План синтаксического разбора предложений в начальной школе | Методическая разработка по русскому языку (2,3,4 класс) по теме:
Опубликовано 26.09.2012 — 11:37 — Чупакова Ольга Николаевна
Данная памятка поможет учащимся начальной школы без усилий запомнить и в дальнйшем выполнять без ошибок синтаксический разбор предложений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План разбора предложения.
- Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
- Подчеркни грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено однородными членами; сложное предложение).
- Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных членов (распространённое, нераспространённое) и подчеркни их.
- Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.
Подлежащее — главный член предложения, обозначающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком говорится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения, обозначающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? И ДР. и подчёркивается двумя чертами.
Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Определение подчёркивается волнистой линией. Чаще всего оно выражено именем прилагательным.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? и подчёркивается пунктирной линией.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель, способ действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ДР. и подчёркивается пунктиром с точкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Синтаксический разбор предложений» — презентация урока русского языка в 4 классе
Данная презентация урока русского языка позволит повторить и закрепить знания детей по теме «Синтаксический разбор предложений», а герои любимого мультфильма сделают урок ярким и интересным….
Синтаксический разбор предложения.
Практическое пособие «Синтаксический разбор предложения» поможет любому ученику достигнуть оптимального уровня знаний по сложной теме русского языка….
Памятка «Синтаксический разбор предложения»
Как правильно и поэтапно объяснить ученикам полный синтаксический разбор предложения? Для этого предлагаю вам разработанную памятку, с помощью которой ребята смогут научиться делать синтаксический раз…
Синтаксический разбор предложения
Презентация содержит краткий ход урока, мини исследование, орфографическую игру «Домино», алгоритм синтаксического разбора. …
Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.
Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»Цель: повторить и обобщить знания об однородных членах предложения;учи…
Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов
Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов…
Разбор предложения в начальной школе
Разбор предложения в начальной школе. Задания, памятки….
Поделиться:
Cинтаксический разбор предложения онлайн — на каком сайте смотреть
Синтаксический разбор предложения – обычная школьная задача. Ее еще называют разбором предложения по членам. К сожалению, машинный интеллект пока не может разбирать корректно все предложения. Поэтому в статье:
- Рассмотрим по пунктам, как его сделать вручную.
- Сравним онлайн-сервисы, которые все-таки найдены. Заранее скажу, что делают они не то.
- Можете задать вопрос здесь в комментариях внизу страницы — вам ответят.
Правила синтаксического анализа предложений | ||
Сервисы для разбора предложения по составу онлайн | ||
Школьный Ассистент | перейти на сайт | |
Учим Орг | Шпаргалка с примерами | перейти на сайт |
Руяз | Шпаргалка без примеров | перейти на сайт |
Язнайка | Много примеров | перейти на сайт |
Главсправ | Сухая справка | перейти на сайт |
Главред | Интересный сервис анализа качества текста | перейти на сайт |
Форумы | Спросите на форуме | https://rus.stackexchange.com, http://lingvoforum. net |
Здесь | Спросите прямо на этой странице в внизу в комментариях | внизу Внимание, прием заявок приостановлен! (админ устал) |
Правила синтаксического анализа предложений
- Определите вид предложения по цели высказывания:
Повествовательное Настя идет домой.
Вопросительное Настя идет домой?
Побудительное Шла бы ты домой, Настя.
- Определите тип предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.
Это сделать просто: если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение, очевидно, восклицательное. Не надо путать восклицательное и побудительное предложение.
Например, следующее предложение хоть и побудительное, но не восклицательное.
Шла бы ты домой, Настя.
А следующее восклицательное:
Настя, срочно или домой!
- Простое или сложное
Простое Настя идет домой.
Сложное Настя идет домой, а на улице идет снег.
Если предложение простое
- Односоставное или двусоставное.
Односоставное Вечереет.
Двусоставное Снег идет.
- Распространенное или нераспространенное
Распространенное Настя идет домой.
Нераспространенное Настя идет.
- Осложнено ли предложение однородными членами, вводными словами, обращением.
Осложнено однородными членами Настя и Петя идут домой.
Нет Настя идет домой.
- Подчеркните члены предложения и укажите части речи. Определить части речи можно с помощью онлайн-сервисов.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Настя и Петя идут домой.
- повествовательное
- невосклицательное
- простое
- двусоставное; грамматическая основа — Настя и Петя идут
- распространенное
- осложнено однородными членами Настя и Петя
Если предложение сложное
- Укажите, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
Союзная Стемнело, и Настя пошла домой.
Бессоюзная Стемнело, Настя пошла домой.
- Укажите средство связи в предложении: сочинительный союз, подчинительный союз или интонация.
Сочинительный Стемнело, и Настя пошла домой.
Подчинительный Стемнело, поэтому Настя пошла домой.
Интонация Стемнело, Настя пошла домой.
- На основе предыдущих двух пунктов сделайте вывод о том, какое это предложение: сложносочиненное, сложносочиненное или бессоюзное.
- Подчеркните члены предложения и укажите части речи.
Пример синтаксического разбора сложного предложения
Стемнело, и Настя пошла домой.
- повествовательное
- невосклицательное
- сложное
- связь союзная
- сочинительный союз и
- сложносочиненное предложение
Первое простое предложение: Стемнело. Односоставное, грамматическая основа — стемнело. Нераспространенное. Не осложнено.
Второе простое предложение: Настя пошла домой. Двусоставное, грамматическая основа — Настя пошла. Распространенное. Не осложнено.
Сервисы для синтаксического разбора предложения
Школьный Ассистент
Этот сервис стоит особо отметить, так как на нем можно выполнить упражнения в онлайн-режиме. Если это сделать, вы поймете по теме гораздо больше, чем просто после чтения теории. Ответы на задания доступны только зарегистрированным пользователям.
Упражнения на сайте АссистентаУчим Орг
Здесь есть схема разбора простого и сложного предложения в табличном виде и примеры разбора. Находится шпаргалка тут.
Руяз
Та же самая схема синтаксического разбора, в деталях описано построение схемы предложения, а примеров нет. Эта шпаргалка разбора находится здесь.
Язнайка
Та же схема разбора, очень много примеров с подчеркнутыми членами предложения. Особенно много подчеркнуто простых предложений. Находится шпаргалка тут.
Главсправ
А это сухая справка по синтаксическому разбору без примеров.
ГлавРед
Здесь нет синтаксического разбора предложения по школьной схеме. Но есть проверка текста на качество с анализом синтаксиса. Так что сервис находит и выделяет синим цветом некачественные конструкции, а также предлагает их изменить. Он может выделить неопределенно-личное предложение, причастие, залог, указать на чересчур сложный синтаксис.
Примерно так же, как это делает редактор Word, подчеркивая синтаксические ошибки зеленым цветом. Только здесь больше конструкций захвачено, и акцент не на правильности пунктуации, а на самой структуре предложения.Этот сервис нужен журналистам, редакторам и всем тем, кто следит за качеством письменного текста.
Чтобы воспользоваться сервисом:
- Откройте сайт glvrd.ru.
- Вставьте текст в пустое поле.
- Перейдите на вкладку «Синтаксис».
- Некачественные места в тексте будут выделены цветом.
- Если на них щелкнуть мышью, справа появится объяснение.
Автор adminОпубликовано Рубрики Русский язык, Сервисы онлайн
8.1.2 Построение деревьев синтаксического анализа
8.1.2 Построение деревьев синтаксического анализа
До сих пор программы, которые мы обсуждали, могли распознавать грамматическую структуру (то есть они могли правильно отвечать «да» или « no», когда его спрашивают, были ли введенные данные предложением, именным словосочетанием и т. д.), и to генерирует грамматический вывод . Это приятно, но мы также хотели бы иметь возможность парсить . То есть мы хотели бы, чтобы наши программы не только сообщали нам , которые предложений являются грамматическими, но и дать нам анализ их структуры. В частности, мы хотели бы видеть деревья, которые грамматика присваивает предложениям.
Что ж, используя только стандартный инструмент Пролога, мы не можем на самом деле рисовать красивые изображения деревьев, но мы можем строить структуры данных, которые ясно описывают деревья. Например, дереву
соответствует следующий терм:
s(np(det(a),n(женщина)),vp(v(побеги))).
Конечно: не выглядит так красиво, как , но вся информация на картинке есть. И, с помощью приличного графического пакета, было бы легко превратить этот термин в картинку.
Но как заставить DCG строить такие термины? На самом деле, это довольно легко. В конце концов, на самом деле DCG должен определить, что представляет собой древовидная структура при распознавании предложения. Так что нам просто нужно найти способ отслеживать структуру, которую находит DCG. Мы делаем это, добавляя дополнительные аргументы. Вот как:
s(s(NP,VP)) --> np(NP),vp(VP).
np(np(DET,N)) --> det(DET),n(N).
vp(vp(V,NP)) --> v(V),np(NP).
vp(vp(V)) --> v(V).
det(det(the)) --> [the].
det(det(a)) --> [a].
n(n(женщина)) --> [женщина].
n(n(man)) --> [man].
v(v(выстрелы)) --> [выстрелы].
Что здесь происходит? По сути, мы строим деревья синтаксического анализа для синтаксических категорий в левой части правил из деревьев синтаксического анализа для синтаксических категорий в правой части правил. Обратите внимание на правило vp(vp(V,NP)) --> v(V),np(NP)
. Когда мы делаем запрос, используя эту DCG, V
в v(V)
и NP
в np(NP)
будут конкретизированы в термины, представляющие деревья синтаксического анализа.
V
будет преобразовано в v(побеги)
, а NP
будет преобразовано в
np(det(a),n(женщина)).
Какой термин соответствует в.п., состоящему из этих двух структур? Очевидно, должно быть так:
вп(в(стреляет),нп(дет(а),н(женщина))).
Именно это дает нам дополнительный аргумент vp(V,NP)
в правиле vp(vp(V,NP)) -->
v(V),np(NP)
: он образует терм, функтор которого равен vp
, а первый и второй аргументы которого являются значениями V
и NP
соответственно. Говоря неформально: он объединяет термины V
и NP
под функтором vp
.
Чтобы разобрать предложение «Женщина стреляет», зададим запрос:
s(T,[a,woman,shoots],[]).
То есть мы просим, чтобы дополнительный аргумент T
был конкретизирован в дереве синтаксического анализа для предложения. И мы получаем:
T = s(np(det(a),n(женщина)),vp(v(стреляет)))
yes
Кроме того, мы можем сгенерировать все деревья разбора, выполнив следующий запрос :
с(Т,С,[]).
Первые три ответа:
T = s(np(det(the),n(женщина)),vp(v(выстреливает),np(det(the),n(женщина))))
S = [the,woman,shoots ,женщина] ;
T = s(np(det(the),n(женщина)),vp(v(выстреливает),np(det(the),n(мужчина))))
S = [the,woman,shoots, тот человек] ;
T = s(np(det(the),n(женщина)),vp(v(побеги),np(det(a),n(женщина))))
S = [the,женщина,побеги, a,woman]
Этот код следует внимательно изучить: это классический пример построения структуры с использованием унификации.
Дополнительные аргументы также могут использоваться для построения семантических представлений . Мы ничего не сказали о том, что означают слова в нашем маленьком DCG. На самом деле, в настоящее время многое известно о семантике естественных языков, и на удивление легко построить семантические представления, которые частично отражают смысл предложений или целых дискурсов. Такие представления обычно являются выражениями какого-либо формального языка (например, логики первого порядка, структур представления дискурса или языка запросов к базе данных) и обычно строятся по составу . То есть значение каждого слова выражается на формальном языке; это значение задается в качестве дополнительного аргумента в записях DCG для отдельных слов. Затем для каждого правила грамматики дополнительный аргумент показывает, как объединить значения двух подкомпонентов. Например, к правилу s --> np, vp
мы добавим дополнительный аргумент, указывающий, как объединить значение np
и значение vp
, чтобы сформировать значение s
. Хотя процесс семантического построения несколько сложнее, он очень похож на то, как мы строили дерево синтаксического анализа предложения из дерева синтаксического анализа его частей.