей с умственной отсталостью причина неизвестна.
Можно ли предотвратить умственную отсталость?
Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенным из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным нельзя употреблять алкоголь. Надлежащий дородовой уход, прием витаминов для беременных и вакцинация против некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск рождения ребенка с умственной отсталостью.
В семьях с историей генетических нарушений перед зачатием может быть рекомендовано генетическое тестирование.
Определенные тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также можно проводить во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы еще до рождения, они не могут их исправить.
Как диагностируется умственная отсталость?
Заподозрить умственную отсталость можно по разным причинам. Если у ребенка есть физические аномалии, указывающие на генетическое нарушение или нарушение обмена веществ, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные тесты. К ним относятся анализы крови, анализы мочи, визуализирующие тесты для поиска структурных проблем в головном мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.
Детям с задержкой развития врач проводит тесты, чтобы исключить другие проблемы, в том числе проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если никакая другая причина задержки не будет найдена, ребенка направят на официальное тестирование.
Диагноз умственной отсталости определяется тремя факторами: беседой с родителями, наблюдением за ребенком и тестированием интеллекта и адаптивного поведения. Ребенок считается умственно отсталым, если у него есть дефицит IQ и адаптивное поведение. Если присутствует только одно или другое, ребенок не считается умственно отсталым.
После постановки диагноза умственной отсталости группа специалистов оценит особые сильные и слабые стороны ребенка. Это помогает им определить, сколько и какая поддержка потребуется ребенку, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.
Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
Для младенцев и детей ясельного возраста доступны программы раннего вмешательства. Команда профессионалов работает с родителями над составлением Индивидуального семейного плана обслуживания, или IFSP. В этом документе излагаются конкретные потребности ребенка и услуги, которые помогут ребенку развиваться. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение использованию специальных вспомогательных устройств или услуги по питанию.
Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (включая дошкольников) имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Это предусмотрено Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Родители и педагоги работают вместе над созданием Индивидуальной образовательной программы, или IEP, в которой излагаются потребности ребенка и услуги, которые ребенок будет получать в школе. Суть специального образования состоит в том, чтобы сделать адаптацию, приспособление и модификации, которые позволят ребенку с умственной отсталостью преуспеть в классе.
Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?
Шаги, которые помогут вашему умственно отсталому ребенку, включают:
- Узнайте все, что вы можете об умственной отсталости. Чем больше вы знаете, тем лучшим защитником вы можете быть для своего ребенка.
- Поощряйте независимость вашего ребенка. Дайте ребенку попробовать что-то новое и поощряйте ребенка делать что-то самостоятельно.