Сценарий экологического вечера»Брось природе спасательный круг»
На главнуюКоллегам · Наши издания (разработки) · Сценарии
Форма мероприятия: Экологический праздник.
Адрес библиотеки: МУ «ЦБС им. Н.В. Гоголя, библиотека им. Д.С. Лихачева» г. Новокузнецк Кемеровской обл., ул. Косыгина, 35 «Б».
Телефон: 610296, 610297.
Автор и ответственный за проведение: Лебезова О.Ю., ведущий библиотекарь читального зала.
Цель праздника: повышение экологической культуры школьников (4-6 кл.)
Задачи: познакомить с экологическими проблемами г. Новокузнецка, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.
Оформление: книжная выставка «Это Земля твоя и моя», DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки), музыкальное сопровождение — CD: Бах И.С. Ария из сюиты №3 , Сен-Санс Ш.К. «Карнавал животных» («Лебедь»), «Прекрасное далеко», «Облака», «Дорога добра».
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.
Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн.
тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду…Просмотр DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки).
Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя… Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.
Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
А вот следующий указ Петра от 1719 г.. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Послушайте стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…»
Стихотворение звучит на фоне арии из сюиты №3 И.С. Баха.
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего здесь только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
— Зачем всё это, Человек?!
Иду таежною долиной. ..
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
— А что? Кислотные дожди…
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
— Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье — Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.
Над Новокузнецком и в ясные дни подчас не увидишь голубого неба: оно закрыто пеленой пыли и дыма.
По данным ученых Международного центра экологических и медикобиологических исследований их содержание в воздухе превышает европейские стандарты в десятки раз.
По совокупности экологических условий города России разделяются на 5 категорий, 5-ая категория означает критическое экологическое состояние. К этой категории и отнесен Новокузнецк.
Основные объекты черной металлургии Кузбасса сконцентрированы в Новокузнецке: ОАО «ЗСМК», предприятия бывшего ОАО «КМК». Кроме этого, источниками воздействия на окружающую среду в городе являются: Западно-Сибирская ТЭЦ, ОАО «НЭК», Кузнецкий цементный завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкая ТЭЦ, ОАО «Завод Универсал» (промстройматериалы) и ряд др.
Последствия такой экономической политики оказались для местной природы катастрофическими, в городе поражены практически все сферы обитания человека: воздух, земля и вода.
Основными загрязняющими атмосферу веществами в Новокузнецке являются: оксид углерода, взвешенные вещества, диоксид серы, окислы азота, сернистый ангидрид, фтористый водород. Некоторые из них относятся к высокоопасным соединениям.
Страшная реальность нашего города — смоговые ситуации: суть состоит в том, что происходит не снижение концентраций вредных веществ, а накопление их на уровне нашего дыхания. Как правило, смоговые ситуации приходятся на периоды полного безветрия.
Тревогу вызывает состояние водного бассейна. Река Томь – главный источник водоснабжения – превратилась в своего рода гигантский коллектор химических загрязнений. Среди них немало высокотоксичных хлорорганических соединений. Содержание этих веществ в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации, и водозаборные станции не способны довести очистку воды до необходимых кондиций.
Промышленные выбросы попадают и в почву. Избыток тяжелых металлов в почвах вызывает повышенное накопление их в огородных культурах, что представляет опасность для здоровья человека.
Еще 100 лет назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от экологической беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один – полное самоуничтожение человека.
Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего надо за дело взяться инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появится больше мощных заводов, способных перерабатывать млн. и млн. тонн накопившихся отходов, то все еще можно поправить.
Вы знаете, что в декабре 2008 года в Новокузнецком районе начал работать новый полигон по утилизации твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающий завод. Этот комплекс – первый в Кузбассе, расположен в двух километрах от с. Кругленького. Процесс переработки и утилизации бытовых отходов состоит в следующем: вначале происходит извлечение дерева, пластмассы, бумаги, металла и стекла. Остатки же потом будут спрессованы, герметично упакованы в полиэтилен и захоронены. Согласно проекту, новый полигон прослужит городу и горожанам не менее 75 лет.
А что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо – то всем станет жить веселее и свободнее.
Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам… Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем ?
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите Землю!
Берегите…
Стихотворение звучит на фоне произведения Ш.К. Сен-Санса «Лебедь» («Карнавал животных»).
Чтобы сберечь живую природу, надо ее изучать. Давайте попробуем ответить на вопросы экологической викторины.
1. Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? – Не сбрасывают хвою.
2. Чем отличается от других хвойных деревьев лиственница? – Сбрасывает свои иголки каждый год.
3. Сколько живет гриб? — 5-10 дней.
4. Сколько лет живет грибница? — До 100 лет.
5. Есть ли корни у мхов? – Нет.
6. Влияет ли размер крыльев насекомых на скорость полета? – Нет. Лучше летают те, которые чаще взмахивают крыльями.
7. Назовите насекомое, являющееся санитаром леса.
Неприметен в чаще леса, я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса поднял груз в 109 раз. – Муравей.
8. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? – У березы.
9. Хвоя какого дерева используется в парфюмерии? – Пихты.
10. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. – Ива.
11. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? – Кедры.
12. Какая птица не высиживает яиц? – Кукушка.
13. Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч? – Стриж.
14. Эти птицы прилетают к нам с первым снегом. – Снегири.
Игра «Кто здесь лишний?»
В игре участвуют 2 команды («Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики»), в каждой команде по 2 участника. Командам выдаются листы с одинаковым заданием. На листах написаны названия насекомых, птиц, земноводных. Оставить необходимо только насекомых.
Трясогузка (птица)
Тля (насекомое)
Сплюшка (сова)
Японодедка (бабочка)
Зеленушка (птица)
Овсянка (птица)
Тритон (саламандра)
Полоз (уж)
Поползень (птица)
Павлиний глаз (бабочка)
Побеждает команда, не вычеркнувшая тлю, японодедку и павлиний глаз.
Пока команды выполняют задание, зрители слушают песню «Прекрасное далеко» и стараются услышать звучащий в ней вопрос «А сегодня что для завтра сделал я»?
Варианты ответов ребят: можно построить скворечники, сделать кормушки, посадить дерево, нужно потушить в лесу костер, ходить в лесу по тропинкам и т. д.
Комментарий. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек – тропу, а тысячи – пустыню. Отдыхаете на природе – убирайте мусор. Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар.
Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с изменением погоды. Знаете ли вы народные приметы?
Ребята хором отвечают, какой погоде (дождь или ведро – хорошая погода) соответствует примета.
1. Мошки и комары летают роем. – В.
2. Много паутины на траве, кустах, деревьях. – В.
3. Стрижи и ласточки летают низко. – Д.
4. Очень рано улетают пчелы в поле. – В.
5. Куры перебирают свои крылья клювом. – Д.
6. Из воды выползают лягушки и громко квакают. – Д.
7. Воробьи кувыркаются в пыли и громко чирикают. – Д.
8. Муравьи работают, «не покладая рук». – В.
Конкурс «Узнай целебное растение».
Одновременно с описанием растения показывается его изображение.
1. Зеленые кусточки,
Алые цветочки.
А плоды – в красной рубашечке, Брюшко камешками набито.
В ягоде этого кустарника много витамина С. А сам куст, на котором она растет, – с шипами. (Шиповник).
2. В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алена. (Береза).
3. С детворой играю в прятки,
Не прошусь в лукошко к ней.
Кто я? – Ягодок десятки
В каждой ягодке моей.
Сушеные ягоды и листья этого растения незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру. (Малина).
4. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Эти ягоды помогают улучшить зрение. (Черника).
5. Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его еще очень любят кошки. (Валериана).
6. Весной растет, летом цветет, осенью осыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит он от гриппа, кашля и хрипа.
Это дерево встретишь скорее в парке, чем в лесу. Его пахучие цветы сушат, а потом заваривают при простуде. Пчелы собирают на этом дереве самый полезный мед. (Липа).
7. Цветок как бубенчик, беленький венчик,
Цветет он не пышно, звенит ли — не слышно. (Ландыш).
8. Сколько белых и темно – лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронь – дождем лепестковым Осыпается мокрая дрожь. (Сирень).
9. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей. (Роза).
10. Расцветено повсюду смело.
И порой бывает так,
Что цепляюсь озверело
Даже в самых злых собак. (Репей).
11. На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка –
Все знают, что зовут цветок… (Фиалкой).
12. Цветки белые кистями,
Плоды черные, с костями. (Черемуха).
13. У маленькой елочки колкие иголочки,
Шарики синие, словно бы в инее. (Можжевельник).
14. Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко. (Земляника).
15. Цветочек забавный цветет под осиной:
Был красным недавно – теперь уже синий. (Медуница).
16. На пустырях и по дорогам
Соцветьем беленьким сорняк.
Но, изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он — салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму. (Пастушья сумка).
Конкурс «Живая буква»
Команды «Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики» выстраиваются в две колонны по 6 человек. На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы. Пример таблиц:
Т | О | |
Цветок | ||
Дерево | ||
Насекомое | ||
Рыба | ||
Птица | ||
Зверь |
Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр. , Т: тюльпан, О: одуванчик) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.
Путаница.
В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно определить понятие.
1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый… крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, –
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его … жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака –
Это место называется … река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает – сюрприз,
Дружно скажем: это … лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это … киска.
Лев.
Скажите, ребята, без чего, кроме воздуха, человек долго не может прожить? Правильно, без воды. Хотя мы к ней привыкли, она повсюду нас окружает — это настоящее чудо природы. Без нее нет жизни. Наш край богат водными ресурсами. В Кемеровской области насчитывается около 21 тыс. больших, средних и малых рек.
Угадайте названия рек.
1. Главная водная артерия родного края. В переводе с кетского – «темная». (Томь).
2. Протекает в черте нашего города, левый приток Томи, переводится с тюркского — «река, текущая с вершины горы или ущелья». (Аба).
3. Левый приток реки Томи, протекающий по Новоильинскому району. (Петрик).
Комментарий. На территории Кемеровской области до прихода русских проживали народности кеты, селькупы, шорцы, телеуты, поэтому многие географические названия Кузбасса имеют тюркские корни.
А сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Вода – не вода». Я называю ряд слов. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, например, «облако», то вы беретесь за руки и изображаете покачиванием волны. А если названное слово имеет косвенное отношение к воде, например, «кран», то нужно дружно хлопнуть в ладоши.
Игра проходит на фоне песни «Облака».
Рыба (н), снег (в), корабль (н), кальмар (н), роса (в), радуга (в), водомерка (н), водопад (в), бобер (н), дождь (в), морская губка (н), океан (в), туман (в).
Разгадываем кроссворд.
1. Гадкий утенок в зрелом возрасте. (Лебедь).
2. Делимая часть неубитого медведя. (Шкура).
3. Чип или Дейл как представители фауны. (Бурундук).
4. Единица измерения удава. (Попугай).
5. Цветок, давший название позе йоги. (Лотос).
6. Художник — передвижник, которому позировали грачи. (Саврасов).
Много есть на свете хороших стран и земель, но одна у человека родная мать и одна у него Родина. И ваша Родина нуждается в вас, ребята, в ваших умных руках, добром сердце.
Звучит песня «Дорога добра».
Список литературы
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для
учащихся. — М.: Просвещение, 1995. — 207с.
2. Зеленая волна: сб. сценариев /Сост. О.Л. Божин. — Кемерово, 2005. —
108с.
3. Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране
окружающей природной среды Кемеровской области в 2006 году».
— Кемерово, 2007.
4. Надежные технологии / С. Шибанова // Новокузнецк. — 2008. — 9
дек.(№96).-С.1,2.
5. Соловьев Л.И. Краеведческие игры: Учебное пособие. — Кемерово:
Изд-во КРИПКиПРО, 2004. — 368с.
6. Экология Новокузнецка: Реферативный обзор. — Новокузнецк,
1998.
Сценарий экологического праздника «В защиту природы» (1
ЧОУ «Лесосибирская православная гимназия»
Экологический праздник для младших школьников
«В защиту природы»
Учителя начальных классов:
Бавыкина Ольга Анатольевна
Коптилина Любовь Васильевна
Коробейникова Валентина Николаевна
Ткаченко Марина Николаевна
Лесосибирск
2021 г.
Сценарий экологического праздника для младших школьников
«В защиту природы».
Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.
Оборудование: выставка рисунков на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе; костюмы; музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Под музыку Дж. Лайта «Одинокий пастух» выходит ведущий.
Ведущий:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ведущий:
— Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы — неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.
Сценка «Разговор цветов».
Ведущий:
— Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?
Ромашка:
— Доброе утро, дорогой Ландыш!
Ландыш:
— Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.
Ромашка:
— Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.
Ландыш:
— А что-то я не слышу Колокольчика… Ты, Ромашка, не видела его?
Колокольчик:
— Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!
Ландыш:
— Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!
Ромашка:
— Какие у вас новости?
Колокольчик:
— Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.
Ландыш:
— Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,
Ромашка:
— Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.
Колокольчик:
— Что же теперь будем делать?
Ландыш:
— Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.
Ромашка:
— Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.
Цветы убегают.
Ведущий:
— Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.
Чтец 1.
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Чтец 2.
В нас молчало хозяйское «Стой!»,
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Чтец 3.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Е. Карасев
Чтец 4.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Р. Гамзатов
Чтец 5.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты, —
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Т. Собакин
Ведущий:
— А сейчас мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Березка:
— Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес — это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.
Чтец 1.
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет — я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он.
Адом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах
Как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы.
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют.
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Березка:
— Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.
Выходят дети, поочередно называют правила.
• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.
• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.
• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.
• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.
• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.
• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.
• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.
Березка:
— Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей.
— Ребята, а сейчас узнайте из загадок, какие растения мы можем встретить в наших лесах.
Загадки:
Прямо
в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись.
Не березы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)
Не береза, не рябина —
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
Осень дивная настанет,
Красным дерево то станет.
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие! (Клен.)
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей. (Дуб.)
Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные, тёплые,
А с другой чуть грубые, холодные. (Мать-и-мачеха)
Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький. (Подснежник)
На зеленой крупной ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Цветёт он майскою порой,
Его
найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят…(Ландыш)
Ведущий:
А сейчас мы хотим посмотреть, как вы знаете животных нашего леса.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Заяц.)
По
двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)
Третий след –
Трав
копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее … (Лиса.)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
— А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.
— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)
— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)
— Из какого дерева делают спички? (Из осины)
— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
— Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира)
— Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.
Ведущий:
— В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы — защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучат голоса птиц.
Чтец 2.
Мы безмерно богаты,
В наших садах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах?
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится.
Как же фауна, дескать.
Как же наше богатство —
На полях, в перелесках.
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство. И только.
Ну дрозды, ну синички.
Где запомнишь все клички?
Просто птички и только.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Ведущий:
— Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.
Сценка «Разговор птиц на лесной поляне».
На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворон и садится на пенек.
Ворон:
— Кар-р-р, кар-р-р… Хулиганы! Ох, и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
На сцене появляется Синица.
Синица:
— Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, дядюшка Ворон! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворон:
— Кар-р-р… Еле ноги сейчас из города унес. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого города). Сидел на заборе, смотрел, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня, снежками (вздыхает)…
Синица:
— Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, дядюшка Ворон, что из десяти синиц за зиму выживают только девять… Бедные мои сестрички!
Ворон:
— Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил, что не знает, как пережить зиму.
Синица:
— А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…
Ворон:
— Что это еще за кормушки?
Синица (показывает вдаль).
— Да вон, видишь!
Ворон:
— Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видел у одного дома. Летал я как-то по городу. Три дня ничего не ел, сел на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянул я в нее, а там семечки… Так и выжил в ту зиму.
Синица:
— И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворон:
— Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?
Синица:
— Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворон:
— А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица:
— Дядюшка Ворон, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Ведущий:
— Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.
Видео «Живи Земля» (В. Леонтьев)
Ведущий:
— Для птиц и зверей созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.
Чтец 3.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится,
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря,
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
А земля без зверей — не земля!
Ведущий:
— Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения. К нам на праздник пришел юннат с книгой «Память о погибших», и сейчас он вас с ней познакомит.
Юннат:
— Кто только не оставил в этой книге свои подписи: слоны и тигры, бобры и косули. Все жалуются на людскую несправедливость! Даже волки. Волк жалуется, что его добрым именем пугают детей. Между тем он умный и не такой уж вредный. «Придет время, и люди еще пожалеют, что так безжалостно истребляли волков», — написал он в заключение. А вот попавшие в жалобную книгу высказывания рыб. В одну из тяжелых минут своей жизни они собрались вместе и обратились с речью к людям. «Уважаемое человечество! — пишут они. — Вы ловите нас на крючки и в сети. Мы покоряемся: вы сильнее и умнее нас. Уважаемые люди! Будьте благоразумны. Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба — существо опрятное, чистое. Зачем же вы загрязняете пруды, реки, озера? Зачем вы губите нас и наших детей? Какая вам от этого польза?» Да, многие животные исчезли с лица Земли. Совсем не осталось степной дикой лошади — торпана, на которую еще 100 лет назад охотились из-за вкусного мяса. Вымерли туры. Волки раньше подвергались массовому истреблению. А оказалось, что волк, подобно ястребу, является санитаром леса. Сегодня это животное внесено в Красную книгу. Человек никогда не должен быть жестоким, он всегда обязан поступать разумно. Помните это!
Ведущий:
— Спасибо тебе, юннат! Мы с ребятами постараемся бережно относиться ко всему живому. Спасибо за добрый совет. Нам очень хотелось бы, чтобы тебе запомнился наш праздник. Для тебя танцует… (фамилия, имя выступающего).
Ведущий:
— А сейчас, ребята, давайте-ка посмотрим, какие вы у нас умные, сообразительные, насколько хорошо знаете животный мир. Ответьте мне на блиц — вопросы.
Блиц — вопросы:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
— Назовите животное, которое умеет валить деревья. Оно взято под охрану. (Бобер)
— Эта птица во время токования глохнет. Отсюда ее название. (Глухарь)
— Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц-беляк.)
— Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
— Когда еж не колется? (Когда он только что родился.)
— Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
— У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)
— Какая птица выше всех летает? (Орел.)
— Сколько ног у паука? (Восемь.)
— Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)
— Умеют ли слоны плавать? (Да.)
— Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
— Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечника? (В дуплах.)
— Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Она погибает.)
— Сухие или свежие грибы ест белка? (Сухие.)
— Сухие или сырые грибы едят барсуки и лоси? (Сырые.)
— Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.
Чтец 1.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух, три ее основы.
Какая бы ни грянула беда, —
Целы они — все возродится снова.
Чтец 2.
Природа-мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых небес…
Цени ее доверие
И в темный лес входи,
Как в храм, под мраморные своды.
С. Викулов
Чтец 3.
О, как природа-мать терпима и добра,
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним:
На стрежнях — осетра,
Касатку — в небесах,
В таежных дебрях — тигра.
Чтец 4.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!
К. Ибряев
Далее читают под музыку из передачи «В мире животных».
Чтец 1.
Человек! Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты!
Пусть птенчикам
И маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Чтец 2.
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Хор с песней «Мы хотим, чтоб птицы пели» (Е. Карганова, Я. Жабко)
Ведущий:
— Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы — святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей.
Будь как природа: Внимательность для маленьких детей
Инструкции
Начало работы
- Примечание. Эта практика проводится на улице.
- Начните с опроса учащихся об их любимых уголках природы. Как они себя чувствуют на природе? Скажите им, что они представят, каково это быть любимыми вещами на природе.
Практика
Попросите учащихся сесть прямо, не касаясь соседей. Скажи:
Когда мы выходим на улицу, мы можем увидеть и почувствовать так много прекрасных вещей. Такие вещи, как деревья, ветер, облака и солнце.
Во многом мы похожи на эти прекрасные уголки природы, и в этом упражнении мы будем подобны дереву, ветру и солнцу.
Наше тело похоже на дерево. Он растет и становится сильным.
Наше дыхание подобно ветру. Он втекает и вытекает.
И солнце как часть нас теплая и добрая.
Итак, давайте опустим или закроем глаза и сядем прямо, как дерево. Мы вытягиваем руки наружу и растягиваем пальцы, как ветки и листья. Давайте сожмем пальцы вместе, а затем отпустим и почувствуем, как они шевелятся, как будто их дует ветер.
А теперь, когда дует ветер, давайте, как ветер, сделаем два больших медленных вдоха. Вдох… и выдох, выдувание ветра. Вдох… и выдох, выдувание ветра.
И вот выглянуло солнце и согрело дерево и ветер. Когда оно светит на дерево, мы чувствуем свое тело. Вы чувствуете свои пальцы и чувствуете пальцы ног? Что еще вы можете чувствовать — просто замечая?
И когда солнце освещает ветер, мы чувствуем дыхание нашего тела. Вы чувствуете, как ваш живот движется вверх и вниз? Вы чувствуете, как воздух входит и выходит из вашего прекрасного тела?
А с солнцем высоко в небе, освещающим и согревающим весь мир, ты тоже можешь согреть мир — своей добротой!
Подумайте о ком-то, кому не помешает немного доброты, например, о вашей сестре или брате, друге или учителе. И когда вы думаете о них, пожелайте им: «Пусть вы будете счастливы», представляя, как они улыбаются, как солнце.
Ты тоже заслуживаешь счастья. Так что теперь пожелайте себе: «Пусть я буду счастлив» и улыбнитесь, как солнце.
И когда вы улыбаетесь, как солнце, почувствуйте, как ваше тело сидит высоко, как дерево, и почувствуйте, как ваше дыхание дует, как ветер.
А затем осторожно откройте глаза и осмотритесь. Ты великолепен!
Закрытие
- Спросите учащихся, как они себя чувствовали после этой практики. С какой частью природы им больше всего нравится общаться — с деревьями, ветром или солнцем? Почему?
Источник
© Скотт Роджерс, 2017 г. Все права защищены. Это адаптированное упражнение основано на методе SoBe Mindful — наборе практик, разработанных Скоттом Роджерсом.
Когда говорит природа | Зеленый учитель
Впервые появилось в выпуске за весну 2013 г.
Выявление мероприятий и программ, которые успешно связывают учащихся с их окружением, может оказаться непростой задачей. В то время как посещения на свежем воздухе полезны, остается проблема, как вовлечь учащихся в их окружение. Драматические действия, такие как ролевые игры, являются полезным способом заинтересовать учащихся природой и открыть им новые возможности для изучения окружающей среды.
Хотя текущие программы экологического образования направлены на улучшение знаний детей о мире природы, иногда они могут вызвать у учащихся чувство апатии, депрессии или скуки, вместо того, чтобы вдохновить их на то, чтобы побыть на природе. Такие программы часто переполнены действиями и богаты технической информацией и инструкциями, что приводит к тому, что времени на вдумчивые размышления, практические игры или исследования практически не остается. Понятно, что эти программы нравятся преподавателям, поскольку они богаты по содержанию, но часто они допускают лишь поверхностную связь между учащимися и внешней средой, жертвуя качеством опыта ради охвата учебной программы и результатов 1 .
Драматические и основанные на персонажах программы, которые включают в себя обучение на месте, творческие методы преподавания и студенческие запросы, дают участникам возможность учиться, используя свое воображение. Больше неструктурированного времени, проведенного на свежем воздухе, а также более широкий выбор творческих занятий и возможностей для драматических ролевых игр, позволяет более активно взаимодействовать с окружающей средой, побуждая детей идентифицировать мир природы и сопереживать ему 2 . Ролевые игры и другие драматические программы предоставляют учащимся развлекательные мероприятия, похожие на игру, что облегчает участие и понимание тематического сообщения программы.
Преимущества ролевой игры
Интерактивная ролевая игра способствует обучению, побуждая учащихся участвовать в формировании деятельности; студенты переходят от пассивных наблюдателей к активным создателям своей программы. Следовательно, учащиеся чувствуют большую ответственность за деятельность, что вызывает у участников более вдумчивые размышления 3 . Конечным результатом является ученик, который чувствует связь с природой сильнее, чем если бы его просто учили экологическим понятиям в классе.
Когда ребенок берет на себя роль и осваивает ее, задействованы его эмоции и чувство сопереживания персонажу. С помощью воображения учащиеся получают представление о существах из мира природы и с большей вероятностью будут чуткими и благодарными по отношению к окружающей среде и ее обитателям 3 . Например, ребенок, притворяющийся белкой, может установить значимые связи между средой обитания белки, ее поведением и источниками пищи, а также потребностью в поддерживающей экосистеме.
Возможно, самым неоспоримым преимуществом ролевой игры является ее способность создавать запоминающиеся и приятные впечатления от обучения как для учащихся, так и для руководителя мероприятия. Поскольку ролевая игра создается ее участниками, она никогда не повторяется дважды, и эта тайна помогает поддерживать активное участие в программе 4 . В результате ролевые игры, как правило, очень заряжены и интересны, проводятся инструктором, но питаются энергией и воображением учеников.
Как сделать ролевую игру эффективной для вашего класса
Все классы уникальны, и благодаря творческому планированию ролевые игры могут быть разработаны так, чтобы они были полезны для каждого класса, независимо от размера или уровня обучения учащихся.
Размер класса . Большинство пьес по сценарию имеют ограничения, поскольку они рассчитаны на определенное количество предустановленных персонажей. Более творческие ролевые игры (такие, как упражнение с этой статьей) допускают большую гибкость в отношении количества участников и могут быть успешно проведены в классе от 4 до 40 учащихся. В больших классах учащиеся могут быть разделены на более мелкие группы, каждая из которых прорабатывает сценарий или ситуацию, позволяя учителю перемещаться между ними, чтобы наблюдать и участвовать в обсуждениях.
Вопросы поведения и управления – Ролевая игра дает учащимся большую свободу и больший контроль над деятельностью, чем традиционные программы, что может быть нервным для педагогов, у которых в классах могут быть учащиеся с поведенческими проблемами. Тем не менее, ролевая игра часто отлично подходит для учащихся с поведенческими проблемами, поскольку она очень активна и динамична, что увеличивает участие и вовлеченность учащихся, что часто приводит к улучшению поведения. В ролевой игре также используется расширенное практическое обучение и игра с воображением, которая вовлекает всего учащегося (разум и тело) и подходит для самых разных стилей обучения.
Физические ограничения – Ролевая игра предлагает несколько преимуществ для работы с группами учащихся с ограниченными физическими возможностями. Многие традиционные программы основаны на предположении, что все учащиеся равны по способностям, что может ограничивать и разочаровывать учащихся с ограниченными возможностями. Ролевая игра позволяет учащимся брать на себя множество различных ролей, которые могут быть адаптированы индивидуально для учащихся, при этом физические препятствия легко включаются в характер ролевой игры. Например, учащемуся с ограниченной подвижностью можно дать роль дикобраза в ролевой игре о дикой природе. Дикобраз, хотя и медлительный, имеет ряд уникальных и интересных адаптаций, которые помогут учащемуся больше идентифицировать себя с животным и, следовательно, с меньшей вероятностью будут чувствовать себя отпугнутыми из-за собственной инвалидности.
Подготовка сцены для эффективной ролевой игры
Для учителей, не знакомых с проведением ролевой игры, следующие советы помогут вам и вашим ученикам создать веселую и эффективную программу:
Перед началом ролевой игры play Activity
- Помедленнее. Ролевые игры требуют времени, чтобы учащиеся узнали о своих персонажах, визуализировали свои роли, поучаствовали и подвели итоги. Выделите себе достаточно времени при организации своей первой игры, чтобы у детей было время по-настоящему принять участие в игре, не чувствуя спешки.
- Информировать участников. Актеры не могут действовать, не зная сцены, и точно так же учащиеся не могут участвовать в ролевой игре без адекватной информации о своем сценарии. Обязательно сначала расскажите учащимся о сценарии, персонажах и проблемах, чтобы они могли полностью погрузиться в свою роль.
Во время ролевой игры
- Тон задает лидер. В качестве образца для подражания для учащихся крайне важно, чтобы вы активно участвовали в ролевой игре в качестве персонажа; если вы не чувствуете склонности «подыгрывать», то и некоторые из ваших учеников не могут. Ваше участие в мероприятии часто является жизненно важным компонентом драмы, придавая вашим ученикам мужество участвовать в них 4 .
- Обеспечьте участникам комфорт, как физический, так и эмоциональный. Ролевые игры могут быть стрессовыми и психологически тяжелыми для некоторых учащихся. Убедитесь, что занятие проводится в уединенном и удобном месте – для участия в таком мероприятии многим учащимся требуется огромное мужество и умственное напряжение; им не нужно беспокоиться о собирающейся аудитории или низких температурах .
- Плывите по течению. Пожалуй, важнее всего помнить, что ролевая игра органична. Это деятельность, которую нельзя полностью спланировать заранее, и, хотя некоторые ролевые игры будут более успешными, чем другие, лучшие ролевые игры собираются спонтанно, и следует поощрять разнообразие и уникальность. Приготовьтесь к различным ситуациям, а затем держитесь за поездку.
После ролевой игры
- Подтвердите пережитые эмоции. В зависимости от темы вашей ролевой игры могут возникать сложные концепции, например, санитарное состояние окружающей среды или обращение людей с животными. Эти темы могут вызывать у участников различные эмоции, которые некоторым людям может быть трудно понять и передать. Убедитесь, что участников внимательно слушают и обсуждают их эмоции, чтобы подтвердить важность их опыта.
- Сохранение сформированного естественного соединения. Как и во всех отношениях, для создания прочных связей требуется несколько встреч. Используйте ролевую игру в дополнение и другие мероприятия на природе, такие как ведение дневника на свежем воздухе и походы на природу, чтобы помочь вашим учащимся сформировать более прочные чувства связи с окружающей средой.
У большинства детей врожденный интерес к игре и использованию своего воображения, которые могут быть мощными инструментами для значительного образовательного опыта. Ролевые игры идеально подходят для использования в экологическом образовании, поскольку они вызывают у учащихся волнение и загадочность, а также вовлекают их в участие, развлечение и глубокое понимание смысла урока. Как педагог, пусть ваши ученики увидят вашу любовь к природе, участвуя в программе ролевых игр и освобождая свое внутреннее животное!
Ссылки
1. Nabors, M.L., Edwards, L.C., & Murray, R.K. (2009). Обоснование экскурсий: что говорят нам исследования и что говорят координаторы участков. Образование, 129(4), 7.
2. Леви, С. (2005). Драма в экологическом образовании. Зеленый Учитель, 77, 15-19.
3. Макнотон, М.Дж. (2010). Образовательная драма в образовании для устойчивого развития: экопедагогика в действии. Педагогика, культура и общество, 18(3), 289-308.
4. Макшарри Г. и Джонс С. (2000). Ролевая игра в преподавании и изучении науки. School Science Review, 82, 73–82.
Цель: Побудить учащихся взять на себя роль лесного существа и вызвать чувство естественной связи и сопереживания по отношению к дикой природе и окружающей среде в целом.
Уровень: 4–9 классы Время: 60–90 минут
Место: Лучше всего подходит естественное место на открытом воздухе. Уединенное место в лесу предпочтительнее, поскольку оно действует как убежище, позволяя учащимся более глубоко участвовать в деятельности.
Материалы: Карточки видов – Составьте 5-6 карточек с изображением одного местного вида животных на каждой карточке. Включите подробности о животном, такие как его диета, приспособления и любые забавные факты. Распечатайте достаточно по одной карточке на участника.
Процедура:
1. Выведите учащихся в центр лесного массива и попросите их удобно сесть и закрыть глаза.
2. Когда учащиеся закрывают глаза, ведущий представляет себя «Матерью-природой» и рассказывает учащимся историю трансформации, предлагая им визуализировать свое превращение из человека в «более чем человеческое» существо лес. (Это может помочь предварительно написать небольшой рассказ перед занятием для тех, кто менее склонен к импровизации. Получайте удовольствие от этого — рассказ должен быть подробным и причудливым — чем больше визуальных образов, тем лучше.)
3. Следование рассказ, когда учащиеся все еще сидят в задумчивости с закрытыми глазами, вручают каждому карточку с изображением животного.
4. После того, как учащиеся получат свои карточки, попросите их спокойно просмотреть характеристики своего вида, затем сдать карточку и отправиться исследовать лес самостоятельно в качестве нового персонажа. На этот раз важно, чтобы учащиеся активно развивали и формировали своих персонажей, а также свои истории, а не просто просили воспроизвести заранее написанный сценарий.
5. После того, как у вас будет достаточно времени, чтобы исследовать лес в качестве своего животного (5-15 минут в зависимости от учащихся), перезвоните учащимся и попросите их найти других представителей того же вида, не используя человеческий голос. Это позволяет учащимся использовать аспекты импровизации и творчества, изобретая способы общения со своими одноклассниками без голоса. Поощряйте их действовать физически и использовать реквизит (например, палки вместо рогов)
6. Как только все «животные» найдут друг друга, Мать-природа созовет группы животных, сообщив им о важных экологических ситуациях, которые необходимо обсудить группам «животных» (например, лесной пожар приближается к лесу, увеличение у хищников опытный и др.). После того, как Мать-Природа представит каждую ситуацию, пусть каждый вид животных обсудит ее влияние на них и, в свою очередь, представит свою точку зрения группе. Предложите учащимся найти решения для затруднительного положения в зависимости от их вида.
7. После нескольких раундов этих дискуссий Мать-Природа может рассказать учащимся захватывающую историю, в которой их просят вернуться в свое человеческое состояние.
Дополнительные дополнения: Упражнение можно продлить на несколько часов или даже на несколько недель, добавив в ролевую игру дополнительные действия. Такие действия могут включать в себя ведение журнала их персонажей, изготовление масок или дополнительные исследования их конкретных видов животных.
Чтобы просмотреть фотожурнал, нажмите здесь.
Если вы еще не являетесь подписчиком, подпишитесь, чтобы прочитать статью полностью. Она имеет степень магистра экологического образования, а также степень бакалавра наук об окружающей среде и охране окружающей среды. У нее более 10 лет опыта в создании и реализации образовательных программ на открытом воздухе и в области окружающей среды в различных неформальных образовательных учреждениях; включая летние лагеря, фермы, парковые системы и ботанические сады.